Большинство своих сочинений шопен написал для оркестра фортепиано или скрипки

Гений музыки Фридерик Шопен

Автор – Анатолий БЕЗНОЩЕНКО

Простота является высшей целью, достижимой, когда вы преодолеваете все трудности.
Ф. Шопен
Композитор и пианист – виртуоз, прожив всего лишь 39 лет, успел стать музыкальным классиком Польши и оказал значительное влияние на всю мировую музыку. По словам российского композитора Антона Рубинштейна, Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано.

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от столицы Польши Варшавы, в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец – француз. Семья жила в имении графа Скарбенка, где отец служил домашним учителем. После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее, и семья переехала в столицу.
Маленький Шопен рос в окружении музыки и тонко ее чувствовал. Отец играл на скрипке и флейте, мать пела и играла на фортепиано. К пяти годам мальчик уже исполнял несложные пьесы. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный.
Первое выступление пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех. А к двенадцати годам Фридерик не уступал лучшим польским пианистам. В одной из варшавских газет Шопена назвали «настоящим гением музыки». Одновременно с занятием музыкой мальчик получил хорошее образование. Он владел французским, немецким языками и хорошо рисовал, особенно карикатуры.

ПРОЩАНИЕ С РОДНОЙ ПОЛЬШЕЙ

В тринадцать лет Фридерик поступил в лицей, успешно его закончил, затем поступил в Высшую школу музыки. Здесь он занимался с опытным педагогом Иосифом Эльснером. Среди его заметок сохранилась характеристика, данная юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений». К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом и композитором Польши.
В 1829 году молодой музыкант съездил в Вену. Его концерты прошли с успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему нужно отправиться в концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Ему казалось, что он покинет родину навсегда. Осенью 1830 года Фридерик наконец выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Шопену было двадцать лет.

Читайте также:  Как взломать гитар хиро

ПРЕДЧУВСТВИЯ НЕ ОБМАНУЛИ…

Шопен действительно расстался с родиной навсегда. В Вене он давал концерты, но самостоятельный концерт ему дать не удавалось, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно.
Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве начались восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Музыкант решил вернуться в Польшу. Но близкие Шопену люди уговорили служить родине своим искусством. С горечью композитор покорился и вместо Варшавы направился в Париж.

В дороге он узнал, что восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь. Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж и прожил здесь до конца жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. В своих привязанностях и творчестве музыкант оставался поляком.
Шопен завоевал Париж как пианист. Выжидали только музыкальные издатели. Они публиковали произведения, но бесплатно. Поэтому Шопен вынужден был давать уроки музыки по пять – семь часов ежедневно. Эта работа отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, будучи композитором с мировым именем, он не мог позволить себе отказаться от занятий с учениками.

ЖЕНЩИНА – ЯДОВИТОЕ РАСТЕНИЕ

Романтическая внешность Шопена привлекала женщин не меньше, чем его музыка. Первой любовью Фридерика стала юная певица Констанция Гладковская, студентка Варшавской консерватории. В письме другу Вайцеховскому он признавался: « У меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу. Он вдохновил меня, чтобы написать утром этот вальсик, посылаемый тебе».
Влюбленный юноша сочинил тогда одну из лучших песен «Желание».
Однако молодой человек так и не смог рассказать Констанции о своем чувстве. Лишь спустя годы женщина с удивлением узнала о том, как много когда – то значила для Шопена.

Уже в Париже в 1836 году он сделал предложение Марии Водзинской, хорошенькой и музыкально одаренной дочери польского графа. Она приняла его, но родители, обеспокоенные здоровьем Шопена, уговорили дочь прекратить отношения.
Позже Фредерик познакомился с французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд. Несмотря на то, что Жорж Санд пользовалась скандальной репутацией, Шопен не стал избегать общения, хотя сначала девушка ему не понравилась. Однажды он сказал своему другу: «Что за отвратительная женщина эта Санд. Да и женщина ли она вообще?»
Но в итоге их связь продлилась 9 лет. Друзья Шопена впоследствии обвиняли Аврору в том, что она отравила его существование и приблизила смерть. «Это ядовитое растение», — говорил о возлюбленной музыканта Вильгельм Ленц, его ученик, возмущавшийся тем, как нагло, высокомерно и пренебрежительно она обращалась с Шопеном.
Последней женщиной, которая пыталась привлечь его внимание, оказалась его богатая ученица Джейн Стерлинг, о которой он сказал: « Уж лучше я выберу своей женой смерть».

Н.Ф. Соловьев отмечал в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:
«Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. Если после Бетховена явилась эпоха новизны стиля, то, разумеется, Шопен один из главных представителей этой новизны. Во всём, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и проч., в которых через край льется вдохновение. Если в чём чувствуется известная рефлективность, так это в сонатах и концертах, но, тем не менее, и в них появляются удивительные страницы, как, например, похоронный марш в сонате op. 35, adagio во втором концерте.
К лучшим произведениям Шопена, в которые он вложил столько души и музыкальной мысли, можно отнести этюды: в них он внес, помимо техники, составлявшей до Шопена главную и чуть ли не единственную цель, целый поэтический мир. Эти этюды дышат то юношеской порывистой свежестью, как, например, ges-dur, то драматическим выражением (f-moll, c-moll). В эти этюды он вложил мелодические и гармонические красоты перворазрядные. Всех этюдов не перечтешь, но венцом этой чудной группы является этюд cis-moll, достигавший, по своему глубокому содержанию, бетховенской высоты. Сколько мечтательности, грации, дивной музыки в его ноктюрнах! В фортепьянных балладах, форму которых можно отнести к изобретению Шопена, но в особенности в полонезах и мазурках Шопен является великим национальным художником, рисующим картины своей родины.»

Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
Среди сочинений Шопена: 2 концерта , 3 сонаты, фантазия, 4 баллады, 4 скерцо, экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано; а также песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена.
Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие.

Встречал Шопен и профессиональную оппозицию своему творческому кредо: так, один из его главных прижизненных конкурентов, Сигизмунд Тальберг, по преданию, выйдя на улицу после концерта Шопена, громко закричал и на недоумение своего спутника ответил: весь вечер было одно piano, так что теперь нужно хоть немного. (По свидетельствам современников Шопен совсем не мог играть форте, верхней границей его динамического диапазона было приблизительно меццо-форте.

С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей. Он отдался творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады. Наряду со светлыми лирическими пьесами все чаще из – под его пера выходили произведения, полные драматической глубины. Брать у него уроки уже считалось честью, а услышать его игру – редким счастьем.

Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним – отец. В то же время произошел разрыв с Жорж Санд. Эти удары судьбы привели к обострению болезни легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал, средства иссякли. Чтобы поправить тяжелое материальное положение, он поехал в Лондон по приглашению друзей. Однако сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Концерт музыканта в пользу эмигрантов в Лондоне стал последним в его жизни.

По совету врачей он возвратился в Париж и попросил приехать сестру Людвику, которая жила в Польше. На ее руках 17 октября 1849 года он умер. Похоронили Шопена в Париже, а сердце, как он и завещал, отправили в сосуде в Варшаву, где оно хранится в костеле Святого Креста.

Источник

Шопен.

Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. Шопен по-новому истолковал многие жанры. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру, сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Chopin — Nocturne Op.9 No.2 (Arthur Rubinstein)

ШОПЕН (Chopin) Фридерик (1 марта 1810, Желязова Воля, Польша — 17 октября 1849, Париж), польский композитор и пианист. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Юный гений

Родился в смешанной французско-польской семье; родным языком Шопена был польский. В 1816-1822 обучался игре на фортепиано у Войцеха Живного (1756-1842), чье преподавание основывалось на музыке И. С. Баха и венских классиков. По-видимому, тогда же состоялось первое знакомство будущего композитора с итальянским бельканто. Неповторимый мелодический стиль Шопена складывался под совокупным влиянием Моцарта, польской национальной музыки, в частности, салонных пьес его старших современников М. К. Огиньского, М. Шимановской и других, а также итальянской оперы. Первые композиторские опыты Шопена (два полонеза) относятся к 1817. С 1819 он выступает как пианист в варшавских аристократических салонах. В 1822 начал заниматься частным образом у ведущего польского композитора Ю. Эльснера. В 1823 поступил в Варшавский лицей, незадолго до окончания которого опубликовал свой первый опус — Рондо c-moll (1825). В 1826-1829 Шопен учился в классе Эльснера в варшавской Главной школе музыки. К этому периоду относятся Вариации на тему дуэта из оперы Моцарта «Дон Жуан» для фортепиано с оркестром соч. 2, Первая соната соч. 4 и ряд пьес. При окончании консерватории Шопен был официально удостоен характеристики «музыкальный гений».

Chopin — Nocturne No.19, Op.72 No.1 (Richter)

Добровольное изгнание

В 1829 и 1831 Шопен с успехом концертировал в Вене. Тогда же Р. Шуман восторженно отозвался в печати о Вариациях соч. 2 («Шапки долой, господа, перед вами гений!»). Весть о поражении польского восстания 1830-1831 застала Шопена, когда он находился в Штутгарте (согласно популярной легенде, Шопен откликнулся на нее пьесой, которая ныне широко известна как «Революционный этюд»).

Chopin — Rondo à la Krakowiak, Op. 14

Будучи убежденным сторонником польской независимости, Шопен отказался вернуться на родину и обосновался в Париже, где вскоре приобрел репутацию выдающегося педагога и пианиста. Он был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами-виртуозами Ф. Калькбреннером и К. Плейелем (которые оказали ему практическую помощь в первый период его парижской жизни), музыковедом Ф. Ж. Фетисом, композиторами Ф. Листом, В. Беллини, художником Э. Делакруа, писателями Г. Гейне, В. Гюго, другими видными представителями парижской художественной элиты; среди его друзей были также представители польской эмиграции. В 1835 и 1836 Шопен выезжал в Германию (где встречался, в частности, с Шуманом и Ф. Мендельсоном), в 1837 — в Лондон. Между тем у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831. Вскоре Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы одновременно в Париже, Лондоне и Лейпциге.

Рядом с Жорж Санд

Chopin — Nocturne Op.15 No.3 in G minor (Arthur Rubinstein)

В 1837 начался роман Шопена с известной французской писательницей Жорж Санд, которая относилась к Шопену отчасти по-матерински, как к хрупкому и незрелому созданию, за которым необходим постоянный уход. Зиму 1838-1839 Шопен и Ж. Санд провели на острове Майорка (Испания), что благотворно повлияло на здоровье композитора. Его связь с писательницей продолжалась около 10 лет. После разрыва с Ж. Санд (1847) здоровье Шопена резко ухудшилось.

В феврале 1848 он дал свой последний концерт в Париже. Начавшаяся несколько дней спустя революция вынудила Шопена выехать в Великобританию, где он провел семь месяцев, играя в аристократических салонах (в том числе для королевы Виктории) и давая уроки. По возвращении в Париж Шопен уже не был в силах заниматься с учениками; летом 1849 он написал свое последнее произведение — Мазурку f-moll соч. 68 №4. На отпевании Шопена в парижской церкви св. Марии Магдалины присутствовало около трех тысяч человек; звучали его Прелюдии e-moll и h-moll из соч. 28 и «Реквием» Моцарта. На похоронах оркестр играл траурный марш из его Второй сонаты b-moll соч. 35. По желанию Шопена его сердце было перевезено в Польшу; оно покоится в варшавской церкви Святого Креста.

Chopin — Prelude No.4

Виртуоз и импровизатор

Почти вся музыка Шопена предназначена для фортепиано (среди немногих исключений — поздняя Соната для виолончели и фортепиано, посвященная другу композитора, виолончелисту О. Франкомму, и полтора десятка песен на слова польских поэтов). По отзывам современников, Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах. Наследие Шопена невелико по объему, однако воплощенный в нем художественный мир универсален.

Chopin — Grand Valse Brillante

Один из полюсов творчества Шопена составляют юношеские виртуозные пьесы (в том числе рондо) и произведения для фортепиано с оркестром (два концерта,1829-30, и др.), в которых он еще придерживается традиционных форм романтического пианизма «большого стиля». На другом полюсе находятся монументальная Третья соната h-moll (соч. 58, 1844) и окружающие ее Фантазия (1841), Колыбельная (1843-44), Баркарола (1845—6), Третья и Четвертая баллады (1840-41, 1842), Четвертое скерцо (1842), три мазурки соч. 56 (1843), три мазурки соч. 59 (1845), Полонез-фантазия (1845-46), ноктюрны соч. 62 (1846) — произведения огромной выразительной силы и благородства, новаторские по форме (для позднего Шопена характерна свободная трехчастная форма с длительно подготавливаемой сокращенной репризой, которая обычно переходит в сжатую коду), фактуре, гармоническому языку. Между этими двумя полюсами располагаются этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы, экспромты — неизменно совершенные во всех деталях и многообразные, как сама жизнь. Поэт и музыкант Б. Л. Пастернак считал это многообразие отличительной чертой Шопена и называл его творчество «орудием познания всякой жизни».

Chopin — Nocturne Op.48 No.2 (Arthur Rubinstein)

Музыка Шопена почти целиком выдержана в гомофонно-гармоническом складе; отсутствие контрапункта в обычном смысле компенсируется в ней богатой игрой аккомпанирующих голосов, создающей эффект тончайшей подголосочной полифонии. Многие его пьесы написана в популярных бытовых, салонных, учебных (этюды) жанрах, однако под пером Шопена их жанровые прототипы приобретают совершенно новый масштаб. Слова Шумана об одном из этюдов Шопена: «Это не столько этюд, сколько поэма», приложимы ко всем остальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов и др. (жанровое начало преобладает над поэтическим лишь в некоторых ранних пьесах Шопена). Для его гармонии характерны необычайно смелые тональные сопоставления и модуляции (часто принимающие форму внезапных «соскальзываний» в отдаленные тональные сферы), экскурсы в сферу чистой хроматики или модальности. Влияние гармонического и мелодического языка Шопена прослеживается в творчестве таких разных композиторов, как Ф. Лист, Р. Вагнер, Г. Форе, К. Дебюсси, Э. Григ, И. Альбенис, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов, К. Шимановский. С 1927 в Варшаве проводится Международный конкурс имени Шопена.

Chopin — Nocturno en si bemol menor Op.9 Nо.1

Источник

Оцените статью