- Крепление грифа электрогитары
- Крепление грифа
- Bolt-On (На болтах)
- Glued/Set-In (Вклеенный)
- Neck-Through (Сквозной)
- Half-Through Body (Полусквозной)
- MasterGitar.com
- Регулировка анкера на акустической гитаре. Настройка грифа.
- Что такое анкер гитары?
- Для чего нужен анкер гитары?
- Виды анкеров для гитары
- Сжимающий
- Сгибающий
- Принцип работы анкера
- Регулировка анкера. В каком месте крутить гайку?
- В какую сторону крутить анкер?
- Мифы, догадки, заблуждения
- Какой прогиб у грифа должен быть?
- Как определить форму прогиба грифа
- Заключение и порядок действий
Крепление грифа электрогитары
Опубликовано: 2016-01-14 / Автор: Сергей Хмарук
В одной из прошлых статей мы с вами изучали общее устройство электрогитары. Сегодня мы подробно рассмотрим крепление грифа электрогитары. Также же вы узнаете какие бывают основные способы крепления грифа гитары к корпусу и чем они отличаются друг от друга.
Крепление грифа
Звучание электрогитары во многом зависит как от качества изготовления грифа, так и от способа его монтажа. Хотелось бы сразу отметить, что ни один из приведенных ниже способов крепления грифа к корпусу гитары не является самым лучшим. Каждый из них по-своему привносит определенный оттенок в звучание инструмента. В первую очередь, это касается сустейна и атаки. Ну а теперь перейдем, собственно, к типам крепления, которых у нас аж целых 4 вида.
Bolt-On (На болтах)
Этот тип крепления грифа был придуман еще в конце 40-х годов Лео Фендером, который он начал использовать на своих электрогитарах, что в итоге позволило при массовом производстве существенно снизить издержки. Когда вдруг при изготовлении обнаруживался брак на уже собранном инструменте, то негодный гриф просто брали отвинчивали от корпуса и сразу же заменяли на новый. Что называется, дешево и сердито. Именно поэтому такие грифы и устанавливают в основном на бюджетные электрогитары, хотя это не означает, что подобный тип крепления является самым плохим. Гриф на болтах – самый распространенный и простой.
Характеризуется данный тип крепления мощной атакой и хорошей «читаемостью» нот, но вот сустейн здесь весьма слабоват, хотя это компенсируется острым («кусачим») тоном. Главный нюанс заключается в том, чтобы гриф как можно плотнее прилегал к корпусу гитары. Если же в месте стыка наблюдаются зазоры, то в таком случае необходимо отнести инструмент гитарному мастеру, чтобы он на корпусе слегка выровнял площадку под пятку грифа. Такая вот небольшая и недорогая доработка намного улучшит звучание гитары. Многие фирмы, например, для того чтобы обеспечить хороший контакт грифа с корпусом, соединяют эти две детали 5-6, а то и большим количеством болтов.
Электрогитары с таким соединением считаются универсальными, но вот лучше всего они все-таки подходят для исполнения тяжелого рока. В плане ремонта такие инструменты вообще не прихотливы, потому что снять гриф с корпуса – дело нескольких минут.
Glued/Set-In (Вклеенный)
Вклеенный гриф широко используется на электрогитарах фирмы Gibson, а также у многих других не менее известных производителей. Его устанавливают в специальную выемку и при помощи эпоксидной смолы его надежно закрепляют. Такое соединение передает акустические свойства дерева куда лучше, нежели болтовое, что придает инструменту теплое звучание и отличный сустейн, но зато атака уже не такая выраженная.
Электрогитары с вклеенным грифом зачастую более дорогие, потому что процесс склейки тут наиболее трудоемкий. Из-за своей сложной конструкции, такой гриф намного сложнее поддается ремонту или замене. Электрогитары с грифом вклеенного типа будут идеальным выбором для исполнения джазовой музыки или для теплого и сглаженного звука.
Neck-Through (Сквозной)
Пожалуй, это один из самых дорогих и лучших способов установки грифа, который был придуман немного позже, чем первые два. На электрогитарах сквозной гриф встречается довольно редко, а вот бас-гитары с ним обычное явление.
Этот тип крепления позволяет максимально почувствовать настоящее природное звучание дерева. Инструменты с таким грифом имеют отличный сустейн, звучат очень ровно и без провалов по всему диапазону частот благодаря тому, что сам гриф занимает 1/3 часть корпуса, а древесина, из которой он сделан, очень сильно влияет на звук, нежели в других способах крепления. Для таких типов конструкций на низких частотах характерно незначительное уменьшение резонанса. Применяются сквозные грифы на большинстве моделей бас-гитар Fodera, а также в некоторых дорогих моделях электрогитар Jackson.
Стоит также отметить, что играть на таких инструментах очень удобно, т.к. на грифе отсутствует пятка, что позволяет с легкостью исполнять любимые соло. В связи с тем, что гитары со сквозным грифом весьма дорогие, то и их ремонт как правило стоит очень дорого, хотя в большинстве случаев он просто невозможен, поэтому такие инструменты требуют очень бережного отношения и хранения.
Half-Through Body (Полусквозной)
Полусквозной способ крепления гитарного грифа ни что иное, как вариация на тему Neck-Through, который начали применять в конце 80-х некоторые производители электрогитар. Этот тип крепления так и не получил своего широкого распространения.
Данный тип монтажа подразумевает более плотное соприкосновение грифа с корпусом, нежели в вариации на болтах. Корпус гитары здесь цельный и не разделен пополам как с полностью сквозным грифом. Звучание инструментов с полусковзным грифом близко к предыдущему типу. Встречается он в основном на бас-гитарах, нежели на электрогитарах. Ibanez, Tung и еще некоторые фирмы используют полусквозные грифы на своих инструментах.
P.S. Подведя итог можно сказать, что исключения из правил все же бывают, а все перечисленные выше основные способы крепления грифа не дадут 100% гарантию того, что вам случайно не попадется некачественный инструмент, даже если он и будет со сквозным грифом. Поэтому покупая себе новую электрогитару, отнеситесь ответственно к ее выбору, доверяя лишь своим глазам, рукам и ушам.
Источник
MasterGitar.com
Установим гриф гитары на свое место. Обсудим крепление грифа на винте.
У нас на форуме было занимательное обсуждение как верно называть такое крепление, на винте, на болте или с помощью болта/винта. Я буду в статье называть это креплением на винте.
Для тех, кто пошел по минимальному варианту, ремонт практически заканчивается. Осталось только установить гриф на свое место, которое не обязательно старое. Важнейшим на этом этапе будет неукоснительное соблюдение правил компенсации строя и настройки высоты струн .
Обратите внимание, что качание грифа меняет настройку мензуры, так как 12 лад и место упора грифа находятся в разных местах, то есть мензуру надо подстраивать у грифа, на котором струны уже имеют нормальную высоту. Можно установить только две крайние струны и настроить все с ними.
Вы можете подкладывать шпон дерева в места упора грифа в клец, это красные области на иллюстрации, чтобы настроить осевую, мензуру и высоты струн. Возможно, придется повозиться.
Часто бывает, что гриф очень высоко поднимается над декой, то есть между лепестком грифа и декой большой зазор и сам лепесток толстый. Я предлагаю опускать гриф и оставлять небольшой зазор , буквально не более 1.0мм. Если при настройке грифа его необходимо будет наклонить, то можно без опасений снять лепесток на самом краю, как бы заострив его.
Операция по упусканию грифа требует обработки клеца и пересверливания отверстия под винт. Старое отверстие надо заклеить деревянным чепиком.
Многим нравится оставлять гриф на винте, но настраивать всё таким образом, чтобы винт закручивался до упора. В стандартном варианте гриф на винте качается на области клеца на уровне красных точек на иллюстрации. Струны тянут в одну сторону винт держит. Металлические струны достаточно крепко прижимают гриф к клецу, а вот нейлон не очень, особенно недорогой, который ставится обычно на эти гитары. Действительно, хорошо сделать так, чтобы гриф прикручивался жестко к клецу.
Достигается фиксированный прижим путем подсовыванием чего-либо чуть ниже винта. Обратите внимание на важный момент, что есть опасность поломать клец, если опустить упор слишком низко, и винт слишком сильно затянуть. Клец расколется по линии отверстия для винта по слоям. Поэтому предлагаю упор делать на уровне синей области (см. иллюстрацию), а не опускать в самый низ клеца.
Очень помогает для определения высоты зазора в закрытом пространстве шарик пластлина. Я его оборачиваю пленкой пакетной, чтобы ещё и не пачкал. Шарик пластилина сплюснется именно до нужной высоты.
В природе существуют и другие виды крепления грифа на винте. Несколько винтов могут закручиваться в пятку через клец или в пятке могут быть установлены винты, на которые потом прикручиваются гайки. Возиться с советским грифом так сильно необязательно, но пишу, чтобы вы знали.
Также есть мнение среди многих известных мастеров, что никакой разницы в звуке гитары, будь он вклеен или на винте, нет.
Источник
Регулировка анкера на акустической гитаре. Настройка грифа.
Что такое анкер гитары?
Анкер на акустической гитаре представляет из себя стальной стержень, который вставлен внутрь грифа, и сгибает дерево для того, чтобы на инструменте можно было играть – прежде всего, чтобы струны звучали при их нажатии.
Для чего нужен анкер гитары?
Многие начинающие гитаристы, которые не разбираются в том, как вообще устроен инструмент, немного неправильно воспринимают его строение. Гриф гитары вовсе не горизонтально прямой, как об этом многие думают. Более того – он представляет из себя столько не идеально ровный брус, сколько дугу, на которую, как тетива на лук, натянуты струны. Если бы эта часть гитары была идеально ровной – то тогда струны бы ложились на нее и их невозможно было бы зажимать. Анкер выполняет сразу две задачи – принимает на себя огромную нагрузку, которую оказывает на дерево натянутая струна, а также сохраняет гриф в одном положении для более удобной игры.
Соответственно в случае, если с гитарным стержнем происходят изменения, то это напрямую влияет на удобство игры, а также на возможность исполнения песен в принципе. С кривым грифом напрямую связаны две очень распространенные проблемы:
- Это одна из причин, почему дребезжат струны – то есть звенят об порожки, и вместо того, чтобы давать ровный, звонкий звук, они ладят, а иногда и не играют вовсе.
- Струны становится зажимать очень тяжело – особенно хорошо это ощущается на 5 и выше ладу. Крайне тяжко становится играть с приемом баррэ – гитарист начинает тратить гораздо больше усилий, чем для этого требуется. Такая ситуация тоже напрямую связана с тем, что гитарный анкер перетянут, и сжимает гриф намного сильнее, чем требуется.
Вместе с этим, инструмент может перестать строить и давать ноту немного выше, или ниже, чем оно должно быть.
Как же это исправить? Именно этому и посвящена данная статья.
Виды анкеров для гитары
Прежде всего стоит понять, какие вообще бывают гитарные стержни, и как они вообще работают. Это важно, потому что для каждого из типов имеется свой механизм регулировки.
Сжимающий
Самый популярный типа анкеров, который установлен практически на каждой акустической гитаре. Его принцип действия заключается во сжатии грифа, по мере прокрутки стержня ключом. Условно он состоит из двух частей – первая, статичная, которая как раз и отвечает за удержание части инструмента в одном положении, и вторая – которую можно крутить, и которая регулирует степень того, насколько дерево сжато.
Сгибающий
Более сложная конструкция, которая характерна больше для электрогитар, особенно произведенных компанией Gibson. Он представляет их себя также механизм из двух элементов – стержня, который закреплен внутри дерева, а также шайбы, которая как раз и регулирует силу сжатия. Сжимающим данный тип анкера назван как раз потому, что стержень тянет дерево в сторону, противоположной струнам, из-за чего и происходит силовой сгиб.
Принцип работы анкера
Как уже было сказано выше, стержень силовым воздействием выгибает гриф инструмента вовне, создавая из прямого бруса дугу. Чем сильнее он затянут – тем градус этой дуги больше, и тем. Соответственно, больше расстояния до струн. И наоборот – чем он слабее, тем градус меньше, и тем меньше струны отдалены от грифа. В целом, это все – именно так и работает стержень внутри дерева.
Регулировка анкера. В каком месте крутить гайку?
Регулировка грифа гитары происходит посредством вращения гайки, которая и управляет степенью прогиба. На акустических инструментах чаще всего она расположена внутри деки, под самим бруском, в специальном отверстии. Это сделано специально для того, чтобы неопытные музыканты не пытались самостоятельно исправлять неполадки, и отправлялись к мастеру.
И это верно – рекомендуется в первую очередь пойти к человеку, который понимает, что делать, вместо того, чтобы пытаться исправить проблему самому. Причина очень проста – вы вполне можете своими действиями сорвать резьбу, или, еще хуже – повредить гриф. Поэтому идеальным вариантом для начинающего музыканта – понять, как ухаживать за гитарой, и на основе этой информации не допускать поломок.
Кроме того, реже, но на акустических инструментах анкер может быть наверху – на голове гитары. Это часто встречается у продукции фирмы Gibson, или же на электроинструментах.
В какую сторону крутить анкер?
Для начала стоит понять, что у вас не так. Для этого возьмите гитару, зажмите первый и восемнадцатый лад, и измерьте расстояние между струнами и грифом в районе пятого-седьмого лада. Оно должно быть примерно 0.3 миллиметра. Если размер больше – то тогда ваш гриф выгнуло, а это означает, что натяжение струн сильнее. В таком случае крутить гайку надо по часовой стрелке.
Если же инструмент ладит, звенит, и звучит больше как ситар или банджо – то это означает, что натяжение стержня больше, чем выдерживают струны. В таком случае вращать надо против часовой стрелки.
Мифы, догадки, заблуждения
На одном из гитарных форумов я читал тему, где человек спрашивал – до какой степени надо крутить анкер? И ему ответили – до щелчка.
Так делать нельзя. Щелчок означает, что вы, как минимум сорвали резьбу, или же вообще сломали гриф, и по нему прошла трещина.
Крутить стержень надо аккуратно, постоянно проверяя правильность прогиба. Сделать это можно просто взглянув на брусок по плоскости – как показано на фото. Так станет прекрасно понятно, насколько сильно вообще его выгнуло, и как долго еще крутить. Зачастую достаточно сделать пару поворотов, чтобы исправить всю ситуацию, поэтому помните – аккуратность превыше всего.
Кроме того, перед тем, как делать ремонт, надо обязательно снять, или ослабить струны – поэтому новичку стоит сначала узнать, как поменять струны на гитаре, чтобы сделать это без проблем.
Какой прогиб у грифа должен быть?
На самом деле, у всех ответ на этот вопрос разный. Кому-то удобно играть с чуть более большим выгибом, чем обычно, кому-то с меньшим. Однако стандарты для акустической гитары говорят, что прогиб должен быть таким, чтобы расстояние между струной и грифом на пятом-седьмом ладу было не более 0.3мм при одновременно зажатых первом и восемнадцатом ладах.
Как определить форму прогиба грифа
Этот аспект также определяется по тому, как струны ощущаются на инструменте.
- Если они тяжело зажимаются, особенно на высоких ладах, то брусок стал «выпуклым» — то есть выгнулся вовне.
- Если же струны как будто лежат на грифе, дребезжат и ладят – то он выгнут вовнутрь.
Кроме того, можете положить гитару горизонтально, настроить ее, и зажать одновременно первый и восемнадцатый лад. После этого примерно измерьте расстояние от струны до грифа на пятом-седьмом ладу. Он должен быть не более 0.3мм.
Заключение и порядок действий
Прежде, что стоит помнить по настройке анкера – это осторожность во всем. Делайте все максимально аккуратно и тщательно, проверяя последствия каждых своих действий. А действия следующие:
- Определите форму прогиба грифа;
- Снимите или сильно ослабьте струны на гитаре;
- Крутите анкер в сторону, которая соответствует требуемой для исправления дефекта;
- Проверьте степень выгнутости грифа;
- Если что-то не так – крутите еще раз, в зависимости от желаемого результата;
- Проверка;
- Если все в порядке – натяните струны и обязательно дайте инструменту постоять некоторое время и принять изменения. Желательно дать срок в день, чтобы все встало на свое место.
Также стоит отметить, что ослабляйте или усиливайте натяжение немного с запасом – то есть чуть сильнее, или чуть слабее, поскольку струны тоже будут влиять на натяжение, и на то, насколько хорошо встанет брус со стержнем.
Кроме того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже – надо понимать, как выбрать акустическую гитару , поскольку от качества изготовления инструмента, а также его материала зависит очень многое.
Источник