Что сделать, чтобы не болели пальцы при игре на пианино
Кто бы вы ни были, начинающий пианист или профессионал, вы всегда можете столкнуться с болью в пальцах, запястьях и кистях.
У профессионалов такая боль может появиться вследствие чересчур активной подготовки к ответственному выступлению от переигрывания. Тогда вам подойдет гимнастика для пальцев, описанная ниже.
Причины боли в пальцах у начинающих пианистов
В первую очередь необходимо обратить внимание на вашу посадку за инструментом. Высота сидения должна быть такой, чтобы руки, согнутые в локтях, находились на уровне клавиатуры. Спину надо держать ровно. Следите за дыханием, хорошо, когда оно свободно и расслаблено.
Пальцы рук должны быть в меру расслаблены. Слишком зажатыми или расслабленными пальцами просто невозможно играть, особенно в быстром темпе. Ваши старания в этом случае могут привести к плачевным последствиям.
Как только вы почувствовали дискомфорт в руках, необходимо прекратить игру и сделать небольшую гимнастику для пальцев и рук. Синдром «переигрывания рук» гораздо сложнее лечить, чем предупредить. Начинающим пианистам лучше заниматься по несколько раз в день. Это поможет снять усталость. Если вы привыкните сидеть и держать руки за фортепиано с самого начала правильно и комфортно, то и в дальнейшем у вас не будет проблем с заболеваниями суставов и пальцев.
Как правильно сидеть за фортепиано
Для получения удовольствия от занятий музыкой необходимо:
- Сидеть с ровной спиной.
- Не прижимайте локти к корпусу и не расставляйте их в стороны.
- Держать локти расслабленными.
- Пальцы должны быть собранными, активными.
- Запястья расслабленными, но не слишком.
- Не замахивайтесь высоко пальцами.
- Корпус держите ровно и расслабленно, не раскачивайтесь сильно.
- Удар пальца по клавиатуре мягкий, с легким нажимом.
Гимнастика для снятия напряжения в пальцах
Выполняя эти простые упражнения. Вы не только расслабите уже уставшие пальцы, но и предупредите возможный дискомфорт.
1. Сожмите и резко разожмите кулак 5-7 раз.
2. Сомкнутым кулаком выполняйте вращательные движения почасовой, а затем против часовой стрелки по пять раз. Мышцы кисти должны быть расслаблены.
3. Сжимайте пальцы в кулачки, сгибая по одному, начиная с мизинца. Потом разожмите кулачки, разгибая пальцы в обратном порядке.
4. Обе руки соедините «домиком», поднажимайте на пальцы, как бы подпружиньте ими несколько раз.
Ванночка для уставших кистей
Эта процедура хорошо успокаивает перед сном как ваши руки, так и вашу нервную систему. Приготовьте теплый ромашковый настой или отвар, добавьте в него по несколько капель любимого вами эфирного масла (сандал, роза, мелисса или календула). Окуните руки на минут двадцать и подышите одновременно этими ароматами.
Источник
Профессиональная болезнь пианистов?
Боли в руках после игры.
Мне недавно пришёл вот такой вопрос от ученика по поводу болей в руках после игры на фортепиано:
Доброго времени суток, Сергей. У меня к Вам один вопрос как к профессионалу. В последнее время начал больше времени уделять упражнениям для техники и играть более сложные произведения (во многом благодаря Вашим материалам), и, примерно, неделю назад стала побаливать правая рука, правда не сильно, но все же меня это обеспокоило. В итоге я на несколько дней взял отдых и почти не притрагивался к интрументу. Так вопрос вот в чем: боль в руках это нормально, или я что-то не правильно делаю?
Я задал этот вопрос терапевту и вот его ответ:
Боль в руке может быть вызвана разными причинами — воспалением сухожилий, мышц, суставов. Может быть Вы сильно напрягаете руку, когда играете упражнения и болит предплечье в области внутренней поверхности. Тогда это миозит или тендинит (воспаление сухожилий или мышц предплечья). Это может быть также спровоцировано другой физической нагрузкой (перетаскивание тяжелых вещей/покупок в сумках), а также переохлаждением данной части руки. Например, при работе за компьютером, рука, которая держит мышку, лежит постоянно на холодном столе. Это тоже может спровоцировать боли и воспаление.
Также, это может быть воспаление суставов пальцев рук или же суставов кисти. Обычно это не связано именно с игрой на фортепиано, но часто также зависит от физической нагрузки этих суставов (занятия со штангой, гантелями, турником, отжимания, перетаскивание тяжёлых грузов, а также частые, но мелкие нагрузки — скакалка и прочее). Суставы могут увеличиваться в объеме (отекать), краснеть и болеть при движении в суставах. Если боли в суставах появляются к вечеру, то это может быть обострением остеоартроза суставов. Если боли появляются по утрам, сопровождаются скованностью в движениях, но потом становится лучше, то нужно сразу обратиться к ревматологу для исключения ревматического поражения суставов (что никак не связано с игрой на фортепиано). Иногда боли в суставах совсем могут быть не связаны с физической нагрузкой, если у Вас до этого были проблемы и с другими суставами (коленные, голеностопные, остеохондроз и др.), просто мелкие суставы тоже постепенно могут вовлекаться в процесс остеоартроза наравне с крупными.
Вобщем, с медицинской точки зрения, не всегда боль в руке может быть связана именно с игрой на фортепиано. Но если это так, то это обычно следствие избыточно напряжённой руки при игре. Какое бы ни было заболевание (тендинит, миозит, остеоартроз), лечение этих процессов одинаковое: исключение провоцирующей нагрузки, а также противовоспалительные препараты:
1. Местного действия — быструм-гель, фастум-гель, диклофенак-гель. Любое из этих средств 2 раза в день намазывать в достаточном количестве на больное месту 2 раза в день не втирая.
2. Общего действия (в том случае, если болит много суставов или обе руки, или же есть покраснение и отёк сустава) — найз, мелоксикам, аэртал — любое из НПВС длительного действия в дозе, определяемой инструкцией к препарату. При применении таблеток нужно также учитывать переносимость этих препаратов (отсутствие аллергии), а также если были язвы или гастриты, то дополнительно к НПВС защитить желудок кислотоснижающими средствами (в данном случае необходима консультация терапевта чтобы убедиться в необходимости дополнительной защиты желудка и назначении нужных препаратов).
Если боли не выраженные, то при нанесении гелей 2 раза в день они должны пройти за несколько дней (до 1 недели). Если за это время не проходит, необходимо усилить дополнительно приемом таблеток, физиотерапии и желательно прийти на осмотр к терапевту, чтобы быть уверенным в правильности лечения.
Пока есть боли, можете продолжать играть на фортепиано, но исключите пока упражнения на развитие скорости игры, но можете оставить любые медленные произведения, которые играются без напряжения и с отсутствием ударной нагрузки.
Источник
(60) Здоровье и возможные травмы
Среди учеников начального и среднего уровней повреждение кисти встречается нечасто. Особенно остро эта проблема стоит среди виртуозов, поскольку кисть человека не предназначена для такой чрезмерной эксплуатации. Травмы профессиональных пианистов сродни травмам профессиональных спортсменов, таких как теннисисты или гольфисты. Поскольку неотъемлемой составляющей техники игры на фортепиано является расслабление, то можно предположить, что вероятность травм автоматически сводится к нулю. Тем не менее, ученики, которые используют методы из этой книги, должны осознавать возможность повреждений, поскольку они быстро начнут изучать материал, требующий высоких технических навыков и энергетических затрат.
У каждой травмы есть своя причина. Хотя существует множество письменных объяснений причин травм и способов их лечения, на данный момент нет точной информации о причинах травм и методах лечения именно для пианистов.
Единственные общие рекомендации включают отдых и постепенный возврат к игре при помощи мягких, исключающих стресс, методов.
Рассмотрим пример: во время занятий на фортепиано у меня начала болеть левая ладонь. Мой невролог мгновенно диагностировал причину – повреждение (выемка, зазубрина, порез??) сухожилия, но не смог объяснить, как именно я повредил кисть и каким образом следует ее лечить, поскольку он не был достаточно осведомлен о моей повседневной деятельности. Врач объяснил мне, как нащупать эти «выемки», нажимая на сухожилие и двигая пальцем. Вскоре я понял, что к появлению «выемок в сухожилии» привел мой способ держать клюшку во время игры в гольф. Поперечные сухожилия давили на продольные, создавая так называемые « выемки », а во время игры на фортепиано эти «выемки» двигались вверх вниз, в результате чего трение после продолжительной игры вызывало воспаление и боль. Клюшку для гольфа со старым сильным хватом я сменил на клюшку с более слабым хватом и добавил в перчатку для гольфа подушечки, вырезанные из стелек Scholl: через несколько лет моя проблема исчезла. Однако многолетний сильный хват нанес моим кистям непоправимый ущерб, так что мои пальцы уже не были такими свободными. В те дни я ничего не знал о релаксации, а для игры в гольф релаксация важна так же, как и для игры на фортепиано.
Во время резкой игры с использованием позиции согнутых пальцев можно повредить кончики пальцев. Этой травмы можно на время избежать, если правильно перевязать кончик пальца. Позиция согнутых пальцев может привести к травме подушечек, поскольку на кончиках пальцев расстояние между кожей и костью минимальное. Играя в позиции согнутых пальцев, вы также рискуете содрать кожу под ногтем, если ноготь слишком короткий. Чтобы исключить оба типа повреждений, используйте позицию плоских пальцев. Под ногтем есть дополнительный слой кожи, который выступает в качестве амортизатора и предотвращает разрыв кожи при нажатии на эту зону. Если ногти подстрижены слишком коротко, этот дополнительный слой тоже может быть срезан, в результате чего ноготь без амортизатора при давлении слезает и заражается. Данное заражение крайне болезненно и трудно поддается лечению, поскольку под ноготь невозможность нанести антибиотики.
Как правило, повреждения кисти относятся к типу «травм от постоянного напряжения» или RSI. Среди распространенных заболеваний этого типа – синдром запястного канала (CTS) и тендинит.
По неофициальным данным, хирургическое вмешательство обычно не способно устранить синдром запястного канала, а пианисту вообще может принести больше вреда, чем пользы. Также стоит учесть, что хирургическое вмешательство необратимо. К счастью, массажисты недавно изобрели свой метод лечения этого заболевания. Почему именно массажисты? Потому что у них, как и у пианистов, пальцы являются основным «рабочим инструментом». Таким образом, они страдают от одинаковых травм и повреждений. Но если массажисты имеют возможность экспериментировать и изобретать собственные методы лечения, то пианисты без медицинского образования не способны даже диагностировать такие заболевания. К счастью, было обнаружено, что пациент начинает чувствовать боль задолго до начала необратимых изменений, так что это заболевание поддается лечению, если обратиться к врачу при первых болезненных ощущениях. Несмотря на то, что боль обычно возникает около запястий, источник этой боли, главным образом, находится в области рук и шеи, где крупные мускулы и сухожилия могут оказывать вредное давление на сухожилия вокруг запястий, которые связаны со всеми сухожилиями пальцев. Вот почему операция в области запястья может не устранить боль, а, напротив, только усугубить проблему: воздействию будет подвергаться не та зона.
Самыми эффективными методами лечения синдрома запястного канала владеют массажисты SET (Структурная терапия энергетического поля). Они начинают работать с области черепа, а затем переходят к массажу глубоких тканей соответствующих зон головы, рук и тела. Массаж черепа необходим, поскольку это самый быстрый способ облегчить боль, а массаж глубоких тканей сам по себе не устраняет заболевание. До лечения сложно поверить, что черепные кости имеют отношение к CTS. Для более подробной информации ознакомьтесь с сайтом SET. Там вы узнаете, что включает в себя лечение CTS, насколько излечимо это заболевание и как найти соответствующего врача. Для выявления прогрессирующих случаев CTS существует простой тест. Встаньте напротив зеркала так, чтобы руки были полностью расслаблены и свободно свисали естественным образом. Если ближе всех к зеркалу находятся большие пальцы, то с вами всё в порядке. Если видны также другие суставы (руки при этом обращены вовнутрь), у вас прогрессирующий тип CTS. Положение тела при этом должно быть прямым.
Практически никто не имеет идеально прямую осанку, поэтому для комплексного лечения CTS также может потребоваться выпрямление неправильной осанки при помощи массажа. Хотя массаж действительно устраняет заболевание, а не просто приносит временное облегчение, он может быть немного болезненным, подразумевает проведение нескольких сеансов и дальнейшие профилактические процедуры для закрепления результата.
Ассиметричные движения во время игры спортсменов, таких как гольферы и теннисисты приводят к ассиметричным изменениям костной плотности, структуры костей и мускулатуры. Показатели плотности костей правых бедер у гольфистов с ведущей правой рукой будет более высоким, но в пожилом возрасте они будут страдать от остеопороза в левых бедрах. Возможно, гольфистам-правшам стоит периодически играть левой рукой, чтобы снизить риск заболеваний/травм, вызванных ассиметричным положением и предотвратить развитие остеопороза.
Методы, позволяющие уменьшить напряжение во время игры на фортепиано, таких авторов как Таубман, Александер и Фельденкраис могут быть эффективны, как для предотвращения повреждений, так и для восстановления после них. В целом, рекомендуется держать играющий палец (за исключением большого) в одну линию с предплечьем насколько это возможно, чтобы избежать «травм от постоянного напряжения». И конечно, самая эффективная превентивная мера состоит в том, чтобы не заниматься с напряжением слишком долго. Метод HS особенно полезен, поскольку минимизирует напряжение, так что каждая кисть успевает отдохнуть, прежде чем произойдет какое-либо напряжение. Возможности тела к быстрому исцелению невероятны: всего лишь 10-20 секунд отдыха между трудными упражнениями может быть достаточно, чтобы излечить некоторые типы заболеваний. Метод «потом и кровью» в действительности вреден для организма. Игра на фортепиано может требовать огромной самоотдачи и энергии, но никогда не должна причинять боль.
Занятия на фортепиано могут приносить здоровью, как пользу, так и вред: всё зависит от того, как вы занимаетесь. Мы склонны уделять слишком много внимания ментальным преимуществам развития музыкального таланта, но забываем при этом об огромном значении физического здоровья. Так, например, многие ученики, разучивая сложный материал, забывают дышать: это сокращает количество поступающего в мозг кислорода, хотя в этот момент он особенно необходим, и приводит к аноксии, а также симптомам, напоминающим апноэ во сне (повреждение органов, высокое давление, диабет и др.)
Занятия на фортепиано это форма физической активности, которая требует умеренных энергозатрат, как от мозга, так и от всего тела, и при правильных занятиях может помочь пианистам приобрести отличную физическую форму. Для пианистов не представляет угрозы ни один вид спорта, однако кисти рук, разумеется, следует защищать перчатками (всегда, когда это возможно).
Никогда не заставляйте больного ребенка заниматься на фортепиано, поскольку вы рискуете усугубить его болезнь и спровоцировать повреждение головного мозга, особенно если у ребенка высокая температура. В нормальных условиях, которые подразумевают большое количество отдыха и сна, высокая температура – хороший признак, поскольку это одно из средств, которое использует организм для борьбы с болезнью. Согласно источникам, повреждение головного мозга происходит при температуре выше 41 градуса, что бывает редко, поскольку работоспособный организм обычно регулирует свою температуру. Температуру выше 39 градусов (для маленьких детей эта граница ниже) можно сбить при помощи лекарств, чтобы уменьшить дискомфорт. Детям младше 18 лет не следует принимать аспирин, поэтому узнайте точно, какое лекарство лучше подойдет детям.
Однако полные энтузиазма ученики с фиксированным распорядком музыкальных занятий это не «нормальные условия». Некоторые люди думают, что такая безобидная болезнь, как простуда, не может помешать занятию. В конце концов, что еще делать, когда простужен? Важно, чтобы родители понимали, что занятия на фортепиано требуют высоких энергетических затрат, особенно интеллектуальных, и не воспринимали эти занятия как расслабляющее времяпрепровождение, когда ребенок заболевает.
Даже при легкой простуде ребенка не следует заставлять играть на фортепиано, только если он сам не выражает такого желания. Инфекции поражают не весь организм равномерно, им выгодно поселиться в том органе, который подвергается стрессу: например в мозгу во время занятий по фортепиано. Таким образом, для детей во время музыкальных занятий критический порог температуры снижается до 38-39 градусов. К счастью, большинство людей утрачивают желание заниматься музыкой даже при легкой форме простуды: это сигнал, что заниматься действительно не следует.
Важно понимать, какие последствия для здоровья могут принести занятия по фортепиано, поскольку в зависимости от подхода любая деятельность может принести здоровью, как пользу, так и вред. Спокойный, разумный подход к занятиям по фортепиано способен улучшить здоровье человека, тогда как пренебрежение физическим состоянием может привести к необратимым нарушениям. Чрезмерное давление и волнение во время соревнований может нарушить эмоциональный подход к выступлениям и уничтожить любовь к музыке. Правильные методы обучения игре на фортепиано так же полезны для здоровья, как соблюдение диеты и упражнения, и способны привести пианиста в прекрасную эмоциональную и физическую форму.
Источник