Борис тихонов баян ноты

Б.Тихонов — Эстрадные произведения

ноты к эстрадным произведениям для баяна

КОМПОЗИТОР БОРИС ТИХОНОВ

Первое знакомство Бориса Ермиловича Тихонова с музыкой состоялось в 1922 году. Четырехлетний сын владимирского крестьянина, ставшего в годы Советской власти инженером-мостостроителем, жил у родной бабки в Твери, на Медниковской улице. Здесь все знали музыкального мастера Михаила Русина, который изготовлял баяны, гармоники. Борис днями простаивал у подвального окна мастерской, следя за работой мастера. Особенно нравилось ему, когда Русин брал в руки баян и, опробуя его, играл русские народные песни. Мастер приметил любознательного мальчугана и стал понемногу разрешать ему упражняться в разучивании простых мелодий на баяне. Борис увлекся музыкой. И когда в 1924 году бабушка привезла его к родителям в Москву, он приятно удивил их, заняв первое место на смотре самодеятельных талантов Красной Пресни.

Через пять лет Тихоновы переезжают в Ленинград. Борис учится в школе, но баяну по-прежнему уделяет почти все свое свободное время. В школе он пишет первые сочинения: маленькие пьески, обработки русских народных песен, выступает с ними на школьных вечерах. В 1934 году за оригинальные обработки русских песен и хорошее их исполнение Борис получает первую премию на городском конкурсе самодеятельности Через год, вернувшись в Москву, он поступает в музыкальное училище имени Октябрьской революции и занимается там по классу баяна у преподавателя Владимира Степановича Рожкова.

Рожков, заметив склонность своего ученика к композиции, старался помочь Борису приобрести в этой области необходимые навыки, разбирал его произведения, поправлял, подсказывал. Уже тогда несколько пьес Тихонова были признаны вполне добротными и включены в учебный план по классу баяна.
Тихонов решает всерьез заняться композицией. В 1939 голу, окончив музыкальное училище имени Октябрьской революции, он поступает в музыкальное училище имени Гнесиных в класс композитора Шапорина. Однако вскоре учебу пришлось прервать: Борис был призван в ряды Красной Армии и направлен для прохождения службы в ансамбль песни и пляски при Центральном клубе МВД СССР. В суровые годы Великой Отечественной войны баян Тихонова звучал с прифронтовых концертных площадок, в солдатских блиндажах, землянках.

Читайте также:  Переключатель датчиков для гитары

Большой послевоенный период творчества Тихонова связан с коллективами Всесоюзного радио. Работая баянистом в эстрадном оркестре под управлением Виктора Кнушевицкого, Борис Ермилович ищет, экспериментирует. Он создает первый инструментальный квартет, который получает широкое признание у радиослушателей. Завоевывают популярность инструментальные пьесы легкой музыки, польки, вальсы, марши, интермеццо, написанные Тихоновым.

Композитор много работает в области песни. Его произведения исполняют Л. Зыкина, Е. Семенкина, А. Фролова, В. Селиванов, Г. Дударев и другие известные мастера советского искусства. В творческом активе Тихонова появляются и более крупные формы. Для русского хора Всесоюзного радио под руководством Николая Кутузова он пишет вокальные сюиты «Поем Сибирь просторную», «Тебе, моя любимая». В соавторстве с поэтом Оскаром Волиным создает вокально-инструментальный цикл «108 дней, не считая дороги», состоящий из десятка песен о городах Сибири и Дальнего Востока. Это произведение с большим успехом исполняется в концертах оркестра народных инструментов Всесоюзного радио под руководством Владимира Федосеева.

Борис Ермилович много ездит по стране, часто бывает на гастролях за рубежом. Композиторскому и исполнительскому мастерству Тихонова рукоплескали Варшава и Берлин.. Бейрут и Хельсинки. Более ста инструментальных пьес легкой эстрадной и танцевальной музыки, свыше двухсот песен принадлежат Борису Тихонову. Они публикуются в музыкальных сборниках, записаны на грампластинки, звучат в концертах.
Обширны творческие планы композитора. Здесь и пьесы, обработки, и новые песни, танцы. Планы эти реальна полнимы, потому что Тихонов тесно связан с народом, не мыслит своей работы без шефских поездок в воинские части, на заводы, в колхозы, совхозы, без встреч с участниками художественной самодеятельности. Такие встречи и поездки дают многое и композитору и слушателям.
Сборник Тихонова, предлагаемый вниманию читателей,— содержит избранные произведения композитора.
А. Владимиров

Источник

Борис Тихонов — Произведения для баяна

Произведения (ноты) для баяна выдающегося исполнителя и музыканта Бориса Тихонова


Б.Тихонов
Избранные пьесы

для баяна
«Советский композитор», 1982г.
номер с6059к

С БОРИСОМ ТИХОНОВЫМ я познакомился во время нашей службы в Ансамбле песни и пляски при Центральном клубе МВД СССР. Тогда, в суровые годы Великой Отечественной войны, Тихонов уже известный музыкант, выступал на передовой, в госпиталях, блиндажах. Баян Тихонова поднимал дух наших воинов.

Борис Ермилович Тихонов родился в Тверской губернии (ныне Калининской области) в семье крестьянина. С детства он слышал народные песни, тогда же увлекся игрой на баяне. В 1924 г. он переехал с родителями в Москву, где начал учиться и вскоре занял первое место на смотре самодеятельных талантов Красной Пресни. Еще в школе он пробует писать пьесы для баяна. Обучение музыке в Училище имени Октябрьской революции, затем в Училище имени Гнесиных под руководством замечательного музыканта Ю. А. Шапорина заставило поверить Тихонова в свое композиторское призвание, которому он одновременно с исполнительской деятельностью посвящает свою жизнь.

В течение многих лет Б. Тихонов совмещал исполнительскую и композиторскую деятельность на Всесоюзном радио, плодотворна была его работа в качестве баяниста-солиста в эстрадном оркестре под руководством В. Н. Кнушевицкого. Он создает первый в нашей стране эстрадный инструментальный квартет, получивший широкое признание у радиослушателей и на концертной эстраде.
Большое место в творчестве Тихонова занимают песни, простота и распевность которых покоряли не только многочисленных слушателей, но и таких замечательных певцов, как Л. Зыкина, Е. Семенкина, А. Фролова) В. Селиванова, Г. Дударев и др.

Б. Тихонов обращался и к крупным формам. На Всесоюзном радио были записаны вокальные сюиты Тихонова «Пою Сибирь просторную», «Тебе, моя любимая», инструментальный цикл «108 дней, не считая дороги» на слова поэта О. Волина, посвященный городам Сибири и Дальнего Востока. Но особую любовь завоевали у слушателей популярные пьесы для баяна, такие, как «Пушинка», «Колхозная кадриль», «Камчатский вальс», «Огонек», «Русская девичья», «Карело-финская полька», в которых виртуозное мастерство, яркая насыщенная фактура сочетаются с душевностью, лиризмом, озорным весельем.
В настоящий сборник вошли сочинения-миниатюры Тихонова для баяна. Разнообразные по технике, характеру, компактные по форме, они могут представить интерес для профессиональных исполнителей, а также быть использованы в качестве педагогического материала.
Карэн Хачатурян

Скачать

Источник

Б.Тихонов — Песни

Тексты и ноты к песням композитора-баяниста Бориса Тихонова

КОМПОЗИТОР БОРИС ТИХОНОВ

Борис Ермилович ТИХОНОВ родился в Твери (ныне город Калинин). На Медниковской улице, где жила семьяТихоновых, располагалась мастерская известного музыкальных дел мастера Михаила Русина. Мальчик целыми днями простаивал у подвального окна мастерской, слушая протяжные вздохи и залихватские переборы новорожденных баянов и гармоник. С нетерпением ждал он того момента, когда мастер, беря каждый новый инструмент, начинал играть на нём народные песни.

Эти песни окружали ТИХОНОВА с детства. Он слушал их на свадьбах, на гуляньях, на проводах в армию, на посиделках. Волгу невозможно себе представить без песен. Народные страдания, частушки, припевки входили в душу, в сознание будущего музыканта, и он каждый раз, услышав новую мелодию, спешил сыграть ее на своем баяне—которым, трудно даже сразу сказать с какого возраста, начал владеть.
С 1924 года семья Тихоновых—в Москве. Здесь впервые Борис вышел со своим баяном на сцену, на смотре самодеятельных талантов Красной Пресни, и занял первое место. Через пять лет—Ленинград, школа. Но баян по-прежнему занимает все свободное время. И в 1934 году за Оригинальные обработки русских песен и отличное их исполнение Борис получает первую премию на городском конкурсе самодеятельности. Вскоре, уже снова в Москве, Борис ТИХОНОВ поступает в музыкальное училище имени Октябрьской революции. Педагогом его был Владимир Степанович Рожков. Он и стал самым сердечным ценителем и самым жестоким критиком новых обработок народных песен и первых оригинальных произведений молодого композитора.

В 1936 году Борис ТИХОНОВ поступил в музыкальное училище имени Гнесиных. А в 1941-м году грянула война. Баян ТИХОНОВА звучал и в «лесу прифронтовом», и в солдатских землянках и блиндажах, и в окопах. Наверное, многие солдаты помнят этот удивительный баян. Он, то распахивался широко, как русская душа, то сжимался, как готовый к броску воин, он помогал солдатам верить в победу.
После войны Борис Ермилович работает в эстрадном оркестре Всесоюзного радио под управлением В. Кнушевицкого. Потом создает свой инструментальный квартет. Этот квартет получил большую известность, стал популярным. Вряд ли найдется в России такой Дом культуры, такой клуб, такая танцплощадка, где не звучали бы в свое время мелодии, записанные этим квартетом.

В это же время появляются первые записи песен Бориса ТИХОНОВА. Сейчас эти песни поют Л. Зыкина, Е. Шаврина, Е. Семенкина, В. Додонов, В.Трошин, квартет «Улыбка» и многие другие. Есть у композитора и хоровые сюиты—«Поем Сибирь просторную», «Тебе, моя любимая» на слова В. Кузнецова и В. Семернина, «108 дней, не считая дороги» на слова О. Волина.
Многие песни Б. ТИХОНОВА прочно вошли в репертуар солистов, русского хора Всесоюзного радио, Уральского народного хора.
В. СЕМЕРНИН

Тексты песен

Расскажи, баян
Слова В. Кузнецова

Распахнулась душа у баяна—
У девчат посветлели глаза,
И услышали песню курганы,
И припомнили песню леса.

Припев: Баян, баян, гармошечка—
Все кнопки хороши!
О жизни, о товарищах
Поведай—расскажи.

Мы прошли через годы разлуки,
Не смыкая натруженных глаз.
Нас с тобой фронтовые подруги
Из огня выносили не раз.
Припев.

Нам Россия березкой светила
На привалах в тревожных ночах.
Наша песня еще не остыла,
Не ослабли ремни на плечах.
Припев.

Снова месяц обходит поляны,
И девчата глядят на огни,
Сердцем слушают песню баяна
И домой не уходят они.

Припев: Баян, баян, гармошечка-
Все кнопки хороши!
О жизни, о товарищах
Поведай—расскажи.

Не ходите со мной за околицу
Слова В. Кузнецова

Не ходите со мной за околицу,
Там леса облетели вокруг,
Там зима колокольчиком звонится,
Соловьи улетели на юг.

Побелели поля опустелые,
Загрустили родные края,
И сквозь снежную зимушку белую
Не слыхать моего соловья.

Вы послушайте, милые девочки,
Что теперь на селе говорят:
Ходит твой соловей в модной кепочке
И глядит на московских девчат.

Называл он меня песней вешнею,
На плечо клал мне руку свою,
Говорил он слова очень нежные,
Что без песни не жить соловью.

Побелели поля опустелые,
Загрустили родные края,
И сквозь снежную зимушку белую
Не слыхать моего соловья.

Приезжай, желанная
Слова Б. Гайковича

За рекой у явора
Смолкли перепелки,
Разбрелись гармоники
В маленьком поселке.
Снова месяц ласковый
В синей дымке тает.
Мне тебя, далекая,
Очень не хватает.

Погляжу, как золотом
Льется звонкий колос—
Ветерок мечтательный
Твой напомнит голос.
Выйду в поле вечером,
Где не видно края—
О тебе, далекая,
Шепчет рожь густая.

Я признанье высказать
Должен без утайки:
Мне в пустынной комнате
Грустно без хозяйки.

Приезжай, желанная,
Стань подругой верной:
Помни—я люблю тебя,
Как никто, наверно.

Три дороги в чистом поле
Слова Г. Георгиева

Мчится тройка, снег и ветер,
Ты вослед ей посмотри.
Неспроста в России любят
Озорную цифру «три».

Видно, это, видно, это
Повелось со старины:
Три дороги в чистом поле,
Балалайка— три струны.

Только вечером у речки
Смотрят двое на закат,
Потому что «третий лишний»
В этом разе говорят.

Но когда родится третий
После свадьбы через год,
Он окажется не лишним,
А совсем наоборот!

Александра
Слова Г. Георгиева

На виду у всех я гордо
За тобой иду вослед,
И на мне пиджак двубортный
Наразмашечку надет.

Припев: Мимо речки, мимо сада
Ты куда ведешь меня,
Шура, Шура, Александра,
Растревожница моя?!

Неужели это трудно,
Оглянись хоть раз назад:
Все гармоники в округе
О любви моей твердят.

Вьется тропка, не кончаясь,
Улыбается народ.
Может быть, ведешь ты к счастью,
Может быть—наоборот!

Припев: Мимо речки, мимо сада
Ты куда ведешь меня,
Шура, Шура, Александра,
Растревожница моя?!

Алешка
Слова В. Кузнецова

Все девчата говорят
Про тебя, Алешка:
Некрасив ты, конопат,
Сапоги гармошкой.
Что же я в тебе нашла,
Что я увидала?
А вот губы обожгла,
Сердце потеряла.

Мне красивый ни к чему,
Пусть он конопатый.
Словно к солнышку, к нему
Я прижмусь, девчата.
И пойдем мы по селу
Тропкой ли, дорожкой.
Снова вспыхнет поцелуй
На щеках Алешки.

Вы, подруженьки, правы:
Красотой гордитесь.
Только я боюсь, что вы
В девках засидитесь.
Обниму его рукой,
Пусть глядят в окошко.
Хорошо, что он такой—
Золотой Алешка!

Уточка
Слова С. Михалкова

На вечерней зорьке уточку убили,
Уточку убили, метко подстрелили.

Лишь одна дробинка в сердце ей попала,
За кустом в болото уточка упала.

Как она упала, клювом в воду ткнулась,
Так она лежала, не пошевельнулась.

И ее по ветру отнесло в осоку,
Не нырять ей больше, не летать высоко.

Не достал охотник уточки убитой
За болотной кочкой, камышами скрытой.

Не нашел добычи—зря искал, бранился:
Долго над болотом селезень кружился.

Не такой, как все
Слова Г. Георгиева

В комнате моей так много света,
Словно ты пришел и рядом сел.
Это потому, что ты, наверно,
Просто не такой, как все.

Ты в мое лицо глядишь открыто,
Громких слов не говоришь совсем.
Это потому, что ты, как видно,
Просто не такой, как все.

Если ты со мной, дышать мне легче,
Белый свет встает во всей красе!
Это потому, что ты, конечно,
Просто не такой, как все.

Аннушка
Слова В. Семернина

Я не ткачиха знатная,
Не летчик, не герой,
Я даже не вожатая—
Кондуктор рядовой.
Спешит трамвай по линии,
Далек его маршрут.
И все его по имени,
Все «Аннушкой»зовут.

Я выдам всем билетики,
Тихонечко пою.
Вот Трубная, вот Сретенка—
Москву я узнаю!
Под солнышком, под ливнями
Меня повсюду ждут;
И все меня по имени,
Все Аннушкой зовут!

Ты станешь красной линией,
Трамвай, в моей судьбе.
Мы вместе именинники,
И рада я тебе!
Сверкают рельсы синие
И рядышком бегут.
И нас с тобой по имени,
Все Аннушкой зовут!

Настенька
Слова В. Кузнецова

Ты бедовая девчонка,
Это видно по глазам.
Две косички, две речонки,
По твоим бегут плечам.
На дворе стоит ненастье,

А в душе таится грусть.
Мне не будет,
Настя, счастья,
Без тебя не обойдусь!

И ни слева, и ни справа
Ты не видишь ничего.
По селу идешь, как пава,
Мимо сердца моего.

На дворе гуляет ветер,
И гремит на крышах жесть.
Видно, кто-то на примете
У тебя, Настасья, есть!

Всех парней ты отлучила,
На замки закрыла дверь.
Ой, Настасья, боль-девчина,
Что же делать мне теперь?

На дворе стоит ненастье,
Ходит дождик за окном.
Неужель ты хочешь, Настя,
Чтобы жил я бобылем?

Мне мил Ермил
Слова Г. Георгиева

Полюбила я Ермила—
Нет теперь пути назад.
У него смешное имя
И зеленые глаза.

Припев: Пусть кому-то Сеня мил,
Коля или Вова,
А мне мил Ермил,
Ну и что такого!

Говорят, Ермил—не модно,
Не смеши, мол, белый свет!
Это как кому угодно,
Для меня милее нет!
Припев.

Не скажу всего, что было.
Я одно добавлю тут:
Что теперь у нас с Ермилом
Два Ермилыча растут.

Припев.Нустъ кому-то Сеня мил,
Коля или Вова,
А мне мил Ермил,
Ну и что такого!

Пустомеля
Слова Б. Дворного

И в кого ты такой непутевый,
И в кого ты такой озорной?
То в любви признаешься мне снова,
То обходишь мой дом стороной.

Припев: Пустомелюшка мой, пустомеля.
Ну зачем ты приходишь опять?
Глаза бы мои на тебя не глядели,
Но сердцу нельзя приказать.

Ты в часы наших прежних свиданий
Золотые мне горы сулил,
Много всяких давал обещаний,
Только выполнить их позабыл.
Припев.

Ничего мне, мой милый, не надо,
Кроме верности нежной твоей.
Ты же знаешь, что я тебе рада,
Только будь ты чуть-чуть поскромней.

Припев: Пустомелюшка мой, пустомеля,
Ну зачем ты приходишь опять?
Глаза бы мои на тебя не глядели,
Но сердцу нельзя приказать.

Нина, Ниночка
Слова Г. Георгиева

Ночь на дно реки упала
Под идущий теплоход,
И заря в косынке алой
По-над берегом идет.

Припев: А зовут ее,
Зорьку славную, Нина, Ниночка,
Свет Ивановна.

Ей всего семнадцать весен,
Губы в вишенном соку.
Машут зорьке кроны сосен
На высоком берегу.

Припев.
Никуда теперь не деться—
Так глаза ее близки.
Их не вычеркнуть из сердца,
Как не вычерпать реки!

Припев: А зовут ее,
Зорьку славную, Нина, Ниночка,
Свет Ивановна!

Мачеха
Слова С. Манасевич

Каждую минуту давних детских дней
Мама согревала ласкою своей.
Вдруг к нам в дом прокралась глупая молва,
Кто-то, вслед мне глядя,
Бросил скуки ради
Недобрые слова.

Так мне впервые
Пришлось услыхать:
Мачеха, мачеха—
Не родная мать!

Было все, как прежде, будто бы у нас,
Только я страшилась материнских глаз.
Мне словам случайным верить или нет?
Думала- гадала,
Ты ведь только знала
Единственный ответ.

Правду боялась
В глазах я читать.
Мачеха, мачеха—
Не родная мать.

Ведь нашла ты в сердце столько теплоты,
Льдинки недоверья растопила ты.
Кто бы столько счастья принести мне смог?
Сколько раз, бывало,
К нам ты не пускала
Обиды на порог.

Как же посмели
Тебя так назвать!?
Мачеха, мачеха—
Не родная мать.

Все ты испытала на своем веку,
Пред тобою вечно буду я в долгу!
В радости и в горе ты была со мной.
За твое большое Сердце золотое
Поклон тебе земной!

Нет, не могу я
Тебя называть:
Мачеха, мачеха—
Не родная мать.

Песня дояра
Слова В. Семернина

Я горжусь своим трудом недаром—
Молода профессия моя!
Мир увидел первого дояра
Лишь в эпоху спутников, друзья.

Припев: Поверьте мне, да я вам
Вовеки не солгу:
Я, будучи дояром,
Героем стать могу!

Будет стадо с радостью доиться,
И польются реки молока,
Если, как в народе говорится,
Взять быка в работе за рога!

Будет дело мастера бояться,
Если мастер вовремя поймет:
Не идет дояру зазнаваться,
Как седло буренке не идет.

И не страшно, что работы масса,
Не привык я трудность примечать:
Будет больше молока и мяса—
Будем лучше праздники встречать!

Припев: Поверьте мне, да я вам
Вовеки не солгу:
Я, будучи дояром,
Героем стать могу!

Российские дали
Слова В. Кузнецова

Россия не только дороги,
Не только гармонь у крыльца,
Россия и боль, и тревоги,
Отвага и стойкость бойца.

И если в минуту печали
Ты вдруг затоскуешь до слез,
Припомни российские дали,
Зеленое пламя берез.

Россия не только разлука
Ушедших на битву друзей,—
Россия рабочие руки,
Пшеничная песня полей.

Увидишь—стоят обелиски,
Над ними черемушный дым,
И станет далекое близким,
По самую душу родным.

Источник

Оцените статью