Босанова ноты для фортепиано

Ю. Маркин — Играем боссанову — ноты для фортепиано

Перед вами тетрадь, в которую входят самые известные в мире боссановы, так сказать, «сливки». Перед автором этой работы стояла задача — как можно меньше технических сложностей, ведь боссанова — это очень тихая, спокойная, даже интимная музыка. Играйте тихо — и у вас все получится.


Юрий Маркин
Играем Босса-нову

Фантазии на темы бразильских мелодий
для фортепиано
«Синкопа», 1998г.
Только описание.

Когда говорят о родине джаза, его колыбелью всегда называют Америку, при этом подразумевая современную территорию США. Именно здесь на протяжении нескольких веков происходило слияние двух великих музыкальных традиций — европейской и западно — африканской, белой и черной культуры. Но сама Америка большая, и если ее северную часть исторически заселяли, главным образом, протестанта (англичане и французы), среди которых было мною религиозных миссионеров, стремящихся обратить негров в христианскую веру, то в южной половине континента преобладали католики (испанцы и португальцы), которые смотрели на черных невольников просто как на рабочий скот, не заботясь о спасении их души. Поэтому там не могло возникнуть значительного культурного синтеза рас, что в свою очередь оказало прямое влияние на степень сохранения родной музыки африканских рабов, в основном в области ритмики. До сих пор в странах Южной и Центральной Америки существуют языческие культы, проводятся тайные ритуалы и безудержные карнавалы под сопровождение афро — кубинских (шш латино — американских) ритмов.

Неудивительно, что именно в этом ритмическом отношении южная часть Нового Света заметно повлияла в наше время на всю популярную мировую музыку и многое дала ей в смысле ритмики. В течение XX века отсюда вышли танго, румба, бегин, ча-ча-ча, мамбо, калипсо, сон, меренг и, конечно же, самба, а также на эстрадных сценах мира появилось множество разных новых для нас латано — американских ударных инструментов.

Читайте также:  Родны мой горад ноты

С другой стороны, джаз всегда отличался своей способностью вбирать в себя различные виды музыки, от фольклора до классики, в 50-е годы нашего века произошло его наибольшее приближение к белым европейским идиомам за всю историю эволюцини джаза, что привело к возникновению так называемого стиля «кул». Эта музыка в отличие от предыдущих джазовых стилей действительно была «прохладной», интеллектуальной, степенной и спокойной, ей был присущ некий интонационный холод, тон без вибрато и т.п. Ее исполняли как белые (Дэйв Брубек, Джерри Маллиген), так и черные («Модерн джаз квартет», Майлс Дэвис) современные джазмены, которые тогда уже регулярно гастролировали с концертами по всему миру, включая, в частности, и Бразилию. В этой стране они познакомились с местными музыкантами, певцами и композиторами — такими, как Роберто Менескаль, Сержио Мендес, Дори Каюми, Ньютон Меидонка, Маркое Балле, Винициус ДеМораес, Мшггон Наси-менто, Баден Пауэлл и другими, среди которых, бесспорно, самой выдающейся личностью был Антонио Карлос Жобим (1927 — 1994). Он жил в Рио-де-Жанейро и работал музыкальным директором на студии записи «Одеон», когда в 1957 году вместе с певцом и гитаристом Жоао Жильберто записал там две свои первые песни, принесшие небывалый успех. Позднее Жобим сам назвал эту музыку «босса нова» («новая волна», «нечто новое») и в последующие годы написал в такой же манере еще несколько десятков не менее прекрасных мелодий.

Ритм бразильской самбы в сочетании с джазовой импровизацией в стиле «кул» (т.е. «джаз — самба», «лед и пламя») стал исключительно популярен в США, и вскоре боссанова охватила всю Америку со скоростью лесного пожара, т.к. в ней неотразимо привлекали свинг, мелодия и поэзия. Любопытно, что впервые эту музыку А. К. Жобима в США представила знаменитая европейская певица Катерина Валситс (как она утверждает в своих воспоминаниях), когда после гастролей в Рио и встреч с Жобимом в 1960 году она потом выступила в американском телешоу Перри Комо, исполнив там несколько номеров боссановы. Но она их не записала на пластинку, поэтому документальным фактом остается первый диск «джаз — самбы», который под этим названием 13 февраля 1962 года записали джазовый виртуоз испанской гитары Чарли Берд и «куловый» тенор — саксофонист Стэн Гетц. В том же году они получили за него награду «Грэмми», а в марте 1963 года Стэн Гетц записал в Ныо — Йорке удачный очередной альбом боссановы с бразильской певицей Аструд Жильберто, ее тогда мужем Жоао Жильберто и самим А. К. Жобимом за роялем. И эта пластинка тоже получила затем «Грэмми» как лучшая запись года (1964). Только в 1966 году Катерина Валенте смогла выпустить (уже в Европе) свой диск с песнями Жобима и Бадена Пауэлла.
(В оригинале боссанову, конечно, всегда пели на португальском языке, но когда появились переводы в виде английских текстов, которые создавали в США Норман Гимбел, Джон Хендрикс, Джин Лиз, Рэй Гилберт, Бадци Кэй и другие, джазовые вокалисты стали исполнять ее и по-английски).
Трудно назвать такого джазового или популярного артиста, который впоследствии не записывал бы темы в духе боссановы. Правда, хотя в течение 60-х годов боссанова, безусловно относилась к сфере чисто джазового исполнительства и считалась стилем современного джаза, в дальнейшем она постепенно перешла в область популярной музыки, ее ритмы можно было услышать как в ресторанах, так и на танцплощадках. Но сейчас перед вами в этом сборнике представлены совершенно новые обработки самых известных пьес из классического репертуара «джаз — самбы», которые специально сделал московский ветеран джаза, пианист, композитор и один из наших наиболее опытных аранжировщиков Юрий Иванович Маркин (р. 1942). Он неоднократный участник столичных и других советских джаз — фестивалей, где исполняет свои оригинальные композиции, всегда вызывающие всеобщий интерес, занимается также музыкально — педагогической деятельностью. Ю. Маркин — это яркий, талантливый представитель московской джазовой сцены и нашего российского джаза в целом, поэтому его индивидуальные, высокопрофессиональные трактовки лучших образцов романтической бразильской боссановы, несомненно, привлекут внимание всех заинтересованных любителей и знатоков джаза.
Ю. Верменич.

  • Summer Samba (So Nice) Marcos Va,le -Paulmo SerB10 Valle
  • Meditation (Meditacao) Antonio Carlos Jobim — Newton Mendonca
  • My Little Boat Imo Schmotz
  • One Note Samba (Samba de Uma Nota So) Шохйо Carlos Jobim — Newton Mendonca
  • Once I Loved Antonio Carlos Jobim — Vinicius de Moraes
  • Black Orpheus (Manha de Carnival) Luiz Bonfa» Geor8e D Weiss
  • Jazz V Samba (So Banco Samba) Antonio Carlos Jobim — Vinicius de Moraes
  • Corcovado (Quiet Nights of Quiet Stars) Antonio Carlos Jobim — Gene Lees
  • Dindi Antonio Carlos Jobim — Carlos Oliveira
  • The Girl from Ipanema (Garota de Ipanema) Antonio Carlos Jobim — Vinicius de Moraes
  • Gentle Rain Antonio Carlos Jobim
  • Wave (Vou Те Contar) Antonio Carlos Jobim
  • How Insensitive (Insensatez) Antonio Carlos Jobim — Vinicius de Moraes
  • No More Blues (Chega de Saudade) Antonio Carlos Jobim — Vinicius de Moraes
  • Desafinado (Off Key) Antonio Carlos Jobim — Newton Mendonca
  • Тексты
Читайте также:  Ноты для маленького баяна

Источник

Босанова ноты для фортепиано

Bossa Nova USA ноты и минусовки:

Файлы на предпросмотр выложены в ниже следующих форматах, сами продукты представляют собою самоперелистывающийся музыкальный сборник, сделанный в форме видео ролика. Посмотреть, как это работает можно здесь.

Ниже то же самое в большем разрешении звука и ноты.

Если композиция вам понравилась, можете играть ее прямо здесь и сейчас (жмите на картинку).
Если появилось желание иметь домашнюю версию, можете оформить заказ для любого из перечисленных выше инструментов:

Демонстрационный материал

Смотреть видео-ролик, чтобы понять как работают композиции, и есть ли смысл заморачиваться.

Для просмотра кликните на картинку

Информация

Что дает антология?
Ноты выписаны именно так, как исполняют авторы (для всех инструментов). Знакомство с манерой и мышлением, фактурными особенностями, пассажной или аккордовой техниками, приемами левой руки и многим другим является непременной стадией обучения.

Что потребуется для работы с антологией:
1. Ваш инструмент (муз.), тот, на котором Вы собираетесь играть джазовую композицию.
2. Персональный компьютер (ноутбук), оснащенный звуковой и видеокартой (это есть практически у всех).
3. Аудио система, либо наушники, подсоединенные к выходу аудиокарты.
4. Грамотно оборудованное рабочее место, обеспечивающее возможность игры, доступ к управлению компьютером и визуальный просмотр нотного текста.

Что входит в комплект поставки (для занятий вне OnLine):
1. Видеофайл (нотная графика + минусовка).
2. Полная фонограмма композиции (именно та, из которой сделана демоверсия, но в разрешении 16Bit, 44.100kHz).
3. Программная защита продукта от несанкционированного доступа.

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Bossa Nova Для Фортепиано

Перевод: Девушка из Ipanema,. Для альт-саксофон с фортепиано . Garota де Ипанема. Босса -нова.

Перевод: Девушка из Ipanema,. Для альт-саксофон с фортепиано . Garota де Ипанема. Босса -нова.

Перевод: Барри Манн для хора и фортепиано .

Перевод: Барри Манн для хора и фортепиано .

Перевод: Барри Манн для хора и фортепиано .

Перевод: Душа Bossa Nova . Куинси Джонс для хора и фортепиано .

Перевод: Душа Bossa Nova . Куинси Джонс для фортепиано соло. аккорды.

Перевод: Душа Bossa Nova . Джереми Siskind для фортепиано в четыре руки. дуэты.

Перевод: Bossa Nova у. Дэйв Брубек для фортепиано соло. S.à.

Перевод: Синтия Вейля для передачи голоса, фортепиано или гитары.

Перевод: Bossa Nova Детские. Майк Столлер для фортепиано соло. аккорды.

Перевод: Bossa Nova Детские. Майк Столлер для передачи голоса, фортепиано или гитары.

Перевод: Джаз для фортепиано соло Том 15. Ноты. Solo arrangements with chord names of 20 swinging Latin standards. Питьевая вода.

Перевод: Минусовку. Brazlian Bossa Novas для фортепиано . Книга. Компакт-диск. Ноты, CD. План.

Перевод: Воскресенье-Мелодия. Фортепиано , Вокал, гитара ноты. Для фортепиано . Голос: ноты. Курт Нахманн. Гретье Кауффелд.

Перевод: Фортепиано : ноты. Bossa Nova состоит из Агостиньо Мендоса, Александр Gietz, Сильвия Вретхаммер. Голос: ноты. Немецкий.

Перевод: Малой Тайна простая Латинской Дуэт. Метод фортепиано ноты. Для фортепиано , фортепианный дуэт. Дженнифер Эклунд.

Перевод: Тропический Бриз Легкий Латинской Соло для промежуточных. Метод фортепиано ноты. Для фортепиано .

Источник

Использование ритма босанова

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим об использовании ритма босанова в аккомпанементе.

Ранее в одной из статей мы говорили о разнице между метром и ритмом.

Одну и ту же гармонию можно сыграть по-разному и в зависимости от того как мы её сыграем у нас получится разное звучание.

Так, мы можем сыграть музыку в каком-то стиле. Например, у нас может быть написано слово bossa рядом с названием джазовой темы в каком-нибудь сборнике.

рис. 1

Это значит, что тему эту нужно играть в определенном стиле (ещё это называют фактурой).

В нашем случае мы должны использовать ритм босанова.

Ранее же мы, играя темку Dindi не использовали этого ритма, а играли не особо задумываясь.

Итак, давайте возьмём аккорды сначала просто в метре, то есть у нас такт будет разбиваться на четыре равные части и каждая часть будет иметь длительность четвертной ноты. Это самый базовый вариант того как сыграть аккорды.

рис. 2

А теперь используем ритм босанова. Но как научиться играть в этом ритме?

Для начала можно использовать ритмические паттерны из книги «Mike Christiansen bossa nova and samba for Guitar».

Давайте посмотрим на следующие паттерны представленные в этой книге.

рис. 3

Немного непонятно, как это играть. Так что давайте запишем в нотах паттерны 1, 3 и 7 для примера.

рис. 4

Суть в том, чтобы «отделить» басовую ноту аккорда и его верхние 3-ри ноты (при этом верхние три ноты часто звучат на «и» при счёте 1и 2и 3и 4и). Иногда мы играем бас отдельно, а иногда вместе с верхними нотами. Ещё одна особенность в том, что бас у нас делает скачки на кварту (то есть в аккорде берётся попеременно первая ступень в басу и пятая).

Также мы можем и не чередовать в басу разные ноты из аккорда, а играть всё время самую обычную тонику в басу (это у нас происходит на рисунке 4 в 3 такте).

Послушаем как будут звучать аккорды темы, сыгранные в ритме босанова.

Так, у нас получается очень много простора для деятельности, внесения ритмического разнообразия, в казалось бы простой аккомпанемент.

На основе представленных паттернов мы можем придумать и свои ритмы в этом стиле. Если у вас возникли вопросы — задавайте их в комментариях.

Источник

Босса-нова блюз

Босса-нова блюз

Или почему «Wave» Антонио Карлоса Жобима — это блюз?

Приготовьтесь к путешествию в жаркую страну красивых гармоний и логичных функций, сегодня говорим о регармонизации от великого и неповторимого бразильца — Антонио Карлоса Жобима.

Композиция «Wave» — это классическая босса-нова, записанная Жобимом совместно с американскими музыкантами и вышедшая в свет в 1967 году. Песня сразу стала хитом и попала на 114 место в Billboard 200 (двести самых популярных американских альбомов) и на 5 место среди джазовых альбомов.

У нас так принято считать, что Глинка или Рахманинов — это композиторы с большой буквы, а те «джазовики» что-то там наигрывали себе. Но если объективно, Жобим по своим оригинальности и композиторскому таланту наваляет очень многим. Шутка, конечно, никто драться не собирается из-за них, хоть и бывали инциденты…

Для того, чтобы легче было подобраться к сути разговора, давайте вспомним основные яркие особенности Блюза. Сейчас будет сложно, но если вы чего-то не понимаете, просто пропустите это:

Звучит ужасно заумно, но на самом деле это не сложно, можете подробно узнать здесь
или написать мне, я объясню😉

Итак, теперь давайте взглянем на ноты темы Wave. Это песня в форме AABA, но я приведу только часть А, потому что в ней весь наш интерес:

Первое что должно броситься в глаза — это количество тактов. Посчитайте сами😊

После того, как явный намек бросился в глаза и закричал: «что-то необычное здесь происходит, очень уж похоже на… блюз?»; можно двигаться дальше.

Посмотрим на функции аккордов, которые приходятся на начало каждых четырехтактовых разделов

В первом такте у нас очевидно тоника, два знака при ключе, первый аккорд Dma7, ну всё понятно.

В пятом такте по той же логике субдоминанта представлена Gma7. Всё тоже сходится.

А что же происходит в 9? В блюзовой форме здесь должен быть каденционный оборот, или V7 — IV7 (как в архаическом блюзе), или IIm7 — V7 (как в джазовом блюзе). Откровенно говоря ни того, ни другого мы не видим. Но это вовсе не означает, что здесь нет никакого другого каденционного оборота.

Если мы временно избавимся от Bm7 и Bb7, то увидим что в основе всего этого движения лежит достаточно типичная джазовая каденция II7 — V7 — Ima7. Где E7 — это побочная доминанта к основной доминанте A7, почти как IIm7 — V7.

Тогда можем увидеть также, что Bb7 — это тритоновая замена E7 (подробнее прочитать можно здесь). А Bm7 — это родственная субдоминантовая пара для E7, работает по принципу IIm7 — V7.

Если будем смотреть в корень, то в 9-м такте, не смотря на различные замены и вспомогательные аккорды, Жобим спрятал обычную каденцию. Что и соответствует блюзовой форме.

На самом деле вот уже почти и всё становиться понятным. Есть еще несколько аккордов, на которые стоит посмотреть и увидеть, что все они являются витиеватыми гармоническими ходами, за которыми прячется обычная блюзовая последовательность.

В 3-м и 4-м такте мы можем найти подобным образом работающий оборот IIm7 — V7, который приводит нас к субдоминанте в 5-такте.

А Bbo7 работает как вспомогательный уменьшенный септаккорд к Am7. Поэтому вся вереница аккордов в первой части А просто подводит нас к субдоминанте во второй А.

Аналогично, в 7-м и 8-м тактах мы встречаем оборот который подготавливает появление E7 в 9-м такте. Единственно по настоящему интересный аккорд здесь — это Gm7 после Gma7. Но даже это не должно пугать вас и вводить в заблуждение, потому что это типичный прием сопоставления контрастов, коим пользовался еще Бетховен.

И последний штрих, последние два такта квадрата.

Если вы часто слушали латиноамериканскую музыку, то могли заметить, что такие «зацикленные» ходы IIm7 — V7 очень типичны. Это называется vamp — остинантная фигура аккомпанемента. В своем роде это намек на то, что мы все таки имеем дело с Босса-новой, а не с блюзом. Ведь если взглянуть например на некоторые бибоповые блюзы, они подобным образом «не похожи» на обычные блюзы.

Вишенка на торте. Посмотрите на 10-й такт.

Да это же блюзовая гамма в чистом виде поверх мажорной гармонии! Полимодальность как есть!

Хочется верить, что на этом этапе у вас уже не осталось сомнений в том, что Жобим переделал блюзовый квадрат, добавил немного характеристик босса-новы и оставил подсказки в виде блюзовых нот, чтобы мы могли с уверенностью утверждать — это гениально!

Можно придраться к структуре аккордов, что они не малые мажорные, но если вспомнить блюз Чарли Паркера, который я указывал выше, то там тоже тоника и субдоминанта не представлены «доминантовыми» септаккордами. Однако, даже сама тема называется «блюз».

Я насчитал 5 из 7 характеристик блюза в босса-нове Карлоса и мне кажется этого вполне достаточно😀

Источник

Оцените статью