Босса нова для одной ноты

Босса нова для одной ноты

Автор: А. Виницкий
Год: 2006
Издательство: ООО «Экономика и информатика»
Страниц: 36
Формат: PDF
Размер: 1,6 МВ
Язык: русский

В сборник вошли композиции А. Виницкого, написанные в стиле босса новы и самбы на основе тем выдающегося бразильского композитора Антонио Карлоса Жобима. Все композиции создавались в течение многих лет и потребовали не только хорошего знания бразильской музыки и гитары, но и огромной любви, постижения магии ритма. Именно ритм и стиль являются наиболее неуловимыми при записи на ноты музыки в стиле босса новы. Исполняя эти композиции, нужно помнить, что вы должны уметь танцевать, внутренне, ощущая ритм во время игры. Работайте над небольшими фрагментами, повторяя их до тех пор, пока не почувствуете свободу внутри вас и спокойную пульсацию. Мелодии А. К. Жобима прекрасны и свободны, они льются естественно, как вода, не останавливаясь.

СОДЕРЖАНИЕ:

How Insensitive (Какой равнодушный)
Once I Loved (Однажды я любил)
Jazz-Samba (Джаз-самба)
One Not Samba (Самбы одной ноты)
Great Love (Великая любовь)

Источник

Босса-нова блюз

Босса-нова блюз

Или почему «Wave» Антонио Карлоса Жобима — это блюз?

Приготовьтесь к путешествию в жаркую страну красивых гармоний и логичных функций, сегодня говорим о регармонизации от великого и неповторимого бразильца — Антонио Карлоса Жобима.

Композиция «Wave» — это классическая босса-нова, записанная Жобимом совместно с американскими музыкантами и вышедшая в свет в 1967 году. Песня сразу стала хитом и попала на 114 место в Billboard 200 (двести самых популярных американских альбомов) и на 5 место среди джазовых альбомов.

У нас так принято считать, что Глинка или Рахманинов — это композиторы с большой буквы, а те «джазовики» что-то там наигрывали себе. Но если объективно, Жобим по своим оригинальности и композиторскому таланту наваляет очень многим. Шутка, конечно, никто драться не собирается из-за них, хоть и бывали инциденты…

Для того, чтобы легче было подобраться к сути разговора, давайте вспомним основные яркие особенности Блюза. Сейчас будет сложно, но если вы чего-то не понимаете, просто пропустите это:

Звучит ужасно заумно, но на самом деле это не сложно, можете подробно узнать здесь
или написать мне, я объясню😉

Итак, теперь давайте взглянем на ноты темы Wave. Это песня в форме AABA, но я приведу только часть А, потому что в ней весь наш интерес:

Первое что должно броситься в глаза — это количество тактов. Посчитайте сами😊

После того, как явный намек бросился в глаза и закричал: «что-то необычное здесь происходит, очень уж похоже на… блюз?»; можно двигаться дальше.

Посмотрим на функции аккордов, которые приходятся на начало каждых четырехтактовых разделов

В первом такте у нас очевидно тоника, два знака при ключе, первый аккорд Dma7, ну всё понятно.

В пятом такте по той же логике субдоминанта представлена Gma7. Всё тоже сходится.

А что же происходит в 9? В блюзовой форме здесь должен быть каденционный оборот, или V7 — IV7 (как в архаическом блюзе), или IIm7 — V7 (как в джазовом блюзе). Откровенно говоря ни того, ни другого мы не видим. Но это вовсе не означает, что здесь нет никакого другого каденционного оборота.

Если мы временно избавимся от Bm7 и Bb7, то увидим что в основе всего этого движения лежит достаточно типичная джазовая каденция II7 — V7 — Ima7. Где E7 — это побочная доминанта к основной доминанте A7, почти как IIm7 — V7.

Тогда можем увидеть также, что Bb7 — это тритоновая замена E7 (подробнее прочитать можно здесь). А Bm7 — это родственная субдоминантовая пара для E7, работает по принципу IIm7 — V7.

Если будем смотреть в корень, то в 9-м такте, не смотря на различные замены и вспомогательные аккорды, Жобим спрятал обычную каденцию. Что и соответствует блюзовой форме.

На самом деле вот уже почти и всё становиться понятным. Есть еще несколько аккордов, на которые стоит посмотреть и увидеть, что все они являются витиеватыми гармоническими ходами, за которыми прячется обычная блюзовая последовательность.

В 3-м и 4-м такте мы можем найти подобным образом работающий оборот IIm7 — V7, который приводит нас к субдоминанте в 5-такте.

А Bbo7 работает как вспомогательный уменьшенный септаккорд к Am7. Поэтому вся вереница аккордов в первой части А просто подводит нас к субдоминанте во второй А.

Аналогично, в 7-м и 8-м тактах мы встречаем оборот который подготавливает появление E7 в 9-м такте. Единственно по настоящему интересный аккорд здесь — это Gm7 после Gma7. Но даже это не должно пугать вас и вводить в заблуждение, потому что это типичный прием сопоставления контрастов, коим пользовался еще Бетховен.

И последний штрих, последние два такта квадрата.

Если вы часто слушали латиноамериканскую музыку, то могли заметить, что такие «зацикленные» ходы IIm7 — V7 очень типичны. Это называется vamp — остинантная фигура аккомпанемента. В своем роде это намек на то, что мы все таки имеем дело с Босса-новой, а не с блюзом. Ведь если взглянуть например на некоторые бибоповые блюзы, они подобным образом «не похожи» на обычные блюзы.

Вишенка на торте. Посмотрите на 10-й такт.

Да это же блюзовая гамма в чистом виде поверх мажорной гармонии! Полимодальность как есть!

Хочется верить, что на этом этапе у вас уже не осталось сомнений в том, что Жобим переделал блюзовый квадрат, добавил немного характеристик босса-новы и оставил подсказки в виде блюзовых нот, чтобы мы могли с уверенностью утверждать — это гениально!

Можно придраться к структуре аккордов, что они не малые мажорные, но если вспомнить блюз Чарли Паркера, который я указывал выше, то там тоже тоника и субдоминанта не представлены «доминантовыми» септаккордами. Однако, даже сама тема называется «блюз».

Я насчитал 5 из 7 характеристик блюза в босса-нове Карлоса и мне кажется этого вполне достаточно😀

Источник

Босса нова для одной ноты

Здравия желаю, коллеги!

«Основной принцип сайта: баян и аккордеон сейчас актуальны.»

Во-первых, я с этим абсолютно согласен, а во-вторых, смею вас уверить, что, базируясь на выложенном здесь репертуаре, его невозможно осуществить. Мы живём в 21-м цифровом веке, господа, и надо осваивать новые приёмы игры на традиционных инструментах!

Предлагаемая вашему вниманию страница, призвана залатать брешь в современной, качественно аранжированной для баяна-аккордеона музыке.

Я не претендую на лавры виртуоза. Свою миссию я вижу в том, чтобы переложить для баяна жанры и категории музыки, ранее считавшиеся «неисполнимыми». Как то: Рок, Диско, Рэггей, Текно, POP, Джаз. Революцию в музыке, совершённую Битлз, аккордеонисты-баянисты проворонили. Теперь или никогда, я должен залатать эту прореху!

Разумеется, имея классическое советское музыкальное образование, я могу сыграть (аранжировать) любое традиционное произведение для баяна, но мне это скучно. Есть масса профессиональных исполнителей, аранжировщиков, которые сделают это гораздо лучше.

Я придумал и разработал некоторые приёмы игры и особую технику исполнения, которые позволяют С ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПОДОБИЯ исполнять вышеуказанные жанры музыки. В самом низу страницы также выложены специальные упражнения, которые помогут вам развить необходимые ритмические навыки.

И последнее. В своей работе я использую целый ряд компьютерных программ, с помощью которых я создаю вначале миди, а затем – и полноценные аудио-файлы. Для участников и посетителей bayanac.borda.ru выложены ноты и миди.

В темах на Форуме я даю также и адреса страниц, где вы можете увидеть и услышать меня в другой ипостаси.

Допускаю, что не всем придётся по душе то, что я делаю. Но надеюсь, что найдутся баянисты, которым тесно в гетто полек, вальсов, танго и классики, а хочется сыграть нечто по-настоящему «крутое», удивив друзей и знакомых!

Источник

Использование ритма босанова

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим об использовании ритма босанова в аккомпанементе.

Ранее в одной из статей мы говорили о разнице между метром и ритмом.

Одну и ту же гармонию можно сыграть по-разному и в зависимости от того как мы её сыграем у нас получится разное звучание.

Так, мы можем сыграть музыку в каком-то стиле. Например, у нас может быть написано слово bossa рядом с названием джазовой темы в каком-нибудь сборнике.

рис. 1

Это значит, что тему эту нужно играть в определенном стиле (ещё это называют фактурой).

В нашем случае мы должны использовать ритм босанова.

Ранее же мы, играя темку Dindi не использовали этого ритма, а играли не особо задумываясь.

Итак, давайте возьмём аккорды сначала просто в метре, то есть у нас такт будет разбиваться на четыре равные части и каждая часть будет иметь длительность четвертной ноты. Это самый базовый вариант того как сыграть аккорды.

рис. 2

А теперь используем ритм босанова. Но как научиться играть в этом ритме?

Для начала можно использовать ритмические паттерны из книги «Mike Christiansen bossa nova and samba for Guitar».

Давайте посмотрим на следующие паттерны представленные в этой книге.

рис. 3

Немного непонятно, как это играть. Так что давайте запишем в нотах паттерны 1, 3 и 7 для примера.

рис. 4

Суть в том, чтобы «отделить» басовую ноту аккорда и его верхние 3-ри ноты (при этом верхние три ноты часто звучат на «и» при счёте 1и 2и 3и 4и). Иногда мы играем бас отдельно, а иногда вместе с верхними нотами. Ещё одна особенность в том, что бас у нас делает скачки на кварту (то есть в аккорде берётся попеременно первая ступень в басу и пятая).

Также мы можем и не чередовать в басу разные ноты из аккорда, а играть всё время самую обычную тонику в басу (это у нас происходит на рисунке 4 в 3 такте).

Послушаем как будут звучать аккорды темы, сыгранные в ритме босанова.

Так, у нас получается очень много простора для деятельности, внесения ритмического разнообразия, в казалось бы простой аккомпанемент.

На основе представленных паттернов мы можем придумать и свои ритмы в этом стиле. Если у вас возникли вопросы — задавайте их в комментариях.

Источник

Ю. Маркин — Играем боссанову — ноты для фортепиано

Перед вами тетрадь, в которую входят самые известные в мире боссановы, так сказать, «сливки». Перед автором этой работы стояла задача — как можно меньше технических сложностей, ведь боссанова — это очень тихая, спокойная, даже интимная музыка. Играйте тихо — и у вас все получится.


Юрий Маркин
Играем Босса-нову

Фантазии на темы бразильских мелодий
для фортепиано
«Синкопа», 1998г.
Только описание.

Когда говорят о родине джаза, его колыбелью всегда называют Америку, при этом подразумевая современную территорию США. Именно здесь на протяжении нескольких веков происходило слияние двух великих музыкальных традиций — европейской и западно — африканской, белой и черной культуры. Но сама Америка большая, и если ее северную часть исторически заселяли, главным образом, протестанта (англичане и французы), среди которых было мною религиозных миссионеров, стремящихся обратить негров в христианскую веру, то в южной половине континента преобладали католики (испанцы и португальцы), которые смотрели на черных невольников просто как на рабочий скот, не заботясь о спасении их души. Поэтому там не могло возникнуть значительного культурного синтеза рас, что в свою очередь оказало прямое влияние на степень сохранения родной музыки африканских рабов, в основном в области ритмики. До сих пор в странах Южной и Центральной Америки существуют языческие культы, проводятся тайные ритуалы и безудержные карнавалы под сопровождение афро — кубинских (шш латино — американских) ритмов.

Неудивительно, что именно в этом ритмическом отношении южная часть Нового Света заметно повлияла в наше время на всю популярную мировую музыку и многое дала ей в смысле ритмики. В течение XX века отсюда вышли танго, румба, бегин, ча-ча-ча, мамбо, калипсо, сон, меренг и, конечно же, самба, а также на эстрадных сценах мира появилось множество разных новых для нас латано — американских ударных инструментов.

С другой стороны, джаз всегда отличался своей способностью вбирать в себя различные виды музыки, от фольклора до классики, в 50-е годы нашего века произошло его наибольшее приближение к белым европейским идиомам за всю историю эволюцини джаза, что привело к возникновению так называемого стиля «кул». Эта музыка в отличие от предыдущих джазовых стилей действительно была «прохладной», интеллектуальной, степенной и спокойной, ей был присущ некий интонационный холод, тон без вибрато и т.п. Ее исполняли как белые (Дэйв Брубек, Джерри Маллиген), так и черные («Модерн джаз квартет», Майлс Дэвис) современные джазмены, которые тогда уже регулярно гастролировали с концертами по всему миру, включая, в частности, и Бразилию. В этой стране они познакомились с местными музыкантами, певцами и композиторами — такими, как Роберто Менескаль, Сержио Мендес, Дори Каюми, Ньютон Меидонка, Маркое Балле, Винициус ДеМораес, Мшггон Наси-менто, Баден Пауэлл и другими, среди которых, бесспорно, самой выдающейся личностью был Антонио Карлос Жобим (1927 — 1994). Он жил в Рио-де-Жанейро и работал музыкальным директором на студии записи «Одеон», когда в 1957 году вместе с певцом и гитаристом Жоао Жильберто записал там две свои первые песни, принесшие небывалый успех. Позднее Жобим сам назвал эту музыку «босса нова» («новая волна», «нечто новое») и в последующие годы написал в такой же манере еще несколько десятков не менее прекрасных мелодий.

Ритм бразильской самбы в сочетании с джазовой импровизацией в стиле «кул» (т.е. «джаз — самба», «лед и пламя») стал исключительно популярен в США, и вскоре боссанова охватила всю Америку со скоростью лесного пожара, т.к. в ней неотразимо привлекали свинг, мелодия и поэзия. Любопытно, что впервые эту музыку А. К. Жобима в США представила знаменитая европейская певица Катерина Валситс (как она утверждает в своих воспоминаниях), когда после гастролей в Рио и встреч с Жобимом в 1960 году она потом выступила в американском телешоу Перри Комо, исполнив там несколько номеров боссановы. Но она их не записала на пластинку, поэтому документальным фактом остается первый диск «джаз — самбы», который под этим названием 13 февраля 1962 года записали джазовый виртуоз испанской гитары Чарли Берд и «куловый» тенор — саксофонист Стэн Гетц. В том же году они получили за него награду «Грэмми», а в марте 1963 года Стэн Гетц записал в Ныо — Йорке удачный очередной альбом боссановы с бразильской певицей Аструд Жильберто, ее тогда мужем Жоао Жильберто и самим А. К. Жобимом за роялем. И эта пластинка тоже получила затем «Грэмми» как лучшая запись года (1964). Только в 1966 году Катерина Валенте смогла выпустить (уже в Европе) свой диск с песнями Жобима и Бадена Пауэлла.
(В оригинале боссанову, конечно, всегда пели на португальском языке, но когда появились переводы в виде английских текстов, которые создавали в США Норман Гимбел, Джон Хендрикс, Джин Лиз, Рэй Гилберт, Бадци Кэй и другие, джазовые вокалисты стали исполнять ее и по-английски).
Трудно назвать такого джазового или популярного артиста, который впоследствии не записывал бы темы в духе боссановы. Правда, хотя в течение 60-х годов боссанова, безусловно относилась к сфере чисто джазового исполнительства и считалась стилем современного джаза, в дальнейшем она постепенно перешла в область популярной музыки, ее ритмы можно было услышать как в ресторанах, так и на танцплощадках. Но сейчас перед вами в этом сборнике представлены совершенно новые обработки самых известных пьес из классического репертуара «джаз — самбы», которые специально сделал московский ветеран джаза, пианист, композитор и один из наших наиболее опытных аранжировщиков Юрий Иванович Маркин (р. 1942). Он неоднократный участник столичных и других советских джаз — фестивалей, где исполняет свои оригинальные композиции, всегда вызывающие всеобщий интерес, занимается также музыкально — педагогической деятельностью. Ю. Маркин — это яркий, талантливый представитель московской джазовой сцены и нашего российского джаза в целом, поэтому его индивидуальные, высокопрофессиональные трактовки лучших образцов романтической бразильской боссановы, несомненно, привлекут внимание всех заинтересованных любителей и знатоков джаза.
Ю. Верменич.

  • Summer Samba (So Nice) Marcos Va,le -Paulmo SerB10 Valle
  • Meditation (Meditacao) Antonio Carlos Jobim — Newton Mendonca
  • My Little Boat Imo Schmotz
  • One Note Samba (Samba de Uma Nota So) Шохйо Carlos Jobim — Newton Mendonca
  • Once I Loved Antonio Carlos Jobim — Vinicius de Moraes
  • Black Orpheus (Manha de Carnival) Luiz Bonfa» Geor8e D Weiss
  • Jazz V Samba (So Banco Samba) Antonio Carlos Jobim — Vinicius de Moraes
  • Corcovado (Quiet Nights of Quiet Stars) Antonio Carlos Jobim — Gene Lees
  • Dindi Antonio Carlos Jobim — Carlos Oliveira
  • The Girl from Ipanema (Garota de Ipanema) Antonio Carlos Jobim — Vinicius de Moraes
  • Gentle Rain Antonio Carlos Jobim
  • Wave (Vou Те Contar) Antonio Carlos Jobim
  • How Insensitive (Insensatez) Antonio Carlos Jobim — Vinicius de Moraes
  • No More Blues (Chega de Saudade) Antonio Carlos Jobim — Vinicius de Moraes
  • Desafinado (Off Key) Antonio Carlos Jobim — Newton Mendonca
  • Тексты

Источник

Читайте также:  Лучшие комбоусилители для акустических гитар
Оцените статью