Бой акустической гитары шестеркой

Бой на гитаре (12 видов)

Вводная информация

Гитарный бой – это первое, что осваивает каждый гитарист. Именно таким способом звукоизвлечения играется подавляющее большинство российских и зарубежных песен. Если выучить аккорды композиции, но не выучить бой – то песня не зазвучит такой, какой она задумывалась изначально. Кроме того, подобный метод игры поможет разнообразить собственные композиции – вы будете знать, как обыгрывать ритмические рисунки, каким образом выставлять акценты, а также формировать музыкальную текстуру. Данная статья поможет понять, как играть бой на гитаре, а также покажет основные виды данного приема игры.

Бой на гитаре – схемы и виды

Данный абзац стоит начать с самого определения термина «гитарный бой». По сути это – обыгрывание ритмического рисунка, который присутствует в песне. Изначально песни исполнялись без внятной ритм-секции, поэтому музыкантам надо было самостоятельно выставлять акценты. Именно тогда и появились основные виды боев на гитаре. Они выделяют слабую и сильную долю, задают темп композиции, и помогают играть ее ровно.

Соответственно, боев на гитаре существует столько же, сколько и ритмических рисунков – бесконечное множество. Однако есть список базовых способов игры подобным методом, выучив который можно сыграть практически любую песню. А если комбинировать их в своих произведениях – то можно получить интересную и разнообразную композицию с необычным звучанием.

Гитарный бой состоит из последовательных ударов по струнам вниз и вверх. Они выстроены в определенном порядке, в зависимости от того, какой у произведения тактовый размер и ритм. На письме удары обозначаются значками V – удар вниз, и ^ — удар вверх. Альтернативный вариант, представленный в этой статье – рисунками со стрелочками. С помощью такой схемы можно сразу понять манеру штриха и игры.

Ниже представлены 12 самым распространенных гитарных штрихов, которые используются разными исполнителями или в определенных жанрах музыки. К каждому из них дана краткая аннотация и схема игры.

Читайте также:  Легкий бой с аккордами

Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на нашем сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Посмотреть уроки курса

Бои на гитаре для начинающих

Бой шестерка

Это самый базовый и простой вид штриха. Именно с него начинают все гитаристы, а используют его в своих песнях даже профессионалы.

Бой восьмерка

Это более сложный способ игры штрихом, однако звучит он намного интереснее уже поднадоевшей «шестерки». Состоит этот способ из восьми ударов, и обыгрывает интересный ритмический рисунок.

При этом акцент также выставляется на каждый третий удар. Иными словами, движений восемь, но в одном цикле этих движений акцентированных ударов будет только два. Это образует необычную ритмику, которую можно необычно обыгрывать.

Бой четверка

Еще один простой гитарный штрих – самый стандартный из всех существующих.

Блатной бой

Не совсем штрих в привычном понимании. По манере игры он очень напоминает музыку кантри, однако есть отличия. Его главная особенность заключается в поочередной смене басовых нот – за счет чего образуется интересная мелодика и своеобразная «танцевальность».

Бой Цоя

Этот штрих получил свое название от знаменитого артиста Виктора Цоя, который часто использовал его в своих песнях. Этот способ игры отличается своей скоростью, поэтому для того, чтобы правильно его сыграть, придется потренироваться.

Бой Высоцкого

Так же, как и штрих выше, этот часто использовался Владимиром Высоцким. Он представляет из себя немного измененный вариант блатного боя.

Испанский бой

Это один из самых первых видов штриха, пришедший с родины гитары – Испании. Он представляет из себя «восьмерку», где на каждый первый удар вниз нужно использовать интересный прием – расгеадо. Выполняется он таким образом – нужно быстро ударить по всем струнам всеми пальцами по очереди, выкинув своеобразный «веер». Это самая сложная сторона данного боя, однако, после какого-то времени практики прием не должен вызвать никаких проблем.

Бой Розенбаума

Еще один вид штриха, перенявший свое название у имени исполнителя, который чаще всего его использовал. Это еще один измененный вариант блатного боя. В нем изменены местами удары вниз и вверх после того, как большой палец дергает басовую струну, а также добавлен дополнительный удар вверх со смещенным акцентом (Бас дергаем вместе с указательным пальцем, указательный палец дергает первые 3 струны вверх). То есть, первая часть штриха выглядит так: басовая струна – вверх – глушение — вверх, и так же вторая: басовая струна – вверх – глушение — вверх. Получается очень своеобразный рисунок, отличающийся от стандартного блатного штриха.

Бой регги

А это уже более интересный вид штриха – поскольку именно за счет него и образуется интересная ритмическая структура регги-композиций, и иначе придать им нужное настроение не получится никак. Играется он исключительно вниз, изредка совершая движение рукой вверх для повышения динамики – чаще всего на смене аккорда.

При этом каждый первый удар в нем совершается по заглушенным струнам – а каждый второй по зажатым. Таким образом выделяется слабая доля, в которую чаще всего и играется регги-музыка. В разделе представлены более подробные схемы игры.

Бой кантри

Вид штриха, характерный для американской фолк-музыки. Он представляет из себя также модифицированную версию блатного боя. Он состоит из двух частей: в первой вы дергаете нижнюю басовую струну – пятую или шестую – а потом совершаете движение пальцами вниз по остальным струнам. После этого вы дергаете другую басовую струну – пятую или четвертую – и совершаете движение вниз и вверх по остальным струнам. Играть это требуется очень быстро, поскольку сама по себе музыка кантри динамичная и имеет высокий темп.

Вальсовый бой

Штрих характерный для «вальсовой» музыки и песен, написанных в ритме 3/4 (Раз-два-три) – как это ясно из названия. Бой имеет разные варианты исполнения щипком, медиатором или перебором с чередованием басовых струн. Основная задача здесь состоит в том, чтобы, не сбивая темп держать ровный ритм, который как раз задается с первых нот и раскачивает всю композицию. Сам по себе способ игры простой, но имеет сложные схемы исполнения, для которых потребуется усидчивость и терпение.

Чеченский бой

Вид штриха, характерный для чеченской народной музыки. Это последовательное движение рук вверх и вниз, при этом два первых удара совершаются в одну сторону, а все последующие – с акцентом на каждом третьем ударе. Получиться должно следующее: удар-удар-удар-удар-АКЦЕНТ-удар-удар-удар-АКЦЕНТ, и так далее.

Глушение струн на гитаре

Важным моментом в том, как научиться играть бой на гитаре, является понимание глушения струн. Оно используется для проставления акцентов и помощи гитаристу ориентироваться в ритмическом рисунке песни. Выполняется этот прием очень просто – во время игры штрихом в некоторых ударах правой рукой прижимайте струны, чтобы они перестали звучать – раздастся характерный звонкий хлопок, который выделит слабую долю песни.

Переборы на гитаре

Альтернативный способ игры на гитаре – это переборы. Так называется техника, во время которой гитарист воспроизводит музыку в виде последовательности отдельных нот, а не звучащих аккордов. Это позволяет разнообразить мелодику композиции, ее гармонию и течение. Перебором исполняется множество классических и современных произведений.

Виды переборов

Существует также несколько стандартных видов переборов, которые часто применяются гитаристами любого уровня навыка. Названы они исходя из количества задействованных в них струн, и аналогично гитарным боям: «Четверка», «Шестерка» и «Восьмерка». При этом порядок струн в них может варьироваться – и четыре ноты первого перебора могут играться как последовательно с третью по первую струну, так и сначала может звучать вторая, потом третья и только потом первая – все зависит только от вашей фантазии.

Красивые переборы

Конечно, стандартные типы переборов и так звучат красиво, однако опытные гитаристы, освоившие данную технику, отходят от них, сочиняя собственные паттерны и ритмические рисунки. Попробуйте, например, играть не аккордами, а обыгрывать различные гаммы и сочинять мелодии, совмещая линию баса и основную нотную текстуру. Попробуйте одновременно защипывать две ноты и давать им звучать в то время, пока играется уже совершенно другой мотив. Существует еще одна фишка – легатто во время игры, когда вы играете одновременно еще и левой рукой, просто зажимая струны без удара по ним – получается интересный и плавный звук. Для того, чтобы освоить технику в совершенстве, попробуйте выучить несколько произведений – например Greensleeves, или Call of Magic – знаменитую композицию Джереми Соула. Смотрите больше роликов и учите фразы, и самое главное – больше практикуйтесь.

Источник

Бой «Шестерка» на гитаре. Схемы для начинающих.

Вводная информация

Существует множество вариантов техник игры на гитаре, как на акустической, так и на электрогитаре. К таковым относятся:

  • бой с глушением и без
  • перебор
  • использование медиатора
  • комбинированная техника (когда используют, например, перебор и бой)

Описание боя

Сегодня мы рассмотрим один из самых распространенных гитарных боев — «шестерку». Слово «бой» подразумевает то, что нужно будет, в буквальном смысле слова, бить по струнам. Делать это нужно правой рукой (если гитарист левша, то соответственно левой), зажав при этом другой рукой определенные комбинации на грифе. Под комбинациями имеются в виду аккорды, в состав которых входит несколько нот.

Для того, чтобы разобраться, что такое гитарный бой, новичку сначала нужно понять устройство гитары, научится держать её в руках, почитать теоретический материал в интернете, нацепить струны и настроить инструмент. Затем нужно пробовать извлекать звуки от зажимания определенных нот, потом изучить самые простые аккорды, дать пальцам привыкнуть к струнам. Первое время пальцы будут болеть, на них станут образовываться водянки.

Итак, перейдем к изучению гитарного боя «шестерка», сначала без глушения. Будем считать, что все вышеперечисленное у вас получилось и теперь вы готовы пробовать играть боем.

Бой шестерка без глушения (схема)

Бой «шестерка» можно представить в виде простой схемы:

— эта стрелка обозначает удар с направлением вниз.

— эта стрелка показывает, что удар идет снизу вверх.

Новичку будет тяжело понять этот рисунок целиком за один раз. Поэтому, я рекомендую маленькую хитрость—необходимо разделить весь рисунок на две равные части. Выглядеть это будет следующим образом:

Первая часть рисунка—3 удара

После первого удара вниз идет маленькая пауза. В зависимости от темпа песни она может быть ярко выражена или почти незаметна. Затем после еще двух ударов, на переходе между условными частями рисунка идет еще одна пауза. Она аналогично зависит от ритма песни. Если вы будете играть медленную песню, то паузы можно делать немного длиннее, выразительнее, словно акцентируя на них внимание. Если же песня играется в быстром темпе, то можно сказать, что паузу почти не будет слышно.

Вторая часть рисунка—3 удара

Такой прием поможет новичку разобраться как, куда и сколько раз бить. Параллельно нужно будет зажимать пальцами левой руки простые комбинации аккордов для начинающих : таких как Am, Em, C, E. В таком духе нужно практиковаться до тех пор, пока не будет получаться полноценный рисунок боя.

«Жизнь—это как струна гитары. Когда она рвётся вы грустите и вам больно. Но струны можно натянуть заново. В этом и весь кайф» ©

Ангус Маккинон Янг (ACϟϟDC)

Как играть бой шестерка с приглушкой (схема)

После того как вы освоите первую разновидность боя шестерки, можно переходить ко второй—шестерка с глушением. Пугаться тут нечего, это такой же бой как и предыдущий, только с одним отличием. О нем мы сейчас и поговорим.

Глушение струн—это своеобразный глухой удар пальцами или ребром ладони по струнам. Он нужен для того, что сделать рисунок выразительнее. С добавлением такого штриха общая схема будет выглядеть так:

—эта звезда означает глушение

Теперь что бы не так страшно выглядело, воспользуемся уже освоенной хитростью. Разделим весь рисунок на 2 равные части. Получится следующее:

Первая часть—3 удара с глушением

Вторая часть—3 удара с глушением.

Проще будет сначала научиться делать глушение отдельно от основного рисунка. Для этого нужно будет выполнять простое упражнение. Возьмите гитару и указательным пальцем правой руки старайтесь делать резкое движение вниз. Основной фокус в том, что как только палец окажется ниже первой струны (она самая тонкая), нужно быстро расправить ладонь и таким образом заглушить звук струн. Этот прием и называется глушение.

После того как вы освоите эти 2 разновидности и поймете, что такое бой шестерка, можно будет приступать к изучению песен. Тут можно сказать одно—их очень много, практически любую песню можно сыграть таким приемом. Важно лишь понимать, что такое рисунок песни и темп.

Рисунок песни

Разберемся с этими вопросами по очереди. Рисунок песни представляет собой структуру, которая состоит из следующих составляющих:

  • вступление
  • куплет (1—й, 2—й, возможно 3—й)
  • припев
  • проигрыш либо бридж
  • окончание (снова припев или проигрыш)

Каждая из этих частей может иметь свой темп, к которому нужно привыкнуть, вслушаться, попробовать воспроизвести. Для начала можно брать песни, в которых присутствуют всего 4 аккорда. Они повторяются на протяжении всего произведения и образуют, так называемый, «квадрат». Такую песню будет новичку будет просто выучить, применив освоенную технику игры на гитаре.

Песни под бой шестерка

Попробуем разобраться, какой же всё таки репертуар вам, как новичку, подойдет на первое время. Это могут быть дворовые, армейские, застольные, народные и, конечно же, авторские песни. Пройдясь по просторам интернета вы можете найти целые списки песен, на которых оттачивали свое мастерство не одно поколение гитаристов.

Приведем примеры. Топ песен под бой шестерку для начинающих гитаристов:

Вот, пожалуй, и всё на сегодня. Теперь вы знаете, что такое бой шестерка и можете применять его на практике.

Источник

Оцените статью