Бой для гитары для блюза

Бой на гитаре (12 видов)

Вводная информация

Гитарный бой – это первое, что осваивает каждый гитарист. Именно таким способом звукоизвлечения играется подавляющее большинство российских и зарубежных песен. Если выучить аккорды композиции, но не выучить бой – то песня не зазвучит такой, какой она задумывалась изначально. Кроме того, подобный метод игры поможет разнообразить собственные композиции – вы будете знать, как обыгрывать ритмические рисунки, каким образом выставлять акценты, а также формировать музыкальную текстуру. Данная статья поможет понять, как играть бой на гитаре, а также покажет основные виды данного приема игры.

Бой на гитаре – схемы и виды

Данный абзац стоит начать с самого определения термина «гитарный бой». По сути это – обыгрывание ритмического рисунка, который присутствует в песне. Изначально песни исполнялись без внятной ритм-секции, поэтому музыкантам надо было самостоятельно выставлять акценты. Именно тогда и появились основные виды боев на гитаре. Они выделяют слабую и сильную долю, задают темп композиции, и помогают играть ее ровно.

Соответственно, боев на гитаре существует столько же, сколько и ритмических рисунков – бесконечное множество. Однако есть список базовых способов игры подобным методом, выучив который можно сыграть практически любую песню. А если комбинировать их в своих произведениях – то можно получить интересную и разнообразную композицию с необычным звучанием.

Гитарный бой состоит из последовательных ударов по струнам вниз и вверх. Они выстроены в определенном порядке, в зависимости от того, какой у произведения тактовый размер и ритм. На письме удары обозначаются значками V – удар вниз, и ^ — удар вверх. Альтернативный вариант, представленный в этой статье – рисунками со стрелочками. С помощью такой схемы можно сразу понять манеру штриха и игры.

Ниже представлены 12 самым распространенных гитарных штрихов, которые используются разными исполнителями или в определенных жанрах музыки. К каждому из них дана краткая аннотация и схема игры.

Читайте также:  Ваз 2110 что такое гитара

Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на нашем сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Посмотреть уроки курса

Бои на гитаре для начинающих

Бой шестерка

Это самый базовый и простой вид штриха. Именно с него начинают все гитаристы, а используют его в своих песнях даже профессионалы.

Бой восьмерка

Это более сложный способ игры штрихом, однако звучит он намного интереснее уже поднадоевшей «шестерки». Состоит этот способ из восьми ударов, и обыгрывает интересный ритмический рисунок.

При этом акцент также выставляется на каждый третий удар. Иными словами, движений восемь, но в одном цикле этих движений акцентированных ударов будет только два. Это образует необычную ритмику, которую можно необычно обыгрывать.

Бой четверка

Еще один простой гитарный штрих – самый стандартный из всех существующих.

Блатной бой

Не совсем штрих в привычном понимании. По манере игры он очень напоминает музыку кантри, однако есть отличия. Его главная особенность заключается в поочередной смене басовых нот – за счет чего образуется интересная мелодика и своеобразная «танцевальность».

Бой Цоя

Этот штрих получил свое название от знаменитого артиста Виктора Цоя, который часто использовал его в своих песнях. Этот способ игры отличается своей скоростью, поэтому для того, чтобы правильно его сыграть, придется потренироваться.

Бой Высоцкого

Так же, как и штрих выше, этот часто использовался Владимиром Высоцким. Он представляет из себя немного измененный вариант блатного боя.

Испанский бой

Это один из самых первых видов штриха, пришедший с родины гитары – Испании. Он представляет из себя «восьмерку», где на каждый первый удар вниз нужно использовать интересный прием – расгеадо. Выполняется он таким образом – нужно быстро ударить по всем струнам всеми пальцами по очереди, выкинув своеобразный «веер». Это самая сложная сторона данного боя, однако, после какого-то времени практики прием не должен вызвать никаких проблем.

Бой Розенбаума

Еще один вид штриха, перенявший свое название у имени исполнителя, который чаще всего его использовал. Это еще один измененный вариант блатного боя. В нем изменены местами удары вниз и вверх после того, как большой палец дергает басовую струну, а также добавлен дополнительный удар вверх со смещенным акцентом (Бас дергаем вместе с указательным пальцем, указательный палец дергает первые 3 струны вверх). То есть, первая часть штриха выглядит так: басовая струна – вверх – глушение — вверх, и так же вторая: басовая струна – вверх – глушение — вверх. Получается очень своеобразный рисунок, отличающийся от стандартного блатного штриха.

Бой регги

А это уже более интересный вид штриха – поскольку именно за счет него и образуется интересная ритмическая структура регги-композиций, и иначе придать им нужное настроение не получится никак. Играется он исключительно вниз, изредка совершая движение рукой вверх для повышения динамики – чаще всего на смене аккорда.

При этом каждый первый удар в нем совершается по заглушенным струнам – а каждый второй по зажатым. Таким образом выделяется слабая доля, в которую чаще всего и играется регги-музыка. В разделе представлены более подробные схемы игры.

Бой кантри

Вид штриха, характерный для американской фолк-музыки. Он представляет из себя также модифицированную версию блатного боя. Он состоит из двух частей: в первой вы дергаете нижнюю басовую струну – пятую или шестую – а потом совершаете движение пальцами вниз по остальным струнам. После этого вы дергаете другую басовую струну – пятую или четвертую – и совершаете движение вниз и вверх по остальным струнам. Играть это требуется очень быстро, поскольку сама по себе музыка кантри динамичная и имеет высокий темп.

Вальсовый бой

Штрих характерный для «вальсовой» музыки и песен, написанных в ритме 3/4 (Раз-два-три) – как это ясно из названия. Бой имеет разные варианты исполнения щипком, медиатором или перебором с чередованием басовых струн. Основная задача здесь состоит в том, чтобы, не сбивая темп держать ровный ритм, который как раз задается с первых нот и раскачивает всю композицию. Сам по себе способ игры простой, но имеет сложные схемы исполнения, для которых потребуется усидчивость и терпение.

Чеченский бой

Вид штриха, характерный для чеченской народной музыки. Это последовательное движение рук вверх и вниз, при этом два первых удара совершаются в одну сторону, а все последующие – с акцентом на каждом третьем ударе. Получиться должно следующее: удар-удар-удар-удар-АКЦЕНТ-удар-удар-удар-АКЦЕНТ, и так далее.

Глушение струн на гитаре

Важным моментом в том, как научиться играть бой на гитаре, является понимание глушения струн. Оно используется для проставления акцентов и помощи гитаристу ориентироваться в ритмическом рисунке песни. Выполняется этот прием очень просто – во время игры штрихом в некоторых ударах правой рукой прижимайте струны, чтобы они перестали звучать – раздастся характерный звонкий хлопок, который выделит слабую долю песни.

Переборы на гитаре

Альтернативный способ игры на гитаре – это переборы. Так называется техника, во время которой гитарист воспроизводит музыку в виде последовательности отдельных нот, а не звучащих аккордов. Это позволяет разнообразить мелодику композиции, ее гармонию и течение. Перебором исполняется множество классических и современных произведений.

Виды переборов

Существует также несколько стандартных видов переборов, которые часто применяются гитаристами любого уровня навыка. Названы они исходя из количества задействованных в них струн, и аналогично гитарным боям: «Четверка», «Шестерка» и «Восьмерка». При этом порядок струн в них может варьироваться – и четыре ноты первого перебора могут играться как последовательно с третью по первую струну, так и сначала может звучать вторая, потом третья и только потом первая – все зависит только от вашей фантазии.

Красивые переборы

Конечно, стандартные типы переборов и так звучат красиво, однако опытные гитаристы, освоившие данную технику, отходят от них, сочиняя собственные паттерны и ритмические рисунки. Попробуйте, например, играть не аккордами, а обыгрывать различные гаммы и сочинять мелодии, совмещая линию баса и основную нотную текстуру. Попробуйте одновременно защипывать две ноты и давать им звучать в то время, пока играется уже совершенно другой мотив. Существует еще одна фишка – легатто во время игры, когда вы играете одновременно еще и левой рукой, просто зажимая струны без удара по ним – получается интересный и плавный звук. Для того, чтобы освоить технику в совершенстве, попробуйте выучить несколько произведений – например Greensleeves, или Call of Magic – знаменитую композицию Джереми Соула. Смотрите больше роликов и учите фразы, и самое главное – больше практикуйтесь.

Источник

Учимся играть блюз на гитаре – часть 4. Табулатуры, минусовки, видеоуроки

Придумать что-то новое в блюзе невозможно. Весь жанр построен на постоянном переосмыслении классических стандартов. Успех блюза заключается в личности самого музыканта и его умении рассказать своей музыкой интересную историю.

Если вы хотите развиваться в этом жанре, то вам нужно больше практиковаться. Для этого есть 3 основных направления:

  1. Изучение и разбор табулатур;
  2. Импровизация под минусовки;
  3. Работа над фразировкой с помощью видеошкол.

Блюзовые табулатуры

Начать лучше всего с работы с табулатурами. Изучить лики и фразы, разобрать несколько композиций.

Для удобной работы с гитарными табулатурами вам нужна программа Guitar Pro. Это незаменимый помощник начинающего гитариста.

Guitar Pro 6

Программа дает возможность разбирать по партиям целые песни. Вы также можете редактировать табулатуры, писать свои и заниматься «под минус».

Преимущество Guitar Pro заключается в том, что в табах указываются длительности нот, паузы и приемы игры. И все это вы можете прослушать в midi-формате.

Трек в программе GuitarPro 6

Также до сих пор в Сети можно найти табы в текстовом виде.

ВАЖНО! Учебные материалы

По ссылке доступен для скачивания архив с основными блюзовыми ликами. Табы любимых песен для Guitar Pro вы сможете самостоятельно найти в интернете.

Блюзовые минусовки

Следующим шагом будет работа с минусовками (англ. Backing track). Основная цель упражнений с бэкинг-треком — научиться импровизировать и применять полученные навыки на практике.

Минусовки доступны на Youtube по запросу «Blues Backing Track».

Запрос Guitar Backing Track на YouTube

На сайтах GuitarBackingTrack.com и GuitarVoice.com можно бесплатно скачать аудиофайлы с «минусами».

Сайт GuitarVoice.com Сайт GuitarBackingTrack.com

Разница с «минусовками» GuitarPro — в звучании. Программа воспроизводит midi-файлы, а здесь вы слышите запись реальных инструментов. Вы не только учитесь импровизировать, но и работаете с общим звучанием музыкального коллектива.

Видеоуроки

Очень важно уделять внимание технике игры на гитаре. Идеальным вариантом является работа с педагогом. Учитель поставит технику, укажет на ошибки в постановке рук и звукоизвлечении.

Если у вас нет возможности работать с учителем, воспользуйтесь бесплатными видеоуроками на Youtube. Авторы роликов показывают приемы игры и акцентируют внимание на основных ошибках новичков.

Вот перечень каналов, на которых учат играть блюз:

Больше видеоуроков доступно по запросам «Уроки блюза» и «Blues Lessons».

Советы начинающим

  1. Слушайте больше блюзовой музыки

Чтобы играть музыку этого жанра, вы должны знать основные клише и жанровые особенности. Блюзовая песня строится по определенным канонам. Если вы их не знаете, то никогда не сможете сочинить собственный блюз.

  1. Играйте больше блюзовых стандартов

Теоретических знаний недостаточно. Играйте песни, «квадраты», соло, учите риффы. Чем больше будет ваш технический багаж, тем проще вам будет.

  1. Оттачивайте новые технические приемы

Представьте, что технические приемы – это слова. Чем больше вы будете их знать, тем более интересную историю вы сможете рассказать в своей музыке.

  1. Развивайте слух

Технические приемы потребуют от вас умение слышать ноты и не допускать фальши. Для развития слуха используйте мобильные приложения. Занимайтесь хотя бы 15-20 минут в день по дороге на работу или учебу.

  1. Импровизируйте

Импровизация – важнейшая часть блюзового соло. Кроме того, так вы применяете полученные знания на практике и отрабатываете технические приемы.

  1. Изучайте принципы формирования звука у лучших блюзменов

Вы можете сносно владеть инструментом, но звучать паршиво. Современная гитара – это не только умение извлекать ноты из инструмента, но и звук. У каждого великого блюзмена свой узнаваемый фирменный тембр. Вы никогда не спутаете теплый и мягкий звук гитары Би Би Кинга с резким и хлестким звучанием Стиви Рэя Вона.

Источник

Оцените статью