Бой для гитары фокстрот

Акустическая гитара >Гитарные бои. Все виды боя на гитаре

На Гитаршколе уже давно не выходили гитарные уроки по основам игры, а это значит, что самое время повторить азы игры на гитаре. Если Вы давно читаете наш блог, этот урок можно смело пропустить, так как он рассчитан больше на новичков, желающих научиться играть на гитаре боем. Наиболее популярным способом извлечения звуков из акустической гитары является гитарный бой, музыканты называют его ритмическим рисунком или ритмической фигурой (на одном из прошлых уроков я подробно останавливался на ритмических рисунках для электрогитары). Но гитарный бой не единственный способ звукоизвлечения на гитаре, так же есть перебор (арпеджио).

Если Вы только учитесь играть на гитаре и хотите понять, что такое гитарный бой, мое определение будет звучать простым языком: гитарный бой — это удары, удары по струнам правой рукой (всеми пальцами или только некоторыми, зависит от вида боя. Об этом подробнее ниже). Изначально прием гитарного боя использовался в Испании и носил название «Расгеадо» (оно бывает разных видов, но это уже тонкости стиля фламенко, о них мы говорили в прошлых уроках, опубликованных здесь). С тех пор прошло много веков, и гитарный бой сильно претерпел изменения: частота ударов, количество пауз, использование различных длительностей нот и многое другое. Кстати, наиболее ярким улучшением гитарного боя является использование перкуссивных приемов игры, когда между ударами по струнам вставляют удары по корпусу гитары в разных точках. Звучит и выглядит это очень эффектно, убедитесь сами на примере этой перкуссивной баллады.

Читайте также:  Голос мужик с пианино

Условные обозначения в гитарном бое

↓ — удар сверху вниз всеми пальцами

↑ — удар снизу вверх всеми пальцами

P — удар большим пальцем

i — удар указательным пальцем

X — приглушенный удар

Б — басовая нота

Виды гитарного боя

Четверка. Простой бой на гитаре для новичков

Пожалуй, это самый простой и популярный бой на гитаре, который используется при игре большинства песен. Данный бой начинается с удара большим пальцем сверху вниз, далее вверх указательным, вниз с глушением, снова вверх. Его так же можно играть всеми пальцами, на схеме это будет выглядеть следующим образом:

Вспомните песни группы Кино «Пачка сигарет» или «Кукушка», это как раз те песни, которые играются боем «четверка».

Шестерка. Эстрадный бой

Так же несложный бой, который новички начинают применять на раз-два. «Шестерка» бывает двух видов:

Играем таким способом: вниз — вниз — вверх — вверх — вниз — вверх.

Играем таким способом: вниз — вниз с глушением — вверх — вверх — вниз с глушением — вверх.

Послушать этот гитарный бой можете на примере песен «Сектор Газа — Демобилизация» или «Агата Кристи — Как на войне».

Восьмерка. «Продвинутый» гитарный бой

Такой вид гитарного боя позволит Вам начать экспериментировать со звучанием, Вы можете использовать различные вариации ударов и подобрать необходимую. Восемь повторяющихся ударов составляют гитарный бой «восьмерка». Они могут быть:

  • — с глушением и без глушения
  • — с чередованием ударов указательным или большим пальцем
  • — с паузами между ударами или без и так далее.

Рассмотрим один из самых популярных вариантов игры восьмерки с паузами: вниз с паузой — вниз с паузой — вверх — вниз — вниз — вверх — вниз — вверх.

Гитарный бой в стиле кантри

Здесь первый звук извлекается ударом большого пальца всего по одной струне — басовой ноте аккорда, она будет меняться в зависимости от аккорда. Схема будет выглядеть следующим образом:

Так же в стиле кантри есть такое понятие, как «чикен-пикинг» (chicken pickin) — это совмещенное звукоизвлечение пальцами и медиатором. Им можно играть как ритм, так и мелодии — смотрите на примере этого урока.

Испанский бой на гитаре

Этот бой, которого мы коснулись в начале урока, самый старый. При этом он звучит эффектнее остальных. Испанский гитарный бой бывает следующих видов:

  • Восходящее расгеадо

Исполняется от 6-й струны к 1-й. Необходимо собрать все пальцы в кисть и поочередно (как бы веером) расправлять пальцы, тем самым ударяя по струнам сверху вниз. Получается за один удар четыре звука (большой палец не участвует). Начинается восходящее расгеадо с мизинца.

  • Нисходящее расгеадо

Это обратный удар, когда расправленные пальцы складываются веером в кисть и зацепляют струны поочередно начиная с мизинца.

  • Кольцевое расгеадо

Этот гитарный бой сочетает в себе два предыдущих: восходящее и нисходящее расгеадо играется поочередно, тем самым получается непрерывный поток звука. Посмотрите видео гитаристов фламенко, прием расгеадо можно встретить практически в любом произведении, особенно в заключительной части.

Так же существуют различные гитарные бои медиатором, но их мы рассмотрим в одном из следующих уроков. Поэтому обязательно подпишитесь на бесплатную рассылку, чтобы не пропустить. Так же полистайте прошлые уроки нашего блога. Вы обязательно найдете много полезного для своего стиля игры, ведь на Гитаршколе на данный момент уже более 1000 гитарных уроков.

Предлагается Вашу методику не менять, а именно: урок дополнить аудиопримерами.
Быстрее и легче воспринимается и осваивается.

Шестерка — лучший бой под гитару на мой взгляд.

Спасибо за гитарные бои, схемы простые и объяснения понятные. Мой первый бой на гитару это четверка, сейчас осваиваю кантри бой.

Не могу понять как вверх делать

Чаще всего удар вверх играется ногтем большого пальца.

Очень бесполезный урок. Пытался понять бой — ничего не понял. Нужны видео уроки по каждому бою

Видеоуроки нужно искать на Youtube, а не тут, а этот урок не бесполезен. Просто вы не пытались понять. Не нужно «обсирать» достаточно полезные сайты.

Вы не злитесь, в примите полезный совет. Есть хорошая пословица — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. К музыке это это относится в первую очередь. Представьте обучение гитаре только по радио! Это то, что делаете вы.
Информация должна удовлетворять пользователя полностью. А сайт должен совершенствоваться с учетом обратной связи от пользователей! А вы становитесь в позу и киваете на ютуб!

«Кукушка» играется боем шестёрка с приглушкой а не четвёркой.

Оу, спасибо большое за урок! Все очень понятно!

А Юрий, который написал что этот урок бесполезный, вонючий экскремент!))

Молодцы, ребята, хорошо поговорили…А урок замечательный, я разобралась наконец-то каким способом играю.

Спасибо, помогли разобраться)))

Бой четверка и шестерка понятны но остальные не так уж понял особенно восьмерку но все равно спасибо)

не зрозуміло як в 4 дольному розмірі грається «шестірка».. можливо деякі удари затримуються надовше від інших..- оце не зрозуміло

Сравните описания Четверки и Условных обозначений. Научитесь правильно выражать свою мысль. По схеме четверка играется всеми пальцами, в описании указан указательный палец. Будьте грамотны, иначе это обычная профанация

Похоже Вы не дочитали абзац: «Его так же можно играть всеми пальцами, на схеме это будет выглядеть следующим образом:».

Все четко сказано.И рисунок кстати помог лучше понять как все устроено

VV ^^VV VV ^^VV что это за бой? Я склоняюсь к бою двенашка.

Очень интересный урок научился играть бой шестерка.

Источник

Бой на гитаре для начинающих – 12 видов боя с упражнениями, табами и видеоуроками

Гитарный бой (штрих, чес) – это наиболее популярный и простой способ игры на гитаре. Поэтому именно с него новички начинают освоение инструмента.

Существует множество видов гитарного боя. Некоторые из них названы по количеству ударов по струнам («четверка», «шестерка», «восьмерка»), а другие по характерной манере игры определенного исполнителя (бой Розенбаума, Цоя, Высоцкого и т.д.).

В нашей статье мы расскажем о 12 самых популярных видах гитарного боя.

Начнем с небольшой теоретической справки.

Что такое гитарный бой

Гитарный бой – это резкие ритмичные удары сразу по нескольким струнам. В результате звучат не отдельные ноты, а целые аккорды. Таким образом, звук инструмента становится плотнее и монолитнее.

С помощью боя гитарист обыгрывает ритмический рисунок песни. Так лучше слышна гармония песни, но при этом теряется ее мелодия.

Если играют две гитары, то одна держит ритм, а вторая ведет мелодическую линию.

Гитарный бой ведет свое начало от фламенко. В этой испанской музыке гитаристу требовалось аккомпанировать танцору или певцу. Так как других инструментов в ритм-секции не было, то гитара одновременно задавала темп и ритм композиции и вела основную мелодию.

Со временем такой способ звукоизвлечения перекочевал в популярную музыку.

Как играть бой на гитаре

Гитарный бой играется пальцами или медиатором.

Основная суть этого технического приема – чередование скользящих ударов вверх и вниз по струнам. Таким образом гитарист выделяет сильные и слабые доли и расставляет акценты в песне.

В отличие от перебора здесь чаще всего звучат все струны, входящие в аккорд. Хотя есть виды штриха, где нужно играть только несколько струн. О них мы расскажем ниже.

Бой на гитаре – схемы и виды

Схема гитарного боя – это последовательность восходящих и нисходящих ударов по струнам. Графически изображается в виде стрелочек, направленных вверх и вниз.

Существует множество видов и схем гитарного штриха. Каждый гитарист при сочинении песни придумывает собственный способ, больше всего подходящий для композиции.

Поэтому, если вы хотите играть каждую песню абсолютно так же как в оригинале, вам придется полностью снимать ритмический рисунок трека.

Для всех остальных случаев есть 12 популярных видов гитарного боя. Их вам хватит для игры 99% всех песен.

Бой «шестерка»

Это самый популярный штрих. Его еще называют «эстрадным». Он состоит из 6 ударов по струнам на 1 такт. Его схема выглядит следующим образом.

Этим способом сыграно бесчисленное количество песен, как в отечественной, так и в зарубежной музыке. Например, «California Dreamin» и «Что такое осень».

Бой «восьмерка»

«Восьмерка» – это уже более сложный вид штриха. Как ясно из названия, он состоит из 8 ударов по струнам. На первый взгляд, его схема выглядит несколько сложной. Но, если послушаете аудиопример, то сразу поймете, как нужно играть этим способом.

Бой «четверка»

«Четверку» в среде музыкантов чаще всего называют чесом из-за последовательных движений вверх-вниз.

Это самый монотонный вид боя. Из-за своей специфичности он редко применяется на протяжении всей песни. Зато этот штрих незаменим во вступлениях, проигрышах и бриджах.

Например, им сыграно вступление песни «Кино» – «Звезда по имени солнце» и песня «Кукушка» в интерпретации Земфиры.

Блатной бой

Существует несколько разновидностей блатного боя. Самая популярная схема выглядит следующим образом:

Схема блатного боя

Суть этого штриха состоит в смене басовых струн, благодаря чему создается узнаваемое «блатное» звучание.

И, хотя играть блатным боем среди музыкантов считается моветоном, изучение этого штриха полезно для развития координации пальцев правой руки.

Бой Цоя

Этот вид гитарного чеса назван так из-за манеры игры на гитаре Виктора Цоя. В своих акустических выступлениях артист часто использовал этот штрих, имитируя звучание отсутствовавшей ритм-секции.

На самом деле этот способ звукоизвлечения использовали многие артисты русского рока в 80-х годах. Например, К. Кинчев («Завтра может быть поздно»), А. Башлачев («Поезд») и другие.

Бой Высоцкого

Эта вариация гитарного штриха была популярна в городской песне в середине 50-х – 60-х годах. Популяризовал этот вид в своих песнях В.С. Высоцкий, чье раннее творчество является классическим примером городской песни.

В более поздних произведениях Высоцкий стал комбинировать блатной штрих с «восьмеркой».

Испанский бой

Отличительной особенностью этой разновидности гитарного штриха является использование всех пальцев правой руки для удара по струнам. Вы как будто раскрываете веер. Получается, что каждая струна звучит не 1 раз, а 4.

Второй отличительной особенностью является исполнение 2 ударов (вверх-вниз) на каждую долю.

Испанский штрих – один из самых сложных. Он требует большой подвижности правой руки и развитого чувства ритма. В противном случае все извлекаемые звуки сливаются в кашу.

Бой Розенбаума

Стиль игры на гитаре Александра Розенбаума уходит корнями в городскую песню. Поэтому его манера исполнения похожа на блатной бой.

Игре этого артиста присущи глушение ладонью струн на сильной доле и акцентирование первой доли скользящим ударом большого пальца.

Самым ярким примером такого вида боя является песня «Вальс Бостон».

Не удивляйтесь, если у вас не получится сразу сыграть песни А. Розенбаума. Дело в том, что артист использовал другой гитарный строй, который называется open-G. Впрочем, в интернете вы можете найти много переложений для стандартного строя.

Бой регги

Это традиционный способ игры на гитаре в музыке регги. Его суть заключается в выделении слабой доли в такте. Удар по струнам на сильную долю глушится ладонью. Это главное правило этого вида гитарного боя. В остальном ритмический рисунок может меняться произвольным образом. Главное – делать акцент на слабой доле.

Бой кантри

Этот штрих – своеобразная комбинация «четверки» и блатного боя. Отличительный признак – чередующийся бас. В медленных песнях схема выглядит так: бас – текстура, бас – текстура.

В более быстрых композициях количество ударов по всем струнам может увеличиться до 2-3.

Вторая разновидность этого штриха выглядит следующим образом. На сильную долю вы играете 1 и 6 струны одновременно, затем 5 струну, а затем быстро бьете вверх-вниз по остальным струнам.

В классической манере кантри свои песни исполнял Джонни Кэш. Например, Ring of fire, Man in Black.

Вальсовый бой

Этот вид гитарного боя называется вальсовым, потому что играется в размере 3/4. А 3/4 – это размер, в котором исполняются вальсы.

Хотя, например, песня «Штиль» группы «Ария» тоже играется в трех четвертях.

Простейшая схема выглядит следующим образом: раз, раз-два, раз-два. Основной акцент делается на сильной первой доле.

При игре этим штрихом очень важно держать размер и не сбиваться. На первых порах считайте про себя доли.

Чеченский (кавказский) бой

Из-за своей ритмичности и акцентирования этот штрих очень похож на испанский.

Играть его нужно очень быстро, но при этом обязательно сохранять все акценты и длительности нот.

Кроме того, внимание нужно уделить и левой руке. Если вы слабо зажимаете струны, то вместо звонкого резкого звука, получите глухие короткие шлепки.

Отрабатывать штрих стоит отдельно от исполнения песен под метроном. Начинайте с темпа 60-70 ударов. Поначалу это может быть нудно. Но это вид штриха очень сильно разовьет скорость движения вашей правой руки и чувство ритма.

Полезные советы

  1. Пробуйте самостоятельно подбирать способ игры каждой песни. Ориентируйтесь на ее звучание и настроение. Например, для более размеренных балладных композиций лучше подходит «восьмерка». Для быстрых песен – «четверка» или «кантри».
  2. Помните, что любую песню можно сыграть «шестеркой». Это универсальный способ исполнить композицию, если у вас нет времени детально ее разобрать.
  3. Если вы предпочитаете играть пальцами, то лучше ставьте на гитару нейлоновые струны. Металлические тоже можно, но не больше 9 калибра. На более толстых металлических струнах удобнее играть медиатором. Это убережет ваши пальцы от травм.
  4. Если вы играете пальцами, то, чтобы не повредить их, старайтесь играть серединой ногтя. Также не стригите слишком сильно ногти на правой руке.
  5. Играйте кистью. Не нужно делать замах от плеча. Во-первых, это негативно сказывается на строе вашего инструмента. Во-вторых, рука быстрее устает. В-третьих, ваше звукоизвлечение будет хромать. Часть аккордов прозвучит громче, другая часть тише. Ваши движения должны быть экономными. Так вы будет держать все под своим контролем.
  6. Если вы играете медиатором, не пытайтесь «утопить» его в струнах. Играйте самым кончиком.
  7. Еще один совет про медиатор. Держите медиатор немного под углом, чтобы его острый край находился выше широкого основания. Этот прием улучшит ваше звукоизвлечение.
  8. Комбинируйте выученные виды боя, но используйте не более 2 на одну песню. Например, «восьмеркой» играйте куплет, а «шестеркой» – припев. Так композиция будет звучать более разнообразно.
  9. Модифицируйте ритмические рисунки. Добавляйте глушение струн правой и левой рукой. Увеличивайте количество ударов по струнам на один такт. Это добавит изюминки в исполнение даже самой обычной песни.

Заключение

Несмотря на то, что гитарный чес является самым простым способом звукоизвлечения, некоторые его виды новичку будет освоить тяжело. Тем не менее, мы советуем вам проработать каждую схему.

Во-первых, это значительно обогатит ваш технический арсенал. А, во-вторых, изучение разных видов гитарного боя отлично развивает чувство ритма, а также технику и выносливость правой руки.

Источник

Оцените статью