Бой шестерка два аккордами

Бой «Шестерка» на гитаре

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Шестиструнная гитара является, пожалуй, наиболее популярным музыкальным инструментом среди всех известных. Это неудивительно: освоение на ней нескольких простых видов аккомпанемента с обычными аккордами, чтобы можно было петь песни в компании друзей, не займёт много времени. А большего многим и не нужно. Каждому новичку при этом обязательно следует выучить гитарный бой «Шестёрка». С помощью его подыгрывают многим бардовским, народным и дворовым песням.

Особенности

Гитарный бой «Шестёрка» считается едва ли не самым распространенным из боев метроритма 4/4. Именно в этом тактовом размере играется большинство песен дворового, бардовского, туристическогaо, народного, эстрадного, рокового и армейского репертуара.

А называют его «шестёркой» потому, что при игре таким боем производится 6 звучащих ударов по струнам.

Весь бой укладывается в один такт на 4 счёта.

Отличают «шестерку» без глушения струн и с глушением. Начинать обучение этого боя лучше с первого варианта, уделяя при этом больше внимания только отработке правильного ритма. Глушение струн — довольно сложный технический прием игры на гитаре, поэтому его овладением следует заняться после доведения боя без глушения до автоматизма.

Как играть?

Чтобы правильно научиться играть бой «шестёрку», новичку следует понять так называемую универсальную схему движений правой руки гитаристов при игре аккомпанемента аккордами с помощью медиатора (или, например, указательного пальца) на тактовый размер 4/4. Схема является довольно простой: движения руки над струнами равномерно чередуются своим направлением — вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-вверх. Каждая пара «вниз-вверх» производится на одну долю такта, то есть всего 4 раза за такт. Счёт движений необходимо вести с союзом «и»: раз и, два и, три и, четыре и.

Схематически это выглядит так:

Как видно, на любой счёт (раз, два, три, четыре) движение руки направлено вниз, а на «и» — снизу вверх.

Исходя из этой схемы можно придумать множество боев на шестиструнной гитаре, ударяя по струнам пальцем или медиатором в одних местах (на определенный счёт) и пронося руку над струнами, не касаясь их, в других.

Теперь остаётся рассмотреть, каким образом играется бой «шестёрка», в которой 6 ударов из восьми нужно произвести по струнам, а 2 раза пронести руку над ними, не задевая.

Без глушения

Схему этого боя можно представить в таком виде:

Необходимо извлечение аккордов на следующие счета:

  • первый — на «раз» (вниз);
  • второй — на «два» (вниз);
  • третий — на «и» после счёта «два» (снизу вверх);
  • четвёртый — на «и» после «три» (снизу вверх);
  • пятый — на «четыре» (вниз);
  • шестой — на «и» после «четыре» (снизу вверх).

Пропускаются удары по струнам на счета:

  • первый — на «и» после счёта «раз» (пронести руку снизу вверх);
  • второй — на «три» (пронести руку вниз).

Пропущенные удары обозначены на схеме другим цветом, обозначая при этом лишь движение руки.

С глушением

Такой вариант «шестёрки» ничем не отличается от предыдущего. Приведём схему боя, при этом опустим обозначение «холостых» движений руки, когда она просто проносится над струнами.

Можно заметить под вторым и пятым ударами вниз небольшие звёздочки, сигнализирующие о том, что эти удары необходимо заглушить каким-либо удобным способом. Если удары производятся медиатором, то удобней будет глушение выполнять ребром ладони со стороны мизинца. При игре аккомпанемента указательным пальцем, кроме этого, приглушку нередко осуществляют, наложив открытую ладонь либо ребро большого пальца на струны.

Глушение звучащих струн ребром ладони выдаёт более чёткий звук, напоминающий хай-хэт (сдвоенную тарелку) — инструмента в составе ударной установки.

Глушение производится так: сразу же после удара по струнам ладонь (либо её ребро) быстрым резким движением накрывает все струны поперёк грифа. Само звучание струн получается коротким. В любом случае 2 действия — удар по струнам и их глушение — должны вложиться в длительность, которую представляет штрих «удар+глушение» (в нашем примере оба штриха — восьмые длительности).

Глушение, безусловно, позволяет разнообразить аккомпанемент, сделать его более выразительным и интересным. Для новичков рекомендуется отдельно отработать глушение на любом знакомом аккорде. Вот алгоритм упражнения:

  1. левой рукой взять аккорд в открытой позиции (без баррэ, чтобы не утомлять левую руку);
  2. указательным пальцем правой руки сверху вниз на счёт «раз» провести по всем струнам;
  3. когда палец извлечёт звук из первой струны, распрямить ладонь, а на счёт «и» наложить её на струны с небольшим замахом;
  4. продолжить упражнение в том же темпе, считая до четырёх (после каждого счёта глушить струны на счёт «и»);
  5. отработку проводить до хорошего темпа, добиваясь чёткого глушения звуков.

Выработав навык глушения, можно приступать к тренировке боя «шестёрка». Возможно, совсем начинающим поможет разделение боя на две части по 3 удара в каждой из них. Счёт для первой части: раз и, два и. Счёт для второй части: три и, четыре и. При этом вторая часть начинается с паузы на счёт «три» (рука вхолостую движется вниз).

Почувствовав уверенность и добившись необходимого ритма при проигрывании обеих частей боя, нужно соединить их в единое целое. Но учить весь бой следует не в его отдельных границах, как это часто делают новички, а в связке со следующим таким же боем. То есть нужно проигрывать аккомпанемент несколько раз, не останавливаясь. Сначала на одном аккорде, а потом на нескольких. Например, хорошим упражнением для развития навыка игры боем будет проигрывание следующей последовательность аккордов в открытой позиции: Am-Dm-E-Am или Em-Am-D-G.

В видео ниже можно послушать, как будет звучать такой аккомпанемент без глушения и с глушением струн.

Песни под бой

После освоения боя следует переходить к изучению аккордов к известным песням, которые можно сопровождать «шестёркой». Такой ритмический рисунок очень популярный и распространенный. Многие известные и малоизвестные гитаристы, исполняющие песни, используют его.

Для начала следует использовать простые композиции, содержащие не более 3 аккордов. Обычно они повторяются на протяжении песни по куплетам и припеву, образовывая так называемый квадрат.

Лучше отрабатывать песню частями: куплет, припев. Такой подход поможет быстро освоить выбранную песню, используя уже разученную технику игры аккомпанемента.

Можно привести несколько популярных песен для начального репертуара, вполне гармонирующими с «шестёркой»:

  • армейская — «Дембеля»;
  • дворовая для выпускников — «Последний звонок»;
  • дворовая драматичная — «Плачет девушка в автомате»;
  • шансон — «Владимирский централ»;
  • ДДТ — «Что такое осень?»;
  • из кинофильма «Чародеи» — «Три белых коня».

На самом деле список песен с использованием «шестёрки» будет бесконечным. Практически любую песню на тактовый размер 4/4 или 2/4 можно исполнить таким образом — даже в тех случаях, если в оригинале она предлагается иначе. После освоения аккомпанемента с нужными аккордами и местами их переходов можно начинать учиться петь под гитару, если есть такое желание. Однако сначала следует научиться играть именно песню. В противном случае придётся рассредоточиваться, а это неизбежно приведет к ошибкам или сильно затянет разучивание.

Начинать лучше со знакомых песен или с тех, которые больше нравятся по жанру. Так, многие армейские или дворовые мелодии играются с помощью «шестёрки». Даже детские песни часто сопровождается именно ею. Если музыка нравится, то учить ее значительно интересней и проще.

Советы для начинающих

Новички обычно начинают осваивать разные виды аккомпанемента сразу же после разучивания аккордов или вовсе вместе с ними.

При использовании качественного инструмента постоянными практиками можно добиться качественного и чистого звучания как аккордов, так и аккомпанемента.

Несколько советов помогут начинающим аккомпаниаторам.

  • Бой сначала следует разучить в чистом виде. Позже добавить глушение струн, если есть необходимость.
  • Правильный ритм можно соблюдать только в том случае, если все движения руки будут иметь одну скорость. Сначала следует играть медленно, постепенно ускоряясь.
  • При отработке на песнях следует использовать те аккорды, где нет баррэ. Последний прием слишком сложный для новичков. Начинать с такого не следует, так как это вызовет много ошибок и «грязи», а игра перестанет приносить удовольствие.
  • Новичку будет проще, если первое время проговаривать направление движения руки вслух. Это позволит меньше ошибаться, так как человек будет максимально сосредоточен на процессе.
  • В начале обучения на кончиках пальцев могут появляться мозоли, которые будут болеть. Важно в это время не бросить затею. Если дискомфорт слишком сильный, то можно использовать медиатор. Однако им делать бой следует максимально чётко и быстро. Поначалу придётся научиться прочно удерживать медиатор (но без излишнего усилия).
  • Удар по струнам не должен быть слишком сильным. Следует просто извлекать звук. В противном случае струны быстро придут в негодность, могут просто порваться в процессе обучения.
  • При ударе снизу вверх в подавляющем большинстве случаев задевают лишь несколько тонких струн (не более четырёх), так как низкие звуки слышатся несколько грубо на слабые доли.
  • Для соблюдения ритмического рисунка лучше использовать метроном. Такое простое приспособление позволит не сбиваться. Первое время можно выставлять очень медленный темп (от 45 ударов в минуту). Главное, чтобы музыкант все успевал. Ускорение метронома производится индивидуально. Можно изменить темп тогда, когда игра на прежней скорости уже доведена до полного автоматизма.

Простые советы позволят новичкам быстрее и проще освоить любой бой, а не только разучиваемую здесь «шестёрку». К разучиванию песен следует переходить только тогда, когда навык будет отточен до блеска. Иначе возникает множество ошибок, что приводит иногда к печальному концу: ученик просто бросает обучение. Кроме того, следует брать песни, где используется бой одного вида. Позже необходимо переходить к более сложным видам аккомпанемента.

Источник

Бой шестерка на гитаре

Бой шестерка на гитаре считается усложненным вариантом простой четверки, но при этом активно используется при исполнении многих популярных музыкальных композиций. Эта техника игры подходит как для опытных гитаристов, так и для тех, кто только начинает постигать азы данного искусства.

Описание способа

Техника подразумевает удары при помощи медиатора или подушечек пальцев. Действие выполняется рабочей рукой одновременно с зажатием определенных аккордов другой. Аккорд состоит из нескольких нот.

Перед тем как играть бой шестерку на гитаре, стоит разобраться в устройстве инструмента. Важно научиться правильно ставить руки, изучить теорию, закрепить, настроить струны. Затем можно приступать к освоению техники, которая состоит из шести ударов в определенной последовательности. Сила удара должна быть равномерной, в противном случае извлеченный звук будет прерывистым, неприятным.

Внимание! В первое время будет сложно соблюдать грань между слишком сильным и очень слабым ударом. Ежедневная практика поможет решить эту проблему, гитарист начнет прислушиваться к громкости звука, ритму, его чистоте.

Доведя до автоматизма эту технику, можно подобрать аккомпанемент к рок, поп, джаз композициям, даже если изначально они исполнялись под другое музыкальное сопровождение.

Особенности техники без глушения

Схематическое изображение 6 боя на гитаре выглядит так: ↓↓↑ ↑↓↑. В таком виде представлено описание для опытных музыкантов, которые хорошо знают основу. Неопытным гитаристам лучше придерживаться другого обозначения: вниз/вниз/вверх/вверх/вниз/вверх. Указанную последовательность рекомендуется проигрывать несколько раз. Сначала выполняется медленно, учитывая правила постановки руки и инструмента. Бой 6 на гитаре отличается ритмичностью, быстрым темпом.

То есть: 1 часть – книзу/книзу/наверх, 2 часть – наверх/книзу/наверх.

Внимание! Если с первого раза сыграть правильно не получилось, значит надо разбить последовательность частями, а дальше отрабатывать их по отдельности до тех пор, пока действия не будут автоматическими.

При отработке важно извлекать чистый звук без дребезжания. В конце части понадобится совместить, сыграть комбинацию целиком. Описан самый легкий способ быстро отточить мастерство.

С приглушением

Бой шестерка на гитаре применяется с приглушкой для извлечения приглушенного звука. Это делается сложенными вместе большим, указательным пальцами таким образом, чтобы указательный оказался на струне №3, а большой – на № 4, 5.

Затем надо распрямить пальцы, расположив ладонь перпендикулярно к грифу. Во время действия большой палец оказывается под струной № 1. Движение должно выполняться очень быстро, параллельно немного прижимая струны, чтобы приглушить звук. В промежутке между разжиманием, глушением не должно быть звуков.

Бой шестерка с глушением на гитаре имеет похожее описание с предыдущей схемой, но у начинающего музыканта могут возникнуть сложности в момент заглушки, параллельных ударов. Схема выглядит следующим образом: вниз/вниз с глушением/вверх/вверх/вниз с глушением/вверх.

Техника не меняется, просто появляется небольшая корректировка. Во время второго, пятого удара требуется заглушать звучание, тем самым меняя звучание аккорда. Если при отработке возникли трудности, можно поступить как в предыдущем случае, разделив комбинацию на части, отрепетировав их по очереди.

Обучение

Обучающая поэтапная инструкция включает в себя несколько последовательных манипуляций:

  • большим пальцем провести по струнам от первой до последней, за исключением 6-ой, 5-ой (не обязательно);
  • затем следует заглушка;
  • после этого большой палец, расположенный снизу, совершает движение по верхним струнам, при этом ладонь остается в положении глушения;
  • еще раз дернуть наверх;
  • заглушить звучание;
  • большой палец кверху.

На этом гитарный бой шестерка завершается. Закончив последнее движение, комбинацию снова повторяют до тех пор, пока музыкальное произведение не будет проиграно.

На что обратить внимание начинающим

Тем, кто недавно подружился со струнным инструментом, стоит прислушаться к нескольким советам:

  1. При изучении вначале стоит довести до совершенства вариант без заглушки, а затем вводить глушение.
  2. Для создания правильного ритмического рисунка все движения кистью руки совершаются с одинаковой скоростью. Вначале скорость небольшая, но со временем темп увеличится.
  3. Отработку лучше проводить с использованием композиций, не требующих умения баррэ, поскольку для новичка подобное будет сложно.
  4. Некоторым изучение дается легче, если каждое совершенное движение проговаривается вслух. В этом случае снижается вероятность совершения ошибки.
  5. Первое время кожа рук часто покрывается болезненными мозолями. Не стоит бросать занятие. В крайнем случае использовать медиатор вместо подушечки пальца, но действовать им надо очень быстро.
  6. Сила удара небольшая.
  7. Следить за соблюдением ритма.

Если правильно подобрать инструмент, уделить внимание разбору, а также отработке схемы, игра будет чистой. При помощи такого способа воспроизводятся разнообразные музыкальные композиции, начиная дворовыми песнями, заканчивая легендарными хитами рока.

Источник

Читайте также:  Рисунки карандашом парни с гитарой
Оцените статью