Бой высоцкого для шестиструнной гитары

Урок 26. Гитарный бой Высоцкого и блатной бой

Блатной бой

Играется довольно просто.
Бас — вниз ногтями. Все.
Казалось бы, все элементарно, но не тут то было.
Чтобы его играть на хорошей скорости, нужно пиздец скоко его отрабатывать, чтобы развить координацию правой руки.
Если вы любите блатные песни — этот бой ваш. Если нет — особо нигде он вам не понадобится, можете не отрабатывать, но попробуйте для общего развития.
Я его редко играю.

К блатному бою можно добавлять глушение ладонью. Оно делается так же, как обычное глушение большим пальцем, просто глушить надо ладонью.
Как глушить большим пальцем смотрите здесь

Бой Высоцкого

Точно такой же, как блатной бой, но добавляем после баса удар вверх.
Т.е. бой Высоцкого играется так: Бас-вниз-бас-вверх-вниз
Здесь координация нужна еще круче.
Опять же, если вам нравится песни Высоцкого — этот бой для вас. Если нет — проходите мимо и не парьтесь.
Точно так же, как к блатному бою, к бою Высоцкого можно добавлять глушение ладонью. Ссылку смотри выше.

Читайте также:  Ноты для отпевания священников

Что можно поиграть этими боями? Блатным боем, например Бременские Музыканты — Бяки буки или Розенбаума — Гоп-стоп.
Боем Высоцкого — многие его песни . Сам не увлекаюсь, подсказать не могу.

Основная сложность — попадать в бас, как-то менять его, да еще и умудриться не сбиваться с ритма.
Короче, непростые бои. Хотите — заморочьтесь и отработайте.
Успехов!

Источник

Гитарный бой Высоцкого — разбор в популярных песнях

Владимир Семёнович стал не только легендой бардовской песни. Он открыл стиль, в котором совмещались лирика, трагизм, философия. А в музыкальном плане – балладность, народно-дворовые мотивы, эстрадность, и даже элементы акустического рока. Помимо голосовой и текстовой составляющей, важным компонентом стал бой Высоцкого.

Многие пробуют его выучить и играть максимально похоже. Сам поэт играл в разной манере, поэтому для каждой группы песен (в примерно похожем стиле) сохранился уникальный ритмический рисунок. Мы постараемся разобрать основные нюансы и рассказать о некоторых ритмах, которые использовал Высоцкий.

Как играть бой Высоцкого на гитаре

Для начала разберем основной элемент, который называют блатным боем Высоцкого. Важную часть в технике занимало чередование басов (всегда играем большим пальцем). Они выделяются и дают определенную краску. Для примера зажмите Am. У него чередуются басы 5-6, либо 4-5.

В первом варианте удары исполняются указательным пальцем.

Второй вариант несколько видоизменяется по направлению стрелок. Здесь всё идёт вниз, за счёт того, что первую стрелочку ударяем средним пальцем, а сразу следом за ним – указательным. Третью стрелку удобнее будет брать средним.

Другие варианты боя Высоцкого

Один из вариантов, которым часто пользовался Высоцкий. В таких песнях, как «Сентиментальный боксёр», скорость разгоняется очень сильно.

Еще один основной элемент:

То же самое, что первый, но с заглушкой.

Ещё один нюанс, который использовал музыкант, это:

Более детальный разбор смотрите ниже на примере композиций (например, «Пожары»).

Также, например, в песне «Бабье лето» можно добавлять щипок трёх струн:

Иногда Высоцкий одновременно извлекает басовую ноту и первую или вторую струну (средним или безымянным). Получается совмещение баса и мелодической линии.

5+1 – 6+2 или 5+1 – 6+1

Бой как в песне «Я не люблю…», «Парус», «Охота на волков»

Первая стрелка вверх – указательным. На втором ударе – акцент. Иногда его можно не глушить. Третья – ребром большого вверх.

Бой для медленных песен (для примера «Чуть помедленнее, кони…»)

Здесь удары выполняются указательным или средним (также их можно чередовать). На второй стрелочке рекомендуется сделать акцент. В зависимости от настроения (даже в самих «Конях») можно варьировать темп от медленного к более быстрому.

Бой как в песне «Баллада об уходе в рай», «Пожары»

Эти композиции особо полюбились меломанам, поэтому их часто исполняют под гитару на домашних посиделках, на лавочке или на природе.

Основная особенность – во втором элементе стрелка №3 играется преимущественно по басовым нотам. А №4 – по верхним струнам (1-3). Таким образом, одно движение вниз разделяется на два – по басам и по верхнему голосу.

«Баллада об уходе в рай»:

Здесь несколько вариантов исполнения:

  1. Ударяем бас большим пальцем, затем вниз указательным и вверх большим (как бы делаем замах ребром, попутно задевая струны), и опять вниз. За вторым разом вверх-вниз уже указ-ым. 3-я стрелочка опять большим.
  2. Басы – большим, остальное – только указательным.
  3. Самый сложный. Бас – большим, затем вниз средним (как бы ногтем) и вверх указательным (подушечкой). Второй элемент – бас, средним – вверх (подушечкой), вниз (ногтем), указ-ым (подушечкой) – вверх.

Третий вариант самый трудный, однако добавляет именно звучание Высоцкого, как раз за счёт чередование острой атаки (ноготь) и мягкой (подушечка). Но из-за постоянного чередования этих приёмов он непрост в усвоении.

Бой как в композиции «Песенка о слухах»

Первая часть может исполняться как с заглушкой, так и без. Вторая похожа на бой «Пожары». Отличие в том, что на третий удар делаем акцент и играем не по басовым, а по верхним (как и удар 4) – отрывисто.

Бои Высоцкого разнообразны и многогранны. Практически в каждой песне есть свои небольшие нюансы, которые делают ее ритм узнаваемой. Но основные элементы мы перечислили в этой небольшой обзорной статье. Далее лишь стоит слушать, экспериментировать и играть творчество великого барда.

Пробовали ли вы сыграть бой Высоцкого? Какой именно выбрали? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Постичь азы гитарного боя Высоцкого поможет видео:

Источник

Бой высоцкого для шестиструнной гитары

Бой 1. «Лирическая»

Б у с б с у

Видео медленно
Видео быстро

Название: перебор простой

Б – большой палец щипет басовую струну
у – указательный щипет 3-ю струну
с – средний щипет 2-ю струну
б – безымянный щипет 1-ю струну

Песни: «Лирическая», «Беда»

Бой 2. «Две судьбы»

Б у с у б у с у

Видео медленно
Видео быстро

Название: перебор сложный

Б – большой палец басовую струну
у – указательный 3-ю струну
с – средний 2-ю струну
б – безымянный 1-ю струну

Песня: «Две судьбы»

Бой 3. «Баллада о любви»

[1] Б Б’ у с б с у у’

Видео медленно
Видео быстро

Название: перебор романсовый

Б – большой палец 5-ю струну
Б’ – большой палец 4-ю струну
у – указательный 3-ю струну
у’ – указательный 4-ю струну
с – средний 2-ю струну
б – безымянный 1-ю струну
(сб) – средний и безымянный вместе

Примечание: переборы в стиле романса трудно вписать в чёткие схемы – игра идёт на слух. Струны звучат те и так, как того требуют размер, ритм, накал. Нередко первая или басовая струны звучат чаще других.
Примечание для боя [2]: на видео я случайно записал два такта вместо трёх, но это ошибка небольшая, верно? 🙂

Источник

Бой Высоцкого

Владимир Высоцкий – один из известнейших авторов-исполнителей на всей постсоветской территории. Его песни стали гимном своего времени, разошлись на цитаты и до сих пор очень популярны. Музыка Высоцкого отличается характерной экспрессивностью, наполненностью эмоциями – несмотря на то, что Владимир Семёнович использовал только гитару, его композиции выглядят законченными, не требующими никакого дополнения.

Как играть бой Высоцкого на гитаре

Давайте вместе разберем характерный стиль игры Высоцкого. В большинстве его песен используется бой, схожий с блатным, либо вальсовым. Владимир Семёнович, очевидно, не следует каким-то определенным правилам, аккомпанируя соответственно эмоциональному настроению текста песни – расставляя акценты, паузы, усиливая и уменьшая громкость звучания гитары. Каждая отдельная песня, каждое отдельное выступление имеют своё характерное звучание.

Однако, мы все же можем найти закономерность в том, что называют характерным боем Высоцкого. Давайте взглянем на схему ниже:

Басовая струна – указательным пальцем вниз – вторая басовая струна – указательным пальцем вниз – первая басовая струна – быстрое движение указательным пальцем вниз-вверх, вторая басовая струна – указательным пальцем вниз.

Как видно, характерный бой музыканта содержит чередующиеся удары по верхним и нижним струнам. Высоцкий играет довольно быстро, для создания плотной и насыщенной текстуры песни. Для игры таким штрихом, как это видно из живых выступлений Владимира Семёновича, необходимо положить руку на струны, и играть басовые ноты большим пальцем, а нижние струны задевать указательным, либо указательным, средним и безымянными пальцами. При движении вверх, Высоцкий использует только указательный палец, как бы загребая струны.

В некоторых случаях, используется слегка измененная вариация этого боя, с заглушкой

Басовая струна – указательным пальцем вниз с заглушкой – вторая басовая струна – указательным пальцем вниз с заглушкой – первая басовая струна – быстрое движение указательным пальцем вниз-вверх, вторая басовая струна – указательным пальцем вниз с заглушкой.

Указательный палец движется вверх-вниз очень быстро, и к этой скорости нужно привыкнуть. Мы рекомендуем играть под метроном, начиная с малого темпа и постепенно ускоряясь. При игре боем Высоцкого, полагайтесь на свой слух.

Старайтесь слегка изменять движения, в зависимости от настроения отдельных моментов песни, её лирики. Для безупречного исполнения, вам нужно научиться эмоционально чувствовать текст, выражая свои эмоции через аккомпанемент.

Другие варианты боя Высоцкого

Бой как в песне «Я не люблю…», «Парус», «Охота на волков».

Бас – вверх – вниз с заглушкой – вверх — второй бас — вверх – вниз с заглушкой – вверх

Бой для медленных песен («Чуть помедленнее, кони»)

Бас – вверх – вниз – вверх – второй бас — вверх – вниз – вверх

Бой как в песне «Баллада об уходе в рай», «Пожары»

Бас – вниз – вверх – другой бас – вверх –вниз – вверх – бас

Этот бой играется с акцентом на басах, используя три пальца – большой, указательный и средний.

Бой как в композиции «Песенка о слухах»

Бас – быстрое движение вниз-вверх указательным пальцем-второй бас — быстрое движение вниз-вверх указательным пальцем

В данном бое акцент делается на басах, а остальные струны являют собой некую перкуссионную составляющую песни.

Владимир Семёнович очень любил использовать этот элемент – быстрый удар вниз-вверх указательным пальцем. Пожалуй, эту часть боя Высоцкого можно назвать самой характерной.

В целом, Высоцкий насыщает свои песни отдельными элементами, такие как резкие удары по струнам с заглушкой для окончания, либо вступления, в некоторых случаях, вместе с первым ударом по басовой струне, загребает первую струну средним, либо безымянным пальцем.

Все перкуссионные моменты его песен перечислить невозможно. Если вы хотите играть точь-в-точь как Высоцкий, важно развивать слух и оттачивать артистичность исполнения, ведь его песни, в первую очередь, это мощный текст и эмоции.

Источник

Бой высоцкого для шестиструнной гитары

Я написал самоучитель «Играем Владимира Высоцкого на гитаре»

Кому интересно и необходимо, здесь содержание и описание:

.

.

Решил выложить один ролик в сеть. Тот, где я показываю глушение струн левой рукой для некоторых видов боя. Для спецов — ничего особенного. Но для новичков может быть полезно.

Как будет время, запишу и выложу в сеть ещё какое-нибудь видео.

Сообщение отредактировал Максим — 1.5.2012, 14:34

Прошу тех, кто занимается по материалам самоучителя прислать мне на мейл:

1. Либо вопросы, если что-то непонятно.

2. Либо анкету-отзыв.

Ниже публикую один короткий отзыв.

Фёдор. Москва. Инженер электросвязи. Знаком с творчеством Владимира Высоцкого с 1971 года. Музыкальное образование: учился по классам фортепиано, гитары. Стаж владения гитарой: более 40 лет (испанский и русский строй).

Общее впечатление о самоучителе хорошее. Мне очень понравились параграфы о видах гитарного боя Высоцкого, понравилась и поддержка самоучителя автором. Отдельные неточности и недостатки устраняются в последующих версиях.

Мне трудно судить о том, можно ли только используя самоучитель научиться играть песни Высоцкого, так как я уже умел их играть, но безусловно самоучитель оказался полезен и я могу рекомендовать его начинающим и всем интересующимся семиструнной гитарой.

Я не жалею что приобрёл его. В дальнейшем надеюсь на расширение и пополнение списка песен, вплоть до нескольких сотен.

В свою очередь хочу поблагодарить Фёдора за серьёзное тестирование материалов самоучителя. Фёдор нашёл несколько ошибок, и теперь они исправлены. Список песен с аккордами потихоньку буду расширять, хотя могу повторить то же, что сказано в материалах: «Достаточно научиться играть всего пять-семь характерных песен Высоцкого, чтобы потом суметь подобрать аккорды и бой для остальных четырёхсот сорока.»

Когда куплю себе нормальную цифровую камеру, буду записывать и выкладывать в сеть видеоролики песен Высоцкого с демонстрацией боя и аккордов. Это будет лучшее дополнение к учебным материалам. Но это будет не скоро.

П.С. Вообще, гитарный аккомпанемент Владимира Высоцкого вполне может быть темой научной диссертации Некоторые приверженцы классической гитарной школы смотрят на аккомпанемент «бардов» свысока, но сами точно повторить игру Высоцкого не могут. Даже если знаешь теорию, нужно не один год шлифовать мастерство, чтобы точно повторить ритмику и рисунок аккомпанемента Высоцкого. Владимир Высоцкий выступил новатором в этом деле: гитара у него звучит особенно не только для наших дней, но и для его времени, когда авторская песня переживала свой расцвет.

Публикую отзыв о самоучителе от Александры:

Александра, Самара, менеджер. Знакома с творчеством Владимира Высоцкого с 1983 г. Строй гитары испанский.

Впечатление более чем, так как подобный самоучитель вижу впервые, до этого пробовала изучать книжные варианты, но признаюсь – не пошло.

Фотоиллюстрации аккордов для удобства я распечатала и сделала мини-пособие. Так как я начала с «нуля» изучение гитары, то без них бы я намного дольше разбиралась в правильности аккордов. Очень удобное распоплжение иллюстраций и рядом расстановка пальцев на струнах.

Видеоиллюстрации гитарных боёв — это вообще отдельная тема Сначала я просто слушала, потому как понравилось очень. Придумано все замечательно, так как быструю игру невозможно уловить, а медленный вариант помогает разобраться и отработать виды боев.

До главы о пении Высоцкого пока не дошла, так как еще не достаточно умею подбирать песни, пока разбираюсь с этим.

С удовольствием рекомендую самоучитель. Огромное спасибо, Максим!

Саша, тебе спасибо за анкету и за отзыв! Правда, изучать гитару с нуля по моим материалам не очень удобно, так как я не ставил перед самоучителем такой цели. И главное — основной упор сделан мною на 7-струнку, а не на 6-ти. Будут вопросы по конкретным песням (аккорды, бой), пиши.

Сообщение отредактировал Максим — 6.6.2009, 12:19

Отличный самоучитель! Главы дополняют друг друга.
Все разложено по полочкам, только занимайся. Особенно нравится глава «ВИДЫ ГИТАРНЫХ БОЕВ».
До приобретения самоучителя я играл на испанском строе. Сейчас купил себе старенькую семиструнку, выписал аккорды и стал потихоньку осваивать ее. Я даже не заметил как быстро стал ставить нужные аккорды к песням , которые раньше играл на шестиструнной гитаре. Сейчас изучаю гитарные бои, очень интересно и захватывающе.
Всем советую приобрести данный самоучитель, кто хочет научиться исполнять В.С. ВЫСОЦКОГО.
С уважением, Сергей Ковць.

Сергей, спасибо за отзыв! Будут вопросы, пиши.
Максим

Сообщение отредактировал Максим — 18.10.2009, 13:37

Ещё один отзыв. Там сразу даны мои ответы на замечания.

Анкета-отзыв о самоучителе
«Играем Владимира Высоцкого на гитаре»
http://vysotsky.ws/gitara

1. Ваше имя: Евгений
2. Возраст: 31 год
3. Город/страна проживания: Россия, г.Оренбург
4. Профессия: экономист
5. Ваш email (не для публикации)

6. Как давно Вы знакомы с творчеством Владимира Высоцкого? С детства – с 6 лет.

7. Укажите музыкальное образование, если есть: нет

8. Укажите «стаж» владения гитарой, если есть: испанский строй – 8 лет, русский строй – 2 месяца

9. Укажите строй гитары, на котором играете (испанский, русский): оба

10. На гитаре какой «марки» играете? Гитары – фабричные. Шестиструнка – пятая по счету – Alina (звук не очень, Китай), семиструнка – г.Кунгур (2600 рублей новая— для обучения нормально, звук хороший).

11. Оцените главу по настройке гитары. На четверочку, желательно что бы был встроенный тюнер в самоучителе — нажал кнопку — получил звук каждой струны. Сам настраиваю по тюнеру – скачал из инета.

Я специально не стал включать программы по настройке гитары в материалы самоучителя. Во-первых, софт быстро устаревает или не всегда бывает бесплатным. Во-вторых, выбор тюнера — это дело вкуса, а на всех не угодишь. И в-третьих, я не люблю компьютерные тюнеры. Гораздо удобнее в быту использовать электронный тюнер в виде прищепки на грифе. О своём таком тюнере я написал в самоучителе. Всем рекомендую не экономить 1000 руб. и купить нормальный тюнер.

12. Оцените главу по аккордам Высоцкого. Помогли фотоиллюстрации? На пятерку. Фотоиллюстрации помогли однозначно. Но есть небольшой вопрос – мне показалось что в этом разделе представлены не все аккорды, которыми пользовался Высоцкий. Например нет так называемой «Обратной лесенки».

Это мы уже обсудили с Евгением и вопрос снят. «Обратная лестница» в самоучителе, конечно, есть, хотя и под другим названием. Там 4-я струна не всегда звучит на этом аккорде, но Высоцкий на этот счёт на заморачивался и мы не будем.

13. Оцените главу по гитарному бою Высоцкого. Помогли видеоиллюстрации? На пятерку. Основная глава в самоучителе. Видеоиллюстрации очень помогли. Все понятно и наглядно.

14. Оцените главу по особенностям пения Высоцкого. Сами поёте? На пятерку. Сам только начинаю петь песни Высоцкого. В ближайшее время дам ссылку.

Может, хоть этой зимой запустим на сайте проект «Поём Высоцкого»? Нужен человек, кто будет сканировать Рунет, искать новых и старых исполнителей ВВ и вбивать всё в подробную таблицу.

15. Оцените раздел с разбором конкретных песен Высоцкого. Чего не хватает? На четверку.
1. Непонятно в каком месте использовать конкретный бой, если их несколько в песне.
2. Нет разборов «сложных моментов» песен.
3. Видеофайлы с песнями можно прикрепить к самоучителю.

Аудио— и видеозаписи песен в исполнении самого Высоцкого я не могу сделать частью материалов, ибо это нарушит авторские права. Да и нет смысла перегружать материалы, а ссылки на эти песни в сети у меня даются.

По «сложным моментам» песен я даю короткие примечания, но, конечно, новичкам с бумаги тяжело понять. Нужно сделать видеоразборы. Сюда же отнесём сложность для новичков различать, где в песне какой вид боя.

16. Укажите недостатки и минусы самоучителя. Что не понравилось?
1. Маловато песен в разборе.
2. Нет видеоразборов в исполнении автора самоучителя.
3. Неплохо бы послушать вариант аккомпанемента песен (можно в мр3) в исполнении автора самоучителя. Допустим разместить файлы в разборе избранных песен.

Количество песен в разборе я немного увеличу, хотя мною и так разобраны все ХАРАКТЕРНЫЕ песни Высоцкого. Характерные, это значит, что они иллюстрируют все аккорды и все виды боя поэта. Охватывают всё самое важное.

mp3-файлы с собственным аккомпанементом для разбираемых песен записать не проблема. Но это лишь покажет мой уровень, однако не поможет в обучении. Для обучения лучше слушать эти песни в исполнении самого Высоцкого, то есть слушать его аккомпанемент.

Но я обязательно сделаю ВИДЕО для некоторых песен Высоцкого, чтобы показать свой уровень аккомпанемента. И выложу это на Ютуб. Пока меня останавливает то, что нет хорошей видеокамеры, а на web-камеру писать не хочу. Постараюсь к новому году купить камеру и всё записать.

17. Поделитесь ОБЩИМ впечатлением о самоучителе и о процессе обучения.
Общее впечатление о самоучителе – только положительное! Рекомендую всем желающим играть на семиструнной гитаре. Процесс обучения очень интересный, аккомпанемент на семиструнке сложнее чем на шестиструнной гитаре. Те же песни, исполненные на шестиструнке звучат НАМНОГО беднее. Звучание семиструнки мне очень нравится, но шестиструнку забрасывать я не собираюсь. Песни Высоцкого буду исполнять только под семиструнку!! Самоучителем я доволен, деньги (сравнительно небольшие) потрачены не зря!

Евгений, большое спасибо! Будут новости и вопросы, пиши на мэйл или здесь.

Если бы все высылали подробную анкету, как я прошу, то мне было бы легче и приятнее шлифовать учебные материалы.

Сообщение отредактировал Максим — 1.5.2012, 14:45

Следующий отзыв. Там сразу даны мои ответы.

Анкета-отзыв о самоучителе
«Играем Владимира Высоцкого на гитаре»
http://vysotsky.ws/gitara

1. Ваше имя: Вадим
2. Возраст: 29 лет
3. Город/страна проживания: Россия, Санкт-Петербург
4. Профессия: юрист
5. Ваш email (не для публикации)

6. Как давно Вы знакомы с творчеством Владимира Высоцкого? С раннего детства

7. Укажите музыкальное образование, если есть: нет

8. Укажите «стаж» владения гитарой, если есть: Шестиструнная – 15 лет, семиструнная – 1,5 года

9. Укажите строй гитары, на котором играете (испанский, русский): оба

10. Оцените главы о русской гитаре, подбору гитар и струн. Помог ли в чём-то самоучитель? На гитаре какой «марки» играете (фабричная или мастеровая)?
Главы дают представление о правильном направлении, в котором необходимо двигаться – обязательное овладение семиструнной гитарой, ответственный выбор инструмента, правильный подбор струн (сам я начинал с 10-х, естественно, понизить строй было нельзя). Данная глава ничем особенно помогла, поскольку речь идет об элементарных (хотя и основополагающих) вещах, до которых я уже дошел своим опытом. У меня 5 гитар, три испанского строя (две Кремоны и одна китайская для выездов на природу), две семиструнные (Ленинградка 50-х, реставрированная, и современная Трембита).

11. Оцените главу по настройке гитары. Как сами строите гитару для игры Высоцкого?
Глава о настройке гитары исчерпывающим образом излагает основные принципы настройки инструмента и смены тональности. Добавить можно разве что указание на то, что строить можно произвольно, если рядом нет камертона или тюнера (хотя это и так понятно). Еще можно заметить, что попытка настроить в «Ре» шестиструнку обычно заканчивается обрывом пятой струны – если кто-то хочет играть на шестиструнке аппликатурами ля семиструнки, первую струну лучше строить на тон-полтора ниже. Для игры Высоцкого семиструнку настраиваю стандартным строем («Ре»), играю, в основном, в аппликатурах от «Си минор», если строить ниже, неудобно для голоса. Шестиструнку строю на полтона ниже, в «Ре диез», играю в аппликатурах от «Ля минор».

12. Оцените главу по аккордам Высоцкого. Помогли фотоиллюстрации?
Глава по аккордам Высоцкого содержит подробное описание аккордов, на которых играл именно Высоцкий (например, тот же Анчаров, играя в «Си минор» аппликатурами от «Ля минор» (он строил гитару на тон ниже), брал аккорды по-другому – он зажимал верхние басовые струны, используя большой палец левой руки). Фотоиллюстрации необходимы, поскольку человек, впервые берущий в руки семиструнную гитару, с трудом представляет себе, как можно одновременно зажимать по две струны одним пальцем – иллюстрации наглядно демонстрируют, как это делается. Мне иллюстрации не помогли, поскольку на момент получения доступа к самоучителю я уже освоил основные аппликатуры от «Си минор» и «Ре минор» (от «Ля минор» не использую, поскольку на 4 струнах основной аккорд звучит куцо, да и вообще, не вижу смысла, другое дело на шестиструнной гитаре – там играю, в основном, от «Ля минор», хотя, принципе, могу играть в любой другой тональности).

Касательно «большого пальца». Высоцкий, судя по фонограммам, тоже использовал его: в ранние годы — очень часто, в поздние — чрезвычайно редко. В начальный период очень часто можно услышать зажатую большим пальцем (или с помощью баррэ) седьмую струну.

13. Оцените главу по гитарному бою Высоцкого. Помогли видеоиллюстрации?
Глава по гитарному бою Высоцкого, пожалуй, самая полезная в самоучителе. Ритмические рисунки отличаются огромным разнообразием, и самоучитель только намечает пути, по которым следует двигаться. Главу оцениваю очень высоко (из нового узнал только прием с подключением среднего пальца правой руки, в «Балладе об уходе в рай», например, вообще, ритм этой песни я пытался поймать в течение полугода, вроде, все просто, но сделать похоже никак не получалось, даже не учитывая недостижимую для меня пока скорость работы правой руки). Видеоиллюстрации существенно полезнее встречающихся в сети рисунков со стрелочками, которые, правда, тоже нельзя считать лишними.

14. Оцените главу по особенностям пения Высоцкого. Сами поёте? (ели в сети есть Ваши записи песен Высоцкого, дайте ссылку).
При общем высоком эмоциональном уровне глава содержит правильные указания на ключевые моменты. Если говорить предельно кратко, упор, на мой взгляд, следует делать на слоги, складывать песню не из строк, а из слогов, интонировать (то есть, не певучесть, а декламация – в определенном смысле, конечно). При этом обязательно следует избегать копирования Высоцкого. Сам пою, в сети ссылок нет, поскольку не хватает вокальных данных для публичного исполнения (одно дело – в компании, другое – на широкую аудиторию), да и вообще – не вижу смысла.

Про интонации очень верно, об этом я и писал. Высоцкий — гений интонирования! Не научившись попадать в нужные по смыслу интонации, петь Высоцкого не получится.

15. Оцените раздел с разбором конкретных песен Высоцкого. Чего не хватает?
Песни разобраны детально, вопросов после разбора не возникает (учитывая имеющиеся в разборе ссылки на оригинальное исполнение, по которому можно тут же сверить себя). Не хватает, на мой взгляд, разбора песен с аппликатурами от «Ре минор». Любой, умеющий играть на шестиструнной гитаре, достаточно легко определит аппликатуры от «Си минор», с этим нет сложностей. Другое дело – от «Ре минор», непривычно, с ходу, не зная связок, подбирать очень сложно. Целесообразно добавить разборы нескольких ранних песен, в аппликатурах от «Ре минор» (поскольку в дальнейшем такие песни могли исполняться на аппликатурах от «Си минор») и обязательно сделать упор на используемые связки, причем не только характерные, но на все, что есть (их немного в раннем периоде).

Я обязательно добавлю разбор некоторых песен, играющихся от Ре-минорной аппликатуры. Там уже есть «Вершина», «Солдаты группы Центр», «Братские могилы». Добавлю «Иноходца» и что-нибудь из ранних.

16. Укажите недостатки и минусы самоучителя. Что не понравилось?
Недостатков отметить не могу, поставленные автором задачи, на мой взгляд, решены приемлемым образом, заявленные темы раскрыты.

17. Поделитесь ОБЩИМ впечатлением о самоучителе и о процессе обучения.
Общее впечатление однозначно позитивное. Материал изложен доступно, внутренне непротиворечиво, хорошо структурирован. Рекомендовал бы самоучитель всем интересующимся предметом, независимо от того, начинает человек играть на семиструнной гитаре, или уже в некоторой степени владеет инструментом.

Вадим, огромное спасибо! Анкета-отзыв заполнена на совесть. Все твои замечания и предложения учту, когда буду дорабатывать самоучитель.

Сообщение отредактировал Максим — 1.5.2012, 14:46

Источник

Оцените статью