Бой высоцкого по нотам

Урок 26. Гитарный бой Высоцкого и блатной бой

Блатной бой

Играется довольно просто.
Бас — вниз ногтями. Все.
Казалось бы, все элементарно, но не тут то было.
Чтобы его играть на хорошей скорости, нужно пиздец скоко его отрабатывать, чтобы развить координацию правой руки.
Если вы любите блатные песни — этот бой ваш. Если нет — особо нигде он вам не понадобится, можете не отрабатывать, но попробуйте для общего развития.
Я его редко играю.

К блатному бою можно добавлять глушение ладонью. Оно делается так же, как обычное глушение большим пальцем, просто глушить надо ладонью.
Как глушить большим пальцем смотрите здесь

Бой Высоцкого

Точно такой же, как блатной бой, но добавляем после баса удар вверх.
Т.е. бой Высоцкого играется так: Бас-вниз-бас-вверх-вниз
Здесь координация нужна еще круче.
Опять же, если вам нравится песни Высоцкого — этот бой для вас. Если нет — проходите мимо и не парьтесь.
Точно так же, как к блатному бою, к бою Высоцкого можно добавлять глушение ладонью. Ссылку смотри выше.

Читайте также:  Гробница куперена фуга ноты

Что можно поиграть этими боями? Блатным боем, например Бременские Музыканты — Бяки буки или Розенбаума — Гоп-стоп.
Боем Высоцкого — многие его песни . Сам не увлекаюсь, подсказать не могу.

Основная сложность — попадать в бас, как-то менять его, да еще и умудриться не сбиваться с ритма.
Короче, непростые бои. Хотите — заморочьтесь и отработайте.
Успехов!

Источник

Бой высоцкого по нотам

Бой 1. «Лирическая»

Б у с б с у

Видео медленно
Видео быстро

Название: перебор простой

Б – большой палец щипет басовую струну
у – указательный щипет 3-ю струну
с – средний щипет 2-ю струну
б – безымянный щипет 1-ю струну

Песни: «Лирическая», «Беда»

Бой 2. «Две судьбы»

Б у с у б у с у

Видео медленно
Видео быстро

Название: перебор сложный

Б – большой палец басовую струну
у – указательный 3-ю струну
с – средний 2-ю струну
б – безымянный 1-ю струну

Песня: «Две судьбы»

Бой 3. «Баллада о любви»

[1] Б Б’ у с б с у у’

Видео медленно
Видео быстро

Название: перебор романсовый

Б – большой палец 5-ю струну
Б’ – большой палец 4-ю струну
у – указательный 3-ю струну
у’ – указательный 4-ю струну
с – средний 2-ю струну
б – безымянный 1-ю струну
(сб) – средний и безымянный вместе

Примечание: переборы в стиле романса трудно вписать в чёткие схемы – игра идёт на слух. Струны звучат те и так, как того требуют размер, ритм, накал. Нередко первая или басовая струны звучат чаще других.
Примечание для боя [2]: на видео я случайно записал два такта вместо трёх, но это ошибка небольшая, верно? 🙂

Источник

Бой высоцкого по нотам

Часть 1. Общие пояснения

Гитарный бой – это техника игры на гитаре для правой руки. Гитаристы «классической» школы меня поправят и скажут, что игра «боем» – это только один из видов гитарной игры. Но наш самоучитель создан для подвижников «народной» гитарной школы, где не любят выпендриваться 🙂 и все техники гитарного аккомпанемента называют «боем».

В этом разделе самоучителя мы подробно разберём все виды гитарного боя Владимира Высоцкого. А пока длится «затишье перед боем», хочется сказать пару вступительных слов.

Говорят, талант талантлив во всём. Это верно! Вот и в области гитарного аккомпанемента Высоцкий проявил талант, сумев придать своей игре неповторимый окрас. Бой Высоцкого ни с чем и ни с кем не спутаешь!

Именно о гитарном бое Высоцкого чаще всего спрашивают новички. И описание боя Высоцкого – это, пожалуй, самые интересные и самые ценные страницы нашего самоучителя.

Гитарный аккомпанемент Владимира Высоцкого – это ритм, ритм и ещё раз ритм! Именно чёткий ритм нужен был Высоцкому от гитары. Многие стихи Высоцкого требуют энергичного выплеска, и ритм гитары помогает «зарядить», «наэлектризовать» стихи, несущиеся в публику как пули.

Не могу не процитировать строчки, которые ты уже видел в упоминаемой мной ранее статье Александра Костромина «Играем Высоцкого»:

«Насколько влиятельным был ритм Высоцкого – упругий, чёткий – хорошо заметно при сравнении с песнями, обработанными композитором (например, к фильму «Интервенция» с их драным, спотыкающимся ритмом), или исполнителем (так, А.Пугачёва навязала «Беде» манерный ритм)» – утверждает Л.Томенчук.

Сам В.Высоцкий говорил: «Я часто слышу от профессиональных композиторов, что в моих песнях есть нарочная примитивизация. В одном они правы: это нарочная, но только не примитивизация, а упрощение. Написать сложную мелодию не так сложно, особенно для профессионала, но у меня есть свои ритмы, которыми никто не пользуется. Они очень простые, но если я даю музыканту-профессионалу гитару и говорю: «Сделай этот ритм», он его повторить не может. Дело в том, что эти ритмы, как вам сказать, не расплывчаты, я, наоборот, могу их очень спрессовать – в зависимости от той аудитории, в которой работаю.»

Сейчас музыканты предпочитают извлекать ритм только ударными инструментами. И те виды гитарного боя, которые использовал Высоцкий, сегодня почти забыты. Похоже, эти техники уходят в историю вместе с русской гитарой. Хотя нет! Пока жив хоть один любитель Высоцкого, русская гитара не умрёт!

В наши дни новичку, желающему освоить гитару Высоцкого, приходится долго мучиться и мучить других в надежде отыскать ответы на свои вопросы. Старожилов, которые могли бы показать, становится всё меньше и меньше. Спросить особо не у кого. Помню, я сам довольно долго мучился, пытаясь по аудиозаписи (видео с Высоцким у меня тогда не было) понять, как Владимир Семёнович играет «Утреннюю гимнастику» и другие песни с подобным боем. Немало времени ушло и на другой его любимый бой – ударный – звучащий в песне «Я не люблю» и во множестве других. Но я понял всё это сам! А вот как он играл «Корабли» я толком не понял даже после многократного просмотра этого видео. Но добрые люди помогли и показали.

Прежде чем мы перейдём к списку боёв, хочу обратить твоё внимание на такие нюансы.

Первый нюанс. Владимир Высоцкий во время игры приглушивал струны левой рукой, то есть отжатием струн от грифа. Правой рукой, как это часто встречается теперь, он струны не глушил. Вот видео из материалов самоучителя:

Ах, да, чуть не забыл про наших «испанцев»! 🙂 Хорошо. Дети, женщины и инвалиды 6-струнщики могут глушить струны правой рукой, если глушение левой не получается. Но предупреждаю, что звук будет не тот!

Второй нюанс. Владимир Семёнович, судя по некоторым аудио и видео записям, особенно в последние годы, извлекал звук ногтями. Очевидно, что делал он это для увеличения силы и звонкости звука. Обычного звучания ему не хватало, и это неудивительно при колоссальной мощи его голоса! Так что если ты можешь перекричать гитару, отращивай ногти 🙂 А я вот не могу перекричать, поэтому не отращиваю. И вообще не люблю таскать на пальцах что-то «лишнее».

Третий нюанс. Из-за специфичного строя русской гитары 5-я басовая струна звучит далеко не всегда. А 6-ю и 7-ю струны Высоцкий задействовал очень редко. Иногда за «басы» у него прокатывали 4-я и 3-я струны. Часто полноценный бас был урезан, то есть на одних аккордах бас звучал на парных 5-й и 4-й струнах, а на других аккордах бас сидел только на 4-й струне. Требуется время, чтобы большой палец правой руки запомнил все эти нюансы. (Для испанского строя бас чаще всего дают попеременно 5-я и 4-я струны).

Часть 2. Список боёв

Ну что, товарищ курсант, к бою готов? 🙂

Вот полный список гитарных боёв (20 шт.), которые использовал Владимир Высоцкий. Все бои будут подробно разобраны в следующих главах. Названия боёв – условные, большинство названий я придумал сам. Рядом с названием боя указана характерная песня, где этот бой присутствует. Хотя часто в одной песне соседствуют несколько разных видов или разновидностей боя.

1. Перебор простой. «Лирическая»
2. Перебор сложный. «Две судьбы»
3. Перебор романсовый. «Баллада о любви», романсы. [3 вида]

4. Вальсовый щипковый бой. «Звёзды», «Песня о старом доме». [3 вида]
5. Вальсовый ударный бой. «Песня о друге»
6. Вальсовый проигрыш. «Дальный Восток»

7. Блатной щипковый бой. «Песня-сказка про джина». [2 вида]
8. Блатной ударный бой. «Утренняя гимнастика»
9. Блатной ударный бой с коротким проигрышем. «Очи чёрные»
10. Блатной ударный бой со средним проигрышем. «Я из дела ушёл»
11. Блатной проигрыш короткий. «Песня Рябого»
12. Блатной проигрыш средний. «Баллада об уходе в Рай»
13. Блатной проигрыш длинный. «Большой Каретный» . [часто вступления и проигрыши]

14. Маршевый короткий бой. «Парус» [часто вступления]
15. Маршевый средний бой. «Вершина» [2 вида]
16. Маршевый средний сложный бой. «Баллада о Кокильоне», «Приговорённые к жизни». [2 вида]
17. Маршевый длинный бой. «Я не люблю» [3 вида]

18. Русский ударный бой. «Купола» [3 вида]
19. Шестёрка. «Девушка из Нагасаки» [2 вида]
20. Восьмёрка. «Корабли»

Источник

Бой «Высоцкого» на гитаре. Схемы и примеры для начинающих.

Бой Высоцкого – вступительная часть

Бой Высоцкого – один из самых известных в России гитарных штрихов, который учит каждый начинающий музыкант. Он представляет собой модернизацию ряда вальсовых штрихов и переборов, которые благодаря упору именно на ритм, а не мелодику, значительно увеличивают уровень передачи эмоций через стихи. Данная статья полностью посвящена этому способу игры на гитаре. В ней вы найдете схему боя Высоцкого, а также все варианты ее модернизаций.

Как играть гитарный бой Высоцкого — важные детали в технике игры

Стоит сказать, что во многих песнях Высоцкий играл по-разному, и этот момент стоит прочувствовать и учесть. В отношении его песен это особенно важно – потому что исполнитель четко задавала ритмический рисунок и пульсацию, благодаря чему ему было легче расставлять акценты во время пения, а также выделять особо важные смысловые части. Поэтому технически вам стоит поработать над рассинхронизацией правой руки со всем остальным телом, чтобы пальцы могли задавать ритм независимо от каких-либо других вокальных рисунков.

Вальсовые варианты боя

Все представленные здесь варианты штрихов есть не что иное, как модернизация вальсовых боев, которые играются с небольшими изменениями. Каждая из схем соответствует отдельной песне, однако ничто не мешает вам использовать их в своих композициях. Кроме того, помните, что все приведенные ниже схемы играются в размере 3/4 – то есть считаются как «Раз – два – три».

Схема 1

Данный штрих использовался Высоцким в композиции «Звезды». Выглядит он так:

Кроме того, играться он может еще и так:

Либо же вообще таким образом:

Схема 2

Второй вариант встречается в песне под названием «Дальний Восток», и играется таким образом:

Старайтесь играть так, чтобы данный штрих умещался в тот самый вальсовый размер и шел на счет «Раз – два – три».

Ударные варианты боя

Данные типы гитарных боев играются непосредственно штрихом, без каких-либо замысловатых переборов. Приведенные ниже способы игры имеют довольно много общего с песнями блатным боем. Учтите, что место, которое в схеме обозначено как «текстура» играется одновременным защипыванием первой, второй и третьей струны. Сам ритм играется в размере 4/4.

Схема 3

Эта схема боя используется в «Песне-сказке про джина», а также в массе других не менее известных композиций. Выглядит он так:

Схема 4

Этот тип штриха используется в знаменитой песне про Утреннюю гимнастику. Играется он очень просто:

Это все, на протяжении всей композиции рисунок остается таким же.

Схема 5

При помощи этой фигуры играется «Песня рябого», а также несколько других его композиций. Это также очень простой способ игры, и выглядит он так:

В большинстве случаев внутри композиций рисунок никак не меняется.

Схема 6

Немного усложненный вариант блатного штриха, который используется в такой песне, как, например, «Баллада об уходе в рай». Схема выглядит так, и даже новичок без проблем поймет ее и научится играть:

Обратите внимание на то, что в данном случае акцент выставляется на ударе вверх. Это может немного запутать, однако достаточно просто некоторое время попрактиковаться, и вы привыкните к этому.

Схема 7

Еще более замысловатый вариант, который можно услышать в композиции «Большой Каретный». Схема этой фигуры выглядит таким образом:

Для того, чтобы освоить этот бой, понадобится какое-то время поделать упражнения для игры на гитаре – поскольку это нужно для того, чтобы пальцы лучше слушались и играли ровнее.

Маршевые варианты боя

Маршевые бои исполняются без щипков и переборов. По сути это классические штрихи, которые использовались Высоцким для более выразительного исполнения песен.

Фигура 8

Эта элементарная схема используется для исполнения песни «Парус», а также других. Играется она невероятно просто:

Вы просто совершаете это движение на протяжении всей композиции, сменяя аккорды, и таким образом играете ее всю.

Фигуры 9 и 10

Эти штрихи используются в песне «Вершина». Стоит отметить, что исполняя ее, вы можете выбрать тот вариант, который будет максимально удобен вам.

Вариант первый выглядит так:

Второй вариант играется следующим образом:

Стоит отметить, что второй способ более естественный для руки, поэтому, скорее всего вам будет проще играть именно таким образом. В любом случае, попробуйте оба варианта.

Фигура 11

Данный бой встречается в композиции «Баллада о Кокильоне». Это довольно сложный рисунок, который имеет один нюанс – он заключается в том, что глушение струн тут выполняется не правой, а левой рукой. Выглядит схема так:

И все продолжается дальше по кругу. Это довольно интересный бой, который может хорошо звучать, однако далеко не всегда.

Разбор боя Высоцкого в популярных песнях

Как мы уже говорили выше, по сути каждый из «Боев Высоцкого» — просто уникальный штрих, которым он играл ту или иную композицию. И если иногда один и тот же рисунок исполнялся в разных песнях, то бывало и такое, что одна схема использовалась только в одной композиции.

«Песня о друге» бой

Этот штрих относится к одному из вальсовых боев Высоцкого. Он состоит из трех различных ударов, которые играют в классическом размере 3/4. Схема выглядит так:

И так продолжается до самого конца песни.

«Очи черные»

Это еще одна фигура, относящаяся к «Блатным». Она не очень сложна, и в целом ее легко освоит даже новичок. Выглядит она так:

Все это повторяется на протяжении всей композиции. Струны при этом глушатся стандартным способом, без каких-либо изменений.

«Я из дела ушел»

Это еще одна вариация блатного боя, который отличается от обычного наличием проигрыша между ударами по басовым струнам. Схема выглядит так:

«Я не люблю» бой

Этот маршевый бой смешан с блатным. Он условно состоит из трех частей, которые играют поочередно таким образом:

Далее идет следующий кусок:

После этого играется это:

И после этого вы возвращаетесь в исходную позицию и продолжаете играть.

«Корабли»

Эта фигура представляет из себя классическую «Восьмерку», которая играется таким образом:

Перебор Высоцкого — Схемы игры

Кроме того, у Высоцкого были еще и свои манеры игры перебором.

Шестерка

Это стандартные типы переборов, которыми пользуется любой начинающий гитарист. Они выглядят так:

Восьмерка

Романсовый перебор (3 схемы)

Обычно в такой манере исполнялись романсовые композиции. Всего их три типа.

Схема первого:

Схема второго:

Схема третьего:

Заключение и советы

Игра аккордов боем Высоцкого – отличный способ для новичка освоить большую часть аспектов техники и манеры исполнения различных песен. С помощью этих песен вы, если не ответите на вопрос как быстро научиться играть на гитаре, однако значительно продвинетесь в своих исполнительских навыках. В целом, по этой теме нет каких-то особых советов – самое главное, чтобы вы играли чисто и ровно.

Источник

Оцените статью