Боярыня морозова щедрин ноты для

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Скульптор: Йоганн Филипп Фердинанд Прайсс Vladimir Cosma

К. В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».

Michael Hoppe — The Dream

Frank Pourcel — Morir de Amor

George Dyson — Melody

Ссылки

Всегда под рукой

Рубрики

  • Uncle_Sasha (14)
  • культшпаргалка (4)
  • актёры и актрисы (3)
  • Балет (102)
  • Джаз (33)
  • Дирижёры (39)
  • документальные и художественные фильмы (21)
  • Живопись, изобразительное искусство (177)
  • Играют и поют дети (79)
  • Интересно (302)
  • История (49)
  • Композиторы (1936)
  • Концерты,фестивали, конкурсы (285)
  • Краски и звуки. Смольянинов А. (3)
  • культшпаргалка (9)
  • Музеи (2)
  • Музыка классическая (2016)
  • Музыка народов мира (16)
  • Музыканты (603)
  • Музыканты шутят. (17)
  • Нужное для блога (191)
  • Опера (139)
  • Оперетта (9)
  • ОРНИ (5)
  • П.Чайковский (61)
  • Память (49)
  • Певцы (80)
  • Передачи, программы (71)
  • Пианисты (58)
  • писатели, поэты (2)
  • Победа (11)
  • Полезное для компьютера (157)
  • Понемногу обо всём . (69)
  • Поэзия (232)
  • Просто хорошая музыка (308)
  • Религия (13)
  • Романсы (5)
  • Симфоническая музыка (154)
  • Современная классическая музыка. (50)
  • Танец (8)
  • Танцоры (67)
  • Танцы народов мира. (2)
  • Театр (53)
  • хоровое искусство (10)
  • художники (27)
  • Юбилеи (46)

Метки

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Музыкальный плеер
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Родион Щедрин. «Боярыня Морозова»

Читайте также:  Кто создал электронную гитару

Воскресенье, 17 Августа 2014 г. 15:16 + в цитатник

Родион Щедрин.
«Боярыня Морозова»
Русская хоровая опера в двух частях — 2006г.
Либретто композитора

Действующие лица и исполнители:

Боярыня Морозова — Лариса Костюк
Княгиня Урусова — Вероника Джиоева
Протопоп Аввакум — Эдвин Гудвин
Царь Алексей Михайлович — Михаил Давыдов
Камерный хор Московской консерватории
дирижер — Борис Тевлин

Многое в «Боярыне Морозовой» определяется словом «впервые». Впервые в партитуре оперы отсутствует симфонический оркестр. Его роль выполняет хор, комментирующий события и непосредственно участвующий в них. Поэтому сам композитор назвал «Боярыню» «русской хоровой оперой», создав новый вариант привычного жанра. «Помогают» хору лишь труба (Кирилл Солдатов), литавры (Виктор Гришин) и ударные (Максим Дунаев).
Впервые исторический сюжет Щедрин решил пересказать словами летописцев, что совсем нехарактерно для светского жанра. Основой либретто, написанного самим композитором, стали тексты «Жития протопопа Аввакума», «Жития боярыни Морозовой», а также их послания друг другу.

Сюжет оперы выстроен вокруг четырех главных действующих лиц: царя Алексея Михайловича (бас-баритон Михаил Давыдов), боярыни Морозовой (меццо-сопрано Лариса Костюк), ее сестры княгини Урусовой (сопрано Вероника Джиоева) и протопопа Аввакума (в исполнении австралийского тенора Эндрю Гудвина). Картины оперы показывают суд над боярыней, ее заточение вместе с сестрой, плачи протопопа Аввакума, смерть княгини Урусовой, страдания и смерть Морозовой.

Боярыня Морозова, известная многим лишь по хрестоматийной картине Сурикова, в опере Щедрина предстает не только воительницей, но и страдающей женщиной и матерью. Как говорит композитор, подобные страдания ради высшей правды свойственны и понятны только русским.

Камерный хор Московской консерватории готовил оперу под управлением дирижера Бориса Тевлина, который назвал спектакль «царским подарком» и для себя в год своего 75-летия, и для исполнителей, и для всех слушателей.

Источник

Боярыня морозова щедрин ноты для

Русская хоровая опера Родиона Щедрина в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных. Либретто композитора по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой».
Первое исполнение: 30 октября 2006 года в Большом зале Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина.

Краткое содержание:

Часть первая
Анафема

Всем и каждому из неверных, да будет Анафема.

– Как веруешь? Поведай нам!
– Аз верую по древнему преданию святых. Двемя персты…

– Отрекитесь! Молю аз сам!
– Сам царь вам молвит…

– Верую по древнему преданию святых. Двемя персты…
– Возьмите их! Цепи возложить! Возьмите их.

Две сестры (Боярыня Морозова и Княгиня Урусова)

О, сестра моя, не остави…
Вместе постраждем за старую веру именем Христове…
Постраждем за истину, аще смерть примем.
В кой вере родились, в той хотим умереть…

Угрозы

– Зриши ли огонь и орудия мучительны на те уготованная.
– Что ми огнем грозиши? Огня обычного не боюся, елико трепещу вечного пламени.
Феодосия, царская кравчая, да сестра ей княгиня Урусова, оставьте распрю, креститесь тремя персты.

Аввакум (Lamento I)

О, бедная боярыня с сестрой мучится…
Мати моя, молись крепко, Господа ради…

Убийство сына Морозовой

Боярыня великая Морозова, царского ты рода…
Кравчая царская…
У тебя чадо есть. Сын.
Отрекись.

Люблю сына моего яко единороден ми он есть, но не отступлю от веры.
Сына моего мертва узрю, но не отступлю от веры.

О, мати, мати моя, не остави…

Нам, чадо, настало время подвига.

И послал к Ивану царь лекарей своих с ядами, с ядами…
Тако в малых днях и гробу предаши, а царь о смерти Иванове порадовался.
Так свободнее без сына матерь умучить…

Плач Морозовой о сыне

Увы мне, где в коем месте умре сын мой…
Аз есмь вина твоей смерти, чадо!
Не узрю тебя пресладкий мой, свете.

Плачите со мною, все матери сынов своих…

Часть вторая
Пытки

О, исчадья ехиднины, вражьи души: на дыбу!
Сломаются ваши суставы, сдробятся руце, хребет, спина, растерзается плоть и тело покроется язвами… Отрекитесь!

Нагих их по снегу мучить и бити немилостивна.
Отрекитесь!

Плач Аввакума (Lamento II)

Выпросил у Господа светлую Россию сатана, да очервленит кровию мученической…
Свете мой, еще ль дышишь, али сожгли, или удавили вас.

Заточение в темницу

Заточить их в земну темницу навечно в темь в град Боровск.
Уморить голодом в боровской яме, в темнице смрадной, во тьме несветимой, в задухе земной, в хладе, во вшах, в тесноте, в муках.
Никой милости.

Смерть Княгини Урусовой

Ах, постраждем, сестро, вкупе о имени Христове…

О, сестро, отпусти меня к владыке моему…
Аз изнемогаю и мню я, что к смерти близко…

Иди, цвете, сестро, иди и предстани возжеланному Христу…

Повеление царя

Сдохла одна, злая злодеяца…
Вот мое повеление:
Погребите тело Феодорино в остроге за оградою…
А Морозовой ни есть, ни пити не давати!

Разговор со стражем и смерть Морозовой

– Умилосердися, рабе Христов, зело измогох от глада. Даждь ми калачика…
– Ни, госпоже, боюся…

– А ты дай мне хлебца, рабе Христов.
– Не смею.

– Сотвори добро, чадо, и любовь, рабе Христов, молю тебя, молю!
Аз женщина я есмь, ступай на реченьку да измый мне рубаху мою.
– Не смею.

Неподобно ми в нечисте возлежиши в недрах матери своя земли…
Господи, прими мя…

Эпилог (Аввакум: Lamento III)

Успе блаженная Феодора с миром…
О, православные, соберитесь матери и девы и рыдайте, плачьте и горче рыдайте со мною.

Упокой души их, Господи.
Во веки веков, Аминь…

Об опере:

В творчестве Родиона Щедрина жанр оперы длительное время находился на периферии, композитор обращался к нему изредка, с интервалом в 10–15 лет. Лишь в XXI веке, создав сразу три оперы – «Очарованный странник» (2002), «Боярыня Морозова» (2006) и «Левша» (2012–2013) – Щедрин выдвинулся в первый ряд современных оперных композиторов. Это произошло, конечно, не только за счет количества, но прежде всего благодаря художественному значению этих сочинений. В своих операх Щедрин обращается к «вечным» и важнейшим русским вопросам: о смысле человеческого существования, о жизни, ее ценности и цене, о душе и вере, о России, ее народе и властях, ее радостях и бедах.

«Боярыня Морозова» (полное название «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой») – «русская хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных». Либретто написано самим Щедриным на основе «Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой», «Жития протопопа Аввакума», писем Аввакума к своим духовным дочерям Морозовой и Урусовой и его же «Слова плачевного о трех исповедницах».

Идея этой оперы обдумывалась Щедриным многие годы, но ключ к воплощению замысла, по его собственному признанию, был найден лишь тогда, когда определилось хоровое наклонение оперы (что повлекло, в свою очередь, отказ от оркестра). Щедрин прочитывает жития XVII века как русские Страсти, и потому закономерна возникающая ассоциация с выдающимися образцами жанра – «Страстями» И. С. Баха. Близость заключается прежде всего в трактовке хора как соучастника действия (произносящего злые и жестокие слова царя Алексея Михайловича и других, не поименованных в опере гонителей героинь) и как комментатора, свидетеля, жалеющего бедных страдалиц.

Можно провести параллель и с другим знаменитым произведением – картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1887), долгие годы бывшей в русском искусстве единственным откликом на эту трагическую историю. Как и в опере, у Сурикова соучастником события является весь народ – и любопытствующие, и глумящиеся над боярыней, и сочувствующие ей.

Но в воплощении образа главной героини, знаменитой раскольницы Феодосии Морозовой, Щедрин независим – и от интерпретации художника, и от того портрета, который создан в житийной повести и в произведениях Аввакума. Морозова у Сурикова – это несокрушимый дух и фанатичная вера. Описание боярыни Аввакумом сродни поэзии: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев». В Житии образ Морозовой наиболее многогранен: она предстает и как святая, и как обычный человек, даже испытывает страх («Феодора же вмале ужасшися, разуме, яко мучители идут…»). Щедрин же высвечивает лишь главные черты ее образа: мужество, стойкость в вере и любовь, нежность к сестре и сыну.

Опера «Боярыня Морозова» со времени своей премьеры в октябре 2006 года в Большом зале Московской консерватории еще не получила сценического воплощения. Одна из возможных причин – отчетливо ораториальная природа сочинения, требующая особого, нетрадиционного режиссерского подхода. Вряд ли «Боярыню Морозову» ждет в будущем легкая сценическая судьба, но нет сомнения в том, что это произведение уже сейчас может считаться одной из лучших опер начала XXI века.

Источник

Родион Щедрин в поисках жанра Боярыня Морозова

Родион Щедрин: в поисках жанра
(русская хоровая опера «Боярыня Морозова»)
(из старых рецензий)

«Давайте определимся: что написал Р.К. Щедрин – оперу, ораторию, кантату, литургию?
Оперу? Тогда назовите мне оперный театр, который поставит «Боярыню Морозову» на сцене, с костюмами, декорациями и «гуляющими» по сцене певцами.
Ораторию? Уже теплее: вспомним «Жанну д’Арк на костре» А. Онеггера.
Кантату? Ещё теплее: нет ничего ближе сценической трилогии К. Орфа – костюмы можно надеть, декорации поставить, а всё остальное – в музыке.
Литургию? Если не в классическом богослужебном варианте, то уже была такая в творчестве Щедрина – «Запечатленный ангел» для хора ; capella и флейты. «

Так или что-то вроде написал бы скорее всего какой-нибудь критик со следами фанаберии на лице: и свою эрудицию показал, и композитора на место поставил. Я же буду скромнее. В самом деле, неужели Родион Константинович так неопытен, никогда не писал опер, плохо знает историю музыки, чтобы назвать своё новое произведение «оперой»? Здесь что-то не так, давайте разберёмся.

Оценивая место Щедрина в истории русской музыки, я обращаюсь к Л.Е. Гаккелю, учёному с потрясающей эрудицией и изысканной, почти композиторской, интуицией. По его мнению, Р.К. Щедрин – стравинианец, то есть у него «удивительная способность к «замыслам», к сотворению композиционных идей вне представимого и привычного, а затем – к технически блестящему воплощению этих идей».

Вот и произнесено ключевое слово – «замысел». Не постигнув замысла композитора, можно просидеть на премьере сиднем и остаться с носом – простите, «с холодным носом» – как, например, радиокомментатор Алексей Парин, которому опера «не ндравицца». А ведь ни перед одной своей премьерой автор так много не говорил о своём замысле – и по телевидению в «Ночном полёте», и по радио – «кстати дилетанту» В. Молчанову, и на открытой встрече в Консерватории за пять дней до премьеры. Главное, что обращало на себя внимание – это слова Щедрина о выношенности произведения, о долголетней подспудной подготовительной работе над оперой, о трёх поколениях православных священников Щедриных, без которых эта опера была бы невозможна.

Поскольку предыстория создания «Боярыни Морозовой» прошла мимо ушей некоторых музыковедов, и без того слабо разбирающихся в русской истории, вспомним о той, которой посвящена опера.

Феодосья Прокофьевна Морозова (урождённая Соковнина – один из её братьев стал позднее воспитателем будущего царя Петра) была вдовой Глеба Ивановича, родного брата воспитателя царя Алексея Михайловича Бориса Ивановича Морозова, и в силу таких родственных связей находилась при дворе царя в привилегированном положении (и должности): «Дома прислуживало ей человек триста. Крестьян было 8000, ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями, за ней шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая её честь и здоровье». Её духовным отцом был юрьевский протопоп Аввакум, который после провозглашения Патриархом Никоном (он его ненавидел, так как считал лицемером и прочее) возглавил борьбу с пороками духовенства, виновником которых считал того же Никона. Небрежное исправление церковных служебных книг в 1653 году ещё не стало причиной Раскола, но на фоне преследования «ревнителей благочестия» их отказ вести службу по новым правилам в 1660-е годы явился идейной причиной оформления движения Раскола, после чего старообрядцы стали преследоваться и церковью, и царём. Феодосья, а вместе с ней и её сестра Евдокия Урусова (тоже духовная дочь Аввакума, позднее написавшая Житие своей сестры), конечно, не были, подобно протопопу, такими ярыми обличителями пороков церкви – они просто отказались отречься от своего духовного отца (который в годы преследований и ссылок стал называть их «духовными сестрами»), поддерживая его последователей и деньгами, и кровом, что наиболее раздражало Алексея Михайловича (всё это происходило под его носом в Кремле). Сестёр после долгих уговоров царя сослали в Боровск, где они и умерли от голода и холода в земляной яме, сначала Евдокия, затем и Феодосья. До этого она потеряла и сына, предположительно отравленного по указу царя, добивавшегося от неё всеми средствами отречения от Аввакума. Легенда, что причина Раскола была в отказе служить в церквях по новым правилам неточна, так как долгое время служба по старым правилам не возбранялась, и царь сам участвовал в таких службах. Причины лежали глубже и были связаны с желанием царя абсолютизировать свою власть, распространив её и по церковной «вертикали» (позднее он по этой причине расправился и с Патриархом Никоном – вот тебе и «Тишайший»!). Композитор восстановил и реальный образ протопопа Аввакума: те, кто читал его произведения, всегда поражаются «мягкостью» и незлобливостью его повествования и писем (если это не касается Никона). Так что легенда о «кипении страстей», которого ожидали от оперы Щедрина, основана не на реальных фактах, а скорее на неуступчивости героев Раскола, да на картине В.И. Сурикова, которая стоит в том же идеологическом ряду, что и картина И.Е. Репина «Последняя исповедь» (обе закончены в 1885-87 годах).

Феодосья Морозова была причислена старообрядческой церковью к лику святых. Сохранились и её иконы, в том числе и житийные. Но они ничего не добавляют для её реального образа, так как в старообрядческой церкви лики святых писались стилизованные, обобщённые, условные – без связи с реальным лицом, в традициях, сложившихся ещё в начале XV века, во времена Андрея Рублёва, композиции и стиль икон которого были канонизированы православной ещё нерасколовшейся церковью.

Мне пришлось всё это написать, зачастую повторяя композитора, потому что создалось впечатление, что некоторые присутствовавшие на премьере и имевшие смелость обнародовать свою негативную оценку оперы (тот самый непрофессионал Алексей Парин и профессионал, главный «специалист» по Стравинскому в Московской консерватотории — оба в своих комментариях во время трансляции премьеры оперы), как будто ничего из русской истории не хотели знать: вот засела в их замороченных головах картина Сурикова и образ сгорающих в огне раскольников – и ничем его не выбить. А если ещё раз вспомнить истинную историю боярыни, то становятся понятными и плачи Аввакума – по своей духовной дочери-сестре, и «тихость» Евдокии Урусовой («смиренна, тиха, но хуже сестры своей сумасбродной люто» – по словам Тишайшего), и жестокость царя, у которого лопнуло терпение, и сочетание покорности судьбе, даже смирения, с непреклонностью в вере и преданностью – у главной героини.

Начало действия оперы относится к моменту предания старообрядцев анафеме, то есть близко по времени к окончанию земной жизни сестёр Соковниных («Жизнь кончилась, и начинается житие» – по Н.С. Лескову). Последовательность 13-ти частей оперы включает самые напряжённые дни их крестного пути к мученической смерти. Поэтому композиция оперы с этими частями напоминает клейма житийных икон, которым в русской иконописи со времён Дионисия придавалось даже большее значение, чем центральному лику. И вот эти-то клейма как бы и заключают в себе самое действие, которое обязательно когда-нибудь найдёт своё сценическое воплощение, ответив таким образом на все сомнения, оперу ли написал Родион Щедрин.

А как философски точно решена композитором партия хора! Это не замена оркестра, как пытаются представить хор упомянутые критики. По своей природе хор, отражая милосердный характер русского народа, в моменты страдания главных героев тихо сочувствует им (и музыкой, и словами), но как только Тишайший начинает провозглашать свои жестокие (в духе того времени) приказания, хор показно и громко начинает поддерживать его из страха и угодливости перед сильнейшим. Как это близко поведению нашего народа в годы бедствий и тирании!

Аналогия с житийными иконами подсказывает слушателям, как приблизиться к пониманию напряжённой драматургии оперы – созерцание и сопереживание через знание, понимание и веру – главные условия восприятия любого произведения русской духовной (и православной) культуры, будь оно иконой, собором, духовным писанием или музыкой. А если это отсутствует (либо налицо нежелание всё это понимать), то критики вроде Парина останутся «с холодными носами» не только на премьере русской хоровой оперы, но и в православном храме, и перед иконами в Третьяковке (как говорил о таких людях Н.С. Лесков: «Одним словом сказать, пустоша!»).

В наш век поп- и масс-культуры, век торжества потребления, вывели формулу «потребитель (народ, слушатель, зритель, критик) всегда прав» – потому что он голосует рублём. Глупости всё это, господа! Не лучше ли вернуться к «золотым» временам (античность, Возрождение, Серебряный век) и вспомнить, что прав всегда Художник, и порукой тому его интуиция, талант и мастерство, а мы можем только стараться постигнуть его замысел как замысел Божий, ибо нет другого источника вдохновения для Художника в стремлении постичь и отразить всю сложность – и непостижимость нашего бытия. А уж кто был (или не был) Художником, определит только Время и не при нашей жизни.

Источник

Оцените статью