Боже царя храни ноты для хора
БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ
Православные певчие и русские басы
На Руси издревле почитались низкие голоса. И если Италия — страна, где господствует культ теноров, то Россия, безусловно, страна редких по мощи и красоте басов. Нигде в мире так не славились мужские зычные голоса, как в России. Невозможно представить праздничное богослужение в Русской Православной Церкви без густого и сочного баса-протодиакона. Диаконов, на Руси особенно, лелеяли и создавали им специальные условия для развития силы и мощи голоса. Диаконы не только должны был обладать голосом, способным наполнить храм и донести до прихожан Слово Божие, провоглашать ектении-прошения о мире, здравии и спасении души, громоподобно предавать анафеме еретиков и трубным гласом, по полутонам двигаясь вверх, пропевать Многолетие, но и оглашать на площадях царские указы, возвещать всему Божьему люду о начале войны или заключении мира.
Лучшие русские хоры, начиная с Государевых и Патриарших певчих дьяков и кончая современными церковными и светскими хорами, немыслимы без певцов-октавистов, придающих звучанию хора полногласие, драгоценную тембральную окраску и некую мистическую силу, заключенную в низких частотах человеческого голоса. Необъяснимой в словах мощью русских басов с давних времен восхищались отечественные и зарубежные слушатели. Композиторы писали для них специальные произведения. В этом уникальном диске, представляющем искусство русских православных певчих и диаконов-басов, присутствует произведение П.Г.Чеснокова «Не отвержи мене во время старости», где встречается нота соль контр-октавы. Так, если для большинства басов западноевропейских предельно низкая нота – фа-соль большой октавы, то порой трудно себе представить, что возможно иметь в певческом человеческом диапазоне ноты еще на октаву ниже, реально слышимые и обладающие потаенной силой воздействия. Можно с уверенностью сказать, что басы-профундо – национальное богатство и достояние России.
«Боже, Царя храни» — начальная строка первого государственного гимна Российской империи, написанного известным церковным композитором (в последствии директором Придворной Певческой Капеллы) А.Ф.Львовым на слова поэта В.А.Жуковского в 1833 году, послужила названием для компакт-диска, посвященного памяти злодейски убиенного последнего русского царя Николая II, принявшего вместе со своим благочестивым семейством и домочадцами мученическую смерть за грехи всего народа,подобно страданиям и искупительной смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Этот диск представляет собой своеобразную музыкальную композицию, составленную из богослужебных песнопений Русской Православно Церкви, произведений духовного содержания, гимнов и народных песен, объединенных общими темами: поклонения Христу, покаяния в содеянных грехах и наказания за вероотступничество, темой любви к Богу, Отечеству и Царю — Божьему помазаннику на земле. Повторяющийся припев из «Песни о вещем Олеге»: «Так за Царя, за Родину, за Веру» – ёмко отражает многовековое самосознание рус¬ского народа, в недрах которого и родилась эта триада. В «Покаянной молитве» промыслительно звучат слова, написанные Христофором Гроздовым на известную музыку П.И.Чайковского незадолго до трагических событий 1917 года: «Боже, спаси родную Русь, Боже, прости ее, Боже, храни ее». А вероотступникам, Отцепредателям, поднявшим руку на Царя и священников, провозглашается анафема – высшее наказание для православного человека – отлучение от Матери-Церкви.
Тема совестливого покаяния – это тема, присутствующая не только в религиозных песнопениях, но и в народных песнях; она пронизывает сознание русского человека неподдающегося искусительным соблазнам разумного философс¬кого оправдания. С особой спасительной силой она звучит сейчас, когда ны¬нешнее поколение русских людей, наследовавших вину отцов и дедов, совер¬шивших святотатство, приходят к раскаянию, подобно атаману Кудияру из «Легенды о 12 разбойниках», и, через покаяние, к духовному очищению и обновлению. Возвращение образу Царя-мученика его истинного величия – нравственный и исторический долг пред Царем, Богом и душою своею.
Историческая судьба России – быть уничтожаемой и быть возрожденной, сомосожигаться и воскресать из пепла. Россия и тройка, мчащаяся с губительной удалью под откос, и вечно оживающая птица-Феникс. Слабнет крепость духа в народе, и ослабевает Россия, воскресает Вера, – возрождается снова Отечество. Пророчески звучат слова почитаемого всеми православными людьми преподобного Серафима Саровского: «Будет Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Его Самодержавия, Ангели не будут успевать брать души. а Бог Царя возвеличит».
Художественный руководитель, директор
Международного Московского Фестиваля Православной музыки,
Художественный руководитель, директор
Международного Московского Фестиваля Диаконского искусства,
Продюсер компакт-диска,
Георгий Поляченко
Источник
Боже царя храни ноты для хора
Новичок
Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 36
Пользователь №: 397
Регистрация: 30.05.2007
Бывалый
Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 1394
Пользователь №: 100
Регистрация: 4.03.2007
А в совр. наборе тут: http://kliros.ru/kust/pdf/misc/tzar.pdf
(только на второй странице этого файла помещен «самопальный» текст — сначала правильный, а потом странная попытка приспособить к мелодии Львова еще и ранее написанные Жуковским на мелодию God save the King )
Бывалый
Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 1560
Пользователь №: 21
Регистрация: 21.01.2007
*возмущенно* Почему это самопальный?
Как раз текст весь и был написан Жуковским.
Всего там 7 куплетов.
БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ
Молитва русского народа
(с 1833 г. гимн Российской империи)
Сл. В. А Жуковского и А. С. Пушкина
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу,
На славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь Православный.
Боже, Царя храни.
Боже, Царя храни.
Славному долги дни
Дай на земли,
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю –
Все низпошли!
Перводержавную
Русь Православную
Боже храни,
Боже храни!
Царство ей стройное,
В силе спокойное,
Все ж недостойное
Прочь отжени!
Воинство бранное
Славой избранное
Боже, храни,
Боже храни!
Воинам — мстителям
Чести спасителям
Миротворителям
Долгие дни.
Мирных воителей,
Правды блюстителей
Боже, храни,
Боже храни!
Жизнь их примерную,
Нелицемерную,
Доблестям верную
Ты помяни!
О, Провидение,
Благословение
Нам низпошли,
Нам низпошли!
К благу стремление,
Счастье, смирение,
В скорбях терпение
Дай на земли!
Будь нам заступником,
Верным сопутником,
Нас провожай!
Нас провожай!
Светло — прелестная
Жизнь наднебесная,
Сердцу известная
Сердцу сияй!
Это сообщение отредактировал Леголас — 3.10.2007 — 18:05
Бывалый
Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 1394
Пользователь №: 100
Регистрация: 4.03.2007
Подписаться на тему
Уведомление на e-mail об ответах в тему во время Вашего отсутствия на форуме.
Подписка на этот форум
Уведомление на e-mail о новых темах на форуме во время Вашего отсутствия на форуме.
Скачать/Распечатать тему
Скачивание темы в различных форматах или просмотр версии для печати этой темы.
Источник
«Боже Царя храни!»
«Коль славен»
Ростов-на-Дону, Л. Г. Адлер, 1894
Старинные ноты для фортепиано
1. «Боже, Царя храни!», [А. Львов, русский национальный гимн, несложное переложение с текстом В. Жуковского];
2. «Русская зоря», [русский военный сбор, утренний сигнал]
3. «Коль славен», [Д. Бортнянский, русский духовный гимн, лёгкое переложение с текстом]
Ростов-на-Дону, издатель Леонтий Адлер (№ 86), поставщик Мариинского Донского института и комиссионер Ростовского-на-Дону отделения Императорского русского музыкального общества, дозволено цензурой в Москве 5 января 1894 года.
Легенда гласит: скрипач-виртуоз Алексей Львов сочинил мелодию гимна сразу, повинуясь мгновенному «божественному» наитию свыше. Этому предшествовала мысль императора Николая I («помазанника Божьего»), высказанная будущему автору в виде просьбы или указания. В то же время появление национального русского гимна было вызвано также и простой необходимостью: нужна была особая музыка для приветствия царя по прибытии (визита) его куда-либо, особенно в заграничных поездках.
Национальный гимн был создан в 1833 году (на слова Жуковского); его вдохновенная музыка сопровождала Россию почти весь девятнадцатый век и первые 17 лет века двадцатого. В СССР «Боже, Царя храни!» был под негласным запретом и считался неким «старорежимным анахронизмом», однако, мелодию его знали все (по крайней мере, первую фразу).
Сегодня эта величественная и прекрасная музыка воспринимается как некое откровение — то ли от Бога, то ли от самой земли российской. Видимо, и бог, и царь продолжают незримо таиться «во глубине» и недр России, и душ людей.
Источник
Боже царя храни ноты для хора
БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ
Православные певчие и русские басы
На Руси издревле почитались низкие голоса. И если Италия — страна, где господствует культ теноров, то Россия, безусловно, страна редких по мощи и красоте басов. Нигде в мире так не славились мужские зычные голоса, как в России. Невозможно представить праздничное богослужение в Русской Православной Церкви без густого и сочного баса-протодиакона. Диаконов, на Руси особенно, лелеяли и создавали им специальные условия для развития силы и мощи голоса. Диаконы не только должны был обладать голосом, способным наполнить храм и донести до прихожан Слово Божие, провоглашать ектении-прошения о мире, здравии и спасении души, громоподобно предавать анафеме еретиков и трубным гласом, по полутонам двигаясь вверх, пропевать Многолетие, но и оглашать на площадях царские указы, возвещать всему Божьему люду о начале войны или заключении мира.
Лучшие русские хоры, начиная с Государевых и Патриарших певчих дьяков и кончая современными церковными и светскими хорами, немыслимы без певцов-октавистов, придающих звучанию хора полногласие, драгоценную тембральную окраску и некую мистическую силу, заключенную в низких частотах человеческого голоса. Необъяснимой в словах мощью русских басов с давних времен восхищались отечественные и зарубежные слушатели. Композиторы писали для них специальные произведения. В этом уникальном диске, представляющем искусство русских православных певчих и диаконов-басов, присутствует произведение П.Г.Чеснокова «Не отвержи мене во время старости», где встречается нота соль контр-октавы. Так, если для большинства басов западноевропейских предельно низкая нота – фа-соль большой октавы, то порой трудно себе представить, что возможно иметь в певческом человеческом диапазоне ноты еще на октаву ниже, реально слышимые и обладающие потаенной силой воздействия. Можно с уверенностью сказать, что басы-профундо – национальное богатство и достояние России.
«Боже, Царя храни» — начальная строка первого государственного гимна Российской империи, написанного известным церковным композитором (в последствии директором Придворной Певческой Капеллы) А.Ф.Львовым на слова поэта В.А.Жуковского в 1833 году, послужила названием для компакт-диска, посвященного памяти злодейски убиенного последнего русского царя Николая II, принявшего вместе со своим благочестивым семейством и домочадцами мученическую смерть за грехи всего народа,подобно страданиям и искупительной смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Этот диск представляет собой своеобразную музыкальную композицию, составленную из богослужебных песнопений Русской Православно Церкви, произведений духовного содержания, гимнов и народных песен, объединенных общими темами: поклонения Христу, покаяния в содеянных грехах и наказания за вероотступничество, темой любви к Богу, Отечеству и Царю — Божьему помазаннику на земле. Повторяющийся припев из «Песни о вещем Олеге»: «Так за Царя, за Родину, за Веру» – ёмко отражает многовековое самосознание рус¬ского народа, в недрах которого и родилась эта триада. В «Покаянной молитве» промыслительно звучат слова, написанные Христофором Гроздовым на известную музыку П.И.Чайковского незадолго до трагических событий 1917 года: «Боже, спаси родную Русь, Боже, прости ее, Боже, храни ее». А вероотступникам, Отцепредателям, поднявшим руку на Царя и священников, провозглашается анафема – высшее наказание для православного человека – отлучение от Матери-Церкви.
Тема совестливого покаяния – это тема, присутствующая не только в религиозных песнопениях, но и в народных песнях; она пронизывает сознание русского человека неподдающегося искусительным соблазнам разумного философс¬кого оправдания. С особой спасительной силой она звучит сейчас, когда ны¬нешнее поколение русских людей, наследовавших вину отцов и дедов, совер¬шивших святотатство, приходят к раскаянию, подобно атаману Кудияру из «Легенды о 12 разбойниках», и, через покаяние, к духовному очищению и обновлению. Возвращение образу Царя-мученика его истинного величия – нравственный и исторический долг пред Царем, Богом и душою своею.
Историческая судьба России – быть уничтожаемой и быть возрожденной, сомосожигаться и воскресать из пепла. Россия и тройка, мчащаяся с губительной удалью под откос, и вечно оживающая птица-Феникс. Слабнет крепость духа в народе, и ослабевает Россия, воскресает Вера, – возрождается снова Отечество. Пророчески звучат слова почитаемого всеми православными людьми преподобного Серафима Саровского: «Будет Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Его Самодержавия, Ангели не будут успевать брать души. а Бог Царя возвеличит».
Художественный руководитель, директор
Международного Московского Фестиваля Православной музыки,
Художественный руководитель, директор
Международного Московского Фестиваля Диаконского искусства,
Продюсер компакт-диска,
Георгий Поляченко
Источник