- Прокимен
- Ежедневные прокимны Вечерни
- Великие прокимны Вечерни
- Прокимны Утрени
- Прокимны Часов
- Прокимны литургии
- Боже заступник мой ноты для
- Боже заступник мой ноты для
- Ноты для православного хора
- Царица Небесная
- Ноты и новости
- Свежие записи
- Прокимны и причастны, величания
- Поделиться:
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Икона дня
- Православный календарь
Прокимен
Проки́мен (от греч. προκείμενος – вперёд поставляемый, предлагаемый, впереди лежащий) – стих из псалмов, соответствующий значению дня или праздника, возглашаемый чтецом или диаконом перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, – а хор вторит ему.
Ежедневные прокимны Вечерни
На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется.
- Воскресенье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» ( Пс. 92 )
- Понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» ( Пс. 133 )
- Вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» ( Пс. 4 )
- Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» ( Пс. 22 )
- Четверг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» ( Пс. 53 )
- Пятница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» ( Пс. 120 )
- Суббота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» ( Пс. 58 )
Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день.
Исключения из вышеизложенного правила:
- Великие прокимны — см. ниже.
- В будние дни Великого поста вечерня соединяется с Часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны Вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на Вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна, меняющиеся ежедневно.
Великие прокимны Вечерни
В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.
Великих прокимнов в современном богослужении четыре:
- Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» ( Пс. 76 ),
- Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» ( Пс. 113 )
- Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю» ( Пс. 68 ),
- Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» ( Пс. 60 ).
Прокимны Утрени
Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.
В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа:
- Глас 1: «Ны́не восстану, говорит Господь, поставлю в безопасность того, кого уловить хотят» ( Пс. 11 ).
- Глас 2: «Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя» ( Пс. 7 ).
- Глас 3: «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется» ( Пс. 95 ).
- Глас 4: «Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей» ( Пс. 43 ).
- Глас 5: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки» ( Пс. 9 ).
- Глас 6: «Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас» ( Пс. 79 ).
- Глас 7: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца» ( Пс. 9 ).
- Глас 8: «Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» ( Пс. 145 ).
На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается.
На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением).
Прокимны Часов
Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:
- Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая Пятница) — чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
- Шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие Понедельник, Вторник и Среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
- Первый час в Великий четверг (читается паремия).
Прокимны литургии
На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа:
- Глас 1: «Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя» ( Пс. 32 ),
- Глас 2: «Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ — Госпо́дь, и бысть мне во спасе́ние» ( Пс. 117 ),
- Глас 3: «По́йте Бо́гу на́шему, по́йте; по́йте Царе́ви на́шему, по́йте» ( Пс. 46 ),
- Глас 4: «Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди; вся прему́дростию сотвори́л еси́» ( Пс. 103 ),
- Глас 5: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век» ( Пс. 11 ),
- Глас 6: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́» ( Пс. 27 ),
- Глас 7: «Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром» ( Пс. 28 ),
- Глас 8: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему» ( Пс. 75 ).
«Прокимен – προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов:
«Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; в день Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется»; воскресный 1‑го гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и т. д. Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Последние положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы.
История прокимна такова. Это остаток пения псалма с припевом к каждому стиху его какого-либо наиболее подходящего или знакомого народу стиха, говорит Скабалланович. Еще в IV—V вв. пелись таким образом целые псалмы респонсорным способом, в отличие от антифонного. Сирийская литургия ап. Иакова знает такое пение целого псалма перед апостольским чтением. Златоуст говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Прокимны распространялись по всему христианскому миру; их знает синайская утреня; в западной литургике им соответствует «респонсорий». Иногда Прокимен есть первый же стих псалма, а стих его – какой-либо из последующих стихов того же псалма, например, воскресный (в субботу вечера)
«Господь воцарися, в лепоту облечеся. Облечеся Господь в силу и препоясася. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится» – все это первый стих 92 псалма, и, наконец, последний стих прокимна – последний же стих псалма: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (стих 5). Иногда, наоборот, какой-либо стих из середины псалма взят за прокимен – по-видимому, то, что Златоуст назвал «стих сильный, заключающий в себе высокое учение», а стихом к нему служит 1‑й стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного 1‑го стиха. Например, прокимен на Богородичные праздники: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» – стих 18‑й псалма 44; стихом к нему служат или: «Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо Твое мне» – стих 11‑й того же псалма; или же: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви» – стих 1‑й того же псалма. Или еще например: прокимен воскресный 8‑го гласа: «Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» – стих 10‑й псалма 145, а стихом к нему служит 1‑й стих того же псалма: «Хвали, душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем».
Источник
Боже заступник мой ноты для
ПРОКИМНЫ ВСЕДНЕВНЫЕ (ВЕЧЕРНЯ) со стихами +видеопримеры
Прокимны дневные (вечерни) со стихами
✅В субботу, глас 6:
Госпо́дь воцари́ся / в ле́поту облече́ся .
Хор повторяет: Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся.
Стих 1. Облече́ся Госпо́дь в си́лу и препоя́сася .
Хор: Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся. ( На каждый стих .)
Стих 2. И́бо утверди́ вселе́нную, я́же не подви́жится.
Стих 3. Дому Твоему́ подоба́ет святы́ня, Го́споди, в долготу́ дний .
Диакон: Госпо́дь воцари́ся.
Хор: В ле́поту облече́ся.
✅В воскресенье, глас 8:
Се ны́не благослови́те Го́спода/ вси раби́ Госпо́дни.
Стих: Стоя́щии во хра́ме Госпо́дни, во дво́рех дому Бо́га на́шего.
✅В понедельник, глас 4:
Госпо́дь услы́шит мя,/ внегда́ воззва́ти ми к Нему́.
Стих: Внегда́ призва́ти ми, услы́ша мя Бог пра́вды моея́.
✅Во вторник, глас 1:
Ми́лость Твоя́, Го́споди,/ пожене́т мя вся дни живота́ моего́.
Стих: Госпо́дь пасе́т мя , и ничто́же мя лиши́т ; на ме́сте зла́чне , та́мо всели́ мя.
✅В среду, глас 5:
Бо́же, во И́мя Твое́ спаси́ мя,/ и в си́ле Твое́й суди́ ми.
Стих: Бо́же, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ глаго́лы уст мои́х.
✅В четверг, глас 6:
По́мощь моя́ от Го́спода,/ сотво́ршаго не́бо и зе́млю.
Стих: Возведо́х о́чи мои́ в го́ры, отню́дуже прии́дет по́мощь моя́.
✅В пятницу, глас 7:
Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты,/ и ми́лость Твоя́ предвари́т мя .
Стих: Изми́ мя от враг мои́х, Бо́же, и от востаю́щих на мя изба́ви мя.
Источник
Боже заступник мой ноты для
ПРОКИМНЫ ДНЕВНЫЕ НА ВЕЧЕРНЕ
В субботу вечером
Прокимен, гл. 6: Господь воцарися, в лепоту облечеся.
Стих: Облечеся Господь в силу и препоясася.
Стих: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
В воскресенье вечером
Прокимен, гл. 8: Се ныне благословите Господа, вси раби Господни.
Стих: Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего.
В понедельник вечером
Прокимен, гл. 4: Господь услышит мя, внгеда воззвати ми к Нему.
Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.
Во вторник вечером
Прокимен, гл. 1: Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего.
Стих: Господь пасет мя и ничтоже мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя.
В среду вечером
Прокимен, гл. 5: Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.
Стих: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.
В четверг вечером
Прокимен, гл. 6: Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.
Стих: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.
В пятницу вечером
Прокимен, гл. 7: Боже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.
Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от восстающих на мя, избави мя.
Источник
Ноты для православного хора
Царица Небесная
Ноты и новости
Свежие записи
Прокимны и причастны, величания
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Прокимен, гл.3 Песнь Богородицы
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Чашу спасения прииму и Имя Господне призову.
Величаем вас, Архангели и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими славящии, Господа.
Прокимен, гл.4 и Причастен
Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный.
Величаем тя, святый пророче Божий (имярек), и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову.
В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
Величаем тя, апостоле Христов (имярек), и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.
Прокимен, гл. 8 и Причастен
Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.
Величаем вас, святии апостоли, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.
Прокимен, гл.8 и Причастен
Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.
Святым отцам Вселенских Соборов
Прокимен, гл.4 Песнь отцев
Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально, и прославлено имя Твое во веки.
Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.
Величаем тя, святителю отче (имярек), и чтим святую память твою: ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум.
В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
Величаем вас, святителие велицыи, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.
Честна пред Господем смерть преподобных Его.
В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
Величаем тя, страстотерпче святый (имярек), и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него.
В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
Величаем вас, страстотерпцы святии, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них.
Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.
Величаем тя, страстотерпице Христова (имярек), и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.
Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев.
Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.
Величаем вас, страстотерпицы святыя, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев.
Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.
Величаем тя, священномучениче (имярек), и чтим святую память твою: ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих.
В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
Величаем вас, священномученицы Христовы, и чтим святую память вашу: вы бо молите о нас Христа Бога нашего.
Честна пред Господем смерть преподобных Его.
Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала.
Ублажаем тя, преподобномучениче (имярек), и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Ублажаем вас, преподобнии мученицы, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов.
Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих.
Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала.
Величаем тя, страстотерпице святая (имярек), и чтим святую память твою: ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Священноисповеднику и преподобноисповеднику
Величаем тя, святителю отче (имярек), и чтим святую память твою: ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Ублажаем тя, преподобне отче (имярек), и чтим святую память твою: ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Ублажаем тя, преподобне отче (имярек), и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Честна пред Господем смерть преподобных Его.
В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
Ублажаем вас преподобнии отцы, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.
Честна пред Господем смерть преподобных Его.
В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
Ублажаем тя, преподобная мати (имярек), и чтим святую память твою: ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Дивен Бог во святых своих, Бог Израелев.
В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
Ублажаем вас, преподобнии матери, и чтим святую память вашу: вы бо молите о нас Христа Бога нашего.
Дивен Бог во святых своих, Бог Израелев.
В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
Величаем вас, чудотворцы славнии (имярек), и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них.
Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала.
Христа ради юродивым
Ублажаем тя, святый праведный (имярек), и чтим святую память твою: ты бо молиши о нас Христа бога нашего.
Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих.
Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала.
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Икона дня
Православный календарь
Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Обре́тение мощей свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431).
Блгв. кн. Довмонта, во Святом Крещении Тимофея, Псковского (1299). Мч. Аскалона (ок. 287). Прпп. Завулона и Сосанны, родителей равноап. Нины (IV).
Сщмч. Павла Лазарева пресвитера (1919)38.
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9.Лит. –Деян., 32 зач., XIII, 13–24.Ин., 18 зач., VI, 5–14.Свт.:Евр., 335 зач., XIII, 17–21.Лк., 24 зач., VI, 17–23.
На литургии вместо «Ангел вопияше. Светися. » – «Чужде ма́терем девство. ».
Источник