Иоганнес Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор
«Юноша и зрелый муж», – так Теодор Бильрот, близкий друг Иоганнеса Брамса, охарактеризовал два фортепианных концерта, созданных композитором. Это высказывание соответствует не только хронологии написания произведений, разделенных более чем двумя десятилетиями, но и их характеру. Второй концерт – стройный и уравновешенный по композиции, выделяющийся эпической широтой, так же отличается от порывистого Первого, как зрелый человек и опытный композитор, каким был Брамс на момент создания Второго концерта, отличается от молодого композитора, в начале своего творческого пути создавшего Первый концерт. В Концерте № 2 нет трагического смятения чувств, он отражает мироощущение человека, уверенно следующего по жизненному пути, но всё так же влюбленного в жизнь и ощущающего красоту мира.
И всё же у двух фортепианных концертов Брамса есть нечто общее – в обоих произведениях жанр концерта вбирает в себя черты симфонии. Сходство произведений проявляется в соотношении фортепианной партии с оркестровой тканью – без явного противопоставления, первая словно «вплавлена» во вторую. Партия солирующего инструмента очень богата и разнообразна – в ней присутствуют и различные варианты мощной аккордовой фактуры, и утонченность штриха. По сложности фортепианной техники Второй концерт не уступает Первому, но здесь она выглядит более блестящей, более эффектной (чего, по-видимому, не хватало слушателям-современникам в Концерте № 1).
В Концерте для фортепиано с оркестром № 2 Иоганнес Брамс показал себя как композитор, уверенно следующий своим собственным путем, не оглядываясь на большинство… но для этого не обязательно изобретать нечто экстравагантное – напротив, композитор сохранял приверженность классическим канонам в те времена, когда многие его современники под влиянием Ференца Листа предпочитали создавать одночастные концерты, Брамс написал циклическое произведение, причем не трехчастное, а четырехчастное – что тоже сближает его с симфоническими циклами.
Основа образного строя Концерта – диалектическое единство строгости и мятежности – намечается уже во вступлении к первой части – Allegro non troppo, в котором композитор не дает пианисту возможности поразить публику техникой, а излагает глубокую мысль, зарождающуюся во взаимодействии «высказывания» валторны и фортепианных аккордов. В последующих фразах деревянных духовых эпическое начало органично сливается с лирическим, а сольное «высказывание» фортепиано исполнено патетики. Этот контраст интонационных сфер, намеченный во вступлении, получает развитие в экспозиции – в противопоставлении главной партии и побочной, одновременно играющей роль заключительной. Разработка основывается на вариантном развитии исходных мотивов, кульминация его приходится на переход к репризе.
Мятежная патетика («флорестановское начало», если проводить параллель с шумановскими образами), воплощенная в побочной партии первой части, выступает на первый план во второй части – Allegro appassionato. Оно пронизано активным движением и эмоциональной экспрессией, однако эти черты не исключают напевности мелодических линий и даже аккордовых пластов. Вторая часть представляет собой сонатную форму с разработкой и эпизодом, между главной и побочной партиями нет острого противопоставления, и разработка выявляет их близость.
Часть третья – Andante – лирический центр произведения, в котором концентрируются различные ипостаси брамсовской лирики. Здесь можно услышать интонации романса, колыбельной, страстного речитатива, присутствует в Andante и элемент хоральности, но всё это предстает в органичном единстве, объединяясь в «текучем» развитии музыкальной мысли – как разные грани одного образа.
Финал – Allegro grazioso – имеющий форму рондо-сонаты, выглядит широко развернутой панорамой венской музыкальной жизни (интересно, что начинается он не в основной тональности). Его многотемность граничит с сюитностью – например, побочная партия, следующая за грациозным рефреном, состоит из нескольких тем, имеющих венгерские черты. Примечательно, что Брамс снабдил четвертую часть указанием «грациозно», которое прежде использовалось композитором только применительно к скерцо.
Официальной датой премьеры Концерта № 2 считается девятое ноября 1881 г., произошло это в Будапеште, но несколько раньше в Майнингене состоялась премьера неофициальная – Ганс фон Бюлов предоставил композитору возможность «испытать» произведение в живом звучании. Судьба Второго концерта оказалось более счастливой, чем Первого – это сочинение Брамса сразу было по достоинству оценено публикой и приобрело популярность. Довольно часто Иоганнес Брамс исполнял его на гастролях, причем иногда он сам дирижировал Концертом, солировал на рояле в таких случаях Ганс фон Бюлов.
Источник
Брамс концерт 2 для фортепиано с оркестр
Послушать
Симфонический оркестр NBC, дирижёр Артуро Тосканини, солист Владимир Горовиц
Запись 1940 года с концерта в Карнеги-холле
В годы, когда последователи Листа писали одночастные концерты, отбрасывая все, что казалось пережитком, бессмысленной данью традиции, Брамс придерживался классических канонов. Во всех своих концертах он сохранил в первой части две экспозиции – оркестровую и сольную, не сжимая форму, а наоборот, расширяя ее. Второй концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, Op. 83 (1881) достигает вагнеровских масштабов, его характер можно определить любимым термином Брукнера feierlich (торжественно, празднично), а главная тема впоследствии по-новому зазвучала во Второй симфонии Малера.
Первая часть открывается темой в характере гимна: Брамс явно не считал, что человеческие переживания – единственный предмет, достойный искусства. Скерцо уникально: страстное, мятущееся, но с танцевальным фрагментом в средней части.
Медленная третья часть открывается и заканчивается соло виолончели. Эта мелодия позднее стала песней «Глубже все моя дремота». Финал начинается шуткой в манере Бетховена – не в основной тональности. Брамс сопроводил его ремаркой «грациозно», которая прежде появлялась у него только в скерцо.
Официальная премьера концерта состоялась в Будапеште, неофициальная – чуть раньше в Майнингене, где Ганс фон Бюлов предоставлял Брамсу возможность проверять в живом звучании новые сочинения. Фортепианная техника Брамса отнюдь не стала проще, но приобрела недостающий блеск. В отличие от Первого, гораздо более сложный Второй концерт мгновенно обрел популярность, композитор десятки раз исполнял его на гастролях, меняясь с Бюловым местами за роялем и за дирижерским пультом.
Светлая и вдохновенная гармония Второго концерта для фортепиано с оркестром, писавшегося одновременнно с такими же поэтичными Второй симфонией и скрипичным концертом, отразила впечатления лучших лет жизни Брамса — он успешен, знаменит и весел. Музыке присуще оптимистичное мироощущение, эпическая широта, богатырский размах. Написанный в «золотом» си-бемоль мажоре Второй концерт — сочинение классическое во всех смыслах этого слова. Вместе с тем, необычность его в том, что к трем частям, из которых обычно состоят концерты, добавлено скерцо. Таким образом, концерт вновь, как и в случае с Первым, приобрел форму и масштаб грандиозной романтической симфонии. Тем самым он поднялся на более высокую ступень в иерархии жанров, служа не демонстрации виртуозности и развлечению публики, а выражению всеобщих идей.
В первой части прославляется радость жизни, утверждается легендарный образ родины. Следующая часть — слегка демоническое Скерцо, вызывающее представление об играх двух беззаботных великанов. В третьей части автор словно остаётся наедине с природой, преисполненный возвышенных молитвенных чувств. Жизнедеятельный, непринуждённый в своём веселье финал достойно венчает монументальный концерт-симфонию.
Источник
Piano Concerto No.2, Op.83 (Brahms, Johannes)
Movements/Sections Mov’ts/Sec’s | 4 movements |
---|---|
Composition Year | 1878–81 |
Genre Categories | Concertos ; For piano, orchestra ; Scores featuring the piano ; Scores featuring the orchestra ; For orchestra with soloists ; For 2 pianos (arr) ; Scores featuring the piano (arr) ; For 2 players (arr) ; For piano 4 hands (arr) ; Scores featuring the piano 4 hands (arr) ; For piano (arr) ; For 1 player (arr) |
Содержание
Performances
Recordings
|