Брамс концерт 2 для фортепиано с оркестр

Иоганнес Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор

«Юноша и зрелый муж», – так Теодор Бильрот, близкий друг Иоганнеса Брамса, охарактеризовал два фортепианных концерта, созданных композитором. Это высказывание соответствует не только хронологии написания произведений, разделенных более чем двумя десятилетиями, но и их характеру. Второй концерт – стройный и уравновешенный по композиции, выделяющийся эпической широтой, так же отличается от порывистого Первого, как зрелый человек и опытный композитор, каким был Брамс на момент создания Второго концерта, отличается от молодого композитора, в начале своего творческого пути создавшего Первый концерт. В Концерте № 2 нет трагического смятения чувств, он отражает мироощущение человека, уверенно следующего по жизненному пути, но всё так же влюбленного в жизнь и ощущающего красоту мира.

И всё же у двух фортепианных концертов Брамса есть нечто общее – в обоих произведениях жанр концерта вбирает в себя черты симфонии. Сходство произведений проявляется в соотношении фортепианной партии с оркестровой тканью – без явного противопоставления, первая словно «вплавлена» во вторую. Партия солирующего инструмента очень богата и разнообразна – в ней присутствуют и различные варианты мощной аккордовой фактуры, и утонченность штриха. По сложности фортепианной техники Второй концерт не уступает Первому, но здесь она выглядит более блестящей, более эффектной (чего, по-видимому, не хватало слушателям-современникам в Концерте № 1).

В Концерте для фортепиано с оркестром № 2 Иоганнес Брамс показал себя как композитор, уверенно следующий своим собственным путем, не оглядываясь на большинство… но для этого не обязательно изобретать нечто экстравагантное – напротив, композитор сохранял приверженность классическим канонам в те времена, когда многие его современники под влиянием Ференца Листа предпочитали создавать одночастные концерты, Брамс написал циклическое произведение, причем не трехчастное, а четырехчастное – что тоже сближает его с симфоническими циклами.

Читайте также:  Падал прошлогодний снег пианино моя пианино

Основа образного строя Концерта – диалектическое единство строгости и мятежности – намечается уже во вступлении к первой части – Allegro non troppo, в котором композитор не дает пианисту возможности поразить публику техникой, а излагает глубокую мысль, зарождающуюся во взаимодействии «высказывания» валторны и фортепианных аккордов. В последующих фразах деревянных духовых эпическое начало органично сливается с лирическим, а сольное «высказывание» фортепиано исполнено патетики. Этот контраст интонационных сфер, намеченный во вступлении, получает развитие в экспозиции – в противопоставлении главной партии и побочной, одновременно играющей роль заключительной. Разработка основывается на вариантном развитии исходных мотивов, кульминация его приходится на переход к репризе.

Мятежная патетика («флорестановское начало», если проводить параллель с шумановскими образами), воплощенная в побочной партии первой части, выступает на первый план во второй части – Allegro appassionato. Оно пронизано активным движением и эмоциональной экспрессией, однако эти черты не исключают напевности мелодических линий и даже аккордовых пластов. Вторая часть представляет собой сонатную форму с разработкой и эпизодом, между главной и побочной партиями нет острого противопоставления, и разработка выявляет их близость.

Часть третья – Andante – лирический центр произведения, в котором концентрируются различные ипостаси брамсовской лирики. Здесь можно услышать интонации романса, колыбельной, страстного речитатива, присутствует в Andante и элемент хоральности, но всё это предстает в органичном единстве, объединяясь в «текучем» развитии музыкальной мысли – как разные грани одного образа.

Финал – Allegro grazioso – имеющий форму рондо-сонаты, выглядит широко развернутой панорамой венской музыкальной жизни (интересно, что начинается он не в основной тональности). Его многотемность граничит с сюитностью – например, побочная партия, следующая за грациозным рефреном, состоит из нескольких тем, имеющих венгерские черты. Примечательно, что Брамс снабдил четвертую часть указанием «грациозно», которое прежде использовалось композитором только применительно к скерцо.

Читайте также:  Почему гитара быстро расстраивается после настройки

Официальной датой премьеры Концерта № 2 считается девятое ноября 1881 г., произошло это в Будапеште, но несколько раньше в Майнингене состоялась премьера неофициальная – Ганс фон Бюлов предоставил композитору возможность «испытать» произведение в живом звучании. Судьба Второго концерта оказалось более счастливой, чем Первого – это сочинение Брамса сразу было по достоинству оценено публикой и приобрело популярность. Довольно часто Иоганнес Брамс исполнял его на гастролях, причем иногда он сам дирижировал Концертом, солировал на рояле в таких случаях Ганс фон Бюлов.

Источник

Брамс концерт 2 для фортепиано с оркестр

Послушать

Симфонический оркестр NBC, дирижёр Артуро Тосканини, солист Владимир Горовиц

Запись 1940 года с концерта в Карнеги-холле

В годы, когда последователи Листа писали одночастные концерты, отбрасывая все, что казалось пережитком, бессмысленной данью традиции, Брамс придерживался классических канонов. Во всех своих концертах он сохранил в первой части две экспозиции – оркестровую и сольную, не сжимая форму, а наоборот, расширяя ее. Второй концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, Op. 83 (1881) достигает вагнеровских масштабов, его характер можно определить любимым термином Брукнера feierlich (торжественно, празднично), а главная тема впоследствии по-новому зазвучала во Второй симфонии Малера.

Первая часть открывается темой в характере гимна: Брамс явно не считал, что человеческие переживания – единственный предмет, достойный искусства. Скерцо уникально: страстное, мятущееся, но с танцевальным фрагментом в средней части.

Медленная третья часть открывается и заканчивается соло виолончели. Эта мелодия позднее стала песней «Глубже все моя дремота». Финал начинается шуткой в манере Бетховена – не в основной тональности. Брамс сопроводил его ремаркой «грациозно», которая прежде появлялась у него только в скерцо.

Официальная премьера концерта состоялась в Будапеште, неофициальная – чуть раньше в Майнингене, где Ганс фон Бюлов предоставлял Брамсу возможность проверять в живом звучании новые сочинения. Фортепианная техника Брамса отнюдь не стала проще, но приобрела недостающий блеск. В отличие от Первого, гораздо более сложный Второй концерт мгновенно обрел популярность, композитор десятки раз исполнял его на гастролях, меняясь с Бюловым местами за роялем и за дирижерским пультом.

Светлая и вдохновенная гармония Второго концерта для фортепиано с оркестром, писавшегося одновременнно с такими же поэтичными Второй симфонией и скрипичным концертом, отразила впечатления лучших лет жизни Брамса — он успешен, знаменит и весел. Музыке присуще оптимистичное мироощущение, эпическая широта, богатырский размах. Написанный в «золотом» си-бемоль мажоре Второй концерт — сочинение классическое во всех смыслах этого слова. Вместе с тем, необычность его в том, что к трем частям, из которых обычно состоят концерты, добавлено скерцо. Таким образом, концерт вновь, как и в случае с Первым, приобрел форму и масштаб грандиозной романтической симфонии. Тем самым он поднялся на более высокую ступень в иерархии жанров, служа не демонстрации виртуозности и развлечению публики, а выражению всеобщих идей.

В первой части прославляется радость жизни, утверждается легендарный образ родины. Следующая часть — слегка демоническое Скерцо, вызывающее представление об играх двух беззаботных великанов. В третьей части автор словно остаётся наедине с природой, преисполненный возвышенных молитвенных чувств. Жизнедеятельный, непринуждённый в своём веселье финал достойно венчает монументальный концерт-симфонию.

Источник

Piano Concerto No.2, Op.83 (Brahms, Johannes)

Movements/Sections Mov’ts/Sec’s 4 movements
Composition Year 1878–81
Genre Categories Concertos ; For piano, orchestra ; Scores featuring the piano ; Scores featuring the orchestra ; For orchestra with soloists ; For 2 pianos (arr) ; Scores featuring the piano (arr) ; For 2 players (arr) ; For piano 4 hands (arr) ; Scores featuring the piano 4 hands (arr) ; For piano (arr) ; For 1 player (arr)

Содержание

Performances

Recordings

Performer Pages Wiener Philharmoniker (orchestra)
Performers Wilhelm Backhaus, piano — Carl Schuricht, conductor
Publisher Info. Decca, 1952.
Copyright
Misc. Notes Téléchargement
Purchase

Performer Pages Carl Schuricht (conductor)
Orchestre national de France (orchestra)
Performers Robert Casadesus (piano)
Publisher Info. Radiodiffusion-télévision française, 1956
Gagnaux Collection
Copyright
Misc. Notes Recorded 1956, September 23, Septembre Musical de Montreux, Salle du Pavillon (picture on the right: Carl SCHURICHT, Paris, april 1949, extract of a PARISENIMAGES photo, Numéro d’image: 73308-5, Numéro d’inventaire : LIP-2324-016 )
Purchase

Performer Pages Paul Kletzki (conductor)
Royal Concertgebouw Orchestra (orchestra)
Performers Claudio Arrau, piano
Publisher Info. Radio suisse romande (RSR), 1959
Gagnaux Collection
Copyright
Misc. Notes Recorded 1959 September 13, Septembre Musical, Montreux.
Purchase

Performers György Sándor (piano), Südwestfunkorchester,Rolf Reinhardt (cond.)
Publisher Info. Vox CBY 10.990, 1960.
Copyright
Misc. Notes Téléchargement
Purchase

Performers Rudolf Serkin (piano), Orchestre de Philadelphie, Eugène Ormandy (dir.)
Publisher Info. Fontana 697.204 EL, 1960.
Copyright
Misc. Notes Téléchargement
Purchase

Performer Pages University of Chicago Orchestra (orchestra)
Barbara Schubert (conductor)
Performers Edward Auer, piano solo
Publisher Info. Chicago: University of Chicago Orchestra
Copyright
Misc. Notes Performed 2 February 2008, Mandel Hall. From archive.org .
Purchase

Naxos

Sheet Music

Scores

Editor First edition
Pub lisher . Info. Berlin: N. Simrock , 1882. Plate 8263.
Copyright
Misc. Notes File #23113: colour scan with digital watermark. File #145434: original scans 800dpi, color jpg files 3730 by 4590 usable pixels. Converted to black and white tif files, de-skewed, and set uniform margins.
Purchase

PDF scanned by Piupianissimo
Piupianissimo (2014/3/3)

4 more: 1. Allegro non troppo • 2. Allegro appassionato • 3. Andante • 4. Allegretto grazioso

Editor Hans Gál (1890-1987)
Pub lisher . Info. Sämtliche Werke, Band 6: Konzerte für Klavier und Orchester
Leipzig: Breitkopf & Härtel , 1926-27. Plate J.B. 16.
Copyright
Misc. Notes scan: score scanned at 600dpi (High Quality Scanning)
Purchase

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

Editor J.F. Lucarelli
Pub lisher . Info. J.F. Lucarelli
Copyright
Misc. Notes Typeset with LilyPond
Purchase

Parts

Piano solo

PDF scanned by D-B
Hgenet ( 2014/9/25 )

Editor First edition
Pub lisher . Info. Berlin: N. Simrock , 1882. Plate 8265.
Copyright
Misc. Notes contrasted and cropped for tablets
Purchase

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

Editor J.F. Lucarelli
Pub lisher . Info. J.F. Lucarelli
Copyright
Misc. Notes Typeset with LilyPond
Purchase

Orchestra

11 more: Oboe 1, 2 • Clarinet 1, 2 (B♭) • Bassoon 1, 2 • Horn 1, 2 (B♭), 3, 4 (F, D) • Trumpet 1, 2 (B♭, D) • Timpani • Violins I • Violins II • Violas • Cellos • Basses

Editor Hans Gál (1890-1987)
Pub lisher . Info. Leipzig: Breitkopf und Härtel , n.d.(1927). Plate Orch. B.3211.
Reprinted New York: E.F. Kalmus, n.d.(1933-70).
Copyright
Misc. Notes These files are part of the Orchestra Parts Project.
Purchase

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

25 more: Flute 2 • Oboe 1 • Oboe 2 • Clarinet 1 • Clarinet 2 • Bassoon 1 • Bassoon 2 • Horn 1 • Horn 2 • Horn 3 • Horn 4 • Horn 1 (F, transposed) • Horn 2 (F, transposed) • Horn 3 (F, transposed) • Horn 4 (F, transposed) • Trumpet 1 • Trumpet 2 • Trumpet 1 (B♭, transposed) • Trumpet 2 (B♭, transposed) • Timpani • Violins I • Violins II • Violas • Cellos (with Solo Cello) • Basses

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

PDF typeset by editor
Lucarelli (2015/5/14)

Editor J.F. Lucarelli
Pub lisher . Info. J.F. Lucarelli
Copyright
Misc. Notes Typeset with LilyPond
Purchase

PDF typeset by editor
Cellofan ( 2015/5/10 )

Editor Orfeo Mandozzi
Pub lisher . Info. Vienna: Orfeo Mandozzi 9.5.2015
Copyright
Pub lisher . Info. Leipzig: Breitkopf und Härtel , n.d.(1927). Plate Orch. B.3211.
Reprinted New York: E.F. Kalmus, n.d.(1933-70).
Copyright
Misc. Notes Fixes previous part with missing pages
Purchase

Arrangements and Transcriptions

For 2 Pianos (Composer)
Pub lisher . Info. Berlin: N. Simrock , 1882. Plate 8264.
Reprinted 1896
Copyright

Arranger Composer
Editor Emil von Sauer (1862-1942)
Pub lisher . Info. Leipzig: Edition Peters , No.3895, n.d.(ca.1910). Plate 10401.
Copyright

For Piano 4 hands (Keller)
Arranger Composer
Editor Edwin Hughes (1884-1965)
Pub lisher . Info. New York: G. Schirmer , No.1465, 1922. Plate 31151.
Copyright
Arranger Robert Keller (1828-1891)
Pub lisher . Info. Berlin: Simrock Volks-Ausgabe , No.236, n.d. Plate 8321.
Copyright
Misc. Notes This file is part of the Sibley Mirroring Project. From plate and Volks-Ausgabe, probably a later edition, not 1882.
Purchase

For Piano solo
Pub lisher . Info. Berlin: N. Simrock , 1896. Plate 8265.
Copyright
Misc. Notes Color scan.
Purchase

Free Recordings

Javascript is required to submit files.

Источник

Оцените статью