- Брамс концерт 2 для фортепиано с оркестром си бемоль мажор
- Послушать
- 2-й фортепианный концерт (Брамс)
- Содержание
- задний план
- форма
- анализ
- Allegro non troppo
- Аллегро аппассионато
- Анданте
- Аллегретто грациозо
- Знаменитые записи
- Иоганнес Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор
- Брамс концерт 2 для фортепиано с оркестром си бемоль мажор
Брамс концерт 2 для фортепиано с оркестром си бемоль мажор
Послушать
Симфонический оркестр NBC, дирижёр Артуро Тосканини, солист Владимир Горовиц
Запись 1940 года с концерта в Карнеги-холле
В годы, когда последователи Листа писали одночастные концерты, отбрасывая все, что казалось пережитком, бессмысленной данью традиции, Брамс придерживался классических канонов. Во всех своих концертах он сохранил в первой части две экспозиции – оркестровую и сольную, не сжимая форму, а наоборот, расширяя ее. Второй концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, Op. 83 (1881) достигает вагнеровских масштабов, его характер можно определить любимым термином Брукнера feierlich (торжественно, празднично), а главная тема впоследствии по-новому зазвучала во Второй симфонии Малера.
Первая часть открывается темой в характере гимна: Брамс явно не считал, что человеческие переживания – единственный предмет, достойный искусства. Скерцо уникально: страстное, мятущееся, но с танцевальным фрагментом в средней части.
Медленная третья часть открывается и заканчивается соло виолончели. Эта мелодия позднее стала песней «Глубже все моя дремота». Финал начинается шуткой в манере Бетховена – не в основной тональности. Брамс сопроводил его ремаркой «грациозно», которая прежде появлялась у него только в скерцо.
Официальная премьера концерта состоялась в Будапеште, неофициальная – чуть раньше в Майнингене, где Ганс фон Бюлов предоставлял Брамсу возможность проверять в живом звучании новые сочинения. Фортепианная техника Брамса отнюдь не стала проще, но приобрела недостающий блеск. В отличие от Первого, гораздо более сложный Второй концерт мгновенно обрел популярность, композитор десятки раз исполнял его на гастролях, меняясь с Бюловым местами за роялем и за дирижерским пультом.
Светлая и вдохновенная гармония Второго концерта для фортепиано с оркестром, писавшегося одновременнно с такими же поэтичными Второй симфонией и скрипичным концертом, отразила впечатления лучших лет жизни Брамса — он успешен, знаменит и весел. Музыке присуще оптимистичное мироощущение, эпическая широта, богатырский размах. Написанный в «золотом» си-бемоль мажоре Второй концерт — сочинение классическое во всех смыслах этого слова. Вместе с тем, необычность его в том, что к трем частям, из которых обычно состоят концерты, добавлено скерцо. Таким образом, концерт вновь, как и в случае с Первым, приобрел форму и масштаб грандиозной романтической симфонии. Тем самым он поднялся на более высокую ступень в иерархии жанров, служа не демонстрации виртуозности и развлечению публики, а выражению всеобщих идей.
В первой части прославляется радость жизни, утверждается легендарный образ родины. Следующая часть — слегка демоническое Скерцо, вызывающее представление об играх двух беззаботных великанов. В третьей части автор словно остаётся наедине с природой, преисполненный возвышенных молитвенных чувств. Жизнедеятельный, непринуждённый в своём веселье финал достойно венчает монументальный концерт-симфонию.
Источник
2-й фортепианный концерт (Брамс)
Второй концерт для фортепиано в си — бемоль мажор Op.83 работа для фортепиано и оркестра по Иоганнеса Брамса . Он был написан только через 22 года после его первого фортепианного концерта .
Содержание
задний план
Брамс начал работать над концертом в 1878 году, но прекратил работу после нескольких набросков. Он закончил работу только в 1881 году в Прессбауме недалеко от Вены , вскоре после возвращения из своей второй поездки в Италию.
Брамс отправил копию законченной партитуры своему другу, хирургу и скрипачу Теодору Бильроту , которому композитор посвятил свои первые два струнных квартета . Несмотря на его амбициозный размах, Брамс заметил по этому поводу только: «несколько небольших фортепианных пьес»; он любил такие преуменьшение. В письме к Элизабет фон Херцогенберг было сказано, что он «написал очень маленький концерт для фортепиано с очень маленьким нежным скерцо ». Фактически, эта вторая часть длится десять минут и тоже очень драматична.
Премьера пьесы состоялась 9 ноября 1881 года в Будапеште , и сам Брамс исполнил сольную партию. В отличие от его первого фортепианного концерта, который был записан довольно сдержанно, второй фортепианный концерт имел большой успех. Брамс дал ряд успешных концертов в Германии , Австрии и Нидерландах , некоторые из которых были проведенные на Ганса фон Бюлова .
форма
В отличии от большинства концертов , которые состоят из трех движений , это один имеет четыре, в результате чего медленно третье движение также выделяется благодаря роли солиста виолончель:
- Allegro non troppo
- Аллегро аппассионато
- Анданте
- Аллегретто грациозо
С его четырьмя частями и значительным исполнением около 50 минут этот концерт очень близок к типу « симфонии с фортепианным соло». На момент написания концерт был одним из самых продолжительных, если не самым продолжительным за всю историю.
анализ
Allegro non troppo
Первое предложение по существу основано на двух темах. Первый, который сначала исполняется вместе валторной и фортепиано, носит лирический характер, а второй имеет подвижный и танцевальный эффект. Связь с реализацией осуществляется более короткой частью tutti . Здесь разные мотивы связаны, а темы разнообразны по своему характеру. Это происходит как своего рода диалог между оркестром и фортепиано. Перепросмотр снова структурно независим. Он переставляет различные тематические компоненты начала и оставляет место для виртуозности и фигурации .
Аллегро аппассионато
В этом концерте вторая часть играет роль скерцо. Однако с этой формой общие только 3/4 и трио . Последний называется Largamente . Как и в предыдущей части, тема преимущественно обрабатывается в виде сонатной части . Свинг и виртуозность, присущие фортепианной партии, как говорят, особенно впечатляли и завораживали современников.
Анданте
Тема медленной части, напоминающей песню, исполнена сольной виолончелью. Движение имеет особенности как трехчастной формы песни, так и вариации. Мелодия передается с фортепиано на виолончель и в средней части — на кларнет.
Аллегретто грациозо
Финальная часть — это весело настроенный финал рондо с нотками венгерского стиля. Фортепиано и оркестр представляют собой точечную главную тему, за которой следует своего рода кантилена в исполнении деревянных духовых инструментов. Фортепиано развивает их и переосмысливает образно. Основная тема повторяется дважды. Далее следует вторая тема эпизода, на этот раз играемая на фортепиано. Как и в основной теме, он содержит точки, но дополнен вращающейся фигурой. Снова следует элегическая партия деревянных духовых инструментов. Это связано с кодой Un poco più presto .
Знаменитые записи
Среди большого количества записей этого произведения следует выделить , например, запись Святослава Рихтера с Эрихом Лейнсдорфом и Чикагским симфоническим оркестром (RCA 1961).
Источник
Иоганнес Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор
«Юноша и зрелый муж», – так Теодор Бильрот, близкий друг Иоганнеса Брамса, охарактеризовал два фортепианных концерта, созданных композитором. Это высказывание соответствует не только хронологии написания произведений, разделенных более чем двумя десятилетиями, но и их характеру. Второй концерт – стройный и уравновешенный по композиции, выделяющийся эпической широтой, так же отличается от порывистого Первого, как зрелый человек и опытный композитор, каким был Брамс на момент создания Второго концерта, отличается от молодого композитора, в начале своего творческого пути создавшего Первый концерт. В Концерте № 2 нет трагического смятения чувств, он отражает мироощущение человека, уверенно следующего по жизненному пути, но всё так же влюбленного в жизнь и ощущающего красоту мира.
И всё же у двух фортепианных концертов Брамса есть нечто общее – в обоих произведениях жанр концерта вбирает в себя черты симфонии. Сходство произведений проявляется в соотношении фортепианной партии с оркестровой тканью – без явного противопоставления, первая словно «вплавлена» во вторую. Партия солирующего инструмента очень богата и разнообразна – в ней присутствуют и различные варианты мощной аккордовой фактуры, и утонченность штриха. По сложности фортепианной техники Второй концерт не уступает Первому, но здесь она выглядит более блестящей, более эффектной (чего, по-видимому, не хватало слушателям-современникам в Концерте № 1).
В Концерте для фортепиано с оркестром № 2 Иоганнес Брамс показал себя как композитор, уверенно следующий своим собственным путем, не оглядываясь на большинство… но для этого не обязательно изобретать нечто экстравагантное – напротив, композитор сохранял приверженность классическим канонам в те времена, когда многие его современники под влиянием Ференца Листа предпочитали создавать одночастные концерты, Брамс написал циклическое произведение, причем не трехчастное, а четырехчастное – что тоже сближает его с симфоническими циклами.
Основа образного строя Концерта – диалектическое единство строгости и мятежности – намечается уже во вступлении к первой части – Allegro non troppo, в котором композитор не дает пианисту возможности поразить публику техникой, а излагает глубокую мысль, зарождающуюся во взаимодействии «высказывания» валторны и фортепианных аккордов. В последующих фразах деревянных духовых эпическое начало органично сливается с лирическим, а сольное «высказывание» фортепиано исполнено патетики. Этот контраст интонационных сфер, намеченный во вступлении, получает развитие в экспозиции – в противопоставлении главной партии и побочной, одновременно играющей роль заключительной. Разработка основывается на вариантном развитии исходных мотивов, кульминация его приходится на переход к репризе.
Мятежная патетика («флорестановское начало», если проводить параллель с шумановскими образами), воплощенная в побочной партии первой части, выступает на первый план во второй части – Allegro appassionato. Оно пронизано активным движением и эмоциональной экспрессией, однако эти черты не исключают напевности мелодических линий и даже аккордовых пластов. Вторая часть представляет собой сонатную форму с разработкой и эпизодом, между главной и побочной партиями нет острого противопоставления, и разработка выявляет их близость.
Часть третья – Andante – лирический центр произведения, в котором концентрируются различные ипостаси брамсовской лирики. Здесь можно услышать интонации романса, колыбельной, страстного речитатива, присутствует в Andante и элемент хоральности, но всё это предстает в органичном единстве, объединяясь в «текучем» развитии музыкальной мысли – как разные грани одного образа.
Финал – Allegro grazioso – имеющий форму рондо-сонаты, выглядит широко развернутой панорамой венской музыкальной жизни (интересно, что начинается он не в основной тональности). Его многотемность граничит с сюитностью – например, побочная партия, следующая за грациозным рефреном, состоит из нескольких тем, имеющих венгерские черты. Примечательно, что Брамс снабдил четвертую часть указанием «грациозно», которое прежде использовалось композитором только применительно к скерцо.
Официальной датой премьеры Концерта № 2 считается девятое ноября 1881 г., произошло это в Будапеште, но несколько раньше в Майнингене состоялась премьера неофициальная – Ганс фон Бюлов предоставил композитору возможность «испытать» произведение в живом звучании. Судьба Второго концерта оказалось более счастливой, чем Первого – это сочинение Брамса сразу было по достоинству оценено публикой и приобрело популярность. Довольно часто Иоганнес Брамс исполнял его на гастролях, причем иногда он сам дирижировал Концертом, солировал на рояле в таких случаях Ганс фон Бюлов.
Источник
Брамс концерт 2 для фортепиано с оркестром си бемоль мажор
Сторона 1
1. Allegro non troppo — 17.22
2. Allegro appassionato — 9.20
3. Andante — 13.25
4. Allegretto graziozo — 9.40
Парижский
симфонический оркестр
Дирижер
ЛОРИН МААЗЕЛЬ
Второй концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, соч. 83 был начат Иоганнесом Брамсом весной 1878 года (после возвращения из Италии), завершен летом 1881 года в Прессбауме близ Вены и впервые исполнен автором и оркестром под управлением Ганса фон Бюлова в Майнингене 27 октября 1881 года. Брамс посвятил это произведение одному из своих первых учителей по фортепиано Эдуарду Марксену.
Второй концерт — одно из прекраснейших творений великого композитора. Богатейший мир образов музыки Брамса, ее неистощимое мелодическое богатство, романтическая приподнятость, сочетающаяся с классической стройностью формы, нашли в нем ярчайшее воплощение. Как и в других брамсовских концертах — Первом фортепианном, скрипичном и двойном для скрипки и виолончели, композитор развивает здесь бетховенские принципы «симфонизированного» концерта, основанного на сложном взаимодействии полностью равноправных партий солистов и оркестра, отличающегося драматической мощью и напряженностью.
Сочиненный двадцать лет спустя после Первого фортепианного концерта ре минор, соч. 15, Второй концерт во многом близок ему по приемам развития, но в то же время отличается от него по общему характеру. Вместо трагической заостренности, господствующей в Первом концерте, во Втором перед слушателем предстает яркая гамма различных образов — торжественных, лирических, драматических, скерцозных, с поразительной органичностью сливающихся в единое целое. «Это произведение, — пишет немецкий музыковед Карл Гейрингер, — исполнено удивительной ровности, эллинистической ясности». Фортепианная партия, необычайно разнообразная по рисунку и совершенная по фактуре, как бы отражает блестящее мастерство Брамса-пианиста. Оркестр, классический по составу, звучит свежо и колоритно, то вступая с солистом в выразительный диалог, то сливаясь с ним в красочных сочетаниях.
Первую часть, Allegro non troppo, как и в других своих концертах, Брамс строит, следуя традициям венских классиков, в сонатной форме с двумя экспозициями — оркестровой и сольной, используя, однако, фортепиано и в начале оркестровой экспозиции — подобно двум последним концертам Бетховена. Главная тема возникает как бы постепенно: напоминающие о «лесной романтике» фразы валторн с колоритными «эхо» солиста сменяются драматичной фортепианной каденцией, приводящей к триумфальному проведению мелодии у мощного tutti.
Побочная партия выделяется образной многоплановостью, особенно в сольной экспозиции. Песенная лирическая тема сменяется страстно-патетической минорной мелодией, завершающейся грандиозной драматической кульминацией.
Драматические краски мелькают и в разработке, рельефно оттеняя ликующую торжественность заключительного раздела.
Нарушая традиционное трехчастное строение, Брамс вводит во Второй концерт своеобразное драматическое скерцо — вторую часть, ре-минорное Allegro appassionato в сонатной форме. Сумрачная, суровая главная тема вызывает в памяти ре-минорное скерцо из ранней брамсовской Серенады № 1 для оркестра ре мажор. Напевная мелодия побочной партии впечатляет своей скорбной экспрессией. Лаконичная напряженная . разработка сменяется контрастным ре-мажорным эпизодом, энергичным и праздничным, пронизанным словно имитирующими колокольный звон упругими мотивами, выразительно подчеркивающим мрачную таинственность начала репризы.
Третья часть, Andante си-бемоль мажор в трехчастной структуре, переносит в сферу светлой и задушевной лирики. Ее основная тема — мажорный вариант мелодии песни Брамса «Глубже все моя дремота» на слова Г. Линга, соч. 105 № 2. Развитая широко и свободно, тема звучит то у теплого и мягкого тембра солирующей виолончели, то растворяется в фигурациях фортепиано, то провозглашается оркестровым tutti. Свежесть модуляций, тонкость инструментовки, изысканность мелодического рисунка придают музыке особую поэтичность и красоту.
Финал Концерта, Allegretto grazioso в рондо-сонатной форме, — эффектный жанровый эпилог. Танцевальная главная тема полна непринужденного изящества, легкости и очарования. Элегическая мелодия побочной партии окрашена характерным венгерским колоритом, живо перекликаясь со многими страницами брамсовских Венгерских танцев.
Музыка финала проникнута безудержным весельем, венчая Концерт ярким и праздничным звучанием.
Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире в семье музыканта. Юность его прошла в Одессе. В 1937 году он переехал в Москву и поступил в консерваторию в класс профессора Г. Г. Нейгауза. Уже отдельные выступления Рихтера на студенческих концертах (в частности исполнение Фантазии до мажор Шуберта, Сонаты си минор Листа, прелюдий Дебюсси) показали, что в его лице растет пианист необычайного размаха.
С начала сороковых годов он безраздельно отдал себя пианистическому искусству, непрестанно совершенствуя свое мастерство.
В 1947 году Рихтер блестяще оканчивает консерваторию, уже завоевав популярность выдающегося пианиста с огромным репертуаром. Программы его концертов, проходяших в нашей стране и за рубежом, включают почти все богатство мировой фортепианной музыки. Но особое внимание пианиста привлекают Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Шуберт, Лист, Дебюсси, Барток, из русских композиторов — Мусоргский, Рахманинов, Прокофьев.
Исполнительская деятельность Святослава Рихтера — крупнейшее явление музыкального искусства современности. Артист исключительной эрудиции, глубины, воли, фантазии, он, по словам одной из английских газет, «принадлежит к тому разряду музыкантов, которые пролагают новые пути в развитии искусства».
Источник