Брамс концерт для фортепиано с оркестром ре минор

Брамс концерт для фортепиано с оркестром ре минор

  • Поддержите наш сайт →

Piano Concerto No. 1 (d-moll), Op. 15

Послушать

Запись 17 апреля 1954 года

В 1850-е годы немецкой публике был известен молодой пианист Иоганнес Брамс, в репертуаре которого были фортепианные концерты Моцарта и Бетховена. В начале 1880-х во всех крупных городах Германии и Австро-Венгрии успели оценить Первый концерт Брамса ре минор, соч. 15, в исполнении автора. Однако успех к сочинению пришел не сразу: премьера в Ганновере 22 января 1859 года и последовавшее вскоре исполнение концерта в Лейпциге Брамса не порадовало. Понятно, что «пронзительные диссонансы» и«неприятные звуки», как выразился обозреватель «Сигнала музыкального мира» Эдвард Бернсдорф, не понравились критикам. Как ни странно, публике концерт сперва тоже не понравился. В Лейпциге обошлось без аплодисментов. Фирма «Брайткопф и Гертель» даже отказалась сотрудничать с молодым и по-видимому неперспективным композитором.

А дело в том, что первые слушатели ждали привычной концертной музыки – виртуозной и необременительной. Вместо этого им предъявили сочинение симфонических масштабов, перекликающееся с Девятой симфонией Бетховена. В первой части концерта бушуют нечеловеческие страсти, но ошеломленные меломаны не смогли сполна насладиться даже Adagio – прекрасным образцом брамсовской лирики (сам композитор говорил, что вторая часть концерта – это портрет его музы Клары Шуман).

Читайте также:  Иисус христос суперзвезда ария иисуса ноты

Источник

Иоганнес Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

Одним из самых значимых событий в жизни молодого Иоганнеса Брамса стала встреча с Робертом Шуманом. Великий композитор, близкий к завершению своего жизненного пути, поистине «благословил» его, оценив по достоинству талант Брамса. Он многого ожидал от столь одаренного молодого коллеги и интересовался, чем он занят. Об этом Шуман расспрашивал в письме их общего друга – знаменитого скрипача Йозефа Иоахима: «Где же наш Иоганнес?… Летает высоко в облаках или теряет время среди цветов?» Под последним подразумевалось создание небольших фортепианных пьес – и Брамс действительно занимался этим с большим увлечением и успехом. Но Шуман желал, чтобы он «принял на работу бубны и трубы» – то есть принялся за создание крупного произведения с участием оркестра. При этом указал Брамсу ориентир – «вспомнить начало симфонии Бетховена и сделать нечто похожее». Шуман был убежден, что главное – начать, «а окончание придет само». Молодой композитор последовал этому совету, и результатом стало создание Фортепианного концерта № 1 ре минор.

Примечательно, что сам Шуман создал лишь один фортепианный концерт, и сделал это уже в зрелом возрасте – Брамс же написал два таких произведения, и к сочинению первого из них он приступил, когда ему был всего двадцать один год. Возможно, такое различие в отношении к этому жанру было связано с тем, что Шуману не удалось реализовать мечту о карьере концертирующего пианиста-виртуоза, Брамс же в 1850-х гг. выступал как пианист, исполняя сочинения Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена в жанре концерта для фортепиано с оркестром. Но в истории создания концертов Шумана и Брамса можно усмотреть одну общую черту: оба композитора, начиная работать над этими произведениями, поначалу не собирались создавать фортепианные концерты. Шуман первоначально написал одночастную Фантазию, Брамс же создал сонату для двух фортепиано – в таком виде произведение было завершено в 1854 г. Но, как известно, ранние фортепианные сонаты Брамса Шуман именовал «скрытыми симфониями» – и это произведение тоже содержало в себе симфонический потенциал, и эту «скрытую симфонию» композитор решил переработать в симфонию «явную». Попытка эта успехом не увенчалась – четырехчастный цикл был сокращен до трехчастного (сарабанда, которая изначально была второй частью Сонаты для двух фортепиано, впоследствии была включена в Немецкий реквием). К конечном итоге, результатом переработки стала не симфония, а концерт, который называют иногда «симфонией с фортепиано». Первый фортепианный концерт был завершен к весне 1857 г.

Читайте также:  Смешанные хоры с сопровождением ноты

История рождения ре-минорного концерта отразилась в соотношении фортепианной партии и оркестра, между которыми устанавливаются отношения равноправного партнерства. Наибольшим масштабом отличается первая часть – Maestoso. Создается впечатление, что Брамс действительно последовал совету Шумана, ориентируясь при ее создании на Девятую симфонию Бетховена, сходство в особенности проявляется в начальном разделе – широко развернутом и излагаемом без участия солирующего инструмента. В драматическую атмосферу вводит исполненное страсти «высказывание» струнных, сопровождаемое тремолирующими литаврами. Часть вторую – Adagio – Брамс называл «нежным портретом» Клары Шуман, это прекраснейший образец брамсовской лирики. Основную тему части, имеющей трехчастную форму, при первом проведении излагает фагот. Жизнерадостная третья часть, отмеченная чертами виртуозности – Allegro non troppo – по структуре сходна с финальным родно Третьего фортепианного концерта Бетховена. Из трех тем финала вторая может рассматриваться как очень серьезное видоизменение первой, третья же тема появляется в эпизоде. Мажорная кода построена на интонациях первой и третьей тем.

Премьера Концерта для фортепиано с оркестром ре минор состоялась в январе 1859 г. в Ганновере, а вскоре после этого произведение прозвучало в Лейпциге, в обоих случаях солировал сам Брамс. Сказать, что произведение не было принято публикой – значит, ничего не сказать: при исполнении в Лейпциге слушатели даже не сочли нужным отблагодарить автора-исполнителя аплодисментами. Критики тоже приняли Концерт отнюдь не благосклонно – в рецензиях на него говорилось о «неприятных звуках» и «пронзительных диссонансах». После такого фиаско музыкальное издательство «Брайткопф и Гертель» сочло молодого автора бесперспективным и отказалось с ним сотрудничать. Истинной причиной неприятия Концерта публикой были «обманутые ожидания» – слушатели ожидали бравурных пассажей и других эффектных приемов в сочетании с относительной легкостью восприятия. «Симфония с фортепиано», исполненная глубокого смысла и сильных страстей, была непривычна в таком качестве. Лишь третье исполнение Первого фортепианного концерта было успешным, оно состоялось в марте 1859 г. в Гамбурге.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Брамс) — Piano Concerto No. 1 (Brahms)

Концерт для фортепиано с оркестром ре минор
№ 1
от Иоганнеса Брамса
Каталог Соч. 15 Сочиненный 1858 г. ( 1858 ) Выполнила 22 января 1859 г . : Ганновер ( 1859-01-22 ) Движения три

Концерт для фортепиано № 1 в ре — минор , соч. 15 — это произведение для фортепиано с оркестром, законченное Иоганнесом Брамсом в 1858 году. Композитор дебютировал для публики в Ганновере в следующем году. Это было его первое оркестровое исполнение и (в третьем исполнении) его первое оркестровое произведение, исполненное до одобрения публики.

СОДЕРЖАНИЕ

Форма

Внешний звук
Исполняет Кристиан Цимерман с Берлинской филармонией под управлением Саймона Рэттла
I. Maestoso — Poco più moderato
II. Адажио
III. Рондо (Allegro non troppo)

Концерт написан в традиционных трех частях и длится примерно от 40 до 50 минут.

  1. Маэстосо ( ре минор ) (ок. 20 мин.) Первая часть в сонатной форме разделена на пять разделов: оркестровое вступление, экспозиция, развитие, рекапитуляция и кода. Это движение большое, длится от 20 до 25 минут. Хотя без каденции, строгое соблюдение форм, используемых в классический период, принесло Брамсу репутацию музыкально «консервативного», но его новаторские гармонии и аккорды вряд ли были таковыми. В этой теме широко используются арпеджированные аккорды и трели. В оркестровом вступлении вводятся другие темы, и тематический материал дорабатывается как оркестром, так и солистом.
  2. Адажио ( ре мажор ) (ок. 13 минут) Это движение в тройной форме , с темой, которую вводят фаготы .
  3. Рондо : Allegro non troppo (Ре минор → Ре мажор) (ок. 11 минут) По структуре финал рондо аналогичен рондо Концерта № 3Бетховена для фортепиано с оркестром . В этом рондо присутствуют три темы; вторую тему можно считать сильной вариацией первой. Третья тема вводится в эпизоде, но никогда явно не раскрывается солистом, вместо этого солист «интегрируется в оркестровый эффект». Каденция следует за основной частью рондо, с обширной кодой, которая развивает первую и третью темы, появляющиеся впоследствии. Кода идет в параллельном мажоре ре мажор .

Приборы

Деталь набрал 2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета (B ♭ и А), 2 фаготов , 4 рога (первоначально 2 в D, 2 в B ♭ бас), 2 трубы (D), литавры (D и A) , фортепиано и струнные .

Обзор

Роли Иоахима и Клары Шуманн

Брамс сам был пианистом профессионального уровня, который первым произвел сильное впечатление на ведущего скрипача Йозефа Иоахима , который вручил ему рекомендательное письмо к Шуману . Брамс и Иоахим стали близкими друзьями на всю жизнь. В 1853 году Брамс вызвал величайшее восхищение Шумана и его жены Клары , что стало поворотным моментом в карьере Брамса, сыграв для них некоторые из своих сольных фортепианных пьес. Клара была ведущей концертной пианисткой и композитором. Она и Брамс начали дружбу на всю жизнь, которая стала еще более важной, когда Роберт был помещен в приют в 1854 году и умер в 1856 году. Клара, на 14 лет старше Брамса, написала о нем в своем дневнике в 1854 году: «Я люблю его как сына. » Любовь Брамса к ней была уважительной, более сложной и противоречивой, но он очень ценил ее мнения и советы.

Сочинение

В процессе композиции работа проходила в разных формах. В 1854 году она началась как соната для двух фортепиано. К 27 июля того же года она была преобразована в четырехчастную симфонию. Брамс обратился за советом к своему близкому другу Юлиусу Отто Гримму . «Брамс имел обыкновение показывать свои оркестровки Гримму, который, имея консерваторию, был лучше подготовлен к оркестровке». Включив некоторые предложения Гримма, Брамс затем отправил оркестровую первую часть Иоахиму. Очевидно, Иоахиму это понравилось. Брамс писал ему 12 сентября 1854 года: «Как обычно, вы рассматривали мою симфоническую часть через розовые очки — я определенно хочу изменить и улучшить ее; в композиции еще очень многого не хватает, и я даже не понимаю. столько оркестровки, сколько проявляется в движении, поскольку лучшим из них я обязан Гримму ». К январю 1855 года Брамс написал для фортепиано вторую и третью части. В конце концов, он решил превратить произведение в концерт для фортепиано, своего любимого инструмента в 1855–1856 годах, все еще консультируясь с друзьями по поводу оркестровки. Авинс пишет, что «Во всех многочисленных томах переписки с Брамсом и от него ничто не может сравниться с письмами, которыми он и Иоахим обменивались во время его Первого фортепианного концерта (их более двадцати) . Ответы Иоахима, длинные, подробные, вдумчивые. , и умелые, являются выдающимися свидетельствами его собственного таланта, а также трепета и восхищения, которые он испытывал к своему другу «. Брамс сохранил исходный материал только из первой части произведения; оставшиеся части были отброшены и были составлены две новые: вторая часть адажио, которую Гал назвал «спокойной и сказочной», и третья часть рондо, в которой Гал услышал «здоровое, энергичное творчество». Результатом стала работа в более привычной концертной структуре из трех частей . Уже в начале февраля 1858 года Иоахим отправил рукопись обратно Брамсу «полностью исправленную», надеясь, что ему понравятся переработанные разделы. Брамс закончил свою Симфонию № 1 только в 1876 году.

Версии фортепианного дуэта

Брамс также написал аранжировку для двух фортепиано, которая, по сути, была оригинальной партитурой до оркестровки. В 1853 году Роберт Шуман купил Кларе рояль, так что в семье их было два. В сентябре 1856 года Брамс послал Кларе первую часть своего нового фортепианного концерта в партитуре для двух фортепиано. В своем дневнике 1 октября 1856 года она написала, что Брамс «сочинил прекрасную первую часть» для фортепианного концерта, и «я восхищена величием его замысла и нежностью его мелодий». Затем, 18 октября, «Йоханнес закончил свой концерт — мы сыграли его несколько раз на двух фортепиано».

В 1862 году издатель Концерта Ритер-Бидерманн попросил Брамса написать аранжировку для фортепиано в четыре руки. Издателям понравились аранжировки для фортепиано в четыре руки, которые можно было продать покупателям, у которых есть только одно пианино. Однако Брамс отказался, заявив, что для него это будет «непрактично». Два года спустя Брамс решил, что ему нужны деньги, которые он за это получит, и договорился.

Ранние выступления

Клара услышала репетицию концерта в Ганновере в марте 1858 года, за девять месяцев до тамошней премьеры, и написала другу, что «все прошло очень хорошо . Почти все это звучит красиво, некоторые части намного красивее, чем сам Йоханнес». воображаемый или ожидаемый «. Концерт был впервые исполнен 22 января 1859 года в Ганновере, Германия , когда Брамсу было всего 25 лет. Публика восприняла это холодно. Второй спектакль, спустя пять дней, был в Лейпциге . Лейпцигский оркестр Гевандхауса был ведущим в Германии. Она премьера Бетховена «S Концерт № 5 („Император“) в 1811. Феликс Мендельсон не вел Гевандхаус с 1835 до его смерти в 1847. Во время своего пребывания оркестр премьера Шуберта » s Симфония № 9 ( „Большой симфонический“ ) , после смерти Шуберта; Роберт Шуман раскопал рукопись в Вене и передал копию Мендельсону. Оркестр также исполнил премьеру Симфонии № 3 Мендельсона («Шотландская») и скрипичного концерта . Похоже, что после кончины Мендельсона «стандарты в Лейпциге пошли на спад». И все же Гевандхаус оставался очень престижным оркестром. Его концертмейстер , Фердинанд Дэвид , пригласил Брамс , чтобы его концерт проводил там. Брамс, который был солистом фортепиано, провел две репетиции с оркестром в Лейпциге. Он думал, что сыграл концерт «значительно лучше, чем в Ганновере, оркестр великолепно», но в конце лишь немногие из публики пытались хлопать в ладоши и вскоре были подавлены шипением. У концерта была только одна обнадеживающая рецензия из Neue Zeitschrift für Musik , бывшего журнала Роберта Шумана; он был подвергнут «жестокому обращению» со стороны других критиков. Брамс писал Иоахиму: «Я всего лишь экспериментирую и нащупываю свой путь», с грустью добавив, «все же шипение было слишком сильным».

Третье выступление состоялось 24 марта 1859 года на концерте с Гамбургской филармонией, на котором также выступали Иоахим и ведущий баритон Юлиус Штокхаузен . Концерт имел большой успех. Каждого из трех ведущих исполнителей вызвали новые аплодисменты. Брамс написал Кларе, что Иоахим [как концертмейстер?] «Репетировал мой концерт и сыграл его на удивление хорошо . Короче говоря, отзывы в Лейпциге не повредили» [в Гамбурге]. Хеллер написал «очень похвальный отзыв».

Брамс отредактировал концерт (гораздо менее обстоятельно, чем раньше) и в августе 1859 года отправил исправленную рукопись Кларе, которая ответила, что она получила от него «часы радости». В сентябре она написала, что адажио «изысканно» и «красиво». Она сказала, что первое движение «доставило мне огромное удовольствие», хотя ей не нравились «некоторые вещи», которые она критиковала раньше, но Брамс не изменил их. Четвертое исполнение концерта (и первое из новой редакции) было с Гамбургской филармонией под управлением Георга Дитриха Оттена и не имело успеха.

Еще одно выступление состоялось 3 декабря 1861 года, снова с Гамбургским филармоническим оркестром, на этот раз под дирижером Брамса и Кларой как пианисткой. Она написала в своем дневнике: «Я была, конечно, самым счастливым человеком во всей комнате . радость от работы так переполняла меня», но «публика ничего не понимала и ничего не чувствовала, иначе она должна была выказывать должное уважение». К тому времени концерт был исполнен пять раз, но с успехом у одной публики. Брамс и Клара отложили это на несколько лет.

Первое удачно исполненное оркестровое произведение

Первая Серенада , вторая Брамс оркестровая пьеса , которая будет воспроизводиться на концерте, была его премьера на 3 марта 1860 года с успехом. До этого концерт был исполнен трижды, с успехом в третий раз, 24 марта 1859 года, до серенады примерно на год.

Публикация

Летом 1860 года Брамс представил в издательство Breitkopf & Härtel пять пьес, концерт, свою первую серенаду , два хоровых произведения и «Восемь песен и романсов», соч. 14. Была принята только Серенада. Концерт был отклонен из-за плохого приема в Лейпциге. По остальным трем материалам комментариев не было. Затем Брамс представил четыре отвергнутых произведения швейцарскому издателю Мельхиору Ритеру-Бидерману, который принял их, а позже опубликовал многие другие произведения Брамса, включая Немецкий Реквием .

Более поздние выступления

В ноябре 1865 года Брамс успешно исполнил концерт в Карлсруэ , и его «отозвали» для новых аплодисментов. Группа «друзей музыки», некоторые из которых пропустили концерт, наняла оркестрантов и организовала «частный концерт» в воскресенье утром, на котором также был исполнен фортепианный квартет № 2 Брамса . Брамс писал Кларе, что «музыканты были чрезвычайно преданы мне, так что все это дело было очень приятным».

В 1874 году Клара сыграла сольную партию в концерте в Гевандхаусе в Лейпциге, первом исполнении концерта после январского 1859 года. Сам Брамс был приглашен членом совета директоров Gewandhaus и исполнил концерт в Лейпциге 1 января 1878 года. Концерт «на этот раз прошел лишь немного лучше», чем в 1859 году.

Ганс фон Бюлов был концертным пианистом и уважаемым дирижером. Весной 1882 года он писал Брамсу: «Я собираюсь принять участие в Рейнском музыкальном фестивале . в Аахене . Я планирую хорошо сыграть ваш ре минор [концерт] или, по крайней мере, приложить все усилия . несколько дней уединения, чтобы подготовиться. » Брамс ответил: «Вы . можете гордиться собой . принести на музыкальный фестиваль такое произведение с дурной репутацией, как концерт ре минор». Ни для кого не было секретом, что фон Бюлов восхищался Брамсом, назвав его третьим из трех «Би» . В 1881 году Брамс закончил свой второй фортепианный концерт . После этого фон Бюлов совершил концертные туры «с обоими фортепианными концертами Брамса, иногда дирижируя с помощью клавишных».

Биографические точки

Биографы Брамса часто отмечают, что первые наброски драматической вступительной части последовали вскоре после попытки самоубийства в 1854 году дорогого друга и наставника композитора Роберта Шумана, события, которое вызвало у Брамса огромные страдания. Наконец, он закончил концерт через два года после смерти Шумана в 1856 году.

Трудно оценить степень, в которой личный опыт Брамса встроен в концерт, поскольку на музыкальное выражение произведения также повлияли несколько других факторов. Эпическое настроение явно связывает произведение с традицией симфонии Бетховена, которой Брамс стремился подражать. Финал концерта, например, явно по образцу последнего движения Бетховена Концерт для фортепиано № 3 , в то время как ключ Концерта о ре минора такого же , как ОБА Бетховена Симфония № 9 и Моцарт «ы драматического концерт для фортепиано No. 20 .

Симфоническая и камерная техника

Произведение отражает стремление Брамса объединить фортепиано с оркестром как равноправных партнеров в симфонической структуре, подражая классическим концертам Моцарта и Бетховена. Таким образом, он отличается от более ранних романтических концертов, где оркестр эффективно аккомпанировал пианисту. Даже для юного Брамса этот концерт-шоу не имел особой привлекательности. Вместо этого он привлек на службу музыкальным идеям и оркестр, и солиста; технически сложные отрывки в концерте никогда не бывают бесплатными, а расширяют и развивают тематический материал. Такой подход полностью соответствует артистическому темпераменту Брамса, но также отражает симфоническое происхождение и амбиции концерта. В его усилиях использовались как методы камерной музыки , так и доклассический барочный концерт гроссо , подход, который позже был полностью реализован в Концерте для фортепиано с оркестром № 2 Брамса . Этот первый концерт также демонстрирует особый интерес Брамса к партитуре для литавр и валторны , обе части которых сложны и заметны.

Хотя этот концерт был написан в юности Брамса, это зрелое произведение, которое указывает на его более поздние концерты и его Симфонию № 1 . Наиболее примечательны его масштаб и величие, а также волнующие технические трудности, которые он представляет. Со временем популярность произведения росла, пока его не признали шедевром. Биограф Брамса Стира Авинс называет это «великим» произведением. Альфред Брендель считает его одним из «чистейших Брамсов», заявляя, что «… особенно к концерту ре минор, моя любовь».

Избранные спектакли

  • Вильгельм Бакхаус с сэром Адрианом Боултом и Симфоническим оркестром BBC (28 ноября 1932 г.).
  • Владимир Горовиц с Артуро Тосканини и Нью-Йоркским филармоническим оркестром (17 марта 1935 г.).
  • Артур Шнабель с Джорджем Сзеллом и Лондонским филармоническим оркестром (1938)
  • Артур Рубинштейн с Фрицем Райнером и Чикагским симфоническим оркестром (1954)
  • Майра Хесс с Дмитрием Митропулосом и Нью-Йоркским филармоническим оркестром (1955)
  • Юлиус Катчен с Пьером Монтё и Лондонским симфоническим оркестром (записано в Walthamstow Assembly Hall, 24-25 марта 1959; выпущено на Decca LXT5546 / SXL2172)
  • Леон Флейшер с Джорджем Сзеллом и Кливлендским оркестром (1958)
  • Клиффорд Керзон с Джорджем Сзеллом и Лондонским симфоническим оркестром (1962)
  • Гленн Гулд с Леонардом Бернстайном и Нью-Йоркским филармоническим оркестром (из концерта 6 апреля 1962 года , известного вступительными замечаниями Бернстайна к аудитории, в которых он сказал, что не согласен с «удивительно широким темпом и . частыми отклонениями от Гулда»). Динамические указания Брамса »).
  • Ван Клиберн с Эрихом Лейнсдорфом и Бостонским симфоническим оркестром (1964)
  • Бруно Леонардо Гелбер с Франц-Полем Декером и Мюнхенским филармоническим оркестром (июнь 1965 г.), обладатель Grand Prix Du Disque
  • Клаудио Аррау с Бернаром Хайтинком и Королевским оркестром Консертгебау (1970)
  • Эмиль Гилельс с Ойгеном Йохумом и Берлинским филармоническим оркестром (1972)
  • Артур Рубинштейн с Бернардом Хейтинком и Королевским оркестром Консертгебау (1973, видео)
  • Алексис Вайссенберг с Карло Мария Джулини и Лондонским симфоническим оркестром (1973, EMI Electrola)
  • Раду Лупу с Эдо де Ваарт и Лондонским симфоническим оркестром (1975)
  • Артур Рубинштейн с Зубином Мехтой и Израильским филармоническим оркестром (1976)
  • Маурицио Поллини с Клаудио Аббадо и Берлинским филармоническим оркестром (1977, Deutsche Grammophon)
  • Шандор Фалваи с Анталом Янчовичем и Венгерским государственным оркестром (1978)
  • Владимир Ашкенази с Бернаром Хайтинком и Королевским оркестром Консертгебау (1983)
  • Эмануэль Акс с Джеймсом Левином и Чикагским симфоническим оркестром (1984)
  • Стивен Ковачевич с сэром Колином Дэвисом и Лондонским симфоническим оркестром (1985)
  • Кристиан Цимерман с Леонардом Бернстайном и Венским филармоническим оркестром (1985, Deutsche Grammophon)
  • Орасио Гутьеррес с Андре Превеном и Королевским филармоническим оркестром (1991)
  • Кристиан Цимерман с сэром Саймоном Рэттлом и Берлинским филармоническим оркестром (2005)
  • Элен Гримо с Майклом Гиленом и Симфоническим оркестром Радио Юго-Западной Германии ( SWR Sinfonieorchester Baden-Baden und Freiburg ) (17 апреля 2005 г.)
  • Нельсон Фрейре с Риккардо Шайи и Gewandhausorchester (2006, Decca )
  • Норман Кригер с Джоанн Фаллетта и Симфоническим оркестром Вирджинии (2008)
  • Маурицио Поллини с Кристианом Тилеманном и Государственной капеллой Дрездена (14 октября 2011 г., Deutsche Grammophon)
  • Элен Гримо с Андрисом Нельсоном и Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks (2013, Deutsche Grammophon)
  • Даниэль Баренбойм с Густаво Дудамелем и Государственной капеллой Берлина (2015, Deutsche Grammophon)

Использование в кино

Первая часть концерта использовалась для усиления особо драматических моментов в британском фильме «L-образная комната» (1963) в записи Питера Катина .

Источник

Оцените статью