- Скрипка
- В этом разделе собран каталог нот для скрипки популярных музыкальных произведений как классической, так и современной музыки
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Музыка
- —Видео
- —Подписка по e-mail
- —Поиск по дневнику
- —Статистика
- Иоганнес Брамс. ТРИ СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО
- Брамс созерцание ноты для скрипки
- О программе концерта
- Правила посещения концерта
Скрипка
В этом разделе собран каталог нот для скрипки популярных музыкальных произведений как классической, так и современной музыки
Скрипка самый маленький, но самый звучный инструмент оркестра, обладатель звучного тембра — густого в нижнем регистре и мягкого в среднем. Вначале скрипка использовалась только чтобы аккомпанировать танцам. Но, во времена барокко и эпохи возрождения скрипка стала самостоятельным, независимым музыкальным инструментом и приобрела всем нам знакомый внешний вид. После фортепиано она наиболее часто выбираемый инструмент для обучения в музыкальной школе. Поэтому, ноты для скрипки ищут достаточно часто. Среди нот для скрипки вы найдете песни, классическую музыку, для начинающих и продвинутых скрипачей. Сборники таких треков позволяют практиковать свои навыки игры и совершенствовать свое мастерство.
У нас вы сможете скачать пьесы для скрипки и фортепиано, ноты скрипичных концертов и просто красивых мелодий. В коллекции есть лучшие произведения Моцарта, Чайковского, Баха, Вивальди для скрипки.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Видео
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Иоганнес Брамс. ТРИ СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО
Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 11:14 + в цитатник
— Иоганнес Брамс — Идеальный выразитель времени —
«Я знал. и надеялся, что грядёт Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чьё мастерство не проклёвывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом. И он явился, юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои. Его имя — Иоганнес Брамс »
***
«. музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени»
Роберт Шуман
ИОГАННЕС БРАМС
7 мая 1833— 3 апреля 1897
Имя Иоганнеса Брамса олицетворяется в немецкой музыке с направлением, выступавшим против «музыки будущего», как иронично называли сторонников программной музыки Листа и музыкальной драмы Вагнера.
Идя путями, отличными от листовских и вагнеровских, Брамс создал уникальные симфонические, камерные, фортепианные и вокальные произведения, основанные на традициях народной музыки и национальной немецкой классики. Эти сочинения заняли достойное место в классическом музыкальном наследии.
ТРИ СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО
Соната для скрипки и фортепиано № 1 соль мажор создавалась под впечатлением известия о смерти Феликса Шумана – сына композитора Роберта Шумана, с семьей которого Брамса связывала многолетняя дружба. Автобиографическую направленность сонаты выявляет включение тем брамсовских песен, созданных на слова Феликса Шумана и Клауса Грота – поэта, чьи стихи наиболее соответствовали мировосприятию композитора. В основе замысла произведения – столкновение юной жизни и смерти. Содержание песен определяет «программу» сочинения: Брамс цитирует мотивы из цикла «Песни юности»; тему «Песни дождя», связанной с воспоминаниями о навсегда утраченном детстве, вызываемыми стучащими в окно дождевыми каплями – в песне «Эхо» эти капли сравниваются со слезами… «Слезная» символика гармонирует с движением траурной процессии в первой части, контрастом к которой выступает состояние просветленного покоя во второй. Тема второй части появляется и в заключении необычного для мажорной сонаты скорбного финала, принося с собой успокоение.
Violinsonate Nr.1 G-dur, Op.78
I. Vivace ma non troppo
II. Adagio
III. Allegro malto moderato
исп.Ицхак Перлман и Даниэль Баренбойм
Скрипичная соната № 2 ля мажор – от начало до конца лирическое произведение. Первая часть открывается темой фортепиано, а скрипка эхом повторяет последний мотив, продлевая течение мелодии. Затем инструменты меняются ролями. Побочная тема (с указанием teneramente – «нежно») – двухголосна. Она сначала звучит у рояля, а постепенно к нему присоединяется скрипка. В дуэте инструментов царит не соперничество, но согласие.
Медленную часть и скерцо Брамс в этой сонате соединил в одно целое. Вторая часть открывается спокойной, созерцательной темой, которую сменяет быстрый эпизод в духе норвежского танца халлинга. Эту музыку мог бы сочинить Эдвард Григ, с которым Брамсу вскоре предстояло познакомиться лично.
Вплоть до финала в музыке сонаты не было ни тоски, ни фантастических видений. Они появляются в заключительном рондо, но лишь в эпизодах, главная же тема финала – скорее в духе первой части.
Violinsonate Nr.2 A-dur, Op.100
I. Allegro amabile
II. Andante tranquillo
III. Allegretto graziozo (quasi Andante)
исп.Давид Ойстрах и Святослав Рихтер
Сонату № 3 ре минор, Иоганнес Брамс начал писать в том же 1886 году, когда была сочинена Вторая соната, но окончил лишь два года спустя, и она оказалась во всем противоположной своей «старшей сестре». Это словно четырехчастная симфония в миниатюре. Каждой ноте придана весомость, она как будто достигается волевым усилием. В драматичной первой части Брамс использует самые низкие ноты рояля в сочетании с самыми высокими нотами скрипки, до предела расширяя возможности ансамбля. Во второй части скрипке лишь дважды, в моменты кульминаций, позволяется покинуть низкий регистр. Соответственно и фортепиано звучит приглушенно и сдержанно. Третья часть – беспокойное скерцо. Если бы не авторская ремарка «с чувством», эту причудливую музыку можно было бы счесть фантастической.
Мощный финал сонаты выходит далеко за рамки камерной музыки, это чувствуется уже по масштабу его главной темы. Побочная тема – хорал, порученный фортепиано. Его спокойное течение длится недолго. Третья – соната сильных страстей, и даже хорал в ней уже к десятому такту наполняется лирическими эмоциями.
Violinsonate Nr.3 D-moll, Op.108
I. Allegro
II. Adagio
III. Un poco presto e con sentimento
IV. Presto agitato
исп.Давид Ойстрах и Святослав Рихтер
Источник
Брамс созерцание ноты для скрипки
И.С.Бах (1685-1750) — Р.Маркелов. Прелюдия из Сюиты №5 для виолончели соло до минор
С. Баез (р.1982). Концерт-фантазия на темы музыки Ж.Бизе к драме «Арлезианка»
К. Лоба (р.1952). Этюд-картина «Джунгли» для саксофона и фортепиано
Г. Динику (1889-1949)- Р.Маркелов. Хора-стаккато для саксофона и фортепиано
Исполняет лауреат международных конкурсов
Роман Маркелов (саксофон)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Виталий Стариков
II отделение
Й. Брамс (1833-1897). «Созерцание» для скрипки и фортепиано
Й. Брамс (1833-1897). Скерцо для скрипки и фортепиано до минор
Й. Брамс (1833-1897) — Й. Иоахим (1831-1907). Венгерские танцы №5, №6
П. И. Чайковский (1840-1893). «Мелодия» для скрипки и фортепиано op.42
П. И. Чайковский (1840-1893). «Русский танец» из балета «Лебединое озеро» ор.20
И. Фролов(1937-2013). Пьеса в стиле блюз
С. Прокофьев (1891-1953). Марш Монтекки и Капулетти из балета «Ромео и Джульетта» для скрипки и фортепиано
С. Прокофьев (1891-1953) — Я.Хейфец (1901-1987). Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»
Исполняет лауреат международных конкурсов
Полина Борисова (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Виталий Стариков
О программе концерта
В творчестве И. С. Баха произведения для виолончели представлены рядом новаторских сочинениях, среди которых выделяются Шесть сюит для виолончели соло (1717-1723). Каждая из них построена как череда танцев, которым предшествует Прелюдия. Яркость, художественная самостоятельность этих частей в каждой из Сюит позволили существовать им как отдельным концертным пьесам. Прелюдия из Сюиты № 5 (до минор) принадлежит в числу напряженных, драматически острых сочинений композитора; она существует в переложении для многих инструментов, в том числе для саксофона, выполненного Р. Маркеловым.
Молодой испанский композитор и саксофонист Сантьяго Баес во многих своих опусах обращается к образам Испании и Франции, широко используя фольклорные мотивы и сплавляя воедино традиции народного и академического музицирования. Широко известная музыка Ж. Бизе к драме «Арлезианка», повествующей о мучительной, заканчивающейся трагически, страсти мечтательного юноши к женщине «с сомнительным прошлым» из Арля, стала основой для создания одного из сочинений С. Баеса. 27 музыкальных номеров, написанных Бизе к драме, поражают музыкальной щедростью и богатством. К ним обратился С. Баес, создав в 2011 году на темы Бизе свободную по форме Концерт-фантазию для саксофона и фортепиано, тем самым заставляя слушателей по-новому пережить события драмы.
Кристиан Лоба — один из наиболее известных современных французских композиторов, автор разножанровых сочинений. Особый интерес музыканта к саксофону обусловлен его творческой дружбой с известным исполнителем и педагогом Ж. М. Лонде, для которого композитором был написан целый ряд сольных и ансамблевых сочинений, том числе уникальный «Затерянный лес» (1983) для 12 саксофонов. В 1992-94 годах К. Лоба создает Девять этюдов-картин для саксофона, в состав которых входили «Джунгли». Своеобразная звуковая зарисовка, решенная в современном ключе, максимально раскрывает богатые возможности инструмента.
Григорий (Григораш) Динику — известный цыганский скрипач-виртуоз и композитор Румынии. Выдающийся исполнитель Яша Хейфец говорил, что Динику был самым великим скрипачом, которого он когда-либо слышал. Традиции народного исполнения, которые активно развивал Г. Динику, связаны с его обращением к фольклорным жанрам. Национальный танец «Хора» многократно использовался композитором (им написаны также Hora spiccato, Hora de concert и др.), но самой известной стала «Hora staccato», впервые исполненная им в 1906 году на выпускном экзамене в Бухарестской консерватории и увековечившая имя автора. Переложение пьесы было сделано для многих инструментов и ансамблей, и в каждом случае в звучание сочинения привносились новые оттенки.
Пьеса «Созерцание» для скрипки и фортепиано Йоганнеса Брамса является переложением созданной в конце 1880-х годов первой песни «Звучат нежней свирели» из его вокального цикла ор. 105. Скрипичная версия вокальной миниатюры была осуществлена Яшей Хейфецем. Лирическая тема, ведущая начало от песен Ф. Шуберта, блистательно продолжена Й. Брамсом и в вокальных, и в скрипичных опусах.
История создания Скерцо Й. Брамса весьма необычна. Осенью 1853 года, когда Брамс тесно общался с Робертом Шуманом и его учеником Альбертом Дитрихом, им пришла мысль о создания коллективной сонаты, предназначенной для выдающегося скрипача Йозефа Иоахима. Произведение было написано: первая часть принадлежала Дитриху, вторая (Интермеццо) и финал – Шуману, скерцо – Брамсу, которое стало первым его сочинением для скрипки. Соната как целостное сочинение опубликована не была, и только в 1906 году Иоахим издал энергичное по характеру, динамичное Скерцо Брамса как отдельную пьесу, которая стала одной из блестящих концертных пьес скрипичного репертуара. Целостное же произведение вошло в историю музыкального искусства как «F.A.E. соната», где под аббревиатурой «F.A.E.» скрывается своеобразный лозунг: «Frei, Aber Einsam» («свободен, но одинок»).
«Венгерские танцы» по праву относятся к числу самых популярных сочинений Й. Брамса. Сотрудничество композитора с венгерским скрипачом Э. Ременьи открыло для него мелодическое и ритмическое богатство венгерского фольклора. Позднее (в период с 1869 по 1881 годы) национальные мотивы получили у Брамса воплощение в «Венгерских танцах». В отдельных пьесах использованы подлинные народные темы, в большинстве же случаев Брамс создает пьесы на основе собственных мелодий. Первоначально сочинения были написаны для фортепиано в четыре руки, позднее была сделана обработка их для скрипки и фортепиано. В сегодняшнем концерте прозвучат танцы № 5 и № 6.
Скрипичные пьесы П.И. Чайковского «Размышление» и «Мелодия» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» (ор. 42 № 1 и № 2) были написаны, вероятно, по просьбе ученика Чайковского по консерватории, скрипача Иозефа Котека. Мягкая лирическая миниатюра, построенная на выразительной, бесконечно льющейся мелодии, передает богатые оттенки возвышенного чувства. Д. Д. Шостакович отмечал: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие».
«Русский танец» является одним из номеров балета «Лебединое озеро», созданного П. И. Чайковским в 1877 году. Он был введен композитором в партитуру как вставной по просьбе знаменитой балерины П. М. Карпаковой. В основу либретто балета положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, рассказывающая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя злым колдуном. «Лебединое озеро» заложило основы нового направления в жанре, превратив его из подбора отдельных номеров в драму с активно развивающимся сюжетом, переданным средствами танца. Новой была и музыка, переставшая быть сопровождением для хореографических движений и приобретшая самостоятельное симфоническое значение. Многие номера балета еще при жизни композитора обрели иную, концертную жизнь, в том числе — знаменитый «Русский танец».
Игорь Александрович Фролов — известный российский скрипач, ученик Д. Ф. Ойстраха, лауреат многих Международных конкурсов, профессор Московской консерватории. Его перу принадлежит и ряд сочинений для скрипки, в числе которых — «Пьеса в стиле блюз», решенная в современном ключе.
Балет «Ромео и Джульетта» был написан С. С. Прокофьевым в 1935-1936 годах и впервые поставлен в 1940 году. Музыка раскрывала образы шекспировской трагедии, показывала драматические столкновения, передавала сложнейшие перипетии сюжета, и над всем этим господствовала тема всепобеждающей любви. Музыка Прокофьева оказалась художественно убедительной, и вскоре балет вошел в репертуар многих театров мира. На основе балета автором позднее были созданы сюиты; один из номеров в переложении для скрипки и фортепиано — «Монтекки и Капулетти», где раскрывается конфликт враждующих семейств — включен в программу концерта.
Комическая опера С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» по мотивам сказки К. Гоцци была напи сана в 1919 году. Она по праву считается одной из самых ярких и жизнерадостных опер ХХ века, а самым известным ее номеров закономерно является Марш, звучащий в сцене шествия Труффальдино из второго акта (любопытно, что позднее в балете «Золушка» композитор вводит этот марш в сцену угощения гостей апельсинами). Яша Хейфец осуществил переложение пьесы для скрипки и фортепиано.