Иоганнес Брамс. Фортепианное трио № 3 до минор
Завершив Симфонию № 4, Иоганнес Брамс ощущал потребность в новых творческих свершениях. В поисках «спокойствия, трудов и вдохновения» летом 1886 г. композитор отправляется в Швейцарию на озеро Тун. Здесь Брамс работает над различными произведениями – песнями, скрипичными сонатами, и тогда же рождается Трио № 3 до минор для скрипки, фортепиано и виолончели. Будучи одним из лучших камерно-инструментальных сочинений Брамса, это произведение – наряду с Третьей скрипичной сонатой – являет собою итог развития драматической линии творчества композитора.
В Фортепианном трио до минор ярко выражено эпическое и героическое начало, в особенности это проявляется в первой части – Allegro energico. Этому способствует обилие массивных аккордов и октавных удвоений, а также пунктирные ритмические фигуры. Две грани образа раскрываются в темах экспозиции – эпически-мощной главной партии и вдохновенно-гимнической побочной. Темы объединены начальным мотивом, который пронизывает их развитие в дальнейшем. Главная партия вырастает из взаимодействия триольных мотивов и опоры на трезвучия, которые словно «притягивают» их к себе. Гимническая побочная партия перекликается с музыкальным материалом Симфонии № 1 и другими брамсовскими «темами радости». Главная партия становится более протяженной и даже распевной в разработке. В до-диез-минорном эпизоде возникает новый вариант темы, напоминающий лирическую песню. В дальнейшем лирическое начало присутствует во всех частях цикла.
Часть вторая – Presto non assai – контрастирует первой своим таинственным звучанием, которому способствует легкая и утонченная фактура: облегченная фортепианная партия, засурдиненные струнные, пиццикато. В среднем разделе и варьированной репризе возникает песенность и оттенок танцевальности.
В изящной третьей части – Andante grazioso – двухдольность причудливо сменяется трехдольностью. Музыкальный материал первой части проникает в третью – основой среднего раздела становится мотив из нее, данный в обращении.
Четвертая часть – Allegro molto – подвижное скерцо в духе тарантеллы. Финал отличается некоторой калейдоскопичностью, заставляющей вспомнить о шумановских фортепианных циклах, но варьирование исходного тематического зерна, интонационно перекликающегося с первой частью, служит объединяющим началом.
Фортепианное трио № 3 было впервые исполнено в декабре 1886 г. в Будапеште с участием автора.
Все права защищены. Копирование запрещено
Подобные посты
Балет «Новобрачные на Эйфелевой башне»
“Les Mariés de la Tour Eiffel” В июне 1921 года в Париже появилась афиша с объявлением о премьере балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» по сценарию Жана Кокто и с музыкой «Шести». Фамилии композиторов намеренно не фигурировали, их замещала знаменательная цифра «6». Долгожданный спектакль был поставлен в Театре Елисейских полей труппой «Шведского балета» под руководством […]
Твайла Тарп. Балет «Push Comes to Shove»
Существуют произведения, рождение которых связано с конкретными исполнителями. Они создавались не просто для исполнения определенным артистом, и даже не только с учетом выигрышных моментов его техники – такие сочинения отражают личность исполнителя, а иногда даже его жизненную ситуацию. Одно из таких произведений – балет Твайлы Тарп «Push Comes to Shove», созданный специально для Михаила […]
Риккардо Дриго. Балет «Талисман»
Балет Мариуса Петипа «Талисман» на музыку Риккардо Дриго когда-то пользовался большей популярностью, чем «Лебединое озеро». Ныне его редко можно увидеть на сцене полностью, но фрагменты из него часто включают в концертные программы – ведь они позволяют продемонстрировать блестящую хореографическую технику. «Талисман» создавался для бенефиса Елены Корнальбы – итальянской балерины, выступавшей в Мариинском театре в […]
Источник
Брамс
Йоханнес Брамс был одним из величайших немецких композиторов девятнадцатого века. Его часто называли преемником Баха, Шуберта и Бетховена, а также классикром романтизма, потому что он очень беспокоился о ясности музыкальной формы. Брамс сочинил целых 4 симфонии и много музыкальных произведений, представляющих почти каждый музыкальный жанр (кроме оперы).
Скачать ноты Брамса для фортепиано, скипки, гитары, и других инструментов
Музыкальный инструмент | Партитура | |
---|---|---|
Sechs Klavierstucke v. J. Brahms — ноты | ||
Три интермеццо для фортепиано — ноты | ||
2 Sonates — ноты | ||
Баллада (Эдвард) — ноты | ||
Concert fur das Pianoforte mit Begleitung des Orchesters, comp. v. Johannes Brahms — ноты | ||
Вторая соната для скрипки с фортепиано — ноты | ||
Путь любви — ноты | ||
Цыганские песни — ноты | ||
Variationen uber ein Thema v. Jos. Haydn fur Orchester v. Johannes Brahms — ноты | ||
Quartett fur 2 Violinen, Bratsche und Violoncell, Op. 67, № 3, in B-dur v. Johannes Brahms — ноты | ||
Quartette Ор. 51, № 1 fur 2 Violinen, Bratsche und Violoncell — ноты | ||
Quintett fur Pianoforte, 2 Violinen, Viola und Violoncell comp. v. Joh’s Brahms — ноты | ||
Четыре пьесы — ноты | ||
Брамс «Колыбельная» — ноты для скрипки и фортепиано | Скрипка, Фортепиано | 2 |
Соната до мажор. Брамс — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Соната фа-диез минор. Брамс — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Скерцо ми-бемоль минор. Брамс — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Соната фа минор. Брамс — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Вариация на тему Шумана. Брамс — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Баллады. Брамс — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Тема и вариации для Клары Шуман | Фортепиано | 1 |
Вариация на собственную тему | Фортепиано | 1 |
Вариация на венгерскую песню | Фортепиано | 1 |
Вариации на тему Шумана | Фортепиано | 1 |
Вариация и фуга на тему Генделя | Фортепиано | 1 |
Вальсы | Фортепиано | 1 |
Вальсы (упрощенная версия) | Фортепиано | 1 |
Две рапсодии | Фортепиано | 1 |
Фантазии | Фортепиано | 1 |
Три интермедии | Фортепиано | 1 |
Пьесы | Фортепиано | 1 |
5 исследований | Фортепиано | 1 |
Вариация №1 на тему Паганини | Фортепиано | 1 |
Вариация №2 на тему Паганини | Фортепиано | 1 |
Две сарабанды | Фортепиано | 1 |
МЫ ВКОНТАКТЕ — Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки
О Брамсе и его музыке
Йоханнес Брамс родился 7 мая 1833 года в Гамбурге в семье, сильно связанной с музыкой (его отец был басистом в городском оркестре). В детстве Йоханнес пел с хором и вскоре стал его профессиональным дирижером. В то время начали появляться его первые работы .
К сожалению, большинство этих работ были уничтожены самим Брамсом. Его первые уроки музыки были даны ему отцом, и за короткое время под руководством профессиональных учителей, он овладел искусством игры на фортепиано. Еще до 1853 года, в возрасте 20 лет, Йоханнес Брамс встретил Роберта Шумана , который восхищался талантом мальчика и написал статью о нем в газете. С тех пор оба композитора были очень дружны. Благодаря поддержке Шумана, Брамс мог публиковать свои первые работы: сонаты для фортепиано и коллекции песен.
Между 1857 и 1859 годами Брамс был придворным музыкантом в Детмольде. Затем был сделан его первый фортепианный концерт ре минор. В последующие годы он работал в Вене, где стал художественным руководителем сингакадемии, а затем — Общества друзей музыки. В 1865 году умерла его мать, в честь которой была создана монументальная пьеса «Ein Deutsches Requiem». В то время у Йоханнеса уже был свой индивидуальный стиль, о чем свидетельствуют такие композиции, как:
- Фортепианный квинтет ми минор,
- Соната ми минор для виолончели,
- Венгерские танцы,
- Ринальдо (кантата),
- Рапсодия для зимнего путешествия в горы Гете Гарц.
В 1870-х годах Брамс стал очень популярным за рубежом. Затем он также составил академическую увертюру. После 40 лет Дж. Брамс начал создавать симфоническую музыку (Симфония № 1 до минор, Симфония № 2 ре мажор, Концерт для скрипки с оркестром ре мажор) и песни (Песня триумфа, Песнь о судьбе). В 1880-х годах он стал почетным гражданином в своем родном городе Гамбурге, а его последующие работы были следующими:
- Симфония № 3 фа мажор,
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2,
- Двойной концерт в мажор для скрипки и виолончели,
Иоганнес Брамс умер 3 апреля 1897 года в Вене.
Источник
Иоганнес Брамс. Фортепианное трио № 2 до мажор
К жанру фортепианного трио Иоганнес Брамс обращался в разные периоды своей творческой жизни. Если Трио № 1 си-мажор было создано им в юности, то Второе трио относится к зрелому периоду. Композитор находился в зените славы – он с большим успехом концертировал в Германии, Австрии, Швейцарии, Польше, Венгрии, Голландии в качестве дирижера и пианиста, являлся почетным доктором двух университетов – в Кембридже и Бреслау, удостоился Золотой медали Лондонского филармонического общества, получил приглашение на должность музыкального директора в Дюссельдорфе, которую некогда занимал глубоко чтимый им Роберт Шуман, а также на должность кантора в лейпцигской церкви св. Фомы, где служил Иоганн Себастьян Бах – и это приглашение тоже свидетельствовало о признании заслуг композитора.
Излюбленным местом отдыха стал для Иоганнеса Брамса австрийский курорт Ишль. Он нередко проводил там лето, так было и в 1882 г. Именно там композитор завершил произведение, начатое в марте того же года – Фортепианное трио № 2 до мажор для скрипки, виолончели и фортепиано. Это очень светлое, радостное произведение, в котором человеческое чувство сливается с ощущением одухотворенности природы. Подобно Симфонии № 2, Трио перекликается с до-мажорной симфонией Франца Шуберта – это проявляется не в непосредственных тематических ассоциациях, которых здесь усмотреть нельзя, а в общности ладотонального колорита.
Свобода и непринужденность мелодического развития органично сочетается в до-мажорном Трио со стройностью формы. Главным, хотя и не единственным организующим началом выступает тема, открывающая первую часть – Allegro. Ее призывные интонации, излагаемых скрипкой и виолончелью в октаву, предвосхищают начало Симфонии № 4 (хотя образный строй этих двух произведений совершенно различен и даже противоположен). Ее роль в форме первой части сопоставима с ролью темы-эпиграфа в Симфонии № 3. Тема распространяет свое влияние и на другие части цикла. Хотя она и излагается в основной тональности – до мажоре, она содержит в себе движение по ля-минорному трезвучию, и именно ля минор становится тональностью второй части – Andante con moto. По форме эта часть представляет собою вариации, благодаря чему она становится наиболее импровизационной частью трио, в нем есть и эпическая суровость, и мягкая элегичность. Часть третья – Scherzo (Presto) – характеризуется сумрачно-таинственным минорным колоритом, которому контрастирует торжественность среднего раздела, изложенного в основной тональности. Финал – Allegro giocoso – звучит радостным апофеозом.
Все права защищены. Копирование запрещено
Подобные посты
Балет «Новобрачные на Эйфелевой башне»
“Les Mariés de la Tour Eiffel” В июне 1921 года в Париже появилась афиша с объявлением о премьере балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» по сценарию Жана Кокто и с музыкой «Шести». Фамилии композиторов намеренно не фигурировали, их замещала знаменательная цифра «6». Долгожданный спектакль был поставлен в Театре Елисейских полей труппой «Шведского балета» под руководством […]
Твайла Тарп. Балет «Push Comes to Shove»
Существуют произведения, рождение которых связано с конкретными исполнителями. Они создавались не просто для исполнения определенным артистом, и даже не только с учетом выигрышных моментов его техники – такие сочинения отражают личность исполнителя, а иногда даже его жизненную ситуацию. Одно из таких произведений – балет Твайлы Тарп «Push Comes to Shove», созданный специально для Михаила […]
Риккардо Дриго. Балет «Талисман»
Балет Мариуса Петипа «Талисман» на музыку Риккардо Дриго когда-то пользовался большей популярностью, чем «Лебединое озеро». Ныне его редко можно увидеть на сцене полностью, но фрагменты из него часто включают в концертные программы – ведь они позволяют продемонстрировать блестящую хореографическую технику. «Талисман» создавался для бенефиса Елены Корнальбы – итальянской балерины, выступавшей в Мариинском театре в […]
Источник