Брамс второй концерт для фортепиано с оркестром

Брамс второй концерт для фортепиано с оркестром

Послушать

Симфонический оркестр NBC, дирижёр Артуро Тосканини, солист Владимир Горовиц

Запись 1940 года с концерта в Карнеги-холле

В годы, когда последователи Листа писали одночастные концерты, отбрасывая все, что казалось пережитком, бессмысленной данью традиции, Брамс придерживался классических канонов. Во всех своих концертах он сохранил в первой части две экспозиции – оркестровую и сольную, не сжимая форму, а наоборот, расширяя ее. Второй концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, Op. 83 (1881) достигает вагнеровских масштабов, его характер можно определить любимым термином Брукнера feierlich (торжественно, празднично), а главная тема впоследствии по-новому зазвучала во Второй симфонии Малера.

Первая часть открывается темой в характере гимна: Брамс явно не считал, что человеческие переживания – единственный предмет, достойный искусства. Скерцо уникально: страстное, мятущееся, но с танцевальным фрагментом в средней части.

Медленная третья часть открывается и заканчивается соло виолончели. Эта мелодия позднее стала песней «Глубже все моя дремота». Финал начинается шуткой в манере Бетховена – не в основной тональности. Брамс сопроводил его ремаркой «грациозно», которая прежде появлялась у него только в скерцо.

Официальная премьера концерта состоялась в Будапеште, неофициальная – чуть раньше в Майнингене, где Ганс фон Бюлов предоставлял Брамсу возможность проверять в живом звучании новые сочинения. Фортепианная техника Брамса отнюдь не стала проще, но приобрела недостающий блеск. В отличие от Первого, гораздо более сложный Второй концерт мгновенно обрел популярность, композитор десятки раз исполнял его на гастролях, меняясь с Бюловым местами за роялем и за дирижерским пультом.

Читайте также:  Мем про гроб ноты

Светлая и вдохновенная гармония Второго концерта для фортепиано с оркестром, писавшегося одновременнно с такими же поэтичными Второй симфонией и скрипичным концертом, отразила впечатления лучших лет жизни Брамса — он успешен, знаменит и весел. Музыке присуще оптимистичное мироощущение, эпическая широта, богатырский размах. Написанный в «золотом» си-бемоль мажоре Второй концерт — сочинение классическое во всех смыслах этого слова. Вместе с тем, необычность его в том, что к трем частям, из которых обычно состоят концерты, добавлено скерцо. Таким образом, концерт вновь, как и в случае с Первым, приобрел форму и масштаб грандиозной романтической симфонии. Тем самым он поднялся на более высокую ступень в иерархии жанров, служа не демонстрации виртуозности и развлечению публики, а выражению всеобщих идей.

В первой части прославляется радость жизни, утверждается легендарный образ родины. Следующая часть — слегка демоническое Скерцо, вызывающее представление об играх двух беззаботных великанов. В третьей части автор словно остаётся наедине с природой, преисполненный возвышенных молитвенных чувств. Жизнедеятельный, непринуждённый в своём веселье финал достойно венчает монументальный концерт-симфонию.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Брамс) — Piano Concerto No. 2 (Brahms)

Концерт для фортепиано с оркестром B ♭ мажор
№ 2
от Иоганнеса Брамса
Каталог Соч. 83 Сочиненный 1 878 -1881 ( 1878 ) Преданность Эдуард Марксен Выполнила 9 ноября 1881 г . : Будапешт. ( 1881-11-09 ) Движения четыре

Концерт для фортепиано № 2 в B ♭ основной , ор. 83 Иоганнеса Брамса отделяет 22 года от его первого фортепианного концерта . Брамс начал работу над этим произведением в 1878 году и завершил его в 1881 году, находясь в Прессбауме недалеко от Вены . Работа над этим концертом заняла у него три года, что говорит о том, что он всегда был самокритичным. Он писал Кларе Шуман: «Я хочу сказать вам, что я написал очень маленький концерт для фортепиано с очень маленьким и красивым скерцо». По иронии судьбы, он описывал огромную работу. Концерт посвящен его учителю Эдуарду Марксену . Публичная премьера концерта состоялась в Будапешт 9 ноября 1881 года, с Брамсом в качестве солиста и Будапештского филармонического оркестра , имел немедленный успех. Он продолжил исполнять пьесу во многих городах Европы.

СОДЕРЖАНИЕ

Сочинение

Деталь набрал 2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета (B ♭ ), 2 фаготов , 4 рога (сначала 2 в B ♭ бас, 2 в F), 2 трубы (B ♭ ), литавр (B ♭ и F, A и D во второй части) и струнных . (Трубы и литавры используются только в первых двух частях, что необычно.)

Часть находится в четырех движений , а не три , типичные для концертов в классических и романтических периоды:

  1. Allegro non troppo (B ♭ мажор)
  2. Аллегро аппассионато (ре минор)
  3. Анданте (B ♭ мажор — F ♯ мажор — B ♭ мажор)
  4. Allegretto grazioso — Un poco più presto (B ♭ мажор)

Дополнительное движение приводит к тому, что концерт значительно длиннее, чем большинство других концертов, написанных до того времени, с типичными выступлениями длятся около 50 минут. По завершении Брамс отправил партитуру своему другу, хирургу и скрипачу Теодору Бильроту, которому Брамс посвятил свои первые два струнных квартета , назвав произведение «небольшими пьесами для фортепиано». Брамс даже охарактеризовал бурное скерцо как «небольшой огонек скерцо».

Описание

Произведение открывается следующим звуком валторны, который дает большую часть тематического материала для первой части:

Allegro non troppo

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Первая часть в концертном варианте сонатной формы . Основная тема вводится соло валторны с вступлением фортепиано. Деревянные духовые инструменты вводят небольшой мотив (заимствованный, возможно, неосознанно, из вступления первой части его серенады № 2 ), прежде чем появляется необычно расположенная каденция . Полный оркестр повторяет тему и вводит больше мотивов в оркестровую экспозицию. Фортепиано и оркестр работают вместе, чтобы развить эти темы в экспозиции фортепиано до того, как тональность изменится на фа минор (от фа мажор, доминанта), и фортепиано играет мощную и сложную часть перед появлением следующего оркестрового тутти. Развитие, как и многие подобные разделы в классический период, проходит путь от доминирующей тональности обратно к тонизирующей, в то же время интенсивно развивая темы. В начале перепросмотра тема воспроизводится до того, как будет слышен другой переход, возвращающийся к музыке, слышимой в фортепианной экспозиции (на этот раз в B ♭ мажор / минор). Кода появляется после части минорной тональности, завершая это движение.

Один из мотивов, повторяющийся в развитии, был отмечен музыковедами как имеющий сходство с Боевым гимном Республики и « Сэй, братья» , но маловероятно, что Брамс знал об этих гимнах.

Аллегро аппассионато

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Это скерцо в тональности ре минора и в сонатной форме с трио , вставленным в развитии. Вопреки замечанию Брамса «крошечный обрывок скерцо», это бурное движение. Фортепиано и оркестр вводят тему и развивают ее, прежде чем вмешивается тихая часть. Вскоре после этого фортепиано и оркестр начинают бурное развитие темы, прежде чем перейти к центральному эпизоду (ре мажор). Центральный эпизод оживлен и начинается с выступления полного оркестра, прежде чем вмешивается еще одна тихая часть; затем фортепиано интегрируется в оркестровый эффект, чтобы повторить тему центрального эпизода. Возвращается начальный раздел, но он очень разнообразен.

Тема скерцо очень похожа на тему скерцо в Серенаде Ре Брамса десятилетия назад.

Анданте

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Медленная часть находится в тонической тональности B ♭ мажор и необычна в использовании обширного соло для виолончели в фортепианном концерте (источником этой идеи может быть фортепианный концерт Клары Шуман , в котором медленная часть записана только для виолончели и фортепиано) . Впоследствии Брамс переписал тему виолончели и превратил ее в песню Immer leiser wird mein Schlummer («Мой сон становится все более мирным») на слова Германа Лингга . ( Соч.105, № 2 ). В концерте, виолончель играет тему в течение первых трех минут, прежде чем пиано приходит. Тем не менее, мягкий мелодичный кусок , что пианино играют вскоре сменяется тема бурной в B ♭ минор. Когда буря утихает, все еще в минорной тональности, фортепиано играет переходный мотив, который ведет к тональности F ♯ мажор, прежде чем виолончель войдет в реприз, в неправильной тональности, зная, что она должна вернуться к B. ♭ мажор, фортепиано и оркестр завершают переход, завершая тему в своей исходной домашней тональности B ♭ мажор. После того, как фортепиано играет переходные мотивы, оно быстро воспроизводит среднюю часть в мажорной тональности до того, как будет установлена ​​финальная кода.

Allegretto grazioso — Un poco più presto

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Последняя часть состоит из пяти четко различимых разделов, которые вводят и развивают пять различных тем.

В первом разделе (такты 1–64) представлены темы 1 и 2. Первая тема (также «основная тема») (1–8) сначала исполняется на фортепиано, а затем повторяется оркестром. Вторая тема (16–20) также представлена ​​фортепиано и повторяется — и расширяется — оркестром. Наконец, своего рода развитие первой темы приводит к следующему разделу.

Второй раздел (65–164) содержит следующие три темы. Тема 3 (65–73) сильно отличается от предыдущих, в основном из-за своего второстепенного сеттинга и своеобразного венгерского ритма. Тема 4 (81–88) по-прежнему находится в миноре, а тема 5 (97–104) — в фа мажоре. Каждая из этих трех тем повторяется взад и вперед несколько раз, что придает разделу характер развития.

Третий раздел (165–308) можно рассматривать как повторение первого; он построен на первых двух темах, но новый поразительный элемент представлен в 201–205 гг. и повторяется в 238–241 гг.

Четвертый раздел (309–376) повторяет темы 3, 5 и 4 в указанном порядке.

Заключительный раздел, кода, построен на основной теме, но даже здесь (398) Брамс представляет новый элемент, повторяя основную тему в тройном ритме (прием, который он использовал ранее для завершения своего скрипичного концерта) в небольшом марше. сначала играется на фортепиано, затем исполняется оркестр, который обменивается темами с солистом до финальных аккордов.

Источник

2-й фортепианный концерт (Брамс)

Второй концерт для фортепиано в си — бемоль мажор Op.83 работа для фортепиано и оркестра по Иоганнеса Брамса . Он был написан только через 22 года после его первого фортепианного концерта .

Содержание

задний план

Брамс начал работать над концертом в 1878 году, но прекратил работу после нескольких набросков. Он закончил работу только в 1881 году в Прессбауме недалеко от Вены , вскоре после возвращения из своей второй поездки в Италию.

Брамс отправил копию законченной партитуры своему другу, хирургу и скрипачу Теодору Бильроту , которому композитор посвятил свои первые два струнных квартета . Несмотря на его амбициозный размах, Брамс заметил по этому поводу только: «несколько небольших фортепианных пьес»; он любил такие преуменьшение. В письме к Элизабет фон Херцогенберг было сказано, что он «написал очень маленький концерт для фортепиано с очень маленьким нежным скерцо ». Фактически, эта вторая часть длится десять минут и тоже очень драматична.

Премьера пьесы состоялась 9 ноября 1881 года в Будапеште , и сам Брамс исполнил сольную партию. В отличие от его первого фортепианного концерта, который был записан довольно сдержанно, второй фортепианный концерт имел большой успех. Брамс дал ряд успешных концертов в Германии , Австрии и Нидерландах , некоторые из которых были проведенные на Ганса фон Бюлова .

форма

В отличии от большинства концертов , которые состоят из трех движений , это один имеет четыре, в результате чего медленно третье движение также выделяется благодаря роли солиста виолончель:

  1. Allegro non troppo
  2. Аллегро аппассионато
  3. Анданте
  4. Аллегретто грациозо

С его четырьмя частями и значительным исполнением около 50 минут этот концерт очень близок к типу « симфонии с фортепианным соло». На момент написания концерт был одним из самых продолжительных, если не самым продолжительным за всю историю.

анализ

Allegro non troppo

Первое предложение по существу основано на двух темах. Первый, который сначала исполняется вместе валторной и фортепиано, носит лирический характер, а второй имеет подвижный и танцевальный эффект. Связь с реализацией осуществляется более короткой частью tutti . Здесь разные мотивы связаны, а темы разнообразны по своему характеру. Это происходит как своего рода диалог между оркестром и фортепиано. Перепросмотр снова структурно независим. Он переставляет различные тематические компоненты начала и оставляет место для виртуозности и фигурации .

Аллегро аппассионато

В этом концерте вторая часть играет роль скерцо. Однако с этой формой общие только 3/4 и трио . Последний называется Largamente . Как и в предыдущей части, тема преимущественно обрабатывается в виде сонатной части . Свинг и виртуозность, присущие фортепианной партии, как говорят, особенно впечатляли и завораживали современников.

Анданте

Тема медленной части, напоминающей песню, исполнена сольной виолончелью. Движение имеет особенности как трехчастной формы песни, так и вариации. Мелодия передается с фортепиано на виолончель и в средней части — на кларнет.

Аллегретто грациозо

Финальная часть — это весело настроенный финал рондо с нотками венгерского стиля. Фортепиано и оркестр представляют собой точечную главную тему, за которой следует своего рода кантилена в исполнении деревянных духовых инструментов. Фортепиано развивает их и переосмысливает образно. Основная тема повторяется дважды. Далее следует вторая тема эпизода, на этот раз играемая на фортепиано. Как и в основной теме, он содержит точки, но дополнен вращающейся фигурой. Снова следует элегическая партия деревянных духовых инструментов. Это связано с кодой Un poco più presto .

Знаменитые записи

Среди большого количества записей этого произведения следует выделить , например, запись Святослава Рихтера с Эрихом Лейнсдорфом и Чикагским симфоническим оркестром (RCA 1961).

Источник

Оцените статью