Из каких пород древесины изготавливаются гитары
В нашем предыдущем материале гитарный мастер Владимир Пименов рассказал о том, как подготавливается древесина для изготовления акустических гитар. В этом материале автор расскажет о том, из каких пород дерева изготавливается мастеровой инструмент и как это отражается в общих чертах на звучании инструмента.
Материалов для изготовления гитар очень много. Попробуем в них разобраться.
Красное дерево — красная и коричневая древесина махагониевого, саппанового и ряда других тропических деревьев, часто также называется красным деревом (тропическая Америка, Африка, Юго-Восточная Азия). Очень прочная, с красивой текстурой древесина хорошо полируется и издавна используется для изготовления высококачественной мебели и музыкальных инструментов. Иногда красным деревом называется древесина тиса, чёрной ольхи и секвойи. Насчитывает более 80-ти видов. Применяется в основном для изготовления корпусов и грифов гитар. Материал недорогой, но всё зависит от плотности, чем плотнее древесина, тем ценнее материал.
Древесина кипариса желтовато-бурая, с широкой светлой заболонью. Ядровая древесина прочная, крепкая, твердая, ароматичная, ценится для изготовления мебели, токарных и резных работ, легко обрабатывается и полируется, обладает красивой текстурой, устойчива в почве, воде и на открытом воздухе. Кипарис не коробится, не трескается, не подвержен порче жучком. Древесина практически не имеет слоёв, т. е. режется как вдоль, так и поперек. Это монолит, материал совершенно равномерной плотности, который позволяет мастеру реализовать все самые смелые замыслы, не отвлекаясь на сопротивление материала. Количество видов, принадлежащих к роду кипарисов, варьируется в пределах от 14 до 25 и даже больше. Кипарис в основном применяется для изготовления корпусов гитар фламенко, это традиционный материал для таких инструментов.
Клён (явор) — древесина эластичная и вязкая, но одновременно твёрдая и слабо подвержена короблению. Прочность на сгиб хорошая. Издавна находит применение при изготовлении струнных и духовых музыкальных инструментов, применяют как декоративную и резонансную древесину.Часто используется при изготовлении грифов гитар.Также очень востребованы корпуса гитар из волнистой древесины явора.
Бубинго. Ядро этого дерева обладает красно-лиловым цветом с темными прожилками. Заболонь светлее по тону. Древесина твердая и тяжелая. Текстура мелкая. Могут возникнуть смоляные мешочки они и ухудшают древесину. Различают бубинго ровную, бубинго полосатую и бубинго помеле. Последняя считается самой популярной разновидностью в настоящее время. Часто называется «африканским палисандром» из-за характерного цвета и строения. Древесина подходит для любого вида полировки и окрашивания. Не рекомендуется применение лаков, клеев и грунтовок на водной основе. Сырая древесина синеет при контакте с металлом. Древесина должна тщательно и медленно высушиваться, чтобы избежать раскалывания. Используется для изготовления корпусов гитар.
Палисандры — это что то необъятное. Род дальбергия (Dalbergia). Всего в этом роде от 100 до 150 (иногда насчитывают до 300) видов. Название было дано в честь шведского врача и ботаника Нильса Дальберга. Виды этого рода встречаются по всей тропической зоне: в Южной Америке, Африке (включая Мадагаскар) и Юго-Восточной Азии. В роде дальбергия представлены не только деревья, но и кустарники, например, широко распространённый в Америке, Африке и в Индии койнвайн, растущий от Бразилии и Перу до Мексики и Кубы.
Описание древесины палисандра. Цвет варьируется в зависимости от разновидности. Основной фон — от розовато-светло-коричневого до кирпично-красного или шоколадно-бурого цвета, узор из тёмных прожилок (выраженность его также варьируется), нередко с фиолетовым оттенком. У большинства палисандров рода дальбергия из-за высокого содержания эфирных масел в свежесрубленном виде древесина издаёт приятный цветочный запах, который исчезает после высушивания. По твёрдости она превосходит дуб в полтора-два раза, в зависимости от вида, плотность обычно в диапазоне 800—1000 кг/м³. Высокая прочность, хорошо полируется. Заболонь беловатая или светло-коричневая. Помимо использования в массиве, из древесины палисандра получают очень красивый шпон, рисунок которого обычно зависит от выбора направления строгания, что позволяет подбирать весьма изысканные узоры. Используется в производстве мебели, паркета, музыкальных инструментов, бильярдных киев (например, палисандровые порожки и грифы смычковых и накладки на гриф щипковых струнных инструментов).
Индийский палисандр также известен как индийское розовое дерево, яванский палисандр, индонезийское розовое дерево, бомбейское чёрное дерево, малабар и сонокелинг. Встречается в Индии, Пакистане, Шри Ланке и Индонезии (в последней стране его выращивают плантационно и на рынок он попадает под названием сонокелинг). Самый распространённый материал для корпусов и накладок на гриф гитары. Материал этот весьма недешёвый.
Палисандр Рио — бразильское розовое дерево, бразильский палисандр, жакаранда Рио, жакаранда да Байя, жакаранда прето, жакаранда кавиуна, пау прето. Ареал ограничен Бразилией, в настоящее время порода является редкой и охраняемой (экспорт из Бразилии запрещён). Не следует смешивать с «просто» бразильским деревом, которое точнее называть «бразильским железным деревом».
Королевское дерево — кингвуд, также бразильское королевское дерево, фиолетовое дерево, жакаранда виолета, пау виолета. Произрастает в восточной Бразилии, названо так из-за своей популярности при дворе Людовика XIV и Людовика XV. Основная область применения сегодня — инкрустация, маркетри, небольшие токарные изделия и т. п. «Фиолетовым деревом» также могут называть другую южноамериканскую породу, амарант.
Кокоболо, также гранадилло, никарагуанское розовое дерево, палисандр центральноамериканский, намбар, пало негро, фунера, саламандровый палисандр, коралловый палисандр. Следует иметь в виду, что ‘гранадилло’ в Южной Америке называют и ряд других пород, например, масасауба, а африканским гренадиллом называют африканское чёрное дерево. Распространён кокоболо от Мексики до Панамы. Древесина ярких цветов от тёмно-красного до смеси полосок красного, коричневого, чёрного, пурпурного, жёлтого и оранжевого (часто описывается как радуга).
Бразильское тюльпанное дерево, также пау роза, жакаранда роза, пау де фузо, пинквуд, буа де роз, розовое дерево Байя. Название, скорее всего, связано с запахом свежесрубленной древесины. Эту породу нельзя путать с другим «тюльпанным деревом», американским тополем из Северной Америки, чья лёгкая светлая древесина гораздо дешевле. Произрастает бразильское тюльпанное дерево в основном в Бразилии, но также может встречаться в соседних странах — Суринаме, Гайане, Венесуэле, возможно, и в Перу, Боливии, Парагвае и Аргентине.
Амазонский палисандр, амазонское розовое дерево, жакаранда ду Пара растёт на северо-востоке Бразилии. Напоминает палисандр Рио, но отличается от него по запаху и микроструктуре (в частности, характерные серные отложения в порах). По сравнению с другими видами это сравнительно малоизвестная порода. В Южной Америке есть и другие виды дальбергий, это маленькая часть всего из чего изготавливаются корпуса, грифы, накладки и прочие части гитары.
Чёрное дерево (эбен) — чёрная (или чёрная с полосами) древесина некоторых тропических деревьев рода Хурма, произрастающих во влажных тропических лесах Западной, Центральной и Восточной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, на островах Индийского океана, в муссонных лесах Индии и острова Цейлон. Ядровая древесина без различимых годовых колец очень твёрдая и тяжёлая и относится к самым ценным древесным породам. В основном применяется для изготовления накладок и подставок на гитаре, но некоторые мастера используют определённые породы при изготовлении корпусов гитар.
Отдельно о материале верхних дек.
Используются европейская ель, кедр, кавказская ель, ель ситка, ель энгельмана. Отличаются они в основном плотностью, самый мягкий это кедр, но зато он даёт мягкий тёплый тембр гитаре. Классическим вариантом считается европейская ель. Кавказская, ситка и ель энгельмана дают более резкие и звонкие верха. Материал должен быть без сучков и пороков, слои должны быть параллельными. Чем меньше расстояние между годичными слоями, тем считается древесина более высокого класса.
Материал подготовил гитарный мастер Владимир Пименов
Источник
Тема: Brazillian Rosewood — спекуляция или же .
Опции темы
Отображение
Brazillian Rosewood — спекуляция или же .
В ближайшем будующем хочу приобрести инструмент PRS modern eagle 2, но люди рекомендуют купить инструмент типа PRS modern eagle Brazillian Rosewood, либо чтонибудь ещё ,но Brazillian Rosewood это ключевое(магическое) слово.Что это? реальная прибавка к звуку или всё таки мёд рогатых пчёл доисторической Атлантиды. Кто играл, брал в руки или просто знает что либо об этом явлении, просьба высказаться. С уважением «Домушник»
Просто у одних PRS modern eagle 2 гриф целиком из обычного палисандра, а у других из редкого, старых запасов. И там и там должно быть отборное дерево, поэтому в данном случае сложно судить о том что же на самом деле лучше.
домушник, Бразилия,считается самым самым палисандром.
Как я слышал, они просто немного разные, вопрос в качестве конкретной деревяшки. Из Бразилии вроде как запрещен экспорт палисандра, поэтому он сейчас такой редкий.
Последний раз редактировалось Shad; 27.01.2011 в 14:25 .
Фиг его знает. У меня Modern Eagle II с грифом из палисандра. Не уверен, что бразильский. По цвету и плотности больше на эбеновое дерево походит. Практически черный и очень твердый. Мне нравится.
Просто разновидностей палисандра великое множество. И это на самом деле разные породы дерева. Так же как махагон. На Suhr Modern накладка из бразильского палисанда стоит, она совсем непохожа на дерево на PRS. Чем бразильский палисандр лучше НЕбразильского, не знаю.
Не хуже, просто звук разный. ПРС уж всяко гнилье ставить не будет, посему не вижу причин для беспокойства.
Бразильский палисандр отличает очень крутые резонансные качества! Вполне справедливо считается одной из лучших пород для акустических гитар, резонирует палисандр действительно фантастически, попробуйте взять хорошую доску этой породы и просто ударить ее пальцем, вы поймете о чем идет речь! Тем не менее, это не говорит, что эта порода лучше звучит, понятие «лучше» очень размыто!))
PS: На накладках бразильский палисандр используется скорее красоты ради, на грифах (у именитых фирм) понту ради, а вот на корпусе — другое дело, именно тут, пожалуй, это дерево и может раскрыть свою сущность!
PPS: Все верно, Бразилия ввела ограничения на экспорт и вырубку этого дерева, по этому поводу в штатах пару лет назад пересажали кучу народа, в том числе среди них и поставщики для гитарных дел были, это цену такой и делает! Но повторюсь, по резонансным качествам эта порода уникальна!
Последний раз редактировалось alexanderperfilyev; 27.01.2011 в 17:51 .
Вот, например, комментарий компании Exotic Woods к накладкам на гриф из бразильского палисандра https://ssl155.lighthousehosting.com. cat=144&page=1
Спасибо за ссылочку
Фиг его знает. У меня Modern Eagle II с грифом из палисандра. Не уверен, что бразильский. По цвету и плотности больше на эбеновое дерево походит. Практически черный и очень твердый. Мне нравится.
Просто разновидностей палисандра великое множество. И это на самом деле разные породы дерева. Так же как махагон. На Suhr Modern накладка из бразильского палисанда стоит, она совсем непохожа на дерево на PRS. Чем бразильский палисандр лучше НЕбразильского, не знаю.
На Modern Eagle 2 насколько мне известно используется индийский палисандр. А какие общие впечатления от этого инструмента? Как он ведёт себя на кранче и перегрузе? Если можно — плисс
Гитара изумительная. В отношении качества никаких нареканий. Звук очень даже. Поставил сет BKP Rebell Yell/VHII, гитара запела. В общем и целом, стОит своих денег. Два момента, которые не нравятся. Во-первых, толстый слой лака на корпусе, я этого не люблю. Во-вторых, накладка имеет радиус 10″, а я люблю более плоские накладки. Но это на любителя.
Хронограф, по поводу лака всё понятно глядя на на твой заказной инструмент,а накладка согласен на любителя.Спасибо что откликнулся.
Хочу поделиться своими впечатлениями от гитары PRS, модель Modern Eagle 2.
У меня их две. Обе 2010 года, юбилейные, датчики 57/08. Гриф самый толстый и самый широкий, который используются на гитарах PRS. Но в сравнении с грифами гитар Gibson, грифы PRS намного тоньше и более узкие. Играть на таком грифе мне очень удобно. Фактически они одинаковые, разница лишь в лакировке и сорте древесины, которая стоит на грифе. На первой — лакировка всего топа стандартная (толстый слой лака), гриф из светлого индийского палисандра. На второй — нитролакировка (матовая и тонкая), гриф из чёрного (тёмного индийского) палисандра. Сначала я думал, что это бразильский палисандр. Такой же выразительно — тёмный, хотя менее плотнее бразильского и светлого индийского.
Соответственно и звук немного разный: у первой — певучий, чуть более объёмный и тёплый; у второй — чуть агрессивней, энергичней и прохладней.
Как говорилось выше, PRS при производстве гитар использует древесину только высокого качества. Так как модель Modern Eagle является топовой, то при производстве гитар этой модели, используют самую лучшую древесину. Поэтому оба инструмента обладают очень хорошим сустейном.
Мне посчастливилось поиграть на PRS из бразильского палисандра, модель Custom 22, если не ошибаюсь 2002 года выпуска. Гитара была абсолютно новой, в сравнении с Modern Eagle из тёмного палисандра, я большой разницы не почувствовал. Modern Eagle показался мне более певучим, правда Custom 22, в классе чуть ниже, и поэтому объективность в данном сравнении очень низка. Если гитары были бы одной модели, то можно было бы сказать об определённой объективности.
Специалисты признают, что бразильский палисандр намного красивей, чем индийский, и немного певучей, в нём чуть больше сустейна, но существенной разницы в звуке нет. Разница большая только в цене, из — за редкости древесины, почти в два раза.
Последний раз редактировалось Nick Rome; 20.10.2011 в 11:39 .
Источник