Изданы ноты сочинений Арнольда Бренинга
Арноль Арнольдович Бренинг – выдающийся педагог, профессор, музыковед, пианист, автор более 150 сочинений, исполнявшихся во многих городах России и ближнего зарубежья. Его по праву можно назвать человеком с необычайной судьбой. В 1942 году, после окончания Казанского музыкального училища, будущий композитор, как представитель немецкой нации, был выслан в Трудовую армию на Урал. Но даже там Арнольд Арнольдович продолжал сочинять музыку. Спустя 5 лет, выдержав все тяготы ссылки, он вернулся домой и в 1948 году поступил в Казанскую консерваторию. А. Бренинг окончил с отличием сразу два отделения: фортепиано и композицию.
В 1968 году Арнольд Бренинг был приглашен в Саратовскую консерваторию для ведения спецкурсов по композиции и музыковедению, а также музыкально-теоретических дисциплин. Профессиональное мастерство, широта музыкальной эрудиции и личностные качества способствовали его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников: А. Фельдман, В. Окороков, ведущие саратовские композиторы и музыковеды: И. Дороднов, А. Павлючук, М. Хейфец, И. Шиянов, Е. Вартанова, Т. Свистуненко, О. Кулапина и другие.
К юбилею А.А. Бренинга в Саратовской консерватории были изданы ранее не опубликованные опусы композитора: «Квартет для четырех флейт» и «Увертюра для струнного оркестра».
Увертюра для струнного оркестра А.А. Бренинга написана в поздний период творчества автора. Издание адресовано музыкантам-исполнителям, музыковедам, композиторам и всем любителям музыки. Оно может быть использовано в концертном и педагогическом репертуаре.
Предлагаемый квартет для четырех флейт (ор. 145) А. Бренинга обладает безусловным концертным и педагогическим потенциалом, поскольку его отличает мастерское владение полифонической техникой письма и тонкое знание специфики ансамбля флейт. Рекомендуется для изучения в классе ансамбля духовых инструментов вуза и старших курсов СПО.
Источник
Арнольд Бренинг
фотографии >>
биография
Бренинг Арнольд Арнольдович
17 февраля 1924, Казань — 26 июня 2001, Саратов.
Композитор.
Заслуженный деятель искусств России (27.08.1992).
В 1953 окончил Казанскую консерваторию по классу фортепиано и по классу композиции. В 1955—1960 и 1964—1968 годах — старший преподаватель и концертмейстер Казанской консерватории и музыкального факультета Казанского педагогического института.
С 1968 года — старший преподаватель, затем — доцент и профессор (с 1992) кафедры теории музыки Саратовской консерватории.
последнее обновление информации: 24.04.21
источники информации
публикации
Я расскажу о моем брате композиторе Арнольде Арнольдовиче Бренинге, профессоре Саратовской консерватории, заслуженном деятеле искусств России.
Пишу о нём, так как кроме меня, я вижу, писать некому, а необходимо.
Жизнь его протекала тяжело: сын «врага народа», оклеветанного и, конечно, реабилитированного; отбыл во время войны сталинские трудармейские лагеря под Ульяновском; по пояс в воде валил лес на Урале; работал слесарем-инстру менталыциком на уральском бумажном комбинате города Красновишерска. Вот вехи его жизненных «университетов» до поступления в консерваторию.
Но постараюсь осветить всё кратко и по порядку.
Арнольд Арнольдович отлично учился в средней школе №11 Казани. На «отлично» окончил Детскую музыкальную школу №1. Отлично учился в Казанском музыкальном училище, которое с отличием окончил по специальности «фортепиано» и музыкально-теоретическим предметам. Композиторским творчеством начал заниматься с семнадцати лет.
Параллельно занимался литературным творчеством — писал рассказа, стихи (впоследствии романсы на свои тексты). Прекрасно рисовал. Пытался уже в юные годы философски обосновать жизнь на земле. Изучал астрономию. Обожал природу.
За период до мобилизации сочинил для фортепиано два концерта, три сонаты, три баллады, фантазии, ряд других произведений, в частности Увертюру в четыре руки. Написал несколько романсов для голоса с фортепиано.
Далее была война. Мобилизация в трудовую армию. Погрузка шпал для строительства железной дороги. Незаживающая рана на плече. Совхоз «Сакко и Ванцетти» под Ульяновском — ночной сторож на нефтебазе. Сбор полузамерзшего урожая на полях. И полуголодное существование. За время своего пребывания в совхозе Арнольд Арнольдович написал три фортепианные сонаты, скрипичный концерт и две пьесы, пару романсов, фортепианные пьесы.
Конечно, в совхозе на нефтебазе никакого инструмента не было. Все писалось благодаря отлично развитому внутреннему слуху.
Рукописи, присланные в Казань, были все перепачканы маслом, мазутом, на одной даже сохранился отпечаток чьей-то галоши. И писал он свои произведения в каптерке и в кузнице на кузнечном горне.
Но однажды Арнольд Арнольдович с группой лагерников был переброшен на Уральский лесоповал. Здесь он на участке Геж валил деревья, будучи по пояс в воде. В этих условиях многие кончали самоубийством.
Счастливый случай помог ему перевестись в город Красновишерск. Там не было ни одного профессионального музыканта. И вот днём была работа слесарем-инструментальщиком на бумажном комбинате, а вечером в клубе — с художественной самодеятельностью. Здесь был хоть посредственный, но рояль.
В Красновишерске Арнольд Арнольдович написал для фортепиано две сонаты, фантазию «Урал», два концертных вальса, «Поэму любви», завершил цикл «Впечатления юности», ряд других пьес, несколько вокальных произведений, а также литературное произведение — повесть «Северная звезда».
Наша мама Ольга Фёдоровна Бренинг и преподаватель Казанского музыкального училища Даниил Ефимович Френкин хлопотали о необходимости дать Арнольду Арнольдовичу консерваторское образование. После блестящего отзыва Союза советских композиторов во главе с профессором Г.И.Литинским о его сочинениях (переслали из ссылки) Арнольд Арнольдович был переведён в Казань с правом поступления в консерваторию.
Консерваторию Арнольд Арнольдович блестяще окончил по двум факультетам — фортепиано и теоретико-композиторскому, получив в один год два диплома с отличием. В консерваторские годы были написаны две симфонии, фортепианный концерт и много пьес малой формы, два скрипичных концерта, два струнных квартета, много вокальных произведений, пьесы для духовых инструментов.
После получения дипломов — заведование теоретическим отделом Казанского музыкального училища, работа в консерватории и на музыкальном факультете педагогического института, много талантливых учеников. И постоянное творчество.
Арнольд Арнольдович уже член Союза советских композиторов.
Затем — переезд в Саратов и успешная работа в Саратовской консерватории старшим преподавателем, потом доцентом и наконец профессором. Звание — заслуженный деятель искусств России.
За двадцать три года работы Арнольд Арнольдович воспитал многих талантливых композиторов и теоретиков, он стал сильнейшим в СНГ полифонистом.
За казанский и саратовский периоды работы он написал огромное количество произведений. Из них нужно отметить девять симфоний, симфонические поэмы, в том числе «Аэлита», «Кондор», «На Курской дуге», «Земля отцов», «На полигоне смерти», «Вальс», концерты для всех струнных и многих духовых инструментов, четыре скрипичных сонаты, две альтовые и две виолончельные сонаты, циклы фортепианных пьес, среди которых «Уральские эскизы», «Балтийские эскизы», двадцать четыре прелюдии и фуги, «Трагическая соната», пьесы для всех духовых инструментов, четыре струнных квартета, многие вокальные и хоровые произведения, оперу «Крылатый человек». Полный список его произведений может занять много страниц.
Исполнение произведений Арнольда Арнольдовича публика всегда встречала восторженно. А исполнение его 9-й симфонии, посещённой гибели и возрождению Калининградского (Кёнигсбергского) собора, слушатели приветствовали стоя, причём так было и в Саратове, и в Ганновере в Германии.
Умер Арнольд Арнольдович в семьдесят восемь лет от тяжёлого заболевания. Пребывание в сталинских лагерях не могло не сказаться на его здоровье, и болезни, приобретённые ещё там, свели его в могилу в полном расцвете творчества. Концерт для контрабаса с оркестром и двадцать четыре прелюдии и фуги для фортепиано — его последние произведения.
Арнольд Арнольдович вошёл в список выдающихся людей века, составленный в США.
Источник
Бренинг арнольд арнольдович ноты
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
>> | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
1921 – Историко-филологический факультет Казанского университета, созданный в 1863 году, распоряжением Главпрофобра от 5 мая упразднялся
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Про выставку на третьем этаже «В гостях у Бренингов», которая открылась 25 декабря, расскажу как-нибудь подробнее, как и об этой замечательной семье. Мне не хватило информации, поскольку организаторы не атрибутировали отдельные экспонаты, и еще предстоит совместить увиденное и прочитанное.
Могу кратко передать свое ощущение одним словом – ошеломляет. Впечатление такое, что ты входишь в реальную квартиру аптекаря Бренинга, где есть служебные помещения и есть жилые комнаты.
За этим столом семья собиралась к обеду, за другим – работали, а тут сиживали за рукодельем женщины, в эти альбомы вставлял свои фотографии Арнольд Иванович, за этим пианино играла Ольга Арнольдовна…
Даже присутствие чисто музейных витрин, где выставлены мелкие предметы быта – отдельно мужские, отдельно женские, отдельно – детские, не разрушает этой иллюзии.
Имя Арнольда Ивановича Бренинга хорошо известно казанским старожилам. До сих пор старейшую аптеку в Казани, рядом с площадью Тукая, зовут аптекой Бренинга. Первым ее хозяином был Йоханнес Бренинг, которого в Казани звали Иваном.
Арнольд Иванович был известен не столько как сын знаменитого аптекаря, сколько как фотолюбитель. Фотография была его большим увлечением и творческой потребностью. В последнее время в СМИ и социальных сетях появилось много снимков Арнольда Ивановича. Они сохранились благодаря казанскому коллекционеру старинных снимков Георгию Фролову. Ольга и Рудольф смогли сохранить драгоценный клад стеклянных фотопластинок своего брата. Фролов нашел их однажды среди старых вещей Бренингов.
В 2005 году в квартире над аптекой еще проживала дочь Арнольда Ивановича – пианистка Ольга Бренинг, заслуженная артистка РТ. Встретив ее на улице, нельзя было не обратить на нее внимания. Ольга Арнольдовна всегда ходила в длинном черном платье (не оно ли в экспозиции?), мало обращая внимания на прохожих, поскольку всегда была погружена в себя.
В экспозиции – берлинское пианино позапрошлого века, про которое Ольга Арнольдовна Бренинг рассказывала в 2003 году в интервью «Вечерней Казани»:
«Это пианино купила еще моя бабушка – Берта Альбертовна Афанасьева. Его изготовили на заказ одному темпераментному музыканту, который то и дело разбивал клавиши. Этот инструмент – единственный, похоже, – сумел выдержать мощь его рук. Мама моя на нем потом играла, и я вот до сих пор. ».
Работала Ольга Арнольдовна в Казанской консерватории, практически не появлялась там, где было шумно и многолюдно. Она как будто тяготилась жизнью, в которой оказалась. Теперь понятно, почему. Ее естественная среда – вот эта квартира, эти вещи, фотографии любимых людей, картины в старинных рамах, книги дореволюционных лет издания, часы с кукушкой на стене…
Елка в квартире Бренингов. Скорее всего она была другая. Эта — из года 2015-го
Как мне рассказала директор Государственного музея изобразительных искусств Розалия Нургалеева, квартиру Бренингов над аптекой планировалось превратить в музей. Но 29 мая 2005 года Ольги Арнольдовны не стало, и ее продали. Так уникальные вещи семьи попали в музей. Это старинные мебель и зеркала, часы и аптечная утварь, картины и фотографии, игрушки и одежда, книги и дневники.
В музее они находятся на хранении, потому что еще есть наследники. Пока достигнуто соглашение о создании мемориального уголка и его демонстрации в течение всего 2016 года.
Многие вещи и предметы быта, которые переносят нас в эпоху рубежа XIX – XX веков, были в плохом состоянии. Их пришлось реставрировать, чистить. Два года понадобилось, чтобы открыть уникальную экспозицию.
По словам Розалии Нургалеевой, возможно, экспозиция будет работать и дольше. А вообще она поняла, что это пространство надо использовать именно для таких целей – представлять казанцам и гостям города историю Казани в таких вот зримых образах, «чтобы будоражить память», как она сказала корреспонденту «Вечерней Казани».
По словам Нургалеевой, в музейной «квартире Бренингов» будут проходить заседания казанского Клуба любителей краеведения и искусства, мероприятия Немецкого дома РТ, концерты студентов и преподавателей Казанской консерватории. А еще здесь будут отмечать день памяти жертв политических репрессий, поскольку Бренинги, как и многие в нашей стране, репрессий не избежали.
В ГМИИ РТ разрабатывают образовательный проект «В гостях у Бренингов» для конкурса грантов «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда Владимира Потанина. 150-летняя история этой семьи – образец беззаветной преданности долгу и обществу, которое, увы, обошлось с ними жестоко. Ольга, Арнольд и Рудольф Бренинги на себе испытали все ужасы сталинизма, но не не изменили своим принципам.
Сегодня о семье Бренингов, по счастью, могут рассказать не только мемориальные вещи. В Казани живет дочь Арнольда Арнольдовича – Татьяна Арнольдовна Бренинг. Как и все Бренинги, она получила музыкальное образование, закончив Казанскую консерваторию. Будучи студенткой, преподавала в детской музыкальной школе №8, а после окончания консерватории в 1979 году по распределению пришла на работу в Казанское музыкальное училище, где работает до настоящего времени.
Это последняя выставка, которую я посетила 5 января.
Два с лишним часа путешествия в другое измерение – хороший подарок я сделала себе перед Рождеством. Вечером не удержалась, черкнула пару строк на страничке в Фейсбуке. Откликнулась Наталия Федорова. Оказывается, она тоже в этот день была в Галерее современного искусства. Я попросила ее поделиться впечатлениями, и вот что она написала:
«Мне ближе всего по духу Бренинговская выставка. Это как побывать у них в гостях (тем более, что я бывала в их доме). Вспомнились Р.А.и О.А., их рассказы, их альбомы. «Свияжская уха» оставляет впечатление задорного хулиганства. Именно фантазией она интересна, какая-то молодежная. Однако не все там можно отнести к искусству. Интересны портреты на 3 этаже.
А фотовыставка весьма познавательная. Очень хорошие исторические справочки почти под каждым фото. Великий краеведческий труд автора».
Режим работы Галереи современного искусства ГМИИ РТ:
ВТ, СР, ПТ, СБ, ВС: с 10.00 до 18.00, касса (вход) с 10.00 до 17.30;
ЧТ: с 10.00 до 20.00, касса (вход) с 10.00 до 19.30.
Последний вторник месяца – санитарный день.
Телефоны для справок: 8 (843) 238 43 27; 8 (843) 236 69 31
Источник