- Концерт для фортепиано с оркестром (Бриттен) — Piano Concerto (Britten)
- СОДЕРЖАНИЕ
- История
- Приборы
- Форма
- Избранные записи
- «Британская музыка от хора до хардкора» — От Генделя до грайма: Что и зачем нужно знать о Бенджамине Бриттене
- Бриттен прервал «эпоху молчания» в английской музыке
- Бриттен написал музыку практически во всех существующих жанрах
- Множеством произведений для голоса Бриттен обязан своему возлюбленному
- Бриттен написал одно из самых любимых детьми произведений
- Бриттен пять раз бывал в СССР, учил русский язык по Пушкину и горячо любил Ростроповича
- Бриттен был выдающимся пианистом
- 7 произведений, с которых лучше всего начать знакомство с Бенджамином Бриттеном
- Военный реквием / War Requiem 1961
- «Семь сонетов на стихи Микеланджело» / «Seven Sonnets of Michelangelo» 1940
- «Родился мальчик» / «A Boy was Born» 1933
- «Питер Граймс» / «Peter Grimes» 1945
- Третья сюита для виолончели соло / Cello Suite № 3 1971
- «Золотая тщета» / «The Golden Vanity» 1966
- «Смерть в Венеции» / «Death in Venice» 1973
Концерт для фортепиано с оркестром (Бриттен) — Piano Concerto (Britten)
Бенджамин Бриттен «s концерт для фортепиано , Op. 13 — единственный фортепианный концерт композитора .
СОДЕРЖАНИЕ
История
Пьеса была написана в 1938 году, а затем отредактирована в 1945 году, включая замену третьей части. Это было первое сочинение Бриттена для фортепиано с оркестром, премьера которого состоялась в качестве солиста на Променадном концерте в 1938 году. Посвященный композитору Ленноксу Беркли , концерт — бравурное произведение, которое в последние годы привлекло все большее международное внимание. Бриттен охарактеризовал произведение как «простое и прямое».
Премьера переработанной версии состоялась на фестивале в Челтенхэме 2 июля 1946 года. Лондонская премьера состоялась вскоре после этого на Променаде в Королевском Альберт-холле с Ноэлем Мьютон-Вудом в качестве солиста, выступавшего с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Бэзила Кэмерона . С согласия Бриттена тема из переработанной версии была использована его коллегой Уильямом Уолтоном в качестве основы оркестрового произведения 1969 года « Импровизации на тему экспромта Бенджамина Бриттена» .
Самая известная запись концерта сделана Английским камерным оркестром со Святославом Рихтером в качестве солиста и дирижером Бриттена из выступления 1970 года в Snape Maltings, Альдебург, недалеко от собственного дома Бриттена.
Boosey & Hawkes опубликовали партитуру концерта и оценили ее продолжительность в 33 минуты.
Приборы
Произведение оценивается для 2 флейт (обе удваивают пикколо), 2 гобоев (II удваивают английский рожок), 2 кларнетов, 2 фаготов, 4 валторн, 2 трубы, 3 тромбона, 1 тубу, литавры, глокеншпиль, тарелки, хлыст, бас , малый барабан, бубен, теноровый барабан, арфа и струнные.
Форма
Концерт состоит из четырех частей: 1. Токката: Allegro molto e con brio — 4
4 . Первая — наиболее типичная «бравурная» часть концерта. Большая часть мелодии происходит из последовательности, вводимой в начальных тактах. Как и во всем остальном, оркестр играет главную роль. Есть значительная каденция, написанная без четкого размера и только приблизительные линии тактов , где глиссандо является ключевой особенностью. Лирическая мелодия открывается, а затем быстро переходит в драматический конец. Типичное представление длится около тридцати пяти минут.
3. Экспромт: Andante lento — 2
4 . Первоначально третья часть была «Речитативом и арией». Есть еще один раздел, помеченный как «квазикаденция», опять же с неоднозначными штрихами.
4. Март: Allegro moderato semper a la marcia — 4
4 . Пунктирные ритмы и измельченные ноты являются важной особенностью этого движения, и повсюду слышен треск хлыста, как и музыкальная цитата из первой части. Музыка намного плотнее других движений.
Избранные записи
Пианист Святослав Рихтер , друг Бриттена, записал произведение с Бриттеном, дирижирующим Английским камерным оркестром . Стефан Осборн записал работу с Илланом Волковым и Шотландским симфоническим оркестром BBC. Концерт несколько раз исполнялся на BBC Proms пианистом Лейфом Уве Андснесом .
Источник
«Британская музыка от хора до хардкора» — От Генделя до грайма: Что и зачем нужно знать о Бенджамине Бриттене
Рассказываем об одном из самых важных британских композиторов — о его месте в английской культуре, главных произведениях и музыкальном окружении
Бриттен прервал «эпоху молчания» в английской музыке
В 1904 году немецкий критик Оскар Шмиц назвал Великобританию «Страной без музыки»: после смерти Генри Пёрселла в 1695 году и Генделя в 1759 году Британия фактически не вносила ничего нового в развитие классической и позже романтической музыки. Бенджамин Бриттен (1913–1976) смог завоевать не только Англию, но и остальной мир своим многочисленным и очень разнообразным наследием.
Как национальный композитор, он использовал в музыке самые разные английские мотивы: от интонационных оборотов английской речи до скрытых цитат из английских песен; от хоровых английских жанров типа кэролов , антемов и граунда до романтической английской поэзии. Кроме того, он воссоздавал в операх типичные английские характеры.
В ХХ веке для всего музыкального мира сочетание «музыка Англии» и «музыка Бриттена» стали синонимами.
Бриттен написал музыку практически во всех существующих жанрах
Он начал с музыки для радиоспектаклей, телевидения, кино и театра.
У «зрелого» Бриттена большое количество произведений для оркестра: симфониетты , сюиты, фортепианный, скрипичный концерты и Симфония для виолончели с оркестром (написанная специально для Мстислава Ростроповича) — и множество сочинений для различных инструментов: фортепиано, виолончели, скрипки, гобоя, гитары, несколько струнных квартетов.
Таким образом, Бриттену удалось «заполнить пробелы» тех самых пропущенных в Англии эпох: в собственном английском корпусе произведений не было классической симфонии, вокальных циклов, инструментальных концертов. А благодаря Бриттену все это появилось, пусть и уже в ХХ веке.
Кроме разнообразных жанров Бриттен перепробовал все новаторское из первой половины ХХ века: у него есть неоклассические сочинения, есть импрессионистская музыка (например, «Озарения» на слова Артюра Рембо), есть экспрессионистские образы и звучания, немного символистского (например, «Поворот винта»), было и самое авангардное того времени — произведения в додекафонной технике, предложенной Арнольдом Шёнбергом, композитором первой волны авангарда .
Множеством произведений для голоса Бриттен обязан своему возлюбленному
Выдающийся музыкант и певец, артист, переводчик и либреттист Питер Пирс обладал очень красивым тембром голоса. Потому творчество Бриттена само собой «склонилось» в сторону вокальной музыки. Бриттен написал для Пирса множество вокальных циклов и едва ли не все теноровые партии своих опер — страстные «Сонеты Микеланджело», философско-драматичные «Святые сонеты Джона Донна», Серенаду и Ноктюрн, «Зимние слова», «Шесть фрагментов Гёльдерлина», кантикли (род религиозных гимнов).
Бриттен был очень темпераментным и страстным человеком, Пирс обладал более спокойным и рассудительным характером. Встретившись в 1937 году, они не расставались никогда. Трудно предположить, кем был бы Пирс без Бриттена, как неизвестно, какие сочинения писал бы Бриттен без Пирса.
«Я, право, люблю тебя так страшно — не только блистательного тебя, но и твое пение. Я только что слушал трансляцию записи „Зимних слов“, и честно говоря, ты величайший артист из когда-либо существовавших — каждый нюанс, тонкость и никогда нет пережимов; эти великие слова, такие печальные и мудрые, созданные для того божественного звука, которым ты обладаешь, полного, но всегда окрашенного для слов и музыки. Что сделал я, чтобы заслужить возможность писать для такого артиста и человека?» — писал Бриттен Пирсу.
Бриттен написал одно из самых любимых детьми произведений
Как самостоятельный жанр музыка для детей появилась в XIX веке у романтиков. В основном это были небольшие и несложные циклы пьес для детского музицирования, которые назывались «Детские альбомы» или «Альбомы для юношества».
В ХХ веке композиторы стали намеренно писать музыку, понятную детям — такие сочинения, как правило, должны иметь название, содержать понятные детям образы, быть звукоизобразительными, небольшими, в простых формах, с яркими гармониями и запоминающимися мелодиями.
Самыми известными из них стали «Петя и волк» Прокофьева, «Карнавал животных» Сен-Санса и бриттеновский «Путеводитель по оркестру для юных слушателей».
Бриттен написал «Путеводитель» по заказу министерства просвещения в рамках работы над музыкой к документальному фильму «Инструменты оркестра» в 1945 году. Он взял за основу тему из сюиты Генри Пёрселла «Абделазар, или Месть мавра» и создал на ее основе цикл вариаций . Действующие лица «Путеводителя» — инструменты. Они «рассказывают», как аранжируется оркестровое произведение, как используются возможности разных инструментов и меняются жанры музыки.
Вообще Бриттен создал много музыки для детей, например песенный цикл «После полудня в пятницу», оперу «Давайте создадим оперу» и другие, но «Путеводитель» стал одним из самых исполняемых в мире.
Бриттен пять раз бывал в СССР, учил русский язык по Пушкину и горячо любил Ростроповича
В СССР Бриттен приезжал с кратким визитом на разные международные фестивали, например «Английская музыка» (1963) или «Дни английской музыки в СССР» (1971). В СССР того времени его любили и играли его произведения. Композитор даже посвятил свою оперу-притчу «Блудный сын» Шостаковичу, а тот посвятил ему вокальную 14-ю симфонию.
В 1960-е годы Бриттен познакомился с Мстиславом Ростроповичем во время его гастролей по Европе, и в 1965 году по приглашению знаменитого виолончелиста и его жены певицы Галины Вишневской Бриттен и Пирс приехали в СССР. Чтобы избежать трудностей советского быта того времени, Ростропович предложил англичанам путешествие не в Москву, а в Армению — в Дом творчества композиторов в горном Дилижане.
Накануне Бриттен с Пирсом начали учить русский язык и по приезде купили прямо в аэропорту томик Пушкина, чтобы практиковаться в чтении. Когда Слава и Галя (так Бриттен называл своих друзей) читали эти стихи вслух, возник замысел небольшого цикла. Бриттен выбрал шесть стихотворений: «Эхо», «Я думал, сердце позабыло», «Ангел», «Соловей и роза», «Эпиграмма» и «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» — и написал очень короткий цикл общей длительностью чуть больше 12 минут. Галина Вишневская тут же егоисполнила.
В 1974 году, когда Мстислав Ростропович и Галина Вишневская фактически были изгнаны из страны (а впоследствии лишены гражданства), Бриттен стал в СССР персоной нон-грата.
Бриттен был выдающимся пианистом
Вместе со Святославом Рихтером они играли на концертах виртуозные сочинения для двух роялей — сонаты и фантазии Моцарта, Шуберта, Шумана. Кроме того, Бриттен играл концерты вместе со своим другом «Славой» Ростроповичем, со скрипачом Иегуди Менухиным и со многими другими музыкантами. Но главным образом, конечно, он концертировал со своим постоянным партнером Питером Пирсом.
7 произведений, с которых лучше всего начать знакомство с Бенджамином Бриттеном
Военный реквием / War Requiem 1961
Главным успехом британского композитора считается Военный реквием. В оратории заняты солисты-певцы (сопрано, тенор и бас), мужской, женский хор и хор мальчиков, два оркестра — камерный и симфонический.
Пьеса длится около полутора часов. Бриттен создал не строгую церковную службу на канонический латинский текст, а многослойную гражданскую литургию. Стихи заупокойной мессы прерывают и «комментируют» части, созданные на тексты английского поэта Уилфреда Оуэна. Таким образом внутри мессы возникает песенный цикл.
Заказ на создание произведения был приурочен к открытию мемориала в Ковентри (1961): рядом с законсервированными руинами старинного храма, разрушенного бомбардировкой, был возведен новый кафедральный собор. Реквием Бриттена посвящен событиям Второй мировой войны, тексты же Оуэна написаны под впечатлением от ужасов Первой. Поэт был убит в бою ровно за неделю до ее окончания.
Бриттен основывается на выдающихся образцах европейской музыки, при этом дает показательный пример собственного метода сочинения, гармонического языка. Очевидны культурные связи Военного реквиема с Девятой симфонией Бетховена, «Страстями» Баха, моцартовским Реквиемом и Немецким реквиемом Брамса, «Песнями об умерших детях» Малера.
В 1988 году режиссер Дерек Джармен снял фильм / визуальный ряд к оратории с аллегорическими образами, роли которых исполняют Тильда Суинтон, Лоуренс Оливье, Натаниель Паркер и другие.
«Семь сонетов на стихи Микеланджело» / «Seven Sonnets of Michelangelo» 1940
Обратиться к сонетам Микеланджело, творца Сикстинской капеллы, как литературной основе для вокального цикла Бриттену посоветовал поэт Оден. Они были близкими приятелями, когда композитор жил в США. Писал Бриттен, используя итальянский оригинал текста. Для премьеры в Англии был сделан перевод стихов на английский. Пластинка «Сонетов», изданная в 1942 году, стала первой совместной записью Бриттена и Пирса. Вокальный цикл стал в музыкальной истории в один ряд с шедеврами Гуго Вольфа, Шуберта и Малера. Бриттен сам переписал копию нот своего сочинения и подарил Альме Малер — вдове Густава Малера, надписав «с любовью».
«Родился мальчик» / «A Boy was Born» 1933
С этим сочинением 19-летний Бриттен дебютировал в эфире Би-би-си. Юный композитор был увлечен нововенской школой и Стравинским, чуть было не уехал учиться к Альбану Бергу в Вену. Но в этой пьесе ясно слышны индивидуальные черты, присущие автору, здесь они заметнее влияний — это и работа с текстом, и выбор исполнителей, гармонизация, построение формы.
По форме пьеса представляет собой тему с вариациями. Всего вариаций шесть, и в каждой использован разный стихотворный текст. Большинство стихов принадлежит анонимным поэтам XV–XVI веков. В своей вариативной технике Бриттен использует приемы и нововенской школы, и ренессансной полифонии. Из короткой темы (всего лишь из четырех нот) композитор строит разнообразное, контрастное произведение около получаса длиной. В хоровом ансамбле участвуют три группы голосов: женские, мужские и детские. Пожалуй, вместе с этим хором, посвященным рождению младенца Христа, был рожден и сам композитор Бенджамин Бриттен.
«Питер Граймс» / «Peter Grimes» 1945
Действие оперы происходит в Олдборо — местечке у моря, где в 1937 году поселился композитор. Главный герой — рыбак. Жители подозревают его в том, что Граймс насилует и убивает мальчиков. Рыбак находит нового подмастерья. Бриттен строит сложную систему лейтмотивов — то есть музыкальных символов, или формул. С их помощью он исследует и показывает психологические состояния, детали переживаний героев, сложные характеры. Музыка не только иллюстрирует происходящее на сцене, в ней дан подробный и глубокий анализ поступков персонажей.
Премьера «Граймса» (1945) утвердила славу Бриттена как нового «британского Орфея», второго великого английского композитора после Пёрселла.
Третья сюита для виолончели соло / Cello Suite № 3 1971
Три сюиты для виолончели соло Бриттен сочинил для своего друга Ростроповича. Самый знаменитый виолончелист ХХ века был мастером изощренных розыгрышей и мифотворцем. Якобы Ростропович и Бриттен должны были выступить перед особой британского королевского дома. «Слава» репетировал на лужайке особый книксен, предназначенный для ее королевского высочества. Шокированный пластикой советского музыканта, Бриттен умолял его отменить этот церемониальный поклон. Ростропович обменял свой дурацкий книксен на три пьесы для виолончели соло. Бриттен под нажимом «Славы» выполнил свою часть пари.
В Третьей сюите используются русские темы, в том числе напев «Со святыми упокой». Этот надгробный мотив звучит в Шестой симфонии Чайковского: считается, что в этой симфонии Чайковский предсказал свою смерть (он скончался спустя девять дней после премьеры сочинения). Именно ее дирижировал Ростропович в прощальном туре с оркестром Московской консерватории перед эмиграцией.
Бриттен приезжал в Советский Союз неоднократно, его оперы ставились в Большом театре и на фестивале Святослава Рихтера «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее.
«Золотая тщета» / «The Golden Vanity» 1966
Сочинение написано для Венского хора мальчиков и фортепиано. Это мини-опера о встрече двух кораблей в море: один гружен сокровищами, другой — пиратский. Хор мальчиков делится пополам, на две команды, и рассказывает историю от лица каждой из них. Солисты — тоже мальчики из хора: капитаны и боцманы обоих судов и главный герой — юнга. Капитан предает юнгу, отказывается поднять его на борт после того, как благодаря его подвигу пиратский корабль потоплен.
Пьеса — увлекательная игра для исполнителей-детей и отдельный вызов для пианиста. В его руках оказываются все краски и звуки моря.
«Смерть в Венеции» / «Death in Venice» 1973
Эта опера по новелле Томаса Манна — прощание композитора. Он создавал ее как свое лучшее сочинение, как музыкальное завещание, как исповедь или даже своеобразный музыкальный психоанализ. Здесь Бриттен позволяет себе высказываться откровенно — но это не покаяние в грехе, а рассказ о потерянном и недоступном рае.
Одноименный фильм Висконти вышел в прокат как раз незадолго до того, как Бриттен взялся за свой последний шедевр. Друзья отговорили композитора идти в кино. И не напрасно: опера Бриттена трактует новеллу Томаса Манна, написанную под влиянием известия о смерти композитора Малера, в совсем ином ключе. Автор кладет на музыку не то, что говорят персонажи, а то, что они переживают. Переживания состоят из воспоминаний, тайных желаний, истинных мотивов поступков. Главным героем партитуры Бриттена можно назвать оркестр. Блеск бриттеновской оркестровки холоден: инструментальная ткань насыщена мотивами-символами, тембры оркестра «вылепляют» характеры сценических персонажей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник