Применение музыкально-дидактических игр на занятии по фортепиано
Автор: Шевченко Марина Евгеньевна
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
1. Для закрепления знания нотной грамоты придумываем с детьми
слова, в которых бы спряталась какая- либо нотка. Слайд 2 .
2. Для закрепления темы «Размер» играем в дидактическую игру: «Расставь такты» в соответствии с размером музыкального произведения. Слайд 3 .
3. Для развития ритмического чувства детей играем с ними в «Ритмическое эхо», «Музыкальный разговор».
Например, Педагог: — Кто нас крепко любит? — II II I I
ти-ти; ти-ти; та; та.
Или, Педагог: — Кто мешал лечить зверей?- II II II I
ти-ти; ти-ти; ти-ти; та.
Дети: — Это злой Бармалей.- II I II I
ти-ти; та; ти-ти; та.
4. Для развития звуковысотности, когда дети не умеют еще читать ноты, мы играем с ними в «Живые звуки».
Для ребенка 5 – 6 лет записать нотами звуковысотное соотношение – задача очень трудная, а работа по пособию дает возможность избежать трудностей письма.
Я исполняю различные попевки, голосом и на инструменте, а ребенок передвигает пуговицы – звуки в соответствии с услышанным, и получает изображение слышимого на таблице. С помощью этого пособия ребенок легче учится различать звуки по высоте. Как правило, у детей представление о звуковысотности не сформировано. На звучание попевок в высоком регистре они обычно говорят: «спела тонким голосом», а в низком – «спела грубым голосом». И здесь надо сообщить, что в музыке принято говорить не тонкие, а высокие, не грубые, а низкие звуки. У папы голос низкий, а у мамы и детей – высокий.
Музыкально-дидактическое пособие «Живые звуки».
Цель: формирование и развитие слухового восприятия и музыкальной звуковысотности.
5. Музыкально-дидактическое пособие «Бубенчики».
Цель: доступность наглядного и слухового восприятия мажорного и минорного ладов.
Описание: пою с ребенком попевку Е.Тиличеевой «Бубенчики»
«Бубенчики висят, качаются, звенят,
Звучит их нежный звон:
Показываю картинку с изображением трех колокольчиков.
Динь – желтого цвета, высокий по звучанию.
Дан — зеленого цвета, средний по звучанию.
Дон — красного цвета, низкий по звучанию.
Играю одновременно эти три звука и спрашиваю, как звучат колокольчики вместе?
Ребенок отвечает: весело, ярко, светло…
Объясняю, что это есть мажор или мажорное трезвучие.
Потом опять поем эту же попевку, но средний колокольчик «Дан» я пою с понижением на пол тона. Дети говорят, что колокольчик заболел, плачет.. Мы подыскиваем карточку с изображением колокольчика «Дан» синего цвета. Аналогично играю вместе эти три звука
И получается минорное трезвучие. На этом пособии можно подойти и к объяснению знаков альтерации.
Муз/дидакт. пособие «Многоэтажный музыкальный домик» Слайд 4.
Цель: знакомство на клавиатуре с разными октавами.
Использую это пособие с подтекстовкой.
« В этом доме музыкальном поместились все октавы.
На четвертом этаже – мышки поселились,
А на третьем этаже – птички разместились.
Киски заняли вторую,
Ну, а дети – первую.
В малой – папы поселились,
С веселой песней подружились.
Волки заняли – большую,
Бегемотам же достались _ субконтроктава этажи.
Вот какой высокий дом,
Все октавы знаю в нем.»
Это пособие помогает лучше освоиться с клавиатурой, развивает тембровый слух ребенка и способность ориентироваться в октавах.
Итогом наших занятий в классе являются открытые мероприятия и концерты, куда мы приглашаем родителей. И они становятся не только пассивными слушателями, но и активными участниками. Например, в таких мероприятиях, как «Музыкальный калейдоскоп», «Музыкальный ринг», «Музыкальные загадки», « Весенние голоса», «Встреча у камина».
Источник
«Игры звуками — это музыкальная импровизация». Конспект занятия по музыке в подготовительной группе
Римма Галимова
«Игры звуками — это музыкальная импровизация». Конспект занятия по музыке в подготовительной группе
Тема:«Игра звуками — это музыкальная импровизация».
Интеграция: Познание, коммуникация, социализация, физическая культура.
Интеграционные цели:
-Развитие творческой активности детей в доступных видах музыкальной
-Совершенствование умения импровизировать, развивая творческие
-Продолжать развивать умение выразительно действовать с различными
Планируемые результаты:
Умение передавать ритмический рисунок, играя на шумовых инструментах.
Умение самовыражаться на звуковысотных, шумовых детских музыкальных
Материалы и оборудование: металлофоны, деревянные ложки, трещетки,
треугольники, румба, коробочки разных форм с разным наполнением,
деревянные палочки разной толщины, колокольчики, бумага различной
Содержание организованной деятельности детей.
1. Музыкальный руководитель: Здравствуйте! (пропеваю и прохлопываю).
Дети отвечают в той же тональности
-Игра «Эхо».
Музыкальный руководитель: Я буду прохлопывать, а вы отвечать так же как я.
Дети повторяют ритмический рисунок за музыкальным руководителем.
-Игра «Динозаврик».
Музыкальный руководитель: Дети, нарисуем голосом «динозаврика».
Голова – высоким звуком «О», шею сверху вниз звуком «У», туловище —
большое, тяжелое звуком «А», лапы — звуком»Ы», хвост — тонкий и
длинный звуком «И».
2. Рассказ музыкального руководителя «В мире много звуков».
«В мире много звуков — грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них».
Дети, нас окружает удивительный мир звуков, их так много, и они такие
разные. И самое интересное, что каждый звук может стать музыкой, надо
только постараться их услышать. И каждый из вас может стать
композитором и сочинить свою музыку непохожую на музыку других.
1. Посмотрите, дети, это простые рыболовецкие колокольчики, они могут
разговаривать друг с другом о дружбе, о любви, о погоде. Давайте
послушаем. (слушаем музыку колокольчиков)
А теперь поиграем. (дети берут колокольчики и самостоятельно играют
Мы с вами знаем распевку «Бубенчики», давайте её споем.
«Бубенчики» Е. Тиличеева
Бубенчики висят, качаются звенят.
Повторим мы их звон: динь – динь, дан – дан, дон – дон!
2. А вот эти коробочки разных форм, наполненные разной крупой могут
рассказать как осенью шуршат листья под ногами и ещё о многом. А как
вы думаете о чем они могут рассказать?
(прослушиваем разные коробочки, дети высказываются о них).
3. Посмотрите, дети, вот эти простые палочки сделанны из веточек
деревьев, из них тоже можно извлечь разные звуки. Можно услышать
музыку дождя, а можно и пошуршать и выступать в роли барабанов.
(дети берут палочки, извлекают звуки)
А кто сыграет нам свой марш? (дети исполняют свои произведения)
4. А в бумажном листе можно услышать целую сказку, услышать целую
историю: вот, например, про меня. Утром я пошла на работу топ – топ….
(дети играют на бумажных листах каждый по — своему) и вдруг пошел
дождь кап – кап – кап…. (дети играют) и я побежала шлее – шлеп – шлеп
(дети изображают мой бег, а под ногами листья зашуршали шур – шур –
шур (дети играют,а рядом проскакала конная полиция скок – скок – скок
(дети играли свободно расположившись в зале).
А теперь создадим веселый оркестр и сыграем вместе. (дети берут разные
«Веселый оркестр» О. Н Арсеневская
Бум – бум! Трам – там – там! Застучал барабан!
Туки –туки –тошки — заиграли ложки!
Четки – четки — бряцают трещотки!
Динь – динь, динь – дон — зазвенел металлофон!
Зал – зал — зала – зал — треугольник зазвучал!
Бумба — бумба — заиграла румба!
А теперь нам нужно — заиграть всем дружно!
Ребята, перечислите какие музыкальные инструменты, вы знаете:
Струнные (ответы детей, клавишные (ответы детей, духовые (ответы
детей, ударные (ответы детей).
4. Рассказ музыкального руководителя о башкирском национальном
У меня в руках маленький инструмент, как он называется? (ответы детей).
Он устроен очень просто, у него один язычок и пластинка. Послушайте,
как он звучит. (ответы детей: тихо, однозвучно)
Ребята, а как вы думаете наш голос и рот могут быть музыкальными
инструментами? (ответы детей) Конечно, это самый уникальный
инструмент. У всех у нас разные голоса (звонкий, глухой, разные тембры
(высокий, низкий, а так же мимикой и жестами мы можем помочь
своему голосу выразить все. На предыдущих занятиях мы с вами
слушали произведения Роберта Загретдинова, а сегодня я хочу приложить
кубыз к губам, чтобы он зазвучал совсем по — другому. И мне в этом
будут помогать губы, язык и гортань.
Исполняю Башкирскую народную плясовую «Эпипэ».
— Ребята, вы поняли, что каждый из вас может быть композитором.
Нравиться вам сочинять музыку?
— Из каких предметов мы сегодня извлекали звуки?
Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.
Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.
Источник
Игры-занятия с детьми от 1 до 3 месяцев. Часть 3.
Развиваем слуховое восприятие
Наклоняйтесь и удаляйтесь от лица ребенка, напевая потешку.
Котя, котинька, коток,
Котя — серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока!
Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите за грудку, улыбнитесь ему, нежно и ласково спойте песенку еще раз. После нескольких игрзанятий ребенок станет прислушиваться к вашему голосу.
Высокие и низкие звуки
Перед тем как лечь на коврик, подложите себе под голову валик или подушку. Положите младенца себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Медленно проведите рукой от шеи ребенка к его бедрам, надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Этот прием поможет крохе приподнять голову. Произнесите имя малыша высоким голосом, а после — нежным, но низким. Несколько раз меняйте тон своего голоса. Играя в эту игру, ребенок начнет дольше прислушиваться к высоким и низким звукам вашего голоса.
Для этой игры вам понадобятся бубенцы. Расположите малыша у себя на коленях. Напевайте песенку, выполняя действия.
Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повторим мы их звон:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон!
М.Долинова
Позвените бубенцами справа или слева от ребенка на расстоянии 60–70 см так, чтобы малыш мог их еще и видеть. Дайте звуку затихнуть. Посмотрите на младенца: прислушивается ли он к звучанию бубенцов, затормозив свои движения. Позвените еще раз и после того, как кроха притихнет, а звук угаснет, покажите бубенцы ребенку. Добейтесь, чтобы он следил взглядом за звенящими бубенцами. Повторите упражнение 2–3 раза. Игра проводится в течение 3–4 дней, затем можно использовать варианты этой игры с другими игрушками. В результате малыш начнет прислушиваться к звучанию различных предметов и игрушек.
Положите ребенка на диван или большую кровать, сами лягте рядом, но так, чтобы малыш вас не видел. Позовите младенца, нежно, ласково нараспев произнеся его имя. Внимательно наблюдайте за крохой. Если он только прислушивается к вашему голосу, но не пытается его найти, поверните голову малыша в свою сторону. Предоставьте ребенку возможность увидеть вас и еще раз услышать как ласково и нежно вы зовете его. А теперь позовите кроху с другой стороны.
Повторите эту игру несколько раз, помогая малышу все меньше и меньше. В следующий раз зовите его то голосом нормальной громкости, то шепотом. Вскоре младенец будет поворачивать голову, услышав ваш голос.
Поиграйте на детской шарманке, привлекая внимание ребенка к игрушке и звукам, которые она издает. Отклоняйте ее вправо, а затем влево от малыша, побуждая его следить за шарманкой и прислушиваться к ее звучанию. Теперь поиграйте на шарманке справа от младенца, побуждая его слегка повернуть голову в сторону звука, затем слева. Если кроха не пытается искать музыкальную игрушку, вновь покажите ее ему, стимулируя умение следить за ней, прислушиваясь к звучанию. Через несколько занятий ребенок начнет поворачивать голову, услышав звуки шарманки или другой игрушки, например, неваляшки или музыкальной шкатулки.
Выдавите себе на ладонь детский крем, возьмите кулачок или ладошку ребенка и в ритм потешки круговыми движениями размазывайте крем ручкой малыша по своей ладони.
Вот какие малыши!
Пальцы наши хороши!
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля!
Эти ритмичные движения позволят расслабить мышцы пальчиков у детей с повышенным тонусом и будут стимулировать тонус мышц у вялых младенцев. Повторите игровые действия с другой ручкой ребенка. После этого обхватите ладошку малыша своей рукой так, чтобы четыре пальчика «спрятались» в кулачок, а большой пальчик был сверху:
Спрячем пальчики
вот так и вот так,
Поместились
наши пальчики в кулак.
Вот так, вот так!
Повторите игровые действия несколько раз. В конце игры, читая потешку, погладьте и ра-зотрите пальчики крохи от кончиков к ладони.
Похлопаем по маминой ладошке
Потрите кулачки или ладошки ребенка друг о друга, а потом в ритм потешки похлопывайте ладошкой малыша о свою руку.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так, вот так.
Своих ручек не жалеет.
У младенца раскроются кулачки, он начнет разводить пальчики.
Играйте с пальчиками младенца, прижимая подушечки своих пальцев к кончикам его пальчиков, поглаживая и разминая кисти ребенка, целуя их.
Настало утро.
Солнышко встало.
Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Погладьте ручки малыша, добиваясь разведения пальчиков. Вложите свои большие пальцы в ладошки крохи, стимулируя хватательный рефлекс. Ребенку будет веселее, если, выполняя это упражнение, вы будете декламировать потешку.
Гуля, гуля — голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем миленький.
Ленты, шнурки и веревочки
Приготовьте ленты, веревочки различного плетения, шнурки с узелками, предметы, обшитые различной тканью. Погладьте ручки ребенка, затем обхватите их в локтевом суставе и потрясите: у малыша расслабятся предплечья. После этого зафиксируйте ручки в лучезапястном суставе и снова потрясите: расслабятся кисти и пальчики. Похлопайте кулачком младенца по своей ладошке, добиваясь разведения пальчиков. Можно похлопать кулачками по коленям малыша. Это также поможет ненадолго расслабить мышцы пальцев. Вложите в раскрытую ладошку младенца ленточку, веревочку или шнурок. Обхватите своей рукой кулачок ребенка с игрушкой, предоставляя ему возможность ощупать ее. Не забывайте, что все ваши действия должны сопровождаться эмоционально насыщенной речью.
Вам понадобится старая вязаная перчатка. Нашейте на нее различные по фактуре кусочки материи, а на некоторые пальчики пришейте различные по форме пуговицы, например, круглую и вытянутую, также можно пришить крупный бисер. Расположите малыша у себя на коленях. Наденьте перчатку, погладьте ею ручки и пальчики младенца, а затем каждый из пальчиков перчатки по очереди вкладывайте в ладошку ребенка. Малыш начнет ощупывать pазличные по фактуре матеpиалы. Не забывайте нежно и ласково разговаривать с ним, комментируя все свои действия.
Источник