- Музыкальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Будь ловким!», музыка Н. Ладухина.
- Музыкальная игра «Будь ловким!», музыка Н. Ладухина методическая разработка (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Будь ловким ладухина ноты
- Будь ловким ладухина ноты
- В обработке Т. Попатенко, автор движений Ф. Теплицкая
Музыкальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Будь ловким!», музыка Н. Ладухина.
Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. В музыкальных играх, ребенка интересует не только сам процесс, но и его результат. Он ищет самые характерные действия персонажей, соответствующие развитию музыки. Разучивание игр направлено на то, чтобы на каждом занятии перед детьми возникали новые задачи не только по выявлению особенностей музыкальных произведений, но и по освоению необходимых для игры выразительных движений.
ИГРА «БУДЬ ЛОВКИМ»
Цели и задачи:
1.Развивить ритмичность и четкость движений, музыкальное восприятие.
2.Вызвать эмоциональный и двигательный отклик, выработать у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
3.Получения удовольствия от игры и чёткое выполнение правил.
Играющие дети прячутся за стулья, поставленные по кругу.В центре круга становится водящий. Первое предложение – ребята быстро выглядывают или прячутся за стульчики,водящий делает противоположные остальным детям движения.Когда дети присаживаются-вода встаёт и наоборот. Второе предложение – все вместе бегут по кругу, с окончанием музыки занимают стулья.Кому из детей стульчика не хватило-тот становится водящим.
Источник
Музыкальная игра «Будь ловким!», музыка Н. Ладухина
методическая разработка (старшая группа) на тему
Методика разучивания музыкальной игры для детей старшего дошкольного возраста «Будь ловким!», музыка Н. Ладухина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра «Будь ловким!» | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика разучивания музыкальной игры для детей старшего дошкольного возраста «Будь ловким!», музыка Н. Ладухина
Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности.
В музыкальных играх, ребенка интересует не только сам процесс, но и его результат. Он ищет самые характерные действия персонажей, соответствующие развитию музыки.
Разучивание игр направлено на то, чтобы на каждом занятии перед детьми возникали новые задачи не только по выявлению особенностей музыкальных произведений, но и по освоению необходимых для игры выразительных движений.
В процессе воспитания детей в детском саду выдвигаются следующие программные задачи музыкально-ритмической деятельности:
- Научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой, регистрами;
- Переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;
- Отмечать в движении сильную долю такта, метрическую пульсацию и ритмический рисунок;
- Согласуясь с музыкой ходить легко, ритмично, бегать быстро, с высоким подъемом ног, скакать с ноги на ногу, выполнять движения различного характера с предметами и без них;
- Передавать игровые образы различного характера;
- Строить самостоятельно ровный круг, соблюдая расстояние между парами, сужать и расширять круг, расходиться из пар в разные стороны;
- Детей необходимо учить слышать начало и окончание музыки, различать смену музыкальных фраз;
- Самостоятельно, без показа взрослых отмечать в движениях сильную долю такта;
- Проявлять выдержку, волю. Точно соблюдать правила игры.
Перед слушанием музыки или в процессе разучивания игры, надо широко использовать художественное слово: беседу, пояснение, стихотворный текст. Образное сравнение, используемое при объяснении того или иного движения, помогает детям правильно и выразительно его выполнять.
Перед разучиванием музыкальных игр предложить детям хлопками отметить сильную долю такта. Во время игры следить за правильной осанкой: спина должна быть прямой, колени широко разводятся в стороны (при приседании), стопы ног слегка пружинят, пятки не касаются пола.
Указанные методы и приемы музыкально-эстетического воспитания и обучения действуют во взаимосвязи, способствуют комплексному решению музыкальной воспитательно-образовательной работы с детьми.
На музыкальных занятиях происходят активное и всестороннее воздействие, комплексный подход к подбору воспитательных средств.
Описание и приемы игры
Музыка легкая, изящная. Первое предложение состоит из коротких фраз в каждом такте – подчеркнутые акценты и паузы. Второе предложение передано равномерным, непрерывным движение шестнадцатых долей. Соответственно используются движения в первом предложении – дети, присевшие за спинками стульев, то прячутся от водящего на акцентированные первые доли каждого такта, во втором предложении все бегут сзади стульев по кругу и точно с последним аккордом занимают любой свободный стул.
Сложность игры в том, что движения должны точно совпадать с акцентами и заключительным аккордом. Поэтому необходимо подготовить упражнения, приучающие ребят вслушиваться в эти особенности музыкального произведения.
Слушание музыки. Внимание детей привлечено к легкому, изящному характеру музыки и различному изложению первого и второго предложений. Дети воспринимают музыку в целом, ощущая ее меняющийся характер.
Дети отмечают изменения в характере звучания движением рук. Первое предложение – руки «показались» (первая доля такта), руки «спрятались» (вторая доля такта). Второе предложение – руки «танцуют» (повороты кистями). Таким образом, усваивается построение музыкального произведения.
Чтобы научить детей четким и выразительным движением под музыку, педагог на последующих занятиях постепенно усложняет задания.
Играющие прячутся за стулья, поставленные по кругу. Первое предложение – быстро выглядывают или прячутся. Второе предложение – бегут по кругу, с окончанием музыки занимают стулья. Развивается ритмичность и четкость движений.
Построение игры как на предыдущем занятии. Но в центре кругу за спинкой стула становится водящий. Когда дети прячутся, он их «ищет» (выглядывает из-за стула), и наоборот. Педагог работает над выразительно-образным характером движения.
Повторяются движения предыдущего занятия, но, когда ребята бегут по кругу, воспитатель незаметно убирает один стул и оставшийся без места становится водящим. В игре появляется спортивный интерес.
Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приемов помогают детям хорошо усвоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразительного движения.
Музыкальный руководитель воспитывает и обучает ребенка, непосредственно влияя на формирование его личности. Он помогает ребенку в восприятии и познании окружающего мира, воспитывает бережное отношение к нему.
Источник
Будь ловким ладухина ноты
По широкому кругу поставлены стулья спинками наружу. Позади каждого стула встаёт ребёнок. В центре — водящий, присевший на корточки.
На 1-й такт все дети присаживаются за стульями, как бы прячась, а водящий встаёт во весь рост, стараясь заглянуть за спинки стульев, не сходя со своего места.
На 2-й такт дети встают во весь рост, заглядывая в середину круга. Водящий присаживается на корточки, как бы прячась от детей.
На 3-й и 4-й такты движение повторяется.
С 5-го по 12-й такт все играющие бегут в одном направлении по кругу (за стульями). Водящий тоже вбегает в общий круг.
С концом музыки (12— 13-й такты) все, вбегая внутрь круга, садятся каждый на любой стул. Оставшийся без места становится водящим. Игра начинается сначала.
Учимся
1. Изменение характера движения в соответствии с изменением характера музыки в 1-й и 2-й части.
2. Отметить в движении акценты (в каждом такте).
3. Поочерёдное движение—приседание.
4. Лёгкий бег по кругу.
5. Ориентировка в пространстве.
Методические указания
Прежде чем объяснить содержание игры, можно провести занятие, подготавливающее к игре.
Воспитатель проигрывает произведение, отмечает его весёлый, подвижный характер и предлагает детям сидя отмечать движением первую и вторую части: на первую часть руки «показались», на вторую—руки «спрятались» за спину (движение приходится на каждый такт); на вторую часть — руки «танцуют» (ладони поворачиваются то вверх, то вниз).
На следующем занятии дети стоят сзади стульев, расставленных по кругу. На первую часть дети то приседают — «прячутся» за стулом, то поднимаются, на вторую часть — бегут вокруг стульев.
Когда дети хорошо усвоят эти движения, можно показать всю игру.
Источник
Будь ловким ладухина ноты
По широкому кругу поставлены стулья спинками наружу. Позади каждого стула встаёт ребёнок. В центре — водящий, присевший на корточки.
На 1-й такт все дети присаживаются за стульями, как бы прячась, а водящий встаёт во весь рост, стараясь заглянуть за спинки стульев, не сходя со своего места.
На 2-й такт дети встают во весь рост, заглядывая в середину круга. Водящий присаживается на корточки, как бы прячась от детей.
На 3-й и 4-й такты движение повторяется.
С 5-го по 12-й такт все играющие бегут в одном направлении по кругу (за стульями). Водящий тоже вбегает в общий круг.
С концом музыки (12— 13-й такты) все, вбегая внутрь круга, садятся каждый на любой стул. Оставшийся без места становится водящим. Игра начинается сначала.
Учимся
1. Изменение характера движения в соответствии с изменением характера музыки в 1-й и 2-й части.
2. Отметить в движении акценты (в каждом такте).
3. Поочерёдное движение—приседание.
4. Лёгкий бег по кругу.
5. Ориентировка в пространстве.
Методические указания
Прежде чем объяснить содержание игры, можно провести занятие, подготавливающее к игре.
Воспитатель проигрывает произведение, отмечает его весёлый, подвижный характер и предлагает детям сидя отмечать движением первую и вторую части: на первую часть руки «показались», на вторую—руки «спрятались» за спину (движение приходится на каждый такт); на вторую часть — руки «танцуют» (ладони поворачиваются то вверх, то вниз).
На следующем занятии дети стоят сзади стульев, расставленных по кругу. На первую часть дети то приседают — «прячутся» за стулом, то поднимаются, на вторую часть — бегут вокруг стульев.
Когда дети хорошо усвоят эти движения, можно показать всю игру.
Источник
В обработке Т. Попатенко, автор движений Ф. Теплицкая
Программное содержание.Учить детей узнавать двухчастную форму музыкального произведения, реагировать на смену частей сменой движений; исполнять притопы, хлопки, кружения, легкий бег парами.
Задачи.Воспитывать умение согласовывать свои движения с движениями товарища, развивать внимание.
Описание пляски.Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу.
Такты 1—4. Бег по кругу.
Такты 5—12. Притопывание ногами.
Такты 13-16. Бег по кругу.
Такты 17-24. Хлопки в ладоши.
Такты 25-28. Дети берутся за руки и бегут по кругу парами.
Такты 29-36. Дети кружатся, взявшись за руки.
Методика разучивания.Вначале дети слушают музыку к пляске. Педагог проводит с ними беседу, в ходе которой привлекает их внимание к характеру и форме музыкального произведения. Перед разучиванием пляски музыкальный руководитель вместе с воспитателем показывают детям движения пляски, напевая мелодию. Педагог объясняет последовательность движений. Далее ставит детей по кругу с воспитателем. Проводит пляску, используя указания и пояснения (воспитатель пляшет только тогда, когда у кого-либо из детей не оказалось пары). Можно вызвать для исполнения пляски одну, две пары, побеседовать с детьми об их исполнении. В процессе разучивания пляски педагог делает необходимые пояснения, замечания, дает указания.
Усложнение программы в старшейи подготовительнойгруппах обусловлено уже приобретенным детьми жизненным и музыкальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития: окрепла нервная система, движения стали более скоординированными, развились ориентировка в пространстве и воображение, внимание стало более сконцентрированным.
У детей данного возраста в достаточной степени развиты музыкальные способности — чувство ритма, музыкальный слух. В старшей и подготовительной группах воспитатель закрепляет все ранее приобретенные детьми навыки, знания и умения. Объем их музыкальных и двигательных навыков возрастает. К выполнению задания дети подходят осознанно, умеют давать оценки своей деятельности и стремятся все выполнить правильно. Если в младшей группе ребенок имитирует образ, в средней группе точно выполняет его, то в старшей и подготовительной группах ребенок воплощает образ эмоционально, выразительно. Часто даются индивидуальные и групповые задания, каждому из детей предлагается выполнить роль ведущего в построениях, плясках, играх. Дети, освоившие способ выполнения задания, помогают друг другу. В связи с этим у них развивается чувство коллективизма, товарищества. Особое внимание уделяется развитию детского творчества.
От детей требуется умение двигаться в различных построениях и направлениях (звездочка, воротца; ходьба вперед, назад, врассыпную, змейкой и т. д.). В ряде игр, плясок и упражнений проводится работа над поочередными действиями групп и пар детей, над своевременным началом и окончанием ими действий. В этих группах проводятся все виды игр, плясок, упражнений, импровизаций; инсценировки, этюды. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь: ритмично двигаться в соответствии с характером музыкального произведения, его частями и динамикой звучания, темпом и метром, ритмическим рисунком.
В играх с пением дети должны передавать содержание текста и характер мелодии. Исполнять пляски, построенные на плясовых движениях — шаг галопа, польки, выставление ног на носок и пятку. Исполнять элементы русской народной пляски — плавный шаг, переменный шаг, шаг с притопыванием, полуприсядка, троекратное притопывание в конце музыкальных фраз; хлопки в разном темпе и ритме и т. д. Правильно сочетать основные движения с гимнастическими, имитационными. Играть под пение детей и воспитателя, под инструментальное сопровождение, уметь инсценировать содержание песни.
В музыкальных играх детей учат действовать согласованно, самостоятельно искать выразительные движения, не подражая друг другу. В плясках они должны творчески использовать знакомые им элементы движений, комбинировать их, составлять несложные композиции. Дети должны не только овладеть различными движениями, но и знать их названия.
В старшей и подготовительной группах игра остается основным видом деятельности, но пляски и упражнения занимают большее место.
Игры для старшего дошкольного возраста очень разнообразны. За последнее время композиторами и педагогами создано много новых игр, отвечающих программным требованиям. Их также необходимо использовать в работе с детьми.
В каждой из игр воспитатель обучает детей музыкальным навыкам и одновременно разучивает с ними движения. В играх дети могут имитировать различные движения трудовых процессов, некоторых животных, передавать образы окружающей жизни. Часто в игры включаются пляска, маршировка, различные построения, перестроения, элементы соревнования. Некоторые пляски имеют определенную тематику. В пляски нередко включаются различные перестроения: круги, шеренги, звездочки и т. д. Регулярно проводимые упражнения помогают детям овладеть программными умениями и совершенствовать их. Большое воспитательное значение имеет совместное участие детей старшей и подготовительной групп в упражнениях-композициях. Обычно они выполняются на праздничных утренниках и вызывают особо радостное настроение.
В играх педагог добивается осознанного отношения детей к музыке и движениям. Для этого он иногда объясняет детям новое движение, показывает, как оно выполняется, а иногда предлагает одним детям выполнить хорошо знакомые им движения, а другим внимательно посмотреть и внести свои поправки и замечания, порой предлагает детям придумать новые движения самостоятельно, а потом вместе с детьми составляет из наиболее интересных движений новую пляску или упражнение.
В несюжетных играх от детей требуется очень четкая реакция на музыку, на более сложные игровые задания. Перед детьми в такой игре стоит задача двигаться ритмично в соответствии с характером музыки, быстро ориентироваться при переходе от одного движения к другому со сменой частей музыкального произведения. Педагог учит детей воспринимать более тонкие темповые и динамические нюансы музыки, которые диктуют те или иные изменения в движениях, действиях. При разучивании несюжетной игры сначала дается слушание музыки, затем детей спрашивают, какая это музыка, сколько в ней частей, какие движения можно выполнить под эту музыку? Педагог стремится научить детей самостоятельно разбираться в характере музыки и форме музыкального произведения. Затем педагог, если это необходимо, объясняет и показывает игру. Не всегда следует начинать разучивание с показа движений, иногда допустимо только дать указания. Отдельные детали игры предварительно разучиваются в подготовительных упражнениях.
Сюжетные игры подбираются более развернутые, с большим количеством персонажей. От ребенка требуется умение «войти в образ», проявить воображение, свои творческие потенции. Развивая у детей более точное восприятие характера музыки, педагог по-прежнему вначале дает им образный рассказ, который настраивает на игру, направляет их внимание на характер музыки, помогает в воплощении образов, и только потом играет музыкальное произведение. После этого педагог предлагает детям поиграть самостоятельно, распределив роли и обозначив место действия. В тех случаях, когда образ игры детям недостаточно знаком, или если они неправильно его передают, неточно выполняют движения, педагог на последующих занятиях еще раз выразительно исполняет музыку, обращает внимание на ее характер, нюансы. Сам показывает примерные образцы движений или предлагает показать их тем де-i ям, которые хорошо и выразительно их исполняют. Игры систематически повторяются и варьируются. С каждым таким повторением детям полнее раскрывается музыкальное содержание игры.
Во время проведения сюжетных игр педагог следит, чтобы все дети проявляли активность, не выпускает из поля зрения застенчивых, малоактивных, ненаблюдательных детей, помогает им наводящими вопросами.
Обучение играм, пляскам и упражнениям-композициям проходит по трем этапам: первоначального ознакомления, разучивания и закрепления.
В группах детей старшего дошкольного возраста проводятся все виды плясок и упражнений.Пляска с участием взрослого обычно фигурирует лишь на праздниках, когда прибывшие гости (Дед Мороз, Петрушка, Снегурочка, Весна, Осень и т. д.) танцуют вместе с детьми или когда ведущий организует детей в хоровод и проводит с ними пляску, ранее не разученную. Все пляски и упражнения-композиции требуют предварительного слушания и анализа детьми музыкальных произведений к ним, выполнения серии подготовительных упражнений и проведения целостного показа, а упражнения-композиции также — объяснения способа выполнения на первом этапе обучения. На втором этапе пляски разучиваются по частям, на третьем этапе обучения — самостоятельно исполняются детьми.
Пляски-импровизации проводятся во всех трех вариантах.
Предлагаем примерные образцы методики разучивания музыкально-ритмического материала с детьми старшего дошкольного возраста.
Несюжетная игра «Будь ловким», музыка Н. Ладухина,
Источник