Буду скрипачом шальман ноты

Шальман — Я буду скрипачом

Шальман — Я буду скрипачом. Скачать ноты Шальман — Я буду скрипачом вы можете на этой странице. Беседы Шальмана рассчитаны на два-три года занятий. Каждая из них представляет собой комплекс заданий, направленных на воспитание музыкального мышления, эмоциональной восприимчивости, на развитие слуховых и двигательных навыков.
Автор стремился сделать содержание доступным и, где возможно, занимательным для ребенка, полагая, что это повысит его интерес к занятиям и поможет лучше усвоить пройденное в классе. Текст ученик может прочитать сам или с помощью взрослых.
Данное издание не самоучитель несмотря на то что в нем отражен последовательно процесс обучения первоначальным исполнительским навыкам и даны подробные рекомендации. Автор не исключает возможности использования бесед в этом качестве хотя сомневается в эффективности профессионального обучения 6eз систематических занятий с педагогом. Ни один самый совершенный учебник не в состоянии подменить педагога. Только он решает вопрос об актуальности и целесообразности прохождения того или иного материала. Само собой разумеется, что все рекомендации выполняются с согласия педагога и под его контролем.
Рекомендуется использовать беседы также для работы с детьми старше восьмилетнего возраста, впервые начинающими занятия на инструменте. Активный темп продвижения по программе позволит им довольно скоро догнать своих ровесников, начавших заниматься ранее.
Для молодого учителя беседы могут послужить первоначальной моделью построения учебного процесса.

БЕСЕДА ВТОРАЯ
Согласно учению известного советского физиолога Н. А. Бернштейна всеми движениями человека управляет центральная нервная система, в которой имеется несколько так называемых уровней построения и координации движений. Чем сложнее движение, тем выше уровень, руководящий им. Важная роль в формировании первоначальных навыков игры на скрипке принадлежит следующим факторам: 1) уровню, обеспечивающему мышечную настройку — профессиональное положение корпуса, держание скрипки и смычка (уровню А); 2) уровню, руководящему согласованием работы мышц в обеих руках (уровню В). Оба уровня во время исполнения не контролируются сознанием. Учитывая это, педагог должен специально привлечь внимание ученика к правильному выполнению движений, руководимых этими уровнями.
Осваивая элементарное игровое движение, ребенок может имитировать знакомое ему бытовое (см. упражнение 1, 2, 6). Учитель ускорит и упрочит овладение навыком, если на первых порах сам будет направлять действия рук ученика. С этой же целью рекомендуется заниматься с начинающими не менее трех- четырех раз в неделю.

  • Упражнение 1 — Сначала педагог одной рукой подает карандаш, другой — проверяет, свободна ли рука. Затем ученик сам держит карандаш и укладывает на него пальцы. И наконец, учится брать карандаш-«смычок» правой рукой из любого положения: со стола, из рук и т. д.
  • Упражнение 4 — Чтобы ребенок на первых порах не хватал смычок крепко, можно временно позволить держать его в середине трости, как карандаш.
  • Упражнение 5 — «Игра» по сгибу локтя вынуждает смычок двигаться по одной линии, не отклоняясь в стороны. Навык вырабатывается следующим образом. Пальцы ребенка пассивно лежат на трости. Указательный палец учителя придерживает средний и безымянный пальцы ученика сбоку; большой — направлен снизу вдоль трости, а остальные поддерживают колодку. Левая рука педагога придерживает предплечье ребенка вблизи кисти (см. фото). Первое время смычок направляет учитель. Все действия со смычком он должен комментировать, тогда усвоение навыков будет сознательным и, следовательно, прочным. В дальнейшем инициатива постепенно передается ученику, а педагог лишь корректирует движения
  • Упражнение 7 — Сначала ребенок учится держать скрипку в постоянной точке опоры — левая сторона подбородка и ключица. Небольшого наклона головы влево должно быть достаточно для того, чтобы скрипка держалась прочно и удобно. Большинству учеников требуется подушечка или «мостик». На последующих занятиях осваивается переменная точка опоры — между указательным и большим пальцами. Ребенок должен уметь так распределять внимание, чтобы постоянно контролировать мышечные ощущения в обеих точках опоры.
  • Упражнение 1 -Многие педагоги начинают обучать ведению смычка в средней его части, поскольку звукоизвлечение здесь не требует значительных усилий. Есть, однако, у этого метода и недостатки. Во-первых, учащийся с самого начала привыкает не доводить смычок до колодки; во-вторых, поздно вырабатываются навыки, позволяющие регулировать вес смычка в разных его частях. И наконец, согласно данным физиологии, ребенок на первых порах не способен к тонким детализированным движениям. У него поначалу получаются только крупные, и лишь постепенное овладение навыком позволяет ему уменьшить их размах.
Читайте также:  Стоят девчонки юбки по колено ноты

Ребенок уже водил всем смычком по сгибу локтя (см. упражнение 5 первой беседы). Теперь при непосредственной помощи педагога он может применить этот навык в условиях игры на инструменте. Порядок работы тот же, что и в указанном упражнении. У колодки педагог чуть поддерживает смычок, чтобы избежать призвуков, а в конце нажимные усилия применяются лишь для того, чтобы смычок не сползал на гриф.
С самого начала скрипач должен контролировать качество звучания. В скором времени осваивается и игра отдельными частями смычка.
БЕСЕДА ПЯТАЯ
«У кота-воркота». Сосредоточенная игра по нотам нередко вызывает у начинающих излишние мышечные напряжения, нарушает координацию движений. Если же ученик первое время будет играть наизусть, это даст ему возможность уделить больше внимания интонации и двигательным ощущениям.
Порядок заучивания наизусть может быть следующим. Сначала учащийся прослушивает мелодию и, спев ее несколько раз, запоминает. Затем поет со словами и одновременно пальцами имитирует игру. Выучив аппликатуру, он исполняет песенку на скрипке.
Не следует позволять резко играть pizzicato. Это воспитывает небрежное отношение к звуку и зачастую вызывает скованность левой руки.
БЕСЕДА СЕДЬМАЯ

  • Упражнение 1 -Перед переходом на соседнюю струну смычок максимально приближается к ней. Смена должна осуществляться целостным движением предплечья и кисти. Амплитуда движения между крайними струнами — минимальна.

БЕСЕДА ВОСЬМАЯ
Эта беседа и все последующие разделены на две половины. Первая половина посвящена изучению разнообразных приемов и навыков в I позиции, вторая — освоению II и III позиций.
Подтекстовка придает упражнению живость и образность, благодаря чему легче усваиваются ритмические фигуры, штрихи. Приведенный вариант текста, разумеется, один из возможных. Рекомендуется применять этот метод, в частности работая с учеником над фразировкой. Подтекстовку часто использовали в своей практике Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, П. С. Столярский и многие другие известные педагоги.

  • Упражнение 4 — Переход в позицию выполняется единым движением кисти и предплечья. Ученик должен позаботиться о том, чтобы не возникало напряжений в локтевом суставе.

Палец, едва касаясь струны, скользит приблизительно до IV позиции. Высота звука не фиксируется (в нотном тексте она указана условно). Упражнение полезно также для устранения хватательного движения большого и указательного пальцев и с этой целью может быть использовано уже на первых уроках. Работу над переходами важно держать под постоянным наблюдением.
БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ
Изучение нот начинается после усвоения основных форм постановки. В пьесах, предназначенных для закрепления пройденного, следует обращать пристальное внимание на состояние игрового аппарата.

  • Упражнение 1 -При частом чередовании соседних струн локоть находится на одинаковом расстоянии от обеих и не меняет своего положения. Поворот кисти при смене струн должен быть едва заметным.
  • Упражнение 1 -Позднее, подготавливая ученика к игре аккордов, полезно предложить ему выучить это упражнение, играя все звуки только вниз смычком.

О работе над гаммами. Часто, прослушав выученную гамму, педагог ограничивается замечаниями, касающимися интонации или постановки. Однако не меньшее значение следует придавать выработке правильных смен смычка, струн, позиций, четкости и ровности артикуляции. И еще важнее, добившись этого, придать гамме полноценный художественный вид.
На раннем этапе обучения гамма служит своеобразным полигоном для отработки начальных двигательных и слуховых навыков. Поэтому, вероятно, лучше не увлекаться в это время числом пройденных гамм, а ограничиться мажорными тональностями — Соль, Ре, Ля мажор, Си и Ми мажор.
Пример учителя, ярко, артистично исполняющего гаммы и арпеджио, может побороть неприязнь ученика к ним. При этом важно объяснить начинающему, как работать над ними. Полезно изучать и гаммообразные пассажи из произведений.

  • Упражнение 2 — Педагогической практикой давно признана польза транспонирования. Так юный скрипач исподволь привыкает к игре во II и III позициях не по моторным ощущениям, а по слуховым ориентирам Полезно транспонировать также в пределах одной позиции на разных струнах. Это умение следует постоянно развивать и в дальнейшем.

БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ
Штрих мартеле выполняется предплечьем и частично плечом при активном участии пальцев. Образец штриха энергичная, без призвуков атака и продолжающий ее сочный, наполненный звук. Следует отдельно отработать мгновенную смену напряжения при «уколе» на свободное, уверенное ведение смычка. Впоследствии полезно освоить штрих в более быстром темпе, постепенно укорачивая используемый отрезок смычка (martellato).
Изучение мартеле по два, четыре и более звуков на смычок создает предпосылки для работы над стаккато.
БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
У маленького ребенка восприятие по своей природе конкретно. Поэтому предлагать ему на первых порах высчитывать длительности нецелесообразно. Это отвлекает начинающего от более важных задач постановки, интонации. Лишь после того, как ребенок войдет во вкус игры на инструменте, преодолеет первые трудности, он может познакомиться с отвлеченным понятием «длительность».
«Неваляшки», «Коломбина». Пьесы — удобный повод показать, как характер музыки связан с техникой исполнения. Прежде чем использовать подвижный штрих мартеле в песенке «Неваляшки», ученик должен овладеть им на открытой струне.
БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ

  • Упражнение 1 -В современной педагогике все чаще применяется метод проблемного обучения. Отдельные элементы его применимы и в работе с начинающими. Суть его в том, что учитель ставит задачу (проблему) и предлагает ученику самому найти ее решение, как бы сделать открытие. Это активизирует мысль школьника, учит использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Данное упражнение — пример простейшего проблемного задания. И хотя в тексте уже содержится ответ, можно предложить ребенку определить аппликатуру также в нисходящем движении или в другой позиции.
Читайте также:  Тина тернер симпли зе бест ноты

БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ
При игре деташе следует избегать чрезмерного прогибания или выгибания кисти. Пальцы должны пассивно свободно лежать на трости, перенося на нее вес всей руки, что обеспечит плотное прилегание волоса к струне.
Нельзя требовать от начинающего игры сильным звуком, ибо она «представляет собой особое искусство и развивается лишь в результате опыта и большой работы» (Л. Ауэр). Искусственное форсирование звука часто приводит к зажиму рук и потере правильного ощущения при ведении смычка то струне, искажает представление о красоте звучания.
В нижней части смычка давление должно быть минимальным, но нужно хорошо ощущать сцепление смычка со струной. На первых порах не следует вести смычок у колодки слишком медленно, тогда пальцы и кисть не «успеют» почувствовать его тяжесть. Они не играют активной роли и в середине смычка, подчиняясь инерции движения предплечья.
В верхней части смычка волос должен плотно прилегать к струне. Несмотря на то что здесь кисть и пальцы наиболее активны, «ощущение локтя» не должно покидать ученика.
Можно облегчить восприятие сложных профессиональных требований, если применить при объяснении метафорические выражения типа: «поглаживание», «рисуй кистью» (как художник), «не отпускай звук, как будто жалко расстаться» и т. д.
БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ
Прежде чем играть песенки в позициях, ребенок должен хорошо усвоить звукоряд в обоих направлениях. Рекомендуется поначалу играть pizzicato, чтобы временно отвлечься от технических задач.
Изучать II и III позиции предлагается одновременно, тогда четные позиции для ученика в будущем не станут камнем преткновения.
Большой психологической помехой является определение аппликатуры, исходя из I позиции. В сознании ученика позиции должны быть равноправны. Играя в III позиции, не следует опираться ладонью об обечайку.
БЕСЕДА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

  • Упражнение 1 — Отрывки из упражнений Г. Шрадика приведены лишь для примера. Предполагается, что ученик последовательно ознакомится с первыми шестью разделами этого классического пособия, как и с упражнениями Ш. Данкля «Ecole du mechanisme», op. 74. Порядок работы над упражнениями предлагается следующий: пальцы, собранные вместе, находятся над струной в ненапряженном состоянии. Прежде всего обеспечивается удобное положение 4-го пальца. Каждый палец активно падает на струну как бы под собственной тяжестью; совершать дополнительное усилие при этом не нужно: сила и четкость пальцев вырабатываются со временем.

Размаховое движение производится нижним суставом пальца при пассивности остальных, оно должно быть умеренным.
Ускорение темпа сопровождается уменьшением размаха и ослаблением нажима пальцев на струну. Ученик должен постоянно следить за состоянием большого пальца.
БЕСЕДА ДВАДЦАТАЯ
Раздельный пунктирный штрих исполняется концом смычка. Кисть должна быть свободной, но не разболтанной и не прогибаться чрезмерно. Необходимо подчеркивать интонационную связь между коротким и последующим длинным звуками.
В пунктирном штрихе, исполняемом на один смычок, действия кисти и пальцев являются как бы «отголосками» движений крупных частей руки. Перед коротким звуком следует первое время делать продолжительную паузу, чтобы подготовиться к атаке.
БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ
Работа над двойными нотами еще не занимает достойного места в начальном обучении. Предложенная последовательность прохождения материала способствует постепенному овладению ими уже на раннем этапе.
Пальцы ставятся на струны одновременно серединой подушечки. Постоянно контролируя интонацию, ученик должен заботиться также о качестве звучания и свободе движения рук.
К. В. ГЛЮК. «Веселый хоровод». Сложность пьесы — в необходимости сочетать перенос пальцев на соседнюю струну с исполнением различных комбинаций деташе и легато. Палец должен менять струну чуть раньше, чем смычок. Следует определенное время учить пьесу в медленном темпе, уделяя равное внимание технике обеих рук.
БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
В. ШАИНСКИЙ. «Песенка крокодила Гены». Неточное интонирование уменьшенной квинты, сыгранной последовательно одним пальцем на соседних струнах,— распространенный недостаток начинающих скрипачей. Работа над интервалом на материале известнейшей детской песенки поможет быстро устранить этот дефект.
Контрольное задание
Не ограничиваясь указанными вопросами, можно предложить ученику еще и следующие: каков характер, темп пьесы? из скольких разделов она состоит? какими штрихами должна исполняться?
БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ
В. ШЕБАЛИН. Колыбельная. На примере пьесы можно показать ученику, как развитие фразы, мелодии диктует выбор штрихов, аппликатуры.
А. СМЕЛКОВ. «Песня лесника», «Рассвет».. Произведения современной музыки не часто встречаются в скрипичном репертуаре первых лет обучения. Однако не следует откладывать знакомство с ними «на потом». Поздно сформировавшиеся представления мешают органично воспринять новый интонационный язык, в результате чего музыкант долгое время испытывает затруднения при исполнении современного репертуара.
Прежде чем приступить к работе, полезно, чтобы ученик услышал пьесу в сопровождении фортепиано и обратил внимание на непривычные мелодические обороты, логику развития мелодии и тесную связь скрипичной и фортепианной партий.
Н. БАКЛАНОВА. Романс. Осмысленное, выразительное исполнение невозможно без ясного представления о форме, структуре произведения.
На первом занятии педагог предлагает определить количество частей в пьесе, их различие по характеру, темпу и протяженности. На дальнейших занятиях внимание ученика обращается на основные моменты развития мелодической линии, внутреннюю взаимосвязь частей. Наконец, работа над техническими деталями вносит свои коррективы в план исполнения.
Перед концертным выступлением необходимо в подробностях прорепетировать исполнительское поведение ученика на сцене. Полезно одновременное изучение первых частей концертов си минор или соль мажор О. Ридинга.
БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ
Этюд № 29 (А. ЯНЬШИНОВ). Пальцы сгруппированы над струной. С ускорением темпа первый звук акцентируется все острее, а нажим пальцев на струну ослабевает. После устранения дефектов интонации наряду с другими способами рекомендуется учить этюд только левой рукой, без смычка, добиваясь ритмичной, ровной и четкой работы пальцев. Подъем их должен быть таким же активным, как и падение.
Л. БЕТХОВЕН. Менуэт. Пьесу можно предложить для исполнения подвинутому в музыкальном и техническом отношении ученику. Более ясГное представление о стиле исполнения он получит, прослушав другие менуэты Бетховена, Гайдна, Моцарта.
Трио может быть исполнено легким стаккато в конце смычка.
БЕСЕДА ТРИДЦАТАЯ
О. РИДИНГ. Концерт си минор (отрывок). Материалом для развития техники могут служить не только этюды или упражнения, но и трудные технические места из больших художественных произведений. Этот метод применялся многими выдающимися музыкантами и педагогами: Ф. Листом, А. Корто, Л. Ауэром, А. И. Ямпольским. В поле зрения юного скрипача попадает большее количество произведений. Он знакомится с такими техническими приемами, применение которых определено художественными задачами. И наконец, тем самым экономится учебное время.
В предлагаемом отрывке вялая, инертная артикуляция, несобранное. положение пальцев над струной, их скованность часто приводят к нарушениям координации рук при исполнении гаммообразных пассажей. Устранять эти недостатки следует в медленном темпе, на время заменив деташе на легато по четыре, восемь нот на смычок. Упрощение действий правой руки и ритмическая организация пальцев левой позволяют наладить ансамбль движений рук. Дефекты деташе исправляются упражнением на открытой струне.
БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ
Если же неритмичность и неровность появляются в игре легато, полезно учить отрывок штрихом деташе, который дисциплинирует пальцевую технику. Таким образом, в обоих случаях внимание ученика привлекается к тем движениям, которые обычно ускользают из-под контроля сознания.

БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ
Д. ПЕРГОЛЕЗИ. Ария. Красота мелодии, простота и ясность построения стимулируют выразительное исполнение. В первой теме важно подчеркнуть динамику повторяющихся звуков. В процессе занятнй ученик должен убедиться в том, что путь к яркой, рельефной передаче образа лежит через совершенное выполнение всех технических деталей. Положение руки в III позиции облегчает начальную работу над вибрацией. Но прежде следует убедиться в подготовленности игрового аппарата и стабильности интонации.
БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ
Ш). Изучение его важный и. Наряду с предложенными над этюдом только левой рукой (см. также этюд № 29, с. 71). Ученик должен заботиться о том, чтобы правая рука.«не откликалась» на трудности левой. Движения ее должны быть свободными и независимыми. Этот этюд особенно важно довести до высокой степени завершенности.
БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
Д. ТАРТИНИ. Сарабанда. Мелодия должна исполняться как бы на одном дыхании. Ориентируясь на опорные звуки, ученик все время должен помнить о главной цели — кульминации. Подготавливать ее нужно исподволь, а появление — выразительно подчеркнуть. Все звуки, особенно короткие, должны пропеваться и прослушиваться. Следует внимательно следить за тем, чтобы нигде не возникало случайных акцентов, неоправданного форсирования или ослабления звучания. Это во многом зависит от умелого распределения смычка, хорошего качества смен смычка и струн.

Авторы, обработок и переложений, использованных в издании:

Н. Бакланова, В. Бурместер, Г. Бурштейн, К. Вильбоа, Р. Гофман, Г. Дулов, Т. Захарьина, А. Комаровский, К. Корчмарев, В. Лапин, Ж. Металлиди, К. Мострас, А. Моффат, М. Раухвергер, Л. Ревуцкий, М. Рейтих, В. Сибирский, Ю. Слонов, С. Стемпневский, К. Фортунатов, Ю. Фортунатов, П. Чайковский, С. Шальман, И. Ямпольский, Т. Ямпольский.

Для просмотра первых страниц произведения Шальман — Я буду скрипачом щелкните по уменьшенному изображению.

Источник

Оцените статью