Мы рассказываем о гитарах
О технике и культуре акустической и электрогитары
Гитарный буфер — нажимать или не нажимать?
Буферный или истинный (true) байпас использовать для электрогитары? Нужно ли применять педаль-буфер? Эта тема постоянно обсуждается на гитарных форумах и единства мнений нет. Могу сказать только, что в итоге всегда рещать вам, должно ли это звучать так или не звучать и в какое время.
Буфер для электрогитариста — это устройство, обладающее высоким входным сопротивлением (сотни kOm), низким выходным сопротивлением (единицы kOm) и небольшим усилением по напряжению. Буфер на входе гитарного эффекта позволяет минимально нагрузить выход с гитары и не испортить его, а буфер на выходе позволяет не бояться длинных кабелей в качестве нагрузки.
Длинный провод ослабляет и искажает сигнал в цепи гитара — эффекты — усилитель. В результате, это проявится в срезанных верхах и уменьшении объема звука, а также падении общей мощности сигнала, что особенно будет заметно при низком входном сигнале. В таких случаях можно использовать педаль-буфер, которая поможет передать гитарный сигнал до усилителя без искажений и потерь. Большой плюс буфера в том, что его можно ставить в цепи непосредственно перед усилителем и не втыкать его на педалборд. Кроме того, некоторые буферы позволяют немного увеличить сигнал, а это небольшая добавка гейна, которая иногда бывает необходима.
Давайте рассмотрим несколько схем с буферов.
Транзисторный буффер, схема от Джека Ормана. Постороен на транзисторе с JFET, простая схема не требует отладки работает сразу же.
Для информации отличия JFET от MOSFET:
1. У MOSFET более высокое входное сопротивление.
2. У JFET нет порогового напряжения затвор-исток.
3. MOSFET чувствительны к статическим разрядам.
4. У JFET зачастую больше крутизна (transconductance, отношение малого приращения тока сток-исток к приращению напряжения затвор-исток, его вызвавшему, при постоянном напряжении сток-исток. Показывает, насколько резко транзистор реагирует на изменение напряжения затвор-исток).
5. Ну и главное отличие — JFET работате в режиме обеднения, а MOSFET (с индуцированным каналом) — в режиме обогащения.
гитарный буфер на JFET транзисторе
Следующая однотранзисторная схема взята из Ibanez Tube Screamer, немного более сложная:
буфер из Ibanez Tube Screamer
Следующая схема построена на одноканальной микросхеме TL071 (одноканальный JFET операционный усилитель с низким уровнем шумов).
Основные параметры TL071
Каналов,шт | 1 |
VOS (тип.),мВ | 10 |
IBIAS (тип.),нА | 0.2 |
Полоса пропускания (тип.),МГц | 4 |
Slew Rate (тип.),В/мкс | 16 |
CMRR (тип.),дБ | 86 |
Gain (тип.),дБ | 86 |
Shutdown | Нет |
VCC,В | от 6 до 36 |
ICC на канал (макс.),мА | 1.4 |
TA,°C | от -55 до 125 |
Корпус | DIP-8 SOIC-8 |
Микросхема питается напряжением 9 Вольт, но особенность в том, что на нее можно подать большее напряжение 12-15 Вольт без опаски повредить микросхему и получить больше высоких частот.
гитарный буфер на микросхеме
Вот так можно быстро ее собрать на макетной плате:
расположение элементов буфера
Реализация тоже простая и достуная начинающему. Рекомендую пробовать на макетной плате — быстро можно проверить и научитесь работать с макетной платой для последующих эксперементов. У данной схемы также есть небольшая модификация, которая используется многими производителями гитарных педалей эффектов. Схему ее привожу ниже:
гитарный буфер на микросхеме TL072
Подробнее о +CubozoaRu
Разработка, изготовление уникальных, программируемых блоков питания для педалей эффектов гитар.
Источник
Говорим о True Bypass
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Помнится, я спрашивал у вас, нужна ли статья о True Bypass? На, что вы ответили, что, определенно, нужна.
Ну вот, собственно, и она. =)
Что же такоеTrue Bypass? Собственно, это такой метод переключения в педали, при котором, в выключенном состоянии, сигнал идет напрямую с входа на выход, минуя саму схему примочки.
Резонный вопрос, а зачем оно надо?
А надо оно затем, чтобы донести сигнал от звукоснимателей до усилителя с минимальными искажениями, а лучше, вообще, без оных. Но, такого, к сожалению не бывает.
Ну, или более подробно.
На этой схеме синим, показан путь сигнала, а красным – внутренние контакты в переключателе. Точки же, означают, что внутренние контакты переключаются строго вместе при нажатии кнопки.
Видно, что сигнал идет с входного джека, на среднее контактное ушко, через внутренний контакт на нижнее, затем на соединительный провод (jumper), опять через внутренний контакт, и на выход.
В этой схеме применяется переключатель DPDT (Double Pole Double Throw), так же возможно применение переключателя 3PDT (Triple Pole Double Throw), в этом случает случае можно задействовать светодиод, который будет включаться при переходе в байпасс и наоборот.
Ниже приведена схема True Bypass Looper (про луперы я уже писал не путать с looper/sampler), как раз с использованием 3PDT для светодиода.
Естественно, что можно обойтись DPDT (и без светодиода).
Не трудно заметить, что Рис. 4 практически совпадает с Рис. 2.
Теперь посмотрим на НЕ True Bypass.
Или более подробно.
В этом случае, цепь эффекта, которая имеет свое сопротивление, всегда соединена с путем сигнала. В таких схемах применяют более дешевые переключатели SPDT. Вообще, такая схема не теоретически это не должна сильно влиять на звук.
Однако попробуйте включить в цепь, например, Dunlop CryBaby Original, и послушать чистый звук. Гарантирую, разницу между тем, когда квакушка и в цепи и не в цепи, вы услышите. Именно поэтому свою квакушку я замодил и теперь в ней самый, что ни на есть True Bypass. (Есть еще вариант использовать True Bypass Wah-Pad)
Такая схема переключения часто встречается в винтажных эффектах и переизданиях оных. Dunlop (как и другие производители), например, специально на многих своих примочках оставляет такую схему включения. Это, своего рода, фишка педали, которая окрашивает звук гитары. Ну, и потом, если это переиздание винтажной педали, то тоже стараются сохранять аутентичность.
Еще один важный момент, при такой схеме переключения звук будет всегда, независимо от того, включена педаль в данный момент или нет, есть ли на педали питания или нет, вставлена ли туда батарейка или нет. Кстати, именно так люди не совсем в теме проверяют, есть ли у педали True Bypass или нет. Т.е, если сигнал проходит через незапитанную педаль, то говорят, что она с True Bypass. Так вот, это не правильно!
Как мы выяснили выше, как в случае True Bypass, так и в случае Not True Bypass сигнал проходит в любом случае.
Что насчет буфера?
Однако же, есть случай, когда, если педаль не запитана, звук проходить не будет. И вот это-то люди не в теме и называют НЕ True Bypass.
Да, байпасс тут не правильный, но плохо ли это? И почему, в отличие от предыдущих случаев сигнал не проходит, если вынуть из педали батарейку?
Как вы уже догадались, речь идет про педали с буфером.
В этом случае, сигнал всегда идет через цепи педали, однако для предотвращения потерь сигнала он проходит через буферы, которые превращают сигнал из высокомного в низкоомный.
Повторюсь, основная идея использования буффера, это предотвратить потери сигнала со звукоснимателей (которые представляют собой высокомную и низкоемкостную нагрузку). Выход буфера, обычно, низкоомный, что позволяет без потерь качества подключать к нему длинные гитарные кабели, либо цепь примочек.
Кстати, дополнительный бонус такого способа – это отсутствие щелчка при переключении, который зачастую возникает при использовании механических переключателей (здесь же переключение электронное).
Казалось бы, что все должно быть круто. Ан нет, и тут не без подводных камней.
Буфер должен быть качественный, чтобы не вносить искажений в сигнал (Visual Sound говорят, что в их педалях такие). Простой и дешевый транзисторный буфер (как в некоторых Boss или Ibanez), может шуметь и искажать сигнал, а если в цепи несколько педалей с такими буферами, то фонить уже может довольно сильно.
В заключении
Буффер может быть хорошим решением, если у вас большая цепь педалей или длинные кабели, однако, могут быть проблемы при подключении педалей разных производителей, особенно, если есть винтажные педали без True Bypass. Если использовать все педали с буфером, то это может решить одну проблему, однако вызвать другую в виде фона. Последнего можно избежать, если иметь в каждой педали высококачественный буффер, что, как сами понимаете, на практике невозможно.
Что можно посоветовать? Покупайте True Bypass, когда это можно и используйте хорошие кабели и джеки. Можно использовать специальные качественные буферы перед цепью эффектов, как напримерMC401 Boost/Line Driver и ему подобные. Не забывайте так же, и про луперы и лайн селекторы.
Комбинируя все эти способы, можно передачи сигнала от звукоснимателей до усилителя без потерь, как если бы вы включили напрямую гитару в усилитель.
Да, и не замарачивайтесь сильно на этом, используйте свой слух. Если разницы не слышно, то зачем запариваться? Зачастую, усилия могут не соответствовать произведенному эффекту, от этих усилий.
PS: Если есть дополнения, исправления. Или вы заметили неточность, то давайте в камменты — обсудим. С вопросами тоже туда =)
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник
Варианты размещения буфера в цепи эффектов
В одном из предыдущих материалов мы рассмотрели вопрос размещения буффера между квакушками и фуззами. Теперь немного расширим тему и пройдемся по всем случаям, когда буффер может пригодится в цепи.
1) Перед Действительно длинным кабелем
Ограничения, связанные с емкостью кабеля, приводят к тому, что при использовании действительно длинного экземпляра мы начнем ощущать серьезные потери в высоких частотах. Не то что бы это был эффект лоу-пасс фильтра, но недостаток «стекла» и «звона» вы легко заметите. Собственно, в данном случае буффер надо поставить перед этим самым кабелем
2) Перед длинной цепью True-Bypass педалей
«Трубайпасс» – это, конечно, здорово, но для финального звука длинная цепь таких девайсов несет примерно такой же ущерб, как и длинный кабель: мы теряем изначальную частотную характеристику сигнала из-за высокого входного сопротивления тру-байпасс девайсов и проблем, связанных с емкостью патчей. В данном случае буффер надо поставить перед скоплением наибольшего количества True-Bypass педалей
3) Перед педалями с низким входным сопротивлением или перед педалями, которые на слух «гадят» звук
Некоторые педали (например, фузз фейсы) обладают нетипично низким входным сопротивлением. Многие вахи разделяют эту особенность. Это также неизбежно приводит к потере тона. Надо обратить внимание на то, что далеко не все буфферы работают адекватно с «олсдкульными» фуззами типа фуззфейса: как мы писали в одной из предыдущих статей, здесь работает только метод «тыка»: попробуй несколько, пока не найдете тот, на который ваш фузз будет адекватно реагировать.
Случаи, когда НЕ стоит использовать буффер
– Если у вас гитара с активной электроникой, то вам скорее всего не нужно будет использовать буффер
– Если в одной или нескольких ваших педалях уже есть встроенный буффер: например, в практически всех педалях Boss есть буффер, который активен даже когда педаль выключена.
Источник