Джазовые упражнения для начинающих пианистов
Автор статьи – Мажутко Анна
Есть совершенно обоснованное мнение, что джаз – довольно сложный жанр, и исполнять его трудно. Все верно, но это вовсе не значит, что джаз – это что-то недосягаемое. Есть ведь джазовые упражнения. Главное – начать. Существуют очень несложные пьесы, которые может исполнить ребенок в конце 1-го класса музыкальной школы. Ну, а если обучается взрослый человек, то и раньше. Джазовые музыканты ведь таковыми не сразу стали. Надо с чего-то начинать.
Первое, что нужно понять – это джазовые аккорды. Базово они тоже строятся на главных трезвучиях лада – тонике, субдоминанте и доминанте. Так, к примеру, именно на главных трезвучиях основывается буги-вуги на фортепиано, который является базовым в освоении джаза.
Надо сказать, что буги-вуги – фортепианный стиль, отличительной особенностью которой являются характерные покачивания в левой руке на басах главных трезвучий, чередуя то квинту, то сексту. Наши сегодняшние джазовые упражнения будут базироваться на основных трезвучиях лада. За основу возьмем тональность до мажор как самую знакомую и простую.
Вот покачивания на основе тоники:
Как только освоили тоническое покачивание, можете перейти к субдоминантовому:
Ну и последнее «качание» – доминантовое:
Чередуйте тонику и доминанту, доминанту и субдоминанту, то есть – играйте эти джазовые упражнения в разных последовательностях.
Сначала можно играть медленно и ровными нотками. А потом пунктирным ритмом. Нота 5-м пальцем – подлиннее, а 1-м – покороче. Чтобы было нагляднее, можно на каждые две ноты произносить «Данди Данди Данди Данди» с ударением на первом слоге. Тогда и получится – первая нота длинная, вторая – короткая, третья – опять длинная, четвертая – короткая. В нотах это будет выглядеть так:
Ну, а когда вы освоите первые джазовые упражнения в стиле буги-вуги, то можно попробовать разобрать несложную пьеску. Она так и называется – «Буги-Вуги»:
В предложенном видео я сыграю пьеску два раза – один раз в оригинальном темпе, и второй – помедленнее.
Источник
Научитесь играть блюз на фортепиано!
Мини-курс по блюзу и буги-вуги «Piano-BLUES»
Играть блюз не так-то просто, как кажется на первый взгляд! Необходимо знать много важных нюансов и использовать их на практике:
— блюзовый аккомпанемент. Левая рука должна играть специфический аккомпанемент в нужном ритме и темпе.
— сочетание правой и левой рук. Обе руки должны уметь играть независимо друг от друга. Это необходимо для импровизации.
— импровизация. Необходимо знать принципы импровизации и уметь их применять.
— блюзовые аккорды. Нужно уметь строить сложные аккорды и вовремя их подставлять.
— блюзовая гамма и другие звукоряды. Это потребуется Вам, чтобы играть так, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что это блюз.
— ритм. Всё, что перечислено выше, играть в блюзовом темпе и ритме. Уметь расставлять акценты, играть разные ритмические рисунки.
— практика. Отработка всех навыков может занять определенное время, поэтому если Вы хотите удивить своей игрой блюза себя и кого-то ещё, то лучше всего заниматься каждый день.
Мини-курс «Piano-BLUES» содержит 9 первых уроков из курса «BLUES-MASTER»:
Урок 1 — Блюзовая гамма от любой ноты
Урок 2 — Играем блюзовую гамму вверх и вниз
Урок 3 — Упражнение «Скольжение вниз по блюзовой гамме»
Урок 4 — Еще одно блюзовое упражнение
Урок 5 — Первая практика (сочетание упражнений с басом)
Урок 6 — Ваш первый блюзовый аккомпанемент
Урок 7 — 12-тактовый блюз
Урок 8 — Что такое «РИФы» в блюзе и как их использовать
Урок 9 — Ваш первый блюзовый РИФ
Видеоуроки сделаны максимально удобно для обучения:
— показ «сверху»
— слайды
— подсветка клавиш
К урокам прилагаются миди-файлы, ноты, а также дополнительный материал по необходимости (аудио, PDF-файлы).
Если Вам в процессе обучения что-то покажется непонятным, Вы всегда можете задать вопрос в комментариях к уроку.
Начните обучение прямо сейчас! Это бесплатно!
(после регистрации Вы получите на свой e-mail данные для доступа в закрытую часть сайта, где сможете просмотреть видеоуроки. Каждый день для Вас будут открываться новые видеоуроки курса)
Источник
Буги вуги для детей ноты для
Автор: М. Шмитц
Год: 1979
Издательство: неизвестно
Страниц: 125
Формат: PDF
Размер: 6,7 МВ
Язык: русский
В сборник вошли блюзы и буги-вуги для фортепиано известного немецкого композитора Манфреда Шмитца (р. 1939 г.).
Blues
- Gospel-blues
- Woman in Blues
- Hurry, Hurry
- Swing-love
- Memory-blues
- Blues for Horace (Silver)
- Blues for George (Gershwin)
- In Five Variants
- Black Blues
- Trip in the Air
- Morning in the Street
- A Way to Blues
- Drive-time
- Silver-Sound
- Night-blues
- In Double Time
- Blues-Waltz for Me
- Blues for Oscar (Peterson)
- Blues for Slim
- Humoresque in Blues
- Blue Waltz
- One-man-blues
- Blues-ballad
- Session-blues
- Take five for Dave
Boogie Woogie
- Have a good Start
- When the Boogie-fan Begins
- Free and Easy
- ‘Lago Minore’ -boogie
- Boogie for Slim
- Mocca-flip
- Lady-like
- Keyboard-joke
- Boogie-fever
- Alexander’s Boogie-band
- Jolly Dog
- A Run of the Keys
- Jenny’s Boogie
- Flick-Flack-boogie
- Invitation to Boogie
- Teeny-parade
- Powell-Power-boogie
- Finger-jogging
- 5 x 12
- Perpetuum-mobile-boogie
- Mr Boogie Goes on
- Power Play
- Piano-glamour
Источник
Упражнения
Упражнение 4
Сейчас я научу тебя, как играть полную гамму C-major. Все время помни о правильной постановке рук, если в предыдущих упражнениях я не заострял на этом внимания, то только потому, что они были слишком просты и не требующие правильной посадки и сноровки, тем не менее для того, чтобы играть серьезные произведения необходимо владеть техникой, а правильная посадка это часть этой техники.
В полной гамме C-major 8 ступеней, 8 нот, как и в любой другой гамме, но пальцев на руке всего 5, тем не менее все пианисты мира справляются с этой проблемой и я научу справляться и тебя.
Вот схема гаммы для правой руки: 1-C, 2-D, 3-E, 1-F, 2-G, 3-A, 4-B, 5-C. Цифры это номера пальцев. Сначала, как и в первом упражнении, играй гамму 3-мя пальцами, после того как 3 палец ударил по ноте E ,быстрым движением перенеси 1 палец на ноту F, и закончи гамму как в первом упражнении.
Следи за тем, чтобы каждая предыдущая нота переходила в другую, чтобы не было пауз, и чтобы они не накладывались друг на друга. Старайся играть ровно под метроном или считая вслух. Особенно обрати внимание на переход с 3-го пальца на первый.
Теперь сыграй эту гамму наоборот: 5-C, 4-B, 3-A, 2-G, 1-F, 3-E, 2-D, 1-C, пальцы тоже перемещаются в обратном порядке, при этом игра гаммы в обратном направлении должна выглядеть как будто ты снял это все на камеру, и проигрываешь кадры в обратном направлении. Особенно обрати внимание на переход с 1-го пальца на 3-й. И не забывай следить за посадкой.
Вот схема гаммы для левой руки: 5-C, 4-D, 3-E, 2-F, 1-G, 3-A, 2-B, 1-C, если не обращать внимание на черные клавиши, то это похоже на зеркальное отражение игры правой рукой.
Играй левой рукой гамму снизу вверх, пока не получится играть ровно, а потом свеху вниз: 1-C, 2-B, 3-A, 1-G, 2-F, 3-E, 4-D, 5-C, тоже добейся ровного звучания.
А теперь играй обеими руками одновременно, разные вариации: , , добейся, чтобы было ровно как в примере, или почти так же ровно.
Упражнение 5
Вернемся опять к буги-вуги. Ты уже умеешь играть кое что левой рукой, но все что мы играли было однообразно, сегодня добавим немножко развития. Это очень просто. Ты будешь играть левой рукой в трех различных позициях пианино: 5 палец на C, потом 5 палец на F, и на G. За основу возьмем шаблон, который ты играл на первом уроке с C нижней нотой: C-G, C-A.
То же самое для F: F-C, F-D, и для G: G-D, G-E.
Все упражнение будет таким:
шаблон F 4 раза
шаблон С 4 раза
шаблон G 2 раза
шаблон F 2 раза
шаблон С 4 раза
Это должно звучать так:
Этот шаблон называется 12-ти тактовый блюз, это уже то, что можно играть вместе с правой рукой, на на следующем уроке, ты будешь учиться играть правой рукой. Практикуйся пока не получится менять позицию левой рукой не меняя ритма.
Источник
Упражнения
Упражнение 1.
Сыграй базовый аккорд C одновременно правой и левой рукой (картинка из предыдущего урока). Теперь сыграй правой рукой секстаккордом C, а левой кварт-секстаккорд С (позиции правой руки обозначены красными цифрами, а левой зелеными). Теперь сыграй наоборот.
Заметь, что кварт-секстаккорд F имеет отличные позиции пальцев. Сыграй различные обращения аккорда F сперва правой, а затем левой рукой. Не забывай о правильной нумерации пальцев. Использование неправильных пальцев приведет к проблемам в будущем.
Еще заметь, что секстаккорд G так же имеет различные позиции пальцев для правой и левой руки. Сыграй и для него правой и левой рукой различные обращения.
Играй упражнение: T3=(C) S64=(F) T3=(C) D6=(G) поочереди правой и левой рукой. Это упражнение тяжелое для новичка, но умение правильно и четко переходить с аккорда на аккорд является основой хорошей техники.
Упражнение 2
Вернемся к Boogie Woogie. Давай попробуем различные шаблоны для правой руки, на бас шаблоне из прошлого урока.
Я собираюсь показать наиболее общий и используемый классический шаблон для правой руки. Начинается с базового аккорда C: C, E, G.
Дальше надо перенести средний палец и мизинец на одну белую клавишу вправо, новый аккорд будет соответсвенно: C, F, A, это кварт-секстаккорд F.
Затем опять надо вернуться к аккорду C, E, G.
Ну вот, этот шаблон надо играть, во время того как левой рукой играешь шаблон с C внизу: T3=(C), S64=(F), T3=(C)
Когда левая рука играет F внизу, правая играет T3=(F), S64=(Bb), T3=(F).
S64(Bb), это F, Bb, D, субдоминантный кварт-септаккорд F-major тональности.
Когда левая рука играет G внизу, правая играет T3=(G), S64=(C), T3=(G).
Пусть твоя правая рука следует за уже натренированной левой. Вспомни: Раз ириска, два ириска, раз ириска, два ириска, и тд. В шаблоне для левой руки выделены места, где надо играть правой.
C-G C-G, C-A C-A
C-G C-G, C-A C-A
C-G C-G, C-A C-A
C-G C-G, C-A C-A
C-G C-G, C-A C-A
C-G C-G, C-A C-A
C-G C-G, C-A C-A
C-G C-G, C-A C-A
F-C F-C, F-D F-D
F-C F-C, F-D F-D
F-C F-C, F-D F-D
F-C F-C, F-D F-D
C-G C-G, C-A C-A
C-G C-G, C-A C-A
C-G C-G, C-A C-A
C-G C-G, C-A C-A
G-D G-D, G-E G-E
G-D G-D, G-E G-E
F-C F-C, F-D F-D
F-C F-C, F-D F-D
C-G C-G, C-A C-A
C-G C-G, C-A C-A
C-G C-G, C-A C-A
C-G C-G, C-A C-A
Должно получиться следующее:
Играй до тех пор, пока не будешь чувствовать легкость.
Источник