Бухенвальдский набат с аккордами

Бухенвальдский набат с аккордами

БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ

Музыка Вано Мурадели
Слова Александра Соболева

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган —
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет
Тихий океан!

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!

Три последние строки повторяются

слова и музыка — 1958


Нам дороги эти позабыть нельзя. Песенник. Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. СПб., «Композитор – Санкт-Петербург», 2005.

Летом 1958 года писатель-фронтовик Александр Соболев с женой Татьяной отдыхал в городе Озеры Московской области. По радио сообщили об открытии на месте концлагеря «Бухенвальд» мемориала, деньги на который собрали жители ГДР. Мемориал выполнен в виде башни с колоколом, бьющим в набат. Соболев вдохновился, написал стихотворение и отнес в «Правду». Там не напечатали, но напечатали в «Труде».

Писатель послал стихи композитору Вано Мурадели, тот положил текст музыку. Затем Соболев пришел с песней в ЦК ВЛКСМ, там она понравилась и была отправлена в Вену на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, где прозвучала в исполнении хора студентов Уральского университета. Затем вошла в документальный фильм «Весенний ветер над Веной и в репертуар ансамбля Александрова.

Вдова Соболева утверждала, что имя Соболева при исполнении и публикации песни не упоминалось, гонораров он за нее не получал, а жили они с женой в бараке. Умер он в 1986 году, в первая его книга вышла только через десять лет.

Подробнее см.: Марина Катыс. Кто написал «Бухенвальдский набат» («Огонек», №11, 17 марта 1997 года).

Источник

Песня «Бухенвальдский набат». История. Ноты

50 лет назад, 14 августа 1970 года, ушёл из жизни советский композитор Вано Мурадели. О том, как создавалась одна из самых известных его песен рассказывает поэт Евгений Долматовский (1915—1994).

Песня «Бухенвальдский набат». История создания

Берегите мир!

Вано Ильич Мурадели (1908—1970), советский композитор, народный артист СССР (1968). Оперы «Великая дружба» (1947; 2-я редакция — 1960), «Октябрь» (1961), 2 оперетты, кантаты, 2 симфонии, песни, в т. ч. «Бухенвальдский набат» (1959). Государственная премия СССР (1946, 1951).

Наверное, это самая суровая, самая драматичная песня из всех песен, созданных после Великой Отечественной войны. Не печально — гневно и грозно звучат ее аккорды.

Как ни необходимо было людям забыть горе и страдания, принесенные на землю германским фашизмом, все же в разных странах и в разное время было решено сохранить как страшные музеи гитлеровские лагеря смерти, фабрики уничтожения. Сохранить для того, чтобы новые поколения наглядно представляли себе, что есть фашизм, какую чудовищную опасность он представляет.

Придя к власти в Германии, фашисты заточили безвинных людей в концентрационные лагеря. То, что происходило за колючей проволокой, было окружено тайной, но уже в середине 30-х годов мужественный певец-антифашист Эрнст Буш, исполняя песню «Болотные солдаты», поведал миру о зверствах гитлеровцев. За свои песни, в особенности за песню «Болотные солдаты», Буш сидел в тюрьме Моабит несколько лет, был приговорен к смертной казни — лишь чудом удалось ему спастись.

Но мучения «болотных солдат» с каждым годом становились все страшнее. С дьявольской изобретательностью фашисты уничтожали сперва сотни, потом тысячи людей в день, придумывали все более изощренные пытки.

Один из лагерей смерти, Бухенвальд, находился на окраине старинного немецкого города Веймара, города Гёте и Шиллера, города композитора Листа. В строжайшем секрете лихорадочно работал этот комбинат убийств, так что жители Веймара лишь смутно догадывались, что происходит за буковой рощей.

При освобождении Польши я впервые увидел эти жуткие фабрики смерти — Майданек, Освенцим, Треблинку. Много ужасного пришлось мне видеть и испытывать и раньше, но, вспоминая сейчас вступление в Освенцим, я чувствую, как холодеет спина. Невероятно! Невозможно! Но неумолимая действительность свидетельствовала: вот что такое фашизм.

В Освенциме, например, навстречу советским воинам выбежали парами какие-то странные тени. Нескончаемой вереницей двигались они из ворот барака, поражая, как страшный сон, схожестью каждой пары. Оказалось, что гитлеровцы собрали со всей Европы маленьких близнецов и проводили над ними опыты, прививая близнецам болезни, выкачивая из них кровь. Врачам-извергам было интересно, как будут вести себя одинаковые организмы в разных условиях.

Бухенвальд мы увидели после Победы, узнали о восстании, поднятом под руководством советских военнопленных и антифашистов из разных стран. Американцы, прибывшие в Веймар, опоздали — лагерь уже был освобожден восставшими узниками.

Когда летом 1945 года американские войска отошли за свою демаркационную линию, специальная комиссия получила возможность разобраться в адской механике этого застенка. Здесь был казнен вождь немецкого рабочего класса Эрнст Тельман…

Итак, Бухенвальд, Освенцим, Заксенгаузен, Равенсбрюк и другие гитлеровские концлагеря были сохранены как музеи. Тысячи людей приезжают на эти горестные места, возлагают цветы…

Александр Владимирович Соболев (настоящее имя — Исаак Владимирович Соболь, 1915—1986), русский советский поэт, прозаик и журналист. При жизни опубликовал стихотворение «Бухенвальдский набат» (1958), сборник сатирических стихов «Бритый ёж» (1967) и сборник военных стихов «Бухенвальдский набат» (1985).

В 1957 году в составе делегации деятелей советской культуры в Польской Народной Республике побывал композитор Вано Мурадели. Ему показали Освенцим: склады человеческих волос — седых, золотых, черных, кос и шелковистых детских кудрей, показали крематории и газовые камеры.

Композитор был потрясен. Он спросил, почему такой странный серый цвет у этой земли. Это не земля, это пепел заживо сожженных, ответили ему.

В музее концлагеря Вано Мурадели показали клочки пожелтевшей бумаги. Видимо, огрызком карандаша на оберточной бумаге были нанесены нотные линейки — по ним неизвестный узник-композитор набрасывал партитуру. Здесь, в заточении, безвестный музыкант сочинял симфонию свободы.

Какое величие человеческого духа, какое беспримерное мужество!

Композитор не успел закончить свое сочинение — его увели на казнь.

В тот пасмурный день, бродя среди бараков, стоя перед раскрытыми зевами печей крематория, подполковник запаса Вано Мурадели дал слово написать песню, такую, которая всегда напоминала бы людям об опасности фашизма, о том, сколько горя принес он.

Вернувшись на родину, композитор продолжал мучительно искать музыкальное выражение того, что увидел он в лагере смерти. Но не было стихов, не было слов для песни.

Шло время. Мысль о песне — одновременно и марше и реквиеме — не покидала Вано Мурадели. И вот в 1958 году, разбирая свою утреннюю почту, композитор нашел письмо от московского журналиста Александра Соболева. Как раз в ту пору в Бухенвальде был установлен колокол, и звон его разносился над старинным Веймаром. Соболев написал стихотворение-призыв, в котором воспоминания об ужасах Бухенвальда и непреклонности его узников умножались на тревогу, владевшую в те годы миром: над акваторией Тихого океана американцы взрывали атомные бомбы, отравляли атмосферу губительной радиацией.

Вано Мурадели бросился к роялю. Мелодия нашлась мгновенно. Впрочем, правильно ли будет сказать так? Ведь больше года композитор вынашивал гневный ритм, и ему оставалось лишь повторить несколько раз строки Александра Соболева, наращивая волнение.

Песня «Бухенвальдский набат» — не из тех, что поют на улицах, не из тех, что напевают. Но я видел, как стоя слушали ее на стадионах, когда выступал Краснознаменный ансамбль имени Александрова, как заставляли ансамбль исполнить песню снова и снова.

Это большое произведение огромной эмоциональной силы, современная антифашистская песня — воспоминание я предостережение.

Источник: Долматовский Е. А. Рассказы о твоих песнях. Москва, 1973

Песня «Бухенвальдский набат». Ноты

Ноты песни «Бухенвальдский набат» Вано Мурадели.

Инструмент: ноты для голоса и аккорды;

Уровень сложности: начальный;

Источник: Песни наших дней. Москва, 1985.

Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.

Песня «Бухенвальдский набат». Текст

Люди мира, на минуту встаньте.
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон —
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет
Тихий океан.

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон —
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!

Песня «Бухенвальдский набат». Слушать онлайн. Видео

Песня «Бухенвальдский набат» («Люди мира, на минуту встаньте») Вано Мурадели на стихи Александра Соболева. Исполняет Муслим Магомаев. Фрагмент музыкального фильма «Поёт Муслим Магомаев». 1971 г.

Источник

Бухенвальдский набат. Об истории создания и авторе

http://www.cursor.net.au/padio-shalom/buhenvaldski.
(передача прозвучала в эфире 20.08.10)

18 августа 2013 года исполнилось 95 лет со дня рождения Александра Владимировича Соболева, автора текста знаменитой песни композитора Вано Мурадели «Бухенвальдский набат», начало которой вы слыщали. Александр – его литературное имя (псевдоним), а при рождении нарекли его еврейские родители Исааком. Это кажется невероятным, но почти за сорок лет существования и исполнения «Бухенвальдского набата» автором песни публично назывался и объявлялся только композитор. Да-да, сорок лет. Стихи и музыка «Набата» были написаны в 1958 году. Но лишь в 1997 году из статьи Марины Катысь в журнале «Огонёк» широкий круг читателей и слушателей узнал, что у песни есть поэт-соавтор, имя которого, наконец-то, стали публично называть и объявлять. Но к тому времени Александра Соболева не было на свете уже свыше десяти лет. Статья Марины Катысь об истории создания «Бухенвальдского набата» легла в основу всех последующих публикаций на эту тему. Возьмем и мы этот источник за основу, дополнив некоторыми деталями из последующих публикаций. Летом 1958 года Соболев с женой Татьяной отдыхал в городе Озеры Московской области. В тот год в Германии состоялось открытие мемориала Второй мировой войны «Бухенвальд». Сообщение радио о том, что на территории бывшего лагеря смерти возведена башня, увенчанная колоколом, который должен напоминать людям о жертвах фашизма и войны, дало толчок к написанию стихотворения «Бухенвальдский набат». Уже через два часа после этого сообщения Соболев прочитал жене первые строки: Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон – Это раздается в Бухенвальде Колокольный звон, колокольный звон. Это возродилась и окрепла В медном гуле праведная кровь. Это жертвы ожили из пепла И восстали вновь, и восстали вновь! Сотни тысяч заживо сожженных Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд. Интернациональные колонны С нами говорят, с нами говорят. Соболев отнес эти стихи в «Правду». Там их не приняли. Тогда он принес стихи в «Труд». Там они понравились, и в сентябре 1958 года «Бухенвальдский набат» был напечатан. Автор послал его композитору Вано Мурадели. Уже через два дня Вано Ильич позвонил по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу… Какие стихи!» С только что написанной песней Мурадели пошел на радио. Но там песню встретили холодно. Художественный совет Всесоюзного радио «мягко упрекнул» уважаемого Вано Ильича за нетребовательность к тексту, а очень известный в то время поэт-песенник Лев Ошанин сказал: «Это же не стихи, а мракобесие: мертвые в колоны строятся!». Но как раз в то время шла подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев пришел с «Бухенвальдским набатом», его оценили как подходящий по тематике и «спустили» песню «к исполнению» в художественную самодеятельность. В Вене она была впервые исполнена хором студентов Уральского университета и буквально покорила всех. Это был триумф. Ее тут же перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли ее по миру. Однако на родине, в СССР, песня стала известна позднее, когда вернулась в документальном фильме «Весенний ветер над Веной». Теперь уже и здесь остановить ее распространение было невозможно. Ее взял в свой репертуар Ансамбль песни и пляски Советской Армии под управлением Александрова. Но вот загадка: как вспоминает вдова Александра Соболева Татьяна Михайловна, при исполнении «Бухенвальдского набата» имя автора стихов никогда не называли. И постепенно в сознании слушателей утвердилось словосочетание: «Мурадели. «Бухенвальдский набат». Как выяснилось много позже, попытки иностранцев встретиться с автором текста «Бухенваль-дского набата» всегда пресекались «компетентными органами» с формулировками: автор «в данный момент» болен; либо – автор «в данный момент» отсутствует в Москве. Известен случай, когда во время гастролей Ансамбля песни и пляски Александрова во Франции к его руководству обратился один из благодарных слушателей, чтобы узнать, каким образом он может передать в подарок автору стихов легковой автомобиль. Присутствовавший при этом разговоре «человек в штатском» ответил: «У него есть всё, что ему нужно!» (Александр Соболев в то время жил в бараке, и улучшения жилищных условий не предвиделось.) Так кто же он, автор текста самой популярной в мире антивоенной песни? Родился Александр (Исаак) Соболев в 1915 году в местечке Полонное на Украине. Исаак был последним ребенком в малограмотной еврейской семье, и когда мальчик стал слагать стихи, его отец озабоченно спросил у матери: «Чего он все время бормочет? Может, показать его доктору?». В 15 лет Александр отправился к старшей сестре в Москву. Там он стал слесарем на механическом заводе, вступил в литературное объединение при многотиражке завода, стал публиковать свои корреспонденции в городской газете и продолжал писать стихи. Началась война, на которую Соболев ушел рядовым и с которой пришел в 1944-м дважды раненым инвалидом второй группы. После войны – работа в литейном цехе авиамоторного завода, заводская многотиражка… В этой газете и познакомился Александр с девушкой, ставшей его женой, с которой они прожили вместе 40 лет. Резко критическая направленность газетных публикаций Соболева привела к тому, что его уволили «по сокращению штатов». В результате этого конфликта здоровье Соболева резко ухудшилось, и почти пять лет ему пришлось провести в различных госпиталях. Завершилось все это получением справки ВТЭК с фактическим запретом на любой труд. Временами болезнь отступала. Но о штатной газетной работе Соболев мог только мечтать. И дело было не только в запрете медиков – наступили годы, когда (как он написал в стихотворении «К евреям Советского Союза»): О нет, не в гитлеровском рейхе, а здесь, в стране большевиков, уже орудовал свой Эйхман с благословения верхов… … Не мы как будто в сорок пятом, а тот ефрейтор бесноватый победу на войне добыл и свастикой страну накрыл». Соболев попытался получить помощь в устройстве на работу в горкоме партии. Инструктор, выслушав просьбу журналшиста и поэта, сославшись на национальность Соболева, сказал: «А почему бы вам не пойти в торговлю?» Немного поддерживали Соболева коллеги-газетчики, время от времени тайком давая ему подработать, Так прошли годы. И вот в 1958-м грянул «Бухенвальдский набат». Популярность песни росла с каждым днем. И были высокие оценки весьма авторитетных лиц. Писатель Константин Федин, например, так отозвался о ней: «Я не знаю автора стихов, не знаю других его произведений, но за один «Бухенвальдский набат» я бы поставил ему памятник при жизни». А вот другой отзыв. «Бухенвальдский набат» – песня-эпоха. И скажу без преувеличения – мир замер, услышав эту песню», – писал в «Советской культуре» поэт Игорь Шаферан. Более того, в 1962 г. Соболев и Мурадели оказались в числе соискателей Ленинской премии — за одну только песню! — случай уникальный. И здесь возникла «непреодолимая» проблема: Соболев не являлся членом Союза писателей, не имел диплома, где в графе «профессия» значилось бы «поэт». Тогда оставили в списке только Мурадели. Но из песни слов не выкинешь…Кончилось тем, что и Мурадели не дали премию. Соболев стал понимать, что его имя отстраняется от его стихов. Очень много писали о Мурадели. Восторженные письма со всего мира приходили мешками. Но Соболев о них ничего не знал, ни разу в жизни он не дал ни единого интервью, и никто не желал публиковать его новые стихи. Почему? Вскоре после взрыва популярности «Бухенвальдского набата» в квартире Соболева раздался телефонный звонок: «Мы тебя прозевали, но голову поднять не дадим…» Вычислить недовольных было несложно — «нормальная» (в кавычках) реакция на успех нелучшей части собратьев по перу. Возникла старая, как мир, цепочка – замешанные на антисемитизме зависть, уязвленное самолюбие и ненависть. Тут к месту процитировать американскую юмористическую энциклопедию: «Успех – непростительное преступление в глазах окружающих». И вообще, как им мог нравиться поэт, заявляющий: …Я не мечтаю о награде Мне то превыше всех наград, Что я овцой в бараньем стаде Не брел на мясокомбинат… Отсутствие членского билета союза писателей причислило Соболева к «рангу неписателей и непоэтов» со всеми вытекающими проблемами. Он работал «в стол», в полной изоляции. Правда, стабильно получал авторский гонорар за повсеместное исполнение знаменитой песни. Это и спасало, иначе не выжил бы. Соболев умер 6 сентября 1986 года. Его вдова 10 лет обивала пороги издательств в надежде опубликовать наследие покойного Соболева. И везде ей отказывали. Тогда Татьяна Михайловна продала в 1999 году доставшуюся ей после смерти матери трехкомнатную квартиру, купила однокомнатную, а на вырученные деньги издала сборник стихов «Бухенвальдский набат. Строки-арестанты» и единственный роман Александра Соболева – «Ефим Сегал, контуженный сержант». В 2006 году вышла её книга воспоминаний о муже под названием «В опале честный иудей».

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь,
И восстали вновь,
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся
В шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят,
С нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это вихрем атомным объятый
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт
Над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир,
Берегите, берегите,
Берегите мир!
Берегите, берегите,
Берегите мир!

Видео, аудио: Музыка — В. Мурадели, стихи — А. Соболев. Фрагмент из муз. фильма «Поёт Муслим Магомаев», 1971 г.

Фото: Соболев Александр (Исаак) Владимирович (1915-1986), поэт, автор песни «Бухенвальдский набат»

Источник

Читайте также:  Дай мне огня под гитару
Оцените статью