Буквенное обозначение джазовых аккорд

Аранжировки Фонограммы Минусовки Песни на заказ

Оригинальная музыка для Ваших проектов

Буквенно – цифровое обозначения аккордов в джазовой музыке

Дата добавления: 2010-09-29

Автор: Роман Мирный

Буквенно – цифровое обозначения аккордов в джазовой музыке

В современной эстрадной и джазовой музыке широко применяется буквенно-цифровое обозначение аккордов. Такая практика даёт возможность записать любой аккорд, построенный от любого звука. Конечно, это достаточно удобно и эффективно. С другой стороны нужно разобраться в системе записи и запомнить главные принципы. Для того чтобы обозначить аккорд используются буквы, цифры и знаки.

И так начнём. Если мы видим большую букву в записи аккорда, то она означает:
1. Мажорное трезвучие, построенное от данного звука, например:

2. Основной тон (приму) аккорда, если буква употребляется с цифрой или значком, например:

3. Если рядом с большой буквой стоит маленькая буква m, то так обозначается минорное трезвучие:

4. Прибавленное к большой букве слово maj или М (major –англ. — мажорный) означает, что к мажорному трезвучию прибавляется большая септима:

5. Если к букве прибавлено слово dim (diminish-англ. — уменьшать), это означает уменьшенный септаккорд:

Далее переходим к цифрам.
Цифра 7 означает септиму, прибавленную к мажорному или минорному трезвучию:

Цифра 9 означает прибавленную большую нону, при этом в аккорде остаётся септима:

Если используется сочетание maj9, то в таком случае мы имеем прибавленную к большому мажорному септаккорду большую нону:

Цифра 6 означает прибавленную большую сексту к мажорному или минорному трезвучию.

Цифры 9/6 – прибавленные большую сексту (вместо септимы) и большую нону:

Цифра 11 означает прибавленные к мажорному или минорному трезвучию малую септиму, большую нону и чистую ундециму:

Цифра 13 — прибавленные к трезвучию малую септиму, большую нону, чистую ундециму и большую терцдециму. Терцдецимаккорд (особенно мажорный) чаще всего употребляется с пропущенной или повышенной ундецимой. Применяется такой аккорд в джазовой музыке:

Если справа от буквы стоит знак диез или бемоль, то это означает повышение или понижение всего аккорда на полтона. Диез или бемоль рядом с цифрой означают повышение или понижение конкретного тона в аккорде. Бемоли и диезы перед цифрами могут заменяться знаками – или + :

Знак + рядом с буквой (без цифры) означает увеличенное трезвучие. Знак + рядом с цифрой и буквой может означать повышенную квинту:

Все цифры, альтерации и знаки, написанные после первого значка и цифры, берутся в скобки, например: С13(+9/-5). В английском языке В означает ноту – си. Если нужно написать си-бемоль, то мы пишем B.

Подведём итоги: большую сексту можно прибавлять к мажорному, минорному и уменьшённому трезвучию; малую и большую септиму и большую нону к мажорному, минорному, уменьшённому и увеличенному трезвучиям; малую нону – к малому мажорному септаккорду; чистую ундециму – к малому мажорному и минорному септаккорду или нонаккорду; большую терцдециму – к чистому и увеличенному ундецимаккорду, к септ- и нонаккорду.

Комментарии к этой заметке:

Комментарий добавил(а): Владимир
Дата: 2010-12-21

Нет введения; нет 4-ёх видов трезвучий. Мало информации для «чайников» В таком ракурсе это есть у Чугунова, Молоткова, Гараняна и других.

Комментарий добавил(а): Вячеслав
Дата: 2011-06-17

Во всем интернете не нашел время появления буквенных обозначений аккордов. В СССР по моим песенникам я установил время это 1980год, а в США?

Комментарий добавил(а): Марина
Дата: 2012-01-14

Спасибо! Очень помогли!

Комментарий добавил(а): дима
Дата: 2012-05-18

что такое -sus- в джазе ?

Комментарий добавил(а): Мари
Дата: 2016-08-16

Отлично-коротко и ясно.Большое спс!

Комментарий добавил(а): Сергей
Дата: 2012-08-15

Неправильно, посмотрите на дисплее «Корга», как правильно обозначаются аккорды.

Комментарий добавил(а): НАТА
Дата: 2012-12-01

ээх а я вот саамый крутой чайник у меня такой препод был шикарный такие клевые пособия именно по эстрадной системе сделал.а я все блин посеяла((((а в нете того что у нее нет((((

Комментарий добавил(а): Саша
Дата: 2013-04-23

Комментарий добавил(а): аня
Дата: 2013-10-01

Комментарий добавил(а): виталик
Дата: 2013-10-09

ТАм 5 пункт не правильно

Комментарий добавил(а): надежда
Дата: 2015-02-12

Спасибо большое! Отличная информация! Без «воды», все коротко и ясно!

Комментарий добавил(а): Дмитрий
Дата: 2015-03-25

неправильно С13 там не ноты фа

Комментарий добавил(а): One-Winged Angel
Дата: 2015-11-15

Спасибо ^_^ Вы мне очень помогли!

Комментарий добавил(а): Маргарита
Дата: 2017-09-21

Большое спасибо! Выручили!

Комментарий добавил(а): Ева
Дата: 2018-11-28

не поняла, почему в 5 пункте написано dim — уменьшенный септ, а в конце в примерах он обозначает сексту?

Комментарий добавил(а): Христиан
Дата: 2019-11-01

Отправьте пожалуйста 3й аккорд в общей расшифровка, добавьте Gбемоль, а в целом все доступно и понятно. Благодарю за труд!

Источник

Джазовые аккорды, цифровка

Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.

Скорее всего вы уже сталкивались с интересными названиями аккордов наподобие таких: Cmaj7, Daug, A9. В этих названиях нет ничего сложного. Нам нужно просто с вами разобраться в том, что из себя представляют цифры или слова которые будут стоять рядом с основным аккордом. Очень удобно играть с листа, понимая какие аккорды с какими ступенями нужно играть. Конечно, если вы не встречали подобных обозначений, то вам будет сложно это сделать. Поэтому просмотрев несколько словарей, открыв свои старые тетради по джазовой цифровке, которую когда-то проходил в музыкальном колледже, сделал небольшую памятку, которая, думаю многим пригодиться.

Будем учить все от простого к сложному. Для начала определим наши звуки:

  • C-до
  • D-ре
  • E-ми
  • F-фа
  • G-соль
  • A-ля
  • B-си

Эти обозначения следует сразу запомнить!

Бывает путаница с аккордом «си» в советской школе его обозначали как «H»-это си, а B-это си бемоль. Мы же с вами сейчас будем рассматривать «B» как ноту си, а «Bb» как си бемоль.

Цифровка

В современной музыке, в джазе и не только в нем, очень часто встречается игра по аккордам, так называемая «цифровка». Выглядит она очень просто – обычный нотный лист, разделенный на такты, в каждом такте стоит обозначение аккорда или нескольких аккордов, или тональности, кому как удобнее. Если в такте два или более аккорда то как правило, наверху пишут ноты, точнее ритмический рисунок нотными длительностями. Это нужно для того , чтобы понимать сколько какой аккорд должен играться. Так как иногда бывает, что нужно играть первый аккорд три четверти, а четвертый всего лишь одну. Есть и такое, что нужно в такте сыграть ритмическую фигуру, или выделить синкопу. Как раз в помощь этому и служит ритм сверху цифровки. Получается, гармоническая последовательность, которую может сыграть музыкант особо не заучивая ее. Когда есть определенный опыт чтения джазовых цифровок, то достаточно двух трех репетиций, чтобы пойти и сыграть песню на сцене.

Мажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой.
До-мажор будет обозначен как «C», ре-мажор – «D» и т.д.

В минорные аккорды добавляется маленькая буква m (реже mi, min).
До-минор – «Cm», ре-минор – «Dm» и т.д.

Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (diminished)

Увеличенный аккорд, обозначается aug (augmented)

Семерка означает малую септиму, maj большую септиму, пятерка — квинту. По сути любая цифра обозначает ступень лада, знак «+» или «-» рядом с цифрой говорит о том, что эта ступень соответственно повышенная или пониженная.

Аккорды очень просто выстраивать по гамме. Для этого нужно хорошо представлять ее аппликатуру. например перед вами аккорд «C7/9». Что мы видим? До-мажор, плюс малая септима и плюс нона, тоесть звук «ре» только желательно где-нибудь в верхних голосах.

  • M, maj, maj7, Δ — большая септима (относится только к септиме в аккорде)
  • m, mi, min — минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
  • °, dim, verm — уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
  • Ø — малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
  • aug — увеличенный
  • 7, х — малый мажорный (доминантовый)
  • add — добавленная ступень
  • sus — задержание (замена ступени, как правило терции например: Сsus4 — получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 — большая секунда)
  • omit — пропуск ступени
  • — , ♭- понижение ступени аккорда
  • +, ♯ — повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)

Обозначения возле основной буквы

Обозначения возле основной буквы аккорда могут появляться рядом выше (верхний индекс), ниже (нижний индекс), частично сверху, частично снизу. В разных школах приняты различные обозначения, что иногда вносит путаницу. Это не должно вас смущать. Не все обозначения употребляются часто. Некоторые достаточно редкие, единичные, вышедшие из употребления и т.д. Однако, кто знает какие ноты попадуться вам? В какой системе будет цифровка ? Никто не знает. Поэтому желательно иметь представление обо всём.
Важно запомнить и понять, что в основе обозначения аккордов лежит миксолидийский лад (или мажорный лад с понженной VII седьмой ступенью). Поэтому если в аккорде написана цифра 7, то в аккорде будет звучать малая септима. Так же, если цифра стоит больше 7, н апример 9 или 11, то, как правило, септима будет в составе аккорда по умолчанию.

Обозначения без дополнительных уточнений

Обозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, построенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад.

Трезвучия

  • C — мажорное трезвучие
  • Cm, Cmi, Cmin — минорное трезвучие
  • Cm-5, Cm♭5 (иногда C°, Сdim, как и уменьшённый септаккорд) — уменьшенное трезвучие
  • С+, Caug — увеличенное трезвучие

Септаккорды

Септаккорды — основа джазовой гармонии. Как Вы уже знаете, септаккордов существует семь видов, так как септаккорд это аккорд состоящий из четырех звуков построенных, прежде всего, по терциям. (плюс Малый увеличенный и Большой уменьшённый, которые являются, строго говоря, септаккордами нетерцовой структуры) Естественно, что каждый из них обозначается по-разному:

  • Большой мажорный — Cmaj7, Cmaj, CΔ, CM
  • Большой минорный — Cmmaj7, CmΔ, C-Δ7
  • Малый мажорный — C7
  • Малый минорный — Cm7
  • Малый уменьшённый (полууменьшённый) — CmØ, Cm7/-5, Cm7/♭5, Cm5-/7
  • Уменьшенный — C° (иногда обозначает ум. трезвучие), C°7, Cdim7, Cdim , Cverm
  • Большой увеличенный — C5+/maj7, C5♯/maj7, Сaug/maj7, C+Δ7
  • *Малый увеличенный — C5+/7, C5♯/7, C7+, C+7
  • *Большой уменьшённый — СmM7♭5, C-Δ7♭5

Нонаккорды

Нонаккорды — это теже септаккорды с добавленной ноной.

  • C9 — малый мажорный септаккорд + большая нона
  • С-9 — малый мажорный септаккорд + малая нона
  • CM9, Cmaj9 — большой мажорный септаккорд + большая нона
  • Cm9 — малый минорный септаккорд + большая нона
  • C+9, C7/+9 — малый мажорный септаккорд + увеличенная нона

Другие аккорды:

  • C6 — мажорное трезвучие с добавленной секстой
  • Cm6 — миноное трезвучие с добавленной секстой
  • С add9 — мажорное трезвучие с добавленной ноной (без септимы!)
  • Csus4 — трезвучие с задержанной квартой (вместо терции берётся кварта)
  • Csus2 — трезвучие с задержанной секундой (вместо терции берётся секунда)
  • C9omit5 — нонаккорд с пропуском квинты

Обращения

  • C/E — мажорное трезвучие «до», в басу «ми» (мажорный секстаккорд)
  • Cm/G — минорное трезвучие «до», в басу «соль» (минорный квартсекстаккорд)
  • C7/G — малый мажорный септаккорд «до», в басу «соль»

С помощью данных обозначений, теперь вы можете прочитать и сыграть любой аккорд. Главное понимать из чего он состоит.

Источник

Читайте также:  Ноты для фортепиано танцевальные мелодии
Оцените статью