Буквенное обозначение нот баян

Буквенное обозначение нот баян

Данная статья является приложением к методике игры по слуху на баяне. Методика изложена в самоучителе Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян без нот . Глава Мелодия с аккордами на правой клавиатуре стр. 149

В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20

Звукам октавы даны обозначения 1 2 3 4 5 6 7. Цифры соответствуют нотам До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Латинские буквенные обозначения C D E F G A H

Аккорды в слуховой методике обозначены Цифрой с буквой . Очень многие задают вопрос. Зачем ноты До Ре Ми Фа Соль Ля Си обозначать цифрами. Каждый знает элементарную считалку еще с детского сада для запоминания нот. До — Ре — Ми — Фа — Соль — Ля — Си — села кошка на такси. А теперь простой эксперимент . Ответьте сразу мгновенно — какая нота выше , например Фа или Ля. А теперь в цифрах. Какая нота выше 4 или 6. Мгновенно — 6 выше 4 .

Буквы

  • б — мажорный аккорд
  • м — минорный аккорд
  • с — септаккорд

Например
6м — Ля минор, 1б — До мажор, 3с — Ми септ и так далее

На баяне с готовым аккомпанементом левый механизм позволяет брать аккорды одной кнопкой. Аккорд это созвучие трех или четырех звуков. Поэтому аккорды можно брать и на правой клавиатуре. Однако это выборные аккорды. То есть для взятия аккорда нужно выбрать три или четыре клавиши на правой клавиатуре. Мелодия с аккордами звучит гораздо красивей и богаче.

Аккорды берутся на звуки мелодии, которые есть в этом аккорде. Три звука в мажорных и минорных аккордах. И четыре звука в септаккордах. Звук мелодии, на который берется аккорд всегда самый высокий в аккорде. Поэтому в звисимости от мелодии один и тот же аккорд берется теми же нотами, но в разных позициях на клавиатуре.

Мелодия песни Виновата ли я. Позиции Аккорда 6м (Ля минор). В словах Виновата и Люблю аккорд 6м играется на звук мелодии 3 (Ми). А в словах Голос и Ему аккорд 6м играется на звук мелодии 6 (ля) .

Играть аккордами на правой клавиатуре нужно одновременно с аккомпанементом слева. Научиться играть с аккордами и мелодией справа довольно сложно. Но это того стоит. Аккорды справа играются не на все а только на основные, опорные звуки мелодии.
Аккорды справа гораздо точнее и гармоничнее вплетены в мелодию, чем левый аккомпанемент .

Например . Аккорд Ля минор готового аккомпанемента СЛЕВА только ОДИН. Аккорд слева всегда состоит из одних и тех же трех звуков . Аккорд Ля минор выборный справа. Имеет три позиции , с верхними звуками Ми Ля До. И еще может играться во всем диапазоне баяна — четыре и даже пять октав . Аккордов Ля минор СПРАВА целых ДВЕНАДЦАТЬ.

Как читать клавиатурные схемы и позиции аккордов

Рисунки схем даны со стороны играющего, который представляет, что баян прозрачный .
При взгляде на себя играющего в зеркало рисунки полностью соответствуют.

Все аккорды во всех позициях расположены в пределах двух октав . Играющий в зависимости от мелодии сам выбирает выше или ниже ему следует играть аккорды.
Вертикальные линии это номера рядов клавиатуры первый ряд считается от мехов .

Аппликатура мелодии

  • Клавиши 1 ряда — указательный палец
  • Клавиши 2 ряда — средний палец
  • Клавиши 3 ряда — безымянный палец
  • Клавиши 4 звука в септаккордах — мизинец

Источник

А.Варфоломос — Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов

Пособия, самоучители для обучения игре на баяне и аккордеоне

_
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 1
Музыкальный звукоряд, Нотное письмо
«МУЗГИЗ», 1967г.

Настоящее пособие предназначено для коллективов самодеятельности дворцов культуры и клубов, школ профдвижения, культпросветучилищ, вузов, имеющих факультет общественных профессий, а также для руководителей хоровых коллективов, широко использующих в своей практике баяны и аккордеоны, и лиц, самостоятельно овладевающих игрой на этих инструментах по самоучителям.

Пособие издано пятью отдельными выпусками. Каждый выпуск посвящен определенным разделам курса и распадается на главы, в которых изложение теоретического материала увязывается с особенностями устройства клавиатур и звучания баяна и аккордеона.
Содержание пособия, охватывая широкий круг музыкально-теоретических вопросов, необходимых для начинающих музыкантов, образует в то же время базу, опираясь на которую возможно дополнительное расширение и углубление теоретических знаний и навыков непосредственно по учебникам элементарной теории музыки, гармонии, полифонии и анализу музыкальных произведений, предназначенных для профессиональных музыкальных учебных заведений.
При разработке учебного пособия использован опыт преподавания музыкальной грамоты в самодеятельных коллективах и школе баянистов и аккордеонистов Выборгского Дворца культуры г. Ленинграда, а также отдельные положения, формулировки и методические установки, изложенные в современных учебниках, популярной литературе и научных исследованиях, связанных с вопросами теоретического музыкознания.

Для подкрепления теоретических положений в пособии использованы народные песни, отрывки из произведений советских композиторов и классической музыки, во многом заимствованные из сборников музыкальных пьес для баяна и аккордеона. Типовые упражнения, приводимые в пособии, способствуют более прочному усвоению материала. В этих же целях может быть использован „Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки» В. Хвостенко (Музгиз, М., 1960).
Успешное овладение музыкальной грамотой возможно лишь в сочетании с параллельной работой над развитием слуха. Поэтому усвоение того или иного теоретического положения, развитие технологических навыков необходимо связывать с исполнением на инструменте всех приводимых примеров и систематическим выполнением упражнений по развитию слуха, исходя из установочных методических указаний, приводимых в упражнениях в конце многих глав пособия.

Пособие по музыкальной грамоте строится таким образом, что без прочного и осознанного усвоения предшествующего материала не может быть усвоен последующий. По мере усвоения материала же,лательно периодически обращаться к помощи квалифицированных музыкантов с целью проверки усвоения материала и развития слуховых навыков. В тех случаях, когда это оказывается невозможным; для проверки правильности выполнения упражнений, связанных с высотным соотношением звуков (интервалы, аккорды, все виды гамм) следует обращаться к «Самозачетным таблицам» Т. Сотникова, изданным в виде приложения ко второму выпуску этого пособия.
Автор выражает благодарность художественному руководителю школы баянистов и аккордеонистов Выборгского Дворца культуры г. Ленинграда П. И. Говорушко за ряд ценных советов, а также благодарит всех, приславших в издательство свои отзывы и пожелания по настоящему пособию.
А, Варфоломос
Ленинград, 1966

  • Глава первая. Музыкальный звукоряд
    • § 1. Музыкальные звуки и их свойства
    • § 2. Музыкальный звукоряд. Основные ступени звукоряда и их названия. Клавиши правой клавиатуры баяна и аккордеона, соответствующие названию основных ступеней звукоряда.
      Октавы
    • Упражнения
  • Глава вторая. Нотное письмо. Запись высоты звука
    • § 3. Нота. Нотный стан. Обозначение нот на нотном стане. Ключи
    • § 4. Добавочные линейки
    • § 5. Запись нот одной и той же октавы в различных ключах.
    • § 6. Запись музыки для баяна и аккордеона
    • § 7. Обозначение музыкальных звуков в различных октавах нотами и буквенным способом
    • Упражнения
  • Глава третья. Запись длительности звуков
    • § 8. Форма ноты. Длительность нот
    • § 9. Правила записи нот различной высоты и длительности
    • § 10. Пауза. Длительность пауз
    • § 11. Знаки, увеличивающие длительность нот и пауз
    • § 12. Способ, облегчающий точное исполнение нот согласно их длительности („счет»)
    • § 13. Затакт
    • § 14. Размещение в такте нот и пауз
    • Упражнения
  • Глава четвертая. Система высотной организации музыкальных звуков
    • § 15. Музыкальный строй. Полутон. Целый тон
    • § 16. Правая клавиатура баяна и аккордеона
    • § 17. Производные ступени. Знаки альтерации
    • § 18. Случайные и ключевые знаки альтерации
    • § 19. Буквенное обозначение знаков альтерации
    • § 20. Энгармонизм
    • § 21. Левая клавиатура баяна и аккордеона. Музыкальный звукоряд в основном и вспомогательном рядах
    • § 22. Диатонический и хроматический звукоряды. Диатонические и хроматические полутоны, тоны
    • Упражнения
  • Глава пятая. Знаки сокращения и упрощения нотного письма
    • § 23. Знаки сокращения нотного письма
    • § 24. Различные приемы упрощения нотного письма
    • § 25. Мелизмы
    • Упражнения
  • Вкладыш:
    • Сравнительная таблица записи нотами звуков всех октав правой клавиатуры баяна и аккордеона. Левая клавиатура баяна и аккордеона.

Скачать пособие


А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 2
Интервалы, Аккорды
«МУЗГИЗ», 1962г.

Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов, выходящая в свет отдельными выпусками, предназначена для коллективов самодеятельности дворцов культуры и клубов, школ профдвижения, вузов, имеющих факультеты музыкального воспитания, и лиц, самостоятельно овладевающих игрой на баяне и аккордеоне по самоучителям.

В каждом выпуске, охватывающем определенные разделы курса, изложение теоретического материала увязывается с особенностями устройства клавиатур баяна и аккордеона.
Первый выпуск издан в 1961 году. В него вошли главы:

I. Музыкальный звукоряд.
II. Нотное письмо. Запись высоты звука.
III. Запись длительности звуков.
IV. Система высотной организации музыкальных звуков.
V. Знаки сокращения и упрощения нотного письма.

Второй выпуск включает в себя главы:
VI. Интервалы.
VII. Аккорды.

Наряду с изложением основных теоретических положений в выпуске затрагиваются вопросы: использования интервалов и аккордов в различной фактуре; исполнения их на правой и левой клавиатурах; образования на левой клавиатуре дополнительных аккордов, отсутствующих в готовом виде, и т. д.
В конце каждой главы для закрепления пройденного материала приводятся упражнения, а для развития слуха — установочные методические указания. Выполнять упражнения рекомендуется систематически. Для проверки правильности выполнения упражнений (в том числе и упражнений по развитию слуха) следует периодически обращаться к помощи квалифицированных или более подготовленных музыкантов.

Лица, занимающиеся самостоятельно, смогут проверять правильность выполнения упражнений по «Самозачетным таблицам» Т. Сотникова, приложенным к пособию.
По таблицам можно установить правильность выполнения заданий, связанных с высотным соотношением звуков (энгармонизм, интервалы, аккорды и их обращения, энгармонизм аккордов, а в связи с материалом последующих выпусков — все виды гамм, разрешения интервалов, аккордов и т. д.)- Правила пользования таблицами приведены в конце пособия.
В последующих выпусках «Музыкальной грамоты для баянистов и аккордеонистов» будут даны основные сведения о ладовой организации отдельных звуков, интервалов и аккордов музыкального произведения; указаны различные приемы транспонирования музыкального произведения из одной тональности в другую; расширены затронутые в первом выпуске сведения о ритме; изложены основные сведения о мелодии и структуре музыкальных произведений.
Автор выражает благодарность всем приславшим в издательство свои отзывы и пожелания по первому выпуску настоящего пособия.
Л. Варфоломос
Ленинград, 1962

  • Глава шестая. ИНТЕРВАЛЫ
    • § 26. Понятие об интервалах
    • § 27. Названия интервалов. Простые и составные интервалы
    • § 28. Виды интервалов
      • Определение и построение чистых, больших и малых интервалов
      • Определение и построение увеличенных и уменьшенных интервалов
      • Определение и построение различных видов составных интервалов
    • § 29. Обращение интервалов
    • § 30. Консонирующие и диссонирующие интервалы
    • § 31. Энгармонизм интервалов
    • § 32. Интервалы на клавиатурах баяна и аккордеона
      • Интервалы на правой клавиатуре баяна
      • Интервалы на правой клавиатуре аккордеона
      • Интервалы на левой клавиатуре баяна и аккордеона
      • Упражнения.
  • Глава седьмая. АККОРДЫ
    • § 33. Понятие об аккорде
    • § 34. Трезвучия
      • Виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия
      • Обращение трезвучий
      • Структура трезвучий и их обращений
    • § 35. Септаккорды
      • Виды септаккордов. Септаккорд в основном виде
      • Обращения септаккордов
    • § 36. Нонаккорды
    • § 37. Энгармонизм аккордов.
    • § 38. Применение аккордов в музыке. Фактура
    • § 39. Аккорды на клавиатурах баяна и аккордеона
      • Аккорды на правой клавиатуре баяна.
      • Аккорды на правой клавиатуре аккордеона
      • Аккорды на левой клавиатуре баяна и аккордеона
      • Правила записи басов и аккордов
      • Условные обозначения басов и готовых аккордов в нотной записи
      • Сочетание басов и готовых аккордов
  • Упражнения.
  • Приложение
    • Т. Сотников. Самозачетные таблицы по музыкальной грамоте
    • Правила пользования «Самозачетными таблицами»
    • Вкладыш — «Самозачетные таблицы» Т. Сотникова и таблица «Расположение басовых звуков и аккордов на левой клавиатуре»

Скачать пособие


А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 3
Ладовая организация звуков, интервалов и аккордов
издание 3-е
«Музыка», 1990г.

В третьем выпуске продолжающегося издания приводится методический материал для изучения музыкальных ладов, интервалов и аккордов с учетом особенностей клавиатуры и звукоизвлечения на баяне и аккордеоне. Основные методические положения иллюстрируются нотными примерами и таблицами.

  • От автора
  • Глава девятая. Лад.
    • § 49. Общее понятие о ладе. Разрешение неустойчивых звуков в устойчивые. Звукоряд лада. Название ступеней лада.
    • § 50. Наклонение лада. Лады мажорный и минорный.
    • § 51. Тональность. Гамма
  • Глава десятая. Мажорный лад
    • § 52. Мажорный лад. Виды мажорного лада. Натуральный мажор
    • § 53. Диезные тональности
    • § 54. Бемольные тональности
    • § 55, Энгармонизм мажорных тональностей
    • § 56. Гармонический мажор
    • Упражнения
  • Глава одиннадцатая. Минорный лад
    • § 57. Минорный лад. Виды минора. Параллельные тональности.
    • § 58. Гармонический и мелодический минор. Тональности гармонического и мелодического минора..
    • § 59. Энгармонизм минорных тональностей.
    • § 60. Одноименные тональности. Сходство и различие ступеней одноименных тональностей
    • § 61. Определение тональности музыкального произведения.
    • Упражнения
  • Глава двенадцатая. Лады народной музыки. Другие лады.
    • § 62. Мелодические и гармонические лады
    • § 63. Пентатоника
    • § 64. Особые виды семиступенных ладов
    • § 65. Переменный лад
    • § 66. Лад с двумя увеличенными секундами
    • § 67. Однотерцовые тональности
    • § 68. Одноименный мажоро-минорный лад
    • § 69. Полиладовость и политональность
  • Упражнения
  • Глава тринадцатая. Интервалы на ступенях зажора и минора
    • § 70. Интервалы устойчивые и неустойчивые, консонирующие и диссонирующие, диатонические и хроматические
    • § 71. Разрешение интервалов
      • Разрешение неустойчивых консонирующих интервалов.
      • Разрешение диссонирующих интервалов
    • Упражнения
  • Глава четырнадцатая. Аккорды на ступенях мажора и минора
    • § 72. Трезвучия на ступенях мажора и минора
    • § 73. Септаккорды на ступенях мажора и минора
    • § 74. Нонаккорды на ступенях мажора и минора
    • § 75. Разрешение аккордов. Гармоническое тяготение
      • Разрешение неустойчивых консонирующих трезвучий.
      • Разрешение диссонирующих трезвучий
      • Разрешение септаккордов
      • Разрешение нонаккордов
  • § 76. Ладовые функции аккордов. Функциональный кругооборот
  • § 77. Ладовые функции интервалов
  • § 78. Гармонический анализ
  • Упражнения

Скачать самоучитель


А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 4
Модуляция, Транспонирование, Ритм
«Музыка», 1990г.

  • Глава пятнадцатая. Модуляция
    • § 79. Общее понятие о модуляции. Родственные тональности
    • § 80. Ладовая и модуляционная альтерация
    • § 81. Виды модуляций
    • § 82. Осуществление модуляции
    • § 83. Некоторые случаи использования модуляции и отклонения в современной музыке
    • Упражнения
  • Глава шестнадцатая. Транспонирование
    • § 84. Транспонирование и его применение
    • § 85. Транспонирование с предварительным переписыванием нот
    • § 86. Транспонирование без предварительного переписывания нот
    • Упражнения
  • Глава семнадцатая. Ритм. Группировка. Темп
    • § 87. Общие сведения о ритме и метре
    • § 88. Такт. Доли такта. Затакт
    • § 89. Размер
    • § 90. Выразительное значение ритма
    • § 91. Синкопа
    • § 92. Условное деление длительностей. :
    • § 93. Группировка нот
    • § 94. Приемы точного исполнения ритмических последовании.
    • § 95. Темп. Темповые обозначения
    • § 96. Дирижирование
    • § 97. Ритм в многоголосной музыке
    • § 98. Метрическое объединение тактов
    • Упражнения

Скачать самоучитель


А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 5
Структура музыкальных произведений Выразительность исполнения
«Музыка», 1966г.

Глава шестнадцатая. Музыка как вид искусства
§ 80. Содержание музыки. Художественный образ
§ 81. Музыкальные жанры
§ 82. Образно-интонационная природа музыки
§ 83. Тема и художественный образ
§ 84. Музыкальная форма.

Глава семнадцатая. Мелодия
§ 85. Мелодия — основа музыки
§ 86. Важнейшие стороны мелодии. Мелодический рисунок. Кульминация
§ 87. Мелодическая фигурация
Упражнения

Глава восемнадцатая. Единство и расчлененность музыкального произведения. Виды строения и приемы развития музыкальной мысли
§ 88. Расчлененность мелодии музыкального произведения.
§ 89. Мотив
§ 90. Приемы мелодического развития
Упражнения

Глава девятнадцатая. Одночастная форма
§ 91. Период. Предложение. Фраза. Типичная форма классического периода. Каданс
§ 92. Период повторного и пеповторпого строения
§ 93. Период неквадратной структуры
Упражнения

Глава двадцатая. Простые двухчастные и трехчастные формы
§ 94. Простая двухчастная форма
§ 95. Простая двухчастная безрепризная и репризная формы
§ 96. Простая трехчастная форма
Упражнения.
Глава двадцать первая. Сложная трехчастная форма. Форма рондо. Вариационная форма
§ 97. Сложная трехчастная форма
§ 98. Форма рондо
§ 99. Вариационная форма
Упражнения
Глава двадцать вторая. Полифония. Полифонические формы
§ 100. Полифония и гомофония
§ 101. Имитационная и неимитационная полифония
§ 102. Приемы имитационного письма
§ 103. Полифонические формы
Упражнения

Глава двадцать третья. Выразительность исполнения
§ 104. Предпосылки образного исполнения музыки
§ 105. Динамические оттенки
§ 106. Термины, обозначающие характер исполнения
§ 107. Исполнительские штрихи
§ 108. Фразировка.
Заключение

Скачать самоучитель

Источник

Читайте также:  Micme внутренний микрофон для гитары
Оцените статью