Буквы латинского алфавита ноты

Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах

Буквенное обозначение нот. Общая информация

Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.

Таблица буквенных обозначений нот

Нота Обозначение
До C
До-диез/Ре-бемоль C#/ D♭
Ре D
Ре-диез/Ми-бемоль D# / E♭
Ми E
Фа F
Фа-диез/Соль-бемоль F# / G♭
Соль G
Соль-диез/Ля-бемоль G# / A♭
Ля A
Ля-диез/Си-бемоль A# / B♭ (B)
Си B (H)

Правила буквенного обозначения нот

Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.

Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.

B и H – обозначение ноты Си

Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.

Читайте также:  Rammstein deutschland ноты для пианино

Разница между диезом и бемолем

По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.

Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.

Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.

Буквенное обозначение тональностей

Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.

Первый – приписками maj или min к букве тональности.

Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.

Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано

Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .

В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.

Обозначение аккордов

На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.

— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.

— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.

— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.

— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.

— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.

— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.

Источник

Теория

Обозначения нот на письме:

Каждая октава содержит 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для записи нот часто используют их условные буквенные обозначения. В разных странах/системах эти обозначения различны, поэтому всегда желательно согласовывать используемую систему обозначений.

RU * EN Lat ES I F D NL DK S FI
До c C do do ut C c c c c
До-диез c-sharp Cis do sostenido do diesis ut dièse Cis cis cis ciss cis
Ре-бемоль d-flat Des re bemol re bemolle ré bémol Des des des dess des
Ре d D re re D d d d d
Ре-диез d-sharp Dis re sostenido re diesis re dièse Dis dis dis diss dis
Ми-бемоль e-flat Es mi bemol mi bemolle mi bémol Es es es ess es
Ми e E mi mi mi E e e e e
Фа-бемоль=Ми f-flat=e Fes fa bemol fa bemolle fa bémol Fes fes fes fess fes
Фа f F fa fa fa F f f f f
Ми-диез=Фа e-sharp=f Eis mi sostenido mi diesis mi dièse Eis eis eis eiss eis
Фа-диез f-sharp Fis fa sostenido fa diesis fa dièse Fis fis fis fiss fis
Соль-бемоль g-flat Ges sol bemol sol bemolle sol bémol Ges ges ges gess ges
Соль g G sol sol sol G g g g g
Соль-диез g-sharp Gis sol sostenido sol diesis sol dièse Gis gis gis giss gis
Ля-бемоль a-flat As la bemol la bemolle la bémol As as as ass as
Ля a A la la la A a a a a
Ля-диез a-sharp Ais la sostenido la diesis la dièse Ais ais ais aiss ais
Си-бемоль b-flat B si bemol si bemolle si bémol B bes b b b
Си b H si si si H b h h h

* Обозначенные языки:

  • RU — Русский (Russian)
  • En — Английский (English)
  • Lat — Латынь (Latina)
  • Es — Испанский (Spanish)
  • I — Итальянский (Italian)
  • F — Французский (French)
  • D — Немецкий (German)
  • NL — Нидерландский (Dutch)
  • DK — Датский (Danish)
  • S — Шведский (Swedish)
  • FI — Финский (Finnish)

Например, для записи нот от до до си в Латинской системе используются буквы латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается как [ха]). При добавлении к ноте бемоля к её названию приписывают окончание -es (Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза).
Исключения в названиях: Ля-бемоль = As (а не Aes), Ми-бемоль = Es (а не Ees), Си-бемоль = B (а не Hes).

Сокращения

Часто используются сокращения:

Например для записи на английском:

  • вместо -flat -> -f
  • вместо -sharp -> -s
  • вместо -flatflat -> -ff
  • вместо -sharpsharp -> -ss(или -x)

Для записи на испанском:

  • вместо -sostenido -> -s
  • вместо -bemol -> -b
  • Дубль-диез -ss
  • Дубль-бемоль -bb

Сокращёная запись для некоторых языков:

Rus До Ре Ми Фа Соль Ля Си-бемоль Си
nederlands c d e f g a bes b
arabic do re mi fa sol la sib si
catalan do re mi fa sol la sib si
deutsch c d e f g a b h
english c d e f g a bf b
espanol do re mi fa sol la sib si
italiano do re mi fa sol la sib si
norsk c d e f g a b h
portugues do re mi fa sol la sib si
suomi c d e f g a b h
svenska c d e f g a b h
vlaams do re mi fa sol la sib si

Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты

Rus Диез Дубль-диез Бемоль Дубль-бемоль
nederlands -is -isis -es -eses
arabic -d -dd -b -bb
catalan -d/-s -dd/-ss -b -bb
deutsch -is -isis -es -eses
english -s/-sharp -ss/-x/-sharpsharp -f/-flat -ff/-flatflat
espanol -s -ss -b -bb
italiano -d -dd -b -bb
norsk -iss/-is -ississ/-isis -ess/-es -essess/-eses
portugues -s -ss -b -bb
suomi -is -isis -es -eses
svenska -iss -ississ -ess -essess
vlaams -k -kk -b -bb

В микротоновой музыке применяются знаки понижающие или повышающие ноту на четверть и на три четверти тона.

Источник

Обозначение нот и тональностей латинскими буквами

Начинающие музыканты рано или поздно столкнуться с условными обозначениями нот буквами. Знания буквенных обозначений тональностей и нот необходимо на всех уроках в музыкальной школе, для игры аккордовых последовательностей к песне, ноты буквами записываются в музыкально-теоретических пособиях (гаммы, аккорды, ступени, тональности).

На самом деле все просто: за отправную точку берем ноту ля и от нее выстаиваем латинский алфавит. Таким образом получаем:

Название нот на латинском

Обозначение диезов и бемолей буквами

Диез (#) — к букве, обозначающей ноту, приписываем is. Например: фа-диез — Fis, ре-диез — Dis.

Бемоль (b) — к букве, обозначающей ноту, приписываем es. Например: ре бемоль — Des, соль-бемоль Ges. Си бемоль уже обозначен, к букве B дописывать ничего не надо. Нота ми бемоль записывается Es, ля бемоль — As.

Буквенное обозначение тональностей

Если требуется написать мажор, буквы будут большими. Если минор — маленькими.

До мажор — С dur, Си бемоль мажор — B dur, Фа диез мажор — Fis dur

Ля минор — a moll, си минор — h moll, ми бемоль минор — es moll

Источник

Буквенное обозначение нот

Буквенное обозначение нот исторически возникло раньше, чем запись их на линейках; и сейчас музыканты записывают ноты буквами, только теперь с помощью буквенной нотации можно зафиксировать не только звуки, но и целые музыкальные системы – аккорды, тональности, лады.

Первоначально для записи нот использовали греческий алфавит, позже стали записывать ноты латинскими буквами. Вот, какие буквы соответствуют основным семи звукам: c [цэ] – до; d [дэ] – ре; e [э] – ми; f [эф] – фа; g [гэ] – соль; a [а] – ля; h [ха] – си.

Для обозначения диезов и бемолей к буквам добавлялись такие окончания: is [ис] для диезов и es [эс] для бемолей (например, до-бемоль – ces [цэс], или фа-диез – fis [фис]). Если вы ещё не знаете, что такое диезы и бемоли, то почитайте статью «Знаки альтерации».

Только для одного звука – си-бемоль – из этого правила установилось исключение, для его обозначения применяют букву b [бэ] без всяких окончаний, при этом звук си-диез называется по правилу, то есть his [хис]. Ещё одна особенность касается обозначения звуков ми-бемоль и ля-бемоль – их обозначают не ees и aes, а просто es [эс] и as [ас], то есть сокращают вторую гласную букву, при этом звуки ми-диез и ля-диез будут записываться по правилу, то есть eis [эис] и ais [аис].

Эту систему обозначений знает и ежедневно использует любой профессиональный музыкант. Обозначение нот буквами в джазовой и эстрадной музыке имеет свои особенности.

Буквенное обозначение нот в джазе немного упрощено по сравнению с той системой, которая была нами рассмотрена. Первое отличие – совсем не используется буква h, звук си обозначается буквой b (а не только си-бемоль). Второе отличие – для обозначения диезов и бемолей не добавляют никаких окончаний, а просто рядом с буквой ставят знак диеза или бемоля.

Итак, теперь вы знаете, как записывать ноты буквами. В следующих статьях вам предстоит узнать о буквенном обозначении тональностей и аккордов. Подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить эти статьи. А сейчас, как всегда, предлагаю вам послушать хорошую музыку. Сегодня это будет музыка французского композитора Камиля Сен-Санса.

К. Сен-Санс “Карнавал животных” – “Аквариум”

Источник

Оцените статью