- Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах
- Буквенное обозначение нот. Общая информация
- Таблица буквенных обозначений нот
- Правила буквенного обозначения нот
- B и H – обозначение ноты Си
- Разница между диезом и бемолем
- Буквенное обозначение тональностей
- Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано
- Обозначение аккордов
- Теория
- Обозначения нот на письме:
- Сокращения
- Сокращёная запись для некоторых языков:
- Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты
- Обозначение нот и тональностей латинскими буквами
- Название нот на латинском
- Обозначение диезов и бемолей буквами
- Буквенное обозначение тональностей
- Буквенное обозначение нот
Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах
Буквенное обозначение нот. Общая информация
Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.
Таблица буквенных обозначений нот
Нота | Обозначение |
До | C |
До-диез/Ре-бемоль | C#/ D♭ |
Ре | D |
Ре-диез/Ми-бемоль | D# / E♭ |
Ми | E |
Фа | F |
Фа-диез/Соль-бемоль | F# / G♭ |
Соль | G |
Соль-диез/Ля-бемоль | G# / A♭ |
Ля | A |
Ля-диез/Си-бемоль | A# / B♭ (B) |
Си | B (H) |
Правила буквенного обозначения нот
Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.
Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.
B и H – обозначение ноты Си
Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.
Разница между диезом и бемолем
По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.
Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.
Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.
Буквенное обозначение тональностей
Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.
Первый – приписками maj или min к букве тональности.
Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.
Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано
Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .
В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.
Обозначение аккордов
На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.
— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.
— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.
— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.
— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.
— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.
— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.
Источник
Теория
Обозначения нот на письме:
Каждая октава содержит 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для записи нот часто используют их условные буквенные обозначения. В разных странах/системах эти обозначения различны, поэтому всегда желательно согласовывать используемую систему обозначений.
RU * | EN | Lat | ES | I | F | D | NL | DK | S | FI |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
До | c | C | do | do | ut | C | c | c | c | c |
До-диез | c-sharp | Cis | do sostenido | do diesis | ut dièse | Cis | cis | cis | ciss | cis |
Ре-бемоль | d-flat | Des | re bemol | re bemolle | ré bémol | Des | des | des | dess | des |
Ре | d | D | re | re | ré | D | d | d | d | d |
Ре-диез | d-sharp | Dis | re sostenido | re diesis | re dièse | Dis | dis | dis | diss | dis |
Ми-бемоль | e-flat | Es | mi bemol | mi bemolle | mi bémol | Es | es | es | ess | es |
Ми | e | E | mi | mi | mi | E | e | e | e | e |
Фа-бемоль=Ми | f-flat=e | Fes | fa bemol | fa bemolle | fa bémol | Fes | fes | fes | fess | fes |
Фа | f | F | fa | fa | fa | F | f | f | f | f |
Ми-диез=Фа | e-sharp=f | Eis | mi sostenido | mi diesis | mi dièse | Eis | eis | eis | eiss | eis |
Фа-диез | f-sharp | Fis | fa sostenido | fa diesis | fa dièse | Fis | fis | fis | fiss | fis |
Соль-бемоль | g-flat | Ges | sol bemol | sol bemolle | sol bémol | Ges | ges | ges | gess | ges |
Соль | g | G | sol | sol | sol | G | g | g | g | g |
Соль-диез | g-sharp | Gis | sol sostenido | sol diesis | sol dièse | Gis | gis | gis | giss | gis |
Ля-бемоль | a-flat | As | la bemol | la bemolle | la bémol | As | as | as | ass | as |
Ля | a | A | la | la | la | A | a | a | a | a |
Ля-диез | a-sharp | Ais | la sostenido | la diesis | la dièse | Ais | ais | ais | aiss | ais |
Си-бемоль | b-flat | B | si bemol | si bemolle | si bémol | B | bes | b | b | b |
Си | b | H | si | si | si | H | b | h | h | h |
* Обозначенные языки:
- RU — Русский (Russian)
- En — Английский (English)
- Lat — Латынь (Latina)
- Es — Испанский (Spanish)
- I — Итальянский (Italian)
- F — Французский (French)
- D — Немецкий (German)
- NL — Нидерландский (Dutch)
- DK — Датский (Danish)
- S — Шведский (Swedish)
- FI — Финский (Finnish)
Например, для записи нот от до до си в Латинской системе используются буквы латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается как [ха]). При добавлении к ноте бемоля к её названию приписывают окончание -es (Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза).
Исключения в названиях: Ля-бемоль = As (а не Aes), Ми-бемоль = Es (а не Ees), Си-бемоль = B (а не Hes).
Сокращения
Часто используются сокращения:
Например для записи на английском:
- вместо -flat -> -f
- вместо -sharp -> -s
- вместо -flatflat -> -ff
- вместо -sharpsharp -> -ss(или -x)
Для записи на испанском:
- вместо -sostenido -> -s
- вместо -bemol -> -b
- Дубль-диез -ss
- Дубль-бемоль -bb
Сокращёная запись для некоторых языков:
Rus | До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си-бемоль | Си |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
nederlands | c | d | e | f | g | a | bes | b |
arabic | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
catalan | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
deutsch | c | d | e | f | g | a | b | h |
english | c | d | e | f | g | a | bf | b |
espanol | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
italiano | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
norsk | c | d | e | f | g | a | b | h |
portugues | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
suomi | c | d | e | f | g | a | b | h |
svenska | c | d | e | f | g | a | b | h |
vlaams | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты
Rus | Диез | Дубль-диез | Бемоль | Дубль-бемоль |
---|---|---|---|---|
nederlands | -is | -isis | -es | -eses |
arabic | -d | -dd | -b | -bb |
catalan | -d/-s | -dd/-ss | -b | -bb |
deutsch | -is | -isis | -es | -eses |
english | -s/-sharp | -ss/-x/-sharpsharp | -f/-flat | -ff/-flatflat |
espanol | -s | -ss | -b | -bb |
italiano | -d | -dd | -b | -bb |
norsk | -iss/-is | -ississ/-isis | -ess/-es | -essess/-eses |
portugues | -s | -ss | -b | -bb |
suomi | -is | -isis | -es | -eses |
svenska | -iss | -ississ | -ess | -essess |
vlaams | -k | -kk | -b | -bb |
В микротоновой музыке применяются знаки понижающие или повышающие ноту на четверть и на три четверти тона.
Источник
Обозначение нот и тональностей латинскими буквами
Начинающие музыканты рано или поздно столкнуться с условными обозначениями нот буквами. Знания буквенных обозначений тональностей и нот необходимо на всех уроках в музыкальной школе, для игры аккордовых последовательностей к песне, ноты буквами записываются в музыкально-теоретических пособиях (гаммы, аккорды, ступени, тональности).
На самом деле все просто: за отправную точку берем ноту ля и от нее выстаиваем латинский алфавит. Таким образом получаем:
Название нот на латинском
Обозначение диезов и бемолей буквами
Диез (#) — к букве, обозначающей ноту, приписываем is. Например: фа-диез — Fis, ре-диез — Dis.
Бемоль (b) — к букве, обозначающей ноту, приписываем es. Например: ре бемоль — Des, соль-бемоль Ges. Си бемоль уже обозначен, к букве B дописывать ничего не надо. Нота ми бемоль записывается Es, ля бемоль — As.
Буквенное обозначение тональностей
Если требуется написать мажор, буквы будут большими. Если минор — маленькими.
До мажор — С dur, Си бемоль мажор — B dur, Фа диез мажор — Fis dur
Ля минор — a moll, си минор — h moll, ми бемоль минор — es moll
Источник
Буквенное обозначение нот
Буквенное обозначение нот исторически возникло раньше, чем запись их на линейках; и сейчас музыканты записывают ноты буквами, только теперь с помощью буквенной нотации можно зафиксировать не только звуки, но и целые музыкальные системы – аккорды, тональности, лады.
Первоначально для записи нот использовали греческий алфавит, позже стали записывать ноты латинскими буквами. Вот, какие буквы соответствуют основным семи звукам: c [цэ] – до; d [дэ] – ре; e [э] – ми; f [эф] – фа; g [гэ] – соль; a [а] – ля; h [ха] – си.
Для обозначения диезов и бемолей к буквам добавлялись такие окончания: is [ис] для диезов и es [эс] для бемолей (например, до-бемоль – ces [цэс], или фа-диез – fis [фис]). Если вы ещё не знаете, что такое диезы и бемоли, то почитайте статью «Знаки альтерации».
Только для одного звука – си-бемоль – из этого правила установилось исключение, для его обозначения применяют букву b [бэ] без всяких окончаний, при этом звук си-диез называется по правилу, то есть his [хис]. Ещё одна особенность касается обозначения звуков ми-бемоль и ля-бемоль – их обозначают не ees и aes, а просто es [эс] и as [ас], то есть сокращают вторую гласную букву, при этом звуки ми-диез и ля-диез будут записываться по правилу, то есть eis [эис] и ais [аис].
Эту систему обозначений знает и ежедневно использует любой профессиональный музыкант. Обозначение нот буквами в джазовой и эстрадной музыке имеет свои особенности.
Буквенное обозначение нот в джазе немного упрощено по сравнению с той системой, которая была нами рассмотрена. Первое отличие – совсем не используется буква h, звук си обозначается буквой b (а не только си-бемоль). Второе отличие – для обозначения диезов и бемолей не добавляют никаких окончаний, а просто рядом с буквой ставят знак диеза или бемоля.
Итак, теперь вы знаете, как записывать ноты буквами. В следующих статьях вам предстоит узнать о буквенном обозначении тональностей и аккордов. Подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить эти статьи. А сейчас, как всегда, предлагаю вам послушать хорошую музыку. Сегодня это будет музыка французского композитора Камиля Сен-Санса.
К. Сен-Санс “Карнавал животных” – “Аквариум”
Источник