Буренина топ хлоп ноты

Библиотека музыкального руководителя

Девочки, может кого заинтересует ссылочка на книгу Гогоберидзе А.Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» (программа Детство)
http://www.pedlib.ru/Books/2/0160/index.shtml

Девочки, доброе утро! Мне многие пишут, что не могут найти «авторский кабинет» и мой материал. Сведения о пособии «Учимся петь и танцевать, играя!» вы найдёте на сайте: http://forum.in-ku.com/showthread.php?t=127880.Пишите, жду!

Светлана. Я думаю, все зависит от удаленности от Москвы. Кажется его цена была около 150 руб. Но я могу ошибаться. В эту сумму входила пересылка.
Книги «Танцы для средней группы» у маня нет. Купи, пожалуйста и, если не трудно, выложи в теме! Буду благодарна! Думаю многие меня поддержат!

Н. В Зарецкая «Танцы для детей среднего дошкольного возраста»

Девочки это обложка книги Н. Зарицкой. сообщение#224

Света, нотного приложения нет, т.к. все танцы под фонограмму, авторы указаны.

Добрый день, коллеги.
Предлагаю обратить внимание на сборник Е. Попляновой «А мы на уроке — играем». http://narod.ru/disk/13999810000/%D0. D0%B0.rar.html
Этот материал я использую в кружковой работе (Вокальный кружок).
Песни — замечательные!

http://narod.ru/disk/16752506000/%D0. D1%8B.doc.html
ПОРТРЕТЫ КОМПОЗИТОРОВ
Сама делала. Надо только скачать, распечатать на цветном принтере и при желании заламинировать.

Девочки,в ыставлять открыто материал из пр. «Ладушки» на форуме НЕЛЬЗЯ.

Зимина «Образные упражнения и игры в музыкально- ритмическом развитии детей 4-8 лет»

Девочки, ссылочки не проверяла, сделаю это позже.Взяла с другого форума.Сейчас комп занят.Картрушина уже была, но я на всякий случай еще раз.
Вихарева. «Пестрые страницы» (песни и развлечения для самых маленьких)

М. Ю. Картушина. «Логоритмика для малышей. Занятия с детьми 3-4 лет.»

Еще Картушина. «Логоритмические занятия с детьми 2-3 лет».

Иллюстрированная книга- энциклопедия для детей и не только по современному танцу
«Танцы. Начальный курс» Узнаем, как зарождается и из чего складывается танец. Автор- Люси Смит, изд-во «Астрель» Познавательно и наглядно! :ok:

Источник

программы музыкального воспитания в ДОУ

Программа «Малыш»В. А. Петровой предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В данное пособие включен музыкальный материал советских композиторов, построенных по принципу тождества и контраста, например: «Зайчик» Г. Фрида, «Зайка» Е. Тиличеевой, «Зайчики бегут по лесу» А. Гречанинова; «Зайцы» Е. Тиличеевой. К программе «Малыш» автором разработаны 24 дополнительных занятия по слушанию классической музыки и сделана подборка из 54 произведений. Очень важно, что произведения подобраны по принципу тематического контраста, использованы как программные, так и непрограммные сочинения различных композиторов: от Ж.-Ф. Рамо и И.С. Баха до Д. Шостаковича и Г. Свиридова.

программа Малыш

Программа «Ладушки» 1998 года питерских авторов И. Каплуновой, И. Новооскольцевой ориентирована на возраст от трех лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.

Программа «Ладушки»

Еще одна программа петербуржцев Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши». Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других.

Источник

Буренина топ хлоп ноты

0 Топ-хлоп, малыши! А. Буренина, Т. Сауко.Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет

Жанр: Детская музыка
Год выпуска диска: 2007
Производитель диска: Россия
Аудио кодек: MP3
Тип рипа: tracks
Битрейт аудио: 320 kbps
Продолжительность: 55 минут

Описание:
Программа адресована воспитателям групп раннего возраста, музыкальным руководителям, дефектологам, родителям и гувернерам — всем, кто заинтересован в развитии ребенка.
В программе раскрыто содержание работы по развитию музыкально-ритмических движений у детей 2-3 лет, проиллюстрированное практическим материалом — описанием музыкально-ритмических композиций (с нотами), сценариями праздников и развлечений.
Для удобства работы воспитателей и родителей, не имеющих музыкального образования, к пособию прилагается фонограмма всех мелодий, специально записанных в нужном темпе и в необходимой последовательности.
Комплект программы включает: брошюру (120 с.), аудиокассету с записью музыки к упражнениям.

Трэклист:
Осень
1. ВОТ КАК МЫ УМЕЕМ
2. ЛАДОШЕЧКА
3. ДА-ДА-ДА!
4. ПРЯТКИ
5. ЧОК ДА ЧОК!
6. НОГИ И НОЖКИ
7. УСТАЛИ НАШИ НОЖКИ
8. ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ
9. МАЛЕНЬКАЯ ПОЛЕЧКА
10. ОЙ, ЛЕТАЛИ ПТИЧКИ
11. АЙДА!
12. КАП-КАП
13. ПОЕЗД
Зима
1. МАРШ
2. КУЛАЧКИ
3. ХОДИМ-БЕГАЕМ
4. ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ
5. ВЕСЕЛАЯ ПЛЯСКА
6. РАЗМИНКА
7. ПЛЯСКА С ПОГРЕМУШКАМИ
8. ЗАЙЧИКИ И ЛИСИЧКА. Игра
9. САНКИ. Игра
10. СПОКОЙНАЯ ПЛЯСКА
11. ЕДЕМ НА ПОЕЗДЕ
Весна
1. МАРШ
2. ЛОШАДКА
3. НАУЧИЛИСЬ МЫ ХОДИТЬ
4. РЕЗВЫЕ НОЖКИ
5. РУССКАЯ
6. ВЕЛОСИПЕД
7. ТИХО-ТИХО МЫ СИДИМ
8. ПЛЯСКА. С КУКЛАМИ
9. ПЛЯСКА С ПЛАТОЧКАМИ
10. ПРИСЕДАЙ. Парная пляска
11. ВОРОБУШКИ И КОШКА. Игра
12. БОЙЦЫ ИДУТ
Лето
1. ПОГУЛЯЕМ
2. ЛОШАДКА
3. ИДЕМ — ПРЫГАЕМ
4. ТОП-ХЛОП
5. ЛОДОЧКА
6. ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ
7. ПАЛЬЧИКИ ШАГАЮТ
8. ПОЛЬКА
9. ИГРА С БУБНОМ
10. ДОЖДИК
11. СОЛНЫШКО
12. ЛЕТНЯЯ

Источник

Топ-хлоп, малыши (fb2)

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет

Печатается по решению РИСа и кафедры психологии и педагогики детства ЛОИРО

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики детства ЛОИРО А. И. Буренина

доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией образовательных программ и системы диагностики ЛОИРО Т. И. Чижова;

кандидат педагогических наук, декан факультета дошкольного и начального образования ЛОИРО М. Н. Попова;

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой теории и практики обучения СПВПУ №1 им. Н. А. Некрасова (колледжа) Е. Р. Зинкевич

Сауко Т. Н., Буренина А. И.

Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. — СПб., 2001. — 120 с.

Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет и методическое сопровождение к ней поможет организовать систему работы по развитию движений и музыкальных способностей у детей раннего возраста.

Для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, Домов ребенка, воспитателей групп “Особый ребенок”, дефектологов, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений, а также родителей.

© Т. Сауко, А. Буренина, 2001

© Ленинградский областной институт развития образования, 2001

© ООО «Редакция журнала “Музыкальная палитра”», 2001

© И. Кузьминская (обложка), 2001

Предисловие

Предлагаемая вашему вниманию программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в течение всего года: осенью, зимой, весной и летом. Подобранные упражнения, пляски, игры для малышей объединены в циклы по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики и т. д.

Репертуар, составляющий основу данного пособия, наверное, хорошо известен опытным педагогам, проработавшим не один десяток лет. Это пляски, игры-забавы Е. Д. Макшанцевой, песенки Е. Тиличеевой, песни-игры Т. С. Бабаджан. Кроме того, предлагаются авторские пляски (с текстами) на популярные народные мелодии. Однако новизна предлагаемого пособия в том, что в нем собраны воедино игровые упражнения, систематизированные в строгой методической последовательности и адаптированные для работы с детьми 2-3 лет.

Наиболее важным, на наш взгляд, является органичное использование данного репертуара на различных занятиях, а также в процессе проведения развлечений и праздников, на которых дети выступают вместе с родителями. Таким образом, система работы предполагает не только освоение малышами разнообразных музыкально-ритмических упражнений, но и разучивание данных игр-забав с родителями с целью последующего включения этого репертуара в программы утренников.

Для удобства работы воспитателей и родителей, не имеющих музыкального образования, к пособию прилагается фонограмма всех мелодий, специально записанных в нужном темпе и в необходимой последовательности.

Предлагаемая методика работы — результат многолетнего опыта музыкально-ритмического воспитания детей, осмысленный и описанный его автором, Татьяной Никитичной Сауко, музыкальным руководителем ДОУ № 50 Красносельского района. Однако данная методика может быть использована инструкторами по физическому воспитанию и воспитателями в лечебной физкультуре, а также в системе коррекционной работы с детьми, и, конечно же, родителями и гувернерами, которые хотят воспитать своих малышей активными, энергичными, ловкими, эмоциональными и счастливыми.

Мы желаем вам творческого вдохновения и удовольствия от совместного движения под музыку с вашими малышами!

Пояснительная записка

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано, по всей видимости, не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с пониманием самоценности этого периода детства, значения развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребенка. И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.

Известно, какое значение В. М. Бехтерев придавал музыке, который считал, что с ее помощью “можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения”.

Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Игровые музыкально-двигательные упражнения для детей раннего возраста имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного (как говорили раньше!) развития ребенка, но и служат незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия. Эту особенность игрового материла для малышей по всей вероятности заметили еще наши предки. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней такие шедевры народной педагогики, как “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Идет коза рогатая” и др.

К сожалению, нельзя сказать, что репертуар с тех пор значительно расширился и обогатился. Поэтому практики вынуждены еще и еще раз как сквозь сито просеивать, тщательно подбирать музыкальные игры-забавы, пляски для малышей, которые особенно чувствительны к темпоритму музыки и, безусловно, к текстам, которые должны быть понятными, интересными и образными. И снова воспитатели обращаются к народным песенкам, а также к тому “золотому”, классическому фонду, который был создан нашей отечественной педагогикой (это репертуар 1-й младшей группы типовой программы под редакцией Н. А. Ветлугиной, игры-забавы Е. Макшанцевой, Т. Бабаджан и др. ).

Что же нового предлагает данное методическое пособие? В чем его основная направленность, каковы особенности?

Прежде всего, хочется отметить само построение программы, которое включает 3 части.

В 1-й части раскрывается содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей в течение года — от осени до лета.

Во 2-й части дано подробное описание игровых упражнений, сгруппированных в циклические комплексы по принципу от простого — к сложному, предлагаемых детям с начала года (осень) и до конца учебного года (лето), позволяющих малышам постепенно осваивать разнообразные движения в процессе игрового взаимодействия со взрослым.

В 3-й части приводится описание развлечений и праздничных утренников с родителями, содержание которых строится на основе разученных ранее игровых упражнений.

Каково же содержание работы с детьми 2-3 лет по развитию музыкально-ритмических движений? Над чем должен работать педагог?

Ответим на этот вопрос и сформулируем, прежде всего, цели и задачи музыкально-ритмического воспитания, которые являются актуальными в течение всего года:

1. Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.

2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.

3. Развитие музыкального слуха:

• музыкальных сенсорных способностей (различение динамики, продолжительности, высоты и тембра музыкального звука);

• чувства ритма — способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии (а при четком, акцентированном ритме — отмечать сильную долю);

• слухового внимания — умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;

• способности менять темп (контрастный — быстро-медленно) и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

4. Развитие двигательной сферы — формирование основных двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков), развитие пружинных, маховых движений, выразительных жестов, элементов плясовых движений (“фонарики”, топающий шаг и др.); развитие выразительности движений, умений передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей (Зайчиков, Мишек, Птичек и пр. ).

5. Воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослым или ребенком.

6. Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умения становиться друг за другом, двигаться “стайкой” за ведущим, по кругу; вперед и назад.

7. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек (расширение словарного запаса).

Предлагаемый в данном пособии репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе со взрослыми или сверстниками.

Отметим также основной метод музыкально-ритмического воспитания детей — “вовлекающий показ” (С. Д. Руднева) двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, педагог должен максимально выразительно и четко исполнять ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.

Важной особенностью данной методической разработки является также тщательный подбор музыки, специально подготовленная фонограмма с точно выверенным темпом (умеренным) и временем звучания (кассета с фонограммой прилагается к пособию).

Содержание 3-й части конкретизируется в изложении программ праздничных утренников и развлечений, главная цель которых — эмоциональное развитие детей, воспитание у них навыков общения со взрослыми и сверстниками, обогащение их разнообразными радостными впечатлениями.

В этом контексте решаются и такие важные задачи, как адаптация ребенка к коллективу детей в детском саду, помощь семье в освоении художественных средств воспитания ребенка и т. д.

Объединение усилий родителей и педагогов в воспитании детей — вот, пожалуй, та красная нить, которая пронизывает направленность работы по подготовке праздников и развлечений. Действительно, не показ детей, не демонстрация успехов воспитателей, а общий праздник, на котором радостное настроение и у детей и у взрослых уже потому, что они вместе сидят, вместе поют и танцуют, вместе играют. В этой связи особую значимость приобретает период подготовки к празднику, особенно к первому, осеннему, поскольку родителей еще нужно привлечь к этой подготовке, убедить в ее необходимости и научить тому, как можно и нужно взаимодействовать с малышами на утреннике [1] .

Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет в течение года

ОСЕНЬ

Этот период — один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в этом возрасте (на 3-м году жизни) детей чаще всего впервые приводят в детский сад. Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень напряженно, иногда болезненно. Отсюда главная задача музыкально-ритмического воспитания — использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям. Тем не менее, педагог уделяет внимание развитию следующих навыков:

1. Дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений (упражнения “Вот как мы умеем”, “Ноги и ножки” и др. ). Эти упражнения дети выполняют по показу педагога и двигаются по кругу и стайкой.

2. Дети учатся передавать простейшие игровые действия (язык жестов) также по показу воспитателя (упражнение “Прятки”, “Птичка и собачка” и др. ).

3. Дети обучаются ритмично исполнять простейшие танцевальные движения: притопы правой ногой и поочередно каждой, “фонарики” и др. (Пляска “Ай-да”, “Чок да чок”, “Маленькая полечка”).

4. В знакомых упражнениях дети подпевают повторяющиеся слова и звукоподражания (“тук-тук”, “ля-ля-ля”, “баю-баю”, “кап-кап” и т. д. ).

Повторим еще раз, что в осенний период работы с детьми самое главное — это установление контакта с ребенком и его родителями. Если эта задача будет решена, то последующее обучение будет продвигаться успешно.

В этот период развитие детей в музыкально-ритмической деятельности происходит более интенсивно: меньше времени тратится на установление контакта, у детей уже вырабатывается своеобразный рефлекс на музыкальный зал и “музыкальную тетю”, которая танцует и поет, играет вместе с малышами. Педагог получает возможность больше внимания уделить качеству движения и при этом добивается более четких, ритмичных и уверенных движений.

1. Совершенствовать ходьбу и бег.

2. Развивать выразительные образно-игровые движения (Зайцы и Лисичка).

3. Развивать умение передавать ритм мелодии в пляске с погремушками (развитие чувства ритма, ловкости движений).

4. Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения (пляска под русскую народную мелодию “Ах вы, сени”).

5. Вызывать желание подпевать, исполнять вместе с педагогом повторяющиеся слова.

К концу зимы движения детей становятся заметно более уверенными и координированными. Исполнение упражнений по показу педагога отличается слаженностью и синхронностью (чего трудно было добиться в начале года).

ВЕСНА

В третьем квартале детям предлагаются музыкально-ритмические упражнения, включающие новые, более сложные движения:

• ходьба вперед и пятясь назад (“Научились мы ходить”);

• прямой галоп (“Лошадка”);

• пляски в парах (“Приседай”);

• разнообразные образно-игровые упражнения с предметами (с куклами, с платочками), образно-игровые выразительные движения (“Воробушки и Кошка”);

• пляски и упражнения проводятся в различных исходных положениях и построениях (парам, по кругу, врассыпную, сидя и лежа на ковре), что позволяет разнообразить движения рук и ног.

Задачи музыкально-ритмического воспитания детей по сути те же, что и в предыдущем квартале, однако педагог может немного увеличивать нагрузку на занятиях, предлагая исполнять большее количество упражнений подряд (на 1-2 композиции).

Как правило, дети летом не посещают детский сад, поэтому предлагаемый материал могут использовать родители (у которых к этому времени уже воспитаны интерес и понимание важности занятий с ребенком музыкально-ритмическими упражнениями). Педагог может включить летний репертуар в работу с детьми по своему усмотрению — в июне, либо в санаторных условиях, либо со 2-й младшей группой осенью — как воспоминание о лете, как его провели и т. д.

Репертуар, предлагаемый для разучивания в этом квартале, направлен на совершенствование у детей навыков основных движений (ходьбы, бега, прыжков), освоение более разнообразных способов их выполнения — ходьба парами (“Погуляем”), прыжки парами, держась за руки (“Мы идем — прыгаем”). Дети уже могут справиться с довольно сложными по координации упражнениями: галопом в парах (“Лошадка”), ритмичном раскачивании вперед-назад, сидя на коврике и держась за руки (“Лодочка”).

Музыкальная игра “Дождик” и хоровод “Подарило лето” активизируют творческие проявления детей.

“Игра с бубном” воспитывает у детей терпение, усидчивость, слуховое внимание.

К концу года дети уже активно подпевают взрослому, запоминают целые фразы песен и иногда исполняют их самостоятельно.

Ярким показателем успешности музыкального развития является эмоциональность поведения детей, их желание заниматься вместе, умение сосредоточиться на выполнении упражнения и точно исполнять движения по показу взрослого.

Некоторые выученные на занятиях пляски и игры дети к концу года могут исполнять и самостоятельно.

Следует также побуждать детей к импровизации под знакомую и незнакомую музыку, к использованию в спонтанных плясках атрибутов (платочки, ленточки и др.) и игрушек (кукол, мягких игрушек и др.).

ОПИСАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ. ОСЕНЬ

1. ВОТ КАК МЫ УМЕЕМ

Слова Н. Френкель, музыка Е. Тиличеевой

формирование навыка ритмичной ходьбы,

развитие слухового внимания, умения начинать и заканчивать движения под музыку.

Под пение воспитателя дети маршируют по комнате и в конце музыки останавливаются — стоп.

2. ЛАДОШЕЧКА

На мелодию русской народной песни “Я на горку шла”

Это упражнение способствует установлению теплых, доверительных отношений между воспитателем и ребенком.

Воспитатель предлагает показать свои ладошки, дети протягивают их. Воспитатель на первый куплет гладит ладошки детей двумя руками, а на второй куплет протягивает свои ладошки детям, и они поглаживают. Надо успеть поприветствовать всех детей!

3. ДА-ДА-ДА!

Слова Ю. Островского, музыка Е. Тиличеевой

Упражнение развивает у детей слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма.

Дети выполняют движения по тексту, на заключение бегут и присаживаются на корточки.

4. ПРЯТКИ

Слова И. Плакиды, музыка Т. Ломовой

Упражнение развивает координацию движений, чувство ритма. Способствует повышению эмоционального тонуса, созданию хорошего настроения.

5. ЧОК ДА ЧОК!

Слова и музыка Е. Макшанцевой


Упражнение формирует элементарные плясовые навыки у малышей, расширяет их двигательный опыт, развивает умение координировать движения с музыкой.

6. НОГИ И НОЖКИ [2]

Музыка В. Агафонникова

Упражнение развивает чувство ритма, формирует основные двигательные навыки — ходьбу и бег.

7. УСТАЛИ НАШИ НОЖКИ

Слова Е. Соковниной, музыка Т. Ломовой

Выполнение данного упражнения способствует релаксации.

8. ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ

Слова Е. Каргановой, музыка М. Иорданского


Упражнение развивает мелкую моторику, выразительность исполнения имитационных движений, умение координировать движения с музыкой и текстом песни.

9. МАЛЕНЬКАЯ ПОЛЕЧКА

Слова А. Шибицкой, музыка Е. Тиличеевой

Упражнение расширяет двигательный опыт детей, знакомит их с элементарными плясовыми движениями.

10. ОЙ, ЛЕТАЛИ ПТИЧКИ

Игра развивает способность детей исполнять выразительные движения в соответствии с музыкой и игровым образом.

Воспитатель обращает внимание на щебет птиц и предлагает поиграть в игру “Птички и собачка”.

11. АЙ-ДА!

Упражнение развивает чувство ритма, умение менять темп движения в соответствии с музыкой.

Повторить пляску три раза.

12. КАП-КАП

Русская народная мелодия

Упражнение развивает мелкую моторику, умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой.

13. ПОЕЗД

Слова Т. Бабаджан, музыка Н. Метлова

Упражнение развивает чувство ритма, умение координировать движения в соответствии с музыкой и текстом, координацию движений.

Исходное положение: дети становятся друг за другом “паровозиком”, то есть кладут руки на плечи друг другу и идут друг и другом топающим шагом. В конце за ведущим подходят к двери и покидают зал.

1. МАРШ

Слова А. Шибицкой, музыка Е. Тиличеевой

Упражнение на развитие навыка ритмичной ходьбы (умение поднимать ноги, а не шаркать), умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.

2. КУЛАЧКИ

Музыка А. Филиппенко

Упражнение развивает координацию движений рук, умения выразительно выполнять жесты в соответствии с текстом песни.

3. ХОДИМ-БЕГАЕМ

Слова Н. Френкель, музыка Е. Тиличеевой

Упражнение развивает навыки основных видов движений: ходьбы и бега, способствует повышению эмоционального тонуса.

4. ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ

Немецкая народная мелодия, слова Т. Сауко

Упражнение развивает координацию движений, умение бегать под музыку, прыгать вперед-назад, выполнять движения в соответствии с текстом.

Воспитатель предлагает детям подать друг другу руку (“дай мне ручку!”).

Дети подают друг другу руки и образуют круг.

Под пение воспитателя дети выполняют движения по тексту песни.

5. ВЕСЕЛАЯ ПЛЯСКА

На мелодию русской народной песни “Ах, вы сени!”, слова Ануфриевой

Пляска развивает чувство ритма, координацию движений.

6. РАЗМИНКА

Слова и музыка Е. Макшанцевой


Упражнение развивает мелкую моторику, чувство ритма, внимание. Выполняется сидя на стульчиках или на коврике.

7. ПЛЯСКА С ПОГРЕМУШКАМИ

Белорусская плясовая мелодия “Бульба”

Слова А. Ануфриевой


Пляска развивает ловкость, точность, координацию движений, чувство ритма, умение различать контрастные части в музыке. Воспитатель раздает детям погремушки.

8. ЗАЙЧИКИ И ЛИСИЧКА

Слова В. Антоновой, музыка Б. Финоровского

Игра способствует развитию эмоций, выразительности движений.

9. САНКИ

Слова и музыка Т. Сауко

Игра направлена на развитие выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.

Дети встают парами. Одинспиной и протягивает руки назад, а другой сзади берет его руки. Парами бегут по залу.

(При повторении игры последние две строчки звучат так: «Больше в санки не садись, с этой горки не катись!»)

10. СПОКОЙНАЯ ПЛЯСКА

На мелодию русской народной песни “Во поле береза стояла”

Пляска развивает динамический слух, чувство ритма, координацию движений, слуховое внимание.

11. ЕДЕМ НА ПОЕЗДЕ

Музыка А. Филиппенко

Упражнение развивает чувство ритма, эмоциональную сферу, координацию движений.

ВЕСНА

1. МАРШ

Слова Т. Сауко, музыка В. Дешевого

Упражнение развивает навык ходьбы под музыку, умение начинать и заканчивать движение с началом и концом ее звучания.

Дети энергично маршируют, с окончанием музыки останавливаются.

2. ЛОШАДКА

Музыка М. Раухвергера

Упражнение расширяет двигательный опыт: дети осваивают движение прямым галопом, “высокий” шаг.

Воспитатель показывает игрушечную лошадку и читает стихи А. Барто:

Воспитатель: Дети, поедем в гости на лошадке?

Воспитатель: Ну, тогда садитесь на лошадку. Натянули вожжи . поехали!

3. НАУЧИЛИСЬ МЫ ХОДИТЬ

Слова и музыка Е. Макшанцевой

Упражнение развивает навык ходьбы вперед и назад, воспитывает чувство ритма.

4. РЕЗВЫЕ НОЖКИ

Слова Е. Макшанцевой

Упражнение способствует развитию умения легко, ритмично прыгать на одной и двух ногах.

5. РУССКАЯ

На мелодию русской народной песни “Из-под дуба” Слова А. Ануфриевой

Упражнение развивает координацию движений, чувство ритма, формирует навыки исполнения элементарных плясовых движений.

6. ВЕЛОСИПЕД

Музыка Е. Макшанцевой

Упражнение на развитие координации движений в соответствии с темпом музыки.

7. ТИХО-ТИХО МЫ СИДИМ

Русская народная мелодия “Во саду ли”, слова А. Ануфриевой

8. ПЛЯСКА С КУКЛАМИ

Слова А. Ануфриевой, немецкая народная мелодия

Пляска способствует развитию точности, ловкости, выразительности движений.

9. ПЛЯСКА С ПЛАТОЧКАМИ

Слова А. Ануфриевой, немецкая плясовая мелодия

Пляска развивает мелкую моторику, музыкальный слух, расширяет двигательный опыт детей.

10. ПРИСЕДАЙ. Парная пляска

Слова Ю. Энтина, эстонская народная мелодия,

обработка А. Роомере

Пляска развивает чувство ритма, координацию, умение менять движения в соответствии со сменой частей музыки.

11. ВОРОБУШКИ И КОШКА

Слова А. Ануфриевой, немецкая плясовая мелодия

Игра способствует развитию выразительности движений, воспитывает внимание, умение выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом песни.

12. БОЙЦЫ ИДУТ

Слова В. Татаринова, музыка В. Кикты

Упражнение очень эффективно в развитии у детей навыка ходьбы под музыку.

Дети энергично идут маршем друг за другом под пение воспитателя.

1. ПОГУЛЯЕМ

Слова и музыка Е. Макшанцевой

Упражнение развивает чувство ритма, умение выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом, формирует навык ходьбы парами под музыку.

2. ЛОШАДКА

Слова и музыка Е. Макшанцевой

Упражнение направлено на развитие эмоций, чувства ритма, координации движений.

3. ИДЕМ — ПРЫГАЕМ

Слова Ю. Островского, музыка Р. Рустамова

Развитие навыков основных движений под музыку.

4. ТОП-ХЛОП

Слова Т. Сауко, немецкая плясовая мелодия

Упражнение на развитие чувства ритма, умения менять движения в соответствии с изменением музыки и текстом. Расширение двигательного опыта.

5. ЛОДОЧКА

Слова Т. Сауко, музыка Е. Макшанцевой

Упражнение на развитие чувства ритма, координации движений, выразительности пластики.

6. ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ

Слова и музыка Е. Макшанцевой

Упражнение на развитие координации движений в соответствии с темпом музыки.

7. ПАЛЬЧИКИ ШАГАЮТ

Слова и музыка Е. Макшанцевой

Упражнение способствует развитию мелкой моторики, чувства ритма.

Дети сидят, вытянув перед собой обе руки, поочередно сгибают и разгибают пальцы.

8. ПОЛЬКА [3]

Немецкая плясовая мелодия

Пляска развивает умения выполнять движения в парах, расширяет двигательный опыт, обогащает эмоциональные переживания детей.

9. ИГРА С БУБНОМ

Слова Т. Сауко, немецкая плясовая мелодия

Игра развивает внимание, терпение (волю), умения согласовывать движения с текстом и музыкой.

10. ДОЖДИК

Слова и музыка Е. Макшанцевой


Игра развивает выразительность движений, обогащает двигательный опыт, умения согласовывать движения с текстом песни и музыкой. В упражнении присутствуют элементы самомассажа, что способствует релаксации.

11. СОЛНЫШКО

Слова и музыка Е. Макшанцевой

Упражнение развивает медленные, плавные движения, способствующие вытягиванию позвоночника, формированию правильной осанки. Развивает чувство ритма, обогащает двигательный опыт.

12. ЛЕТНЯЯ

Слова Т. Сауко на русскую народную мелодию “Жили у бабуси”

Упражнение развивает выразительность и координацию движений.

Наши праздники

Праздники в жизни человека любого возраста имеют огромное значение. Для малыша 2-3 лет, который по особому воспринимает мир, праздник, прежде всего, это не просто какое-то радостное событие, не всегда и не до конца понятное ребенку. Это особое “состояние души”, яркое эмоциональное переживание, встреча с чем-то интересным, необычным, и в то же время, приятным и желанным. Организация праздничных утренников требует от педагогов бережного и внимательного отношения к детям, знания психологии этого возраста, а также выдумки и фантазии, позволяющей из незатейливого знакомого репертуара (песенок, игр-плясок и др.) создать сценарий, объединяющий музыкальный, игровой и стихотворный материал единой темой.

В данном издании предлагается цикл сценарных планов таких утренников, апробированных в опыте работы музыкального руководителя ДОУ №50 Красносельского района Санкт-Петербурга Т. Н. Сауко. Другие педагоги, безусловно, опираясь на предложенные разработки, могут их творчески изменять и дополнять. Однако отметим особенности методики организации утренников с детьми 2-3 лет, которые, на наш взгляд, имеют принципиальное значение.

1. Материал утренника объединен единой игровой темой. Например: “В гостях у кукол”, “Со зверушками в гости к Деду Морозу” и т. д. Тематическое объединение праздничного репертуара позволяет удерживать внимание детей, варьируя при этом различные виды деятельности (пение, движение, чтение стихов и т. п.). Традиционно можно использовать игрушку, игровой персонаж (их может быть несколько), которые “ведут” вместе с педагогом весь утренник. Продолжительность такого праздника 25-30 минут.

2. Программа утренника строится на знакомых, ранее освоенных игровых упражнениях и песенках. Так, в предлагаемых сценариях практически все пляски и музыкально-ритмические упражнения разучивались предварительно с детьми на занятиях (описания движений даны в данном пособии).

Обратим также внимание на использование известных народных плясовых мелодий, которые часто повторяются (такие, как “Ах вы, сени”, “Во саду ли, в огороде” и др.). Опора на знакомые мелодии удобна и для родителей, которые в основном поют вместе с педагогами (а дети в этом возрасте только подпевают), и для детей, поскольку в них доступный для малышей темпоритм и простая для восприятия двухчастная форма.

3. В проведении утренника активно участвуют родители. Отметим, что в прошлые годы существовала даже рекомендация предлагать родителям присутствовать на утренниках, сидя за прозрачными занавесями, либо проводить праздники с детьми раннего возраста без зрителей (а не то они увидят своих мам, захотят к ним “на ручки”, заплачут и испортят весь праздник!). В данных сценариях предполагается активное участие родителей, которые специально готовятся к утренникам, то есть участвуют в музыкальных занятиях, гуляют вместе с детьми по залу, разучивают музыкальный материал (песни, пляски, игры). Действительно, какой же это праздник, если мамы нет рядом! Поэтому наши рекомендации — найти возможность подготовить родителей к совместным праздникам с малышами. Для этого придется много потрудиться: объяснить мамам, как важно для их малышей присутствие родителей, и не только присутствие, но и взаимодействие — совместные игры и пляски. Кроме того, родителей нужно убедить в том, что нельзя жалеть потраченное на это время, так как нервы и эмоциональное здоровье их детей дороже. Зато как приятно, как радостно любому малышу петь, плясать вместе с мамой! И такие совместные праздники надолго запомнятся не только детьми, но и взрослыми, поскольку нет ничего глубже эмоциональной памяти.

4. Прилагаемая к пособию аудиокассета с записями музыки во многом облегчит подготовку как родителей (которые и дома смогут “потренироваться” — поплясать и поиграть со своим малышом), так и педагогов, не владеющих музыкальным инструментом.

Кроме того, благодаря наличию фонограммы у музыкального руководителя есть возможность проводить некоторые праздники на улице в теплое время года. И, наконец, фонограмма будет очень удобна в случае внезапно объявленного карантина.

Вот еще несколько советов по предварительной работе при подготовке и организации праздников.

1. Праздник осени

Этот праздник — первый в году. Педагог должен учитывать, что у многих детей еще проходит адаптационный период и далеко еще не все малыши настолько привыкли к детскому саду, чтобы, увидев маму, не захотеть броситься к ней в объятия. Именно поэтому необходимо терпеливо и настойчиво приглашать родителей на музыкальные занятия, разъяснять им значение музыки и роль праздников для развития ребенка. В этом смысле основные усилия музыкального руководителя в этот период направлены на поиск контактов с семьей и совместную подготовку мам с малышами.

В беседах с родителями педагог тактично им напоминает, что на детские утренники нужно приходить нарядно одетыми, со сменной (тоже нарядной) обувью. Психологически важно настроить взрослых на праздник, на совместные с малышами пляски, игры, на пение песен и т. д. Кроме того, почти все утренники заканчиваются чаепитием и угощением, в подготовке которого родители также принимают участие.

В процессе подготовки и проведения праздника необходимо обратить внимание детей на основные признаки осени, которые они могут наблюдать на прогулке: листья пожелтели, часто идет дождь, птицы улетают в теплые края и т. д. Музыкальный репертуар отражает эти признаки осени (разучиваются соответствующие песни об осени, пляски, игры и пр.).

2. Новогодние утренники

Педагог рассказывает детям о новогоднем празднике, о том, как его отмечают: наряжают елку, зажигают на ней огоньки, водят вокруг елки хороводы, поздравляют друг друга, дарят подарки, ходят в гости, веселятся, ждут в гости Деда Мороза с подарками и т. д. Для этого необходимо иметь иллюстрации, открытки, изображающие новогодний праздник.

Предварительно разучиваются новогодние хороводы и веселые пляски, исполняемые под пение взрослых по показу (любые — по выбору музыкального руководителя).

Желательно разучить с детьми стихи к празднику (с теми, кто может и хочет их выучить и прочитать).

При подготовке к празднику с родителями обсуждаются костюмы, в которых будут выступать дети.

Родителям также важно дать рекомендации, как можно устроить домашний праздник новогодней елки.

3. Весенние праздники

Основной праздник этого периода — 8 Марта. Дети очень эмоционально откликаются на содержание данного праздника, поскольку для них мама и бабушка — самые близкие и дорогие люди, и вся праздничная тематика — песни о маме, бабушке, игры, пляски и пр. — понятна им и близка. Однако нужно приучать детей поздравлять в этот день не только своих мам и бабушек, но и воспитателей, заведующую, то есть всех женщин.

В процессе подготовки к утреннику разучивается репертуар, посвященный теме праздника, а также музыкально-игровой материал, отражающий весенние сезонные изменения (о солнышке, птичках, травке и т. д.).

Кроме праздника 8 Марта, отмеченного в календаре, устраиваются также развлечения с детьми или комплексные занятия, тема которых — весна, обновление природы.

4. Летний праздник

Содержание праздника отражает сезонные изменения в природе и эмоциональное состояние детей, радующихся солнцу, теплу, пению птиц и т. д.

Этот праздник лучше проводить на воздухе на детской площадке, которую необходимо предварительно оформить (см. описание утренника).

На летнем празднике можно повторить любой выученный в течение года репертуар (кроме песенок о зиме и осени).

Таким образом, данный утренник является как бы итогом работы за год. На это и следует обратить внимание родителей: показать, чему научились их дети, какие они стали эмоциональные, уверенные, самостоятельные.

Все предлагаемые сценарии подобраны в соответствии с содержанием работы в течение года. Приводится также конспект тематического занятия, иллюстрирующий подготовку детей к новогоднему утреннику (“Мишка в гостях у ребят”).

Итак, дорогие коллеги, радостных и веселых вам праздников вместе с малышами!

1. Праздник осени

Роли Атрибуты Музыкальный материал
Ведущий — педагог Зайчик (игрушка) Белочка (игрушка) Медведь (игрушка) Птичка (игрушка) Ширма Корзинка Осенние листики Большой зонт Грибы (из папье-маше или картона) Подарки Песня об осени (любая по выбору музыкального руководителя); «Кап-кап»; «Велосипед»; «Мы-листики»; «Ай-да» (пляска); «Лодочка»; «Грибочки»; «Как у наших у ребят».

Из группы в зал, украшенный, как осенний лес, парами, держа друг друга за руки, входят дети со своими мамами под спокойную мелодию (например, мелодию из к/ф “Шербургские зонтики”).

Ведущая: Смотрите, как красиво в нашем зале, как в настоящем лесу. Слышите, как щебечут птички? (Звучит фонограмма птичьего щебета, появляется птичка-игрушка, подлетает по очереди к каждому ребенку, “поет” ему “Чик-чирик”. Дети гладят Птичку, “кормят” зернышками, Птичка “клюет”).

Птичка: Дети, вы слышите, как шелестят листочки? А почему они такие желтые? Ведь они раньше были зеленые.

Дети (хором): Потому что уже осень!

Ведущая: Да, дети, уже наступила осень. (Мамы исполняют песню “Осень” — любую, по выбору музыкального руководителя).

Птичка: Стало холодно на улице, мне надо торопиться в теплые края. Да свиданья, дети!

Дети отвечают: До свиданья (машут птичке руками на прощание).

Ведущая: В лесу теперь не жарко, и часто идут осенние дожди.

Ой, кажется, и в нашем лесу тоже пошел дождик. (Под мелодию “Дождик” дети поют “кап-кап”. По окончании мелодии воспитатель раскрывает большой зонт, и все дети усаживаются под него). Ну, что, никого не намочил дождик? Да он уже, кажется, заканчивается. Правда, вот и солнышко снова выглянуло из-за туч! (Звучит веселая музыка).

В зал въезжает на велосипеде Заяц с корзинкой.

Ведущая: Куда ты, серенький, так спешишь?

Заяц: Как это, куда. Осень на дворе, пора желтые листочки запасать на зиму, чтобы было в домике моем и теплее и красивее!

Ведущая: Дети, давайте поедем все на велосипедах и поможем зайчику собирать листочки!

(Дети выполняют движения, имитирующие вращение педалей велосипеда, лежа на ковре, под мелодию “Велосипед” — с. 52)

В это время воспитатель разбрасывает по полу желтые листья по два на каждого ребенка.

Источник

Читайте также:  Не стихами великих поэтов ноты
Оцените статью