- Фридрих Бургмюллер — «Скользим по воде» (этюд для совсем начинающих)
- Фридрих Бургмюллер — Серенада
- Кавалькада. Op. 100, № 25. Избранные этюды для фортепиано
- О произведении
- Пожалуйста, авторизуйтесь
- Ссылка скопирована в буфер обмена
- Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
- Утренний колокол. Op. 109, № 9. Избранные этюды для фортепиано
- О произведении
- Пожалуйста, авторизуйтесь
- Ссылка скопирована в буфер обмена
- Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
- «Из опыта работы над этюдами Ф.Бургмюллера»
Фридрих Бургмюллер — «Скользим по воде» (этюд для совсем начинающих)
Красивая и очень простая пьеса — для начинающих играть на пианино, маленьких детей и взрослых. Входит в один из циклов этюдов Бургмюллера, то есть прекрасный этюд с человеческим лицом на уроки фортепиано 1-го года.
Как и любой этюд на начальный уровень пианино, ноты «Скользим по воде» содержат базовые технические задачи, от усвоения которых зависит наш дальнейший прогресс и репертуар.
- — В левой руке: чередующиеся тонические и доминантовые арпеджио с точечным включением субдоминанты. Это три основные классические гармонии (группы звуков), на которых построена вся музыка европейской традиции, и академическая, и эстрадная. Технически левая рука здесь учится играть трёхзвучные арпеджио на одном движении запястья, без удара на каждый звук. О необходимости «гладкого» звучания левой намекает и название пьесы. Аккомпанемент левой руки — гладкая поверхность воды, по которой как бы скользит красивая мелодия правой руки.
Коллеги, не пропускаем отличную возможность познакомить наших пациентов любого возраста с классической гармонией и основными функциями аккордов.
- — В мелодии правой руки учимся соединять мотивы из трёх восьмых с повторяющейся нотой между ними (например, затакт, такты 1, 2/3).
Типичные ошибки начинающих (и не только) в тексте данного типа:
- Oтрывистая и громкая третья восьмая — плохо! В троичном метре это самая слабая нота среди трёх восьмых. Ее нужно сыграть тише, чем предыдущие, а также исключить «напрашивающееся» стаккато на ней, удобное, чтобы вновь упасть на ту же ноту. Третью восьмую следует слегка (но лишь слегка) придержать, не давая руке подпрыгнуть, но и не задерживая дольше, чем нужно.
Помним, что мы не скачем на коне, а скользим по воде, и в фразировке правой руки это должно быть отчётливо слышно.
2. Вторая ошибка часто встречается у пациентов, впервые играющих тарантеллы — танцы с похожим ритмом и повторяющимися звуками. Это непроизвольная остановка между группами из трёх восьмых, как бы запинка. При этом начинающие думают, что так и нужно, тогда как шесть восьмых должны чередоваться без остановок: 3+3 не означает, что на месте плюса есть задел, его нет. Если мы не проработали с преподавателем этот ритм, мы не видим ошибки, не осознаем ее. Контроль со стороны для совсем начинающих strongly recommended, чтобы не заучить неправильно, а приобрести базу.
Источник
Фридрих Бургмюллер — Серенада
Красивый эффектный программный этюд для фортепиано из цикла «Характерных этюдов» опус 109 на технику двойных форшлагов в обеих руках. Бургмюллеру принадлежат Тарантелла , Баллада, Арабеска, одни из самых ярких несложных этюдов на различные техники, и Серенада не исключение.
Двойными форшлагами композитор передает яркий лирический образ гитары, мандолины, сопровождающей песню любви трубадура. Этот образ мы должны передать, работая над техникой и исполнением Серенады.
Ноты Серенады предназначены для развития техники на уроках фортепиано после 3х-4х лет обучения. Целевая аудитория:
- дети, учащиеся средних классов традиционной ДМШ
- взрослые пациенты от 3/4 года обучения; после долгого перерыва на первом или втором году возвращения к инструменту
- на продвинутом уровне для музицирования дома, закрепления техники, при нехватке времени на долгий разбор.
В Серенаде классическая трехчастная форма; основная лирическая тема (ля минор) — мажорная солнечная середина (до мажор) — реприза и кода (завершение).
Наш порядок работы над Серенадой ввиду ее технических особенностей будет похож на работу с техникой арпеджированных аккордов; в данном случае регулярные двойные форшлаги напоминают именно эту технику. Звуки таких аккордов играются не одновременно, а последовательно один за другим от самого нижнего к самому верхнему.
Такие аккорды часто присутствуют в современной «ванильной» популярной музыке; в классических произведениях они почти всегда служат выражению зыбких подвижных образов природы — моря, волн, дуновения ветра. А также сообщают пьесам тембр арфы, гуслей, гитары, что происходит и в нашей Серенаде, ну, не совсем нашей, а Бургмюллера).
Поэтому даже не пробуем разбирать и вообще начинать играть с форшлагами так, как они выписаны.
Для начала вместо «арпеджированной» игры (то есть как выписано, друг за другом) мы соберем все три ноты вместе (основную и две ноты форшлагов) и будем играть их одновременно, то есть классическим аккордом.
Так мы будем разучивать довольно долгое время, сначала руками отдельно, затем вместе; пока пьеса не «войдет» в пальцы и не запомнится.
Как только пьеса у нас в пальцах, разучена в медленном темпе и практически наизусть (или хотя бы одна ее часть), приступаем к игре форшлагами, сначала руками отдельно, затем вместе, разучивая фразами, квадратами по 4 такта, например. Помним, что форшлаг нужно начать играть чуть заранее (особенно двойной), чем та доля, к которой они относятся, в нашем случае это вторая восьмая в правой руке и третья в левой в группе из трех восьмых.
При соединении рук именно основная нота будет совпадать с нотой в противоположной руке, а не форшлаг; неправильное соединение рук при форшлаге и морденте — основная ошибка, если это наше первое знакомство с мелизмами (украшениями). Поэтому подобные Серенаде пьесы очень рекомендуется разучивать с преподавателем.
Источник
Кавалькада. Op. 100, № 25. Избранные этюды для фортепиано
О произведении
Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн ноты «Кавалькада. Op. 100, № 25. Избранные этюды для фортепиано», автора Бургмюллер Фридрих. Содержит с. 24 — 26
Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Источник
Утренний колокол. Op. 109, № 9. Избранные этюды для фортепиано
О произведении
Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн ноты «Утренний колокол. Op. 109, № 9. Избранные этюды для фортепиано», автора Бургмюллер Фридрих. Содержит с. 43 — 45
Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Источник
«Из опыта работы над этюдами Ф.Бургмюллера»
Колокольцева Зоя Ивановна , преподаватель по классу фортепиано
Красноярский край, г.Железногорск
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Из опыта работы над этюдами Ф.Бюргмюллера
(из школьного репертуара учащихся ДШИ)
МБУДО «ДШИ им. М.П. Мусоргского»
г. Железногорск, Красноярского края,
преподаватель по классу фортепиано
Колокольцева Зоя Ивановна
В данной работе представлен методический разбор произведений из школьного репертуара Фридриха Бургмюллера, основанный на собственном опыте. Приступая к работе с учеником над музыкальным произведением, очень важно помочь ему понять содержание, выявить самые существенные стороны художественного образа, жанровые особенности, помочь расшифровать текст, понять каждую его подробность. Решая вопросы проникновения в художественно-эмоциональное содержание пьесы, важно нацелить ученика на реализацию исполнительского замысла путем выбора наиболее целесообразных пианистических приемов, на преодоление фактурных, штриховых и иных трудностей.
Фридрих Бургмюллер – немецкий композитор (4.12.1806 – 13.02.1874 г.)
В педагогической практике вызывают заслуженный интерес «18 жанровых этюдов». Ф Бургмюллера. Они привлекают своей мелодичностью, изысканностью и тонкостью выражения музыкальных характеров. Эти сочинения — не просто инструктивный материал для совершенствования техники, а законченные жанровые миниатюры. Поэтому в учебной практике используются как этюды и как пьесы
В методическом разборе мною будут представлены два этюда из опуса 109для учащихся средних классов ДШИ с названиями: « Мягкое дуновение» и «Тарантелла»
«Мягкое дуновение».При внешней простоте и фактурной прозрачности пьеса требует кропотливой работы над звуком и технической ловкостью.
В решении звуковых задач важны такие моменты, как дослушивание звука до конца, ощущение горизонтального движения и развития музыки. При переносе руки важно «переносить» и звук, в результате складывается непрерывный процесс, состоящий из его дослушивания и переноса. Работая над звуком, более уместно употреблять выражение «не ставить пальцы», а «брать, извлекать звук, слушать и вести звук». Если ухо не слышит звук до конца, то палец становится пассивным, каждый звук мелодии не выливается из предыдущего, а берется как бы заново. Если ухо не слышит и не «ведет» звук, то следующий звук берется формально, теряется осмысленная звуковая линия.
Важно обратить внимание на правильное положение первого пальца. Следует прикасаться им в высоком положении, это обеспечит наименьший его вес и будет способствовать выравниванию звука при передаче из руки в руку.
Ощущение горизонтального движения музыки поможет объединению фраз. Работая над звуком, следует помнить о том, что при активных кончиках пальцев необходима полная свобода аппарата. При малейшей скованности звук потеряет певучесть, станет сухим и колючим. Таким образом, важно взаимодействие мелких и крупных частей аппарата. Правильное дыхание помогает передать характер музыки, способствует достижению грациозности исполнения. Немаловажным является использование веса руки, опоры в клавиатуру. При этом нельзя понимать «вес руки» как нечто постоянное, неизменное. Важно дозировать вес руки на клавиатуру с учетом интонационной выразительности. В данной пьесе используется прием как бы «из клавиатуры» с минимальным весом. Важен своевременный подъем пальцев.
Необходимо выстроить пьесу целиком, определить основную кульминацию, которая приходится на середину пьесы, где появляется ярко выраженная мелодия в левой руке:
Для быстрого запоминания пьесы наизусть можно посоветовать ученику временно фигурации собрать в аккорды. Педаль берется в основном запаздывающая, по гармонии.
«Тарантелла»– является технически полезной пьесой. Требует четкой пальцевой беглости, быстрого темпа, упругого ритма, быстрой реакции в изменении нюансировки, исполнительской яркости и темперамента. Пьеса удобна тем, что быстрые фразы, небольшие по протяженности, чередуются с другими техническими фигурами. Это обеспечивает моменты для отдыха рук и удобство вычленения материала при детальной проработке.
Пьеса начинается небольшим вступлением, построенным на мотивах рефрена. Важно сразу почувствовать импульс движения, добиться точности совпадения правой и левой руки, ловкости подмены пальцев на повторяющихся клавишах.
Важно заострить внимание ученика на очень активных, цепких пальцах.
Нужно избегать лишних движений кистью, следить за максимально экономным движением рук по клавиатуре.
В исполнении мелодии рефрена пианистические задачи остаются те же, что и во вступлении. А в партии левой руки необходимо обратить внимание на четкий ритм, нельзя утяжелять аккорды, имитирующие барабан. Важно рассчитать хорошее нарастание звука к основному скачку в конце рефрена, который является как бы прыжком в новую фигуру танца.
Звонкая прерывистая мелодия в верхнем регистре исполняется особо задорно, требует координационной ловкости, объединения двух звуков на одном движении руки.
Триольное сопровождение в левой руке требует максимальной самостоятельности пальцев, здесь важно сохранить звуковую ровность и темповое единство.
Для проучивания уместны все способы, работающие на достижение беглости, самостоятельности пальцев (пальцевое STACCATO), пунктирный ритм, и т.д.
Ремажорный эпизод: добиваясь штриховой точности, здесь важно не потерять движение, сохранить темп. Объединению фраз через паузы помогут распределение звука на cresc., экономность движения рук. В исполнении форшлагов требуется быстрая подмена пальцев на одном движении руки, рука как бы «клюет» клавиши.
При работе над динамикой возникает опасность формального исполнения оттенков, что может вызвать некачественное звучание. Необходимо постараться найти образные, доходчивые сравнения, помогающие понять смысл нужного нюанса, характера. Например, второе проведение рефрена можно представить в быстром вихревом движении танцующих пар, охваченных задором, азартом. Ремажорный эпизод – своеобразный отдых от танца. Можно представить проигрыш в звучании ударных инструментов.
После легкого, изящного звучания второго эпизода следует особенно ярко и темпераментно сыграть третий рефрен, как бы радуясь возвращению основной фигуры танца.
В звучании коды можно обратить внимание ученика на флейтовую окраску звука, легкость звучания музыки, под которую танцующие как бы уносятся за кулисы. Работая над пьесой, полезно послушать с учеником в записи тарантеллы Прокофьева, Шопена, Паганини.
Предлагаемые к разбору пьесы, привлекают простотой музыкального языка, небольшим объемом, могут проходиться не только с учебной целью, но и исполняться на концертах.
Список используемой литературы
А.Алексеев. «Методика обучения игре на фортепиано».
Музгиз, 1961 год.
И. Способин. «Музыкальная форма».
Москва «Музыка», 1980 год
Г. Нейгауз. «Об искусстве фортепианной игры».
Москва «Музыка», 1987 год.
Л.Баренбойм. «Музыкальная педагогика и исполнительство».
Издательство «Музыка», 1974 год.
Е. Тимакин. «Воспитание пианиста».
Издательство «Советский композитор», 1984 год.
Источник