Бернс Tri-Sonic является сингловым электрической гитарой пикапа , с керамическими магнитами и хромированной крышкой. Расположение катушки и магнитов значительно отличается от большинства других конструкций звукоснимателей. Tri-Sonics шире, чем более популярные звукосниматели с одной спиралью, такие как используемые Fender, поэтому, если звукосниматели Fender заменены на Tri-Sonics, могут потребоваться физические изменения гитары, такие как фрезерование корпуса или изменение механизма крепления. Существует также миниатюрный Tri-Sonic, предназначенный для непосредственной установки на пик-гард Fender.
Строительство
Конструкция звукоснимателя Tri-Sonic нетрадиционна. Катушка не удерживается на шпульке жесткой формы, как в большинстве гитарных звукоснимателей, а скручена в овал и закреплена непосредственно вокруг магнитов. Два магнита соединены встык за счет их магнитного притяжения и помещены на металлическое основание с фланцами. Прилагается крышка, которая надевается на магнитные фланцы, идущие по обе стороны от основания. В крышке пикапа шесть отверстий, сквозь которые виден кусок черного пластика, приклеенный к внутренней части. Это просто для внешнего вида, а не для полюса.
Фланцевое основание создает магнитное поле вокруг катушки, а не только в центре. Tri-Sonic получил свое название от трех точек улавливания звука. Это уникально для гитарного звукоснимателя и дает более богатый гармонический звук, чем обычные звукосниматели.
История
Впервые изготовленные в 1960 году звукосниматели Tri-Sonic были установлены на многих гитарах Burns в начале 1960-х годов. Также была выпущена их вариация для бас-гитары.
Сравнение размеров звукоснимателя Burns Tri-Sonic Brian May (внизу) и стандартного звукоснимателя Stratocaster (вверху)
Гитарист Queen Брайан Мэй купил комплект из трех, когда сделал свою собственную гитару Red Special . Они сыграли значительную роль в формировании отличительного и неповторимого тона гитары Мэя. Переиздания звукоснимателей Tri-Sonic и Mini Tri-Sonic, а также звукосниматели Tri-Sonic, подписанные Брайаном Мэем, в настоящее время производятся компанией Burns London в Великобритании. Сходства винтажных Tri-Sonics можно найти в других переизданиях Red Special, например, в версии, выпущенной Guild в 1984–1995 годах, в различных трибьютах оригинальной гитары.
Рекомендации
Эта статья о звуковых технологиях — незавершенная . Вы можете помочь Википедии, расширив ее .
Источник
Tri-sonic ® Vintage
Nothing quite compares to the Iconic Burns Tri-Sonic, which has always held a unique niche in musical history. From warm, smooth jazz tones to bright, sparkling high’s right through to screaming, orchestral lead lines.
The Burns Tri-Sonic has always delivered. Add to this their classic, vintage good looks and 50-year-old heritage these pickups have it all.
Adrian Turner of Adeson Pickups
Adrian Turner is a top guitar and guitar pickup designer in the UK and is a qualified technical engineer.
He is also a specialist in repairing old vintage pickups using original materials where possible.
Источник
OK… I’ll tell the true story… the history of me and Burns Tri-Sonic Pickups.
When my Dad and I had my original Red Special guitar nearly finished, at a total cost of about eight pounds, I had designed and made three pickups for it. They were made out of things that we had been able to find, just like the rest of the guitar – in this case, three Eclipse button magnets surrounded by coils of wire wound on a special winder Dad had made and faced up with white Formica plates. The windings were terminated on the two brass bushes that held the fixing screws …the brass bolts that held the pickups into the body of the guitar. This meant that there were no loose wires hanging around – every time a pickup was screwed in, it was immediately in circuit. Well, the pickups sounded really good, nice and crisp, just like the experimental one I had put on my first acoustic guitar, and plugged it into my Dad’s radiogram! And all the ‘in and out of phase’ switching worked fine too – I took it into school to show my mates how the sound could be varied… this switching arrangement had never been used before.
But there was one problem… when I bent a string, moving it sideways across the pickups, a strange rustling sound was heard – like a kind of scraping, as the string moved back and forth. I figured it was because in my pickups the field alternated North-South-North-South moving across the strings. Somehow this seemed to produce a kind of tearing of the magnetic lines of force. Or so I thought. There seemed to be two possible solutions, either cut up each button magnet into two and arrange all the North poles to be together pointing upwards – or try some other pickups. The first option was dificult… I had no way of cutting such hard steel. (I blunted a few saw blades trying!) So I went out in search of loose pickups. It so happened that I walked into the new Burns showroom in the base of the new tower in St Giles’s Circus – (very close to where our show We Will Rock You would find its home nearly 40 years later!) I can still see the rather fat man who sold me the pickups. In those days people who worked in music stores were usually pretty scornful of young lads like me who evidently didn’t have the money to buy their amps and guitars – and this man was no exception. The way I remember it, he had a bit of smirk as he took the money – a total of nine guineas, for the three pickups.
As if to say, “Well obviously you’re wasting your money, because the guitar you’re making can’t be any good.” So suddenly my guitar had cost nearly twice as much in total! I took them home carefully in their paper wrappers.
I had to put special posts in the guitar to anchor the wires, something I hadn’t wanted to do, and hadn’t needed to do with my own pickups, but this had the advantage that I could at least change the polarity of each one easily. They immediately sounded good. I had lost the really sparkling clear top, but the pickups had a warmth and ‘singing’ quality which I instantly took to. That was it. They became part of my guitar’s sound, and have been ever since. There was one more piece to the story… when I held the guitar near the speakers at high gain, they fed back in an unpleasant way – a high pitched whistling noise – because of a microphony in the body of the pickups. They fed back through this ‘microphone’, rather than purely through the string, which is of course a pleasant thing to happen, since it can produce a musical sustain, if things are set up right – exactly what I wanted from my guitar – I wanted it to ‘sing’.
I discovered that if I held my hand on the pickup in question, which was feeding back at the time, and stopped it from vibrating, the bad feedback was controlled. So I decided to dampen the vibration in other ways, but inserting tape between the casings and the magnets, and filling the air spaces in the pickups with Araldite, to dampen the ‘microphone’ effect. It worked pretty well, and now the pickups ‘sang’, with ‘good’ feedback, without any unpleasant whistling feedback. These days I think filling pickups with wax is quite commonplace. I think Burns must do it with their new issue pickups, because they ‘sing’ very nicely. We have always used Tri-Sonic Pickups on the Brian May guitar issue models, and the quality is very good. My “Commercial copy” guitars have been through various incarnations… they were first made by Guild of America, and then by Burns of England, and now we manufacture them ourselves, using workshops in Korea. We have been able to gradually improve the quality to the point where most of our We Will Rock You guitarists are now able to use them “off the shelf”. Along the way we have used pickups from various manufacturers made to replicate the
sound those original Burns jobs made. Now we have returned to Burns, since they have begun making them again… and very good they are too! All the new TBM guitars are fitted with the recreated “Tri-sonic” pickups, and they sing just right!
The sound of a Tri-Sonic pickup is not like a standard single-coil pickup, or a double-coil (humbucker) – it is some way in between. It has more warmth than standard single coil pickups, so sings (feeds back) a little easier, but it also has more top end, or crispness, than a humbucker, and does not self-limit at high levels, because its inductance is smaller. We figure that the ‘fatness’ which we like so much comes from the fact that a Tri-Sonic seems to pick up vibrations from the string over a longer distance measured along the string than a normal single coil. Maybe this is because the casing is magnetic itself, and spreads the magnetic ield. Well, whatever the reason is, they just have that sound, which thanks partly perhaps to me, Vox AC 30 amps and various treble boosters, has become a sound that many guitarists enjoy having at their ingertips. The sound that makes chords keep their clarity, yet sound big, and makes single notes go into smooth distortion and sing like a bird. Burns Tri-Sonic Pickups do this!!
GREG FRYER APPRAISAL FOR BURNS TRI-SONIC PICKUPS.
Greg Fryer has custom built Red Special guitars, pickups, effect pedals and amplifiers for Brian May and is currently co-ordinating development of several Brian May products. In 1998 Greg repaired and restored Brian’s famous Red Special guitar and is the only person to have ever completely taken apart, examined and repaired the Red Special’s original Burns Trisonic pickups.
» It has been an interesting exercise to examine the new Burns Brian May Trisonic pickups, and to compare their sound against the known quantities of my own Red Special replica guitar and other well known Red Special guitars. At first glance I was unsure what Burns’ Korean pickup manufacturers would achieve with the notoriously difficult to make unconventional old pickup design that the vintage Trisonics are. what I have found inside the pickup has been very pleasantly surprising and I have also been impressed with their sound.
The heart of the Burns «Brian May» Trisonic pickup is a bobbinless tapewound coil and a two piece vintage style isotropic magnet. The unconventional bobbinless coil is a challenge for any pickup manufacturer, and this coil is very neatly made. The two piece magnet tested at the upper gauss strength range of vintage 1960s Burns isotropic magnets, with these older style isotropic ferrite magnets giving a prettier more defined sound to the pickup than the harder flatter sounding high output anisotropic ferrite which is found in many modern pickups.
The new pickups do indeed have pleasant defined trebles similar to many original 1960s Burns Trisonics that I have played, and produce a nice dynamic attack when played hard. They certainly seem a little punchier than some vintage Trisonics and this will probably appeal to many people.
Overall I would definitely recommend the new Burns Brian May Trisonic pickups for people wanting a quality pickup to retro-fit to existing Brian May guitars, and very soon we will look forward to these same pickups being available as standard issue on the excellent Korean made Brian May Red Special guitars.»
Greg Fryer, Fryer Guitars.
ONLY BURNS MAKE GENUINE BURNS TRI-SONIC PICKUPS. ALL OTHERS ARE UNAUTHORISED FAKES AND NOT MADE TO THE CORRECT SPECIFICATION.
Источник
BURNS TRI-SONIC, рассказ Брайана Мэя
«Хорошо. Я расскажу реальную историю. Историю о себе и звукоснимателях Burns Tri-Sonic. »
Когда мы с папой почти закончили оригинальную гитару Red Special, общей стоимостью около восьми фунтов, я разработал и изготовил для неё три звукоснимателя.
Звукосниматели были сделаны из вещей, которые мы смогли найти, как и все остальные части гитары — в данном случае это были три магнита Eclipse, обвитые проволокой, намотанной на специальное устройство для намотки, сделанное моим папой, облицованные белыми пластинами Formica.
Намотка оканчивалась на двух медных полосках с двумя латунными болтами, которые удерживали звукосниматели в корпусе гитары. Это означало, что вокруг не болтались свободные провода и каждый раз, когда вкручивался датчик, он сразу включался.
Звукосниматели звучали очень хорошо, красиво и свежо. Точно так же, как и тот экспериментальный датчик, который я поставил на свою первую акустическую гитару, когда включил её в радиоприёмник моего отца!
И все переключения «фазы и противофазы» также работали хорошо. Я взял гитару в школу, чтобы показать моим товарищам, как можно варьировать звук… такая схема переключения никогда раньше не использовалась.
Но была одна проблема. Когда я подтягивал струну, двигая её через звукосниматели, раздавался странный шелестящий звук, когда струна двигалась вверх-вниз. Я подумал, это потому, что в моих звукоснимателях поле чередовалось север-юг-север-юг, когда я делал бенд. Каким-то образом это, возможно, приводило к разрыву магнитных силовых линий. Или мне так казалось.
Представлялось два возможных решения: либо разрезать каждый магнит на две половинки, чтобы все северные полюса были вместе направлены вверх, либо попробовать другие датчики. Первый вариант был сложным… У меня не было возможности резать такую твердую сталь. (Я притупил несколько папиных пил, пытаясь это сделать!) Поэтому я отправился на поиски доступных звукоснимателей.
Случилось так, что я зашёл в новый павильон Burns, находящийся в основании новой башни в St Giles’s Circus — (очень близко от того места, где проходило наше шоу «We Will Rock You», вы найдете это здание почти 40 лет спустя!)
Я до сих пор вижу перед собой того толстяка, который продал мне звукосниматели.
В те дни люди, которые работали в музыкальных магазинах, обычно были довольно пренебрежительными по отношению к таким молодым парням как я, у которых, очевидно, не было денег на покупку усилителей и гитар — и этот человек не был исключением. Насколько я помню, он немного ухмыльнулся, когда взял деньги — всего девять гиней за три датчика. Как будто хотел сказать: «Ну, очевидно, ты тратишь свои деньги впустую, потому что гитара, которую ты делаешь, все равно не получится». И вдруг. моя гитара стала стоить почти вдвое дороже! Я осторожно забрал звукосниматели домой в бумажной упаковке.
Мне пришлось поставить специальные металлические приспособления для закрепления проводки, которые были не нужны когда на гитаре были мои собственные звукосниматели, но это дало мне преимущество — я мог, по крайней мере, легко изменять полярность каждого из датчиков. Они сразу зазвучали удивительно хорошо. Я потерял сверкающие прозрачные верхи (которые присутствовали при первых звукоснимателях), но новые датчики обладали теплотой и «певучестью», качества которые я сразу же принял. Это было самое то. С тех пор они стали частью звучания моей гитары.
В этой истории была ещё одна деталь. Когда я держал гитару рядом с динамиками при большой громкости, они реагировали на это неприятным образом — с высоким свистящим шумом — из-за «микрофонного эффекта» в корпусе звукоснимателя.
Звук возвращался через этот «микрофонный эффект», а не только через струну, что было, конечно, хорошо, потому что это может дать музыкальный сустейн, если всё настроено правильно — именно то, что я хотел от своей гитары — я хотел, чтобы она «пела».
Я обнаружил, что если я держал руку на соответствующем датчике, который в то время работал с обратной связью, и останавливал его вибрацию, нежелательная обратная связь контролировалась. Поэтому я решил ослабить вибрацию иными способами, вставив полоску материи между корпусами и магнитами, и заполнив воздушные пространства в звукоснимателях с помощью эпоксидки Araldite, чтобы ослабить эффект «микрофона». Это сработало довольно хорошо, и теперь звукосниматели «пели», с «правильной» обратной связью, без каких-либо неприятных свистящих призвуков.
Я думаю, в наши дни, заполнение звукоснимателей парафином — обычное дело. Мы всегда использовали Tri-Sonic Pickups на моделях гитар Brian May, и качество их очень хорошее. Мои «коммерческие копии» гитар прошли через различные воплощения… они сначала делались фирмой Guild в Америке, затем Burns, и теперь мы производим гитары сами, используя мастерские в Корее.
Мы смогли постепенно улучшить качество звукоснимателей до такой степени, что большинство гитаристов теперь могут использовать их «прямо с полки».
Звук звукоснимателя Tri-Sonic не похож на стандартный звук датчика с одной катушкой или двойной катушкой (хамбакер) — это нечто среднее между ними. Он обладает большей теплотой по сравнению со стандартными синглами, поэтому поёт (даёт обратную связь) намного легче, но он также имеет большую чёткость, чем хамбакер, и не ограничивает себя на высоких уровнях громкости, потому что его индуктивность меньше. Мы полагаем, что «жирность звука», которая нам так нравится, проистекает из того факта, что Tri-Sonic, кажется, воспринимает вибрации от струны на более длинном расстоянии, измеренном вдоль струны, чем обычные синглы.Может быть, это потому, что корпус сам по себе магнитный и распространяет магнитное поле. Ну, какова бы ни была причина, у них просто есть этот звук, который, отчасти, возможно благодаря мне, усилителям Vox AC30 и различным требл-бустерам, стал звуком, который многим гитаристам нравится иметь под рукой.
Звук, благодаря которому аккорды сохраняют свою чёткость, но звучат мощно, а отдельные ноты переходят в плавное искажение и поют как птица. Звукосниматели Burns Tri-Sonic делают это как надо!!»
Мнение Грэга Фрайера о новых Burns Brian May Tri-Sonic:
«Было интересно изучить новые звукосниматели Burns Brian MayTri-Sonic и сравнить их звучание с моей собственной репликой Red Special и другими хорошо известными Red Specialгитарами. Вначале я не был уверен, что корейские производители звукоснимателей Burns достигли хорошего результата, потому что общеизвестно, как трудно изготовить нетрадиционные олдскульные звукосниматели, тот тип, который представляют собой винтажные Трай-Соники . то, что я обнаружил внутри них, очень приятно удивило меня, а также поразил их звук.
Сердце звукоснимателя Burns»Brian May»Tri-Sonic — это «воздушная катушка» и изотропный керамический магнит в винтажном стиле, состоящий из двух частей. Нетипичная «намотка без катушки» является проблемой для любого производителя датчиков, и эта катушка сделана очень аккуратно. Двухкомпонентный магнит, был проверен на индуктивность и я сравнил его со старинными изотропными магнитами Burns 1960-х годов. Эти винтажные изотропные ферритовые магниты, придают более четкий звук звукоснимателю, чем анизотропный феррит с высоким выходом, который встречается во многих современных звукоснимателях, дающий более плоский звук.
Новые звукосниматели действительно имеют определенные приятныевысокие частоты, схожие со многими оригинальными Трай-Сониками 1960-х, и дают хорошую динамику при игре. Они кажутся немного более «пробивными», чем винтажные, что, вероятно, понравится многим. В целом, я бы определенно рекомендовал эти новые звукосниматели.