- Treble Booster / Overdrive from May Queen.
- Схемы бустер приставок для бас-гитары (Boost)
- Схема первой приставки
- Схема второго варианта приставки
- Схемы бустер (Boost) приставок для бас-гитары
- Бустер для бас гитары схема
- Необходимые радиодетали
- Необходимые инструменты и расходные материалы
- Изготовление печатной платы, пайка радиоэлементов
Treble Booster / Overdrive from May Queen.
Схема простой требл — бустер — овердрайв примочки, имитирующей звучание
гитары Брайана Гарольда Мэя.
Как-то не так давно, выискивая в сети какую-то информацию, я совершенно случайно наткнулся на неведомый доселе англоязычный сайт http://www.runoffgroove.com. На сайте представлены схемы и статьи, посвящённые различным авторским проектам гитарных эффектов и узлов, предназначенных для той или иной обработки гитарного звука.
Несмотря на относительную простоту приведённых на сайте схемотехнических решений, некоторые из них мне показались довольно оригинальными и самобытными, поэтому кое-что из представленного я позволю-таки себе (с некоторыми комментариями) повторить на этом сайте.
May Queen
Treble Booster/Overdrive
by runoffgroove.com
Это не 100% имитация звука гитары Брайана Мэя, но тем не менее, это сильно напоминает нам о легендарном звучании его инструмента, подключённого к дюжине VOX AC30. Хорошее ограничение, мягкие высокие и средние частоты с отличным набором гармоник — вот основные особенности этой схемы.
Дополнительный конденсатор, установленный параллельно со стоковым резистором транзистора Q3, представляет собой фильтр нижних частот. Чем больше ёмкость конденсатора, тем меньше высоких частот будет на выходе.
Ёмкость конденсатора подбирается на слух, исходя из вкусовых пристрастий. Хорошей отправной точкой для этого конденсатора является номинал — 2n2.
Данная схема не содержит регулятора усиления и предназначена для работы при максимальном усилении.
Режимы транзисторов по постоянному току приведены в таблице.
Q1 | Q2 | Q3 | |||
Collector | 7.10 | Collector | 1.37 | Drain | 5.52 |
Base | 0.629 | Base | 0.628 | Gate | 1.64 |
Emitter | 29mV | Emitter | 0 | Source | 1.41 |
Элементы можно расположить на макетной плате, как это показано на рисунке ниже.
А при желании выполнить устройство на печатной плате, это можно сделать в соответствии со следующими фотографиями:
Ниже помещены записи примеров звучания «Treble Booster/Overdrive from May Queen»:
При записи была использована следующая цепочка: гитара — описанная примочка — транзисторный спикерсимулятор — звуковая карта с программными ревербератором и флэнжером.
Примечание Vpayaem.ru:
Как правило, нюансы звучания подобных простых устройств в значительной степени зависят от характеристик применяемых полупроводников. Поэтому при желании повторить эту, с моей точки зрения — довольно интересно звучащую схему, я бы порекомендовал использовать именно те типы транзисторов, которые указаны на схеме.
Из недостатков отметим довольно низкое (для подобных устройств) входное сопротивление (около 30кОм) и зависимость частоты среза фильтра, образованного конденсатором = 470пф и сопротивлением датчика гитары от, собственно говоря, этого сопротивления.
Источник
Схемы бустер приставок для бас-гитары (Boost)
Принципиальные схемы двух самодельных бустер приставок для бас-гитары, использованы транзисторы КТ3102 и КП103.
Схема первой приставки
Музыкантам 70-х хорошо знакома схема приставки бустер, изображенная на рис. 1. Схема представляет собой однокаскадный усилитель на транзисторе VT1.
Во входную цепь включена частотозависимая цепочка, состоящая из последовательно соединенных резистора R1 и катушки индуктивности L1. На низких и средних частотах суммарное сопротивление этой цепи определяется резистором R1.
С увеличением частоты сопротивление цепи возрастает и зависит от индуктивности катушки L1 (чем выше частота, тем больше сопротивление).
Таким образом, коэффициент передачи входной цепи становится частотозависимым и увеличивается с ростом частоты. А как раз высокочастотная составляющая входного сигнала и определяет “атаку” звука. Для регулировки уровня “атаки» резистор R1 в частотозависимой цепи сделан переменным. В приставке надо использовать мапошумящий транзистор. Подойдут КТ3102, КТ342, КТ312 и другие.
Рис. 1. Схема самодельной бустер-приставки к басс-гитаре на транзисторе КТ3102.
В качестве катушки можно использовать первичную обмотку выходного трансформатора от карманного радиоприемника. Налаживание приставки сводится к установке тока коллектора 0,5. 0,8 мА.
Схема второго варианта приставки
Схема еще одной приставки типа бустер приведена на рис. 2. Контур L1C1 в цепи стока настроен на частоту около 3 кГц, в результате чего усиление на этой частоте возрастает в 10. 12 раз.
Рис. 2. Схема самодельной бустер-приставки к басс-гитаре на полевом транзисторе КП103.
Контур L2C4, включенный в истоковую цепь, настроен на частоту около 500 Гц, поэтому усиление на этой частоте падает в 2. 3 раза.
Катушки L1 и L2 наматываются на ферритовом кольце М2000НМ размера К20х10×5 проводом ПЭЛ 0,1 и содержат 500 витков. Настройка приставки заключается в подборе резистора R3 до получения тока стока 0,8. 1 мА. Питается приставка от батарейки типа “Крона”.
Источник
Схемы бустер (Boost) приставок для бас-гитары
Музыкантам 70-х хорошо знакома схема приставки бустер, изображенная на рис. 2. Схема представляет собой однокаскадный усилитель на транзисторе VT1. Во входную цепь включена частотозависимая цепочка, состоящая из последовательно соединенных резистора R1 и катушки индуктивности L1. На низких и средних частотах суммарное сопротивление этой цепи определяется резистором R1. С увеличением частоты сопротивление цепи возрастает и зависит от индуктивности катушки L1 (чем выше частота, тем больше сопротивление). Таким образом, коэффициент передачи входной цепи становится частотозависимым и увеличивается с ростом частоты. А как раз высокочастотная составляющая входного сигнала и определяет “атаку” звука. Для регулировки уровня “атаки» резистор R1 в частотозависимой цепи сделан переменным. В приставке надо использовать мапошумящий транзистор. Подойдут КТ3102, КТ342, КТ312 и другие.
Рис. 2. Схема приставки бустер
В качестве катушки можно использовать первичную обмотку выходного трансформатора от карманного радиоприемника. Налаживание приставки сводится к установке тока коллектора 0,5. 0,8 мА.
Рис. 3. Схема приставки бустер
Схема еще одной приставки типа бустер приведена на рис. 3. Контур L1C1 в цепи стока настроен на частоту около 3 кГц, в результате чего усиление на этой частоте возрастает в 10. 12 раз. Контур L2C4, включенный в истоковую цепь, настроен на частоту около 500 Гц, поэтому усиление на этой частоте падает в 2. 3 раза. Катушки L1 и L2 наматываются на ферритовом кольце М2000НМ размера К20х10×5 проводом ПЭЛ 0,1 и содержат 500 витков. Настройка приставки заключается в подборе резистора R3 до получения тока стока 0,8.. .1 мА. Питается приставка от батарейки типа “Крона”.
Источник
Бустер для бас гитары схема
Нередко начинающие музыканты используют довольно дешевые инструменты, которые выдают посредственный звук и обладают довольно высоким фоном. Как результат, молодой басист получает на репетиции вместо хорошего звука глухой шум. Несколько исправить ситуацию может применение бустера, который я и предлагаю создать. Схема бустера проста и доступна для повторения даже новичками. От Вас не потребуется каких-то специальных навыков или дорогостоящего оборудования. Описанное ниже устройство действительно работает и превосходит по качеству бустеры, встроенные в бас гитарные процессоры, до которых я смог дотянуться. В общем, для домашних тренировок самое то. Конечно, не стоит ожидать, что, спаяв этот бустер, вы мгновенно станете играть на уровне лучших баасистов мира. Это лишь поможет вам улучшить звук, все остальное зависит от Вас и находится в Ваших руках.
До момента создания этого устройства я никогда не занимался радиоэлектроникой, оборудование, навыки и знания у меня самые поверхностные — заранее предупреждаю, что мою статью не стоит считать истиной на все 100% и приношу свои извинения за возможные ошибки и неточности. Вообще на мысль спаять что-либо для бас гитары меня навел друг, тоже бас-гитарист, во время бесед об улучшении и изменении звука бас гитары. Как раз в это время я и нашел схему бустера, сборку по которой я и проводил.
Для изготовления бустера нам обязательно понадобятся некоторые компоненты, а также приспособления, которыми мы будем соединять нужные радиодетали в единую схему. Радиодетали без проблем можно купить в любом магазине радиотехники.
Необходимые радиодетали
Пройдемся поподробнее по необходимым нам радиодеталям:
- 4 постоянных резистора номиналом 10кОм и 2 постоянных резистора на 33 кОм. Достаточно резисторов мощностью 0,125 Вт. Мощность резисторов рассчитывается по формуле из школьной физики, Р=U*I=U^2/R, где U-это напряжение на резисторе (в простых схемах можно просто брать максимальное напряжение, т.е. напряжение на входе, у нас это 9 вольт), R-сопротивление данного резистора, выраженное в ОМ(. ), т.е. для резисторов R1, R2, R3, R6 это будет 10000 Ом, для R4 и R5 это будет 33000 Ом. Я сам когда собирал опытный образец при покупке R4 и R5 на вопрос продавца о мощности в уме разделил 81 на 33, получил 3 с лишним Вт и взял ближайшие-5-ваттные резисторы. В принципе это не критично, главное, чтобы мощность резистора была больше расчетной. Просто резисторы большой мощности больше по габаритам и значительно дороже менее мощных аналогов.
- 2 электролитических конденсатора номиналом 20 микрофарад. Найти конденсаторы на 20 мкф я не смог, взял на 22. У конденсаторов такого большого номинала существует полярность, обычно вывод минуса короче, чем вывод плюса, а также на боку у минусового вывода существуют специальная маркировка. Если перепутать полярность, то сжечь конденсатор очень легко, причем это будет незаметно и схема работать не будет. Также у любого конденсатора есть свое ограничение напряжения. Я брал 22 мкф х 16 В-это означает что данный конденсатор имеет номинал 22 микрофарада и выдерживает напряжение в 16 вольт.
- 2 обычных конденсатора, емкостью 0,1 мкф. Такие конденсаторы обычно идут с маркировкой «104» на корпусе.
- 1 конденсатор, емкостью 4700нанофарад=0,0047мкф. Такие конденсаторы идут под маркировкой «472» на корпусе.
- 1 конденсатор, емкостью 0,022 мкф. Эти конденсаторы идут под маркировкой «223» на корпусе. ВНИМАНИЕ. Конденсаторы из п. 3-5 не имеют полярности, есть только ограничение по вольтам. Я брал обычные керамические, хотя в некоторых источниках советуют для музыкального оборудования использовать пленочные конденсаторы.
- 2 моно-выхода на 6,3 мм джек.
- 1 Транзистор, типа КТ342, Р401, Р416, GT308 либо GT310. Транзистор советуют выбирать по наименьшему уровню шума. Я нашел только КТ342 и остался им доволен.
- Контакт, либо контакт вместе с держателем для батареи, типа крона.
А вот фото всего, что нам понадобилось.
Необходимые инструменты и расходные материалы
Инструменты и расходные материалы, которые я применял в процессе изготовления:
- Паяльник (у меня китайский паяльник, мощностью 30 Вт, но есть тонкое жало)
- Плоскогубцы.
- Клещи.
- Набор надфилей.
- Напильник.
- Ножовка по металлу (просто не было лобзика)
- Тонкое сверло (да, т.к. я не являюсь обладателем минидрели пришлось дырки под радиокомпоненты делать вручную)
- Шило.
- Нож, лезвие для опасной бритвы (достаточно чего-либо одного, если нож хорошо заточен)
- Наждачная бумага средняя, и «нулевка».
- Обезжириватель (очиститель, растворитель).
- Изопропанол (также являлся очистителем)
- Кислота ортофосфорная.
- Припой ПОС-61 с канифолью.
- Хлорное железо.
- Изолента.
- Маркер водонепроницаемый.
- Утюг.
- Принтер лазерный. (годится только лазерный)
- Стеклотекстолит фольгированный, односторонний.
Изготовление печатной платы, пайка радиоэлементов
Если все закуплено и подготовлено, можем закатать рукава и начать из кучи всяких разных вещей создавать бустер. Сперва мне предстояло решить, как я буду изготавливать саму плату. Я остановился на «лазерно-утюжном методе» (ЛУТ), который широко и подробно описан в множестве разных источников в сети. Итак, первым делом надо было получить на текстолите рисунок дорожек. Для начала я нарисовал как будут располагаться радиодетали, при виде на них сверху.
Далее, вот так будет выглядеть печатная плата со стороны дорожек.
Для ЛУТ в какой-либо простой программе создаем зеркальное отображение дорожек. Я использую sprint-layout 4.0 — эта программа довольно проста — за полчаса самый нуб сможет нарисовать дорожки. Единственная сложность — размеры, я лично для простоты добавил в программе себе новую сетку со стороной 1 мм. Итак, рисуем зеркальное отображение дорожек, делая в них разрывы, по габаритам равные размеру радиодетали, которую надо установить в конкретном месте. Распечатать все художества надо обязательно на лазерном принтере. Далее вырезаем заготовку из текстолита, по габаритам чуть большую, чем предполагается наша плата. У меня получилась плата 42Х45мм. Обрабатываем заготовку нулевкой, далее моем с мылом и тряпочкой, потом протираем обезжиривателем. В итоге получаем примерно такое:
Далее следуем пунктам ЛУТа , распечатанный чертеж прикладываем к текстолиту, от души приглаживаем утюгом, далее опускаем в простую теплую воду и срываем размокшую бумагу. В момент, когда я создавал свою схему под рукой, к сожалению, не было лазерного принтера и негде было распечатать, поэтому я кое-как, используя изоленту и водонепроницаемый маркер, нанес рисунок на текстолит.
Затем я развел раствор хлорного железа. Много нам не понадобится — на глаз, чтобы вода приобрела коричневый цвет. Лично я разводил в воде температурой примерно 50 градусов. Перемешиваем и опускаем туда плату. Через несколько часов плата готова, очищаем ее от маркера и всего осального обычным растворителем или спиртом.
Как видим — в плате есть ошибки, места, где защита была недостаточна и хлорное железо немного просочилось сквозь нее. Это мы исправим лужением. Лужение заключается в том, что взяв на кончик паяльника совсем немного припоя мы просто водим по плате. ВНИМАНИЕ. Припоя надо брать совсем мало, чтобы он не застывал каплями на плате — это будет выглядеть непрезентабельно и может затруднить последующий монтаж радиодеталей. Припой будет ложиться только на дорожки, места между ними, где хлорное железо вытравило медь останутся нетронутыми, надо быть аккуратным в местах, где расстояние между дорожками маленькое. Более хороший результат можно получить, предварительно покрыв плату флюсом (я использовал в качестве флюса ортофосфорную кислоту). Флюсов очень много, но каждый служит определенной цели. Ортофосфорная кислота хороша тем, что она применяется при пайке по окисленной меди (собственно это и есть материал наших дорожек) и при нержавеющей стали (с пайкой по нержавейке мы столкнемся позже, при присоединении к плате моно-входа и –выхода). Также на этом этапе я проделал отверстия для последующего монтажа элементов.
Следующий этап-монтаж радиоэлементов. Я начинал с резисторов, затем последовали конденсаторы, транзистор и контакты. Внимательнее следите за точными местами деталей на плате. Я для себя подписывал места назначения элементов, полярность для С1 и С6, а также места эмиттера, коллектора и базы транзистора. Итого получаем:
Теперь займемся нашими выходами. Для начала я зачистил надфилем контакты 1-который подключается к схеме и 2-который пойдет на заземление схемы (в гитаре этот контакт идет на корпус.
Покрыв контакты флюсом-кислотой лудим их.
Затем я облудил концы монтажных проводов и припаял их к контактам.
Припаиваем посредством проводов вход и выход к нашей плате и получаем готовое устройство.
Источник