Буцко кантата вечерок ноты

Содержание
  1. Министерство культуры российской федерации фгбоу впо «уральская государственная консерватория (академия) имени м.П. Мусоргского»
  2. Глава 1. Творческий портрет
  3. Композитор Юрий Буцко: «Помышление о свете незаходимом»
  4. Все записи Записи сообщества Поиск Андрей Радичь запись закреплена прекрасная музыка к к/ф 1976 года «Первая Любовь». Всем рекомендую. Звучит, как недораскрытая тема в финальных титрах. Павел Голованов запись закреплена Андрей Русак запись закреплена Pier Leone запись закреплена Raim Tursunov запись закреплена Елена Боброва запись закреплена А. К. Холмогоров. Духовный стих «Край ты мой далекий». В обработке Ю. М. Буцко Концерт в Большом зале Московской консерватории. 2007 г. «Край ты мой далекий» в обработке Ю. М. Буцко Показать полностью. Автор духовного стиха А. К. Холмогоров (руководитель компании эко-продукции «АЛТАЙ-СТАРОВЕР») Край ты мой далекий, близкий во Христе. Кладезь мой глубокий, нет ни дна, ни стен. Странник я, идущий огнепальным днем. Ангел, стерегущий вход в небесный дом. Красотой нетленной каждый в нем богат. Здесь же путь мой бренный, нет небесных благ. Ангел знает службу Бога горячо – усечет неправду праведным мечом. Пропусти скитальца, по Бозе почил. В нежных твоих пальцах зазвенят ключи. Или же отвергнешь. Знает лишь Господь, под небесной твердью как я жил, как мог. Воздыханьем близким озари свой шаг. По ступеням низким пусть отступит враг. Кладезь мой глубокий, чистоты исток. Край ты мой далекий. Путник одинок. Источник Буцко кантата вечерок ноты «О Боге Великом он пел, и хвала его непритворна была». Вспоминая о Юрии Марковиче Буцко В новом номере журнала «Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных» (2019 №3) опубликована очередная статья Надежды Филатовой, посвященная творчеству Юрия Марковича Буцко — выдающегося композитора современности. Прошедший 2018 год был памятным для семьи композитора Юрия Буцко и для всех тех, кто знал, любил, высоко ценил и (не будет преувеличением сказать) благоговел перед этим Мастером, которого по праву можно отнести к творцам первого ряда в отечественной музыкальной культуре. Юрия Буцко не стало в мае 2015 года — он не дожил три года до своего 80-летия. Творческий путь композитора совпал с эпохальными периодами в истории нашего Отечества — он застал и время Советского строя, и годы так называемой Перестройки, и период Новейшей истории. Перелистывая страницы своей жизни, композитор оставался верен избранному направлению — идти «тесными вратами», всецело посвящая себя высокому и благородному — творению музыки и педагогике. Таким мы узнали Юрия Марковича из тех интервью, которые дал нам композитор, таким он раскрывается и в своих сочинениях. До настоящего времени о судьбе Юрия Буцко имелся скупой, переходящий из источника в источник, набор энциклопедических сведений. Известно, что он из семьи военного и родился в городе Лубны (Полтавская область). После войны семья будущего композитора переехала в Москву. Окончив школу, Юрий Буцко поступил на исторический факультет Московского государственного педагогического института. Обучение на историческом факультете — немаловажная деталь в биографии композитора. Юрий Буцко проучился всего два курса, однако интерес к древности, нацеленность на историческую достоверность, правдивость в полной мере проявились в его музыкальных произведениях. Юрий Буцко получил профессиональное музыкальное образование, пройд я путь от музыкальной школы, Музыкального училища имени Октябрьской революции до Московской Консерватории, где в 1966 году окончил теоретико-композиторский факультет (класс композиции С.А. Баласаняна ), а в 1968 — аспирантуру. В Московской Консерватории он проработал с 1969 по 2013 год, являясь преподавателем дисциплин «Инструментовка» и «Чтение партитур», хотя его опыт и величина композиторского дарования, безусловно, представляли бы несомненную ценность в деле взращивания и «окультуривания» молодой композиторской «поросли» на уроках по предмету «Композиция». Юрий Буцко не любил называть процесс создания музыки творчеством, он говорил, что это его работа 1 . И работа эта, по всей вероятности, являла собой необычайно напряженный и самоотверженный, денно и нощно (композитор рассказывал, что часто пишет музыку по ночам) совершаемый труд. Неудивительно, что результатом такой интенсивной созидательной деятельности явилось объемное музыкальное наследие, оставленное композитором. Им написаны четыре оперы (три из них — камерные); балет; семь симфоний, четыре камерные симфонии, пять симфоний-сюит, несколько концертных симфоний для различных оркестровых составов и солирующих инструментов; концерты для фортепиано, скрипки, альта, виолончели с оркестром; две оратории, семь кантат, хоровые циклы; семь квартетов, пять фортепианных трио (среди которых — Трио-квинтет); сонаты для фортепиано, альта, скрипки, виолончели; два органных цикла (Первая и Вторая «Большие органные тетради»); вокальные циклы; значительное количество музыки к кино и театральным постановкам 2 . Масштаб дарования Юрия Буцко проявился уже в годы учебы. Ко времени окончания аспирантуры им было написано более 20 произведений, в том числе две оперы: «Записки сумасшедшего» по Н.В. Гоголю (1963) и «Белые ночи» по Ф.М. Достоевскому (1968) 3 . В 60-е годы Юрий Буцко создает такие значительные сочинения, как кантата №2 «Вечерок» (1961) и кантата №4 «Свадебные песни» (1964), вошедшие в период так называемой новой фольклорной волны в отечественной музыкальной культуре. Знакомство с произведениями Юрия Буцко убеждает в многогранности личности автора, не ограниченного рамками одной эстетики. Композитора одинаково вдохновляло и вызывало благородное восхищение все то великое, что явили миру западноевропейская и отечественная культура. Юрий Буцко прямодушно, принимая или отторгая, реагировал на процессы, происходящие в общественной жизни социума, о чем свидетельствуют, к примеру, созданные им в те же 60-е годы «советские» сочинения: кантаты №3 «Ода революции» (1965) и №5 «Маяковский-детям» (1968) или, написанная уже позднее Камерная симфония №2 «Ода памяти жертв революции» (1983). Эти сочинения лишены какого-либо намека на политическую ангажированность, они не были созданы по «госзаказу», а явились живым и искренним откликом автора на смысловую атмосферу советского времени. Творчество Баха, Рихарда Штрауса, Мессиана, Мусоргского, Рахманинова — любимых композиторов Юрия Буцко — нашло преломление в его сочинениях. Он называл себя преемником традиций Рахманинова, сакральную музыку которого признавал вершиной русской духовной культуры. В музыке Юрия Буцко раскрывается широкая палитра литературных образов из произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, Ходасевича, Маяковского, Блока, Клюева, древнегреческого драматурга Аристофана, Иоанна Грозного. Композитор умел ощутить, выбрать и воплотить главное и сущностное в поэзии привлеченных им в «соавторы» мастеров слова. Примечательно, что в ряду поэтов, к сочинениям которых обращался Юрий Маркович, имеется фигура кальвинистского священника Бенуа де Дарделя, на поэму которого композитор создал кантату №7 «Метаморфозы». О поэзии Бенуа де Дарделя композитор говорил: «так нужно мыслить — по-детски, церковно, но и светски». Что же составляло суть столь в смысловом отношении необычайно насыщенного процесса созидания музыки Юрием Буцко, и какие внутренние события тому способствовали? С самого начала композиторского пути он проявил себя как автор, тяготеющий к глубинным духовно-культурным национальным пластам. Еще в 60-е годы Юрий Буцко начал постигать мир древнего Православия, познакомившись с Русским Севером — хранителем традиций старообрядчества. Он неоднократно бывал в северных краях в качестве путешественника и участника фольклорных экспедиций. События этих поездок задали определенный вектор жизненному и творческому пути композитора. В 60-е годы Юрий Буцко познакомился с жителями деревни в Каргопольской области — братом и сестрой Максимом Ивановичем и Фомаидой Ивановной Залесскими, которые открыли ему культуру и смысловые основы староообрядчества, познакомили с крюковыми книгами, старинными иконами. Большое впечатление на композитора произвела история семьи старообрядцев Лыковых (бежавшие от советской власти в Саянскую тайгу в 30-е годы XX века, они были обнаружены спустя 40 лет удивительным образом сохранившими уклад жизни допетровского времени ) 4 . Д ля композитора были характерны дление, педализация духа старины во всех его проявлениях. Так, с 70-х по 90-е годы он последовательно создает ряд сочинений, воспевающих праотеческие традиции. К ним относятся 4 симфонии-сюиты: №1 «Древнерусская живопись» (1970); №2 «Из русской старины» (1982); №3 «Господин Великий Новгород» (1987); №4 «Народная Русь Христа ради» (1992). Композитор остро ощущал уход этого древнего мира, о чем говорит название его симфонии-эпилога «Русь уходящая» (1993). Симфония предварила создание оратории №2 «Песнослов» (1999), о которой сам Юрий Буцко говорил: «это произведение об утраченном укладе жизни», и отражение этого уклада он нашёл в «застывшем памятнике старообрядчеству» — поэзии Н. Клюева. Проявления старины, особая «патина» произведений Юрия Буцко облекаются в разные как смысловые, так и композиционные, формы. В первую очередь, нужно сказать о знаменных темах, которые в сочинениях композитора предстают в своего рода новом «окладе». Так, древнерусские знаменные темы звучат в его пьесе «Евхаристический канон» для Большого симфонического оркестра, в Трио-квинтете. В современном музыковедении хорошо известен тот факт, что Юрий Буцко является создателем собственной ладовой системы на основе обиходного звукоряда. Основные ее постулаты композитор изложил в аннотации к своему произведению «Полифонический концерт для четырех клавишных инструментов, хора и ударных» (1969), в котором она была впервые применена. Авторская система композитора построена на расширении знаменного звукоряда за счет прибавления согласий в обе стороны вплоть до момента замыкания круга и повторения начальных тонов. В основном композитор применял свою ладовую систему в инструментальной музыке («Полифонический концерт», Трио-квинтет, Соната для фортепиано), но «знаменные» отголоски присутствуют и в музыке вокальной. В музыке Юрия Буцко насыщенно представлена еще одна составляющая глубинных слоев творчества народа — духовный стих. Достаточно вспомнить его « Былину о Борисе и Глебе» 5 и ли кантату «Четыре старинных песнопения», в основу которой положен материал из сборника «Цветник. Стихи духовные». Юрий Буцко также использует духовные стихи в фортепианном сочинении «Из дневника» 6 . Композитор не был склонен к обсуждению вопросов веры и по понятным причинам не писал произведений для Русской Старообрядческой Церкви. Вместе с тем значительную часть сочинений Юрия Буцко можно отнести к «литургической музыке» — «светской по форме и духовной по содержанию» 7 . На протяжении всего творческого пути он сочинял произведения сакральной тематики и представал в них художником христианского миропонимания. Так, образы и идеи Нового Завета присутствуют во многих сочинениях Юрия Буцко. Тема Крестных Страданий Господа Иисуса Христа является важнейшей для композитора. Как говорил Юрий Буцко, «идее Креста принадлежит все мое творчество» 8 . Страстной сюжет в явной или скрытой форме присутствует в таких сочинениях, как «Ричеркар» 9 , Вторая симфония 10 , Четвертая симфония, Трио-квинтет. Евангельская притча о преображении зерна положена в основу кантаты «Метаморфозы». К идее Преображения композитор обратится и позже — в одноименном произведении «Преображение» 11 . В своих сочинениях Юрий Буцко последовательно воплощал образы святости, и, что символично, первыми святыми, к которым музыкально «обратился» композитор, стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб 12 (№ 5 «Стих о Борисе и Глебе» из симфонии-сюиты «Древнерусская живопись» (1970) и в уже упомянутой выше «Былине о святых Борисе и Глебе»). В №6 «Богородице Дево, радуйся» из кантаты «Литургическое песнопение» вместе с богородичной молитвой звучит прошение ко пророку Иоанну Предтече, поминаются «святии и славнии апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобные, праведницы, все святии» 13 . В оратории «Песнослов» получают музыкальное воплощение поэтически окрашенные стихами Николая Клюева образы святого Егория (Георгия Победоносца) и святого Власа (Власия Севастийского). Сакральная тематика привлекала Юрия Буцко на протяжении всего жизненного пути. Наиболее насыщенным в отношении создания композитором духовной музыки стал период 80-х — 90-х годов. В это время он пишет много сочинений на религиозные темы, но среди них особо стоит выделить три крупных хоровых опуса — Камерную кантату №6 «Литургическое песнопение», Кантату №7 «Метаморфозы» и ораторию №2 «Песнослов». В сочинении 1982 года — кантате «Литургическое песнопение», проявились не только внутренние личностные «движения» автора («я выбрал именно это великопостное время — настроение было тревожное, настроение было мрачное», — говорил сам Юрий Буцко), но и отразились духовные изменения, наметившиеся в сознании современной ему эпохи. В своей кантате композитор обращается к теме Великого поста, покаяния. Эта тема затрагивалась и ранее в его сочинениях 14 , о днако здесь она получила особенно глубокое осмысление. Покаяние воплощено в кантате в ряду молитвенных образов 15 , в чреде которых это важнейшее явление православной духовной жизни предстает во множестве смысловых проявлений — не только как скорбь о своих грехах, но и как «радостотворный плач» 16 , «дочерь надежды и отвержение отчаяния» 17 . К винтэссенцией воплощения покаянного чувства является №4 «Господи и Владыко животу моему», написанный на текст одной из главных великопостных молитв — молитвы преподобного Ефрема Сирина. В начальных хоровых интонациях этого номера, передающих истовый, исполненный сокрушенного чувства образ, угадывается молитвенная речь самого автора . Так передать образы покаяния мог человек, о котором современники вспоминали: «даже в преклонных годах он посещал великопостные Богослужения, отмаливаясь сотни поклонов Марииного стояния» 18 . В своем последующем хоровом произведении — кантате «Метаморфозы», созданной в 1986 году, Юрий Буцко обращается к идее преображения. Смысловой основой сочинения явилась Евангельская притча о зерне, содержащая идею о духовном преображении человека («Если пшеничное зерно, пав с землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесёт много плода» (Ин. 12:24)). «Историю зерна» композитор раскрывает в тонкой интонационной драматургии кантаты 19 . В оратории №2 «Песнослов» (1999) Юрий Буцко, по его словам, стремился передать воспринятый им от старообрядчества уходящий старый уклад жизни. Смиренно — по собственному выражению композитора — «как чреду дня и ночи» принимал он этот уход. Идея христианского смирения становится ключом ко многим смысловым реалиям произвед ения 20 . «Покаяние—Преображение—Смирение» — эти важнейшие для христианского вероучения категории церковно-богословской мысли получают яркое претворения в трех вышеуказанных сочинениях. В художественном воплощении композитора они выстроились в линию, обусловленную хронологией создания произведений, и эта линия представляется преломлением того духовного пути, который проживает человек. Покаяние (в греческом языке этому слову соответствует термин « metanoia », переводимый как «изменение ума») послужило началом к духовным изменениям — преображению, и венчалось «царицей добродетелей» 21 — смирением. Отражала ли эта линия личный духовный путь Юрия Буцко? С полной уверенностью можно сказать о том, что основные составляющие духовного мира христианина — священные тексты Евангелия, православные идеи и молитвы, образы святых и икон — получили глубокое и подлинное воплощение в музыке композитора. Вера для него была важнейшим ориентиром, образом идеального, духовного света. Поэтому масштабный творческий труд Юрия Буцко — композитора-«затворника», композитора-«отшельника», чуждавшегося какой-либо публичности, пиара, осмысливается нами как духовный акт, духовное служение. Тем не менее в своем творчестве Юрий Буцко не был ортодоксом, его эстетические устремления были разнообразны. Так, в 2009 году композитор напишет одно из последних своих сочинений — Музыкальные сцены по «Лисистрате» Аристофан а 22 . Обращение к фривольно-озорному сюжету из истории античного мира композитор прокомментировал словами: «На старости меня потянуло к Свету, к Солнцу, к Красоте человека» 23 . Мы попытались осмыслить многогранность, глубину, неповторимость и мощь творческого облика Юрия Буцко. Масштаб личности автора, без сомнения, обусловлен высочайшими духовными, этическими, музыкантскими константами. Однако значительная часть сочинений Юрия Буцко не издана, не исследована и не исполнена, а значит, многое в феномене этого выдающегося русского человека и музыканта еще только предстоит познать и постичь. Белоненко А.С . Хоровая «Теодицея» Свиридова // Свиридов Г.В. Полное собрание сочинений. — М. — C пб: Нациоанальный свиридовский фонд, 2001. — Т. XXI . — С. I – XLIV . Куреляк А . Религиозная символика с инструментальной музыке Ю. Буцко / Авторферат диссертации / Москва, 2006. Лествичник Иоанн , преподобный. Лествица. — М.: Артос-Медиа, 2009. — 671 с. «Лисистрата» Юрия Буцко: мировая премьера».https://www.belcanto.ru/18053102.html. Дата обращения:16.06.2019. Филатова Н.Ю . Художественный мир хоровых сочинений Ю.М. Буцко 1980-х — 1990-х годов. Дис. канд. иск. — М., 2011. — 192 c . 1 Здесь и далее в тексте приводятся высказывания композитора, данные им в личных беседах с автором статьи. 2 Полный перечень сочинений Юрия Буцко имеется на посвященном композитору сайте http://www.yuributsko.com/ . 3 Опера «Белые ночи» бы ла поставлена в Дрездене и имела большой успех. В России была осуществлена только запись пластинки (среди исполнителей — Анатолий Мищевский и Галина Писаренко). 4 Семье Лыковых посвящена Камерная симфония Юрия Буцко №3 «Духовный стих» (1982). 5 Произведение для смешанного хора и баса-профундо соло , представляющее собой обработку духовного стиха (1979). 6 «Из Дневника», тетрадь II : стихи духовные (1998). 7 Так называл свои сочинения 80-х — 90-х годов Г.В. Свиридов. Цит. По: Белоненко А.С. Хоровая «Теодицея» Свиридова // Свиридов Г.В. Полное собрание сочинений. — М. — C пб: Нациоанальный свиридовский фонд, 2001. — Т. XXI . — С. I – XLIV . C . XXXVIII . 8 Куреляк А. Религиозная символика с инструментальной музыке Ю. Буцко / Авторферат диссертации / Москва, 2006. 9 Второй виолончельный концерт (1979). 10 Симфонии в четырех фрагментах (1972). 11 Концертная симфония с солирующими скрипкой и альтом (2001). 12 Благоверные князья Борис и Глеб — первые русские святые, канонизированные в лике мучеников-страстотерпцев. 13 Молитвенный текст приводится в соответствии с его написанием в клавире кантаты. 14 В «Симфонических эскизах» для мужского хора и симфонического оркестра на псалом 50 «Из бездны взываю (« de profundis clamavi …») (1968); оратории №1 «Сказание о Пугачевском бунте» (1969); кантате №5 «Цветник. Стихи духовные» (1969); концерте №2 для скрипки с оркестром с финальной цитатой 136-го покаянного псалма «На реках Вавилонских (1982). 15 Произведение написано на тексты великопостных молитв. 16 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. — М.: Артос-Медиа, 2009. — 671 с. С. 130. 17 Там же. С. 161. 18 Цит. по: https://ruvera.ru/news/skonchalsya_yuriiy_bucko. Дата обращения: 16.06.2019. 19 Подробнее см.: Филатова Н.Ю. Художественный мир хоровых сочинений Ю.М. Буцко 1980-х — 1990-х годов. Дис. канд. иск. — М., 2011. — 192 c . 20 Подробнее см. там же. 21 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. – М.: Артос-Медиа, 2009. – 671 с. С. 315. 22 В последнее десятилетие своей жизни композитор создал не так много сочинений духовной тематики, в то время как у него появились такие опусы как две концертные симфонии «Весенние мотивы» (2005) и «Безмолвие осени» (2008). Источник
  5. Буцко кантата вечерок ноты
Читайте также:  Ноты для фортепиано мульт

Министерство культуры российской федерации фгбоу впо «уральская государственная консерватория (академия) имени м.П. Мусоргского»

КАФЕДРА ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

Анализ хора с сопровождением Ю.Буцко

Слова народные. «Как во деревне» из кантаты «Свадебные песни»

Выполнила: студентка II курса

Руководитель: старший преподаватель

Глава 1. Творческий портрет Ю.М.Буцко………………………………………4

Глава 2. Жанр Кантата. Кантата Ю.М.Буцко…………………………………8

Глава3. Анализ №1 «как во деревне» из кантаты «Свадебные песни»…………………………………………………………………………….10

Главной установкой композиторского творчества становится поиск индивидуального стиля. Так и в творчестве Ю.Буцко введется направление: возрождение фольклорных тенденций. Фольклор — народное творчество. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие народах. Фольклор рассматривается как первоисток жизни. Для композиторского творчества основой становится полная мелодическая свобода, но в рамках определенных ритмических закономерностях, соотношение метрической свободы и формульности ритмики.

Важнейшее свойство сочинений данного автора – их национальная почвенность. Русский фольклор — один из родников, питающих его музыку. В этом отношении путь композитора смыкается с творческими дорогами многих других композиторов: Р.Щедрин, В.Гаврилина, С.Слонимского, Б.Тищенко, также черпающих из интонационного запаса освоенных за годы профессионалами «редких пластов» крестьянского фольклора. Кроме того, следует отметить особый интерес к свадебному обрядовому фольклору.

В третьей кантате «Свадебные песни» (1966), написанной на подлинно народные тексты. По идее она близка «Курским песням» Г.Свиридова или «Русской тетради» В.Гаврилина. И там и тут воссоздаются образы женской печали, одиночества, отвергнутой любви. Народные слова придают поэтическому тонусу кантаты строгость, целемудренность. Данная работа является попыткой проанализировать первый номер из кантаты «Свадебные песни», обратив внимание на манеру хорового письма, как неотъемлемую составляющую стиля композитора.

Глава 1. Творческий портрет

Творчество Ю.М.Буцко обширно и многогранно. Одинаково успешно он работает с различными жанрами (от квартетов до симфоний, от хоров a cappella до опер), с различными композиторскими техниками. Не ограничиваясь использованием каких-либо устоявших систем, композитор находиться в постоянном творческом поиске. И в любом выбранном направлении он неизменно самобытен и оригинален.

Юрий Буцко – из наиболее неординарных фигур в современной русской музыке. Он принадлежит к числу первых ярких представителей русского религиозного возрождения, начавшегося 60-е годы. По роду своего дарования Буцко – художник, сознательно подвигнувшийся на многотрудном пути творения духовной музыки, призванной нести свет Слова Божьего. Все творчество Буцко определяется духовным идеалом, выпестованным Святой Русью эпохи преподобного Сергия, — идеалом боговедения и боговидения, благости, смирения, немятежности, стяжания Святого Духа и узрения Света Незаходимого.

Ю.Буцко принадлежит к тем современным композиторам, которые свободно владеют разными, в том числе и авангардными техниками письма, но предпочитают двигаться в своем, зачастую антиавангардном направлении. Творчество Буцко – даже чисто «количественно» — очень обширно. Однако путь его к исполнителю и слушателю оказался незаслуженно трудным.

Юрий Маркович Буцко родился 28 мая 1938 года в г. Лубны Полтавской области, на Украине. Музыкальное образование получил в Москве, где в 1961 окончил музыкальное училище им. Октябрьской революции по классу хорового дирижирования. В том же году – уже как композитор – поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1966. В 1966-1968 обучался в аспирантуре. С тех пор Буцко преподает в Московской консерватории чтение партитур и инструментовку. В консерватории Буцко учился у С.А.Баласаняна, — авторитетного и опытного наставника, скептически относившегося к новациям авангарда, но всегда умевшего вооружить учеников знанием тонкостей композиторского ремесла и привить им хороший вкус. С неизменной благодарностью Буцко вспоминает также В.М.Шатерникова, у которого учился по фортепиано в училище, и Ю.А.Фортунатова, в классе которого проходил в консерватории инструментовку. Занятия с Ю.А.Фортунатовым главным образом сформировали Буцко как оркестрового композитора и как педагога. В принципах преподавания и самой манере общения со студентами Буцко многое перенял у учителя – вплоть до изысканно-галантной любезности и любви к французским афоризмам. Годы консерваторского обучения совпали, несмотря на официальное противодействие, с этапом быстрого распространения в среде композиторской молодежи идей и композиционных методов Новой Музыки. Из музыкальных пристрастий юности для Буцко оказались особенно важны Прокофьев и Свиридов (главным образом его поэма «Памяти Сергея Есенина»). Тогда же определилось его особое благоговение перед Бахом. Почтительное отношение к русской классической традиции во всех ее проявлениях никогда не мешало Буцко интересоваться музыкой, создаваемой сегодня. В студенческие годы Буцко уже определяется в трех направлениях (из четырех им названых) своего музыкального языка. Важнейшее, «древнерусское» направление, также безусловно наметилось и вызревало в эти годы. К консерваторскому периоду относится две оперы («Записки сумашедшего» — опера-монолог для баритона с оркестром, 1964, либретто автора по вести Н.Гоголя; «Белые ночи» — «сентиментальная опера» для двух вокалистов, 1968, либретто автора по повести Ф.Достоевского), прозвучавшие в концертном исполнении и благосклонно принятые музыкальной прессой. Автономно-музыкальное, «академическое» направление проявилось в созданных до 1967 года Фортепианном концерте, «Пасторалей» трудно было представить, в каком направлении пойдет дальнейшая эволюция молодого композитора. В дальнейшем были созданы кантаты и хоры, которым суждено было стать самыми известными произведениями Буцко: «Вечерок» (1961), «Свадебные песни» (1965), Шесть женских хоров без сопровождения (1968). Эти сочинения написаны на русские народные тексты и представляют собой фольклорное направление в творчестве композитора. Значительно позже, в 1985 году, Буцко возвращается к работе с фольклорным материалом в Триптихе «Господин Великий Новгород» для меццо-сопрано и смешанного хора в сопровождении ударных инструментов (из Симфонии-сюиты №3).

В 60-е годы, вопреки усиленной атеистической пропаганде, начался процесс русского духовного возрождения, оказавшийся индивидуальным устремлениям Ю.Буцко. Видимо, причину нового духовного движения следует усматривать в невидимых глубинных процессах жизни народа. Этот важнейший процесс сопровождался усиленным интересом к разным сторонам отечественной истории и культуры, из которых фольклор был, пожалуй, наиболее доступен для освоения. Буцко был в ту пору одним из многих, обратившихся к русскому крестьянскому фольклору. Приблизительно в одно и то же время вслед за Свиридовым русской народной песне отдали дань, помимо Буцко, Гаврилин, Слонимский. Тищенко, Щедрин, Н.Сидельников, а также Денисов и Шнитке.

В самом раннем сочинении – кантате «Вечерок» (переработана в 1978) Буцко обращается (так же как Щедрин и Гаврилин) к позднему «современному» жанру страданий и частушек. С одной стороны, это – стремление избежать сусальности обработок в духе репертуара академических народных хоров, с другой – желание обыграть тонкость и поэтичность лучших текстов этого (в целом «низкого») фольклорного жанра.

Ю.Буцко был один из первых музыкантов послевоенного поколения (т.е. поколения, выросшего вне церковной культуры), которым сразу открылся генетическая связь русской, в основном – северной, причетной традиции с культурой знаменного распева. С конца 60-х годов и до середины 70-х древнерусский знаменный роспев становится основой музыкального языка Буцко. Именно это направление своего творчества композитор по сей день считает важнейшим. В сочинениях этого периода – Полифоническом концерте, духовных кантатах, Первой фортепианной сонате – подлинная знаменная тема в обиходном ладу используется композитором как cantus firmus и составляет основу для полифонических вариаций. Тематический материал всех контрапунктов укладывается в обиходный звукоряд, устанавливаемый cantus’om. Сочинения, написанные в этой технике, как и самую технику «двенадцати тонов на расстоянии», им разработанную, композитор закономерно считает своим весовым достижением, особенно выделяя Полифонический концерт (1969).

В середине духовного мира музыки Буцко лежит русское православие с его Словом, образами, миропониманием, национально-характерной формой художественного воплощения. «У каждого автора, — говорит Буцко, -есть произведения, которые для него особенно важны, есть одно произведение, которое мне самому особенно дорого: Полифонический концерт.

Во всех сочинениях Буцко со знаменным напевом чрезвычайно важен текст, вне зависимости от того, произносится ли он реально – хором – или подразумевается, когда знаменную тему играет инструмент.

Наиболее яркое инструментальное сочинение Буцко «знаменного периода» — трио-квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели в шести частях (1970). Крупные инструментальные сочинения Буцко всегда имеют индивидуальное строение цикла. Сонатный, симфонический или концертный цикл всякий раз сочиняется заново. Эта устойчивая тенденция прослеживается в произведениях разных лет. Ранний Фортепианный концерт состоит из двух частей, Фортепианная соната – из четырех. Или же – с конца 70-х годов – цикл может свертываться в протяженную одночастную композицию: «Ричеркар» (1979), Четвертая симфония (1986), «Эклога» (1993).

Источник

Композитор Юрий Буцко: «Помышление о свете незаходимом»

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Андрей Радичь запись закреплена

прекрасная музыка к к/ф 1976 года «Первая Любовь». Всем рекомендую.

Звучит, как недораскрытая тема в финальных титрах.

Павел Голованов запись закреплена
Андрей Русак запись закреплена
Pier Leone запись закреплена
Raim Tursunov запись закреплена
Елена Боброва запись закреплена

А. К. Холмогоров. Духовный стих «Край ты мой далекий». В обработке Ю. М. Буцко

Концерт в Большом зале Московской консерватории. 2007 г.

«Край ты мой далекий» в обработке Ю. М. Буцко
Показать полностью.

Автор духовного стиха А. К. Холмогоров (руководитель компании эко-продукции «АЛТАЙ-СТАРОВЕР»)

Край ты мой далекий,
близкий во Христе.
Кладезь мой глубокий,
нет ни дна, ни стен.

Странник я, идущий
огнепальным днем.
Ангел, стерегущий
вход в небесный дом.

Красотой нетленной
каждый в нем богат.
Здесь же путь мой бренный,
нет небесных благ.

Ангел знает службу
Бога горячо –
усечет неправду
праведным мечом.

Пропусти скитальца,
по Бозе почил.
В нежных твоих пальцах
зазвенят ключи.

Или же отвергнешь.
Знает лишь Господь,
под небесной твердью
как я жил, как мог.

Воздыханьем близким
озари свой шаг.
По ступеням низким
пусть отступит враг.

Кладезь мой глубокий,
чистоты исток.
Край ты мой далекий.
Путник одинок.

Источник

Буцко кантата вечерок ноты

«О Боге Великом он пел, и хвала его непритворна была». Вспоминая о Юрии Марковиче Буцко

В новом номере журнала «Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных» (2019 №3) опубликована очередная статья Надежды Филатовой, посвященная творчеству Юрия Марковича Буцко — выдающегося композитора современности.

Прошедший 2018 год был памятным для семьи композитора Юрия Буцко и для всех тех, кто знал, любил, высоко ценил и (не будет преувеличением сказать) благоговел перед этим Мастером, которого по праву можно отнести к творцам первого ряда в отечественной музыкальной культуре. Юрия Буцко не стало в мае 2015 года — он не дожил три года до своего 80-летия. Творческий путь композитора совпал с эпохальными периодами в истории нашего Отечества — он застал и время Советского строя, и годы так называемой Перестройки, и период Новейшей истории. Перелистывая страницы своей жизни, композитор оставался верен избранному направлению — идти «тесными вратами», всецело посвящая себя высокому и благородному — творению музыки и педагогике. Таким мы узнали Юрия Марковича из тех интервью, которые дал нам композитор, таким он раскрывается и в своих сочинениях.

До настоящего времени о судьбе Юрия Буцко имелся скупой, переходящий из источника в источник, набор энциклопедических сведений. Известно, что он из семьи военного и родился в городе Лубны (Полтавская область). После войны семья будущего композитора переехала в Москву. Окончив школу, Юрий Буцко поступил на исторический факультет Московского государственного педагогического института. Обучение на историческом факультете — немаловажная деталь в биографии композитора. Юрий Буцко проучился всего два курса, однако интерес к древности, нацеленность на историческую достоверность, правдивость в полной мере проявились в его музыкальных произведениях.

Юрий Буцко получил профессиональное музыкальное образование, пройд я путь от музыкальной школы, Музыкального училища имени Октябрьской революции до Московской Консерватории, где в 1966 году окончил теоретико-композиторский факультет (класс композиции С.А. Баласаняна ), а в 1968 — аспирантуру. В Московской Консерватории он проработал с 1969 по 2013 год, являясь преподавателем дисциплин «Инструментовка» и «Чтение партитур», хотя его опыт и величина композиторского дарования, безусловно, представляли бы несомненную ценность в деле взращивания и «окультуривания» молодой композиторской «поросли» на уроках по предмету «Композиция».

Юрий Буцко не любил называть процесс создания музыки творчеством, он говорил, что это его работа 1 . И работа эта, по всей вероятности, являла собой необычайно напряженный и самоотверженный, денно и нощно (композитор рассказывал, что часто пишет музыку по ночам) совершаемый труд. Неудивительно, что результатом такой интенсивной созидательной деятельности явилось объемное музыкальное наследие, оставленное композитором. Им написаны четыре оперы (три из них — камерные); балет; семь симфоний, четыре камерные симфонии, пять симфоний-сюит, несколько концертных симфоний для различных оркестровых составов и солирующих инструментов; концерты для фортепиано, скрипки, альта, виолончели с оркестром; две оратории, семь кантат, хоровые циклы; семь квартетов, пять фортепианных трио (среди которых — Трио-квинтет); сонаты для фортепиано, альта, скрипки, виолончели; два органных цикла (Первая и Вторая «Большие органные тетради»); вокальные циклы; значительное количество музыки к кино и театральным постановкам 2 .

Масштаб дарования Юрия Буцко проявился уже в годы учебы. Ко времени окончания аспирантуры им было написано более 20 произведений, в том числе две оперы: «Записки сумасшедшего» по Н.В. Гоголю (1963) и «Белые ночи» по Ф.М. Достоевскому (1968) 3 . В 60-е годы Юрий Буцко создает такие значительные сочинения, как кантата №2 «Вечерок» (1961) и кантата №4 «Свадебные песни» (1964), вошедшие в период так называемой новой фольклорной волны в отечественной музыкальной культуре.

Знакомство с произведениями Юрия Буцко убеждает в многогранности личности автора, не ограниченного рамками одной эстетики. Композитора одинаково вдохновляло и вызывало благородное восхищение все то великое, что явили миру западноевропейская и отечественная культура. Юрий Буцко прямодушно, принимая или отторгая, реагировал на процессы, происходящие в общественной жизни социума, о чем свидетельствуют, к примеру, созданные им в те же 60-е годы «советские» сочинения: кантаты №3 «Ода революции» (1965) и №5 «Маяковский-детям» (1968) или, написанная уже позднее Камерная симфония №2 «Ода памяти жертв революции» (1983). Эти сочинения лишены какого-либо намека на политическую ангажированность, они не были созданы по «госзаказу», а явились живым и искренним откликом автора на смысловую атмосферу советского времени.

Творчество Баха, Рихарда Штрауса, Мессиана, Мусоргского, Рахманинова — любимых композиторов Юрия Буцко — нашло преломление в его сочинениях. Он называл себя преемником традиций Рахманинова, сакральную музыку которого признавал вершиной русской духовной культуры.

В музыке Юрия Буцко раскрывается широкая палитра литературных образов из произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, Ходасевича, Маяковского, Блока, Клюева, древнегреческого драматурга Аристофана, Иоанна Грозного. Композитор умел ощутить, выбрать и воплотить главное и сущностное в поэзии привлеченных им в «соавторы» мастеров слова. Примечательно, что в ряду поэтов, к сочинениям которых обращался Юрий Маркович, имеется фигура кальвинистского священника Бенуа де Дарделя, на поэму которого композитор создал кантату №7 «Метаморфозы». О поэзии Бенуа де Дарделя композитор говорил: «так нужно мыслить — по-детски, церковно, но и светски».

Что же составляло суть столь в смысловом отношении необычайно насыщенного процесса созидания музыки Юрием Буцко, и какие внутренние события тому способствовали? С самого начала композиторского пути он проявил себя как автор, тяготеющий к глубинным духовно-культурным национальным пластам. Еще в 60-е годы Юрий Буцко начал постигать мир древнего Православия, познакомившись с Русским Севером — хранителем традиций старообрядчества. Он неоднократно бывал в северных краях в качестве путешественника и участника фольклорных экспедиций. События этих поездок задали определенный вектор жизненному и творческому пути композитора. В 60-е годы Юрий Буцко познакомился с жителями деревни в Каргопольской области — братом и сестрой Максимом Ивановичем и Фомаидой Ивановной Залесскими, которые открыли ему культуру и смысловые основы староообрядчества, познакомили с крюковыми книгами, старинными иконами. Большое впечатление на композитора произвела история семьи старообрядцев Лыковых (бежавшие от советской власти в Саянскую тайгу в 30-е годы XX века, они были обнаружены спустя 40 лет удивительным образом сохранившими уклад жизни допетровского времени ) 4 .

Д ля композитора были характерны дление, педализация духа старины во всех его проявлениях. Так, с 70-х по 90-е годы он последовательно создает ряд сочинений, воспевающих праотеческие традиции. К ним относятся 4 симфонии-сюиты: №1 «Древнерусская живопись» (1970); №2 «Из русской старины» (1982); №3 «Господин Великий Новгород» (1987); №4 «Народная Русь Христа ради» (1992). Композитор остро ощущал уход этого древнего мира, о чем говорит название его симфонии-эпилога «Русь уходящая» (1993). Симфония предварила создание оратории №2 «Песнослов» (1999), о которой сам Юрий Буцко говорил: «это произведение об утраченном укладе жизни», и отражение этого уклада он нашёл в «застывшем памятнике старообрядчеству» — поэзии Н. Клюева.

Проявления старины, особая «патина» произведений Юрия Буцко облекаются в разные как смысловые, так и композиционные, формы. В первую очередь, нужно сказать о знаменных темах, которые в сочинениях композитора предстают в своего рода новом «окладе». Так, древнерусские знаменные темы звучат в его пьесе «Евхаристический канон» для Большого симфонического оркестра, в Трио-квинтете.

В современном музыковедении хорошо известен тот факт, что Юрий Буцко является создателем собственной ладовой системы на основе обиходного звукоряда. Основные ее постулаты композитор изложил в аннотации к своему произведению «Полифонический концерт для четырех клавишных инструментов, хора и ударных» (1969), в котором она была впервые применена. Авторская система композитора построена на расширении знаменного звукоряда за счет прибавления согласий в обе стороны вплоть до момента замыкания круга и повторения начальных тонов. В основном композитор применял свою ладовую систему в инструментальной музыке («Полифонический концерт», Трио-квинтет, Соната для фортепиано), но «знаменные» отголоски присутствуют и в музыке вокальной.

В музыке Юрия Буцко насыщенно представлена еще одна составляющая глубинных слоев творчества народа — духовный стих. Достаточно вспомнить его « Былину о Борисе и Глебе» 5 и ли кантату «Четыре старинных песнопения», в основу которой положен материал из сборника «Цветник. Стихи духовные». Юрий Буцко также использует духовные стихи в фортепианном сочинении «Из дневника» 6 .

Композитор не был склонен к обсуждению вопросов веры и по понятным причинам не писал произведений для Русской Старообрядческой Церкви. Вместе с тем значительную часть сочинений Юрия Буцко можно отнести к «литургической музыке» — «светской по форме и духовной по содержанию» 7 . На протяжении всего творческого пути он сочинял произведения сакральной тематики и представал в них художником христианского миропонимания.

Так, образы и идеи Нового Завета присутствуют во многих сочинениях Юрия Буцко. Тема Крестных Страданий Господа Иисуса Христа является важнейшей для композитора. Как говорил Юрий Буцко, «идее Креста принадлежит все мое творчество» 8 . Страстной сюжет в явной или скрытой форме присутствует в таких сочинениях, как «Ричеркар» 9 , Вторая симфония 10 , Четвертая симфония, Трио-квинтет. Евангельская притча о преображении зерна положена в основу кантаты «Метаморфозы». К идее Преображения композитор обратится и позже — в одноименном произведении «Преображение» 11 .

В своих сочинениях Юрий Буцко последовательно воплощал образы святости, и, что символично, первыми святыми, к которым музыкально «обратился» композитор, стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб 12 (№ 5 «Стих о Борисе и Глебе» из симфонии-сюиты «Древнерусская живопись» (1970) и в уже упомянутой выше «Былине о святых Борисе и Глебе»). В №6 «Богородице Дево, радуйся» из кантаты «Литургическое песнопение» вместе с богородичной молитвой звучит прошение ко пророку Иоанну Предтече, поминаются «святии и славнии апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобные, праведницы, все святии» 13 . В оратории «Песнослов» получают музыкальное воплощение поэтически окрашенные стихами Николая Клюева образы святого Егория (Георгия Победоносца) и святого Власа (Власия Севастийского).

Сакральная тематика привлекала Юрия Буцко на протяжении всего жизненного пути. Наиболее насыщенным в отношении создания композитором духовной музыки стал период 80-х — 90-х годов. В это время он пишет много сочинений на религиозные темы, но среди них особо стоит выделить три крупных хоровых опуса — Камерную кантату №6 «Литургическое песнопение», Кантату №7 «Метаморфозы» и ораторию №2 «Песнослов».

В сочинении 1982 года — кантате «Литургическое песнопение», проявились не только внутренние личностные «движения» автора («я выбрал именно это великопостное время — настроение было тревожное, настроение было мрачное», — говорил сам Юрий Буцко), но и отразились духовные изменения, наметившиеся в сознании современной ему эпохи. В своей кантате композитор обращается к теме Великого поста, покаяния. Эта тема затрагивалась и ранее в его сочинениях 14 , о днако здесь она получила особенно глубокое осмысление. Покаяние воплощено в кантате в ряду молитвенных образов 15 , в чреде которых это важнейшее явление православной духовной жизни предстает во множестве смысловых проявлений — не только как скорбь о своих грехах, но и как «радостотворный плач» 16 , «дочерь надежды и отвержение отчаяния» 17 . К винтэссенцией воплощения покаянного чувства является №4 «Господи и Владыко животу моему», написанный на текст одной из главных великопостных молитв — молитвы преподобного Ефрема Сирина. В начальных хоровых интонациях этого номера, передающих истовый, исполненный сокрушенного чувства образ, угадывается молитвенная речь самого автора . Так передать образы покаяния мог человек, о котором современники вспоминали: «даже в преклонных годах он посещал великопостные Богослужения, отмаливаясь сотни поклонов Марииного стояния» 18 .

В своем последующем хоровом произведении — кантате «Метаморфозы», созданной в 1986 году, Юрий Буцко обращается к идее преображения. Смысловой основой сочинения явилась Евангельская притча о зерне, содержащая идею о духовном преображении человека («Если пшеничное зерно, пав с землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесёт много плода» (Ин. 12:24)). «Историю зерна» композитор раскрывает в тонкой интонационной драматургии кантаты 19 .

В оратории №2 «Песнослов» (1999) Юрий Буцко, по его словам, стремился передать воспринятый им от старообрядчества уходящий старый уклад жизни. Смиренно — по собственному выражению композитора — «как чреду дня и ночи» принимал он этот уход. Идея христианского смирения становится ключом ко многим смысловым реалиям произвед ения 20 .

«Покаяние—Преображение—Смирение» — эти важнейшие для христианского вероучения категории церковно-богословской мысли получают яркое претворения в трех вышеуказанных сочинениях. В художественном воплощении композитора они выстроились в линию, обусловленную хронологией создания произведений, и эта линия представляется преломлением того духовного пути, который проживает человек. Покаяние (в греческом языке этому слову соответствует термин « metanoia », переводимый как «изменение ума») послужило началом к духовным изменениям — преображению, и венчалось «царицей добродетелей» 21 — смирением.

Отражала ли эта линия личный духовный путь Юрия Буцко? С полной уверенностью можно сказать о том, что основные составляющие духовного мира христианина — священные тексты Евангелия, православные идеи и молитвы, образы святых и икон — получили глубокое и подлинное воплощение в музыке композитора. Вера для него была важнейшим ориентиром, образом идеального, духовного света. Поэтому масштабный творческий труд Юрия Буцко — композитора-«затворника», композитора-«отшельника», чуждавшегося какой-либо публичности, пиара, осмысливается нами как духовный акт, духовное служение.

Тем не менее в своем творчестве Юрий Буцко не был ортодоксом, его эстетические устремления были разнообразны. Так, в 2009 году композитор напишет одно из последних своих сочинений — Музыкальные сцены по «Лисистрате» Аристофан а 22 . Обращение к фривольно-озорному сюжету из истории античного мира композитор прокомментировал словами: «На старости меня потянуло к Свету, к Солнцу, к Красоте человека» 23 .

Мы попытались осмыслить многогранность, глубину, неповторимость и мощь творческого облика Юрия Буцко. Масштаб личности автора, без сомнения, обусловлен высочайшими духовными, этическими, музыкантскими константами. Однако значительная часть сочинений Юрия Буцко не издана, не исследована и не исполнена, а значит, многое в феномене этого выдающегося русского человека и музыканта еще только предстоит познать и постичь.

  1. Белоненко А.С . Хоровая «Теодицея» Свиридова // Свиридов Г.В. Полное собрание сочинений. — М. — C пб: Нациоанальный свиридовский фонд, 2001. — Т. XXI . — С. I – XLIV .
  2. Куреляк А . Религиозная символика с инструментальной музыке Ю. Буцко / Авторферат диссертации / Москва, 2006.
  3. Лествичник Иоанн , преподобный. Лествица. — М.: Артос-Медиа, 2009. — 671 с.
  4. «Лисистрата» Юрия Буцко: мировая премьера».https://www.belcanto.ru/18053102.html. Дата обращения:16.06.2019.
  5. Филатова Н.Ю . Художественный мир хоровых сочинений Ю.М. Буцко 1980-х — 1990-х годов. Дис. канд. иск. — М., 2011. — 192 c .

1 Здесь и далее в тексте приводятся высказывания композитора, данные им в личных беседах с автором статьи.

2 Полный перечень сочинений Юрия Буцко имеется на посвященном композитору сайте http://www.yuributsko.com/ .

3 Опера «Белые ночи» бы ла поставлена в Дрездене и имела большой успех. В России была осуществлена только запись пластинки (среди исполнителей — Анатолий Мищевский и Галина Писаренко).

4 Семье Лыковых посвящена Камерная симфония Юрия Буцко №3 «Духовный стих» (1982).

5 Произведение для смешанного хора и баса-профундо соло , представляющее собой обработку духовного стиха (1979).

6 «Из Дневника», тетрадь II : стихи духовные (1998).

7 Так называл свои сочинения 80-х — 90-х годов Г.В. Свиридов. Цит. По: Белоненко А.С. Хоровая «Теодицея» Свиридова // Свиридов Г.В. Полное собрание сочинений. — М. — C пб: Нациоанальный свиридовский фонд, 2001. — Т. XXI . — С. I – XLIV . C . XXXVIII .

8 Куреляк А. Религиозная символика с инструментальной музыке Ю. Буцко / Авторферат диссертации / Москва, 2006.

9 Второй виолончельный концерт (1979).

10 Симфонии в четырех фрагментах (1972).

11 Концертная симфония с солирующими скрипкой и альтом (2001).

12 Благоверные князья Борис и Глеб — первые русские святые, канонизированные в лике мучеников-страстотерпцев.

13 Молитвенный текст приводится в соответствии с его написанием в клавире кантаты.

14 В «Симфонических эскизах» для мужского хора и симфонического оркестра на псалом 50 «Из бездны взываю (« de profundis clamavi …») (1968); оратории №1 «Сказание о Пугачевском бунте» (1969); кантате №5 «Цветник. Стихи духовные» (1969); концерте №2 для скрипки с оркестром с финальной цитатой 136-го покаянного псалма «На реках Вавилонских (1982).

15 Произведение написано на тексты великопостных молитв.

16 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. — М.: Артос-Медиа, 2009. — 671 с. С. 130.

17 Там же. С. 161.

18 Цит. по: https://ruvera.ru/news/skonchalsya_yuriiy_bucko. Дата обращения: 16.06.2019.

19 Подробнее см.: Филатова Н.Ю. Художественный мир хоровых сочинений Ю.М. Буцко 1980-х — 1990-х годов. Дис. канд. иск. — М., 2011. — 192 c .

20 Подробнее см. там же.

21 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. – М.: Артос-Медиа, 2009. – 671 с. С. 315.

22 В последнее десятилетие своей жизни композитор создал не так много сочинений духовной тематики, в то время как у него появились такие опусы как две концертные симфонии «Весенние мотивы» (2005) и «Безмолвие осени» (2008).

Источник

Оцените статью