Буцко пчелка ярая ноты

Буцко пчелка ярая ноты

  • Останькович Д. Семь песен для детского хора с фортепиано на стихи Григория Кружкова.zip
  • Старинные русские романсы.djvu
  • Чайковский хоры+ансамбли.pdf

  • Филатова Н. Цикл песен для детей Беседы.pdf
  • Теремок. Опера-сказка Красёва.pdf
  • Рахманинов. Избранные романсы для высокого голоса в сопровождении фортепиано.pdf

  • Песни радио -22.pdf
  • Металлиди Жанна. Цветные слова.pdf

  • Крылатов Детские песни.pdf
  • Конконе Школа вокала Пение с листа.pdf
  • Конконе вокализы для среднего голоса op9.pdf
  • День рождения.pdf
  • Вокальный репертуар.pdf

  • Весёлый хоровод Народные песни для хора.pdf
  • The Great American Movie songbook.pdf
  • TV and Movie Themes.pdf
  • Wolfe Richard. Legit Professional Fake Book More Than 1010 Songs.pdf
  • Гомонова Е.А. Музыкальный фейерверк.pdf
  • Детям к Пасхе.pdf (Стихи, песни и загадки)
  • Долгушин С. Песни и хоры для детей.pdf
  • Красотина Е., Рюмина К. и др. Хрестоматия по дирижированию хором. Часть 4 .pdf

Содержание:
Муз. Т. Попова. Распашу я полюшко.
Рус. песня, обр. С. Попова. Уж вы, мои ветры.
Рус. песня, обр.В. Трамбицкого, перелож. Для хора Е. Красотиной. Не на месте садик вырос.
Рус.песня, обр. А. Новикова. Ой, да ты калинушка.
Муз. А. Серова. Во темном лесу зверье живет (из оп. «Рогнеда»).
Муз. Ф. Мендельсона, сл. Г. Гейне «Хотел бы в единое слово».
Муз. Ц. Кюи, сл. И. Сурикова «Засветилась вдали».
Муз. П. Чайковского. На море утушка купалася (из оп. «Опричник»).
Муз. С. Рахманинова, перелож. Ю. Славнитского, сл. Е. Бекетовой. Сирень.
Муз. П. Чайковского. Рассадить ли беду во темном лесу (из оп. «Чародейка»).
Муз. А. Брукнера. Sanctus.
Муз. С. Рахманинова, сл. М. Лермонтова. Сосна.
Муз. Н. Римского-Корсакова. Не был ни разу поруган изменою (из оп. «Снегурочка»).
Муз. Н. Римского-Корсакова. Гой ты, Сад-Садко (из оп. «Садко»).
Муз. Н. Римского-Корсакова. Будет красен день (из оп. «Садко»).
Сл. и мелодия А. Оленичевой, обр. Н. Шереметьевой. Лен-леночек.
Рус. песня, обр. Н. Римского-Корсакова. Заплетися, плетень.
Муз. Ю. Буцко, сл. народные. Ах, пчелка, пчелка ярая!
Сл. и муз. А. Бородина, перелож. В. Калинникова. Песня темного леса.
Муз. Т. Корганова, сл. А. Исаакяна, перевод А. Блока. Видит лань – в воде….
Муз. Г. Свиридова, сл. А. Прокофьева. Повстречался сын с отцом.
Муз.Д. Аракишвили, сл. С. Глахашвили, перевод Ю. Цертевелы. О поэте (Памяти Важа Пшавелы).
Муз. Ю. Семеняко, сл. А. Бачилы, перевод М. Шевах. Криницы.
Муз. В. Калинникова, сл. И. Бунина. Кондор.
Муз. П. Чеснокова, сл. М. Кохановского. Ночь.
Муз. К. Проснака, сл. К. Хрустельской, перевод Н. Мицкевича. Море.
Муз. Р. Щедрина, сл. А. Твардовского. К вам, павшие.
Муз. Р. Бойко, сл. Л.Васильевой. Вологодские кружева.
Муз. Г. Галынина, сл. М. Горького. По деревне ехал царь с войны (из оратории «Девушка и смерть»).
Муз. Ш. Гуно. О, скорбный день (из оп. «Ромео и Джульетта»).
Муз. Ю. Буцко, сл. народные. Возле терема.
Муз. Б. Снеткова, сл. Т. Тетцоева. У подножия Казбека.
Муз. Ф. Пуленка, сл. П. Элюара, перевод А. Машистова. Грусть.

Читайте также:  Откуда ноты взяли свое название

Содержание:
Dear Heart (from «Dear Heart»)
Charade (Title song from «Charade»)
Dreamsville (from «Peter Gunn»)
Moon River (from «Breakfast at Tiffany’s»)
How Soon (Theme from «Richard Boone TV Show»)
Mr. Lucky
Man’s Favourite Sport
I Love You and Don’t You Forget It
Slow Hot Wind
Mostly for Lovers
Punch and Judy (from «Charade»)
Straight to Baby (Session at Pete’s Pad)
Bye Bye (Theme from «Peter Gunn»)
Joanna
To My Love
Song About Love

  • Мы любим музыку. Выпуск 6 Бабаджан Т.С.pdf(песни и пьесы)
  • Нестерова Там, где песня живёт.pdf
  • Песенник российского воина. Том 1-2.pdf

50 песен в разделах: песнопения и гимны; песни встречные, полковые, флотские и походные; песни казачьи, добровольческие, юнкерские и кадетские, песни солдатские, исторические, народные и шуточные. 2-й том содержит 50 песен в разделах: песнопения, гимны, былины, кантаты и песни традиционные; песни встречные, полковые, военно-морские и походные; песни казачьи, запорожские, добровольческие, юнкерские, кадетские и песни зарубежного воинства; песни народные, солдатские, бивуачные, кавказские, застольные и гулебно-плясовые.

  • Поет Троицкий камерный хор. Вып. 2 Духовная музыка современных композиторов.pdf

Содержание:
Д. Васянович. Царице моя, Преблагая.
М. Гоголин. Свете тихий (из «Песнопений Всенощного бдения»).
М. Гоголин. От юности моея (из «Песнопений Всенощного бдения»).
М. Гоголин. Достойно есть (из «Раскольничих песнопений»).
М. Гоголин. Трисвятое (из «Раскольничих песнопений»).
М. Гоголин. Неизреченное чудо (из «Раскольничих песнопений»).
М. Гоголин. От юности моея (обработка знаменного распева).
М. Гоголин. Достойно есть (обработка Византийского распева).
Д. Дианов. Псалом № 50.
Н. Кутузов. Ангел вопияше.
А. Ларин. Вечери Твоея тайныя (из оратории «Русские страсти»).
А. Малый. Достойно есть.
В.Панченко. Велие и преславное чудо.
В. Пономарев. Свете тихий.
В. Пономарев. Покаянный стих № 3.
В. Пономарев. Святый Боже.
Г. Попов. Свете тихий.
Г. Попов. Царю небесный.
Г. Попов. Достойно есть.
К. Туев. Достойно есть.

  • Сергеева Г.П. (сост.) Музыка в школе. Выпуск 1. Песни и хоры для учащихся начальных классов.pdf
  • Хоры советских композиторов. Вып. 5.pdf

Содержание:
Муз. А. Касьянова, сл. Я. Шведова, Клен и березка.
Муз. Ф. Амирова, сл. народные, перевод А. Дмоховского. Моя красавица.
Муз. С. Евсеева, сл. народные. Сказ о Волге.
Муз. Е. Козака, сл. Ю. Гойды, перевод М. Кравчука. Ветер с пастбищ горных.
Муз. В. Иконника, сл. Т. Шевченко, перевод Г. Владимирского.
Муз. Р. Бойко, сл. М. Исаковского. Тетушка Христина.
Муз. Р. Лагидзе, сл. И. Чавчавадзе, перевод И. Аракишвили. Страна моя любимая.
Муз. Э. Артемьева, сл. В Богданова. День придет.

  • Хрестоматия вокально-педагогического репертуара. Часть 2.pdf
  • Церковная музыка современных петербургских композиторов.pdf

Содержание:
Н. Кузнецова. Заступнице усердная. Тропарь иконе Божией Матери «Казанская».
Н. Кузнецова. Вместилище чистое. Стихира на Стиховне из Службы явлению иконы Божией Матери «Казанская».
Н. Кузнецова. Богородице Дево, радуйся (Подобен 4-го гласа).
Н. Кузнецова. Тропарь св. апостолам Петру и Павлу.
Н. Кузнецова. Исполла эти деспота.
Н. Кузнецова. Христос воскресе.
Н. Кузнецова. Хвали, душе моя, Господа.
Н. Кузнецова. Хвалите имя Господне. По мотивам Ф. Грубера – А. Ларина.
В. Нестеров. Во царствии Твоем.
А. Сысоев. Боже и Господи! Кондак Акафиста Покаянных жен.
В. Кузнецов. К Богородице прилежно.
В. Кузнецов. Чашу спасения.
Викт. Калинников, обр. Н. Кузнецовой. Аллилуия.
П. Чесноков, обр. Н. Кузнецовой. Благослови, душе моя, Господа. Из Литургии ор. 42.
П. Чесноков, обр. Н. Кузнецовой. Во царствии Твоем. Из Литургии ор. 42.

  • Чаморова Н.В. Комар музыку ведет, муха песенки поет.pdf
  • Белоброва Е.Ю. Техника эстрадного вокала.rar (doc и мп3=аудиоупражнения)
  • Немецкие детские песенки.rar (pdf и мп3)
  • Риггс Сет. Как стать звездой.rar (pdf и мп3=аудиокнига)
  • Bolt — Music from the Motion Picture
  • Brimhall John. 40 greatest hits. Christmas edition
  • Жабко Я. Катится по небу солнышко
  • Макарова Клара. Песни только для мальчишек
  • Морриконе
  • Никитин Сергей. Песни на стихи Юнны Мориц
  • Паулс Р. Птичка на ветке Ноты
  • Песни военных лет
  • Петрова В.А. Тихие стихи и звонкие песни
  • Портнов Г. Лес встречает Новый год. Маленькие песенки для маленьких ребят
  • Сборник для тенора
  • Тиличеева Е.Н. Песни для детей 3-7 лет. Нотный сборник
  • Форрест Гамп
  • Хромушин Олег. Песни для детей в сопровождении фортепиано
  • Чайковский Б. Слоненок и его друзья Ноты
  • Шаинский В — Пропала собака
  • Шаинский В Избранные песни
  • Шаинский Владимир — Чебурашка и другие

Источник

Нотный архив Бориса Тараканова

Хрестоматия по хоровому дирижированию, выпуск 1

Раздел 1.
Трехдольный размер

«Грушица. Русская народная песня. Обработка А. Свешникова
«Песня о Добрыне. Русская народная песня. Обработка А. К. Лядова
«Из-за лесу, лесу темного. Русская народная песня. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
«Уж ты, поле мое. Русская народная песня. Протяжная
«Родимый край. Музыка и слова А.Свешников
«Как за речкою. Русская народная песня. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
Р. Шуман. «Ночь». Рус. текст Р. Михайловской
Р. Шуман. «Привет весне»
Ц. Кюи. «Всюду снег». Слова И. Белоусова
X. Глюк. «Струн золотых напев». Хор из оперы «Орфей»
Б. Мокроусов. «Песня о Волге». Сл. С. Острового
«Каринтия». Австрийская народная песня. Рус. текст А. Тверского. Обработка В. Локтева

Раздел 2.
Четырехдольный размер

«Смолк давно соловушко». Современная русская народная песня. Обработка А. Свешникова
«Вниз по матушке», по Волге. Русская народная песня. Обработка Вик. Калинникова
«Как пойду я на быструю речку». Русская народная песня. Обработка А. Свешникова. Отрывок
«Вечерняя песня». Словацкая народная песня. Переложение Ю. Игнатьева
А. Даргомыжский. «Два ворона» (из цикла «Петербургские серенады»). Слова А. Пушкина
Б. Сметана. «Моя звезда». Слова И. Сладека. Перевод Э. Александровой
A. Рубинштейн. «Горные вершины». Слова М. Лермонтова
Ц. Кюи. «Заря лениво догорает». Слова С. Надсона
Л. Бетховен. «Походная песня». Перевод Т. Сикорской. Переложение Л. Шохина
М. Фрадкин. «Песня о Днепре». Слова Е. Долматовского
B. Мурадели. «Бухенвальдский набат». Слова А. Соболева

Раздел 3.
Двухдольный размер

«Родина». Русская народная песня. Обработка А. Свешникова
«Во лузях». Русская народная песня. Хороводная. Обработка А. Лядова
«В сыром бору тропика». Русская народная песня. Обработка А. Гречанинова
«Лен зеленой». Русская народная песня. Гармонизация М. Анцева
В. Ребиков. «Травка зеленеет». Слова А. Плещеева
«Сеяли девки яровой хмель». Русская народная песня. Обработка А. Гречанинова
Ц. Кюи. «Весна». Слова Ф. Тютчева
А. Гречанинов. «Урожай». Слова Н. Некрасова
М. Мусоргский. «Поздно вечером сидела». Хор из оперы «Хованщина»

Раздел 1.
Произведения для хора без сопровождения

М. Анцев. Задремали волны. Слова К.Р.
С. Танеев. Венеция ночью. Слова А. Фета
«Камышинка». Чешская народная песня. Перевод Т. Сикорской. Обработка Н. Можайского
Ф. Мендельсон. «Как иней ночкой весенней пал». Слова Г. Гейне
Р. Шуман. «Ночная тишина»
«Гусары». Словацкая народная песня. Русский текст С. Болотина и Т. Сикорской
«У ворот, ворот батюшкиных». Русская народная песня. Обработка М. Мусоргского

Раздел 2.
Произведения для хора с сопровождением

А. Даргомыжский. «Любо нам». Второй хор русалок из оперы «Русалка»
П. Чесноков. «Солнце, солнце встает». Слова А. Федорова
П. Чесноков. «Катит весна». Слова Г. Гейне
A. Гречанинов. «Пчелка». Слова народные
К. Сен-Санс. Хор из оперы «Самсон и Далила»
Дж. Верди. Хор рыцарей из II действия оперы «Оберто»

Раздел 3.
Шестидольный размер, дирижируемый по шестидольной схеме

«Морю нужен тонкий невод». Латышская народная песня. Перевод Ю. Абызова. Обработка А. Юрьяна
«Как за речкою, да за Дарьею». Русская народная песня. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
П. Чайковский. «Хор цветов» из музыки к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка»
М. Ипполитов-Иванов. «Утро». Слова А. Пушкина

Раздел 4.
Шестидольный размер, дирижируемый по двухдольной схеме

B. А. Моцарт. «Весна». Русский текст А. Овербека Переложение П. Богданова
М. Ипполитов-Иванов. «Ночь». Перевод с немецкого М. Михайлова
В. А. Моцарт. «Мы сегодня рано встали». Хор из оперы «Свадьба Фигаро»
Э. Григ. «С добрым утром». Слова Б. Бьёрнсона. Перевод с норвежского А. Ефременкова

Раздел 5
2/2 и Alla breve

Э. Григ. «Весенняя песня». Русский текст А. Машистова (по Б. Бьёрнсону)
М. Глинка. «Москва». Патриотическая песня. Переложение для детского хора Г. Беззубова
Л. Бетховен. «Весенний призыв». Переложение В. Вахромеева
Л. Бетховен. «Восхваление природы человеком». Слова Ц. Геллерта
В. А. Моцарт. «Откуда приятный и нежный тот звон». Хор из оперы «Волшебная флейта»

Источник

Учебно-методическое пособие по основам дирижерской техники для специальности 530201 Музыкальное образование среднего профессионального образования (базовый уровень) / О.В.Рогачевская – Нижневартовск: издательство Нижневартовского социально-гуманитарного к
методическая разработка по музыке на тему

Учебно-методическое пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 530201 Музыкальное образование (базовый уровень).

Скачать:

Вложение Размер
uchebno-metodicheskoe_posobie_po_osnovam_dirizherskoy_tehniki_rogachevskayao.v.2015.doc 724.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОГАЧЕВСКАЯ ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

ПО ОСНОВАМ ДИРИЖЕРСКОЙ ТЕХНИКИ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 530201 МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Печатается по решению редакционно-издательского совета

БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

Дмитриев В.А., к.п.н., профессор, зав.кафедрой музыкального образования ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»

Учебно-методическое пособие по основам дирижерской техники для специальности 530201 Музыкальное образование среднего профессионального образования (базовый уровень) / О.В.Рогачевская – Нижневартовск: издательство Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа,2015.–36с.

Учебно-методическое пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 530201 Музыкальное образование (базовый уровень).

Автором представлена разработанная технологическая карта занятий по технике дирижирования в соответствии с требованиями ФГОС, карта стимулирующих компонентов, методическое обеспечение, структурно-содержательная модель художественного познания хорового произведения.

Раскрыты содержание и структура дирижёрской деятельности, план и пример аннотации хорового произведения, контроль и оценка результатов освоения техники дирижирования.

Сборник рекомендуется преподавателям и студентам музыкально-педагогических колледжей. Может быть использован в дополнительном профессиональном образовании по направлению программ повышения квалификации и переподготовки специалистов в области музыкального образования.

Литературный редактор Н.Г.Глухова

Рогачевская Ольга Викторовна

ISBN978-5-905257-35-3 Нижневартовский социально-гуманитарный

колледж, издание, 2015

Развитие и совершенствование музыкального образования в рамках ФГОС, требуют улучшения качества подготовки специалистов. Сложный и многогранный процесс подготовки учителя музыки и музыкального руководителя детского сада включает в себя изучение междисциплинарного курса «Основы дирижерской техники», который является одним из профилирующих предметов по специальности 530201 «Музыкальное образование».

Обновление содержания и структуры процесса обучения позволит организовать процесс изучения основ техники дирижирования, так, чтобы привлекать студентов к активному художественному познанию хоровых произведений, давая им простор для проявления образного мышления, технических дирижерских возможностей, глубокого и яркого мастерства и исполнительского творчества.

Специфика профессиональной деятельности учителя музыки и связанные с ней трудности требуют от него не только определенной системы знаний, но и умения гибко применять эти знания в школе, решать множество проблем, обусловленных особенностями хорового музыкального материала, формами и методами проведения хоровых репетиций, организацией хорового коллектива в школе. Поэтому специалисту этого профиля нужна не только система практического опыта, знаний и умений, но и сформированность способности трансформировать знания в новых условиях.

Цель междисциплинарного курса «Основы дирижерской техники»: в результате освоения данного МДК обучающиеся овладеют:

  • техническими способами и приемами дирижерско-хорового искусства, необходимыми для управления детским вокально-хоровым коллективом;
  • способностью анализировать и решать творческие дирижерские задачи;

Задачи междисциплинарного курса «Основы дирижерской техники»: в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт:

  • исполнения произведений педагогического репертуара инструментального, хорового и вокального жанров на уроках, занятиях, досуговых мероприятиях;
  • управления с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом;

В результате освоения междисциплинарного курса, обучающиеся должны уметь:

— исполнять произведения хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без под собственный аккомпанемент;

— читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;

— определять и грамотно объяснять задачи исполнения;

— использовать различные технические и художественные приемы хорового дирижирования, дирижерские навыки при управлении детским вокально-хоровым коллективом;

— проводить анализ и самоанализ дирижерско-хоровой деятельности;

— применять методические приемы вокально-хоровой работы;

— анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;

— анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;

— применять дирижерские навыки в передаче художественного образа при управлении детским вокально-хоровым коллективом;

— использовать приемы и средства в выработке ансамблевой звучности и убедительных художественных результатов;

В результате освоения междисциплинарного курса, обучающиеся должны знать:

— разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар;

— теоретические основы и методику работы с хором;

— основы хоровой культуры и дирижерской техники;

— методы анализа произведений вокально-хорового жанра;

— методические основы работы над детским песенным репертуаром;

— технические и художественные приемы хорового дирижирования;

— методические приемы работы с хором;

— жанровые особенности вокально- хоровой музыки.

Обучающиеся должны обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Структура учебной деятельности студентов включает в себя содержательный, операционный и мотивационный компоненты. В процессуальной структуре учебной деятельности, как деятельности по решению учебных задач, можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты, определяющие последовательность осуществления деятельности: анализ задачи; принятие учебной задачи; актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; практическое ее осуществление; контроль и оценка выполнения задачи, осознание способов деятельности.

Обучение технике дирижирования отвечает следующим дидактическим условиям: деятельность студентов носит в основном не репродуктивный, а творческий характер; познавательная деятельность студентов ориентируется не на достигнутый уровень развития студентов, а на ближайшую перспективу развития; благоприятный психологический фон учебно-воспитательного процесса; проведение учебно-познавательного процесса на оптимальном уровне развития студентов; самостоятельная художественно-познавательная деятельность студентов; своевременная диагностика уровня развития художественно-познавательной активности студентов, широкое применение диагностической карты отслеживания качества подготовки студентов.

Применение дидактических ориентиров художественного познания хорового произведения направлено на активизацию и развитие следующих видов деятельности: творческая работа над партитурой, раскрытие образно – смысловой основы хорового произведения, анализ произведения, художественно – образное восприятие и осмысление хорового сочинения, поисковая работа с литературой, дирижерские навыки, работа над воплощением целостной формы художественного образа в технике дирижирования, вокальное исполнение хоровых партий.

Изучение курса осуществляется в форме индивидуальных практических занятий на протяжении всего периода обучения в колледже.

Базовые документы, использованные для составления учебно-методического пособия:

— требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (редакция от 05.11.2009) по специальности 530201 Музыкальное образование (базовый уровень);

— рабочая программа междисциплинарного курса «Основы дирижерской техники» разработанная на основе ФГОС СПО;

— методическая литература по хоровому дирижированию;

— личный научно-исследовательский и преподавательский опыт составителя.

НЕКОТОРЫ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Одна из важнейших проблем дирижерского искусства – вопрос культуры дирижерского жеста, воспитание и развитие разнообразных технических навыков, приемов, которые способствуют выразительности дирижирования.

Методика преподавания дирижирования есть, в основном, субъективная форма передачи собственного опыта педагога, от которого ученик перенимает все его движения. Негатив кроется в том, что учащийся увлекается иногда чисто внешней стороной, не понимая существа жестов, не развивает способностей и качеств, необходимых для активного и волевого воздействия на исполнителей.

Главное предназначение дирижерского жеста – это общение с коллективом. Совершенство техники – это и выразительность движений, и интенсивность воздействия, которые сказываются на сознании исполнителей. Поэтому нельзя просто скопировать у педагога тот или иной прием. Мануальная техника требует других методов, чем, например, техника инструментальная.

Профессия дирижера связана с умственным и нервным напряжением, затратой физических сил. Самообладание и выдержка дирижера зависит от общего физического здоровья.

Здесь должно быть не просто заучивание движений, а развитие тех способностей, которые и есть в основе мануальных средств дирижирования. В то же время без развитых двигательных ощущений дирижер не может реагировать на исполнение, направлять в нужное для себя русло.

Двигательные ощущения в дирижировании играют решающую роль. В основе обучения мануальным средствам дирижирования должно быть развитие двигательных ощущений.

Известный пианист – педагог Л.Николаев считал: «Для того чтобы из ученика могла выработаться художественно – цельная величина крупного масштаба, необходимо совпадение нескольких условий, одного таланта мало. Нужны еще и ум, и большая работа. Если одного из этих нет или не хватает, результаты работы будут неполноценны. (Л.Николаев. Несколько слов об искусстве, «Советская музыка»,1935 год, №7-8, стр.113).

Понятие о технике дирижирования

Дирижерская техника – это ряд действий, их совокупность, направленных на информирование исполнительского коллектива о предстоящем звучании. Это комплекс средств и приемов, при помощи которых дирижер воздействует на хор во время исполнения произведений.

Техника дирижирования – это только средство, но для решения музыкально – художественных задач необходимо умение владеть этим средством. То есть, иными словами, техника дирижирования – это своеобразный язык дирижера.

Средства мануальной техники подразделяются на несколько этапов, включающих в себя:

1. Начальные этапы постановки дирижерского аппарата (позиции рук, положение корпуса, шеи, головы, плеч).

2. Умение тактировать по двух, трех, четырехдольным схемам, тактирование сложных схем – пяти, шести, семидольных, дробление основной метрической доли в двух, трех, четырехдольной схемах.

3. Приемы тактирования переменных размеров в различных сочетаниях.

4.Отражение в жесте ритмических особенностей (пунктирный ритм, синкопы, смещение акцентов и т.д.).

5. Приемы показа постоянного темпа, замедлений и ускорений, контрастного сопоставления темпов, постепенного (длительного) замедления и ускорения без изменения и с изменением дирижерской сетки.

6. Приемы показа постоянной динамики, незначительных динамических изменений на длительном промежутке времени, формирование громкости на протяжении одного звука.

7. Владение штрихами, показ акцентов, sf, sp, приемов «вступление», «снятие», исполнение фермат.

8. Разделение функций рук – обязательность тактирования для правой руки, роль остальных функций в равной степени поручается и правой, и левой руки.

Здесь следует отметить, что все движения правой руки, будь то динамика, характер звучания, фермата, акцент, вступления и т.д. – тесно связаны с рисунком метрической схемы.

Движения левой руки не ограничено строго определенным направлением, поэтому левая рука имеет возможность брать на себя более широкие задачи – показ цельной динамической линии, широкого дыхания, фразы и т.д.

Свободная координация обеих рук, полная независимость их друг от друга являются той формой, в которой воплощается умение легко, без лишнего напряжения и усилия владеть аппаратом, распоряжаться всеми его действиями. Вопрос о независимости рук является одной из самых сложных проблем техники дирижирования.

В правой руке заложено «дирижерское начало». Она предназначена для тактирования (показ метрических долей), определения темпа, показа вступлений, акцентов, фермат, синкоп. Из этого следует, что тактирование правой рукой не формальное, а вытекает из особенностей стиля исполняемого произведения.

Левая рука показывает вступления, различные динамические оттенки в исполнении. И почти только с ее помощью производится членение музыки на мотивы, фразы, снятие звучания, изменение мелодического рисунка, гармонии, фактуры произведения.

Иногда необходимы и симметричные движения обеих рук – для показа торжественного, мощного звучания всего хора, для подчеркивания параллельности в горизонтальной фактуре, однотипности в изложении того или иного фрагмента т.п. Однако все жесты дирижера должны быть сообразно его «физике» — строению рук, туловища, комплекции.

Для совершенного и полного владения всеми приемами и средствами техники дирижирования, для достижения творческой свободы дирижер должен владеть своим аппаратом, что возможно только при максимальной свободе мышц всего аппарата, устранения излишнего физического усилия. Мышечные зажатия сковывают движения, что почти постоянно происходит на начальном этапе обучения. Поэтому с первых же занятий необходимо уделить внимание упражнениям на освобождение мышц. Занятия ритмикой и пластикой (если такое возможно в процессе обучения) развивают общую подвижность, развивают аппарат.

Можно начать с нетрудных физических упражнений, связанных исподволь с дирижерской техникой.

Во многих изданиях пособий по дирижированию приведены и описаны различные физические упражнения, которых не слишком много, но все они при их освоении дают уверенность и свободу, а главное, большее желание к освоению мануальной техники.

В этом случае освобождаются от зажатости не только руки, корпус, голова, но и психика учащегося. А психофизическая свобода является одним из важнейших факторов успешного овладения дирижерской специальностью. Цель таких упражнений — выработка координированных движений, свободных от мышечного зажатия в ногах, корпусе, шее, руках, достижения гибкости в суставах и пластичности.

Эти упражнения должны вселять чувство легкости и красоты, ощущения независимости рук от корпуса и одну от другой. При движении важно различать ту или иную зажатость, и научиться избавляться от нее.

Во время упражнений надо научиться следить за осанкой, за устойчивостью ног.

Все упражнения лучше начинать с больших движений, постепенно переходя к малым. Сначала вся рука от плеча, затем от локтя, и потом уже кисть и пальцы.

Так же делать упражнения, сидя за столом, спина прямая, рука свободно падает то локтя на ладонь кисти; это очень полезное упражнение для ощущения плоскости и точки показа.

Дирижерский жест как разновидность ауфтактов

Первое требование, предъявляемое к дирижированию – требование соответствия характера жестов и мимики характеру исполняемой музыки.

Специфика дирижерского отражения музыки в движениях есть в том, что опережающее отражение, информация о предстоящем звучании, цель которого – необходимое качество звучания.

Извлечение каждого звука хористом или оркестрантом требует приготовления жестом дирижера. Такой подготовительный жест и есть ауфтакт .

Ауфтакт показывает начальный момент возникновения звучания, начало каждой доли в такте, динамические и агогические изменения, степень остроты или протяженности звука, образность в звучании.

Ауфтакт служит прежде всего для одновременности и согласованности в исполнении.

С помощью ауфтактов даем вступление хоровым партиям, солистам. Показываем перемену темпов, гармонические усложнения, выделяем динамические и ритмические особенности. Даже остановить или прекратить звучание невозможно без ауфтакта.

Жест дирижера в ауфтакте как бы предшествует основному показу, т.е. имеется замах и сам жест «звучания». Более приемлемым для нее является подразделение дирижерского жеста на четыре элемента:

1. Замах, дыхание, ауфтакт.

2. Стремление к звуку.

3. Точка, момент возникновения звука.

4. Рефлекс от точки, отдача, которая в свою очередь является ауфтактом к следующей доле.

Ауфтакты бывают полными и неполными, активными и пассивными, задержанными, междольными.

Полный ауфтакт показывается за счет длительности предыдущей доли, показывается к полной метрической доле такта.

Неполный ауфтакт показывается за счет основной метрической доли, если произведение начинается с неполной доли такта или с паузы. Происходит дробленое вступление за счет акцентирования самой доли, после которой есть звучание. Для дробленого вступления применяется задержанный ауфтакт, когда надо оттолкнуться от точки дробимой доли и показать четное движение.

Междольный ауфтакт связывает две доли внутри такта, придает тактированию непрерывность. Движения междольных ауфтактов отличаются меньшей амплитудой и интенсивностью по сравнению со вступительными ауфтактами. Качество вступления создает определенное впечатление об исполнении. Повторяем, что ауфтакты прежде всего обуславливают одновременность и своевременность вступления.

Фразеологические ауфтакты изъясняют смысл той или иной части произведения, показывают кульминации.

Жесты дирижера различаются так же по степени активности, что связано с динамикой, метроритмическими особенностями в такте, чередованием звучания и пауз и т.д.

Активный жест (ауфтакт) показывает начало произведения, фразы, вступления партий, смену темпов, динамики, характера музыки.

Пассивным, т.е. более легким, неактивным жестом производится тактирование звучания долгого аккорда на одном нюансе, паузы.

Подытоживая вышеизложенное можно сказать, что весь процесс дирижирования состоит, в основном, в искусстве овладения и управления ауфтактами, без которых немыслим ни один дирижерский показ.

Мануальная сторона дирижирования, по существу, является цепочкой ауфтактов, различных по своей структуре и интенсивности.

Памятка начинающему дирижеру (И.Мусин)

  1. Исходное положение руки — против плеча.
  2. Дирижирование посредине корпуса приводит к смазанному удару.
  3. Тактировать одной рукой. Левая — как средство выразительности.
  4. Ауфтакт давать одной рукой. Продолжение левой как выразительное средство.
  5. Показывать дыхание ауфтактом (дополнительное дугообразное движение).
  6. Ауфтакт к триольной доле имеет кругообразный (эллипсовидный) характер.
  7. Темп подтверждается и закрепляется ауфтактом.
  8. Острота или мягкость ауфтакта — характер звучания начального момента.
  9. Тактировать, перенося руку к точкам удара.
  10. Избегать смазанных ударов вбок, в стороны.
  11. Однотипность ощущений в ударных движениях.
  12. Последняя доля такта не снаружи, а внутри схемы тактирования.
  13. Кругообразность движений, связывающих доли при легатном характере.
  14. Ощущать количество звуков в междольном ауфакте (два, три, четыре).
  15. В мелодии «брать» звук подбирающим жестом и «переносить» его.
  16. Искать выразительность дирижирования, передавая разный характер музыки.
  17. Использовать левую руку как средство выразительности.
  18. Использовать разные уровни тактирования, разные части рук.
  19. Переносить руку перед ударом.
  20. Связывать доли такта связующими кругами.
  21. Показывать направленность движения мелодии.
  22. Брать звук и поддерживать его в состоянии переходности.
  23. Ощущать «массу» звука, применяя разные части руки (кисть, предплечье).
  24. Внимательно относиться к неполным долям в такте (восьмые и т. д.).
  25. Образность показа динамики (форте вверху и т. д.).
  26. Осваивать партитуру раздельно (внимание на ритм аккомпанемента).
  27. Показ «легкого» звучания кистевым движением снизу.
  28. При показе субито пиано не поднимать руку с ауфтактом вверх.
  29. Показывать субито пиано ауфтактом в нижней позиции.
  30. Роль левой руки при показе сфорцато, субито пиано.
  31. Показывать направленность мелодии жестом «приглашение» («сюда»).
  32. Избегать поспешной «отдачи», ускоряющей темп движения внутри доли.
  33. Стараться ощущать равномерность движения звуков внутри доли.
  34. Проверять точность дирижирования путем отчетливого тактирования.
  35. Слушать ритм аккомпанемента и дирижировать на его основе.
  36. Стоять подтянуто, а не сутулясь.
  37. Не дирижировать параллельными движениями тактирования.
  38. Искать выразительность жеста, изменяя приемы дирижирования.
  39. Активно, настойчиво стремиться передать свои намерения хору.
  40. Передавать хору образность музыки, свое увлечение.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Первый курс обучения

На конец первого года изучения междисциплинарного курса «Основы дирижерской техники» обучающийся должен приобрести следующие профессиональные характеристики:

— знать основы техники дирижирования и понимать ее значение для учителя музыки;

— владеть основными параметрами постановки дирижерского аппарата:

а) навыком оптимальной рабочей позы дирижера;

б) навыками пластики и координации движений дирижерского аппарата;

в) навыками тактирования различных дирижерских схем;

г) навыками дирижерского вступления (ауфтакта и окончания (снятия) исполнения.

— дирижировать произведениями, несложными в вокально-техническом отношении, написанными в простых музыкальных формах (период, куплетная, простая 2х и 3х-частная), простых (2/4, 3/4, 4/4) размерах, умеренных темпах, изложенных в гармоническом, гомофонно-гармоническом стиле, а также эпизодически включающих небольшие имитационные построения;

— составлять краткую аннотацию на одно из исполняемых хоровых произведений;

— владеть элементарными навыками собеседования по творчеству композиторов и поэтов изучаемых произведений.

В период обучения на 1 курсе изучается 7-8 песен дошкольного репертуара и 5-6 произведений по технике дирижирования для однородного состава хора в 2х-строчном изложении (2-3 – с инструментальным сопровождением и 3 – а-сарреllа).

Второй курс обучения

На конец второго года изучения междисциплинарного курса «Основы дирижерской техники» обучающийся должен приобрести следующие профессиональные характеристики:

— владеть навыками совершенствования форм изучения хоровой партитуры (игры на фортепиано по «хоровому», пения хоровых партий с дирижированием);

— владеть основными методами хормейстерской работы с исполнителями;

— дирижировать произведениями, более сложными в вокально-техническом отношении;

— составлять письменную аннотацию на одно из исполняемых хоровых произведений;

— владеть развернутыми навыками и умениями собеседования по творчеству композиторов и поэтов изучаемых произведений.

В период обучения на 2 курсе изучается 7-8 песен дошкольного репертуара и 5-6 произведений по технике дирижирования, предназначенных для различных исполнительских составов (женских, детских, мужских, смешанных) в 2х, 3х-строчном изложении, 2-3 из которых написаны с инструментальным сопровождением, 2-3 – а-сарреllа.

Третий курс обучения

На конец третьего года изучения междисциплинарного курса «Основы дирижерской техники» обучающийся должен приобрести следующие профессиональные характеристики:

— владеть навыками углубления знаний и совершенствования умений, приобретенных на предыдущих курсах обучения;

— владеть навыками самостоятельной работы по совершенствованию методов освоения хорового произведения;

— петь гармонические вертикали произведения а сарреllа (наизусть);

— петь хоровые партии изучаемого произведения с переходом с одного голоса на другой (наизусть);

— владеть методами репетиционно-хормейстерской подготовки;

— дирижировать произведениями, более сложными в вокально-техническом отношении, чем изучаемые на 2 курсе, изложенными в сложных 2х и 3х-частных, контрастно-составных полифонических и других формах;

— дирижировать произведениями, являющимися развернутыми хоровыми номерами более крупных сочинений (опер, кантат, ораторий);

— осуществлять практическую хормейстерскую работу по изучению несложного в методическом отношении произведения с хоровым коллективом;

— самостоятельно составлять развернутый исполнительский анализ хорового произведения с инструментальным сопровождением.

В период обучения на 3 курсе изучается не менее 7-8 песен школьного репертуара и 5-6 произведений по технике дирижирования, предназначенных для различных исполнительских составов, 2-3 из которых должны быть с инструментальным сопровождением, 2-3 – а-сарреllа.

Четвертый курс обучения

На конец четвертого года изучения курса «Основы дирижерской техники» обучающийся должен приобрести следующие профессиональные характеристики:

— совершенствовать навыки и умения, приобретенные в процессе обучения на предыдущих курсах;

— свободно владеть методикой дорепетиционной хормейстерской подготовки (игра партитуры на фортепиано, пение хоровых голосов с дирижированием, всесторонний анализ произведения);

— владеть методикой репетиционной работы с хоровым коллективом над избранным произведением;

— дирижировать фрагментами вокально-симфонических произведений (опер, кантат, ораторий, хоровых концертов, циклов, сюит и т.д.);

— дирижировать произведениями, написанными в самых различных размерах, включая переменные, а также – дробление метрической доли в очень медленных темпах и в очень быстрых;

— владеть научно-исследовательскими методами подготовки аннотации хорового произведения предназначенного для итогового экзамена;

— углублять и совершенствовать практические умения репетиционной работы с детским хоровым коллективом;

— владеть методикой подготовки концертной программы по дирижерской практике.

В период обучения на 4 курсе изучается 4-5 произведений, 2 из которых являются концертной программой итоговой аттестации по дисциплине Основы дирижерской техники.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ДИРИЖЕРСКОЙ ТЕХНИКИ»

Цели занятий – овладение техническими способами и приемами дирижерско-хорового искусства, необходимыми для управления детским вокально-хоровым коллективом; овладение способностью анализировать и решать творческие дирижерские задачи.

— воспитание студента как учителя, организатора и руководителя детского хорового коллектива;

— воспитание личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности – склонность к лидерству, ответственность, оптимизм, мотивация к деятельности и т.п.;

— художественное воспитание студентов путем практического освоения лучших образцов хоровой музыки различных эпох, стилей и жанров;

б) обучающие задачи включают формирование следующих профессиональных умений и навыков:

— овладение пластической дирижерской техникой, позволяющей убедительно передавать исполнительский замысел и управлять хоровым звучанием;

— овладение навыками планирования и осуществления хормейстерской работы с детским хоровым коллективом;

— овладение методами и приемами самостоятельной работы над аналитическим, мануальным и вокальным освоением хоровой партитуры;

— формирование слуховых, вокальных, мануальных, хормейстерско-педагогических и других профессиональных навыков в процессе индивидуальной работы над хоровым произведением;

— формирование умений создания интерпретаторской дирижерской концепции произведения и применения методов хормейстерского ее воплощения в процессе подготовки дирижера;

— формирование практических навыков и умений репетиционной работы с хором;

— развитие профессиональных музыкальных способностей (дирижерского и хормейстерского исполнения хоровой музыки, остроты мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, вокального слуха и т.д.);

— развитие полифункциональных дирижерских умений в условиях реальной хормейстерской деятельности.

Межпредметная связь с дисциплинами : постановка голоса, теория музыки, хороведение, методика работы с детским хором, анализ музыкальных форм, музыкальная литература и т.д.

Применяемые типы занятий:

  • усвоение нового материала;
  • закрепление изучаемого материала;
  • обобщение знаний и систематизация знаний;
  • проверка, оценка, корректировка знаний и умений;
  • комбинированный.

Активные методы художественного познания, применяемые на занятиях по дирижированию:

  • метод первого прочтения партитуры, выявление интонационно – смысловых оснований произведения;
  • выразительное чтение поэтического текста, постижение его сути и смысла. Метод (Г.М.Полонской) многократного «оттачивающего» чтения вслух способствует воссозданию образов поэтического текста. При чтении вслух, студенты улавливают в интонации не «увиденную» ими мысль, убеждаются в несовершенстве своего восприятия. Такое чтение практикуется с установкой на образное воссоздание текста.
  • метод «сбеленного» текста, метод художественной интерпретации, создание исполнительской концепции, поиск исполнительских средств выразительности, адекватных художественному образу;
  • исследовательский анализ сочинения;
  • вокальное исполнение партий, преодоление возможных трудностей интонирования;
  • метод содержательно – смысловой основы музыки, подготовка студентом словесного комментария к исполняемому произведению;
  • метод синектики позволяет студентам, находить подсказки решения различных творческих задач с помощью метафор, аналогий, ассоциаций, соединения далеких друг от друга вещей с целью создания новых идей. Ассоциативный метод позволяет студентам установить связь с предшествующим опытом и способствует актуализации знаний, так как представляет собой систему образов предшествующего опыта, отложившуюся в сознании студентов
  • метод исполнительского мастерства, воплощение в жесте художественного замысла произведения;
  • метод репетиционной работы, совмещение игры на фортепиано вокальной партии и дирижирования;
  • Фортепиано;
  • Дирижерский пульт;
  • Хрестоматии по хоровому дирижированию;
  • Хоровой словарь, музыкальные энциклопедии;

Электронные учебники по дирижированию.

Технические средства обучения:

Дидактические пути и средства, используемые на занятиях:

1) создание поисковой, проблемной ситуации как необходимое условие для развития логического мышления студентов;

2) последовательное осуществление принципа индивидуализации в обучении;

3) применение системы самостоятельной работы студентов, использование разнообразных дидактических и наглядно-технических средств, обеспечивающих более рациональную организацию и активизацию деятельности обучающихся;

4) усиление связи обучения с практикой.

Дидактические условия, используемые на занятиях по технике дирижирования:

  • направленное руководство со стороны педагога;
  • психологический комфорт занятий;
  • удовлетворение интеллектуальной потребности;
  • формирование исполнительских знаний и умений.

Занятия по технике дирижирования проводятся индивидуально с каждым студентом по общей методической линии. Отличаясь друг от друга содержанием, занятия в то же время имеют общую закономерность, содержат несколько разделов: анализ хорового произведения, исполнение сочинения (чтение текста и игра на фортепиано), пение партий, определение дирижерских задач и дирижирование.

Каждое занятие представляет собой творческий процесс, и не может иметь стандартной формы. Его целенаправленность, задачи, построение в каждом отдельном случае определяются педагогом. Например, если изучается новое сочинение, то, большая часть занятия отводится на разбор произведения, исполнение партитуры на фортепиано, пение голосов. Дирижерские приемы и жесты, необходимые для раскрытия идейно-художественного содержания хорового произведения намечаются и объясняются. На последующих занятиях больше внимания уделяется непосредственно технике дирижирования.

Начиная со второго семестра первого курса, необходимо уделять большое внимание умению студентов играть одной рукой на фортепиано партию какого-либо голоса, одновременно дирижируя его другой рукой и исполняя голосом (трехэлементный прием). Это делается для облегчения будущей педагогической практики в школе, в условиях которой студенту приходится подыгрывать мелодии песен то одной, то другой рукой. При этом следует приучать студентов к правильным показам дыхания, вступлений, снятий, характера звуковедения. Многим студентам этот навык дается с трудом и требует систематической тренировки.

Обучающийся должен уметь выразительно петь отдельные партии хора, ясно показывать рукой то, что поет, и так дирижировать рукой, чтобы было ясно, как нужно петь. Злоупотреблять пением во время дирижирования нельзя, так как это может принести вред: дирижер не будет слышать звучания хора. Поэтому, пение одновременно с дирижированием может иметь место только на первых порах обучения в связи с решением определенных технических задач. Даже в классных занятиях пение одновременно с дирижированием должно чередоваться с пением «про себя».

В дальнейшем обучении следует заменять пение вслух активной беззвучной артикуляцией, внутренним представлением и слышанием исполняемой партитуры.

1. Организационный этап. Взаимное приветствие, подготовка студентов к активному сознательному усвоению знаний.

2. Этап проверки домашнего задания.

Учебно-воспитательная задача этапа – проверить полноту и сознательность выполнения домашнего задания, выяснить причины невыполнения задания.

Закрепление, уточнение и систематизация дирижерских знаний и умений студентов.

Содержание этапа: Проверка самостоятельной домашней работы: детальная работа над партитурой. Вокальное исполнение хоровых партий сольфеджио, со словами, с тактированием и игрой с показом дыханий, цезур, снятий. Уточнение дыхания в хоре.

Анализ: устное описание образно-смысловой основы хорового произведения:

1) раскрытие содержания произведения; 2) вычленение художественных образов или событий, которые описываются; 3) высказывание мнения о нравственной и воспитательной стороне сочинения; 4) определение из каких частей состоит сочинение; 6) как можно иначе озаглавить произведение;

Исправление ошибок, допущенных студентами в самостоятельной работе.

3. Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учебно-воспитательная задача этапа – организовать и целенаправить познавательную деятельность студентов.

Содержание этапа: Выполнение упражнений, помогающих постановке дирижерского аппарата, исправлению недостатков мануальной техники.

4. Этап усвоения новых знаний.

Учебно-воспитательная задача этапа – добиться усвоения студентами способов и средств дирижирования. Добиться усвоения студентами метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие дирижерские навыки и умения.

Чтение с листа хоровой музыки, анализ стоящих перед дирижером исполнительских задач. Использование самоконтроля студентов.

Организация процесса осознания техники дирижирования, осмысления, обобщения и систематизации нового учебного материала.

Техника дирижирования изучаемых произведений: a cappella и с сопровождением.

Настройка хорового коллектива в тональность. Работа над художественным воплощением музыкального образа в жесте.

  1. Этап закрепления новых знаний.

Учебно-воспитательная задача этапа – закрепить в практическом опыте студентов умения, необходимые им для самостоятельной работы над хоровым произведением. Добиться в ходе закрепления осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Содержание этапа: Закрепление практических умений обучающихся. Самостоятельное дирижирование изучаемых произведений. Продолжение работы студента над художественным образом и техникой дирижирования, самостоятельная корректировка неточных показов.

6. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учебно-воспитательная задача этапа – сообщить студенту о домашнем задании (из «Структурно-содержательной модели художественного познания хорового произведения»), разъяснить методику его выполнения.

Источник

Оцените статью