Была бы шляпа с аккордами

Была бы шляпа с аккордами

МЫ АНАРХИСТЫ — НАРОД ВЕСЕЛЫЙ

Мы анархисты —
Народ веселый,
Для нас свобода дорога.
Свои порядки,
Свои законы,
Все остальное — трын-трава!

Была бы шляпа,
Пальто из драпа
И не болела б голова.
Была бы водка,
А к ней селедка,
Все остальное — трын-трава!

Была бы хата
И много блата,
А в хате — кучи барахла.
Была б жакетка,
А в ней соседка,
Все остальное — трын-трава!

Мы анархисты —
Народ веселый,
Для нас свобода дорога.
Была бы водка,
Да к водке глотка,
Все остальное — трын-трава!

Вариант песни прозвучал в кинофильме «Оптимистическая трагедия» (1963, режиссер-постановщик Самсон Самсонов, по одноименной пьесе Всеволода Вишневского): Черное море, Гражданская война, в 1-й Морской полк Красной Армии, сформированный из балтийских моряков, под эту песенку на катере прибывает «пополнение анархистов», навербованное из всякого живописного сброда. В фильме звучат два куплета, затем повторяется первый:

Была бы шляпа,
Пальто из драпа
А к ним живот и голова.
Была бы водка,
А к водке глотка,
Все остальное — трын-трава!

Была бы ложка,
А к ней окрошка,
А неплохо, чтобы два.
Была б жакетка,
А к ней брюнетка,
Все остальное — трын-трава!

Либо песня была специально написана для фильма, либо использован фольклор. Композитором «Оптимистической трагедии» был Василий Дехтерёв, автором песен — Михаил Матусовский.

Исполняется на вариацию мотива «Цыпленка жареного» (на тот же мотив поется песня «Есть в Красноярске тюрьма большая» об отправке зэков в Магадан, там же см. ноты).

Эдуард Успенский в передаче «В нашу гавань заходили корабли» на Пятом канале в выпуске, посвященном песням НЭПа (22 августа 2010 года), спел другой вариант этой песни, сказав перед исполнением, что так пели махновцы:

Была бы водка,
А к водке глотка,
А к ним живот и голова.
Еще б жакетка
А в ней брюнетка,
Всё остальное — трын-трава!

Была бы шашка,
Коней упряжка,
В тачанке пьяная братва.
Еще гранаты —
Штук пять на брата,
Всё остальное — трын-трава!

На сайте канала есть запись передачи.

Иногда «Мы анархисты» поют вслед за «Цыпленком» как продолжение: так пел Аркадий Северный, и так же в спектакле «Песни нашего двора» Театра у Никитских ворот Марка Розовского. Есть еще одна похожая песенка — «Черная шляпа» (известна по газетной публикации 1991 года в Петербурге, происхождение выяснить не удалось).

Вот, например, текст «Цыпленка», после которого можно петь «Мы анархисты»:

Цыпленок жареный,
Цыпленок пареный
Пошел по Невскому гулять.
Его поймали,
Арестовали,
Велели паспорт показать.

— Я не советский,
Я не кадетский,
А я куриный комиссар —
Я не расстреливал,
Я не допрашивал,
Я только зернышки клевал!

Но власти строгие,
Козлы безрогие,
Его поймали, как в силки.
Его поймали,
Арестовали
И разорвали на куски.

Цыпленок жареный,
Цыпленок пареный
Не мог им слова возразить.
Судьей задавленный,
Он был зажаренный.
Цыпленки тоже хочут жить!

ВАРИАНТЫ (2)

1. Мы — анархисты

Мы — анархисты —
Народ веселый,
Для нас свобода дорога.
Свои порядки,
Свои законы,
Все остальное — трын-трава!

Была бы шляпа,
Пальто из драпа
И не болела б голова.
Была бы водка,
А к водке глотка,
Все остальное — трын-трава!

Была бы хата,
И много блата,
А в хате — кучи барахла.
Была б жакетка.
А в ней соседка,
Все остальное — трын-трава!

Блатная песня: Сборник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

Музыка Валерия Власова
Слова Сергея Лукашина

Была бы шляпа,
Пальто из драпа,
А к ним живот и голова.
Был бы водка,
А к водке глотка,
А остальное всё трын-трава.

Было бы дуло,
Шобы не дуло,
В кармане дура, во рту халва.
Была бы Машка
На растапашку,
А остальное всё трын-трава.
(При повторе:
Была бы Машка
Да на распашку,
А остальное всё трын-трава.)

Была бы воля,
Да чисто поле,
Лихая доля – гуляй, братва!
Изба на клюшке,
Менты на мушке,
А остальное всё трын-трава.

Была бы карта,
Немного фарта,
В колоде козырь, в заначке два.
Лопарик с мехом,
с верхом,
А остальное всё трын-трава.

Три последние строки повторяются

Расшифровка фонограммы Валерия Власова, аудиокассета «Шансон ретро архив», VETER Entertainment, 2005. Одно слово не удалось достоверно расшифровать.

Вариант с какой-то шаромыжной кассеты. Длина строк другая, поэтому на привычный мотив «Мы анархисты» это петь нельзя. Лопаря сапоги. Машка (марьяна и т. д.) — также жаргонное название проститутки; если здесь в этом значении, то пишется с маленькой буквы.

Источник

«Чёрная шляпа»

Блатная песня — жанр уникальный. Практически всегда она почти с документальной точностью отражает время и эпоху, в которой была написана. Нередко на одну и ту же мелодию сочиняются несколько текстов, и исследователям шансона только остается гадать, какой из них является первоначальным. Именно к такому типу принадлежит песня «Черная шляпа», весьма популярная во время Гражданской войны и в первые годы нэпа. Исполнялась она на мотив, близкий «Цыпленку жареному», и была очень популярна среди криминальных элементов, матросов и анархистов. Существовал даже отдельный вариант песни под названием «Мы анархисты», и ее текст частично совпадал с текстом «Черной шляпы». Впрочем, некоторые исследователи шансона утверждают, что первоосновой ее все-таки послужила старая каторжная песня «Есть в Красноярске тюрьма большая», написанная еще в XIX веке.

«КРОНШТАДТСКИЕ ЖОРЖИКИ»

Однако то, что основной вариант был создан по горячим следам Гражданской войны, не вызывает сомнений. Бесспорно и то, что основную роль в популяризации песни сыграли анархиствующие матросы Балтийского флота.

Очевидно, в самой природе военного флота заложены данные к восприимчивости анархизма и революционной пропаганды. Условия жизни и сама морская стихия способствуют выработке и накоплению человеческой энергии, порождают запросы и искания. Заграничные плавания, полученное на службе образование, обращение со сложными механизмами, да и само море сильно развивали матросов. Через два-три года в них нельзя было уже узнать прежних простоватых крестьянских парней или рабочих. Они становились развитыми людьми, способными разбираться во многих явлениях окружавшей жизни.

Вместе с тем матросы царского флота приобретали завышенную самооценку, внешний лоск и апломб, считали себя намного выше окружающей среды и легко попадались в расставленные сети анархо-революционной пропаганды. Сперва моряки шли, как бабочки на огонь, а потом уже катились по наклонной плоскости. Для их развращения в ход пускались все средства и способы. В этой области работали не только простые рядовые агитаторы, но и «светила» революции.

Первые же шаги революции доказали, как она понималась в широких массах российского населения. Все, от вождей переворота до рабочего и крестьянина, торопились удовлетворить свои материальные интересы, показная сторона революционных знамен была забыта. Минимум труда и максимум оплаты — вот главные лозунги того периода.

Особенно резко жажда наживы обнаружилась на флоте. На кораблях, в отличие от пехотных частей, имелись значительные денежные суммы — продовольственные, подаренные заводами, где их строили или ремонтировали. Они предназначались на приобретение для команд продуктов питания, граммофонов, музыкальных инструментов, лыж, коньков и так далее. Чем больше был корабль, тем эти суммы достигали больших размеров. Команды сейчас же ухватились за них. Происходил сложный и длительный дележ, сопровождаемый целым рядом нескончаемых споров, брани и даже драк.

С кораблей, где подобных денег не было, немедленно посланы были на соответствующие заводы делегации с предложением выплатить определенную сумму. Подобные делегации редко встречали отказ, ибо запуганные правления заводов предпочитали отделаться от буйных морячков как можно скорее. Затем Временному правительству было предъявлено требование об увеличении жалованья.

Когда появились деньги, матросы, прежде всего, начали франтить. Появились лакированные сапоги с голенищами, что зеркало, широченные метровые клеши, короткий бушлат в талию, фланелевая рубаха в обтяжку и навыпуск, узкая бескозырка набекрень, а летом — даже соломенная шляпа. Особое внимание уделялось волосам, стричь которые считалось положительно неприличным. Шик прически заключался в коке и лихо закрученных усах. Получался самоуверенный, наглый и в то же время жалкий вид.

Возникли и другие потребности: морячкам захотелось в рестораны, кафе, театры и кинематографы. Это требовало денег, которых все-таки не хватало. Лишить себя развлечений матросам было уже трудно; поэтому они не брезговали никакими источниками, где можно было хоть что-нибудь достать. Нравственность и дисциплина быстро падали. На флоте пышным цветом расцвели пьянство и употребление кокаина. А после того как к власти пришли большевики, начался полный беспредел.

Балтийских матросов боялись все. Революционная власть всячески заискивала перед ними и предоставляла большие привилегии. Морячки получали лучший паек, беспрепятственно ездили по железным дорогам, ходили даром в государственные театры и так далее. Все это, вместе взятое, кружило им головы.

В результате матросы окончательно развратились, научились грабить и убивать, завели тесные знакомства с криминальным элементом. В этом заключались основные причины сближения моряков и анархического движения. Анархистская идеология оказалась для них весьма близкой.

«КОРОЛЬ БАНДИТОВ, КРАСНЫЙ КОМАНДИР. »

Когда началась Гражданская война, многочисленные матросские отряды стали основой Красной гвардии. При этом они тесно контактировали с анархистами и уголовниками.

Наиболее известным таким отрядом руководила некая Маруся Никифорова-сподвижница Нестора Махно. Ее банда, костяк которой составляли черноморские и балтийские матросы, «советизировала» юг Украины, занимаясь при этом феерическими грабежами.

В 1919 году большевики из тактических соображений санкционировали создание целого полка из одесских уголовников и анархистов. Командовал ими местный криминальный авторитет Михаил Винницкий — знаменитый Мишка Япончик- «король бандитов, красный командир».

Этот полк представлял собой более чем оригинальное зрелище. На первомайском параде он выступал в таком виде. Впереди на вороном жеребце ехал Япончик, конные адъютанты — чуть позади. За ними шли два еврейских оркестра и пехота — одесские налетчики, разодетые в тельняшки и белые брюки навыпуск, в цилиндрах и канотье.

Япончик обещал красным мобилизовать 2000 человек. Во второй половине июля полк отправили на петлюровский фронт, но большая часть личного состава разбежалась еще до погрузки в эшелоны или по дороге. Оставшиеся семьсот уркаганов выбили петлюровцев со станции Вапнярка и на радостях устроили грандиозную пьянку. Полк попытались расформировать, но урки погрузились на поезд и отправились обратно в Одессу.

По дороге, на станции Вознесенск, их встретил заградительный отряд красных. Япончика застрелили чекисты, а остатки полка рассеялись по округе.

ТРАГИЧЕСКИЙ ФИНАЛ

На заключительном этапе Гражданской войны большевики полностью отказались от услуг уголовников и анархистов. В Красной армии насаждалась железная дисциплина, анархию стали выжигать каленым железом.

Поприжали и разболтавшихся морячков. Кульминацией этих событий стал Кронштадтский мятеж. В марте 1921 года антисоветское выступление балтийских матросов подавили самым жестоким образом. Расстреляны были 2100 матросов, 6447 человек приговорили к разным срокам заключения. Остальных военморов демобилизовали и они рассеялись по всей стране, пополнив ряды криминала.

Кстати, именно тогда в криминальном мире стали популярны различные татуировки, ранее не практиковавшиеся среди российских каторжников. А песня «Черная шляпа» получила огромную популярность среди блатных элементов. Но со временем она потеряла свою актуальность и ее почти забыли.

Реанимировал песню популярный бард Аркадий Северный, который неизменно включал ее в свои подпольные концерты. А появление на экранах кинофильма «Оптимистическая трагедия», где песню исполняла анархиствующая братва, полностью вернула ее к жизни.

МЫ-АНАРХИСТЫ

Черная шляпа

Андрей Николаев
ЗА Решеткой, —7 июль 2013

Источник

Три аккорда. 4 сезон 16+

Александр Розенбаум — «Была бы шляпа». Три аккорда. Четвертый сезон. Фрагмент выпуска от 02.08.2019

Код для встраивания видео

Настройки

Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице

Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9

Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео

Выступает член жюри проекта Александр Розенбаум.

Вместе с этим смотрят

Самое популярное

Рекомендуем

Последние обновления

Мои подписки:

© 1996-2021, Первый канал. Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
Заявка на организацию трансляции.

Источник

Была бы шляпа с аккордами

Количество артистов: 43,846 Количество текстов песен: 642,600

с аккордами Виктор Луферов

Шляпа

Данные: текст песни / слова песни

Видео:

Am F Am F
Не плачь, дядя, не ты один сиротка
Dm Dm+6 Dm7 C
Не ты, не ты последний, кому пришлось уйти.
Gm A7 Gm A7
Да брось ты эти розы — отдай вон той красотке,
Dm Dm+7 Dm7 E7
Раз той, кого ты любишь ,с тобой не по пути !

Она была прекрасней чем все розы мая
ты ей готов был сердце своё и впрямь отдать
одним любовь забава а ты я понимаю
ведь ты её полжизни будешь вспоминать.

Ведь многие я знаю раз-два и разбежались
любовью называя свой маленький роман
такой чтобы не очень другие догадались
не очень опустели чтоб сердце и карман

А ты ты всё отдал бы пусть только улыбнётся
ну что с тобою делать советчик я плохой
мучение такое не каждому даётся
оно тебе приятель за то, что ты живой.

Едва ли тут всё дело в твоей дурацкой шляпе
но всё ж купи другую и завтра ей звони
и шутка ли не шутка быть может не прошляпишь
на этот раз наступят любви прекрасной дни.

Не плачь дядя спрячь свои слёзы
я тоже завтра шляпу себе новую куплю
и пусть мне прямо в сердце шипы вонзают розы
я всё равно поеду к той которую люблю.

Не плачь дядя спрячь свои слёзы,
не прячь милый не ты один сиротка,
не плачь.

Источник

Читайте также:  Джазовая месса глория боб чилкотт ноты
Оцените статью