Былина ноты для гуслей

Ноты для гуслей

История

Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (бытовала гипотеза, что именно она является предком гуслей, на самом же деле кифара — древнегреческая ветвь эволюции гуслей), армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.

На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко , Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и марийских (черемисских) гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и марийцы (черемисы). Струны их гуслей были кишечные. Число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и марийцы (черемисы) заимствовали этот инструмент от русских. (Возможно у современных им греков и египтян древние израильтяне научились делать струнные инструменты. В результате уже ко временам Давида в древнем Израиле получила распространение псалтирь.)

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов — голосников, — и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны. Другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам на фортепианной клавиатуре.

Читайте также:  Стойка для гитары свои

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и музыкальная школа, созданная в начале XIX века Фёдором Кушеновым-Дмитревским. Им была составлена книга «Школа или самоучитель для гуслей»

Изготовление гуслей

Обычно делается из уже обработанной доски, иногда — из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда — кедр. Раньше также использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор. Затем у расщеплённой и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие), или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем.

Крыловидные (звончатые)

Также называются яровчатыми (от слова явор (клён белый) — порода дерева, из которой изготавливается корпус гуслей, кроме еловой деки инструмента). Исторически самые первые виды гуслей. Как правило, являются солирующим или аккомпанирующим голосу певца инструментом. Имеют диатонический звукоряд.

Крыловидные гусли были распространены в XIX—XX вв. в северо-западных районах России, в том числе граничащих с Прибалтикой, Карелией и Финляндией, где бытуют родственные инструменты: канклес, ку?оклэ, кантеле и каннель. Наибольшее количество инструментов было встречено исследователями в Псковской и Новгородской областях. Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, сужаясь к «пятке» (место, где находится струнодержатель). В основном можно выделить инструменты со скошенным корпусом, который сужается по мере приближения к струнодержателю. Толщина инструмента варьируется от 4 до 6 см, а длина — не более 800 мм. Особенной чертой является тонкий, около 6-11 мм, открылок. Во время игры он используется для поддержки левой руки, которая от неподвижного нависания над струнами быстро устаёт. Этот вид гуслей имеет от 5 до 17 струн, чаще 6-9, настроенных по ступеням диатонической гаммы (иногда в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, то есть постоянно звучащие при игре. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. На крыловидных гуслях играют, как правило, разом затрагивая все струны («бряцание») и глуша ненужные струны пальцами левой руки. Это достигается постановкой трёх (иногда четырёх) пальцев между струн, что позволяет быстро менять аккорды. Обычно удар идёт сверху вниз, но для большей плавности звука часто добавляются равные им по силе удары снизу вверх. Играют так же и мелодии (техника «набивания», «выборная», «подщипывания»). Иногда гусляры используют приёмы выщипывания звуков и пальцами левой руки, это обычно безымянный и большой пальцы.

Читайте также:  Мебельная фабрика механизм аккордеон

Шлемовидные (гусли-псалтирь)

Шлемовидные или гусли-псалтирь. Долгое время в отечественной историографии доминировало мнение о древнерусском происхождении этого инструмента. Позднее появились предположения о заимствовании инструмента этого типа у народов Поволжья. На данном этапе изучения этого вопроса исследователи придерживаются более осторожных взглядов, при этом указывая на возможную взаимосвязь гуслей-псалтиря с западноевропейским псалтериумом.

По мнению историка А. А. Новосельского, на Руси этот вид гуслей был заимствован у западноевропейских народов: на это указывает внешнее сходство и название гуслей-псалтырей с музыкальным инструментом псалтерий (лат. psalterium). Шлемовидные гусли появились на Руси в XIV веке.

В Великом Новгороде на всех пяти находках с изображением музыкальных инструментов, имеется изображение музыканта (гудца) с инструментом типа шлемовидных гуслей.

Гусли-псалтирь имеют форму шлема или холма и от 10 до 26 струн такой же настройки, что и у крыловидных (пониженная седьмая ступень). Гусли ставятся так же, как и крыловидные, вертикально на колени музыканта. Правая рука выщипывает мелодию на верхних струнах, задействуя все пальцы, а левая — аккорды, обычно в квинту или кварту на нижних. Можно встретить также и технику игры обеими руками в октаву у марийцев (черемисов).

Лирообразные

Так же их называют гусли с игровым окном. Имели распространение на территории Древней Руси и Польши в XI—XIII вв (Новгород, Старая Русса, Гданьск и Ополе). Самые ранние находки происходят из Новгорода и польского города Ополе, которые датируется XI веком.

Гусли с игровым окном имеют проём в верхней части инструмента (игровое окно). Этот признак роднит данный инструмент с другими лирообразными инструментами. Вероятно, в игровое окно помещалась левая рука музыканта и пальцами производилась манипуляция со струнами (глушились/подщипывались). Правой рукой музыкант ударял по струнам ближе к струнодержателю. Инструмент при игре держали вертикально, нижним концом упирая в колено или в пояс. При игре на ходу или стоя мог упираться в бедро.

Стационарные

Также клавироподобные, прямоугольные и столообразные. Имеют хроматический звукоряд. Инструмент создан в XVI—XVII вв. на основе гуслей звончатых и шлемовидных. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с количеством струн 55—66. Использовались такие гусли в русских домах зажиточных горожан, в том числе среди духовенства, отчего такие гусли также именовались поповскими.

Щипковые

Щипковые и клавишные гусли могут также называться академическими или концертными. Строй и диапазон звучания щипковых гуслей такой же, как и у клавишных гуслей, но техника игры более сложная. Защипывание струн производится обеими руками: левая создаёт аккомпанемент для мелодии, исполняемой правой рукой. Струны натянуты в двух плоскостях: в верхней располагается гамма Ля мажор, в нижней остальные звуки.

Клавишные

Созданы Н. П. Фоминым в 1905 году на основе прямоугольных гуслей. Используются в оркестрах народных инструментов в основном как аккомпанирующий инструмент для игры аккордами. Левой рукой исполнитель нажимает на клавиши, а правой защипывает струны при помощи кожаного медиатора, или, иногда, без него.

Основной приём игры — арпеджиато от нижнего звука к верхнему. Диапазон звучания составляет 4—6 октав: например, для 4-х октавных гуслей от Ля большой октавы до Ля третьей; для 5-октавных от Ля контроктавы до Ля третьей; для 6-октавных от Ля контроктавы до Ля четвёртой. Количество клавиш 13, соответствует диапазону звучания в одну октаву, как правило, от До до ноты До следующей октавы. Нажатие клавиши открывает соответствующие ей по тону струны в разных октавах. Также, у инструмента есть специальная клавиша, поднимающая демпферы над всеми струнами для возможности исполнения хроматического глиссандо.

Техника игры

Звончатые гусли

На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу.

Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен.. Игра под песни отличается плавностью ударов. Игра под пляску, наоборот.

  • для 9-струнных гуслей (Псковская область) Соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  • для 9-струнных гуслей (Новгородская, Псковская области) Си бемоль-до ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  • для 12-струнных гуслей (Новосибирская область) До-до-соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до-до;
  • для 5-струнных гуслей (бельгийский музыковед д-р Гютри, 17 в.) (Ленинградская область) До-фа-соль-си бемоль-до;
  • строй южнорусский (Воронежская, Курская, Орловская губернии) Соль-си бемоль-до-ре-ми.

Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (кокле, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель, санквылтап, нарс-юх), без понижения седьмой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

Источник

Былина ноты для гуслей

Автор: В. Кикта
Год: 1987
Издательство: Музыка
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 6,3 МВ
Язык: русский

Альбом фортепианных пьес «Гусли звончатые» включает в себя пьесы, написанные мною в разные годы, и предназначается для детей первых годов обучения в детских музыкальных школах.
Этот сборник может служить на протяжении нескольких лет учебным пособием для юных пианистов, так как в нем представлены такие учебно-педагогические разделы, постепенное освоение которых будет способствовать одновременному развитию у исполнителя как технических навыков, сочетаемых с развитием образного мышления, так и приобщению к различным музыкальным формам. Итак, альбом состоит из пяти разделов: I. Пьесы; П. Полифонические пьесы; III. Этюды; IV. Вариации; V. Сонатины. Вся музыкальная ткань сборника «Гусли звончатые» пронизана фольклором, преимущественно славянским, знакомящим начинающего пианиста с богатыми и разнообразными интонациями и ритмами, которые служили неисчерпаемым источником вдохновения для многих композиторов разных стран и эпох.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • I. ПЬЕСЫ
    • Семь украинских мелодий
      • 1. Течет Дунай
      • 2. Колядка
      • 3. Песня сеятеля
      • 4. Колыбельная
      • 5. Звоны
      • 6. Купальский хоровод
      • 7. Песня жнецов
    • Стольный Киев-град
    • Гусли звончатые
    • Рузские кукушки
    • Дятел
    • Оранжевый скоморох
    • Гусляр Садко
    • Коломыйка
    • Над ручьем грустит Аленушка
    • Потешный полк Петра I
    • Вальс в духе Грибоедова
    • Два танца в старинном стиле
      • 1. Сарабанда
      • 2. Менуэт
  • II. ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПЬЕСЫ
    • Одиннадцать славянских мелодий (цикл полифонических миниатюр)
      • 1. Русская
      • 2. Украинская
      • 3. Белорусская
      • 4. Словацкая
      • 5. Чешская
      • 6. Чешская
      • 7. Польская
      • 8. Болгарская
      • 9. Болгарская
      • 10. Югославская
      • 11. Югославская
  • III. ЭТЮДЫ
    • Этюд
    • Янтарная рыбка
    • Порхающий мотылек
    • Маленький барабанщик
    • Рондо-этюд
  • IV. ВАРИАЦИИ
    • Вариации на украинскую тему
    • Вариации на тему былины «Добрыня и Алеша»
    • Тема и семь вариаций.
  • V. СОНАТИНЫ
    • Владимирская сонатина
    • Карпатская сонатина
    • Веселая сонатина
    • Смоленская сонатина

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Б.Добровольский В.Коргузалов — Былины

Русский музыкальный эпос — Былины. Тексты и ноты


Русский музыкальный эпос
Былины

составители Б.М.Добровольский, В.В.Коргузалов
“Советский композитор”, 1981г.
номер с2198к

Настоящее издание — первый опыт свода напевов былин. Однако в собрание включено далеко не всё, что известно по печатным источникам и архивным документам. В нем даны лишь типические образцы и самые характерные их модификации в наиболее достоверных или представляющих особый интерес записях. Вместе с тем составители стремились, насколько* было возможно, показать эпические произведения во всем их разнообразии. Наша книга — своего рода музыкальная антология. В этом ее принципиальное отличие от многочисленных сборников и антологий русского эпоса, обычно включающих только поэтические тексты.
В практике публикаций былин установились два способа организации материала: I — распределение по областям и районам, с внутренним делением по репертуару исполнителей и сюжетам; 2 — распределение по жанровым признакам и сюжетам, В основе обоих способов лежит задача показа и изучения поэтических текстов. Для музыкальной публикации эпоса эти принципы могут быть использованы только частично; возможно деление по этнографическим зонам, выявляющее характерные черты областных стилей, и по жанровым разновидностям, что позволяет показать своеобразие последних. Существование одинаковых и однотипных напевов у различных певцов, исполнение на один напев разных поэтических текстов и одинаковых текстов на различные напевы делает компоновку музыкальных записей по репертуару исполнителей и сюжетам нецелесообразной.

В нашем издании материал расположен в соответствии со структурно-стилистическими особенностями напевов. Разделенные по этнографическим зонам, они сгруппированы далее таким образом, что показывают различные виды сочетания текста и музыки в последовательности от свободно изменяемых форм к более устойчивым, простым и сложным песенным формам. Такая последовательность выявляет взаимосвязи локальных групп напевов и дает понятие об общерусском характере песенной эпической традиции, а также рисует предположительную картину ее исторической жизни.

Знакомство читателя с музыкальными записями русского эпоса начинается с былин Севера. В них нашло яркое и полное выражение сказительское мастерство — один из древнейших видов повествовательного искусства. Первое место в этом разделе занимают онежские старины, среди которых преобладают подвижные формы напевов. Они характерны более всего для онежской эпической традиции, но встречаются и в других районах бытования эпоса, а также у различных народов. Следующее место отведено старинам Пинежъя, где прослеживаются связи с напевами онежской, мезенско-кулойской и отчасти беломорской групп. Беломорские старины являются вторым промежуточным звеном, тяготеющим то к мезенской традиции, то к онежской. Наиболее самостоятельна группа мезенско-кулойских напевов. В ней значительное место занимают песенные формы. Заканчивается раздел былин Севера печорскими старинами, имеющими некоторые черты сходства с эпосом центральных и южных районов России. Каждый из этих подразделов начинается с одностиховых напевов подвижных форм и заканчивается строфическими, если они были зафиксированы в данной местности. Размещение напевов внутри каждой формы дается в последовательности от кратких к развитым, по образующим их группам метрического времени, от дробных — нечетных и смешанных к более крупным, четным.
Второй раздел посвящен былинам из различных районов России. В одних случаях они близки по музыкальной форме северному эпосу, в других — смыкаются с былинами казачьей традиции. В этом разделе первое место также отведено подвижным одностиховым напевам, которые сменяются строфическими и завершаются особым типом куплетной формы. Записи былин данного раздела показывают, что здесь на первый план выступают межрайонные связи, свидетельствующие о возможности возникновения «общерусских» эпических напевов.

Былины казачьей традиции завершают основную часть публикуемых материалов. Если в районах русского Севера коллективное исполнение былин встречается эпизодически (преимущественно в мезенско-кулойской и печорской группах), а в центральной России и Поволжье довольно часто, то в казачьем былинном эпосе оно становится почти обязательным. Наиболее полно и последовательно ансамблевое искусство проявилось в былинах Дона, с которых и начинается этот раздел. Записи здесь расположены в последовательности от наиболее простых по мелодике и кратких, близких по метроритмике северным старинам, к развитым сложным формам, с широкими распевами. Заканчивается раздел записями былин, сделанными в различных местах расселения казачества.

После основной части, в приложениях, читатель знакомится с избранным и образцами особых видов музыкально-поэтических повествований.
1. Баллады. Своеобразный тип эпических песен, использующих мелодии былин. Нами выбраны по преимуществу такие напевы, которые были записаны только с текстами баллад. Они в известной мере соответствуют их эмоциональному содержанию, что указывает на тенденцию к образованию самостоятельного жанра.
2. Апокрифические песни и песни-притчи, обычно называемые в сборниках и исследованиях «духовными стихами». Поэтическое содержание этих эпических песен тесно связано с древнерусской литературой. Составители, понимая древнерусский песенный репертуар как сложный комплекс, выделили из него произведения, наиболее близко стоящие к эпосу. Здесь мы вновь встречаемся с классическими формами эпических напевов; однако с ними сосуществуют иные, напоминающие песенные, но сохраняющие связь с эпическим искусством.
3. Скоморошины. Это название присвоено небольшой группе песен со своеобразными краткими напевами-формулами. Интонационно они близки былинам. Для поэтических текстов скомороший характерно «занимательное» содержание.
4. Небылицы — своего рода антитеза «серьезному жанру», эпосу. Напевы их заимствованы у былин. Поэтические тексты — шутейные «нелепицы».

Все перечисленные разделы предваряются небольшими заметками о помещенных в них материалах. Каждая запись снабжена комментариями, вынесенными в особый раздел. В них, кроме данных о времени, месте и способе записи, приводятся сведения о собирателях, исполнителях, а также краткие характеристики напевов, их структур и вариантов, указываются особенности сюжетов повествований. Составители избрали свободную форму комментариев, вне жесткой схемы, но в зависимости от самого комментируемого материала.
Наше издание мы открываем статьей крупнейшего ученого, профессора А. М. Астаховой (1886—1971), излагающей итоги исторического и филологического изучения русского героического эпоса на современном этапе. Вторая статья написана составителями. В ней дается общий обзор материалов настоящего издания и ряд соображений, возникших при работе над ним. Эта статья — не научное исследование, а только попытка разобраться в том сложном явлении, которое представляет собой русская песенная эпическая традиция.
Первый раздел книги, посвященный былинам Севера вступительная, заметка, организация материала и комментарии к нему), выполнен В. В. Коргузаловым, остальные разделы — Б. М. Добровольским. Автором филологической части комментариев и словаря устаревших и диалектных слов и названий является И. Я. Лесенчук; ею же осуществлена редакция фольклорно-поэтических текстов тома. Соавтором филологической части комментариев к былинам №№ 65—78 б является Б. М. Добровольский. Библиографический список источников с условными сокращениями отредактирован Д. М. Банером; им же проверены и уточнены географические сведения в комментариях.
В конце книги нами помещен указатель сюжетов.

Большую поддержку составителям этого труда оказывал Д. Д. Шостакович, который был председателем редакционного совета «Собрания русских народных песен». В течение всего периода подготовки рукописи мы получали от него ценные советы и указания, касающиеся содержания книги и принципов ее редактирования.
Нашими постоянными консультантами были доктора наук Б. Н. Путилов, А. М. Астахова и В. М. Беляев (1888—1968).
Составители приносят благодарность за помощь членам редсовета «Собрания» и всем, кто помог нам советами и предоставил материалы для публикации. Особо мы благодарим инициатора, организатора и редактора настоящего издания Л. Н. Лебединского, а также Д. М. Бацера и Б. И. Рабиновича, принимавших деятельное участие в оформлении этого труда.
Б. М. Добровольский В. В. Коргузалов

А. М. Астахова. Русский героический эпос
Б. М, Добровольский и В. В. Коргузалов — Музыкальные особенности русского эпоса
О редакции нотных и поэтических текстов

БЫЛИНЫ СЕВЕРА

Эпическая песенная традиция на русском Севере

I. ОНЕЖСКИЕ СТАРИНЫ

А. Одностиховые напевы

а) в нечетных и смешанных группах метрического времени
1. Алёша Попович и Тугарин (Сокольник)
2. Солбман и Василий Окульевич
2а. Добрыня и Алёша
3. Илья Муромец и князь Владимир

б) в четных группах метрического времени
4. Добрыня и Алёша
5. Как ходил-гулял Добрынюшка по городу (Добрыня и Маринка).

Б. Строфические напевы

а) в нечетных и смешанных группах метрического времени
6. Иван Годинович, жена и королевна
7. Садко и морской царь
8. Женитьба Хотена Блудовича
9. Ходил Потык сын Иванович (Михайло Потык и жена-волшебница)
10. Солбман и Василий (Иван) Окульевич
11. Королевичи из Кряков а
12. Добрыня и Алёша
13. Василий Буслаевич и новгородцы, его поездка и смерть

б) в четных группах метрического времени
14. Как во городе стольнокиевском
15. Микула Селянинович и князь Вольга
15а. Настасья (Василиса) Микулична, Ставр и князь Владимир
16. Русские богатыри и Калин-царь
17. Добрыня и Алёша

II. ПИНЕЖСКИЕ СТАРИНЫ

А. Одностиховые напевы

а) в нечетных и смешанных группах метрического времени
18. Илья Муромец и Калин-царь
19. Козарин и сестра-полонянка

б) в четных группах метрического времени
20. Добрыня и Змей
21. Василий Игнатьевич и Батый (Кудреванко-царь)
22. Алёша Попович и Тугарин
23. Добрыня и Змей
23а. Козарин и сестра-полонянка

Б. Строфические напевы

а) в нечетных и смешанных группах метрического времени
24. Дунай Иванович и Настасья
25. Илья Муромец и Чудище

б) в четных группах метрического времени
26. Василий Буслаевич и новгородцы, его поездка и смерть.

III. БЕЛОМОРСКИЕ СТАРИНЫ
Одностиховые напевы
а) в нечетных и смешанных группах метрического времени
27. Дюк Степанович и князь Владимир
27а. Дунай Иванович и Настасья
28. Сватовство Идолища
29. Илья Муромец и разбойники

б) в четных группах метрического времени
30. Туры златорогие и турица
31. Садко (Сотко) и морской царь
32. Женитьба Дюка Степановича
33. Добрыня и Алёша,
34. Михайло Потык и жена-волшебница

IV. МЕЗЕНСКИЕ И КУЛОЙСКИЕ СТАРИНЫ

А. Одностиховые напевы

а) в нечетных и смешанных группах метрического времени
35. Как у нашего царя у батюшки
36. Три поездки Ильи Муромца
37. Дюк Степанович и князь Владимир
38. Илья Муромец и Соловей-разбойник
39. Илья Муромец и Соловей-разбойник.
б) в четных группах метрического времени
40. Татарское нашествие
41. Во стольнём городе во Киеве.
42. Сухмантий Одихмантьевич и князь Владимир
43. Михайло Потык и жена-волшебница.
44. Илья Муромец и Соловей-разбойник
45. Говорит-то Вечара свет Лазурьевич (Данило Ловчанин и князь Владимир)
46. Данило Ловчанин (Михайло Ильич) и князь Владимир.
47. Данило Ловчанин (Данило Игнатьевич) и князь Владимир
48. Дюк Степанович и Чурила
49. Женитьба Хотена Блудовича
49а. Василий Игнатьевич и Батый (Кудреванко-царь)
50. Во славном-то да во городе во Киеве

Б. Строфические напевы
51. Добрыня и Маринка.
52. Поездка и смерть Василия Буслаевича.
53. Василий Игнатьевич и Батый (Курган-царь).

V. ПЕЧОРСКИЕ СТАРИНЫ

а) в нечетных и смешанных группах метрического времени
54. Добрыня и Змей
54а. Василий Казимирович и Батый (Батуй)
55. Дюк Степанович и Чурила
56. Три поездки Ильи Муромца
57. Илья Муромец и разбойники (станичники).
57а. Бутман и белый царь

б) в четных группах метрического времени
58. Илья Муромец и сила неверная
59. Илья Муромец и богатырь-нахвалыцик (Сокольник)
59а. Илья Муромец и богатырь-нахвалыцик (Сокольник).
60. Садко и морской царь
61. Уж вы где же, туры, до нонче спобыли [Василий Игнатьевич и Батый (Тугарин)]
62. Илья Муромец и богатырь-нахвалыцик (Сокольник).
63. Женитьба Хотена (Фатена) Блудовича
64. Добрыня и Змей

БЫЛИНЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОНОВ, ПОВОЛЖЬЯ, УРАЛА И СИБИРИ

Музыкальная эпическая традиция в различных районах России.

!. БЫЛИНЫ И БЫЛИННЫЕ ПЕСНИ СЕВЕРО-ВОСТОКА И ПОВОЛЖЬЯ

Одностиховые напевы в строфике
65. Суровец-Суздалец (Илья Муромец) и царь Куркас.
66. Иван гостиный сын и князь Владимир
67. Волх Всеславович и царство индейское
68. Добрыня и Маринка
69. Алёша Попович, Илья Муромец и татарин
70. Выезд Суровца-Суздальца (Сухана)
71. Ай, как у нашего у князя Володимерова (Иван гостиный сын и князь Владимир)
71а. Как у князя, у князя Володимерова (Иван гостиный сын и князь Владимир)
716. Как у князя у Владимира (Иван гостиный сын и князь Владимир)
72. Скиман-зверь у Днепра и отъезд Добрыни из дома

II. БЫЛИНЫ И БЫЛИННЫЕ ПЕСНИ ЦЕНТРА И ЮГА РОССИИ

Строфические напевы
73. Отъезд Добрыни из дома
74. Добрыня и Маринка
75. Добрыня и Маринка
76. Что не три горы зашаталися (Богатыри на заставе)
77. Илья Муромец и разбойники (станичники)
78. Илья Муромец на корабле
78а. Илья Муромец на корабле
786. Илья Муромец на корабле

Казачьи былины и былинные песни

Музыкальные особенности эпоса казачьих поселений

I. ДОНСКИЕ БЫЛИНЫ
79. Иван гостиный сын (Иван Гардинович) и князь Владимир
80. Алёша Попович и Тугарин (Змей)
80а. Добрыня и Маринка
81. Алёша Попович и Тугарин (Змей)
82. Добрыня и Алёша
83. Молодость Василия Буслаевича

II. БЫЛИННЫЕ ПЕСНИ ДОНА
84. Илья Муромец у ворот Киева
85. Спор сокола с конем’.
86. Добрыня в отъезде
87. Добрыня и Алёша
88. Отъезд Добрыни из дома
89. Эх, как у князя, ай, а вот у Владимира
90. Добрыня в отъезде
90а. Добрыня в отъезде
91. Туры златорогие и турица
92. Добрыня и Алёша
93. Индрик-зверь и богатырь-охотник
94. Садко на море
95. Выезд Дюка Степановича

III. БЫЛИННЫЕ ПЕСНИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ КАЗАЧЬИХ ПОСЕЛЕНИЙ
96. Спор сокола с конем
97. Спор сокола с конем
98. Отъезд Добрыни из дома
99. Илья Муромец идет в Киев
99а. Выезд Дюка Степановича
100. Выезд Дюка Степановича
101. Ой, ты время мое, хорошее времяцко (Илья Муромец на дороге)

I. БАЛЛАДЫ

Баллада — особый вид музыкально-поэтического повествования

А. Одностиховые напевы
102. Князь, княгиня и старицы
103. Марья Юрьевна, князь Роман и татары
104. Домна Фалилеевна и князь Дмитрий.
105. Василий, Софья (Солфея) и мать-погубителышца
106. Чурила Пленкович и чужая жена
107. Василий, Софья (Снофида) н мать-погубительница

Б. Строфические напевы
108. Братья-разбойники и сестра
109. Братья-разбойники и сестра

II. АПОКРИФИЧЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ-ПРИТЧИ

Эпические песни, связанные с древнерусской литературой

А. Одностиховые напевы
110. Егорий, царевна и Змей
111. Сорок калик со каликою и княгиня Апраксия
112. Сорок калик со каликою и княгиня Апраксия
113. Егорий Храбрый и царь иноверный
114. Егорий Храбрый и царь иноверный
115. Книга Голубиная
116. Егорий, царевна и Змей
117. Егорий Храбрый и царь иноверный
118. Агрик (Адрик) и Никола
119. Аника (Оника)-воин

Б. Строфические напевы
120. Аника (Оника)-вопн
121. Книга Голубиная.
122. Книга Голубиная

123. Нищая братия и Христос.
124. Нищая братия и Христос.
125. Нищая братия и Христос
126. Братья Лазари — богатый и бедный
127. Братья Лазари — богатый и бедный
128. Братья Лазари — богатый и бедный

III. СКОМОРОШИНЫ

Скоморошины как своеобразный музыкально-поэтический жанр.

Одностиховые напевы
129. Вавило и скоморохи
130. Терентий и скоморохи
131. Терентий и скоморохи
132. Птицы на море
133. Птицы на море
134. Птицы на море и звери
135. Птицы на море и звери

IV. НЕБЫЛИЦЫ

Поэтические особенности небылиц

Одностиховые напевы
136. Небылиця в лицях, небывальщинка
137. Благословите, братцы, старину сказать
138. Старину скажу да стару прежнюю
139. А во славном городе во Туесе (Бой женщин).
140. А и на Дону, Дону (Агафонушка)

КОММЕНТАРИИ
Список источников с условными сокращениями
Литература, цитированная авторами
Словарь устаревших и малопонятных слов
Алфавитно-сюжетный указатель

Скачать ноты

Источник

Оцените статью