Было у тёщеньки семеро зятьёв
Было у тёщеньки семеро зятьёв,
было у ласковой семеро зятьёв:
Никишка зять, Микишка зять,
Захарка зять, Макарка зять,
Дементий зять, Клементий зять,
Ванюшенька-душенька — любименький зятёк.
Стала их тёщенька в гости зазывать,
стала по имени громко называть:
Никишку — басом, Микишку — басом,
Захарку — басом, Макарку — басом,
Дементия — басом, Клементия — басом,
Ванюшеньку-душеньку — слащавым голоском.
Стала их тёща вниманьем окружать,
стала на лавки за стол большой сажать:
Никишку — сбоку, Микишку — сбоку,
Захарку — сбоку, Макарку — сбоку,
Дементия — сбоку, Клементия — сбоку,
Ванюшеньку-душеньку — под самый образок.
Стала гостям своим тёща угождать,
стала их вкусной едою угощать:
Никишке — блин, Микишке — блин,
Захарке — блин, Макарке — блин,
Дементию — блин, Клементию — блин,
Ванюшеньке-душеньке — с капустой пирожок.
Стала их тёща весельем обносить,
стала зятьям своим чарку подносить:
Никишке — горькой, Микишке — горькой,
Захарке — горькой, Макарке — горькой,
Дементию — горькой, Клементию — горькой,
Ванюшеньке-душеньке — зелёного вина.
Стала их тёща в дорогу снаряжать,
стала прощаться, из дома провожать:
Никишку — в шею, Микишку — в шею,
Захарку — в шею, Макарку — в шею,
Дементия — в шею, Клементия — в шею,
Ванюшеньку-душеньку — по буйной голове.
Источник
ПЕСНИ МАЛЕНЬКИХ ЗВЕРЯТ
Ноты детских песен, видео танцев
Было у тёщи пять зятевей
Песня «Было у тёщи пять зятевей»
Русская народная песня.
1. Было у тещи 5 зятевей:
Гришка – зять!
Никишка – зять!
Лавренька – зять!
Деменька – зять!
И Роман – самый лучший зять!
2. Стала их теща в гости звать:
Гришка — приди,
Никишка – приди,
Лавренька – приди,
Деменька – приди,
А Роман, пожалуйста, приди!
3. Стала их теща блинами кормить!
Гришке – блин,
Никишке — блин,
Лавреньке — блин,
Деменьке — блин,
А Роману – целую квашню!
4. Стала их теща чаем поить!
Гришке – стакан,
Никишке — стакан,
Лавреньке — стакан,
Деменьке — стакан,
А Роману – целый самовар!
5. Стала их теща укладывать спать:
Гришку – на лавку,
Никишку — на лавку,
Лавреньку — на лавку,
Деменьку — на лавку,
А Романа – на кровать!
6. Стала их теща поутру будить:
Гришка – вставай,
Никишка — вставай,
Лавренька — вставай,
Деменька — вставай,
А Роман – пускай еще поспит!
7. Стала их теща домой провожать:
Гришку – в шею,
Никишку — в шею,
Лавреньку — в шею,
Деменьку — в шею,
А Романа – горячей кочергой!
8. Стала теща их пятки смотреть:
Гришка – бежит,
Никишка — бежит,
Лавренька — бежит,
Деменька — бежит
А Роман – по воздуху летит!
Источник
Ноты — Русские народные песни и частушки
Песенник с нотами в pdf формате
тексты (слова) русских народных песен и частушек
Русские народные песни и частушки
составитель А. Широков
ноты для голоса
«Композитор», 2002г.
номер 9395
(pdf, 24 Мб)
У Максима Горького есть небольшой рассказ «Как сложили песню», описывающий реальный случай, невольным свидетелем которого оказался писатель. Две крестьянки, волею судьбы заброшенные в провинциальный городок на заработки, тоскуя по родной деревне, изливали душу в песне. Одна, помоложе, начинала, робко нащупывая слова и напев, другая, более опытная, подхватывала и двигала песню дальше.
И так всегда было на Руси. Качала ли мать люльку с ребёнком, она тихонько напевала колыбельную. Былинник под переборы гуслей вспоминал «дела давно минувших дней». В долгом многочасовом пути ямщик тянул свою заунывную, бесконечную, как степь, песню. Бурлаки и рабочие-грузчики дружно и размеренно подпевали себе, подкрикивали, дабы спорее работалось.
Рождался ли человек, влюблялся или женился, шел ли на войну, умирал ли — все это находило отражение в приуроченной именно к данному событию песне.
«. Ни книг народ не писал, ни картин не рисовал. На протяжении целых веков только складывал и пел свои тоскливые, мучительно грустные песни. » — писала одна из русских газет в связи с первыми выступлениями народного хора, организованного М.Е.Пятницким.
Кто и как сочинял песни? Возможно, это происходило коллективно — так, как описал Горький; у иных песен был свой, единичный автор. Не имея возможности записать, зафиксировать пришедшие в голову слова и мелодии, люди передавали их изустно — от одного к другому, от поколения к поколению. Отсюда такое разнообразие песенных вариантов: на Севере у нас поют совсем не так, как на Юге, а в центре России — не так, как на Урале или в Сибири. Каждая область, а порой и каждое село имеют свои варианты сюжетно общеизвестных песен.
Но народ не просто хранил в памяти плоды своего художественного творчества, он постоянно, сам, может быть, того не осознавая, совершенствовал свои песни, сказки, пословицы и поговорки — шлифовал, обновлял, приспосабливал к особенностям художественных традиций своего края.
Русская песня при всем своем единстве и узнаваемости очень разнообразна и стилистически многогранна. Неисчерпаемо жанровое (видовое) ее богатство, отразившее все стороны жизни народа. Тут и календарные, трудовые, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые, эпические, лирические, походные песни. Тут и причитания, плачи, колыбельные, сказы, частушки, припевки. Различаются песни и по среде их бытования, по особым условиям исполнения: семейно-бытовые, бурлацкие, ямщицкие, батрацкие, разбойничьи, песни неволи, каторги и ссылки, солдатские, рабочие революционные и т.д. («. Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. » — Н.Гоголь » ).
Нет такой стороны жизни, нет такой страницы русской истории, которые не нашли бы отражения в песнях. В них не только повседневный быт, простые и искренние чувства, в них — и мировоззрение, народная философия. Присущий русскому народу коллективизм предопределил и такую особенность русского песне-творчества, как преобладание многоголосия («Одному не спеть, артелью легче»). Основная мелодическая линия, начинаемая, как правило, средним или низким голосом, в дальнейшем подхватывается остальными поющими и разветвляется на ряд других, самостоятельных мелодических линий, варьирующих главную’. Эти линии периодически сходятся, как бы отдыхая на протяженных звуках, затем расходятся вновь. Народные певцы при этом никогда не поют раз и навсегда заученных хоровых партий, они импровизируют свои подголоски каждый раз заново. Поэтому записать на слух развитую многоголосную народную песню чрезвычайно трудно.
История становления и развития русской народной песни уходит в глубь веков. Каждой эпохе были присущи не только свои темы и образы, средства выражения, но и жанры, формы, стилистические признаки. Так, в далеком прошлом важную роль играл былинно-героический эпос, воспевавший подвиги русских богатырей (прообразами которых — например, Добрыни, Ильи Муромца — нередко были реально существовавшие люди). В XV—XVII веках на базе этих жанров возникли исторические песни, отражавшие как давние события, так и становление централизованного государства российского.
В XVIII—XIX веке носигелем русской народной песенной культуры являлось крестьянство. В его среде сформировались многие жанры — такие, как песни календарные трудовые, протяжные лирические. Именно крестьянская традиция заложила глубокие основы не только самой народной песни, но и определила стилистические особенности всей русской профессиональной музыки.
Так называемая городская песня и романс, возникшие в XVIQ веке, также уходят корнями в крестьянскую песню, являются ее продолжением, хотя и несут в себе принципиально новые черты. Это, прежде всего, другие темы и образы, другие средства художественного выражения. К указанному времени в России сложилась профессиональная поэзия, опирающаяся на общепринятые литературные нормы. «Приглаженность», «причесаиность» поэтической основы повлекли и некоторую упорядоченность музыки городской песни. Широкое распространение получили завезенные с Запада музыкальные инструменты с аккордово-гармонической функцией: клавикорды (предшественники фортепиано), гитары, гармоники. И хотя русские мастера быстро приспособили их к особенностям своей национальной музыки, аккордово-аккомпанируюитяй характер этих инструментов многое определял.
Свободная импровизационно-подголосочная стихия русской крестьянской песни уже не могла быть втиснута в определенные рамки гармонических функций, более свойственных западной музыкальной культуре. Русская мелодика вынуждена была подстраиваться под гармонию. Появились и новые ритмы» новые жанры. Особую популярность приобрели марши и вальсы, Вальсообразность стала чуть ли не преобладающей в городской песенной лирике («Мой костёр», «На заре ты ее не буди», «Пряха» и даже «Степь да степь кругом» с ее традициогшым сюжетом гибели на чужбине).
В этом неизбежном историческом процессе (продолжающемся, кстати, и по сей день) что-то уходило, и это вызывало грусть, сожаление, а что-то приходило — порой трудно, с непризнанием на первых порах. Такова, например, удивительная судьба частушки. Вызрев в недрах старинных песенных жанров — плясовых, пародийных свадебных припевок, скомороший и даже лирических песен, частушка выплеснулась во второй половине XIX века на улицы деревень и городов, то удивляя, то шокируя еще не привыкшую к ней публику. Специалиста поначалу либо просто не замечали ее, либо воспринимали резко отрицательно.
«Народная песня, эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем. Ее вытесняет крикливая, развязная частушка. » — писал М.Пятницкий».
Однако пришло время — и частушку полюбили и признали все. Ее начали усиленно собирать, записывать, пропагандировать, ее глубоко ценили Г.Успенский, Л.Толстой, Горький, Блок, Есенин, Демьян Бедный, Маяковский и многие, многие другие. С годами изменил к ней свое отношение и Пятницкий.
По своей природе частушка всегда — живой творческий отклик на сиюминутное явление жизни, непосредственная реакция на общественные или личные события. Чаще всего частушка импровизируется, сочиняется на ходу. И тексты частушек, как правило, не закреплены за теми или иными напевами (как в песне), а могут свободно варьироваться, досочиняться, исполняться с другими напевами.
Примерно с середины XVIII столетия начинается собирание, запись и публикация народного творчества — сначала только поэтических текстов, а потом и музыки. Глубокий интерес к фольклору со стороны деятелей литературы и искусства привел к тому, что многие из них сочиняли под непосредственным влиянием народного творчества, заимствуя и развивая национальные образы, музыкальные интонации и обороты. Можно назвать целый ряд поэтических сочинений русских профессиональных поэтов, которые, став песнями, получили широкое признание, фольклоризовались и стали народными. Это, например, «Ермак» («Ревела буря») со словами декабриста К.Рылеева, «Вниз по Волге-реке» — А.Шаховского, «Меж крутых бережков» — М.Ожегова, «Из-за острова на стрежень — Д.Садовникова, «Зимний вечер» — А.Пушкина, «Выхожу один я на дорогу» — М.Лермонтова, «Меж высоких хлебов затерялося» и «Коробейники» — Н.Некрасова, «Среди долины ровныя» — А.Мерзлякова, «Вот мчится тройка удалая» — Ф.Глинки, «Степь да степь кругом» — И.Сурикова (этот перечень можно продолжить).
То же случилось и с мелодиями композиторов той поры. Достаточно вспомнить А.Гурилёва («Не брани меня, родная», «Однозвучно гремит колокольчик»), А.Варламова («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет»), П.Булахова
(«Вот на пути село большое»), А. Рашевскую («Есть на Волге утес»), Е.Шашину («Выхожу один я на дорогу») и других,
В наше время наибольшее количество подобных удач на счету замечательной русской певицы Ольги Ковалёвой, позже у Аграфены Оленичевой и — в частушках — у Марии Мордасовой. Множество очень популярных и любимых народом песен создано советскими авторами — поэтами Д.Бедным, М.Исаковским, А.Твардовским, В.Боковым, композиторами В.Захаровым, Анат. Новиковым, М.Блантером, В.Соловьевым-Седым, И.Дунаевским, А.Пахмутовой и др. Однако их песни еще не оторвались от имён создателей, поэтому мы не помещаем их в настоящем сборнике. Сравнительно небольшое количество современных фольклори-зованных песен объясняется тем, что время и народ пока не произвели достаточно бесспорного отбора произведений, ставших подлинно народными: за спиной старинной народной песни — века, современной — десятилетия.
Публикация русских народных песен началась немногим более двух веков назад. С тех пор увидело свет около трех тысяч различных больших и маленьких сборников, включающих в себя (разумеется, с многочисленными повторами от издания к изданию) около 20 тысяч песен. Среди них принципиальное значение имеют научные издания, представляющие песенный фольклор в его подлинном, нетронутом виде с тщательной паспортизацией каждого номера, комментариями и исследовательскими разработками.
Ряд сборников имеет популяризаторский характер. Материал в них как бы вторичен, зачастую пропущен через сознание и опыт составителя, дается нередко в обработке и в сопровождении того или иного бытующего музыкального инструмента (фортепиано, баян, гитара). И, наконец, не последнюю роль играют публикации в виде так называемых песенников: сборников однострочных записей напевов (зачастую с подголосками, но без сопровождения) и стихотворных текстов».
Назначение подобных изданий — дать самому широкому кругу любителей народной песни в компактной, наиболее простой и доступной форме изложения обширный материал для повседневного музицирования, для расширения кругозора и удовлетворения художественно-эстетических потребностей. Незаменимы подобного рода сборники и в учебно-педагогической практике, лекционно-пропагандистской работе. Именно из них зачастую черпают тематические зерна композиторы, по ним делают обработки и переложения хормейстеры и учителя пения.
Первое «Собрание русских простых песен с нотами» В.Трутовского (части I—IV) вышло в 1776—1795 гг., «Собрание народных русских песен с их голосами» Н.Львова и И.Прача — в 1790 г.
Бывают песенники только текстовые.
Функции песенников, таким образом, весьма многообразны; такого рода издания являются наиболее ходовыми. Несмотря на громадные тиражи, спрос на песенники до сих пор не удовлетворяется. Если же учесть, что за последние полвека сложилась порочная практика издавать и переиздавать русские народные песни преимущественно романсово-городского склада, ставшие действительно популярными и у нас в стране и за рубежом (общее их количество свелось буквально к 100—150 образцам), то нельзя не пожалеть о том, что за чертой этого, почти замкнувшегося круга остались несметные богатства русской традиционной музыкальной культуры.
Это прежде всего старинные крестьянские протяжные, обрядовые, календарные и хороводные песни, былины, частушки. Незаслуженно забытое нуждается в воскрешении в памяти народной. Хочется подчеркнуть, что сказанное вовсе не принижает роль и значение более позднего пласта народно-песенного творчества.
Мы надеемся новым, более полным изданием русских народных песен (более 500 номеров) значительно обогатить и расширить кругозор современного ценителя музыкального фольклора.
Песни сгруппированы в сборнике весьма произвольно, без принятого в научных изданиях расположения по региональным или жанровым признакам. Тем не менее, некая обобщенная линия развития русской песни (от наиболее древних к современным) прослеживается. Неким группирующим признаком является и тематико-жанровая близость отдельных песен, например солдатских, лирических, ямхиицккх, революционных и т.д. При наличии двух и более вариантов одной и той же песни, они помещаются рядом.
Полифонический склад песни в подавляющем большинстве случаев сохранен в своем подлинном виде. Часть образцов, главным образом более позднего происхождения, приводится в простых обработках, авторы которых не указываются. Городские песни, частушки и романсы авторского происхождения, как правило, излагаются в одноголосии с указанием аккордовых символов для их сопровождения на музыкальном инструменте. Употребление этих символов применительно к русской песне не бесспорно. Однако подчеркиваем: цифровка используется лишь в записях более поздних по происхождению жанров гомофонно-гармонического склада. Вызвано это как особенностями самих жанров (городская песня, романсы и частушки исполнялись и исполняются обычно с сопровождением), так и особенностями современного массового музицирования, опирающегося на поддержку того или иного музыкального инструмента.
Это, наконец, необходимо для представителей других национальностей и зарубежных любителей русской песни, не считаться с которыми сегодня было бы ошибкой. Ведь они не всегда по одной мелодии могут ощутить ее ладогармонический склад. Аккордовые символы служат им своеобразной подсказкой. Следует лишь помнить, что указанные нами гармонии не являются единственно возможными.
Темповые указания в нотах, как и указания запевал и мест подключения к ним остальных поющих, весьма приблизительны. В каждом отдельном случае исполнители вправе сами решать, кому начинать песню и в каких местах ее подхватывать. В разных куплетах в зависимости от их содержания темпы исполнения могут меняться в пределах разумного. Многие плясовые песни, например, начинаются широко, медленно, постепенно ускоряясь к концу. Не имеет смысла в такого рода изданиях выставлять и нюансы, знаки степени громкости исполнения.
Все точно установленные к настоящему времени имена авторов напевов и слов, публикуемых в сборнике песен, вынесены в содержание.
Нужно сказать, что в этом вопросе Кшого еще неясного и спорного, особенно в выявлении авторов музыки. Так, например, из издания в издание вот уже много лет кочуют данные о том, что «Вечерний звон и «Кольцо души-девицы» принадлежат перу А.Алябьева, «Зимний вечер» — А.Даргомыжского, «Не брани меня, родная» — А.Гурилёва, «Зачем сидишь до полуночи» и «То не ветер ветку клонит» — А.Варламова. И действительно, у этих композиторов еезъ романсы на эти тогда очень популярные слова, однако ничего общего с общеизвестными народными напевами они не имеют.
В сборнике приводятся только выверенные имена авторов, в редких случаях оговаривается их предположительность.
Основная масса материала заимствована из различных публикаций прежних лет. Это, прежде всего, ставшие классическими сборники: Лопатин Я., Прокунин В. Русские народные лирические песни. -М.: Музгиз, 1965; Римский-Корсаков Н. Сто русских народных песен для голоса с фортепиано. — М,; Л., Музгиз, 1945, 1951; Балакирев М. Русские народные песни для одного голоса с сопровождением фортепиано. — М., Музгиз, 1957; Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. — М.: Музгиз, 1959; Новиков А. Русские народные песни. — М; Л., ПУРККА, 1936; Иванов А. Русские песни. — Л., Музгиз, 1953; Захаров В., Казьмин 77. Сто русских народных песен (Хор им. Пятницкого). — М., Музгиз, 1958; Котикова Н. Русские частушки, страдания, припевки. — Л., Музгиз, 1961.
Необходимая редактура, а в ряде случаев переложения и обработки выполнены составителем сборника.
А.Широков
1. Соловей Будимировнч («Высота ли, высота поднебесная»). Былина
2. Отъезд Добрьни из дома («Что не белая берёза к земле клонится»). Былина
3. Из того было из города из Крякова. Былина
4. О женитьбе Ивана Грозного. Старина
5. Как за речкою да за Дарьею. Песня про татарский полон
6. Ермак («Ревела буря»). Слова К. Рылеева
7. Песня про Ермака
8. Сусанин. Слова И. Сурикова
9. Было дело под Полтавой, Мелодия (предположительно) и слова И. Молчанова
10. Ночь темна была
11. Шумел, горел пожар московский
12. Над Москвой заря занималася. По мотивам стихотворения Н. Соколова
13. «Варяг». Слова Е. Студенской (по мотивам стихотворения немецкого поэта Рудольфа Грейнца)
14. Плещут холодные волны. Мелодия Ф. Богородицкого, слова предположительно Я. Репнинского
15. У Ракчеева двора
16. Три садочка
17. Ой, да ты, калинушка
18. Не белы снеги
19. Не бушуйте вы, ветры буйные
20. Взвейтесь, соколы, орлами
21. Солдатушки, бравы ребятушки
22. Бородино («Скажи-ка, дядя»). Слова М. Лермонтова
23. Грянул внезапно гром над Москвою. Слова Н. Шатрова
24. Вдоль да по речке
25. Чернявая
26. Уж ты» знмунхка-зима
27. Славны были наши деды
28. Чёрный ворон
29. Уж ты, ноле моё. 1-й вариант
30. Уж ты, поле моё. 2-й вариант
31. Горы Воробьёвские
32. Что пониже было города Саратова
33. Ах ты, степь широкая
34. Поехал казак на чужбину. Слова Е. Гребёнки
35. Ой, при лужку
36. Из-за лесу, лесику
37. Ты кормилец наш, славный, Тихий Дон
38. Поле чистое, турецкое
39. Ай, на речке Камышенке
40. Полно вам, снежочки
41. За Уралом за рекой
42. Эй, ухнем!
43. Матушка Волга
44. Вы, ребята, бери дружно
45. Бурлацкая
46. Эй, кудрявые, на вёсла налегай
47. Слава («Слава на небе солнцу высокому»)
48. Ты не стой, не стой, колодец
49. Коляда-маледа
50. Уж я золото хороню
51. Что на той ли на долинке
52. Авсень
53. Ак, во поле лнпынька
54. Уж мы сеяли, сеялн ленок
55. Как за речкою да за быстрою
56. Со венком я хожу
57. Ой, Иван-то ты, Иван
58. Ходил, гулял добрый молодец
59. Ельник мой, ельник
60. На море утушка купалася
61. Плывет, плывет лебёдушка
62. У нашего свата
63. Да по речушке утёнушка
64. Стояли кони
65. Ой, роза ты, роза моя
66. Стелется и вьётся
67. Ты, заря ль моя, зорька
68. На горе было, горе
69. Плавала лебёдушка
70. Как по садику, садику
71. Виноград в саду цветёт
72. Из-за лесу, лесу тёмного
73. Плач невесты
74. Причитание по отцу
75. Как по лужку травка
76. Как у месяца
77. Земляниченька спела, зрела
78. Что от терема да до терема
79. Пнвиа ягода
80. Пора, пора гостям с двора
81. Баю, баюшки, баю
82. Гуленьки, гуленьки
83. Ладушки
84. Зайка
85. Петушок
86. Коза рогатая
87. На улице дождь, дождь
88. На улице дождик
89. Вниз по матушке по Волге
90. Вниз по Волге-реке. Слова А. Шаховского
91. Ой, каб Волга-матушка да вспять побежала. Слова А. К. Толстого
92. Час да по часу
93. Во субботу, день ненастный
94. Уродилася я. Слова И. Сурикова
95. Лучинушка
98. Исходила младенька
97. Прощай, радость
98. Не одна во поле дороженька
99. Уж ты, зимушка
100. Ты, крапива, ты, крапивушка
101. Не бушуйте, ветры буйные
102. Понапрасну я, девица, страдаю
103. Не пой, не пой ты, соловьюшко
104. Соловей кукушку уговаривал
105. Не кукуй, кукушечка
106. Что цвели-то, цвели
107. Ты подуй-ка, ветер низовенький
108. Ты, рябина ли, рябинушка
109. Зеленейся ты, мой зелёненький садок
110. Во лесах то ли было во дремучих
111. Уж ты, зоренька, заря.
112. Ты, река ли, моя реченька
113. Подуй, подуй, непогодушка
114. При долине куст калины
115. Сохнет, вянет во полюшке травушка
116. Эх, да уж вы, ночи
117. Эх ты, Ваня
118. Скоро, скоро день проходит
119. Зелёная рощица
120. Не кукушечка во сыром бору куковала
121. Как за речкой, братцы, за рекою
122. Снеги белые, пушистые
123. Закатилось красно солнце
124. Стлала, стлала полковница
125. Тебе полно же, милой, по лугу гулять
126. Полоса моя
127. Полоса ль моя, полосынька
128. Эко сердце
129. На горе-то калина. 1’й вариант
130. На горе-то калина. 2-й вариант
131. Отдавали молоду
132. В тёмном лесе
133. Ты воспой в саду, соловейко
134. Во поле берёза стояла
135. Как кума-то к куме в решете приплыла
136. В деревне было Ольховке.
137. Как лаптншкн-то на ём
138. Из-за лесику, да лесу тёмного
139. Долина, долинушка
140. Было у тёщемькк семеро зятьёв
141. Козёл
142. Как пожди наши подружки
143. В сыром бору тропика
144. Со вьюном я хожу
145. За рекою, за быстрой
146. Комара женить мы будем
147. Все мы песни перепели
148. Тёща про зятя пирог пекла
149. Валенки
150. Вейся, вейся, капустка
151. Мой муженька работёшенька ..
152. Ах, по морю
153. Ах ты, зимушка-зима
154. Стой во поле, роща
155. Во колодице водица холодна
156. Пошёл козёл в огород
157. Летел голубь
158. Полно, полно вам, ребята
159. Из-за горочки туманик выходил
160. Выйду на улицу
161. Белилицы, румяницы вы мои
162. Раз-два, люблю тебя
163. Поиграйте, красны девки
164. Тропинушка
165. Жена мужа продала
166. Земелюшка чернозём
167. Светит светел месяц
168. А мы просо сеяли
169. Уж и я ли, молода
170. Я на горку шла
171. Неделька
172. У ворот, ворот
173. Пчёлочка златая. Слова Г. Державина
174. Заставил меня муж
175. Подай балалайку
176. Как у наших у ворот
177. Поехал зять к тёще
178. Дуня-тонкопряха
179. Перевоз Дуня держала
180. Как у нашей Дуни.
181. Во кузнице
182. Уж ты, бабочка, бабёночка моя
183. Как за нашим за двором
184. Извозчик
185. Курица мохнонога
186. Над полями да над чистыми. Мелодия предположительно П. Владимирова, слова А. Рославлева
187. Эту песню запеваю
188. За грибами в лес девицы
189. Ах ты, душечка
190. Всю-то я вселенную проехал
191. Уж ты, сад
192. Пряха («В низенькой светёлке»)
193. Вечор поздно из лесочка. Слова предположительно П. Кузнецовой-Горбуновой (Шереметьевой)
194. При народе в хороводе
195. Сама садик я садила
196. Ой вы, ветры, ветерочки. Слова В. Бокова
197. Ничто в полюшке не колышется
198. Ивушка
199. Во саду ли, в огороде
200. Вянет, пропадает красота моя. Слова Н. Некрасова
201. Молодка молодая
202. С горки камешек катился
203. Ты, заря ль моя
204. В лесу канарейка
205. Вечор ко мне, девице
206. На заре было, на зорюшке
207. На заре было, на зореньке
208. Шёл Ванюша долиною
209. Как ходил, гулял Ванюша
210. Куманёчек, побывай у меня
211. Сизый голубочек
212. Что затуманилась, зоренька ясная. Мелодия В. Осипова, слова А. Вельтмана
235. Коробейники («Ой, полна, полна коробушка»). Слова Н. Некрасова
213. Туман яром
214. Ай, дедушка, дедушка
215. Я рассею свое горе
216. Как со вечера пороша
217. Уезжал милый в дальню сторону
218. Белолица, круглолица
219. Погуляем, друг, с тобою.
220. Как на матушке на Неве-реке
221. Эх, Настасья
222. У меня ль во садочке
223. Я сидела либо день, либо два
224. Расти, моя калинушка
225. Есть на Волге село
226. Милый мой хоровод
227. Как за реченькой слободушка стоит
228. Между двух белых берёзок
229. Я посею ли, млада-младенька
230. Как во поле, поле, поле
231. Ой вы, плотнички, вы работнички ,
232. Всё б я по горенке ходила
233. Капитанская дочь
234. Светит месяц
235. Чернобровым, черноокий
236. Во лесочке комарочков
237. Катенька весёлая
238. Ходила младёшенька
239. Раз полосыньку я жала. Слова М. Соймонова
240. Травушка-муравушка
241. Заиграй, моя волынка
242. Ах вы, сени мои, сени
243. А снег тает
244. Ах, усыньки, усы
245. Я по бережку похаживала
246. Во лузях. 1-й вариант
247. Во лузях. 2-й вариант
248. Во лузях. 3-й вариант
249. Ох уж ты, Порушка-Паранн
250. Молодая-молода
251. Я пойду ли, молоденька
252. Посеяли девки лен
253. Как из улицы в конец
254. У меня, младой, муж гнедой
255. Теперь нам попитн
256. Я пойду ли, девчоночка
257. У ворот гусли вдарили
258. Ой, со вечора, с полуночи
259. Хорошенький, молоденький
260. Не будите меня, молоду. Слова предположительно В. Кугушева
261. Калинка, Мелодия и слова предположительно И. Ларионова
262. Калинка, малинка моя
263. Ой, вставала я ранёшенько
264. Дударь, мой дударь
265. Как под яблонькой
266. Трава моя, травушка. Донской вариант
267. Трава моя, трава. Кубанский вариант
268. Канава
269. Сеяли девушки яровой хмель
270. Ай, все кумушки домой
271. Ах, улица, улица широкая
272. Пойду, млада, по Дунаю
273. При долинушке калинушка стоит
274. Я с комариком плясала
275. А я по лугу
276. Я на камушке сижу
277. Утушка луговая
278. Выйду ль я на реченьку. Слова Ю. Нелединского-Мелецкого
280. Пойду ль я, выйду ль я
281. По улице мостовой
282. Чтой-то звон
283. Посею лебеду
284. Камаринская
285. Из-под дуба, из-под вяза
286. По Дону гуляет казак молодой. Слова Д. Ознобишина (по мотивам шведской баллады)
287. Тонкая рябина. Слова И. Сурикова
288. Липа вековая
289. Ах ты, ноченька
290. У зари-то, у зореньки
291. Не велят Маше за реченьку ходить
292. Потеряла я колечко. Слова М. Ожегова
293. Зачем сидишь до полуночи. Слова С. Стромилова
294. Вдоль по Питерской
295. Кончен, кончен дальний путь. Слова А. Дуропа
296. Сухой бы я корочкой питалась
297. Кари глазки
298. Чудный месяц. Слова М. Ожегова (по мотивам стихотворения Вас. И. Немировича-Данченко)
299. Куда, милый, скрылся
300. Серёжа-пастушок. Источник слов — предположительно стихи М. В. Ломоносова
301. Я вечор в лужках гуляла. Слова Г. Хованского
302. Стонет сизый голубочек. Слова И. Дмитриева
303. Ах, любовь, как ты зла.
304. Когда б имел златые горы
305. Цвели, цвели цветики
306. Гуляла я в садочке
307. Окрасился месяц багрянцем
308. Разлука
309. Пускай могила меня накажет
310. Ехал из ярмарки ухарь-купец. Слова И. Никитина
311. Вот скрылось солнце за горою
312. Помнишь ли меня, мой свет
313. Возле речки, возле мосту 338
314. Ах, да опоздал мальчик во роще 340
315. Кукует кукушечка 341
316. Как за тем ли за лесочком 342
317. Каркнул ворон на берёзе. Слова Н. Цыганова 343
318. Чем тебя я огорчила , 344
319. Вылетала голубина
320. Прощайте, ласковые взоры. В основе слов — стихи М. Херасковой
321. Очаровательные глазки
322. По Муромской дорожке
323. Заводы
324. Кругом, кругом осиротела
325. В саду при долине
326. Хорошо было детинушке. Слова Н. Некрасова 352
327. Скакал казак через долину 345
328. Что так скучно, что так грустно. В основе слов — стихотворение И, Кондратьева 355
329. Меж высоких хлебов. Слова Н. Некрасова 356
330. Меж крутых бережков. Слова М. Ожегова , 357
331. Огородник («Не гулял с кистенём»). Слова Н. Некрасова 358
332. Весёлый разговор 361
333. Хас-Булат удалой. Напев предположительно О, X. Агронсвой-Славянской, слова Н. Амосова 362
334. Ванька-ключник. Слова В. Крестовского 363
335. Бывали дни весёлые. Слова П. Горохова 365
336» О чём задумался, служивый 366
337. Трансваль, Трансваль, страна моя. Источник слов — стихи Г. Галиной 367
338. Хуторок. Мелодия Б. Климовского, слова А. Кольцова 368
339. Накинув плащ. Слова В. Соллогуба 370
340. Мой костёр. Слова Я. Полонского 371
341. Матушка, что во поле пыльно. Мелодия М. Матвеева 372
342. Выхожу один я на дорогу. Мелодия Е. Шашиной, слова М. Лермонтова
343. Среди долины ровныя. Слова А. Мерзлякова
344. Зачем тебя я, милый мой, узнала
345. Позарастали стёжки-дорожки
346. Помню, я ещё молодушкой была .
347. Что ты жадно глядишь на дорогу. Слова Н. Некрасова
348. Не корите меня, не браните
349. Не брани меня, родная. Слова А. Разоренова
350. То не ветер ветку клонит. Слова С. Стромилова
351. Шумел камыш
352. Вечерний звон. Слова Т. Мура, русский текст И. Козлова
353. Зимний вечер. Слова А. Пушкина
354. Зимний вечер. Мелодия М, Яковлева, слова А. Пушкина
355. Вдоль по улице метелица метёт. Мелодия А. Варламова, слова А. Глебова
356. Живёт моя отрада. Слова С. Рыскина
357. Матушка, голубушка. Мелодия А. Гурилёва, слова Ниркомского (Н. Мокринского)
358. Кольцо души-девицы. Слова В. Жуковского
359. Красный сарафан. Мелодия А. Варламова, слова Н. Цыганова
360. Ой, мороз-мороз
361. Вот на пути село большое. Мелодия П. Вулахова, слова Н. Анордиста (Н. Радостина)
362. Вот мчится тройка удалая. Слова Ф. Глинки. 1-й вариант
363. Вот мчится тройка удалая. Слова Ф. Глинки. 2-й вариант
364. Вот мчится тройка почтовая
365. Когда я на почте служил ямщиком. Слова Л. Трефолева
366. Однозвучно гремит колокольчик. Мелодия К. Сидоровича, слова предположительно И. Макарова
367. Колокольчик. Мелодия А. Гурилёва, слова предположительно И. Макарова
368. Тройка мчится, тройка скачет. Мелодия П. Вулахова, слова П. Вяземского
369. Звенит звонок, и тройка мчится. По мотивам стихотворения Г. Малышева
370. Степь
371. Степь да степь кругом. Мелодия предположительно С. Садовского, слова И. Сурикова
372. Быстры, как волны. Слова А. Серебрянского
373. Наша жизнь коротка
374. По морям, по волнам. Слова В. Межевича
375. Из страны, страны далёкой.* Слова Н. Языкова 409
376. Здравствуй, хозяин хороший 411
377. Не осенний мелкий дождичек. Слова А. Дельвига
378. Что за песни. Слова В. Межевича
379. Чарочка моя
380. Ой, загоралась во поле ковылушка
381. Ты взойди, солнце красное
382. Из-за острова на стрежень. Слова Д. Садовникова
383. Как у нас было на Волге
384. Казнь Степана Разина. Слова И. Сурикова
385. Утёс Степана Разина («Есть на Волге утёс»). Мелодия А. Рашевской, слова А. Навроцкого
386. Среди лесов дремучих. Слова Ф. Миллера
387. Не шуми ты, мать зелёная дубравушка
388. Ах ты доля, моя доля. В основе слов — стихи Д. Клеменца
389. Песня бобыля. Слова И. Никитина
390. В полном разгаре. Слова Н. Некрасова
391. Далеко, далеко степь за Волгу ушла
392. Колодники («Спускается солнце за степи»). Слова А. К. Толстого.
393. Рассказ ямщика («Это было давно»)
394. Солнце всходит и заходит
395. Узник («Сижу за решёткой в темнице сырой»). Слова А. Пушкина .
396. Слушай. Мелодия П. Сокольского, слова И. Гольц-Миллера
397. Александровский централ
398. Ночь темна, лови минуты. Слова Н. Огарёва
399. Не слышно шуму городского. Слова Ф. Глинки
400. Славное море — священный Байкал. Слова Д. Давыдова
401. Глухой, неведомой тайгою
402. По диким степям Забайкалья
403. По пыльной дороге
404. Дубинушка. Слова В. Богданова и А. Ольхина
405. Дума ткача. Слова С. Синегуба
406. Раскинулось море широко. Слова Г. Зубарева (по мотивам стихотворения Н. Щербины «Моряк»)
407. От павших твердынь Порт-Артура. Слова Т. Щепкиной-Куперник.
408. Замучен тяжёлой неволей. Слова Г. Мачтета
409. Измученный, истерзанный работой трудовой. Слова П. Горохова.
410. Камушка. В основе слов — стихи Н. Некрасова
411. Беснуйтесь, тираны. Мелодия А. Вахнянина, слова Г. Кржижановского.
412. По духу братья мы с тобою. Слова К. Рылеева
413. Море в ярости стонало. Слова Н. Ривкина
414. Вы жертвою пали. Слова В. Архангельского
415. Варшавянка. Слова В. Свенцицкого, русский текст Г. Кржижановского
416. Смело, товарищи, в ногу. Слова Л. Родина
417. Отречёмся от старого мира. В основе музыки — Марсельеза Руже де Лилл, слова П. Лаврова
418. Красное знамя. В основе слов — стихотворение польского поэта . Червенского в переводе В. Тана (Богораза)
419. Здравствуй, свободы вольное слово
420. Мы — кузнецы. Слова Ф. Шкулева
421. Наш паровоз
422. Комсофлотский марш. Слова А. Безыменского
423. Молодая гвардия. Слова А. Жарова
424. Проводы («Как родная меня мать провожала»). Слово Д. Бедного .
425. Смело мы в бой пойдём
426. Гей, по дороге
427. Красная Армия всех сильней
428. Там, вдали за рекой. Слова Н. Кооля
429. По долинам и по взгорьям. Мелодия предположительно С Атурова, слова П. Панфёрова
430. Яблочко
431. Из-за лесу
432. Гулял по Уралу Чапаев-геро
433. Родина («Вижу чудное приволье»). Напев А. Полячека, слова Ф. Савинова
434. Как пойду я на быструю речку. Мелодия и слова А. Попова
435. За горою, у колодца
436. Ой, цвети, кудрявая рябина. Мелодия О. Ковалёвой, слово И. Доронина
437. Волга-реченька глубока. Мелодия и слова О. Ковалёвой
438. Весной Волга разольётся. Мелодия и слова О. Ковалёвой
439. Ой ты, Волга, Волга-реченька. Мелодия и слова О. Ковалёвой
440. Ах, Самара-городок
441. Огонёк. Слово М. Исаковского
442. Дороженька. Народный вариант песни композитора Н. Иванова и поэта С. Подделкова
443. В тёмной роще глухой. В основе слов — стихи В. Лебедева-Кумача
444. Тишина, ни огонька, ни звука
445. Лети, победы песня. Слова И. Ольховского
446. Вот кто-то с горочки спустился
447. Под окном черёмуха колышется. Мелодия предположительно Б. Фомина, слова Б. Тимофеева
448. Цвела, цвела черёмуха. Слова А. Анисимовой
449. Ой ты, тёмная ночь
450. Встала зорька золотая. Мелодия и слова М. Игнатовой
451. Эх, поля, да вы, поля. Мелодия и слова А. Оленичевой
452. Рязанские частушки
453. Шёл дорожкой лесовой
454. Гармонь моя, гармоночика. Мелодия И. Руденко, слова М. Мордасовой
455. Декшинскне частушки
456. Мы с родняшенькой стояли
457. Несклады
458. Изменил — опять подходит. Вологодские частушки
459. Семёновна
460. Тверские частушки
461. Завлекаши, да не наши. Архангельские частушки
462. Псковские шуточные частушки
463. Сиротинка. Частушки Псковской области
464. Матаня
465. Рязанские прибаутки
466. Подгорная
467. Ёлочки, сосёночки. Воронежские частушки
468. Плясовые прибаски
469. Зашумели в саду ели. Северные частушки
470. У зелёного кусточка
471. Духаня
472. Вдоль по линии
473. Каргопольские частушки
474. Псковские лирические припевки
475. Я залётку провожала
476. Ди-да-да
477. С горки на гору ходила
478. Досада. Тамбовские частушки
479. На окошке два цветочка
480. Подмосковные частушки
481. Эх, гармонь моя, гармонь
482. Воталинка. Частушки красноярского края.
483. Вилегодские нескладушки
484. На берёзке листок вянет. Псковские припевки
485. Разговор двух подруг. Подмосковные частушки
486. Ты, мамаша.
487. Брось ты, море, волноваться
488. Давай, милка, пострадаем
489. Шары-яры
490. Давай, Нина, припоем. Канаевские частушки
491. Рязанские страдания
492. Прощай, речка, прощай, Волга. Костромские страдания
493. У меня есть дружок тайный
494. Московские страданья
495. Ой ты, милка, брось сурьезы
496. Эх, страданье, ты, страданье
497. Летят утки
498. Гляну, гляну в оконушко
499. Курские страдания
500. Ночка
501. Шли по улице, курили. Рязанские страдания
502. Калужские страдания
503. Волжские страдания.
504. Солнце село. Орловские страдания
505. С гармонистом я сидела…
506. Хорошо в колхозе нашем
507. Ставьте ушки на макушки
508. Эх, хорошо на Волге жить. Саратовские припевки
509. Воронежские хороводные частушки
510. На лугу трава росиста. Частушки Самарской области
511. Череповецкие плясовые припевки
512. В небе звёзд красивых много
513. Балалаечка гудит
514. Не сама машина ходит
515. Уваровские припевки
516. Рязанские плясовые припевки
517. Ты играй, баян-отрада
518. Саратовские частушки
519. Шуточные девичьи частушки
520. Разлилась Волга широко
521. Третьяковские припевки. Слова А. Паршина
522. Если б я тебя любила. Слова Л. Петуховой
523. Всю неделю с милым врозь. Слова М. Мордасовой
524. Ох, проходили, прогуляли. Слова М. Мордасовой
525. Что ты, белая берёза
526. Белая берёза
527. Жигули
528. Мы на лодочке катались. Слова А. Машистова
529. Пойду, выйду. Мелодия Н. Поликарпова, слова О. Ковалёвой
530. Под горой растут цветочки
Источник