Быстрое чтение нот с листа

Как научиться читать с листа

Если вы хотите научиться читать ноты с листа – надо ЧИТАТЬ С ЛИСТА!

Не думайте, что есть какие-то особые секреты или методики, овладев которыми, вы сразу научитесь читать ноты с листа. Чтение с листа – это НАВЫК, т.е. чтобы этот навык появился, надо его тренировать, надо этим заниматься!
(Если же вы потом когда-то совсем прекратите практиковаться в читке с листа, этот навык будет постепенно утрачиваться. Даже люди с консерваторским образованием без практики постепенно утрачивают свои навыки и умения)
В этой инструкции ниже я буду говорить о пении с листа .

Итак, в интересующем нас деле нужна прежде всего практика. Если вы учитесь, допустим, в музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении, вы разучиваете с хором пару десятков произведений в год, и когда вам раздают ноты новой песни, вы пытаетесь так или иначе прочитать это с листа. Хороший педагог по сольфеджио (особенно, если он готовит вас к профессиональной музыкальной деятельности) также всегда будет использовать формы работы, включающие чтение номеров из учебника по сольфеджио с листа. Но вы и самостоятельно можете работать над этим навыком!

Что делать.
Берёте любой учебник одноголосного сольфеджио, который начинается с более или менее простого уровня сложности. Это может быть учебник, например, для 1-2 классов музыкальной школы, или просто учебник сольфеджио для музыкальной школы (а не для муз.училищ). Предлагаю вам, например, классику: учебник одноголосного сольфеджио Калмыкова и Фридкина, его легко можно найти в интернете и бесплатно скачать.

Читайте также:  Детские хоры моцарта ноты

Начинаете с самых первых номеров. Последовательно. Каждый номер пытаетесь прочитать с листа!
Внимание! Спеть нужно:

  1. целиком без остановок (серьёзно, пожалуйста, БЕЗ остановок. И желательно без «помарок»),
  2. чисто попадая во все ноты,
  3. в нужном темпе и с правильным ритмом.

Не получилось? Сбились? Остановились? Не беда. Возьмите отдельно сложное место, на котором сбились, разберитесь со скачком или с ритмом. Посмотрите, есть ли ещё сложности в этом номере. Спойте его ещё раз:
1) без остановок и без «помарок»,
2) чисто спев все ноты,
3) в нужном темпе и с правильным ритмом.

Желательно либо выборочно, либо каждый раз записывать себя на диктофон (телефон, видеокамеру). Затем прослушайте своё исполнение, параллельно сверяя все спетые ноты на фортепиано, на своём инструменте или на клавиатуре, которую вы скачали на смартфон. То есть вы записали своё исполнение, нажимаете на воспроизведение и одновременно в реальном времени каждую спетую свою ноту проверяете на инструменте. Но если интонацию вы сможете проверить, с ритмом не всё так однозначно. «Судьи» здесь уже не будет, просто будьте внимательны и не ленитесь считать! Без счёта никак.

Итак, прочитали с листа один номер, если ошиблись, исправили ошибку и ПЕРЕПЕЛИ номер. И двигаетесь дальше. Не надо пытаться освоить за неделю или даже за месяц весь учебник сольфеджио. Помните – навык формируется ровно в тот момент времени, когда вы этим занимаетесь. Много поёте, регулярно занимаетесь – активно формируется.

Проработали один учебник сольфеджио – берёте другой!
Последнее важное правило. Перед тем, как вы собираетесь что-либо прочитать с листа (номер из учебника по сольфеджио, новую песню на репетиции хора или ирмос незнакомого канона на церковной службе), нужно :
1) Определить тональность. Запомнить знаки при ключе.
(У меня такой лайфхак: я запоминаю самый последний диез и бемоль при ключе, и если, например, есть при ключе ля-диез, значит, и ре-диез тоже есть – но это нужно, наверное, автоматически знать кварто-квинтовые круги – будет ли работать у вас, не знаю, попробуйте)
2) Просмотреть ВЕСЬ номер внимательно ГЛАЗАМИ. Обратить внимание на а) скачки, б) сложный ритм, в) встречные знаки альтерации – отклонения, модуляции, г) смену размера. Скачки пропеть мысленно, внутренним слухом, сложный ритм просчитать заранее, внезапные шестнадцатые пропеть мысленно в медленном темпе, затем быстрее, а также разобраться, почему имеются встречные знаки и как «попасть» на эти альтерированные ноты.

Читайте также:  Вечер с гитарой как назвать

При пении не суетитесь – если написано «Медленно» или «Умеренно», не пойте быстро.
Затем вы настраиваетесь на нужную тональность – сыграйте себе тоническое трезвучие в удобном расположении – и вперёд, начинайте петь и старайтесь не останавливаться при пении.

Также при пении желательно считать, а ещё лучше – дирижировать. Сетку. Не допускайте замедления в коротких длительностях и ускорения длинных нот. Будьте строги к себе, не коверкайте ноты и ритм!
Пропели номер без ошибок – переходите к следующему! Вы поправите или разовьёте свой навык чтения с листа ровно настолько, сколько времени уделите этому.

Ну а так, чего ждать…;) В музыке всё ГОДАМИ формируется, и петь учатся годами, и играть учатся годами. Но если вам нравится заниматься музыкой – просто получайте удовольствие от процесса))

Источник

Чтение нот с листа в музыкальной школе

Чтение нот с листа – это важнейший навык, который ребёнок должен получить, обучаясь в музыкальной школе. В самом деле, разве бывает такое, чтобы человек окончил среднюю школу и при этом не умел бегло читать? Это само собой разумеется. Так же логично и после музыкальной школы уметь читать музыкальный текст.

К сожалению, на уроках специальности не всегда есть время поработать над развитием такого полезного умения. Но даже если работать над этим на каждом уроке, то это всего лишь 2 раза в неделю.

А для того, чтобы освоить чтение нот с листа, необходимо заниматься этим каждый день. Правда, много времени для этого не потребуется: хватит от 10 до 20 минут.

Проверьте: если не лениться и сделать чтение нот с листа ежедневной привычкой, то уже за один год можно достичь весьма неплохих результатов. Правда, этот процесс имеет некоторые особенности, о которых лучше знать заранее, чтобы освоение навыка шло быстрее.

1.При литературном чтении мы не читаем отдельными буквами, а охватываем зрением всё слово, а иногда и фразу, целиком . Так же и при чтении нот. Мы должны научиться быстро на глаз распознавать наиболее распространённые ритмы, интонации, мелодические и гармонические схемы.

Этот процесс «распознавания» желательно довести до автоматизма. Обычно в интервалах, аккордах, арпеджио бывает достаточно прочитать всего одну ноту (нижнюю) – остальные определяются «на глаз», по расстоянию между звуками.

Надо хорошо развить навык определения на глаз интервалов при чтении нот, тогда для озвучивания аккорда достаточно осознать всего одну ноту, а все остальные «выстроятся» вслед за ней по увиденному на глаз интервальному составу.

2. Необходимо научиться быстро анализировать музыкальный текст, определяя его структурно-содержательную логику. Ведь играя на рояле, мы всё время имеем дело с многоголосной и многослойной фактурой.

Далеко не всегда, читая с листа, можно успеть всё «высмотреть», особенно при наличии сложной фактуры и не слишком медленного темпа. Поэтому внимание: при чтении с листа необязательно воспроизводить текст в полном объёме!

Приходится по ходу сортировать: что должно прозвучать обязательно, а какую часть фактуры можно и опустить при озвучивании.

Для этого грамотный и, главное, быстрый анализ текста и по вертикали, и по горизонтали, а также умение «отсеять» главное от второстепенного, просто необходимы.

Важно чётко понимать, что главными в фактуре всегда будут мелодическая линия и линия баса, отражающая гармонический план. Эти два элемента надо суметь сохранить, остальные детали – насколько получится.

3.Чтение по горизонтали более привычно (как при чтении слов), поэтому более важна работа над прочтением вертикали. Мы должны уметь «собирать», «смыкать» разложенные гармонии в компактные аккорды.

Фактура при этом как бы «сжимается». Очень помогает также при чтении с листа умение быстро определять синтаксическое построение текста, то есть умение видеть отсутствующие в нотном тексте знаки препинания, членение фактуры на отдельные эпизоды.

Признаками такого членения могут быть повторы, секвенции, контрастные сопоставления, паузы, вопросно-ответный характер фраз.

4.Огромное значение при чтении с листа играет наличие аппликатурной техники, другими словами, доведённое до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший для данной игровой ситуации.

Безусловно, это умение приходит только с опытом. Но если над этим не работать, то и опыт не придёт сам по себе.

Именно по этой причине все преподаватели так настойчиво требуют выполнения точной аппликатуры: это помогает формировать такой важнейший навык, как умение выбирать аппликатуру мгновенно, на автомате.

Какими же должны быть практические шаги для освоения этих полезных навыков?

1.Во-первых, как всегда (никогда не устану это повторять), необходимы знания основ музыкальной теории! Без этого невозможно определять «на глаз» вообще ничего. Надо знать интервалы, надо знать принципы построения аккордов, надо всё это определять на слух.

К тому же без теории невозможно проанализировать фактуру на предмет определения что главное, а что можно выкинуть. Для этого надо знать: что именно является главным и почему.

2.Во-вторых, необходимо довести до автоматизма привычку «смотреть вперёд» и «думать наперёд». То есть процесс будет выглядеть так: смотрим внимательно в ноты, анализируем первый такт, всё запоминаем.

Затем начинаем играть этот первый такт по памяти, но во время игры смотрим на второй такт. Играя второй такт, анализируем третий и запоминаем его. И так далее.

Трудно охватить вниманием и памятью целый такт? Берите половинку! Можно даже меньшую часть такта брать поначалу, но принцип именно такой: смотреть всё время вперёд, готовить следующий шаг заранее.

3.В-третьих, аппликатура главных фортепианных технических формул, таких, как гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты должна быть усвоена очень крепко и глубоко. Тогда, встретив в произведении ту или иную техническую формулу, пальцы исполнителя будут инстинктивно занимать необходимую позицию.

4.Наконец, в-четвёртых, и это крайне важно: никогда нельзя во время чтения с листа делать остановки, исправляться, переигрывать. Нельзя этого делать, как бы вам того ни хотелось! В этом случае вы уже не читаете с листа, вы просто делаете разбор текста.

Принципиальная разница между этими процессами заключается в следующем. При чтении с листа внимание активизируется до предела, мозг работает на максимальной скорости, дорога каждая доля секунды, именно скорость мышления определяет результат.

А для того, чтобы мозг этому научился, его надо поставить в экстремальные условия, когда нет времени на раздумья и раскачку (тем более остановку движения).

Иначе невозможно научиться концентрировать все свои усилия . Пусть будут ошибки, пусть они останутся неисправленными (сделаете это потом, когда сыграете всё произведение). Но во время читки с листа – только вперёд, никаких «расслабонов»!

Вот почему полезно развивать этот навык в паре с кем-то, играя в 4 руки. Когда у вас возникают проблемы, ваш партнёр продолжает играть, и вы вынуждены продолжить, не останавливаясь.

Ну вот, вкратце, и всё, если не вдаваться в подробности. Я осветила лишь основные моменты. К этому можно добавить, что данный навык бывает очень часто полезен в жизни.

Например, кому-то из солистов нужен срочно концертмейстер и вас просят помочь, а времени на освоение текста нет. Или просто есть новый сборник нот, который все хвалят, но вы должны иметь собственное мнение, а для этого надо в нём хоть немного «поковыряться».

Да и просто разбор очередного задания по специальности пойдёт гораздо легче и быстрее. Я же, как всегда, желаю вам успеха, в том числе и в освоении этого полезного навыка!

Источник

Читка нот с листа. Часть 1

Привет, читатель! Сегодня я хочу начать серию статей для тех из вас, кто никогда не занимался чтением нот с листа, но желает научиться. Это супер-полезный навык и если вы хотите прокачать ваши скилы и быть востребованным басистом, то двигаетесь в правильном направлении. Если вы считаете, что для вас это не актуально сейчас, отложите данную статью «до лучших времен» или добавьте в закладки, чтоб не потерять. Если же вам кажется, что этот навык бесполезен, то возможно, небольшая мотивация от Стюарта Хэмма (Stu Hamm) будет кстати.

Как говорит Виктор Вутен — музыка это язык. А у языка должна быть письменность, если его носители хотят обмениваться знаниями друг с другом.

У музыкантов есть много способов делиться информацией между собой: цифровки, табулатуры, альтернативные способы нотации, видео/аудио материалы. Но самым универсальным и востребованным способом в про и полу-про кругах все же остаются ноты.

Сами по себе ноты — это всего лишь символы на листке бумаги. Так же, как невозможно попробовать пирог просто взглянув на рецепт его приготовления, невозможно услышать музыку просто заглянув в ноты. Наша задача, как музыкантов, уметь преобразовать написанное обратно в музыку.

Давайте разберемся, что же такое читка нот с листа? Читка нот с листа — идеальное или близко к идеальному (без грубых ошибок, остановок и заминок) воспроизведение нотного текста, который исполнитель видит впервые или имел непродолжительное время для ознакомления.

Я с ужасом вспоминаю дни, когда для разучивания пары тактов я тратил уйму времени, пытаясь собрать вместе ноты на грифе и ритм. Поэтому убежден, что этот навык необходим любому музыканту желающему добиться хороших результатов в музыке. Навык читки нот с листа — это качественный скачек в обучении музыке и игре на любом инструменте.

Что нужно чтобы развить этот навык? Всего три вещи:

  1. Знание правил записи нотного текста — своего рода орфография и пунктуация.
  2. Владение основными приемами игры на инструменте. Бесполезно пробовать читать с листа, если вы не можете ровно сыграть гамму.
  3. Много часов практики чтобы совместить два предыдущих пункта и звучать при этом музыкально.

Давайте поговорим о каждом из них немного подробнее.

1. Прежде всего нужно понять как музыка записывается в ноты (нотируется), какие символы используются для обозначения высоты звука, его длительности, темпа и громкости, приемов исполнения и много других. Некоторые из них несут чисто техническую функцию сродни дорожным знакам, указывая последовательность исполнения или скорость движения музыки. Это своего рода каркас. Другие относятся к звуковысотности и приемам исполнения и используются для записи собственно самой музыки, которая является «мясом» нотного текста. Здесь понадобится ваша музыкальность, чувство стиля и другие творческие составляющие.

2. Чтение нот с листа требует достаточно высокого уровня концентрации. Поэтому важно иметь некоторую техническую подготовку. Если попробовать читать ноты и одновременно думать каким пальцем руки прижимать ноту, а каким дергать струну, то ваши занятия превратятся в мучения, которые навсегда отобьют желание освоить этот полезный навык. Для развития техники пригодятся гаммы, арпеджио, упражнения на смену позиции, игра различных интервалов и т.д. В общем все, что помогает довести извлечение звуков до автоматизма.

3. Здесь все индивидуально. Некоторые усваивают новые навыки быстрее, некоторые медленнее. Независимо от того, к какой группе вы относитесь, вам нужно будет уделять некоторое время каждый день для развития нового навыка. Двигайтесь от простого к более сложному, от самых медленных темпов к быстрым. Лучше играть медленно и правильно, чем быстро и неряшливо.

При наработке читки нот с листа важно добиться «модульности» и оттачивать навыки по отдельности. В самом простом случае, чтобы сыграть с листа один такт нам нужно прочитать ритмический рисунок, найти ноты на грифе, подобрать аппликатуру и соединить все это вместе.

В следующих статьях я расскажу о конкретных упражнениях для развития читки ритмических рисунков, как сделать обучение модульным и о том, как нотируются партии бас гитары. Это будет особенно полезно начинающим и тем, кто хочет восполнить пробелы в знаниях.

На этом пока все.

А когда Вы начали заниматься читкой нот с листа? Делитесь Вашим опытом в комментариях!

Источник

Оцените статью