Josh Groban — Caruso
Джош Гробан – всемирно известный певец, автор песен, музыкант и актер, обладающий уникальным по окраске бархатным баритоном. Работая в стиле «классический кроссовер», он покоряет девичьи сердца лирическими балладами на английском, итальянском, испанском, португальском, французском, японском языках и даже латыни. «Романтик, способный привести в исступление полный стадион зрителей», — так охарактеризовало Джоша Гробана авторитетное издание The New York Times после его выступления с шоу «Awake» в Солт-Лейк-Сити в 2007 году.
31-летний уроженец Лос-Анджелеса начал свой стремительный взлет к звездному олимпу еще студентом. Сладкоголосого юношу заметил легендарный продюсер Дэвид Фостер, в чьем послужном списке «вывод» в мировые звезды таких артистов, как Уитни Хьюстон, Селин Дион, Тони Брекстон, Марайя Кэри, Майкл Бубле, Андреа Бочелли. Последнего с подачи Фостера Джош заменил на репетиции церемонии «Грэмми» 1999 года, где пел «The Prayer» с Селин Дион, а в 2001 году прорывом артиста стал его дебютный альбом «Josh Groban», который был удостоен «платинового статуса» дважды и разошелся по всему свету тиражом свыше 5 000 000 экземпляров. Всего за год Джош превращается в американскую суперзвезду, которую средства массовой информации называют не иначе, как «музыкальный феномен» или «поющая сенсация». Гробана приглашают выступить на закрытии зимних Олимпийских игр в Солт-Лэйк-Сити и на концерт в честь церемонии вручения Нобелевской премии мира в Осло в 2002-м. Все новые альбомы артиста разлетаются миллионными тиражами.
Через два месяца после релиза мультиплатинового «Closer» (2003), в который вошел мегахит и визитная карточка артиста – романтическая баллада «You Raise Me Up», – пластинка попадает на первую строчку рейтинга самых продаваемых альбомов «Billboard 200». Дважды платиновый «Awake» (2006) и номинированный на премию «Грэмми» рождественский «Noël» (2007) приносят Джошу статус «самого коммерчески успешного артиста года». Его также включают в топ самых продаваемых артистов 2000-х журнала «Billboard». По данным этого же издания Гробан – единственный певец, чьи два альбома попали в двадцатку самых продаваемых альбомов последнего десятилетия.
За последние два года певец провел аншлаговый мировой тур в поддержку своего пятого альбома – платинового «Illuminations» (2010), а также стал сооснователем одного из самых влиятельных фондов США «Find Your Light Foundation», призванного помочь улучшению жизни молодых людей с помощью искусства, образования и культурной осведомленности. В начале февраля 2013 артист выпустил шестой сольный альбом «All that Echoes» (2013), продюсером которого выступил Роб Кавалло (Rob Cavallo), известный по работе с рок-группами Green Day и My Chemical Romance. Джош стал соавтором семи из двенадцати песен новой пластинки.
Источник
Lara Fabian — Caruso
Лара Фабиан (фр. Lara Fabian) — франкоязычная певица бельгийско-итальянского происхождения, известная сильным вокалом и хорошей техникой. Исполняет песни на французском, английском, итальянском, испанском, португальском и других языках.
Дата рождения — 9 января 1970(1970-01-09)
Место рождения — Эттербеек, Бельгия
Страна — Бельгия
Певческий диапазон — 4,1 октавы, лирическое сопрано
Лара Фабиан увидела свет 9 января 1970 года в Эттербеке (Etterbeek), пригороде Брюсселя. Ее мать Луиза — из Сицилии, отец Пьер – бельгиец. Первые пять лет Лара прожила на Сицилии и только в 1975 году ее родители обосновались в Бельгии. Ларе было 5 лет, когда отец заметил у нее вокальные данные. В 8 лет родители купили ей первое пианино, на котором она сочиняла свои первые мелодии. В это же время она занималась пением и сольфеджио в Консерватории.
Лара начала свою карьеру в возрасте 14 лет. Ее отец был гитаристом и выступал вместе с ней в музыкальных клубах. Паралельно Лара продолжала музыкальные занятия в Консерватории. Она участвовала в конкурсах. Например конкурс «Трамплин» («Tremplin de la chanson») в 1986 году, который она выиграла. Главным призом была запись пластинки. В 1987 году Лара записала «L’Aziza est en pleurs», дань уважения Даниэлю Балавуану (Daniel Balavoine), про которого она говорила: «Балавуан – это пример для подражания. Настоящий мужчина, который жил без компромиссов, всегда делая свой выбор, основываясь на своих представлениях о чести и не оглядываясь на чужое мнение. Человек, которым восхищалось целое поколение». «L’Aziza est en pleurs» сейчас является настоящим раритетом. В 2003 году его экземпляр был продан за 3000 евро.
Международная карьера Лары началась в 1988 году, когда она представляла Люксембург на Евровидении с песней «Croire», и где она заняла четвертое место. «Croire» была продана в Европе в количестве 600 тысяч экземпляров и переведена на немецкий (Glaub) и английский (Trust) языки.
После первого европейского успеха Лара записала вторую пластинку «Je Sais».
Переломный момент в ее карьере – это без сомнения 28 мая 1990 года, когда в Брюсселе Лара знакомится с Риком Эллисоном (Rick Allison). Через несколько месяцев они решают попытать счастья в Квебеке и уезжают на другой континент.
Тем временем, Пьер Крокэр (Pierre Crockaert), отец Лары финансирует ее первый альбом, который вышел в августе 1991 года. Синглы «Le jour ou tu partiras» и «Qui pense a l’amour» раскупались мгновенно. На каждом концерте ее ждал теплый прием, и в 1991 она была номинирована на Felix (эквивалент Victoires de la Musique).
1994 год был отмечен выходом второго альбома «Carpe Diem» в Канаде, который через две недели после выхода стал золотым. Тогда же Лара представила свой спектакль «Sentiments acoustiques» в 25 городах Квебека.
В 1995 году на церемонии ADISQ awards (канадской ассоциации звукозаписи) Лара Фабиан получает награду как «Лучший исполнитель года» и «Лучший спектакль». В это время Лара Фабиан начинает принимать активное участие в благотворительных акциях. Например, в течение многих лет Лара помогает ассоциации детей с пороком сердца. Также она принимает активное участие в Ассоциации «Arc-en-Ciel» (Радуга), цель которой исполнить мечты больных детей.
И 1 июля 1995 года, в национальный Праздник Канады молодая бельгийка получает канадское гражданство. В 1996 году Лара озвучивает Эсмеральду в мультфильме «Горбун из Нотр-Дама» Студии Уолта Диснея и поет заглавную песню к нему.
Ее третий альбом «Pure» вышел в Канаде в сентябре 1996 года и, меньше чем за две недели, он стал платиновым. На вопрос, почему она назвала свой последний альбом «Pure», Лара ответила: «Это слово лучше всего описывает мою манеру выражать себя со всей откровенностью. Чистый… как вода, как воздух, это неотделимо от моего творчества». За этот альбом в 1997 году Лара получила Felix в номинации «Альбом года». 1997 год – это год возврата на европейский континент. Лара участвует в «Emilie Jolie» написанную Филиппом Шателем (Philippe Chatel), спев песню «La Petite fleur triste».
Альбом «Pure» вышел во Франции 19 июня 1997 года. Успех не заставил себя ждать и 18 сентября Лара получила свой первый европейский золотой диск. С лета 1997 года она появляется во всех телевизионных передачах и на обложках самых крупных французских журналов. В том же году Лара Фабиан подписала контракт с Sony Music на запись своих английских альбомов.
С 3 ноября 1998 началось большое турне, которое включало в себя концерты во Франции, Монако и Швейцарии. Это был триумф. В феврале 1999 году Лара выпустила двойной Live. Нужно отметить, что менее чем через 24 часа после выхода этот альбом поднялся на вершины французских хит-парадов, затмив даже мюзикл «Notre-Dame de Paris». Тогда же она была номинирована как «Певица года» в Victoires de la musique. 5 мая 1999 года в Монако на церемонии вручения наград World Music Awards Лара Фабиан выиграла в номинации «Лучшая исполнительница из стран Бенилюкса».
30 ноября 1999 певица выпускает свой первый англоязычный альбом. Работая над этим альбомом, она сотрудничала с самыми известными композиторами, которые писали для Барбры Стрейзанд, Мэрайи Кэрри, Мадонны и Шер. Тогда же Лара записывает несколько песен на испанском. Объясняя свою симпатию к романским языкам, она сказала, что ритм этих языков отвечает ее характеру. Вообще, Лара говорит на 4 языках – итальянском, французском, испанском и английском.
Лара завершила 1999 год участием на TF1 31 декабря, где она исполнила несколько песен, в частности дуэт с Патриком Фьори (Patrick Fiori) «L’hymne a l’amour».
Весь 2000 год Лара занималась промоушеном своего альбома в США. 29 января 2001 Лара участвовала в записи спектакля Enfoires. 2 мая в Монте-Карло проходила церемония World Music Awards 2001, где Лара Фабиан получила приз за свои продажи в странах Бенилюкса.
Летом 2001 Лара участвовала в записи двух песен для американских фильмов. Один из них – это дуэт с Josh Groban «For always», который является заглавной темой к фильму Стивена Спилберга «Искусственный разум» («A.I.») . Второй – анимационный фильм «Последняя фантазия: Духи во плоти» («Final Fantasy: The Dreams within»).
28 мая 2001 состоялся официальный выход альбома «Nue» в Монреале. В связи с выходом альбома в Европе 5 сентября Лара организовала несколько встреч с поклонниками в Virgin Megastore в 3-х городах Франции – Марселе (с 12 до 13 часов), Лионе (с 16 до 17 часов) и Париже (с 21 до 22 часов). 28 сентября 2001 в Монреале на сцене Molson Лара со многими другими артистами участвовала в благотворительном концерте, средства от которого пошли на нужды жертв теракта 11 сентября в США.
В конце 2002 года поклонники смогли вновь увидеть Лару Фабиан на сцене в акустическом спектакле «En Toute Intimite», который вышел на CD и DVD 14 октября 2003 года. С этим спектаклем Лара объездила города Франции, Швейцарии и Бельгии. 27 и 28 апреля 2004 Лара выступила и в Москве, на сцене Московского международного дома музыки. 27 и 28 февраля 2004 года Лара выступает в зале Wilfrid-Pelletier с симфоническим оркестром Монреаля. В 2004 Лара Фабиан дебютировала в кино в фильме «De-lovely», музыкальной драме о жизни композитора Коула Портера (Cole Porter).
1 июня 2004 года выходит новый англоязычный альбом «A Wonderful Life». 18-20 ноября Лара участвует в спектакле Autour de la guitare и в последний вечер она поет “J’ai mal a ca”, написанную Ж-Ф Лаланном (Jean-Felix Lalanne).
25 февраля 2005 вышел новый альбом Лары Фабиан под названием «9» с первым синглом “La Lettre”, написанным Ж-Ф Лаланном.
С сентября 2005 года по июнь 2006 Лара гастролирует по Франции. Ее шоу «Un Regard 9» имело огромный успех. Вскоре были выпущены CD с записями шоу и DVD с видео-версией концерта.
В июне 2007 года в послании поклонникам на своем официальном сайте Лара сообщает, что беременна. »Это самая прекрасная новость, которую я могла вам сообщить», — пишет она. Действительно, певица неоднократно говорила в интервью, что не будет чувствовать себя полностью счастливой, если не станет мамой. Но несмотря на беременность Лара до самого рождения дочки принимала участие в различный концертах и ТВ-шоу (в частности, сентябрьское выступление в «Casino de Paris»).
20 ноября 2007 года на свет появилась малышка Лу, названная в честь мамы Лары Луизы. Отец девочки — известный французский режиссер Жерар Пулличино.
Последующие несколько месяцев у Лары были связаны c семейными заботами. Но уже весной 2008 года она готова дать несколько больших концертов по всему миру. Мини-турне Лары Фабиан началось в Греции, где она выступила с Марио Франгулисом (известный греческий певец), продолжилось в России, куда Лара традиционно приезжает каждую весну, и завершилось в Украине, которую певица посетила впервые. Концерт состоялся в Киевском дворце Украина, собрал полный зал и получил очень теплый прием киевской публики.
Летом 2008 года Лара начинает готовить новый альбом. Она решает посвятить его женщинам, оказавшим влияние на ее жизнь и творчество. Дата релиза была назначена на октябрь, но несколько раз переносилась. В итоге, долгожданный «TLFM» («Toutes Les Femmes En Moi» или «Все женщины во мне») мир увидел только 26 мая 2009 года. Солнечный и светлый, он стал хорошим подарком меломанам в предверии лета. Подробнее об альбоме и его создании читайте в разделе TLFM и разделе Пресса.
В начале июня 2009 года Лара вновь приезжает в Москву. Она дает 5! концертов в столичной Оперетте. (Видео концерта 1-го июня — в разделе Концерты). Певица презентует новый альбом, а также — новый дуэт. Вместе с Ларой на сцене выступил известный русский композитор Игорь Крутой. Вместе они исполнили две песни: «Lou» (которую Лара посвятила своей дочурке) и «Demain n’existe pas» (в переводе — «Завтра не существует»).
7 октября вышел альбом «Ewery Woman in Me». Его содержание продолжает идею диска «TLFM»: Лара исполнила песни своих любимых певиц, чье творчество отразилось на ее карьере. В альбоме звучат песни на английском языке и исполнены они исключительно в сопровождении фортепиано. Диск выпущен ограниченным тиражом и распространяется в интернет-магазине Лары Фабиан.
В феврале 2010-го Лара впервые посетила Санкт-Петербург и Екатеринбург, после чего дала первый концерт в Одессе (21 февраля) и второй раз выступила в столице Украины Киеве (23 февраля).
С сентября 2009 года по март 2010 прошло большое турне Лары «Toutes les femmes en moi font leur show», во время которого Лара исполняла песни из альбомов «TLFM» и «EWIM», а также свои хиты разных лет. Шоу будет выпущено на DVD осенью 2010 года.
С мая по июль 2010 года в Украине прошли съемки музыкального фильма «Мадемуазель Живаго», в основе которого — 12 новелл на песни Лары Фабиан. Автор музыки и продюсер фильма — российский композитор Игорь Крутой. Режиссером стал популярный украинский клипмейкер Алан Бадоев.
Источник
Luciano Pavarotti & Lucio Dalla — Caruso
Нет других произведений.
Луча́но Паваро́тти (итал. Luciano Pavarotti; 12 октября 1935, Модена — 6 сентября 2007, Модена) — итальянский оперный певец (тенор), один из самых выдающихся оперных певцов второй половины XX века.
Отмечают, что благодаря своему вокальному мастерству, характерной лёгкости звукоизвлечения, сочетающимся «с высокой индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность», Паваротти стал «одной из „суперзвёзд“ оперной сцены 20 столетия». Его популярности способствовали также частые появления в прессе и трансляции выступлений певца по телевидению.
Лучано Паваротти вошёл в поп-культуру после исполнения арии Nessun Dorma на церемонии открытия мирового кубка ФИФА в 1990 году в Италии. В этот же период начинается сотрудничество Паваротти с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом в проекте «Три тенора» — цикле концертов трёх артистов, призванных донести оперный репертуар до широкой аудитории. В дальнейшем «Три тенора» продолжали совместные выступления в течение 15 лет, имея большой коммерческий успех. Кроме того, певец поддерживал дружеские отношения со многими поп- и рок-исполнителями, и неоднократно участвовал с ними в совместных концертах, которые носили название «Паваротти и друзья». При этом Паваротти постоянно поддерживал свой статус в мире оперы, оставаясь академическим певцом.
Паваротти уделял большое внимание благотворительной деятельности, он был отмечен наградами за работу по сбору денежных средств для беженцев и Красного Креста.
Биография
Детство и годы обучения
Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии в семье Фернандо Паваротти — пекаря и певца, и Адель Вентури — рабочей на фабрике по производству сигар. Несмотря на то, что семья имела мало денег, певец всегда отзывался с любовью о своём детстве. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном жилище. Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году. В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством.
Ранние музыкальные пристрастия Паваротти заключались в записях его отца, большинство из которых включали популярных теноров тех времён — Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Джованни Мартинелли и Тито Скипа. Когда Лучано было около девяти лет, он начал петь со своим отцом в небольшом местном церковном хоре. Также в период молодости он провёл несколько уроков с профессором Донди и его женой, однако не придавал им большого значения.
После окончания школы Schola Magistrale Паваротти столкнулся с необходимостью выбора профессии. Увлекаясь футболом, он подумывал о спорте, хотел быть вратарём, но мать убедила его стать учителем. Впоследствии он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке взял верх. Осознавая весь риск, отец с неохотой согласился содержать Лучано до 30 лет, после которых, если ему не повезёт с карьерой певца, он будет зарабатывать себе на пропитание сам, теми способами, которыми сможет.
Паваротти начал серьёзное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с тенором Арриго Пола в Модене, который, зная о бедности семьи, предложил давать уроки без оплаты. Занимаясь с этим педагогом, Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в 1961 году. Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства Паваротти, в дальнейшем также успешную певицу, сопрано Миреллу Френи. Во время обучения Паваротти работал сначала учителем в начальной школе, затем страховым агентом.
Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким бесплатным сольным концертам в маленьких городах. Когда на голосовых связках образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти решил закончить петь. Однако впоследствии утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в автобиографии, «всё, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».
Карьера
1960—1980
Творческая карьера Паваротти началась в 1961 году с победы на Международном конкурсе вокалистов, которую он разделил с обладателем баса Дмитрием Набоковым. В том же году вместе с Набоковым он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини. Эту же партию он исполнил в 1963 году в Венской опере и лондонском «Ковент-Гардене».
Дебют Паваротти в США состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года, когда он спел Эдгара в «Лючии ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти вместе с Сазерленд. Тенор, который должен был петь в тот вечер, заболел и не имел дублёра. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, хорошо знакомого с ролью.
В последующие годы он пел в «Ковент-Гарден» партии Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, Альфреда в «Травиате» Верди, Герцога Мантуанского в вердиевском «Риголетто». Партия Тонио в опере «Дочь полка» Доницетти, спетая в 1966 году, принесла Паваротти международную известность. После этого его стали называть «королём верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал в миланском «Ла Скала», где исполнил партию Тибальда в «Капулетти и Монтекки» Беллини. Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Риккардо в «Бале-маскараде», Манрико в «Трубадуре», Радамес в «Аиде» Верди, Калаф в «Турандот».
С 1971 года Паваротти регулярно выступал на фестивале «Арена ди Верона», участвовал в концертах. Гастролировал с «Ла Скала» в Москве (1974). Среди записей партии в десяти операх Верди, пяти операх Пуччини; партии Канио в «Паяцах» (дирижёр Риккардо Мути, Philips), Энцо в одной из наиболее удачных записей «Джоконды» Понкьелли (дирижёр Бруно Бартолетти, Philips) и другие.
1980—1990
В начале 1980-х годов Паваротти основывает международный конкурс молодых исполнителей (англ. The Pavarotti International Voice Competition). С победителями первого конкурса 1982 году он исполнил отдельные фрагменты «Богемы» и «Любовного напитка». Второй конкурс состоялся в 1986 году и с его победителями Паваротти тоже исполняет отдельные фрагменты «Богемы» и «Бала-маскарада» (итал. «Un ballo in maschera»). На празднование 25-летия своей карьеры Паваротти приглашает победителей этого конкурса в Италию, где они исполняли «Богему» в его родном городе Модене, а также в Генуе. Этот тур был продолжен в столице Китая — Пекине, где Паваротти впервые выступил перед 10-тысячной аудиторией, подарив слушателям все знаменитые «До» второй октавы, а публика, в свою очередь, аплодировала стоя. С победителями третьего конкурса 1989 года он исполняет «Любовный напиток» и «Бал-маскарад». Победители пятого конкурса сопровождали певца на его гастролях в Филадельфии 1997 года.
В середине 1980-х годов Паваротти возвращается к сотрудничеству с Венской государственной оперой и Ла Скала. В Вене Паваротти исполняет Рудольфо из «Богемы» дуэтом с Миреллой Френи в роли Мими; Неморино — в «Любовном напитке»; Радамеса в «Аиде»; Рудольфо в «Луизе Миллер» ; Густаво в «Бале-маскараде»; в последний раз Паваротти выступает в Венской опере в 1996 году в «Андреа Шенье» (фр. «Andrea Chénier»).
В 1985 году на сцене Ла Скала Паваротти, Мария Кьяра и Лука Ронкони (итал. Luca Ronconi) под руководством Маазеля исполнили «Аиду». Ария «Celeste Aida» в его исполнении была встречена двухминутными овациями. 24 февраля 1988 года в Берлине Паваротти устанавливает новый рекорд Книги Гиннесса: в Дойче Опера после исполнения «Любовного напитка» по просьбе зрителей занавес поднимали 165 раз. В этот год тенор снова поёт в «Богеме» с Миреллой Френи в доме Оперы Сан-Франциско. В 1992 году Паваротти в последний раз появляется на сцене Ла Скала в новой постановке «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли. Это выступление было негативно оценено критиками и частью зрителей, после чего Паваротти в Ла Скала больше не выступал.
Новую волну мировой славы Паваротти принесло исполнение арии «Nessun Dorma» из оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в 1990 году. Компания ВВС сделала её темой своих трансляций Чемпионата мира по футболу в Италии. Эта ария стала такой же популярной, как поп-хит, и стала визитной картой исполнителя. Во время финала чемпионата «Три тенора» исполнили арию «Nessun Dorma» на территории древних бань Каракаллы в Риме, и копий этой записи было продано больше, чем копий какой-либо другой мелодии за всю историю музыки, что также зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. Так Паваротти вынес оперу на улицу к людям. В 1991 году он сольно выступил в лондонском Гайд-парке, где собрал 150-тысячную аудиторию; в июне 1993 года в Центральном парке Нью-Йорка великого тенора собралось послушать более 500 тысяч человек, и более миллиона зрителей смотрели трансляцию по телевидению. В сентябре того же года состоялся открытый концерт на Марсовом поле в Париже для более чем 300 тысяч слушателей. По традиции концерты «трёх теноров» также состоялись и на следующих чемпионатах мира по футболу в Лос-Анджелесе (1994), в Париже (1998) и Йокогаме (2002).
Одновременно с популярностью в профессиональных кругах шоу-бизнеса росла слава Паваротти как «Короля отмен». Будучи непостоянной артистической натурой, Лучано Паваротти мог отменить своё выступление в последний момент, причиняя тем самым значительные убытки концерт-холлам и домам оперы.
В 1998 году Паваротти был награждён премией «Легенда Грэмми», которой награждали всего 15 раз с момента основания (1990 г.).
Введён в Зал славы журнала Gramophone.
учано Паваротти был одним из самых популярных у публики и признаваемых критикой оперных теноров XX столетия.
На свои сольные концерты Паваротти собирал сотни тысяч слушателей. На одном из выступлений в нью-йоркском «Метрополитен Опера» зрители настолько были покорены красотой голоса певца, что занавес пришлось поднимать 165 раз. Этот случай был занесён в Книгу рекордов Гиннесса. 500 тысяч зрителей слушали его концерт в Центральном парке Нью-Йорка — такую аудиторию не собирал ни один из популярных исполнителей. С 1992 года Паваротти участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья». Благотворительный проект получил колоссальную известность благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тейлора (Queen), Стинга, Элтона Джона, Боно и Эджа (U2), Эрика Клептона, Джона Бон Джови, Брайана Адамса, Би Би Кинга, Селин Дион, группы Cranberries, известных итальянских исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром пели свои лучшие песни. Работать в этом проекте почитали за честь многие поп- и рок-музыканты. Альбомы, записанные проектом «Паваротти и друзья», стали сенсацией на рынке популярной музыки.
Многие любители критиковали Паваротти за подобные эксперименты, заставляющие воспринимать серьёзную музыку как развлечение, и во многих крупных театрах ходило выражение: «Оперу загубили три человека и все три — теноры». К проекту «3 тенора» можно, конечно, относиться по-разному, но не стоит забывать, что это была благотворительная акция, посвящённая выздоровлению Хосе Каррераса, и именно благодаря «трём тенорам» Паваротти и Доминго — давние враги помирились и стали выступать вместе в серьёзных «настоящих» спектаклях, таких, как «Плащ» Пуччини и «Паяцы» Леонкавалло в «Метрополитен Опера» в один вечер. Лучано Паваротти — легенда. Он произвёл оперную революцию, и даже его самые непримиримые критики не будут спорить, что его имя навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса.
— Виктор Коршиков. Паваротти покидает оперную сцену. «Русский Базар», № 16 (312), 2002 г.
Завершение карьеры и смерть
В 2004 году Лучано Паваротти простился со зрителями. Он в последний раз вышел на сцену «Метрополитен-опера» в роли Марио Каварадосси в опере Пуччини «Тоска». Перед спектаклем он официально объявил о том, что покидает оперную сцену. В «Метрополитен-опере» был аншлаг — несмотря на то, что временами голос Паваротти звучал слабее, чем обычно, зал проводил его 11-минутной овацией. Последнее выступление Паваротти состоялось 10 февраля 2006 года в Турине, на церемонии открытия XX Зимних Олимпийских игр: он исполнил Nessun dorma из оперы Пуччини «Турандот».
Лучано Паваротти скончался в 5 утра 6 сентября 2007 года, не дожив немногим более месяца до своего 72-летия, от рака поджелудочной железы, в своём доме в Модене.
8 сентября 2007 года прошли прощание и похороны маэстро. Лучано Паваротти был похоронен на кладбище Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой, в семейном склепе, рядом с родителями и мертворождённым сыном.
Источник