Как организована клавиатура клавишных инструментов
Пианино — инструмент, который внушает радость, трепет и немножко страха. Что такого в пианино вызывает так много разных реакций? И почему так много людей хотят научиться играть на пианино, но никогда не учатся? Ссылка на бесплатные уроки по клавишным инструментам
Большинство из нас хотят сесть за наши пианино или клавишные и без труда играть наши любимые мелодии. Это звучит великолепно, и это отличный способ наслаждаться музыкой. Потрясающе!Теперь вот мрачная реальность: играть на пианино — не для большинства людей. Многие люди считают это сложным и запутанным, находят практические занятия скучными и обескураживающими. Есть и такие, которые изучают этот инструмент, но не довольны своими результатами, даже если у них в практике много трудоемких уроков. Даже простые песни, которые можно играть на пианино, могут потребовать много усилий для изучения.
Но если вас не пугает тёмная сторона обучения игре на клавишных, можно посмотреть, как организована клавиатура пианино, рояля, синтезатора.
Познакомьтесь с клавиатурой фортепиано
Если вы посмотрите на клавиатуру в первый раз, вы можете подумать, что есть много клавиш(нот) для изучения.
Но на самом деле это проще, чем кажется. Вам действительно нужно выучить только 12 нот!
Серая область на клавиатуре показывает клавиши и соответствующие им ноты, которые вы должны знать
Ноты на этой клавиатуре сгруппированы в 6 групп по 12 нот. Каждая группа состоит из 7 белых клавиш и 5 черных клавиш. Посмотрите на рисунок выше — группа повторяется влево и вправо несколько раз. Каждая группа начинается с клавиши — ноты «До» (С), которая расположена слева от двух последовательных черных клавиш.
Давайте внимательнее посмотрим на клавиши «До» (С). Помните, как вы можете найти их на клавиатуре? Они всегда слева от пары черных клавиш. Это важно помнить, потому что перед воспроизведением любой песни вы должны сначала найти «До» на клавиатуре.
Упражнение. В качестве небольшого упражнения попробуйте найти все ноты «До» на клавиатуре.
Поскольку вначале может быть немного трудно найти ноты «До», просто сконцентрируйтесь сейчас на средней «До». Она расположена в середине клавиатуры, прямо перед вами, когда вы сидите за пианино. Посмотрите на картинку выше. Наверху Вы увидите линии, символы и цифры. Это система обозначений – нотные станы для записи нот для правой и левой руки, 4/4 – размер и т.д. Если музыка — это язык, система обозначений похожа на письменный текст. Как и любой язык, музыка основана на правилах и использует специальные символы. Обозначение определяет, какие ноты должны быть воспроизведены в определенный момент времени. К системе нотной записи мы еще вернемся. А пока продолжаем изучение клавиатуры фортепиано.На рисунке ниже вы можете увидеть другие ноты «До» и то, как они представлены в системе обозначений. Вы узнаете среднюю клавишу «До» в затененной области?
Слева и справа от него есть дополнительные ноты «До».
Если вы посчитаете белые и черные клавиши на клавиатуре, вы увидите, что между нотами «До» есть 12 клавиш (нот). В системе обозначений есть 8 строк и пробелов между нотами «До». Эта последовательность нот (12 на клавиатуре, 8 в системе обозначений) называется октавой. На картинке выше вы можете видеть октавы на клавиатуре и в системе обозначений — от одной ноты «До» до следующей. Мы выучим все ноты в одной октаве (1 группа) — сосредоточив внимание на октаве, содержащей среднюю клавишу «До».
Примечание. Клавиатуры бывают разных размеров и с разным количеством клавиш, поэтому не паникуйте, если вы считаете больше клавиш «До», чем на рисунке. Просто обратите внимание на пару черных клавиш — белая клавиша слева от них — это всегда клавиша, соответствующая ноте «До».
Теперь, когда вы выучили ноты «До», пришло время выучить остальные 11 нот в октаве. Их мы будем осваивать по аналогии с изучением ноты «До».
Готовы к практике? Тогда приступаем. Если нет инструмента, приобретите небольшую портативную клавиатуру. Маленькие Casio или Yamaha клавиатуры со встроенными динамиками и сенсорными клавишами отлично подойдут для начальных занятий.
Источник
Расположение нот на клавиатуре пианино
Всего на клавиатуре фортепиано есть 88 клавиш, среди которых 52 штуки белых, остальные 36 – черные. Белые клавиши расположены все подряд без каких-либо особенностей, а черные – группами по две или по три. Посмотрите на картинку:
На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Каждое такое повторение от одной ноты ДО до следующей ноты ДО называется ОКТАВОЙ. Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них, как бы «под горкой». Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:
Итак, вот что мы выяснили:
- Нота ДО всегда находится слева от двух черных клавиш.
- Нота РЕ расположена на пианино между двумя черными клавишами.
- Нота МИ занимает положение справа от группы из двух черных клавиш.
- Нота ФА находится слева от группы из трех черных клавиш.
- Ноты СОЛЬ и ЛЯ находятся внутри группы из трех черных клавиш.
- Нота СИ соседствует с нотой ДО и находится справа от группы из трех черных клавиш.
Какие бывают октавы на фортепиано?
Мы выше уже сказали, что каждое повторение набора всех семи звуков называется октавой. Октавную систему можно сравнить с многоэтажным домом. Те же самые ступеньки музыкальной лестницы (ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ) повторяются каждый раз на новой высоте, как будто бы постепенно повышается этаж расположения лесенки.
Октавы имеют свои названия, они очень простые. Средние и высокие звуки находятся в октавах, которые называются: ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ. Первая октава обычно находится в середине инструмента, в середине диапазона. Вторая, третья, четвертая октавы находятся выше, то есть с правой стороны по отношению к первой октаве. Пятая октава считается неполной, так как в ней всего лишь один звук – одна только нота ДО без продолжения.
Про ноты, находящиеся в разных октавах так и говорят: до первой октавы, до второй октавы, до третьей октавы и т.д., соль первой октавы, соль третьей октавы, соль четвертой октавы и т.д.
Низкие, басовые звуки занимают левую сторону клавиатуры фортепиано. Они располагаются в октавах, которые называются: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА, СУБКОНТРОКТАВА. Малая октава находится ближе всех к первой, непосредственно слева от нее. Ниже, то есть левее, на пианино – клавиши большой октавы, далее – контроктавы. Субконтроктава является неполной, в ней две белые клавиши – ля и си.
Для чего нужны черные клавиши?
С белыми клавишами пианино мы немного разобрались – на них в разных октавах располагаются основные ноты ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А для чего же тогда нужны черные клавиши на фортепиано? Разве только для ориентировки по ним? Оказывается, нет. Дело в том, что в музыке есть ноты (ступени) основные, их семь, а кроме них есть ступени производные, которые получаются при повышении или понижении основных. Повышение ступени обозначается словом ДИЕЗ, а понижение – словом БЕМОЛЬ.
В нотах для обозначения диезов и бемолей применяются специальные знаки. Диез по начертанию представляет собой небольшую решетку (совсем такая решетка как на клавиатуре вашего телефона), которая ставится перед нотой. Бемоль (с французского – мягкая «бэ») напоминает русский мягкий знак, только более заостренный к низу или латинскую букву b, этот знак также как и диез ставится перед нотой (заранее).
ВАЖНО! Диез и бемоль повышает или понижает, то есть изменяет ноту на ПОЛУТОН. Полутон – много это или мало? Полутоном на фортепианной клавиатуре считаемся наименьшее расстояние между двумя клавишами. То есть, если играть все клавиши фортепиано подряд, не пропуская белые и черные, то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон.
И если нам нужно сыграть какой-нибудь диез, то мы просто берем клавишу на полутон выше, то есть не обычную белую ДО, РЕ или МИ, а следующую за ним черную (или белую, в случае когда черной рядом не имеется). Давайте посмотрим примеры:
Так получилось, что две ноты – ми-диез и си-диез совпадают с другими клавишами. МИ-ДИЕЗ совпадает с клавишей ФА, а СИ-ДИЕЗ – с клавишей ДО. Для этих диезов не нашлось отдельных черных клавиш, поэтому их «выручили» соседние белые. Тут нечему удивляться, в музыке часто такое бывает. Это интересное свойство, когда звуки совершенно одинаково звучат, но по-разному называются, имеет имя ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО).
Если нам нужно взять на фортепиано какой-нибудь бемоль, то нужно наоборот играть клавишу на полутон ниже, то есть левее, ту клавишу, которая идет перед основной. И здесь тоже будут случаи энгармонического равенства: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с клавишей СИ. Давайте посмотрим теперь все остальные бемоли:
Таким образом, черные клавиши на клавиатуре пианино выполняют очень интересную двойную функцию: для одних нот они являются диезами, а для других – бемолями. Если вы хорошо усвоили сегодняшний урок, то вы без труда эти совпадения клавиш можете назвать. Если вы занимаетесь с ребенком, то попросите его об этом обязательно, чтобы эта мысль в его голове лучше отложилась. Кстати, если вы собираетесь разучить с ребенком написание нот, то в помощь вам у нас есть неплохое пособие – Как выучить ноты с ребенком? Милости просим вас на эту страничку!
Дорогие друзья! Помог ли вам как-то этот материал? Какие вопросы у вас остались неразрешенными? Что еще вам хотелось бы узнать от нас о мире музыки? Напишите свои мысли и пожелания в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.
Источник
Немного об инструментах. Фортепиано. Часть вторая. Как устроено фортепиано.
Первые фортепиано по звучанию были очень мало похожи на современные. Механизм звукоизвлечения в них был весьма несовершенным. И вначале фортепиано не могло успешно конкурировать с королем музыкальных инструментов того времени — клавесином. На протяжении XVIII века композиторы продолжали писать музыку для него. А тем временем новый инструмент улучшался. Усложнялось его устройство.
Сложный механизм фортепиано состоит почти из 10000 деталей, Они должны быть смонтированы и соединены между собой с профессиональной точностью.
В первую очередь изготовляют футор — прочную деревянную раму с распорками. Футор придает фортепиано прочность. К верхней части футора приклеивают вирбельбанк (колковую доску) — мощный деревянный брус из прочного дерева( бук, клен), в которую вбиты колки (вирбеля) .
Спереди на футор наклеена краями резонансная дека . Это большое полотно толщиною в один сантиметр. Дека склеена из сосновых дощечек. На обратную сторону деки ( ту, что у фортепиано смотрит наружу) наклеены еловые бруски — рипки . Дека и рипки отражают слабый звук струны и усиливают его.
На внутреннюю сторону резонансной деки устанавливают штеги . Штег — деревянный брусок идущий под углом. Сверху него будут проходить струны. Штег передает их вибрацию на резонансную деку.
По краям резонансной деки к футору привинчена чугунная рама. Это очень крепкая литая конструкция на которую натянуты струны. Она выдерживает силу натяжения, которая может достигать 20 тонн.
У фортепиано 220 струн, хотя клавиш 88. Почему так? Каждой клавише отвечает от одной до трех струн. Низкие — по одной струне, так как они толстые и длинные. Высокие струны короткие и тонкие. Их громкость не очень сильная. Поэтому они усиливаются добавлением таких же струн, настроенных в унисон. Такая группа струн называется хор струн.
В пианино применяется перекрестно-струнная система. Басовые струны идут почти по диагонали из верхнего левого угла в правый нижний угол корпуса. А струны верхнего регистра идут под ними в нижний левый угол.
Винты с помощью которых достигается и фиксируется нужное натяжение струн называются колками, или вирбелями . Их 220 как и струн. Расположены они в верхней части чугунной рамы, но вкручиваются не в нее, а в мощный деревянный брус, закрепленный позади — вирбельбанк.
Клавиатура — это цельная деревянная деталь, которую мастер распиливает на части. Как правило, пятьдесят две белые клавиши делают из липового дерева, а их верхний слой — из слоновой кости или синтетики. Черные клавиши производят из синтетического материала и покрывают черным деревом. Клавиши должны быть гладкими и находиться на одном уровне. Поэтому иногда к некоторым клавишам добавляют свинцовые грузы.
Клавиатура — это система рычагов, запускающая в действие ударный механизм молоточков . Когда пианист нажимает на клавишу, молоточек ударяет по струнам. В это же время от струны отскакивает войлочная подушечка — глушитель ( демпфер) . Струны от удара дрожат — вибрируют — и возникает звук. Если бы глушителя не было, то струны колебались бы дольше,чем нужно, и слышался бы сплошной гул. Отпустим клавишу — звук прекратиться. Это на место вернулся глушитель.
Важной частью фортепиано являются педали. Задача педалей — регулировать звучание некоторых нот и пассажей. При нажатии на левую педаль, молоточки сдвигаются вправо и ударяют не по центру струн (например из трех по одной), и звук получается слабее. Правая педаль отводит глушители от струн и звук тянется очень долго.
Все перечисленные детали заключены в корпус фортепиано. В зависимости от модели он может быть матовый — покрытый несколькими слоями нитроцеллюлозного лака, или блестящий — покрытый полиэстерным лаком и отполированный.
Ставьте «лайк»! Подписывайтесь на канал «Музыка праздника» — интересное и полезное чтение вам обеспечено!
Источник