Часть сочинения для фортепиано

Сочинение мелодии на фортепиано

Я нередко замечаю, что некоторые битмейкеры никогда или практически никогда не пишут мелодий к своим битам самостоятельно и занимаются исключительно лишь сэмплированием. Нет, я ни в коем случае не отрицаю, что сэмплирование — тоже важный элемент битмейкинга, и умение хорошо «покромсать» чужой трек — полезный навык, пускай и не обязательный. Да и сам я люблю «порезать» чужие композиции. Но, согласитесь, это же смешно, когда человек, который не в состоянии сочинить мелодию самостоятельно называет себя композитором (ведь битмейкер сочиняет музыку, значит, должно быть, является таковым). Некоторого рада парадокс, не так ли? Именно эти наблюдения и сподвигли меня написать данную статью. Сегодня я расскажу и покажу вам, как, не имея хорошо отточенного музыкального слуха и большого опыта, сочинить мелодию. И делать я это буду на примере главной темы из моего инструментала «Endless Winter». А теперь непосредственно к делу.

1) Выбор инструмента

Начать я рекомендую с подбора самого фортепиано. Подробнее на эту тему я поразглагольствую в одной из следующих статей. А пока лишь скажу: возьмите какую-нибудь библиотеку для Kontakt 5 да не скупитесь на место на жёстком диске: желательно, чтобы она была «потяжелее». Потому что, как правило, это свидетельствует о высоком качестве продукта (повторюсь: как правило). Например, мой любимый рояль Fazioli Ebony Concert Grand занимает около 30 гигабайтов на жёстком диске. «Почто такие траты?», — спросите вы. Дело в том, что, например, лично меня приятный, качественный тембр способен вдохновить на написание мелодии. Возможно, вас тоже. Так что сразу настройте реверберацию, по желанию добавьте дилэй, сделайте предварительную эквализацию вашего тембра. В общем, выжмите из своего рояля все соки. Скорее всего, это поможет вам в сочинении. Во всяком случае, мне помогает. Скриншот, демонстрирующий мои обработки, представлен ниже. Я использовал библиотеку для Kontakt 5 от Best Service «Galaxy: Vintage D».

2) Выбор аккордов

Далее я посоветую вам выбрать гармонию (под гармонией я подразумеваю аккордовую последовательность). Да-да, именно выбрать. Хотя подбирать аккорды самостоятельно в разы интереснее, начать всё же рекомендую с известных и популярных аккордовых прогрессий. Приведу несколько примеров. Мажор: C – Am – F — G | C – E – Dm – F | С – F – Am – G | C — F — Dm — E. Минор: Am – G – F – E | Am — G — Dm — E | Am – F – Dm – E | Am – F – G – Am. Примеры приведены в тональнастях до-мажор и ля-минор соответственно. Вы же можете транспонировать их в симпотизирующую вам тональность (пункт № 9), просто перетаскивая их в Piano-Roll’е. Если в музыкальной теории вы абсолютный ноль, обязательно и как можно скорее изучите хотя бы основы: это необходимо. На скриншотах вы сможете наблюдать ход работы над моей мелодией, а по ссылке под изображением — прослушивать результат на каждом из этапов. В данном случае я использовал прогрессию Am — G — Dm — E.

3) Построение аккомпонимаета. Арпеджио.

А теперь немного преобразуем нашу гармонию, а также упростиим себе задачу в дальнейшем — сразу добавим движения — сделаем арпеджио. Простейший вариант — это сыграть первую ноту аккорда, затем последнюю, а после снова первую, но уже на октаву выше. В данном случае мы не получим полноценных трезвучий, так как используем лишь две ноты. Тем не менее, это создаст отличную основу и даст нам большую свободу в настроении дальнейшей мелодии, так как мы не выбираем среднюю ноту аккорда, которая его формирует, делая мажорным или минорным, в зависимости от расположения. Но этот вариант далеко не единственный, и можно, например, просто сыграть все ноты трнезвучия по порядку или двигаться не снизу вверх, а сверху вниз. Ограничений нет!

4) Развитие аккомпонимаента.

В качестве следующего шага более конкретно сформируем желаемое настроение, добавив к получившемуся арпеджио ещё нот. Не обязательно добавлять их из изначально выбранных вами трезвучий — эксперементируете. Плод моих экспертмментов вы можете видеть на приложенном скриншоте: как видите, не нужно бояться, и можно даже делать смелые скачки больше, чем в октаву. Если полученный в пункте 2 результат вас полностью устраивает, этот шаг можно пропустить.

5) Скелет мелодии.

Начнём выстраивать скелет предстоящей мелодии. Выберем по одной ноте на каждую четверть такта. На этом скелет окончен. Скажу, что гармонично будут звучать ноты, взятые из играющих одновременно с ними аккордов. Но не стоит себя ограничивать: можно даже использовать хроматизмы (ноты вне тональности), если они, конечно, приятны не слух.

6) Развитие мелодии. Часть 1.

Чтобы развить нашу мелодию, добавим ещё по одной ноте на каждую четверть такта. Не обязательно добавлять их в ровном ритме. Можно, например, как у меня. Я также, как можете видеть, добавил ноту на последню восьмую долю. И вы имеете полное право делать так, как пожелает ваша душенька. Можно где-то, допустим, выставить сразу по три или четыре ноты, а где-то оставить одну. Я лишь привёл пример. Что интересно, хоть мы и метили в ля-минор, попали в итоге в тональность ми-минор. Вероятно, из-за того, что мелодию начали с ноты «ми», ведь по набору входящих в них нот, эти тональности очень схожи. Но это не представляет большой проблемы: ноты входящие во все тональности вы без труда найдёте в сети, а определить тональность можно с помощью программы KeyFinder, которая абсолютно безвозмезно доступна для скачивания на официальном сайте, куда вам сейчас и дорога: http://www.ibrahimshaath.co.uk/keyfinder.

7) Развитие мелодии. Часть 2.

Продолжаем развитие. Сложность этого момента зависит от того, что вы, подойдя к нему, имеете. Здесь нет никаких ограничений. Больше импровизации и оригинальности — вот ваше правило. Просто добавьте ещё нот в вашу мелодию. Правда, иногда данный этап может оказаться вовсе не нужным, и мелодия получается полностью сформированной уже на шестом шаге. Но нередко, при отсутствии должного опыта, пункт 7 становится очень и очень непростым. И по сему поводу настоятельно и от всего сердца рекомендую вам обратить львиную долю своего драгоценного внимания на процесс вдохновения именно на данном этапе либо ранее. А теперь несколько более конкретно и подробно. Если вы, как я, пишите грустную, минорную мелодию, вспомните, например, свою бывшую девушку, как бессердечно она кинула вас, оставив глубокий шрам на ранимом мужском сердце. Или, допустим, своего хомячка, которого вы так неожиданно для себя зажали в дверном проёме, забрызгав хомячьей кровью свои новые Найки. Если же весёлую, торжественную, мажорную — как развели недотрогу Наташку, влив в неё предварительно полбочки «Охоты крепкой», или как вы с корешами порешали «стаю» представителей соседнего района, гордо и беспощадно «отреставрировав» им лица за непростительную дерзость, позволившую им позариться на вашу территорю. Проще говоря, воспроизведите в памяти наиболее яркий эмоцианальный всплеск требуемого настроения. Вышеописанный метод вдохновения, разумеется, не является единственным существующим и единственноправильным. И более подробно данную тему я разберу в одной из последующих статей. Пока лишь скажу, что однажды я даже бился головой о стену, а после грустил по двум поводам: 1) головная боль, 2) я идиот. Получив двойную дозу печали, я написал хорошую минорную мелодию, что и являлось целью моих самобичеваний. Ещё раз повторюсь: импровизируйте, проявляйте креативность, не создавайте себе ограничений, а также не забывайте про эмоции, ведь битмейкинг — это тоже, Господи, прости, творчество. А эмоции — мощный ресурс любого творчества. На моём примере вы можете пронаблюдать, как просто гармоничный набор нот именно на этом этапе преобразовался в полноценную мелодию, стал, как я искренне надеюсь, в чём-то уникальным.

8) Развитие мелодии. Часть 3.

Удлиним нашу мелодию: просто скопируем её и внесём некоторые изменения. Снова не смогу дать вам конкретных советов. Да их и не нужно! Фантазируйте! Скажу также, что этот шаг не очень сложен.

9) Выбор тональности. Транспонирование.

Этот этап, пожалуй, самый лёгкий и иногда, как в моём случае, очень и очень действенный. Просто возьмите вашу мелодию и перенесите её на n-ное количество полутонов вверх или вниз. Попробуйте все 12 вариантов, не забывая про изначальный и решите, в какой тональности плод ваших трудов звучит наилучшим образом. Вы также можете, например, просто «утащить» всю партию на окатаву вверх или вниз или, допустим, сделать тоже самое с мелодией, не затронув аккомонимент. После подобных манипуляций она может «раскрыться» и «расцвести». Насилуйте своё воображение, и всё получится!

10) «Оживление» мелодии.

В качестве завершающего этапа сделаем получившууся мелодию более «живой». А то возникает ощущение, что на рояле играет робот. Да, оно так и есть, но мы должны это замаскировать. Сразу скажу, что я в данном случае счёл нужным не злоупотреблять «живостью» и не сильно издевался над своей мелодией в этом плане. Но вы должны уметь принимать осознанные, самостоятельные решения, исходя из сложившейся ситуации и собственных выводов. Всё в ваших руках! А теперь к делу: нам просто нужно немного подвигать громкость и расположение нот. Выбираем привязку к сетке «None» и экспериментируем. Обратите внимание на неточности в расположении нот и расхождения Velocity на проиложенном скриншоте. На этом окончим наш увлекательный процесс музицирования.

Итак, мы с вами написали неплохую мелодию. Как видите, это оказалось не так уж и сложно. Хотя, возможно, вам потребуется некоторое количество практики, но без неё, как известно, никуда. Всем удачи в творчестве!

Источник

Часть сочинения для фортепиано

У Форе есть два произведения для фп. с оркестром: ранняя Баллада и поздняя Фантазия in G.

Сольной музыки для других инструментов с оркестром у Форе нет
(кроме виолончельной Элегии ор.24 — http://www.youtube.com/watch?v=F3q_HJN51uo).
Скрипичный концерт ор.14 (1878-79) композитор не завершил, — закончено только его Allegro:
1 http://www.youtube.com/watch?v=0Squpa1x3Vw
2 http://www.youtube.com/watch?v=tln0jLDlauc
(вариант с фп.) http://www.youtube.com/watch?v=QuFUxR-yejc

Ещё одно большое фп. сочинение Форе —
ТЕМА И ВАРИАЦИИ ор.73 (исп. Jean Doyen):

Остальные его произведения для фортепиано более скромны по форме. Иногда считают, что форма эта несколько салонна (не вполне отвечает содержанию). Тем не менее, слушать и играть фп. музыку Форе интересно: звуковые краски здесь свежи и неожиданны, мир предстаёт светлым.

Источник

Часть сочинения для фортепиано

За двадцать лет моей композиторской деятельности я сочинил более 120 произведений, около восьмидесяти пяти из них я выпустил на компакт-дисках. По просьбам моих читателей, которым понравились мои советы начинающим пианистам, я решил написать статью для начинающих композиторов. В этой статье я рассмотрю 12 вещей, которые полезно знать каждому композитору, который хочет сочинять произведения для фортепиано.

1. Начните с мелодии

Не нужно пытаться сочинить в уме всю песню сразу и целиком. Начните с одной простой мелодической фразы. Эта мелодия будет главной темой всего остального вашего произведения. Эта мелодия — основа и стержень вашей песни. Начните с импровизации на основе главной темы и посмотрите, в каком направлении пойдет естественное развитие этой мелодии. В конечном счете, главная мелодическая линия должна перейти в «хук» (припев). Относитесь к припеву как к цели, к которой стремится ваша мелодия.

2. О чем ваша песня?

Развивая мелодию, думайте об эмоциях, которые ваша песня должна вызвать у слушателя, о том образе, который она должна передать. О чем говорит миру ваша песня? О любви? О вере? О зиме? О воде? Каким бы ни был месседж вашей песни, концентрируйтесь на нем всё время, пока сочиняете. Это поможет вам развить музыкальную мысль в соответствующем направлении. Кроме того, бывает полезно определиться с названием песни в самом начале ее сочинения. В этом случае название становится как бы целью вашей работы, удерживая вас в определенном направлении.

3. Нужно ли делать вступление?

Иногда очень хочется написать длинное вступление (со мной такое тоже часто бывает), чтобы «создать атмосферу», нужный настрой у слушателя. Будьте осторожны в таких случаях. Помните, что (обычно) от главной темы зависит вся ваша песня. Главная мелодическая линия создает целостность произведения, соединяя воедино различные его части. Наконец, главная тема — это тот компонент песни, который запомнится слушателю. Поэтому представьте основную мелодию слушателю как можно раньше, и не задерживайтесь на вступлении слишком долго. Люди не напевают вступления, они напевают мелодии.

4. Антимелодичная песня для себя?

Иногда композиторы хотят просто поимпровизировать, сочинить что-нибудь для себя, выразить свое настроение, не заботясь о красоте мелодических линий. У меня тоже есть несколько таких произведений, где мелодия не является цепляющей и сногсшибательной. Абсолютно нормально, когда композитор сочиняет такие немелодичные песни, выражая свое настроение. Однако не нужно увлекаться этим, и выступая на публике, помните, что слишком продолжительные немелодичные песни могут утомить слушателей, ведь их настроение может не совпадать с вашим. Старайтесь делать такие произведения короткими — менее трёх минут. Самое длинное моё произведение «для себя» продолжалось 2 минуты 45 секунд.

5. Следуйте за музой

Неудивительно, если аранжируя свою песню, вы вдруг обнаружите, что ушли совсем в другую степь и начали сочинять совершенно новую мелодию. Подумайте, насколько эта новая мелодия сочетается с аранжируемой песней? Может быть, у вас просто появилась новая музыкальная идея, из которой может получиться новая песня? Большинство моих песен именно так и рождались — в процессе работы над другими моими песнями. Таким образом, если в процессе аранжировки у вас получается новая, интересная мелодия, то всегда думайте — стоит ли использовать эту мелодию как элемент аранжировки или будет лучше сделать из неё новую песню.

6. Повторяйтесь интересно

Сочинив главную мелодию и припев, подумайте о разнообразии. Вы можете вставить в песню припев дважды без каких-либо изменений, но когда припев появится в песне в третий раз, он должен звучать совсем иначе, несмотря на то, что основная мелодическая линия останется прежней. Попробуйте сыграть третий припев в другой тональности, добавьте побольше басовых нот, побольше украшений, попробуйте немного сменить ритм. Старайтесь немного разнообразить основную мелодию на протяжении всей песни. Не позволяйте мелодии терять свежесть, иначе ваша красивая мелодия натрет мозоли на ушах слушателей.

7. Любая композиция должна развиваться

О чем бы ни была ваша песня, она должна постоянно развиваться. Каждая песня — это рассказ о чем-то, и по мере развития сюжета, должна соответственно немного эволюционировать и главная мелодия. Представьте, что будет, если родители начнут читать ребенку первую страницу сказки, затем вторую, затем снова первую, снова вторую и еще раз вторую. Любому ребенку такое чтение быстро надоест! С каждой новой страницей сюжет должен развиваться, последовательно подводя историю к завершению. Примените этот же подход к музыке. Каждая «страница» вашей композиции должна постепенно развивать основную сюжетную линию песни, подводя её к развязке.

8. Ошибки

Не расстраивайтесь из-за ошибок. Ошибки могут привести к новым открытиям — например, к интересным сочетаниям аккордов. Не раз было так, что работая над песней, я брал неверную ноту и обнаруживал, что такой переход слушается довольно интересно. То, что вы считаете «ошибкой», может стать тем поворотным моментом, который добавит вашей мелодии изюминку. Начиная работать над новой песней, я делаю МНОГО ошибок. Это часть процесса сочинения. Сочинение музыки похоже на гончарное мастерство. Всё начинается с грязного куска глины (идея), и затем руки мастера превращают этот кусок в нечто оформленное. Результат не всегда радует, но с постоянными тренировками придут навыки и вы сможете сделать что-то красивое.

9. Смена музыкальной темы

Закончив развитие основной мелодии, композитор должен добавить в произведение новую музыкальную мысль, чтобы сохранить заинтересованность слушателя. Назовем её мелодией второго плана, обычно она не столь мощная, как основная мелодия или припев.

Я предполагаю, что люди покупают мои композиции потому, что большинство моих произведений по сути являются песнями. За неимением лучшего описания, назовем их песнями без слов (извиняюсь за клише). Каждое мое произведение имеет песенную структуру. В качестве примера, послушайте «One Night at Mozart’s» — одну из наиболее популярных моих песен. Вот её структура:

A) Главная мелодия (Вступление)
B) Припев
C) Бридж
A) Главная мелодия (на октаву ниже с орнаментацией)
B) Припев
C) Бридж
D) Мелодия второго плана
B) Припев, переходящий в завершение

Песня продолжается три минуты. Заметили, насколько проста её структура?

Теперь проанализируем другое произведение — «No More Tears».

* Вступление для создания атмосферы, затем.
A) Главная мелодия
B) Припев
A) Главная мелодия (с орнаментацией)
B) Припев
C) Мелодия второго плана
B) Припев
A) Главная мелодия (на октаву выше) и завершение.

Видите структуру этих песен? Структура каждой песни немного отличается от других. Некоторые песни совсем просты — A, затем B. Но главное то, что пьеса для фортепиано — это песня. Придайте своему сочинению песенную структуру и.

10. Будьте проще

Самая распространенная ошибка многих композиторов — чрезмерное усложнение. По определенным причинам начинающие композиторы стараются сочинять сложные произведения, руководствуясь принципом «чем сложнее, тем лучше». Отчасти они делают это, чтобы произвести впечатление, отчасти — из-за ошибочного представления, что чем сложнее песня, тем более она значима. Нет, нет и нет. Простота — ключ к красоте. Ясность — ключ к совершенству. Не надо сочинять песню ради того, чтобы произвести впечатление. Не нужно писать песню ради важности. Просто придумайте простую мелодию, сумейте ее развить, добавьте интересный поворот и напишите финал. На всё это — меньше четырех минут. Если вы сочинили песню, которая длится более пяти минут, хорошенько присмотритесь к ней. Возможно, вы перестарались.

Я знаю одного очень талантливого пианиста, который пишет чудесные мелодии, но его песни слишком длинны. Это сводит меня с ума, потому что, если бы он только упростил свои аранжировки, его альбом был бы прекрасен. Конечно, я не буду называть его имени, но посмотрите на структуру одной из его песен:

A) Главная мелодия (Вступление)
A) Главная мелодия (Повторяется)
B) Припев (простая версия)
C) Бридж
A) Главная мелодия
B) Припев (простая версия)
C) Бридж
A) Главная мелодия
D) Мелодия второго плана
B) Припев (сложная версия)
C) Бридж (с орнаментацией)
D) Мелодия второго плана (с более выраженной орнаментацией, переходит в импровизацию)
B) Припев (с более выраженной орнаментацией)
A) Главная мелодия
B) Припев (простая версия)
C) Бридж
A) Главная мелодия (переходит в завершение)

Продолжительность песни составляет шесть с половиной минут. Главная мелодия этой песни — одна из самых красивых мелодий, которые мне когда-либо доводилось слышать, но автор заездил её до крайней степени. На пятой минуте прослушивания думаешь только о том, когда же эта песня кончится.

11. Всему своё время

Приготовьтесь к тому, что на сочинение одного произведения могут потребоваться годы. Иногда я сочиняю песню за два часа, но это бывает очень редко (может быть, раза четыре такое было за двадцать лет). Обычно сочинение песни у меня занимает 6-9 месяцев, а некоторые мои песни сочинялись по несколько лет. Если работа над песней затягивается, не нервничайте. Если нужно, отложите сочинение на некоторое время и вернитесь к нему позже. Если вы отложите работу над песней на пару месяцев, то вернувшись к ней, вы легко её досочините.

12. Купите диктофон

Купите диктофон и включайте его каждый раз, когда садитесь за фортепиано. Самое обидное, когда появляется прекрасная идея, вас прерывают, и вы упускаете музыкальную мысль. Имея диктофон, вы сможете набросать черновой вариант своей мелодии, чтобы вернуться к ней позже, если потребуется.

Источник

Оцените статью