Части гитары 4 класс

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)
презентация к уроку по музыке (4 класс)

Скачать:

Вложение Размер
gitara.pptx 2.86 МБ
Рисунок гитары 48.83 КБ
Конспект урока 37.76 КБ
Текст песни «Изгиб гитары желтой» 13.49 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Что за звуки! Неподвижен, Внемлю сладким звукам я; Забываю вечность, небо, землю, Самого себя. Ю.Лермонтов

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)

Струнный щипковый инструмент

Классическая шестиструнная гитара используется как: Сольный инструмент

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

«Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)» Класс: 4

1.Оргмомент
Учитель: (поёт) Здравствуйте

Дети: (поют) Здравствуйте

Учитель: ребята на прошлом уроке мы с вами познакомились с композиторами Шопен и Рахманинов и слушали их прелюдии.

Учитель: А что такое прелюдия.

Дети: -Прелюдия — вступительная часть к музыкальному произведению. Самостоятельная музыкальная пьеса, обычно для фортепьяно.

Учитель: Правильно. Я вам также рассказывала, что жизнь Шопена и Рахманинова была омрачена вынужденной разлукой с Родиной, что нашло отражение в их творчестве.

Дома вы должны были подумать и ответить на вопрос: Что для вас значит слово Родина?

Проверка домашнего задания .

Вывод: — Родина — Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека.

Проверка домашнего задания .
2.Актуализация знаний
Учитель: А сейчас послушайте фрагмент романса на стихи Лермонтова «Выхожу я один на дорогу» и ответьте, какой инструмент звучит?
Звучит фрагмент романса

Учитель: (задаёт вопросы) Какой жанр музыкального произведения прозвучал?

Дети: Жанр – вокальная музыка

Учитель: Какую музыку мы называем вокальной ?

Дети: Музыку, предназначенную для голоса под сопровождение музыкальногоинструмента.

Учитель: А кто помнит что такое романс?

Дети: Романс- это вокальное сочинение на небольшое стихотворение лирическолго характера.

Учитель: А на какой музыкальный инструмент звучал, когда мы слушали это прекрасное произведение?

Дети: Гитара. — М.Ю. Лермонтов посвятил гитаре замечательные строки, послушайте и скажите, как поэт относится к гитаре, нравится ли она ему?

Что за звуки! Неподвижен,

Внемлю сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя. (ответы детей)

Самоопределение к деятельности.

— Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы детей)

— Правильно, гитаре. А что такое гитара? (выясняю первоначальные знания детей об этом инструменте). Итак, гитара – это музыкальный инструмент.

— Скажите, а легко ли играть на гитаре? Нужны ли знания и умения? (ответы детей)

— Как называют человека, который знает свое дело (Мастер), а его умение (мастерство).

— Вот мы и определили тему нашего урока. «Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)»

Учитель: Конечно, звук гитары, не спутаешь ни с каким другим инструментом.
-Ребята, а у кого дома есть гитара?
-А у кого кто-нибудь дома играет на гитаре?
4. Постановка проблемы

Учитель: Ребята, какие проблемные вопросы мы поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать о гитаре? О чём мы можем поговорить на уроке?

— Как и где появилась гитара?
— Что может гитара.
— Какие бывают гитары.
Учитель: Ну, вот мы и определили, о чём будем сейчас говорить, но в начале, я попрошу вас взять ксерокопии снимка гитары, взять цветные карандаши и раскрасить половинку гитары в тот цвет, который соответствует сейчас вашему настроению.
Дети выполняют задание

5. Актуализация новых знаний

Учитель: Ребята, давайте вспомним

1. Какие вы знаете профессии музыкантов?

2. Дайте определение профессии.

Композитор – музыкант, который сочиняет музыку.

Певец – музыкант, который исполняет голосом музыку.

Дирижёр – музыкант, который руководит хором или оркестром. Пианист – музыкант, который играет на ф-но.

Скрипач – музыкант, который играет на скрипке.

А как называют человека, который играет на гитаре – гитарист.

3. Работа по теме урока
Учитель: Вот теперь мы можем начать наш разговор о гитаре.

I. История инструмента

Учитель: Гитара самый массовый и распространённый инструмент. Людей, играющих на ней гораздо больше, чем играющих на каких либо других инструментах. Гитара распространилась по всем континентам, включая Антарктиду и побывала даже в космосе. Космонавты взяли её на космический корабль, чтобы в короткие минуты отдыха наслаждаться игрой на любимом инструменте.
Происхождение гитары теряется во тьме веков. Считают, что она появилась ещё в античные времена и получила своё название от древнегреческого инструмента кифары. К XIII веку, она становится хорошо известна в Испании. Гитара видоизменялась, (Слайд перые гитары) постепенно вытесняла более простые струнные инструменты и постепенно распространилась по странам Европы.
— А вот зачем придумали гитару? Это мы узнаем, когда ответим на вопрос Что может гитара? Но прежде чем ответить на этот вопрос давайте узнаем, как называются основные части гитары? А расскажет нам об этом Сербин Илья. Он учится в Давыдовской детской школе искусств по классу «Гитара».

II. ЧТО МОЖЕТ ГИТАРА?

Вы сейчас получите листочки с изображением гитары, где и отметите основные части гитары.

Практическое задание. (Каждому ребёнку раздаю картинку с изображением гитары)

(1 раздаточный материал.)

( презентация слайд 1)

— Давайте рассмотрим, как называются основные части гитары.

Илья: Основные части: голова, гриф, корпус.

Илья: На них находятся: колковый механизм, верхний порожек, лады, ладовый порожек, резонаторное отверстие, верхняя дека, подставка, струны

(Дети дописывают в раздаточном материале)

— Как вы думаете, для чего мы выполняем это задание? Как оно вам пригодится? (знания пригодятся на других уроках, пригодится при игре на гитаре, в конкурсах, олимпиадных вопросах и заданиях, для общего развития)

Илья: На гитаре можно сыграть простую народную песню, лирический романс и даже джазовые импровизации.

Сейчас я исполню вам на гитаре выученное произведение.

(Илья, объявляет название автора и произведение, которое будет исполнено)

-Спасибо, Илья. Скажите, кто-нибудь из вас хочет научиться играть на гитаре. (Ответы детей)

— Илья, много ли сил и времени нужно потратить на то, чтобы достичь высокого мастерства? (Ответ Илья). Все с этим согласны?

Испанский композитор и гитарист Лоусон Роллинз (Lawson Rollins) с восьми лет приобщился к музыке. Уже более 20 лет основой его собственного стиля является скоростная техника пальцев.

Предлагаю вам посмотреть и послушать фрагмент выступления Лоусона Роллинза

— Лоусон Роллинз мастер? (Ответы детей)

— Что нужно, чтобы достичь такого мастерства? (Ответы детей)

Учитель: Гитара, ребята, очень разносторонний инструмент. Она может аккомпанировать, вести музыкальное сопровождение песни, на ней можно играть классические произведения, она может играть в ансамбле с другими инструментами. Мы с вами попробуем играть в ансамбле с гитарой на инструментах, но сначала проведём с вами физкультминутку и поиграем на воображаемых инструментах.

Физминутка «Игра на музыкальных инструментах»

Чтоб играть в оркестре ловко,

Инструмент постичь любой,

Нужно чаще нам с тобой.

Чтоб на клавишах играть,

Нужно пальцы развивать.

Беглость, ловкость им нужна,

Нота каждая важна. (делают разные движения падьцами)

Чтобы на трубе сыграть,

Надо воздуха набрать.

А чтоб воздуха хватило,

Тренируй дыханья силу. (вдох – выдох, руки вниз)

На гитаре чтоб играть,

надо пальцы укреплять,

Чтоб освоить арфы суть,

Надо руки растянуть.

Чтоб до струн до всех достать,,

И на них легко и грать. (вытягивают руки вперёд и играют на арфе)

На тарелках чтоб суметь.

Чаще бей в ладони впредь (громко хлопают в ладоши)

Хлопай в нужные моменты,

Привыкай к аплодисментам. (аплодируют друг другу)

Учитель: Под гитару может не только петь песни, но и вести музыкальное сопровождение старинных романсов , но и играть сложные классические произведения в ансамбле. Тут уж гитаристу нужно очень мастерски владеть инструментом.
Давайте мы прослушаем фрагмент исполнения классического произведения.

Учитель: Вам понравилось это музыкальное произведение?
— Как вы думаете это очень сложное произведение?
Дети: Ответы
Учитель: Я думаю, что такое исполнение требует от музыканта больших творческих и физических стараний.
— Ребята, а кто из вас подскажет, как называют музыкантов, которые в совершенстве владеют техникой игры на музыкальных инструментах?

Дети: Ответа нет.

Учитель: Ребята, как вы думаете, сколько струн у гитары?

Дети: 6,7 струн
III. КАКИЕ БЫВАЮТ ГИТАРЫ

Учитель: В процессе становления инструмента у гитары было разное количество струн. Были гитары и четырёхструнные и шестиструнные и даже двенадцатиструнные. По количеству струн некоторые гитары и получили своё название. Посмотрите картинки гитар на экране.
Шестиструнная — это ребята та гитара, игру на которой мы сейчас слушали. Ее еще называют «КЛАССИЧЕСКАЯ».
Семиструнка — А вот на русской гитаре было 7 струн. Послушайте, что нам расскажет Илья, о русской семиструнной гитаре и виртуозах игры на ней.

Илья: «Русская семиструнная гитара появилась в России в XVIII веке. К сожалению, сейчас неизвестно кто создал ее, кто решился первым добавить седьмую струну и изменить строй гитары. Зато хорошо известны имена тех, кто очень хорошо играл на ней, кто учил других играть на ней и много сделал, чтобы гитара стала хорошо известным инструментом. (Рассказы сопровождаются показом слайдов с портретами) ИГНАЦ ГЕЛЬД — чех по происхождению, он приехал в Россию двадцатилетним юношей, вступил в русскую армию, стал офицером.
Получив в детстве прекрасное музыкальное образование, он впоследствии стал преподавать игру на гитаре и фортепиано. Он составил первый самоучитель игры на семиструнной гитаре.

МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ ВЫСОТСКИЙ — он был сыном крепостного крестьянина и не имел музыкального образования. Но он научился прекрасно играть на семиструнной гитаре, за что его назвали «ГЕНИАЛЬНЫМ САМОРОДКОМ». Вариации Высотского на русские народные песни до сих пор остаются лучшими и интересными.
Учитель: Да, семиструнка очень прославилась рядом с русским романсом и русской песней. Гитара очень гармонично звучит с другими инструментами, например с балалайкой, баяном, или шумовыми инструментами.
— Давайте мы с вами попробуем сыграть в ансамбле с этими инструментами.

Шумовой оркестр под гитару.

Электрогитара. ( Показать инструмент)
Учитель: Ну, а кто знает, как называется этот инструмент?
— Где вы его уже видели, слышали?
Дети: Ответы
Учитель: Когда на гитару поставили звукосниматель (прибор передачи и усиления звука), то получили новый инструмент-электрогитару. Электрогитары имеют разное предназначение, возможности.
Просмотр видео игры на соло, ритм, бас гитарах

И в завершении нашего урока мы продолжим учить песню «Как здорово, что все мы здесь сегодгя соброались»

Распевки и скороговорки
Однажды автор песни Олег Митяев отдыхал на Ильменском озере и случайно попал на Ильменский фестиваль авторской песни, который его очень сильно впечатлил. На следующий год он вернулся на фестиваль уже со своей первой песней — «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Исполнение песни «Как здорово…» автор О. Митяев

Учитель: Понравилось вам исполнение под такой аккомпанемент?
— Были ли какие – нибудь трудности при исполнении песни?
Дети: Ответы
Учитель: Ну, вот мы и раскрыли все, что наметили узнать о гитаре, завершая тем самым разговор о ней. А теперь подведем итоги урока .
5. Итоги урока:
Учитель: Что мы узнали о гитаре?
— Когда и где она появилась?
— Что она может?
— Сколько у нее струн?
— Какие гитары вы сегодня видели?
Дети: Ответы
Рефлексия.
Учитель: А сейчас, я прошу, возьмите в руки карандаши и раскрасьте вторую половинку ваших гитар в тот цвет, который соответствует сейчас вашему настроению.
(Дети раскрашивают гитары)
Учитель: Ребята, а давайте оживим ваши гитары, которые мы сегодня раскрасили, как они будут у вас звучать, может радостно, задорно, а у кого – то может грустно. Пусть каждый из вас дома сочинит коротенький напев, как бы голос ваших гитар. Это будет ваше домашнее задание. А на следующем уроке мы послушаем, как вы оживили свои гитары. Я думаю, у вас получится. А также, я вам предлагаю сделать рисунок вашей авторской гитары. Кто знает, может быть и вы внесете свой вклад в историю гитары.
Оценивание деятельности учащихся.
Учитель: Итак, ребята, гитара это самый массовый и распространенный инструмент, на котором многие играют и многие хотели бы научиться играть. — И еще, что я хотел бы вам сказать сегодня. Многие инструменты своей игрой нарушают тишину, а гитара ее создает. Видимо поэтому так много желающих научиться играть на ней для себя, родных, друзей. — И если кто — нибудь из вас после этого урока заинтересуется гитарой, приходите к нам в музыкальную школу, мы с удовольствием вас научим.
Учитель: А сейчас, до свиданья, до следующего урока.

Источник

Гитара

К славе и популярности гитара шла не одно столетие, но сегодня сложно найти музыкальный инструмент, который бы мог конкурировать с ней. В истории музыки она переживала взлеты и падения, выглядела примитивно, камерно и брутально, прославляла талантливых исполнителей. Существуют различные виды, расширяющие исполнительские возможности инструмента. Она используется в разных стилевых направлениях от романса до рока, звучит в составе ансамблей и бэндов, является одним из самых распространенных аккомпанементов.

Устройство гитары

Конструктивные особенности обусловлены общим принципов устройства всех хордофонов. То есть инструмент имеет резонирующий ящик или коробку, а звук извлекается вследствие вибрации струн, натянутых между двумя точками. Строй гитары e-b-g-d-A-E, в партитурах ноты записываются на октаву выше звучания.

Корпус

Форма гитары узнаваема – грушевидный корпус с выраженной «талией» и резонаторной розеткой. Корпус состоит из:

За звучание отвечает верхняя дека, поэтому для изготовления гитар используется дерево специальных пород. Чаще всего это еловая или кедровая доска, толщиной не более 4 мм. В ней чуть выше середины вырезается розетка диаметром 8,5 см.

Нижняя дека может быть выполнена из кипариса или красного дерева, она повторяет форму и размер верхней. Между собой обе части соединены обечайками. Габариты корпуса зависят от разновидности. Внутри размещена система пружин (деревянных реек), которые предотвращают деформацию инструмента при натяжении струн.

В месте скрепления обечаек устанавливается гриф. Этот элемент гитары также изготавливают из дерева. Он имеет длину 60-70 сантиметров, ширину 2 см. Один конец грифа крепится к корпусу «пяткой», другой заканчивается головкой с настроечными колками.

Интересный факт. Существуют типы гитар с двумя и даже тремя грифами. Играть на них сложнее, так как на каждом струны имеют свой строй.

Гриф имеет накладку из черного дерева. На ней размещаются порожки и ладовые маркеры.

Струны

У обычной классической гитары 6 струн, но есть виды с 7-ю, 8-ю, 12-ю. Их придумали для того, чтобы расширить диапазон звучания. Материал изготовления тоже бывает разный – нейлон, сталь, бронза. Они обозначаются нумерацией, самая тонкая – первая с высоким звуком располагается ниже других. Важно одинаковое натяжение, высота над грифом, способ крепления к подструннику. Расстояние между точками крепления струн – подставки на верхней деке и порожком на основании колковой коробки называется мензурой. Ее длина 650 мм, но есть и другие размеры, например, у бас-гитары она составляет 840 мм.

История гитары

Струнные щипковые существовали еще во 2 в. до н.э. В разных странах они выглядели и назывались по-разному, но конструктивно были похожи. Пустотелый корпус изготавливался из дерева, выдалбливая его, из высушенной тыквы и даже из панциря черепахи.

В 3-4 веке китайцы изобрели юэцинь. Они перестали выдалбливать пустоты в дереве, применив другую технику – склеили верхнюю и нижнюю деки. Древние римляне и греки играли на кифаре, египтяне – на цитре, а ситар в Индии был самым распространенным инструментом в 6 веке. Происхождение гитары приписывается и Персии.

Интересный факт. Самый древний образец хранится в Парижском музее. Он был изготовлен французским мастером К.Коко.

Но исследователи музыкальной истории убеждены – родина гитары Испания. На санскритском название инструмента звучит как «кутур». Происходит слово гитара от сложносоставленного «тар» и «сангита», означает «четырехструнный».

В средние века в Испании входит в обиход инструмент с 5 сдвоенными струнами, а в XVIII веке их сменяют 6 одиночных. На его возникновение и формирование оказала влияние виуэла, а сама гитара не одно столетие конкурировала с лютней.

В России инструмент появился довольно поздно. Игра на нем казалась сложной. Большой вклад в популяризацию внес Н. Макаров, который с середины XIX века увлекался гитарой и даже организовал первый международный конкурс в Европе.

Но еще в начале XIX столетия испанский лютье Антонио Торрес внес в конструкцию коррективы. Они касались верхней деки – мастер сделал ее тонкой и легкой. Слава об измененном инструменте распространилась очень быстро, а в 1868 специально, чтобы купить его, к мастеру приехал знаменитый гитарист Франсиско Таррега. Считается, что именно в мастерской Антонио Тарреса тогда появилась первая классическая гитара, которую с тех пор называют «испанской».

Интересный факт. В 1674 году появилось первое руководство по игре на инструменте. Его написал Гаспар Санс. Издание содержало детальное описание техники, советы мастера, теорию и приемы.

Расцвет пришелся на XX век. Она стала концертным инструментом, для которого появились классические произведения, под нее пели песни, а исполнители находили новые приемы и возможности звучания. Строение гитары тоже изменилось, появились новые виды, устроенные особым образом.

Виды гитар

Классификация основывается не только на конструктивных особенностях, но и на качестве звука. Сегодня существуют разные виды гитар, детали которых позволяют подразделять их на блюзовые, кантри, фолк и модели для исполнения рок-композиций.

Классическая

Базовая модель с широким пустым внутри корпусом. Именно на ней начинают обучение новички. Количество струн у этой гитары – 6. Все они из нейлона. Звук тихий, мягкий. Играть боем на этой модели нельзя.

Акустическая

Устройство может быть различных типов: дредноут, джамбо, фолк. Акустическая гитара – это самая распространенная концертная модель. Отличается количеством струн, резонирующих возможностей, конструктивных особенностей. На ней можно исполнять музыку в разных стилях. Семиструнная акустика была любимым инструментом Владимира Высоцкого.

Полуакустическая

Вариант, который без подключения к усилителю звука звучит тише. Конструкция полуакустической гитары дополнена резонаторными отверстиями, звукоснимателями, электроникой. Гриф у модели выпуклый, звучание мягкое.

Электрогитара

Этот тип не имеет резонаторных отверстий. Корпус дополнен звукоснимателями, электроникой. Громкое звучание обеспечивает подключение к электрическому усилителю. Предпочтительна для хард-, метал-, панк-рок-направлений.

Бас-гитара

Выполняет главную роль в ритм-секции. Имеет толстые металлические струны и глубокий «грудной» звук.

Современные гитары имеют не только разное количество струн, ладов и даже могут иметь два грифа, но и выглядят стильно, ярко, винтажно. Сегодня их предназначение четко разделено на классику, джаз, эстраду.

Размеры гитары

На инструменте играют люди разного возраста и роста, поэтому для удобства нужно выбирать модель по размеру. Их несколько:

  • 4/4 – встречается чаще всего, имеет длину 38 дюймов. «Четвертинка» размером около 100 см с мензурой 62 см подходит исполнителям, ростом более 160 сантиметров;
  • 7/8 – не слишком отличается от полноразмерной «классики», но уступает по глубине звучания. Рекомендуется для девушек и подростков;
  • 3/4 – предпочитают использовать любители путешествий, имеют более тонкий резонатор и длину 88,5 см. Подходит для обучения детей;
  • 1/2 – учебная модель с мензурой длиной 58 см. Гитара имеет сильные басы и слабую середину;
  • 1/4 – модель со слабовыраженным приглушенным звучанием. Не используется для выступлений, но подходит на начальном этапе обучения дошкольников.

Узнать размер гитары легко – просто замерьте ее при помощи рулетки. Мензура замеряется от подструнника до верхнего порожка под головкой.

Какую гитару выбрать

Попав в специализированный магазин музыкальных инструментов, новичок может растеряться, увидев разнообразие моделей. Поэтому лучше взять с собой профессионала или хотя бы того, кто хоть немного разбирается в гитарах и настройке.

Начинать учиться нужно на том виде, на котором вы собираетесь играть потом. Это логично из-за различия в технике исполнения на акустике и электрогитаре. Если предпочтителен второй вариант, то начинать лучше с электроакустической гитары.

При выборе важны габариты, поэтому нужно сразу определить размер. Важно осмотреть корпус гитары, чтобы на нем не было сколов, трещин, дефектов. Обратите внимание на материал. Для изготовления качественных гитар используется древесина. Фанерированный инструмент прослужит недолго и будет звучать хуже.

Обязательно перед тем, как выбирать тот или иной образец, наиграйте (или попросите того, кто умеет) знакомую мелодию. Это поможет почувствовать звучание. Не стесняйтесь попросить продавца настроить инструмент, в специализированных магазинах это должны делать.

Техника игры

Научиться правильно играть можно не только в музыкально школе, но и самостоятельно по самоучителю. Пальцы левой руки зажимают струны на ладах, правой рукой музыкант перебирает струны или ударяет по ним. На некоторых видах используется плектр (медиатор).

Интересный факт. Гитарист легендарной группы «Qween» Брайан Мэй применял вместо медиатора шестипенсовые монеты, которых тогда уже не было в обороте. Для музыканта их специально выпусти монетный двор Великобритании.

При переборе (апояндо) происходит щипок струны. Этот прием подходит для гаммообразных пассажей.

Для аккомпанемента часто используется прием, который в народе называется «чес» (расреадо), когда исполнитель «проходит» по струнам 3-4 пальцами. Для игры на бас-гитаре применяется слэп – подцеп струны.

Как ухаживать за гитарой

Каждая составная часть инструмента нуждается в уходе. Струны чистят, поврежденные заменяют. Для чистки используют сухую хлопковую ткань. При загрязнении изменяется амплитуда и исчезает характерное звучание.

Во время смены струн мягкой щеткой очищают гриф и порожки. Корпус протирают мягкой, смоченной в воде и отжатой салфеткой с микрофиброй. Потом полируют специальным средством, которое продается в специализированном магазине.

Протирать гитару нужно только тканевыми салфетками, нельзя использовать жесткие мочалки. Металлические колки обрабатывают маслом, которым чистят детали швейных машин.

Как хранить гитару

На целостность инструмента и гитарный строй влияют влажность и температура. Если в комнате ниже +20 градусов, то корпус и гриф могут деформироваться. При высокой или слишком низкой влажности дерево будет разбухать или рассыхаться. Оптимальный показатель должен быть в районе 40-50 процентов.

Правильный уход за гитарой и бережное хранение помогут продлить срок службы инструмента. Хранить гитару дома нужно в чехле в вертикальном положении. Не нужно подвешивать ее на стену, это может привести к деформации грифа.

«Душа компании» – так называют гитаристов, которые могут легко подобрать любую мелодию, подыграть поющим друзьям, выйти на сцену с собственной композицией. Поэтому не стоит бояться сложностей в обучении и освоении самого популярного инструмента.

Источник

Читайте также:  Ноты для юного аккордеониста
Оцените статью