Части гитары для детей

Если ребенок мечтает играть на гитаре, как научить его самостоятельно?

Научиться играть на гитаре под силу и взрослому, и ребенку! Для этого вовсе не обязательно записываться на курсы или посещать музыкальную школу. Все, что нужно, – гореть желанием освоить инструмент и соблюдать последовательность в уроках. При обучении детей музыкальной теории отводится минимум времени. Основная часть занятия – практическая, с интересными упражнениями и настоящей игрой на гитаре. Пусть пока отрывков или простых песенок – но как же эти достижения греют душу юного музыканта!

Какой инструмент выбрать?

Конечно же, чтобы начать учиться игре на гитаре, нужен сам инструмент. Специально для детей выпускаются уменьшенные гитары. Существует 6 размеров: 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 7/8, 4/4.

При выборе первого инструмента нужно учитывать возраст ребенка:

  • для детей 3-6 лет придутся по размеру гитары 1/8, 1/4, 1/2 (в зависимости от роста малыша);
  • для детей 6-9 лет удобна гитара 1/2;
  • для детей 8-11 лет – 3/4;
  • для подростков и невысоких людей подойдет гитара 7/8;
  • начинающим взрослым следует брать полномерную гитару 4/4.

Желательно, но необязательно приобрести к гитаре принадлежности: медиатор, метроном, тюнер и каподастр. На первое время можно обойтись метрономом, который поможет настроиться на правильный темп в музыке, и медиатор, делающий звучание более острым и точным. Последний, кстати, бывает специально для детей – с мультяшными героями. Юным музыкантам такие «навороты» очень нравятся.

Если ребенок младше 10 лет, то он наверняка захочет учиться играть на гитаре вместе с родителями. Это может быть очень увлекательно – создать свою семейную группу!

С чего начать?

Кроме самого инструмента для игры нужен удобный, крепкий стул и невысокая подставка. Начните с азов:

  1. Изучения строения гитары.
  2. Покажите ребенку, как правильно держать инструмент. Для начинающих удобнее классическая позиция. Пример на фото (классическая и эстрадная):

  3. Правильно расположите пальцы.

  4. Дайте ребенку время самостоятельно познакомиться с гитарой. Пусть он попробует простучать ритм по корпусу, слушая отзвуки. Поперебирает струны в случайном порядке, чтобы понять, как звучит каждая. Не торопите его.
  5. Малышам до 6 лет будет проще освоить игру на гитаре перебором (отдельных струн), а школьникам можно учиться играть еще и боем. Начните учить самый простой – четверку или четверку с глушением. Стрелочка обозначает движение правой руки вниз и вверх, звездочка – глушение струн после удара.
  6. Как только ребенок немного освоится и сможет работать правой рукой не глядя, самое время переходить к изучению аккордов.
  7. Одновременно с освоением основных аккордов рекомендуется начинать играть простые песенки. Например:

Схема той же песни для игры на гитаре перебором:

Скорее всего, дальше юному гитаристу захочется научиться играть любимые композиции и песни. Разучивая их, он будет быстро развивать навык. Что касается теории, важно уделять ей на каждом занятии столько минут, сколько полных лет ребенку (5 минут для пятилетки, 6 – для шестилетки)

В первые полгода происходит постановка рук, поэтому важно избегать ошибок во время домашних занятий.

Как сделать уроки интересными?

Неважно, пытаетесь вы научить играть на гитаре ребенка самостоятельно или он посещает музыкальную школу – нужно учитывать вероятность того, что новое увлечение ему быстро надоест. Такое часто бывает у детей. И чем меньше возраст, тем риск «перегорания» выше. Все, что может учитель, – это сделать уроки интересными. В этом ему помогут:

  • интересная практика – проигрывание не только детских песенок, но и современных хитов. Хотя бы отрывков;
  • антураж – разные «примочки» гитаристов, возможно, даже одежда с изображением кумира;
  • изучение биографии кумира для вдохновения на собственные достижения;
  • поиск друзей по интересам. Если ребенок захочет всерьез заняться музыкой, подумайте над тем, чтобы отдать его в специализированный класс;
  • признание и слава. Какой музыкант не жаждет этого? Время от времени готовьте мини-концерты для членов семьи или сверстников ребенка.

Занимайтесь музыкой ежедневно по 15–25 минут.

Упражнения

Чтобы повысить мастерство игры на гитаре, для детей существует ряд упражнений. Они помогают развить координацию и улучшают скорость игры. Кстати, некоторые из них не требуют наличия инструмента.

  • «1-2-3-4» для ловкой смены аккордов.


В упражнении участвуют 4 пальца левой руки (кроме большого). Начинать нужно с верхней (шестой) струны. Следует зажать ее пальцем на первом ладу и извлечь звук. Затем на второй лад той же струны необходимо положить средний палец, не убирая первый (зажаты 2 лада). Безымянный и мизинец зажимают 3 и 4 лады соответственно. После каждой смены извлекается звук. Дальше проделывается тоже самое, но со второго лада, после – с третьего. Дойдя до 12 лада, упражнение выполняют в обратную сторону, но теперь первый мизинец, а замыкающий палец – указательный.

  • Упражнение «змейка» для легкого перехода от одной струны к другой.


Профессиональные гитаристы часто используют его для разогрева перед выступлением. Его отличие от предыдущего упражнение лишь в том, что, отыграв первые 4 лада на 6-й струне, следует спуститься на пятую, и так до первой.

В обратном направлении следует двигаться, сместившись на 1 лад (пятый).

  • Упражнение для координации рук и пальцев при игре.


Под метроном (реальный или виртуальное приложение) нужно левой рукой стучать по столу, попадая в ритм. Правая в это время чертит рядом круги. Также под метроном хорошо рисовать квадраты сначала двумя руками синхронно, а после асинхронно.

Перед занятием на гитаре покажите ребенку, как разминать руки и пальцы, сжимая и с напряжением разжимая кулаки. В свободное от занятий время пусть он катает в руках небольшой круглый предмет (мячик-попрыгун, грецкий орех). Это сделает пальцы более послушными и гибкими.

Занятия музыкой очень полезны для ребенка. Игра на гитаре тренирует слух и расширяет эмоциональное восприятие. Освоить навык можно в любом возрасте, в 4 года или 14 лет. Однако педагоги уверяют, что если научиться играть на любом музыкальном инструменте в период с 6 до 9 лет, то мастерство будет сохраняться на протяжении всей жизни. Заинтересуйте ребенка и найдите индивидуальный подход к занятиям, чтобы обучение игре на гитаре не стало рутиной!

Источник

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА НА ТЕМУ: «Знакомство с шестиструнной гитарой и основными приемами игры на ней»

Конспект мастер-класса будет полезен педагогам дополнительного образования и преподавателям музыкальных школ, обучающих детей игре на шестиструнной гитаре. Материал подобран с учетом того, что на мастер-классе могут присутствовать участники, знающие нотную грамоту, но не владеющие приемами игры на гитаре. Но, в большинстве своем, рассчитан на тех, кто впервые знакомится с данным инструментом.

Скачать:

Вложение Размер
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА НА ТЕМУ: «Знакомство с шестиструнной гитарой и основными приемами игры на ней» 568.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска Советского района»

Профессиональные пробы молодых специалистов

в рамках апробации профессионального стандарта

«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА НА ТЕМУ:

«Знакомство с шестиструнной гитарой

и основными приемами игры на ней»

Педагог дополнительного образования

Махно Ирина Васильевна

Тема: «Знакомство с шестиструнной гитарой

и основными приемами игры на ней»

Педагог: Махно Ирина Васильевна

Дата проведения: 31.03.2017г.

Время проведения: 10.00-11.30

Место проведения: кабинет № 36 Центра внешкольной работы

Продолжительность мастер-класса: 1 ч. 30 мин.

повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

  • обучение участников мастер-класса основным приемам игры на шестиструнной гитаре, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;
  • демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся;
  • популяризация его инновационных идей, авторских находок;
  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

  • понимание участниками сути системы работы педагога-мастера;
  • практическое освоение участниками начальных навыков игры на шестиструнной гитаре в рамках транслируемого опыта;
  • активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
  • повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам обучения детей игре на шестиструнной гитаре.

— гитары — акустические, классические, электрогитары;

— стойки для гитар;

— подставки для гитаристов под левую ногу;

— нотные сборники, самоучители игры на гитаре;

— флэш-карта с видеозаписями концертных и конкурсных выступлений обучающихся объединения «Золотые струны»;

— дипломы и грамоты творческого объединения «Золотые струны».

— таблицы «Расположение нот на грифе гитары» (Приложение № 1) ;

— карточки с табулатурной записью песни «Кузнечик» (Приложение № 2) ;

— таблицы основных аккордов для начинающих (Приложение № 3) ;

— шестиструнные акустические и классические гитары;

— таблицы «Устройство шестиструнной гитары и электрогитары» (Приложение № 4) ;

— листы с текстом песни Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (Приложение № 5) .

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я, Махно Ирина Васильевна, педагог дополнительного образования

муниципального учреждения дополнительного образования

«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска Советского района». Руковожу творческим объединением «Золотые струны» в течение 12 лет. Обучаю детей игре на шестиструнной гитаре, а также игре в вокально-инструментальном ансамбле.

Имею первую квалификационную категорию. До своего прихода сюда работала музыкальным руководителем детского сада, а также преподавателем по классу гитары в детской музыкальной школе.

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Знакомство с шестиструнной гитарой и основными приемами игры на ней»

Тема мастер-класса выбрана не случайно, так как именно первоначальное знакомство с инструментом, обучение правильной посадке, постановке рук, практическое освоение основных приемов игры, первый положительный опыт является основой начального этапа обучения и дальнейшего успешного развития техники игры на гитаре.

Теперь — ваша очередь представиться, так как я должна знать, с кем мне предстоит заниматься и как предпочтительнее преподносить вам материал по данной теме. (Участники мастер-класса представляются).

Итак, вначале нашего занятия расскажу немного об истории гитары и разновидностях гитар в настоящее время.

Гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент . Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки .

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э . Это — киннор, набла, нефер, цитра, ситар, кифара, виуэла и др. По прошествии веков предшественники гитары имели корпус различной формы, различное количество струн.

В Средние века основным центром развития гитары была Испания . К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений. В Россию испанская гитара попала в XVIII веке, отчасти благодаря работавшим в России итальянским композиторам и музыкантам.

С начала XIX века в России стремительно распространилась семиструнная гитара . В течение XVIII — XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер.

Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими (показываю классическую гитару). Классическая гитара имеет шесть струн , пронумерованных от тонкой (первой) к толстой (шестой).

Из начала XX века с Американского континента к нам пришла акустическая (эстрадная) гитара, в расцвет джаз и фолк музыки. Нужна была громкая гитара для игры на сцене. И на самом деле акустика звучит на много громче своего классики. Акустическая гитара – это гитара с большим корпусом, металлическими струнами и металлическим стержнем (анкером) в грифе.

В XX веке в связи с появлением технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара (показываю) . Громкость звука электрогитары при этом ограничена только мощностью используемой аппаратуры.

Наряду с электрической и акустической гитарой существуют гибридные варианты — электроакустическая гитара (акустическая гитара со встроенными датчиками для подключения к аппаратуре; англ. acoustic electric guitar) и полуакустическая гитара (электрическая гитара с полым корпусом, позволяющим играть на ней без подключения; англ. semi-acoustic guitar).

Число ладов на гитаре — от 18 (классика) до 36 (электро).

Число струн — от 4 до 14 (или более, индивидуальные модификации)

У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более качественных инструментов и, следовательно, более дорогих, корпус традиционно делается из красного дерева или палисандра , также используется клён . В современных гитарах используются стальные , нейлоновые или карбоновые струны.

Переходим к практической части . Сразу хочу предупредить вас, что гитаристу на первоначальном этапе приходится преодолевать болевой порог, так как любой струнный инструмент требует силы, выносливости и гибкости кистевых мышц. Но со временем кистевые мышцы укрепляются, кожа на подушечках пальцев становится тверже и болевых ощущений исполнитель не испытывает.

Прежде чем вам раздать гитары, коротко расскажу об ее устройстве (Показываю и называю части гитары).

А теперь обратите внимание на правильную посадку гитариста (Показываю, объясняю). Ну, что ж, начнем с правильной посадки. Возьмите, пожалуйста, гитары. Педагоги берут гитары, принимают правильную посадку (подхожу к каждому и по необходимости помогаю, контролирую).

Теперь обратите внимание на постановку правой руки (Объясняю и показываю). Поставьте все правую руку на корпус гитары (Контролирую, помогаю).

Левой рукой пока не работаем. Поставьте ее на пятку грифа.

Расскажу немного о способах звукоизвлечения на гитаре. Основным способом звукоизвлечения на гитаре является щипок — гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает (показываю). При игре пальцами применяют две разновидности щипка: апояндо и тирандо.

Апояндо (от исп. apoyando , опираясь ) — щипок с опорой, после которого палец опирается о соседнюю струну.

При тирандо ( исп. tirando — дёргать), в отличие от апояндо, палец после щипка не опирается на соседнюю, более толстую струну,

После показа приемов игры, предлагаю извлечь поочередно на каждой струне звуки приемами тирандо и апояндо. (Прослушиваю, помогаю каждому).

Я думаю, вам всем знакомо понятие «аппликатура». (Рассказываю об аппликатуре правой и левой руки гитариста. Раздаю таблицы с аппликатурными обозначениями).

Одно из правил игры на гитаре правой рукой: новый звук — новый палец. Чтобы этому научиться, выполним упражнение на чередование пальцев. (Педагоги выполняют)

Так как упражнение на чередование пальцев вы освоили, можно приступить к левой руке. Вначале — немного о постановке левой руки (рассказываю, показываю).

Теперь выполним очень важное упражнение для беглости пальцев — «Ступеньки».

(Показываю упражнение. Педагоги работают над упражнением. Помогаю. Прослушиваю поочередно всех участников мастер-класса).

Со способами звукоизвлечения на гитаре тирандо и апояндо вы познакомились. Также существует много различных приемов игры на гитаре, такие как: арпеджиато, вибрато , гольпе, легато, трель, пиццикато, бой, тамбурин, тремоло, флажолет и т. д.

Мы сейчас познакомимся из основных приемов игры — арпеджио или перебор. Я сейчас вам покажу 8-мизвучное прямое арпеджио.

(Педагоги вначале на деке гитары пробуют последовательно переставлять пальцы p, i, m, a, e, a, e, m, i. После этого отрабатывается упражнение на арпеджио).

Я думаю, пора дать отдых рукам. Положите пока гитары.

Сейчас предлагаю вам посмотреть видеозаписи некоторых концертных и конкурсных выступлений обучающихся объединения «Золотые струны».

(Педагоги на компьютере смотрят видеозаписи. Показ комментирую)

Обучающиеся объединения «Золотые струны» принимают участие в концертных программах различных тематических мероприятий ЦВР, выездных концертах в воинскую часть, женскую колонию, дом престарелых, дом милосердия, духовно-просветительский центр «Ковчег», музей, детскую и центральную городскую библиотеку. Также успешно участвуют в различных очных и дистанционных конкурсах.

Перед вами грамоты, благодарности, дипломы, вы можете с ними ознакомиться.

Дети исполняют музыку и песни на различную тематику, различных жанров. Это и военные песни, и эстрадные, народные, бардовские, романсы, а также из рок-репертуара. В вокально-инструментальном ансамбле дети играют не только на бас, соло и ритм- гитарах, но и на синтезаторе, баяне, гармони, скрипке, саксофоне. В объединении есть дети, которые закончили музыкальную школу или обучаются там. Конечно же, я не позволяю им забыть инструмент, на котором они играли в музыкальной школе. Предоставляю возможность разучивать партии для ансамбля, например, на гармони, синтезаторе. Аккордеониста и гармониста научила играть на баянах, они играют дуэтом, выступают на концертах. Обучаю желающих игре на ударной установке. Наиболее способные и одаренные дети сочиняют свои песни, учатся импровизировать, подбирают песни по слуху.

Задавайте свои вопросы, если что-то интересует.

Ваши руки отдохнули. Теперь можно продолжить наши занятия на гитаре.

После освоения 8-мизвучного прямого арпеджио я знакомлю детей не с нотами, а в первую очередь, с табулатурой. Это — альтернативный способ записи произведений для гитары.

Табулатуры (они же табы) — это удобная схематическая запись гитарных партий. Она гораздо удобнее классической нотной записи. На нотной записи 5 линеек и нужно думать, где на гитаре берется эта нота.

Табулатура представляет собой 6 линий, обозначающих струны, причем первая (самая тонкая) изображена сверху, а шестая, соответственно, снизу . Ноты обозначены цифрами ладов и расположены последовательно по долям .

На табулатурах нужный лад обозначается арабской цифрой . Цифра 0 соответствует открытой (не зажатой) струне, символ «x» соответствует приглушенной (не звучащей) струне. Длина ноты характеризуется количеством свободных символов между нотами (то есть, проще говоря, количеством дефисов «-»).

. С нотами при групповом методе обучения знакомлю позже с той целью, чтобы дети не потеряли интерес к обучению. Я вам сейчас покажу таблицы «Расположение нот на грифе гитары» , обратите внимание, что на грифе гитары нет такого же легкого октавного расположения нот, как на фортепиано, баяне, аккордеоне. Изучать гриф гитары приходится длительное время путем многократных повторений во время игры пьес, гамм, упражнений. Судя по своему опыту работы, обучение по нотам требует индивидуального обучения и больших затрат времени, чем при обучении с помощью табулатуры и аккордовой техники.

Сейчас вам представится возможность в этом убедиться. Не зная нот, вы сейчас сможете быстро разобраться с табулатурой и сыграть мелодию знакомой детской песенки «В траве сидел кузнечик».

(Раздаю листы с табулатурой песни. Педагоги ставят листы на пюпитры и разбирают самостоятельно и с моей помощью пьесу. Затем поочередно исполняют ее, сравнивая свои успехи с исполнением других).

В последние несколько лет широкое распространение получили табулатуры, созданные с помощью специальных программ — редакторов табулатур ( Guitar Pro , TuxGuitar , Reaper TabEditor plugin и аналогичного ПО ). Их преимущество в том, что помимо расширенного инструментария написания табулатур (раньше музыкантам приходилось довольствоваться текстовыми редакторами при написании табулатур на компьютере), они обладают возможностью одновременного проигрыша нескольких табулатурных дорожек с помощью MIDI-синтезатора . С помощью вышеперечисленных программ можно разучивать табулатурные партии.

Теперь руки должны немного отдохнуть. А я вас пока вкратце познакомлю с программой объединения «Золотые струны».

(Знакомство с программой. Предлагаю затем задать интересующие вопросы по программе).

После знакомства с основными способами и приемами игры дети приступают к изучению основных аккордов. Конечно же, с наиболее легких для исполнения. И вас я тоже сейчас познакомлю с буквенно-цифровыми обозначениями аккордов, их записью, постановкой на гитаре.

(Раздаю листы с аккордовыми таблицами. Показываю, объясняю постановку пальцев на разучиваемые аккорды. Педагоги пробуют правильно ставить пальцы на аккорды и извлекать чистый звук на каждой струне).

Пожалуйста, задавайте интересующие вас вопросы. (Ответы на вопросы педагогов).

Я думаю, вы узнали для себя много нового и полезного практического и теоретического материала.

Вы хорошо потрудились, познакомились с одним из видов арпеджио, которое может применяться при исполнении лирических песен. Научились читать элементарную табуляцию, с помощью которой самостоятельно сможете разобрать и другие музыкальные пьесы. Ознакомились для начала с аккордами Em, Am. Аккордов существует большое количество. Конечно же, освоение игры на любом инструменте помимо музыкальных способностей требует времени, терпения, усидчивости и большого желания. И тогда результат непременно будет вас радовать.

И в заключение нашего мастер-класса я предлагаю спеть под гитару известную песню Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (Раздаю листы со словами песни, исполняю на гитаре, все поют).

Спасибо за внимание!

— таблицы «Расположение нот на грифе гитары» (Приложение № 1) ;

— карточки с табулатурной записью песни «Кузнечик» (Приложение № 2) ;

— таблицы основных аккордов для начинающих (Приложение № 3) ;

— шестиструнные акустические и классические гитары;

— таблицы «Устройство шестиструнной гитары и электрогитары» (Приложение № 4) ;

— листы с текстом песни Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (Приложение № 5) .

Таблица «Расположение нот на грифе гитары».

Приложение № 2. Карточка с табулатурной записью песни «Кузнечик».

Табы (табулатура) мелодии

«В траве сидел кузнечик»

Приложение № 3. Таблица основных аккордов для начинающих.

Приложение № 4 . Таблица «Устройство шестиструнной гитары и электрогитары».

Приложение № 5. Текст песни Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Олег Митяев — Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнется купол неба — большой и звездно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Качнется купол неба — большой и звездно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.

Ты что грустишь, бродяга? А, ну-ка, улыбнись.

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

— Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! / 2 раза

И все же, с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны, на сердце запеклись. —

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! / 2 раза

Источник

Оцените статью