Часто встречающиеся последовательности аккордов

Самые распространенные последовательности аккордов

Быть исполнителем или создателем музыки достаточно сложно. Важно не только знать нотную грамоту, но и понимать механизм действия скрытых процессов. Последовательности аккордов часто используются в эстрадной музыке. Они являются универсальным инструментом для создания мелодий, так как могут использоваться в разных стилях.

Теория

Если звучание стремится к определенному тональному центру или центральному аккорду, то такой фрагмент называют последовательностью. Иногда она представляет собой кратную синтаксической структуре гармоническую ячейку, в этом случае последовательность становятся основой для написания классической пьесы. Использование последовательностей четко связано с формой и ритмом.
В зависимости от частоты повторения отрезка и его длины, можно разделить последовательности на 2, 4 или 8-тактовые. Аккордовые последовательности даже помогают определить принадлежность мелодии к одному из музыкальных стилей. Человек, только начинающий изучать музыку, может отличить таким образом классику от эстрадных композиций. Если вы хотите писать собственные песни, то важно уметь строить последовательности аккордов, которые будут повторяться и легко запоминаться.

Отличия от гармонии в классической музыке

Для написания эстрадной музыки характерно простота и повторяемость аккордной последовательности. Она базируется на повторении музыкального отрезка, в отличие от классической музыки, где гармония движется непрерывно. Этот же принцип используется при написании коротких музыкальных фрагментов, используемых для рекламы.

Истоками последовательности аккордов, применяемых для эстрадных композиций, являются народные песни. Там была очень важна простота исполнения, поскольку на инструментах играли люди, не изучавшие нотную грамоту, а лишь овладевшие некоторыми приемами.

Настоящим элементом стиля стала последовательность в джазовой музыке. Изначально она была близка к классической гармонии, но вскоре регтайм стал стремиться к более простым повторениям – это характерно для поздних композиций.

Типы движения гармонии

Гармония может двигаться по одному из трех типов:

  • кварто-квинтовому;
  • хроматическому;
  • диатоническому.

Именно на этих трех типах строятся другие подвиды последовательности аккордов. Основой для построения является гамма, именно поэтому аккорды нумеруются в соответствии со ступенью, на которой находится их тоника.

Последовательность можно сыграть в любой тональности. При сохранении диатонической структуры в написании аккордов используют только римские цифры. При необходимости использования септаккорда указывают смену класса – 7 или х.

Функциональные последовательности

В их основе лежат магические круги функций:

  • для мажора T-D-S-T;
  • для минора T-MD-S-T (или большой T-MD-S-D-T).

В приведенных выше кругах использованы обозначения: T – тоника, D – доминанта, S – субдоминанта. Эти круги соответствуют любой функциональной последовательности. Например, I-IV-V-I, I-VI-IV-V-I или II-V-I-II. Создать такие последовательности можно для любой гаммы.

Нефункциональные последовательности

Модальные и тонально-секвенционные последовательности являются нефункциональными. В них нет четкого разрешения в тонику доминанты и субдоминанты. Также отсутствуют тональные тяготения. В этих последовательностях может быть задействовано от двух вариантов тональности. Примером тому является Am7 – Hm7, которая является самой распространенной последовательностью. Например, ее можно интерпретировать в дорийский минор, тогда формула будет I-IIm7. Эта же последовательность аккордов в тональности мажор может быть представлена как II-III по G.

Нефункциональную последовательность можно построить на основе натуральных ладов. Примером тому может стать последовательность в миксолидийском G мажоре или эолийском C. Формула может быть такая: G-Dm-Em-F. При этом нефункциональные последовательности чаще всего имеют в составе всего 2 аккорда. Мелодии строятся на их чередовании, и таких композиций немало. Но чаще всего используются все же последовательности с большим количеством аккордов, которые чередуются между собой.

Где используются аккордные последовательности

Аккорды являются основой множества стилей: джаз, хэви-металл, блюз и подобные им. Заимствование аккордной последовательности стало основой для множества классических пьес. Вся современная эстрада построена на использовании последовательностей.

С эстрадой связан интересный факт. Если плагиатом является заимствование 7 нот подряд, то последовательности под эту норму не попадают. Ведь иначе многим композиторам пришлось бы делиться гонорарами с давно умершим Бахом, которому принадлежат многие красивые последовательности аккордов, а точнее с его потомками. Использование последовательностей не облагается авторским правом. Именно поэтому многие считают, что эстрадные песни похожи между собой и имеют одну мелодию.

Наиболее часто используемые последовательности в джазе

Джазовые последовательности аккордов осваивать интереснее всего, так как они являются самыми необычными, сложными и красивыми. Одной их самых распространенных прогрессий является нисходящая ii V I.

  • | Cmaj7 | % |Cm7 | F7 | Bbmaj7 | % | Bbm7 | Eb7 | Abmaj7.

Как видите, это мажорная последовательность, в которой фрагмент начинается с тональности С, а заканчивается в мажорной Ab. На всем протяжении отрезка тональность не меняется. Эту прогрессию рекомендуется изучить тем гитаристам, которые только начали знакомиться с джазовыми последовательностями. У этой последовательности есть родственный минорный вариант:

Она поможет даже опытным музыкантам расширить свой багаж знаний. Минорные последовательности аккордов освоить будет сложнее, чем мажорные из-за присутствия 7alt.

Еще один популярный джазовый и блюзовый гитарный ход – это движение от I к IV. В миноре с ней знакомы многие исполнители, а вот построить последовательность в мажорной тональности будет достаточно интересно. Примеры, которые вы можете сразу попробовать:

  • Cmaj7-Gm7-C7-F-maj7 или Cmaj7-Gm9-C13-Fmaj9-F6/9.

Попробуйте их в разных тональностях. Это станет отличным упражнением для слуха и пальцев.

Приемы работы с аккордами

Создать последовательность аккордов можно разными способами. Одним из самых распространенных случаев является использование собственного слуха. Этот прием заключается в том, что композитор напевает мелодию, которая пришла на ум или легла на текст, а потом уже подбирает к ней последовательности аккордов.

Гармоническая последовательность аккордов характерна для классической музыки. В других же стилях используется ограниченное количество последовательностей, где гармония существенного значения не имеет. Существует масса приемов, которые помогут вам создать свою последовательность. Аккорды можно заменить на противоположные по тональности или сделать к ним надстройки. Часто аккорды просто меняют местами. Чтобы найти для себя более приемлемый прием, попробуйте изменить тональность и сделать другие манипуляции со схемой T-S-D-T. Это еще одно полезное упражнение для будущих композиторов и просто музыкантов.

Пример создания последовательности

Итак, вы уже знаете около 20 аккордов, которые можно сыграть на гитаре и жаждете создать авторскую песню? Для таких случаев подойдет именно метод подбора, с помощью которого можно создать простую и запоминающуюся композицию.

Создание последовательности аккордов на гитаре начинается с поиска гаммы для песни. Для этого вам необходимо иметь уже готовый текст или хотя бы мотив. Напойте его несколько раз, чтобы правильно выбрать гамму, которая ляжет в основе новой последовательности. Определите ноту, которая предопределила мелодию.

  1. Определитесь с тональностью гаммы. Для этого возьмите ноту, которую вы нашли, снова напойте песню. Рекомендуем сначала всегда брать мажор, а если он не подошел, то пробовать минор.
  2. Исходя из ноты и гаммы, применяя правила семейственности аккордов, вы легко найдете правильное сочетание.
  3. Если вы недостаточно профессионально играете на гитаре, то используйте трюк «три аккорда». Разберем его на основе мажорной гаммы и основной ноты «до». В этом случае последовательность будет выглядеть следующим образом: до-мажор – фа-мажор – соль-септаккорд.

Для того чтобы научиться создавать более сложные мелодии, необходимо постоянно практиковаться. Разучивайте последовательности, которые используются в мелодиях, относящихся к разным стилям. Пробуйте писать свои первые последовательности, которые могут лечь в основу песен. Обязательно во время работы с последовательностями делайте большое количество повторений. Если у вас не получилось написать свою мелодию с первого раза, то обязательно получится со 101-го, поэтому не бросайте попыток. Для этого вам придется запастись терпением.

Источник

Последовательности аккордов

В русскоязычной теории музыки отсутствуют какие-либо внятные классификации и определения аккордовых последовательностей или, как их по другому называют, гармонические последовательности.

Как правило, они трактуются в рамках классической гармонии, что не всегда удобно для современного музыка, который играет или сочиняет поп, рок, джаз музыку.
Аккордовые последовательности — это универсальный инструмент для композитора, поскольку одни и те же последовательности используются в самых разных стилях. И хотя знание гармонии несомненно необходимо, все же выучить основные последовательности можно и без него.
Итак, попробую ликвидировать очередной пробел в русском отделе музыкальной теории.

Аккордовая последовательность — серия аккордов стремящаяся к определённому тональному центру, либо центральному аккорду (в тональной гармонии), либо кратная синтаксической структуре гармоническая ячейка, являющаяся основой для построения пьесы. Таким образом, последовательность может быть 2, 4, 8 тактовая и т.д. Последовательности очень тесно связаны с ритмом и формой.

Отличительной чертой последовательности является повторяемость и определённого рода простота. Это отличает последовательность от обычного гармонического движения в классической музыке.

Она базируется на повторяемости аккордов, в противовес непрерывности гармонического движения в классике. Это главное отличие эстрадной музыки от академической. По всей видимости, самое явление последовательностей возникло в народной музыке, где простота исполнения была очень важна.

Однако элементом стиля последовательности стали в джазе. При чем рэгтайм был основан на принципах классической гармонии, но стремился к простоте более поздних стилей. По типу аккордовой последовательности можно иногда даже определить стиль музыки.

Немного о типах движения аккордов.

Существуют три базовых типа движения гармонии:

На основе них образуются все остальные виды и подвиды движения гармонии. Поскольку основой для построения аккордов является гамма, то и каждый аккорд последовательности именуют цифрой соответствующей ступени, которая является его тоникой.

Таким образом, гармоническая последовательность может быть сыграна в любой тональности. Нужно учитывать несколько правил, для чтения аккордовых последовательностей.

При сохранении диатонической структуры аккорда указывается только римская цифра.

Например, цифра III для C мажора означает аккорд Em или Em7. Если же необходимо взять септаккорд, то указывается смена класса (7 или x), например III7.

Можно выделить два вида аккордовых последовательностей:

1.Функциональные

Основаны на правилах магического круга функций. Таких кругов два: один для мажора, другой для минора

Любая функциональная последовательность соответствует этому кругу.

К таким последовательностям относятся:

I-VI-IV-V и другие.

2. Нефункциональные последовательности

К ним относятся и модальные, и тонально секвенционные последовательности.

Как правило, такие последовательности не имеют четко выраженного разрешения доминанты или субдоминанты в тонику, в них отсутствуют тональные тяготения. Следовательно нефункциональные последовательности имеют, как минимум два варианта тональности.

Характерная особенность таких последовательностей это движение по секундам и терциям, а также квинтовые движения по часовой стрелке квинтового круга Например, последовательность аккордов Am7- Hm7. Очень распространенная последовательность.

Изолированно от мелодии может быть интерпретирована, как последовательность дорийского A минора и тогда ее формула I- IIm7. Также ее можно представить, как последовательность II-III по G мажору.

Нередко нефункциональные последовательности строятся на основе натуральных ладов.

Пример последовательности в миксолидийском G либо эолийский C:

G — Dm -Em -F

Аккордовые последовательности делятся на группы по количеству аккордов.

Наиболее простой с этой точки зрения будет двух аккордовая последовательность и популярный ее вид T-D. Существует немало известных мелодий построенных на чередовании этих двух аккордов. Естественно, что более распространены последовательности с большим числом аккордов (о них в следующей статье).

Использование

Аккордовые последовательности основа многих стилей. Таких, как джаз, блюз, хэви-металл, так как гармония является основой этих стилей. Множество джазовых и рок композиций основаны на заимствовании аккордовой последовательности.

Это большой плюс последовательностей, как композиционного инструмента. Их можно с чистой совестью заимствовать у любого исполнителя. Это, пожалуй, единственная часть музыки, не облагающаяся авторским правом (иначе все были бы должны денег Баху :))

Музыканту часто гораздо легче наиграть, напеть мелодию на аккорды, а потом доработать ее. Многие известные songwriters сочиняют песни именно так. Это один из 4-х способов создания музыки. (Подробнее здесь https://study-music.ru/sochineni-muzyki-poshagovyj-algoritm/)

Хотите верьте, хотите нет, но есть несколько музыкальных стилей в основе которых лежат всего две-три последовательности. В такой музыке гармония не имеет существенного значения. Например, блюз, рок-н-ролл, панк, некоторые жанры EDM.

Приемы работы с последовательностями могут быть самыми различными.

Вот лишь некоторые из них: любой аккорд можно заменить на противоположный по звучания, минор на мажор и т.д., к любому аккорду можно добавлять надстройки, аккорды можно менять местами и заменять по правилу функции. Предлагаю проделать такие пермутации с последовательностью T-S-D-T самостоятельно.

В следующей статье я дам подробное описание золотой библиотеки последовательностей на всей времена.

Источник

Оцените статью