Почему в нашей музыке семь нот?
Повторяющийся узор фортепианной клавиатуры из чёрных и белых клавиш известен всем и является одним из символов музыки вообще. Достаточно нарисовать на плакате 7 белых клавиш и 5 чёрных – и всем сразу же понятно, что речь пойдёт о чём-то музыкальном. А знаете ли вы, почему клавиши расположены именно таким образом, а не иначе? Почему белых клавиш семь, а чёрных пять? Давайте разбираться.
Где купить частотомер?
Чтобы разобраться в этом вопросе, нам потребуется помощь физики и математики. Начнём с того, что у каждого музыкального звука на фортепиано есть физическая характеристика – частота , а измеряется она в особых единицах – герцах (Гц). Например, нота «ля» первой октавы обладает частотой в 440 Гц. Для измерения частоты используется специальный физический прибор – частотомер или осциллометр, то есть «счётчик колебаний» .
Если хотите, вы тоже можете купить себе для экспериментов частотомер, стоит он недорого – только за ним нужно бежать вовсе не в магазин научного оборудования, а в магазин музыкальных инструментов. И называется он там не «частотомер», а «тюнер», то есть «инструмент для настройки» – но на самом деле тюнер представляет собой самый обычный частотомер, только чуть-чуть переделанный. Встроенный микрофон «слушает» ноту, которую мы играем или поём, и показывает нам её высоту на маленьком экранчике. Для настройки струн скрипки или гитары – самая удобная штука на свете!
Впрочем, если вам лень отправляться в магазин или вы не хотите тратить лишние деньги, можно воспользоваться достижениями современных технологий. Например, скачать для своего смартфона маленькое бесплатное приложение «Тюнер и метроном». Или «Sound Analyzer Free», или «Frequency Counter», таких приложений много, просто «Тюнер и метроном» – самое наглядное и (главное) весьма точное. Нажимаем на кнопочку «Тюнер» – и пожалуйста, вот вам прекрасный частотомер для экспериментов со звуком!
Первый эксперимент: что такое октава?
Если поднести частотомер к пианино, и нажать на клавишу «ля» первой октавы, то прибор покажет нам на экранчике частоту 440 Гц (если, конечно, пианино настроено и исправно). А теперь нажмём на клавишу «ля» второй октавы – прибор покажет нам частоту 880 Гц. Как любопытно, правда? Ведь 880 – это 440, умноженное на 2!
Может быть, это совпадение?
Нажмём на клавишу «ля» малой октавы и снова посмотрим на экранчик тюнера. Он тут же покажет нам частоту 220 герц. А 220 – это 440, разделённое на 2!
Значит, не совпадение, а строгая закономерность. Если мы продолжим наши эксперименты с нотами «ля» по всей клавиатуре пианино, получим такую вот таблицу частот:
Посмотрите, с помощью простых наблюдений за частотомером мы открыли один из самых главных законов теории музыки: частота нот на расстоянии одной октавы отличается ровно в два раза . Хотите ноту на октаву выше? Умножьте частоту на 2. Хотите ноту на октаву ниже? Разделите частоту на 2. Хотите ноту на две октавы выше? Умножаем частоту на 4, легко и просто!
Второй эксперимент: что такое квинта?
Хорошо. Если умножить частоту на 2, получим октаву вверх. Если умножить на 4, получим две октавы вверх. А что будет, если умножить частоту на 3?
Шикарный вопрос! Снова берём ноту «ля» 1-й октавы, частота равна 440 Гц. 440 умножить на 3 равно 1320. Какая это будет нота? Снова берём наш частотомер и находим ноту на клавиатуре пианино банальным методом перебора («научного тыка»). Оп! Есть! Это нота «ми» третьей октавы! Опустим её на октаву вниз, то есть разделим на 2, и получим частоту 660 Гц – «ми» второй октавы. Ноты «ля» первой октавы и «ми» второй октавы образуют красиво звучащий музыкальный интервал, квинту. Именно по квинтам, например, настраиваются струны скрипки. А если мы опустим нашу ноту «ми» ещё на октаву вниз (то есть разделим на 4), то получим «ми» первой октавы, 330 Гц.
Итак, чтобы получить квинту вверх, нам нужно нашу частоту умножить на 3 и разделить на 2, или умножить на дробь 3/2. А если мы умножим нашу частоту на обратную дробь, то есть 2/3? 440 умножить на 2 и разделить на 3 будет примерно 293. Опять включаем частотомер и ищем эту частоту на клавиатуре пианино. Есть! Вот она! Это нота «ре» первой октавы – а нота «ре» образует от ноты «ля» в точности такую же квинту, только сыгранную вниз! Получается, что ноты, из которых можно составлять красивые мелодии и вообще музыку, образуются не «сами по себе», не случайно, а по строгим математическим законам ! Вот это да!
Источник
Частота колебаний ноты до первой октавы
Струна настраивается на определённую высоту тона.
Высота тона определяется частотой колебаний струны.
Частота колебаний измеряется в герцах (Гц).
Частота Ля первой октавы 440Гц. Это означает, что в секунду струна совершает 440 колебаний.
Струна колеблется не только всей своей длиной, но и частями.
Струна колеблется своими половинами. Каждая половина колеблется в два раза чаще, чем вся струна. То есть, в струне ля 1 (440Гц) её половины будут колебаться каждая с частотой 880Гц (440×2).
Струна колеблется своими третями. Каждая треть колеблется в три раза чаще основных колебаний (для ля 1 : 440×3 = 1320Гц).
И так дальше: четверти колеблются в четыре раза чаще, каждая пятая часть в пять раз чаще…
Колебания частей струны мы слышим как гармоники, накладывающиеся на основной тон.
- 2-я гармоника — ½ струны, слышится как октава от основного тона вверх.
- 3-я гармоника — ⅓ струны, квинта через октаву от основного тона вверх.
- 4-я гармоника — ¼ струны, две октавы вверх от основного тона.
- 5-я гармоника — большая терция через две октавы от основного тона вверх.
- 6-я гармоника — квинта через две октавы от основного тона вверх.
- 7-я гармоника — малая септима через две октавы от основного тона вверх.
- 8-я гармоника — три октавы вверх от основного тона.
Удвоение номера гармоники повышает её на октаву. 1-я, 2-я, 4-я, 8-я гармоники — одна и та же нота в разных октавах. То же самое можно сказать про 3-ю и 6-ю гармоники.
Выстраивание гармоник
на примере До малой октавы
Частоту гармоники можно узнать, умножив частоту основного тона на номер этой гармоники.
В следующей таблице даны часто́ты гармоник от Соль малой октавы до Ля первой октавы:
Ниже приведена программа, подсчитывающая часто́ты гармоник от Ля большой октавы до Ля первой октавы в двух видах темперации — РТС и Штоппер (о темперации Штоппера читайте соответствующую тему на Форуме Ассоциации фортепианных мастеров).
Если две струны настроить с частотной разницей в 1Гц (439 и 440, например), то в их совместном звучании мы услышим эту разницу, как одно биение в секунду.
В звучании интервала какая-то пара гармоник совпадает. Если совпадение полное, то биений на этой частоте не будет. Если же есть разница в герцах, то мы услышим биения. Сколько герц разницы — столько биений в секунду.
Какое соотношение частот в интервале, такие гармоники и будут совпадать, в обратном порядке:
Если все эти интервалы будут чистые, с указанным соотношением частот, то гармоники действительно совпадут, и биений не будет. Но в равномерно-темперированном строе квинты и малые терции настраивают зауженными, а кварты, большие терции и большие сексты — расширенными. И действительные соотношения частот интервалов приблизительно таковы:
Квинта | — | 2:2,9966 |
Кварта | — | 3:4,0045 |
Большая секста | — | 3:5,0454 |
Большая терция | — | 4:5,0397 |
Малая терция | — | 5:5,9460 |
Пример расчёта биений в интервале. Возьмём кварту ля—ре 1 . Соотношение частот в кварте 3:4. Совпадающие гармоники — 4-я нижнего тона интервала и 3-я верхнего тона. В таблице находим ля (A3) и частоту её четвёртой гармоники — 880Гц. Затем находим ре 1 (D4) и частоту её третьей гармоники — 880,99Гц. Разница между частотами совпадающих гармоник составляет 0,99Гц. Соответственно, в кварте A3—D4 одно биение в секунду. Кварта расширена, так как третья гармоника ре 1 выше четвёртой гармоники ля.
Где слушать биения?
- В квинте биения слушают октавой выше от верхнего тона интервала.
- В кварте — двумя октавами выше от нижнего тона интервала.
- В большой терции — двумя октавами выше от верхнего тона интервала.
- В большой сексте — квинта через октаву от верхнего тона интервала.
- В малой терции — квинта через две октавы от нижнего тона интервала.
Калькулятор интервальных биений
в РТС и у Штоппера
Как высчитывать биения? Как подсчитать 0,75 биений в секунду? А шесть биений в секунду? Есть разные методики. В пособии Курочкина и Бурдиной предлагается для подсчёта семи биений в секунду проговаривать ритмично за одну секунду скороговорку «пе-ре-да-ча-му-зы-ки», а для подсчёта восьми биений в секунду — «пе-ре-да-ва-ли-му-зы-ку». Существует известный метод синхронизации А.В. Яновского, где в качестве генератора эталонных темпов биений используется электронный метроном.
Каждый настройщик находит для себя удобный ему способ подсчёта биений. Некоторые говорят, что они вообще не считают биения. С ними можно поспорить. Я думаю, что любой настройщик держит в своей голове хотя бы парочку эталонов интервальных биений. Одно биение в секунду — это уж точно может высчитать каждый. Запоминаются часто́ты биений отдельных терций, либо конкретным темпом, либо «тембром моторчика».
Есть свой способ подсчёта биений и у меня. Главным достоинством этого способа считаю то, что нет необходимости ориентироваться в разных темпах, а нужно помнить лишь один темп, 120 ударов в минуту (2 удара в секунду). И ещё надо знать нотную грамоту, длительности нот. В темпе 120 ударов в минуту я предлагаю «исполнять» биения точно так же, как музыканты исполняют ноты различной длительности. Итак, музыкальный темп , где каждому удару соответствует нотная длительность в одну четверть. 120 четвертей в минуту, две четверти в секунду. Темп военного марша. В этом темпе можно «исполнять» биения различной частоты, как редкие, так и частые.
Для человека с музыкальным образованием не составит труда воспроизвести эти биения (конечно же, при соблюдении темпа . Надо лишь выработать в себе привычку к этому темпу. В качестве упражнения при ходьбе на улице можно шагать в этом темпе и про себя проговаривать различные длительности нот. Ниже в этой статье в главе «Тренажёр биений» описывается способ тренировки выставления биений различной частоты в темпе за инструментом.
Настройка по «неправильным» тонам
Все мы знакомы с порядком темперирования: от настроенного тона настраивается точно другой тон в какой-либо интервал к первому тону. При этом, если есть такая возможность, делается проверка дополнительными интервалами от уже настроенных других тонов. Есть ещё вариант — например, кварту можно настроить, построив от нижнего тона интервала вниз большую терцию (конструкция минорного секстаккорда) и проверять соотношение частот биений в получившихся больших терции и сексте (терц-секст), при этом не важна точность настройки нижнего вспомогательного тона. Похожим образом проверяется октава — от нижнего тона интервала строится вниз большая терция, нижний тон которой может быть неточным, и проверяется равенство биений в получившихся больших терции и дециме (или неравенство, если мы хотим октаву расширить).
Я хочу предложить ещё один способ — настройка тона от уже настроенного тона через вспомогательный «неправильный» тон, путём построения двух интервалов с заведомо неправильными биениями, но легко поддающимися подсчёту. Сложно выразился? Разберём подробнее.
Например. Мы имеем настроенный тон A3. Наша задача — настроить точно тон G3. От A3 строим кварту вверх A3-D4 с «неправильными» биениями, легко поддающимися подсчёту. Затем от тона D4, настроенного неправильно (вспомогательный тон), строим квинту вниз G3-D4, тоже с «неправильными» биениями, но такими, чтобы в итоге получилась точная настройка тона G3. Предварительно нам надо подсчитать, какие биения должны быть в обоих интервалах, чтобы точно «попасть» в G3. Давайте попробуем такой подсчёт произвести.
Какие биения выберем для кварты A3-D4? Пусть это будут 2 биения в секунду, их легко услышать. В биениях кварты участвуют 4-я гармоника нижнего тона интервала и 3-я гармоника верхнего тона. Смотрим в таблицу: 4-я гармоника A3 имеет частоту 880 Гц. Поскольку мы хотим два биения в кварте, то к этому прибавляем 2 герца. Получаем 3-ю гармонику D4, равную 882 Гц. Теперь нас интересует, какие при этом получатся биения в квинте G3-D4. В биениях квинты участвуют 3-я гармоника нижнего тона интервала и 2-я гармоника верхнего тона. Мы знаем частоту 3-й гармоники D4 — 882 Гц. Чтобы узнать частоту 2-й гармоники этого тона, надо 882 поделить на 3 и умножить на 2. Получим 588 Гц. Это 2-я гармоника D4. Осталось сравнить её с 3-й гармоникой G3 по таблице. Итак: 3-я гармоника G3 равна 587,99 Гц, 2-я гармоника D4 равна 588 Гц. Разница всего в 0,01 Гц.
Вывод. Если от тона A3 построить вверх кварту A3-D4 с двумя биениями в секунду, а затем от получившегося тона D4 построить вниз чистую квинту (без биений) G3-D4, то мы получим точно настроенный тон G3. (Здесь и далее в статье все расчёты делаются для РТС). Получилась цепочка типа a-b-c, где a — первый настроенный тон, b — вспомогательный, «неправильный» тон, c — конечный тон цепочки, настроенный точно.
Вот такой способ настройки по «неправильным» тонам. Можно искать и другие сочетания, но уж больно трудоёмко всё это — каждый раз вычислять гармоники, прибавлять, вычитать, делить и умножать. Моя лень заставила меня смастерить программу, которая будет производить все расчёты. Вот она:
Программа визуально состоит из трёх блоков, разграниченных горизонтальными линиями.
В первом, верхнем блоке можно выбрать вид темперации (РТС и Штоппер) и первоначальный тон цепочки (по умолчанию там стоит A3). Ниже показывается частота основного тона выбранного первоначального тона цепочки.
Второй блок относится к первому выстраиваемому интервалу цепочки. Можно выбрать интервал и направление построения интервала от первоначального тона (вверх или вниз). Среди выбираемых интервалов — кварта, квинта, терция и секста (терция и секста имеются в виду большие). Слева показывается настраиваемый тон выбранного интервала и табличная частота его основного тона. В середине показывается частота биений этого интервала по таблице. Справа показывается тон, на котором происходят биения в интервале. В белом окошке вводится желаемая частота биений для данного первого интервала цепочки. Пока не делайте этого.
Третий блок относится ко второму, последнему выстраиваемому интервалу цепочки. В блоке можно выбрать интервал и направление его построения (вверх, вниз). Точно так же, как во втором блоке, показывается настраиваемый тон, частота его основного тона, табличные биения в интервале, тон, на котором происходят биения.
По умолчанию в программе стоит цепочка A3-D4-G3, которую мы рассматривали выше. Введите в окошко второго блока для кварты A3-D4 2 биения в секунду, как в обсуждаемом нами выше примере. Слева от этого окошка появилась красная надпись «294,00 Hz» — это частота основного тона D4 при двух биениях в секунду в кварте A3-D4. А в третьем блоке появилось «0,01 б/сек» — это показатель частоты биений для квинты G3-D4, чтобы точно попасть в тон G3.
Ещё один пример для цепочки по умолчанию A3-D4-G3. Введите в окошко второго блока для кварты A3-D4 0 биений в секунду (чистая кварта). Во втором интервале (квинта G3-D4) получится . Как посчитать эти биения — смотрите предыдущую главу «Эталоны биений».
Если биения показываются со знаком «минус», значит интервал зауженный. Когда вво́дите в окошко желаемую частоту биений, не забывайте ставить минус для зауженных интервалов (например квинта, или если вдруг захотите сузить кварту).
Можно составить более длинную цепочку — два вспомогательных «неправильных» тона и, соответственно, три интервала. В такой цепочке подобрать удобные для подсчёта часто́ты биений становится проще. Если предыдущая, короткая цепочка имела схему a-b-c, то цепочка длиннее выглядит как a-b1-b2-c. Ниже вариант программы для длинной цепочки:
Здесь уже на один блок больше. Выглядят блоки так же, как и в программе с короткой цепочкой. Если не вводить своих биений, то во 2-м, 3-м и 4-м блоках показываются биения интервалов по таблице. Если во втором блоке ввести свои биения, то в 3-м блоке будут показаны биения с учётом введённых во втором блоке. То есть, та же самая короткая цепочка, что и в первой программе. Если ввести свои биения и в третьем блоке, то в 4-м будут показаны биения третьего интервала, чтобы получить точно настроенный конечный тон длинной цепочки. Если ввести свои биения только в третьем блоке, а во втором не вводить, то мы получим короткую цепочку, начальный тон которой будет показан во втором блоке.
При вводе своих биений не отклоняйтесь сильно от табличных показателей. Максимум ± 1,5 биения. Иначе это будут слишком большие изменения и практический результат окажется некорректным.
Правило минорного секстаккорда
Минорный секстаккорд — единственный аккорд, в котором все три входящих в него интервала дают биения на сходных частотах. Нижний тон участвует в биениях терции и сексты своей 5-й гармоникой, средний тон участвует в биениях терции и кварты своей 4-й гармоникой, верхний тон участвует в биениях сексты и кварты своей 3-й гармоникой. Для ре-минорного секстаккорда (фа—ля—ре 1 ) эти 5-я, 4-я и 3-я гармоники будут на частотах 873Гц, 880Гц и 881Гц (округлённо). Теперь расположим эти гармоники на линейке, в которой каждое деление будет равно 1Гц:
Здесь F — фа, A — ля, d — ре 1 , а измеряются их гармоники — 5-я, 4-я и 3-я.
Видно, что между совпадающими гармониками F и A расстояние 7Гц, соответственно терция даёт в секунду. Расстояние между совпадающими гармониками A и d 1Гц, кварта ля—ре 1 даёт в секунду. Расстояние между совпадающими гармониками F и d 8Гц, секста даёт 8 биений в секунду.
Тон ля (A) с его 4-й гармоникой можно назвать центральным. Терция настраивается расширенной с понижением 5-й гармоники фа относительно 4-й гармоники ля на 7Гц (). Кварта настраивается расширенной с повышением 3-й гармоники ре 1 относительно 4-й гармоники ля на 1Гц (). В результате получается ещё один расширенный интервал — секста , где расстояние от 5-й гармоники фа до 3-й гармоники ре 1 составит уже 8Гц (8 биений/сек).
Отсюда простая формула: Биения в сексте являются суммой биений терции и кварты.
В качестве эксперимента мы можем опустить ля её 4-й гармоникой на 3Гц. Получим:
Биения в сексте, конечно же, останутся прежними ( секунду), а терция и кварта будут иметь по в секунду. 8=4+4. «Правило минорного секстаккорда» продолжает работать.
Теперь рассмотрим, что произойдёт, если ре 1 понизить настолько, чтобы кварта стала вместо расширенной зауженной на такое же в секунду. Это значит, что 3-я гармоника ре 1 станет на 1Гц ниже 4-й гармоники ля:
Считаем. В кварте . В сексте . В терции .
Всё поменялось. Теперь биения в терции являются суммой биений сексты и кварты: 7=6+1.
«Правило минорного секстаккорда» можно применять на практике. Если нам надо настроить точно большую сексту с очень частыми биениями, эти биения можно распределить между входящими в неё большой терцией и квартой. Если надо настроить точно большую терцию с очень частыми биениями, то от её верхнего тона можно построить вверх зауженную кварту и биения распределить между секстой и квартой.
Инструмент предоставляет нам хорошую возможность потренироваться в определении темпа и выставлении в нём биений различной частоты. Для этого должна быть настроена Ля малой октавы.
Чтобы правильно настроить фа# 1 , необходимо в сексте добиться 10 биений в секунду. Пользуясь правилом минорного секстаккорда, поделим эти 10 биений между терцией и квартой . Здесь до# 1 является «неправильным», вспомогательным тоном для настройки фа# 1 .
Настроим до# 1 с шестью биениями
в секунду в терции ля—до# 1
Настроим фа# 1 с четырьмя биениями
в секунду в кварте до# 1 —фа# 1
6+4=10. Можно ли считать, что мы точно настроили сексту ? Да, если при подсчёте биений соблюдён темп . Как это проверить без метронома? Сделаем ещё два хода.
Настроим Си малой октавы с одним
биением в секунду в квинте си—фа# 1
Настроим ми 1 с двумя биениями
в секунду в кварте си—ми 1
Если во всех четырёх интервалах цепочки установлены биения с соблюдением темпа , то в результате мы получим абсолютно чистую квинту , с отсутствием в ней биений:
Если последняя квинта вместо чистой получилась расширенной, то темп всех биений был взят быстрее положенного. При зауженной квинте — темп медленнее положенного. Темп даст в конце цепочки расширенную квинту с одним биением в секунду, темп — зауженную квинту с одним биением в секунду.
Теперь, когда вся цепочка сошлась, и есть уверенность в темпе , можно послушать биения разной частоты. Сейчас мы имеем эталоны биений 1, 2, 4 и 6 в секунду. В сексте 10 биений в секунду. Если двигать до# 1 , изменяя частоту биений терции и кварты , то можно «поймать» и другие биения. Добившись одинаковых биений в терции и кварте, услышим, как звучат . Сделав в кварте в секунду (столько же, сколько сейчас в квинте ), в терции услышим . Сделав в кварте в секунду (столько же, сколько сейчас в кварте ), в терции услышим . В кварте — в терции .
И ещё. Сейчас у нас в квинте в секунду, в кварте в секунду. Если поднять тон си до в кварте , то в квинте услышим ровно .
Каждый настройщик замечал, что настраивая, к примеру, тон ре 1 в кварту к ля, частые биения мы слышим хорошо, а по мере приближения их к положенному одному биению в секунду приходится вслушиваться всё внимательнее, так как биения становятся более «размытыми». Что же получается — чем реже биения, тем они менее отчётливо слышны? Предлагаю рассмотреть один пример.
Правильно настроенная в малой октаве большая терция даёт около семи биений в секунду, которые слышны хорошо. Эта же терция, но октавой выше, даёт уже около 14 биений в секунду, которые слышны так же хорошо, как и терции в малой октаве. Теперь поднимем фа 1 на столько, чтобы терция давала такие же , как и терция в малой октаве. Биения терции в первой октаве стали заметно менее отчётливыми, с более размазанной атакой. Вроде бы по семь биений в секунду в обеих терциях, но в малой октаве терция «бьёт» чётче, острее. Что же изменилось? А вот что: разница в семь герц совпадающих гармоник у большой терции фа—ля в малой октаве будет означать разницу в 14 центов, а те же семь герц разницы совпадающих гармоник терции октавой выше означают разницу в 7 центов, в два раза меньше.
В центовом выражении разница совпадающих гармоник во всех интервалах всегда одинакова, в какой бы октаве эти интервалы ни находились. В кварте и квинте эта разница составляет около двух центов, в большой терции около 14 центов, а в большой сексте около 16 центов. Эта разница есть не что иное, как отклонение интервала от его «чистого» состояния, когда биений в интервале нет.
Получается, что чем больше центовая разница совпадающих гармоник, тем отчётливее слышны биения в интервале. Соотношение слышимости биений (кварта:терция:секста) = (1:7:8). Следовательно, по центовой разнице совпадающих гармоник самый комфортный интервал для прослушивания биений — большая секста. В сексте биения лучше слышны ещё и потому, что они октавно не совпадают с основными тонами интервала (5-я и 3-я гармоники).
Убедиться практически в лучшей слышимости биений сексты можно в следующем примере. Мажорный квартсекстаккорд включает в себя три интервала — кварту, большую сексту и большую терцию. В звучании аккорда биения этих трёх интервалов наслаиваются друг на друга:
До-мажорный квартсекстаккорд
с биениями всех трёх интервалов
Если вслушаться в до-мажорный квартсекстаккорд, то наиболее слышимые биения будут на си 2 (биения сексты ). Слабее будут биения на ми 3 (терция ). И практически не слышны в основной массе биения кварты на соль 2 .
Некоторые настройщики при темперировании пользуются квартами, квинтами и большими терциями, игнорируя большие сексты. А зря! Секста является очень удобным интервалом — как по точности, так и по слышимости биений.
Существует мнение, что терции — более чувствительные интервалы, чем кварты, соответственно настройка по терциям точнее. Это не совсем верно.
Изменение высоты основного тона на 5 центов повлечёт за собой такой же сдвиг на 5 центов всего гармонического столба, всех гармоник. Но если для основного тона 5 центов будет означать, к примеру, сдвиг на 1Гц, то вторая гармоника изменит свою частоту уже на 2Гц, третья гармоника — на 3Гц и т.д. При этом, повторюсь, весь гармонический столб сдвинется на одинаковые 5 центов. Тот же тон, но октавой выше, отреагирует на такое же изменение на 5 центов в два раза чувствительней — основной тон сдвинется на 2Гц, вторая гармоника на 4Гц, третья на 6Гц и т.д.
Более чувствителен тот интервал, у которого выше частоты совпадающих гармоник, а не их номера. И это не обязательно будет терция. Кварта даёт биения на ми 3 , и она будет чувствительнее терции , дающей биения на до# 3 .
Интервалы, входящие в состав минорного секстаккорда (кварта, большие терция и секста), дают биения на близких частотах, их можно назвать одинаково чувствительными. То есть, эти интервалы приблизительно равны в соотношении изменений «центы/частота биений». Взгляните на следующий нотный пример:
В этом ре-минорном примере заключены интервалы со сходной чувствительностью, которые дают биения на одном и том же тоне — ля 2 (A5). Это следующие интервалы: октава (биения на уровне 2:1), квинта , кварта , большая секста , большая терция , малая терция .
— Вы до сих пор считаете, что терции чувствительнее кварт? Тогда мы идём к вам!
В статье используются два вида буквенного написания нот. Например, кварта и кварта — это одна и та же кварта. В первом случае применяется нотация Гельмгольца со слоговой системой наименования ступеней, где ля — это Ля малой октавы, а ре 1 — это Ре первой октавы. Во втором случае применяется английская буквенная нотация, где , , , , , , . Цифра рядом с буквой означает октаву: , , большая октава, малая октава, первая октава, октава, октава, четвёртая октава, пятая октава. Английская буквенная нотация обычно используется в настроечных программах, удобна своей простотой и универсальностью.
Когда речь идёт о биениях в интервале, я использую выражение «совпадающие гармоники». Кто-то может возразить — какие же они совпадающие, если у них есть разница в герцах? Да, с акустической точки зрения назвать их совпадающими нельзя. Александр Владимирович Яновский предлагал называть эти гармоники интервалообразующими. Но я называю их совпадающими, и вот почему. Ля первой октавы имеет частоту 440Гц, но если частота её будет, к примеру, 442Гц, это всё равно будет Ля первой октавы. 435Гц — тоже Ля первой октавы. Гармоники для меня являются совпадающими, если они дают одноименные тоны. То есть здесь моя позиция — позиция музыканта, а не акустика.
Источник